Работа с текстом по чтению 3 класс | Тренажёр по чтению (3 класс) на тему:
1 вариант
В.В.Яхонтов
Птица-змея
— Это гадюка! Брось! Слышишь! – завопили ребята и врассыпную бросились в стороны. Самый отважный из них, тот, который вытащил из дупла живое существо, похожее на птицу, и на шипящую с длинным жалом змею одновременно, тоже не выдержал и выпустил его из рук. С хриплым торжествующим криком странная птица-змея порхнула и быстро исчезла среди деревьев. После этого ребята долго обсуждали диковинную находку и ухватки этой невиданной птицы.
Много пернатых живёт в наших краях, но вертишейка, так напугавшая ребят, заслуживает того, чтобы о ней рассказать подробно.
Вертишейка, или вертиголовка, улетает на зиму к югу. Она хотя и принадлежит к отряду дятлов, но совсем не мастерица долбить деревья и вертикально лазать по стволам. Вертишейка вьёт гнёзда, как и все дятлы, в дуплах, но своего долбить не умеет и пользуется готовым. Окраска перьев у вертишейки покровительственная, буро-серых тонов, глаза карие, и вся она не такая цветная, как большинство её сородичей. На дереве она сидит обычно вдоль горизонтальных сучьев и прижавшись к ветке. Поэтому заметить её на фоне коры чрезвычайно трудно. Прилетают вертишейки в мае и сейчас же выдают себя громким, с гнусавым оттенком, криком «ти-ти-ти-ти-ти…». Держатся они обычно в разреженных лесах с отдельно стоящими крупными деревьями. Замечательное свойство этой птицы – отпугивать от себя врагов. Вертишейка умеет артистически подражать повадкам змеи. Попав в руки человека или в лапы животного, а также почуяв опасность, вертишейка вытягивает шею, изгибая её змееобразно, угрожающе вертит головой, вращает глазами, открывает рот и высовывает язык. При этом она ещё шипит, как змея, и распускает хвост. Весь её вид, каждое движение тела напоминают ядовитую змею и устрашают врага. Несведущий человек и многие звери, столкнувшись с такой пугающей, змеиного вида, птицей, стараются её не трогать и уйти от греха подальше.
Орнитологам пока не ясно, откуда у вертишейки выработался такой инстинкт и как она прошла школу змее-подражания.
Словарь
Орнитологи – учёные, изучающие жизнь птиц.
Инстинкт – внутреннее чутьё.
Ухватки – повадки, особенности поведения.
Отметь ответы, выполни задания.
1. Как называется живое существо, о котором говорится в произведении? Запиши ответ.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. К какому отряду птиц относится вертишейка? Найди ответ в тексте и запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Где вьёт гнездо вертишейка? Отметь ответ.
□ на дереве
□ в траве
□ в кустарнике
□ в дупле
4. В каких лесах обычно живут вертишейки? Найди в тексте ответ и запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как ты понимаешь выражение окраска покровительственная?
□ подходит под цвет стволов деревьев
□ очень красивая
□ пёстрая
□ цветистая
6. Как лазает по деревьям вертишейка?
□ вертикально по стволам деревьев
□ вокруг стволов
□ не лазает совсем
□ сидит на горизонтальных сучьях
7. Как вертишейка отпугивает врагов? Найди в тексте и запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Определи жанр этого произведения.
□ сказка
□ художественный рассказ
□ научно-познавательный рассказ
□ басня
9. Объясни заголовок этого произведения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Когда вертишейки возвращаются с юга.
□ в марте
□ в мае
□ в апреле
□ в июне
11. Как ведут себя вертишейки, когда возвращаются весной в родные леса?
□ гуляют по лесу
□ сидят на деревьях
□ долбят дерево
□ громко и гнусаво кричат
12. Какой из предлагаемых заголовков мог бы подойти к этому произведению?
□ «Странный дятел»
□ «Сородич дятлов»
□ «Вертишейка»
□ «Вертиголовка»
13. Вертишейка 2совсем не мастерица долбить деревья», говорится в рассказе. Объясни, что это означает.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Хотелось бы тебе увидеть птицу-змею? При ответе на вопрос используй текст произведения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 вариант
Е. А. Благинина
Крикса и Тишеня
Жили-были две сестрицы. Одну звали Крикса, а другую – Тишеня.
У Тишени глаза ясные, и в них разум светится. И у Криксы ясные глазки, да пустоваты – не светится в них разум.
Тишеня сначала подумает, а потом слово скажет. Оттого речь её всем приятна.
А Крикса – бряк-бряк, наговорит с три короба, а что к чему – не поймёшь.
Тишеня, прежде чем сесть поесть, спросит: все ли ели? А поевши, крошки птицам кинет, кошке супцу плеснёт, собаке косточку даст.
А Крикса – хап-хап – схватит что повкуснее и была такова: чашки не помоет, спасибо не промолвит.
Тишеня дверь затворяет – проверяет, не идёт ли кто сзади, — не ушибить бы! Да и громыхать попусту не хочет – и так шуму на земле много.
А Крикса – грох-грох! Прохожие – ох-ох! Но ей и горя мало: «Подумаешь, нежности какие!»
В электричке ли едут – к деду с бабкой на праздники, Тишеня сидит у оконца. За оконцем – солнце! Берёзки разбегаются, пляшут, косицами машут. Тропинка вьётся-петляет. Вот бы побежать за ней – далеко-далеко! Вдруг царевну-лягушку встретишь у болотца… Или Дюймовочку!
А Крикса – трень-брень – стишки читает, песни поёт, никому покоя не даёт. Только мать с отцом рады: Хороша дочка! Забавница!»
Тишеня по улице идёт – приглядывается: не обижает ли большой малого, не заблудилось ли дитя, не страшится ли слепец перейти дорогу?
А Крикса – тук-тук каблучками, нос задерёт, ать-два – вперёд! Горда, спесива: мол, я ль не красива?!
Вот выросли сестрицы, обучились, пошли работать. Тишеня работает не скоро, зато споро. А Крикса – тяп-ляп – готово! Глядишь, она уж в награжденьях ходит. Получили сестрицы первую получку.
Тишеня домой пришла, отцу-матери поклонилась и говорит:
— Спасибо вам, родные, что вы меня в люди вывели. Теперь пришёл мой черёд о вас заботится… И выложила все денежки – до копеечки.
А Крикса получку получила, в кулак зажала, в лавку побежала. В лавке – давка, гам, толчея.
— Я! Я! Очередь моя!
Накупила духов-помады, платков-косынок, носков-ботинок. Прибегает домой:
— Фу-у-у, устала!!!
Разложила покупки, мажет губки, примеряет юбки:
— Ну, что – какова?!
Отец с матерью друг на дружку глядят, диву даются: как это на одной яблоньке такие разные яблочки уродились! Чудеса!
Спесива – высокомерна, т.е. необоснованно считает себя лучше и важнее других.
Отметь ответы, выполни задания.
1. Определи жанр и тему этого произведения.
□ сказка о животных
□ рассказ о природе
□ сказка о людях
□рассказ о детях
2. О чём или о ком рассказывается в этом произведении?
□ о девочках и их родителях
□ о хороших и плохих людях
□ о том, как Крикса пела песни
□ О том, как Тишеня разговаривала
3. Как Крикса относилась к миру вокруг неё? Подтвердите ответы словами из произведения.
К людям
____________________________________________________________________________________________________________________________________
К природе
____________________________________________________________________________________________________________________________________
К родителям
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как Тишеня относилась к миру вокруг неё?
К людям
____________________________________________________________________________________________________________________________________
К природе
____________________________________________________________________________________________________________________________________
К родителям
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. «Работает не скоро, зато споро». Как ты понимаешь это выражение? Отметь ответ.
□ работает медленно и плохо
□ работает не спеша, но хорошо
□ работает быстро и плохо
□ работает быстро и успешно
6. «Тяп-ляп и готово!» Объясни это выражение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. О чём важном сказал автор? Отметь ответ.
□ о том, что Крикса весёлая
□ о том, что девочки выросли и стали работать
□ о том, что люди бывают плохие и хорошие
□ о том, что Тишеня заботилась о родителях
8. Кто из героев произведения тебе понравился? Почему? Запиши своё объяснение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Чему удивляются отец с матерью? Выбери ответ.
□ тому, что девочки выросли
□ тому, что Тишеня заботится о них
□ тому, что Крикса весёлая
□ тому, что в одной семье выросли такие разные дочери
10. Какой заголовок подойдёт к этому произведению?
□ «Две сестры»
□ «Дочери»
□ «В семье»
□ «Разные яблочки»
Работа с текстом. Контрольные работы по чтению. 3 класс УМК «Перспектива»
Тексты контрольных работ литературное чтение 3 класс
Контрольная работа №1:
проверка навыка чтения молча (понимание содержания, получение информации):
В. Волков «Кнут»
Прочитай текст
Кнут
– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко… И где же ты его нашёл?
– А на дороге.
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:
– Эй, Вовк, я вот все думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего. .. Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать еѐ, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься…
Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл загородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута. (В. Волков)
Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи героев произведения.
а) Дед, внук, дед Егор; б) внук, дед; в) внук, дед, Вовка.
2. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.
а) В городе; б) в селе.
3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?
а) Утром; б) утром, днем, вечером; в) утром, вечером.
4. Какой находкой внук хвастается перед дедом? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
5. Где Вовка нашел кнут? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
6. В чем была радость обладания кнутом?
а) Звучно щелкать; б) хвастать перед ребятами; в) хранить под подушкой.
7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
8. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?
а) Нарушить религиозно-нравственные предписания;
б) совершить поступок, достойный осуждения, порицания.
9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
10. Какой совет дал дед внуку? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
11. Какое значение вкладывает дед в слова:
а) покумекать — _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
б) головастый- _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 12. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута? _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 13. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.
а) Совет деда.
б) Облегчение от принятого решения.
в) Хвастовство находкой.
г) Нежелание отдать кнут хозяину.
14. Придумай 1–2 вопроса к тексту. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
15. Какой нравственный урок получил внук? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Контрольная работа № 2: проверка навыка чтения молча (понимание содержания, получение информации): Э. Кисилёв «Мальчик – Огонёк»
Прочитай текст «Мальчик-Огонѐк» Э. Киселѐва
МАЛЬЧИК-ОГОНЁК
Жил на свете маленький горячий Огонѐк. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, всѐ, как у ребят.
Фея огня сделала его мальчуганом (он очень просил еѐ об этом), но сказала, что от всех ребят Огонѐк будет тем отличаться, что если попадѐт в воду – погаснет, и не будет ни мальчика, ни Огонька.
Вот так и появился в большом и весѐлом доме, где жило много ребят, мальчик-Огонѐк. Бегал он быстро, прыгал высоко, а когда делал что-нибудь, искры вокруг так и летели. Крепко он дружил с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонѐк с товарищами не ходил.
Как-то случилось, что Огонѐк был один на берегу реки. Шѐл он и улыбался – просто так: солнцу, речке, деревьям, траве. И вдруг увидел: тонет мальчишка, голова едва видна над водой, волны через лицо перекатываются.
Что делать? Вспомнил Огонѐк слова волшебницы: «Попадѐшь в воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька», – вспомнил и… бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку. И тут почувствовал, что начал гаснуть, что руки и ноги перестают слушаться, а глаза видеть. Из последних сил плывѐт он. Вытащил на берег мальчишку. Выбрался и сам.
Выбрался и погас.
Лежат на песке чѐрные угольки – погасший мальчик-Огонѐк.
Всѐ это с высокого неба видело Солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на погасшего мальчика-Огонька и снова зажгло.
И пусть мальчишкой он не стал, но сделался уже не Огоньком, а большим Огнѐм с таким же добрым и мужественным сердцем. (Э. Киселѐв)
Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время года происходили события, описанные в тексте?
1. Зимой 2. Весной 3. Летом 4. Осенью
2. Подумай, почему слово «Огонёк» автор написал с большой буквы? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
3. Запиши самое главное желание Огонька. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
4. Отметь название произведения, где превращение в человека тоже сопровождается условием.
1. Х.К. Андерсен – «Русалочка»;
2. А.С. Пушкин – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
3. …
5. Восстанови последовательность действий мальчика-Огонька при спасении мальчишки. 1. Выбрался;
2. Бросился;
3. Поддержал;
4. Подплыл;
5. Вытащил;
6. Погас
6. Выпиши из текста слова, характеризующие солнце. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
7. Почему Солнце направило свой луч на погасшего мальчика-Огонька?
1. Восстанавливало справедливость;
2. Вознаграждало большое и мужественное сердце;
3. Не хотело видеть чёрные угольки
8. Восстанови деформированный план текста.
1. Вмешательство справедливого Солнца.
2. Заветное желание маленького горячего Огонька.
3. Трудный выбор.
4. Подарок Феи огня.
5. Счастливая жизнь мальчика-Огонька в большом и весѐлом доме.
9. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста?
1. Где отвага, там и победа.
2. Хорошую дружбу и топором не разрубишь.
3. Большая заслуга – выручить в беде друга.
10. Определи главную мысль текста. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
11. Понравилось ли тебе произведение и чем? _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Контрольная работа № 3: проверка навыка чтения вслух и понимание прочитанного М. Пришвин «Журка»
Журка
Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он еѐ проглотил. Дали другую – проглотил. Третью, четвѐртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
– Умница! – сказала моя жена и спросила меня: – А сколько он может съесть их? Десять может?
– Десять, – говорю, – может.
– А ежели двадцать?
– Двадцать, – говорю, – едва ли…
Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить – и Журка с ней, она в огород – и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребѐнку, и без него ей уже скучно, без него никуда. Но ежели случится – нет его, крикнет только одно: «Фру–фру!», и он к ней бежит. Такой умница! Так живѐт у нас журавль, а подрезанные крылья его всё растут и растут.
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула – и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слезы, и к нам: «Ах, ах, горе какое! Ах, ах!» Мы все побежали к колодцу. Видим – Журка далеко, на середине нашего болота сидит.
Я и все ребята за мной тоже кричат:
– Фру-фру!
И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. 35 Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять – проглотил, дали десять – проглотил, двадцать и тридцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки. (М. Пришвин)
Вопросы и задания
1. Как подружились люди и молодой журавль?
2. Из каких слов видно, что люди очень привязалась к Журке? Прочитай их.
3. Найди место в тексте, из которого видно, что женщина очень хотела удержать журавля у себя дома. Прочитай эти слова.
4. Чем Журка очень удивил всех окружающих?
5. Как ты думаешь, что может произойти спустя некоторое время с Журкой? Попробуй сам продолжить рассказ М. Пришвина.
6. Вспомни, какая пословица лучше всего отобразит главную мысль этого рассказа? (Птице….).
Контрольная работа № 4: проверка навыка чтения молча (понимание содержания, получение информации)
1 вариант
В.В.Яхонтов
Птица-змея
— Это гадюка! Брось! Слышишь! – завопили ребята и врассыпную бросились в стороны. Самый отважный из них, тот, который вытащил из дупла живое существо, похожее на птицу, и на шипящую с длинным жалом змею одновременно, тоже не выдержал и выпустил его из рук. С хриплым торжествующим криком странная птица-змея порхнула и быстро исчезла среди деревьев. После этого ребята долго обсуждали диковинную находку и ухватки этой невиданной птицы.
Много пернатых живёт в наших краях, но вертишейка, так напугавшая ребят, заслуживает того, чтобы о ней рассказать подробно.
Вертишейка, или вертиголовка, улетает на зиму к югу. Она хотя и принадлежит к отряду дятлов, но совсем не мастерица долбить деревья и вертикально лазать по стволам. Вертишейка вьёт гнёзда, как и все дятлы, в дуплах, но своего долбить не умеет и пользуется готовым. Окраска перьев у вертишейки покровительственная, буро-серых тонов, глаза карие, и вся она не такая цветная, как большинство её сородичей. На дереве она сидит обычно вдоль горизонтальных сучьев и прижавшись к ветке. Поэтому заметить её на фоне коры чрезвычайно трудно. Прилетают вертишейки в мае и сейчас же выдают себя громким, с гнусавым оттенком, криком «ти-ти-ти-ти-ти…». Держатся они обычно в разреженных лесах с отдельно стоящими крупными деревьями. Замечательное свойство этой птицы – отпугивать от себя врагов. Вертишейка умеет артистически подражать повадкам змеи. Попав в руки человека или в лапы животного, а также почуяв опасность, вертишейка вытягивает шею, изгибая её змееобразно, угрожающе вертит головой, вращает глазами, открывает рот и высовывает язык. При этом она ещё шипит, как змея, и распускает хвост. Весь её вид, каждое движение тела напоминают ядовитую змею и устрашают врага.
Несведущий человек и многие звери, столкнувшись с такой пугающей, змеиного вида, птицей, стараются её не трогать и уйти от греха подальше. Орнитологам пока не ясно, откуда у вертишейки выработался такой инстинкт и как она прошла школу змее-подражания.
Словарь
Орнитологи – учёные, изучающие жизнь птиц.
Инстинкт – внутреннее чутьё.
Ухватки – повадки, особенности поведения.
Отметь ответы, выполни задания.
1. Как называется живое существо, о котором говорится в произведении? Запиши ответ.
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
2. К какому отряду птиц относится вертишейка? Найди ответ в тексте и запиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Где вьёт гнездо вертишейка? Отметь ответ.
□ на дереве
□ в траве
□ в кустарнике
□ в дупле
4. В каких лесах обычно живут вертишейки? Найди в тексте ответ и запиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как ты понимаешь выражение окраска покровительственная?
□ подходит под цвет стволов деревьев
□ очень красивая
□ пёстрая
□ цветистая
6. Как лазает по деревьям вертишейка?
□ вертикально по стволам деревьев
□ вокруг стволов
□ не лазает совсем
□ сидит на горизонтальных сучьях
7. Как вертишейка отпугивает врагов? Найди в тексте и запиши ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Определи жанр этого произведения.
□ сказка
□ художественный рассказ
□ научно-познавательный рассказ
□ басня
9. Объясни заголовок этого произведения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Когда вертишейки возвращаются с юга.
□ в марте
□ в мае
□ в апреле
□ в июне
11. Как ведут себя вертишейки, когда возвращаются весной в родные леса?
□ гуляют по лесу
□ сидят на деревьях
□ долбят дерево
□ громко и гнусаво кричат
12. Какой из предлагаемых заголовков мог бы подойти к этому произведению?
□ «Странный дятел»
□ «Сородич дятлов»
□ «Вертишейка»
□ «Вертиголовка»
13. Вертишейка 2совсем не мастерица долбить деревья», говорится в рассказе. Объясни, что это означает.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Хотелось бы тебе увидеть птицу-змею? При ответе на вопрос используй текст произведения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 вариант
Е.А. Благинина
Крикса и Тишеня
Жили-были две сестрицы. Одну звали Крикса, а другую – Тишеня.
У Тишени глаза ясные, и в них разум светится. И у Криксы ясные глазки, да пустоваты – не светится в них разум.
Тишеня сначала подумает, а потом слово скажет. Оттого речь её всем приятна.
А Крикса – бряк-бряк, наговорит с три короба, а что к чему – не поймёшь.
Тишеня, прежде чем сесть поесть, спросит: все ли ели? А поевши, крошки птицам кинет, кошке супцу плеснёт, собаке косточку даст.
А Крикса – хап-хап – схватит что повкуснее и была такова: чашки не помоет, спасибо не промолвит.
Тишеня дверь затворяет – проверяет, не идёт ли кто сзади, — не ушибить бы! Да и громыхать попусту не хочет – и так шуму на земле много.
А Крикса – грох-грох! Прохожие – ох-ох! Но ей и горя мало: «Подумаешь, нежности какие!»
В электричке ли едут – к деду с бабкой на праздники, Тишеня сидит у оконца. За оконцем – солнце! Берёзки разбегаются, пляшут, косицами машут. Тропинка вьётся-петляет. Вот бы побежать за ней – далеко-далеко! Вдруг царевну-лягушку встретишь у болотца… Или Дюймовочку!
А Крикса – трень-брень – стишки читает, песни поёт, никому покоя не даёт. Только мать с отцом рады: Хороша дочка! Забавница!»
Тишеня по улице идёт – приглядывается: не обижает ли большой малого, не заблудилось ли дитя, не страшится ли слепец перейти дорогу?
А Крикса – тук-тук каблучками, нос задерёт, ать-два – вперёд! Горда, спесива: мол, я ль не красива?!
Вот выросли сестрицы, обучились, пошли работать. Тишеня работает не скоро, зато споро. А Крикса – тяп-ляп – готово! Глядишь, она уж в награжденьях ходит. Получили сестрицы первую получку.
Тишеня домой пришла, отцу-матери поклонилась и говорит:
— Спасибо вам, родные, что вы меня в люди вывели. Теперь пришёл мой черёд о вас заботится… И выложила все денежки – до копеечки.
А Крикса получку получила, в кулак зажала, в лавку побежала. В лавке – давка, гам, толчея.
— Я! Я! Очередь моя!
Накупила духов-помады, платков-косынок, носков-ботинок. Прибегает домой:
— Фу-у-у, устала!!!
Разложила покупки, мажет губки, примеряет юбки:
— Ну, что – какова?!
Отец с матерью друг на дружку глядят, диву даются: как это на одной яблоньке такие разные яблочки уродились! Чудеса!
Спесива – высокомерна, т.е. необоснованно считает себя лучше и важнее других.
Отметь ответы, выполни задания.
1. Определи жанр и тему этого произведения.
□ сказка о животных
□ рассказ о природе
□ сказка о людях
□рассказ о детях
2. О чём или о ком рассказывается в этом произведении?
□ о девочках и их родителях
□ о хороших и плохих людях
□ о том, как Крикса пела песни
□ О том, как Тишеня разговаривала
3. Как Крикса относилась к миру вокруг неё? Подтвердите ответы словами из произведения.
К людям
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К природе
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К родителям
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как Тишеня относилась к миру вокруг неё?
К людям
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К природе
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К родителям
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. «Работает не скоро, зато споро». Как ты понимаешь это выражение? Отметь ответ.
□ работает медленно и плохо
□ работает не спеша, но хорошо
□ работает быстро и плохо
□ работает быстро и успешно
6. «Тяп-ляп и готово!» Объясни это выражение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. О чём важном сказал автор? Отметь ответ.
□ о том, что Крикса весёлая
□ о том, что девочки выросли и стали работать
□ о том, что люди бывают плохие и хорошие
□ о том, что Тишеня заботилась о родителях
8. Кто из героев произведения тебе понравился? Почему? Запиши своё объяснение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Чему удивляются отец с матерью? Выбери ответ.
□ тому, что девочки выросли
□ тому, что Тишеня заботится о них
□ тому, что Крикса весёлая
□ тому, что в одной семье выросли такие разные дочери
10. Какой заголовок подойдёт к этому произведению?
□ «Две сестры»
□ «Дочери»
□ «В семье»
□ «Разные яблочки»
Контрольная работа № 8: проверка навыка чтения вслух (способ, правильность, понимание): Г. Балл «Малышка»
Г. Балл Малышка
На подстилке, поджав ноги, лежал телѐнок. Головка ушастенькая, сам весь рыжий, с белым пятном на боку. Был он совсем ещѐ маленький. Ничего-то не понимал. Он даже не знал, что его зовут Малышкой.Раз на ферму пришла Дуняша, увидела телѐнка, обрадовалась.
– Ой, мамочка, гляди, какой телок-то махонький!
– Ну да, у него и прозвище такое – Малышка.
– Вставай, Малышечка! – попросила Дуняша.
Телѐнок будто понял – поднялся на ножки. Смотрит по сторонам чѐрными, широко раскрытыми влажными глазками. Удивляется: «А ведь я стою! Сам стою!» Дуняша ласково погладила Малышку по крутому лбу. А он как боднѐт еѐ!
– Ишь, прыткий какой! – весело засмеялась Дуняша и протянула ладошку к морде телѐнка.
Ладошке стало тепло. Это телѐнок дыхнул. Доверительно вдруг захватил губами Дуняшкин палец и сосет.
– Сейчас мы ему молочка дадим, – с нежностью сказала мама.Телѐнок фыркнул и стал пить молоко.А Дуняша рядом на корточки пристроилась. Малышка торопится, фыркает, чихает, а на боку белое пятнышко дрожит.
– Ох, глупый! Ох, смешной! – приговаривает Дуняша. Наклонилась она к самому уху телѐнка и шепчет:
– Давай, Малышка, с тобой дружить. Я за тобой ухаживать буду. Ладно? Малышка понимающе покосился на Дуняшу и мотнул головой, будто хотел сказать: «Ладно, ухаживай, может, и подружимся».
Вопросы и задания
1. Где происходит действие? Докажи словами из текста.
2. Выбери словосочетания, которые необходимы для описания Малышки.
3. Зачитай в тексте слова и словосочетания, которые помогают нам понять чувственное состояние
12 упражнений для литературных кружков или вашего следующего изучения романа
12 занятий, которые можно использовать во время литературных кружков или вашего следующего изучения романа
Тест с несколькими вариантами ответов после прочтения — это быстрый и простой способ проверить понимание учащимся, но он не позволяет вам оценить более глубокое понимание и, конечно же, не является забавным или творческим. Если вы ищете более содержательные и увлекательные задания для использования со студентами во время литературных кружков или нового раздела, вы найдете ниже двенадцать идей, которые являются фаворитами в моем классе, и стандарты Common Core, которым они соответствуют. Щелкните связанное название каждого занятия, чтобы получить дополнительную информацию, образцы для учащихся и/или бесплатные ресурсы.
1. Рисунки, основанные на тексте
Попросить учащихся привести доказательства для каждого отдельного вопроса, на который они отвечают при чтении и ответе на текст, может быть хорошей практикой и гарантировать, что они внимательно читают, но это также становится повторением.
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.1: Внимательно прочитайте, чтобы определить, о чем конкретно говорится в тексте, и сделать из этого логические выводы; цитировать конкретные текстовые доказательства, когда пишете или говорите, чтобы поддержать выводы, сделанные из текста.
2. Резюме или обобщение Надгробия
Оцените знания учащихся об авторе или персонаже, попросив их обобщить прочитанное или обобщить информацию из нескольких источников. В зависимости от задания учащиеся могут поделиться важными фактами о человеке, причинами, по которым его или ее будут или будут не хватать, или событиями, которые привели к его или ее смерти.
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.2:
3. Интеллект-карты
Интеллект-карты — это визуально привлекательная стратегия обобщения, которую можно использовать для улучшения запоминания информации учащимися, а также для синтеза информации из нескольких источников. Эту стратегию можно использовать с художественными или научно-популярными текстами, и ее можно добавлять по мере того, как учащиеся продвигаются в чтении.
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.2: Определение основных идей или тем текста и анализ их развития; обобщить ключевые вспомогательные детали и идеи.
4. Силуэты персонажей
Создание силуэтов персонажей — это творческий способ тщательного чтения персонажа или фигуры из заданного или выбранного художественного или документального текста. Это упражнение можно использовать в любом классе, во время или после чтения любого текста, оно закрепляет идеи персонажей и характеристик, предлагая учащимся внимательно изучить свидетельства из текста.
5. Духи Рождества
Вдохновленные Рождественской песней Чарльза Диккенса, учащиеся выбирают персонажа и его/ее слабости для анализа. Определив и проиллюстрировав сцены, раскрывающие недостатки персонажа, учащиеся определяют сообщение, которым должны поделиться Призраки прошлого, настоящего и будущего Рождества.
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.1:
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.3: Проанализируйте, как и почему отдельные лица, события или идеи развиваются и взаимодействуют на протяжении текста.
6. Tweet Sheets
Забудьте о скучных конспектах глав, которые вы обычно сопровождаете при самостоятельном чтении учащимися. Вместо этого попробуйте «твит-листы». Это упражнение укрепляет характеристику и точку зрения, а также позволяет учащимся использовать свои творческие способности при изучении персонажей своего романа.
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R. 2: Определить центральные идеи или темы текста и проанализировать их развитие; обобщить ключевые вспомогательные детали и идеи.
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.6: Оценка того, как точка зрения или цель формируют содержание и стиль текста.
7. Литературные открытки
Литературные открытки — отличное упражнение для закрепления идей персонажей и точек зрения в любом романе или рассказе, и их можно использовать в любом классе. Студенты должны изобразить ключевую сцену из своего чтения на лицевой стороне открытки, а затем выбрать форму письма на противоположной стороне.
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.2: Определить центральные идеи или темы текста и проанализировать их развитие; обобщить ключевые вспомогательные детали и идеи.
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.3: Проанализируйте, как и почему люди, события или идеи развиваются и взаимодействуют на протяжении текста.
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.6: Оценка того, как точка зрения или цель формируют содержание и стиль текста.
8. Персональные эмблемы
Попросите учащихся создать эмблему для персонажа романа, аналогичную гербу. Учащиеся выбирают символы и цвета, представляющие персонажа, для украшения своих гербов, а затем пишут короткий абзац, объясняя свой выбор. Предложите учащимся сравнить гербы, сделанные для одного и того же персонажа, и доказать, почему их выбор был более подходящим, или повесьте их все и позвольте учащимся проголосовать за лучшие.
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.1: Внимательно прочитайте, чтобы определить, о чем конкретно говорится в тексте, и сделать из этого логические выводы; цитировать конкретные текстовые доказательства, когда пишете или говорите, чтобы поддержать выводы, сделанные из текста.
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.2: Определение основных идей или тем текста и анализ их развития; обобщить ключевые вспомогательные детали и идеи.
9. Word Art
Создание словесных рисунков — это творческий способ для учащихся внимательно проанализировать персонаж и выбрать символ, отражающий его черты. Вы будете удивлены творческим потенциалом своих учеников, и даже «нехудожественным» ученикам понравится это занятие по характеристике и символизму.
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.2: Определить центральные идеи или темы текста и проанализировать их развитие; обобщить ключевые вспомогательные детали и идеи.
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.3: Проанализируйте, как и почему люди, события или идеи развиваются и взаимодействуют на протяжении текста.
10. Тематические коллажи
Тема – это одно из понятий в литературе, с которым учащиеся сталкиваются чаще всего. Используйте простой графический органайзер, чтобы помочь учащимся определить тему любого письма, а затем создайте коллаж из текста и изображений, чтобы усилить идею своей темы о жизни.

CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.2: Определение основных идей или тем текста и анализ их развития; обобщить ключевые вспомогательные детали и идеи.
11. Совместная поэзия
Используйте возможности для совместного письма в своем классе, используя совместное стихотворение. Студенты сначала будут писать индивидуально с точки зрения персонажа, а затем работать вместе в группе, чтобы создать общее произведение.
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.2:
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.6: Оценка того, как точка зрения или цель формируют содержание и стиль текста.
12. Литературные тематические парки
Это веселое занятие станет отличным завершением учебного года или проекта или летнего задания по чтению. Учащиеся рассматривают сюжет, обстановку. тема, конфликт, персонажи и символика, когда они создают плакат и проводят презентацию своего парка развлечений. Выбрав тему для своего парка, студенты разработают аттракционы, аттракционы, магазины, еду и сувениры.
CCSS.ELA-LITERACY.CCRA.R.2: Определить центральные идеи или темы текста и проанализировать их развитие; обобщить ключевые вспомогательные детали и идеи.
Здесь вы можете найти все мои действия для использования с любым текстом.
7 Информационные текстовые задания для учащихся начальных классов
Легко создавать или искать задания, связанные с художественной литературой, но как насчет информационного текста?! Большинство действий, которые мы находим, представляют собой одни и те же графические органайзеры, только для использования с разными книгами. Вот еще несколько практических уроков, которые вы можете использовать со своими учениками, чтобы погрузиться в информационный текст!
1. Информационная Особенности текста Scavenger Hunt Определите несколько ключевых особенностей информационного текста, которые вы хотели бы, чтобы ваши учащиеся находили при чтении. (например, подписи, диаграммы, подзаголовки, оглавление, глоссарий и т. д.) Перечислите эти функции на доске и попросите учащихся записать примеры, которые они находят для каждой из них.
2. Текстовые функции БИНГО
Дайте каждому учащемуся карту бинго с текстовыми функциями, которые вы хотите, чтобы они нашли в своем информационном тексте. Во время чтения учащиеся должны раскрасить найденные признаки. Выигрывает тот, кто первым получит БИНГО или отключится. В качестве дополнения попросите учащихся написать в пространстве пример функции, которую они нашли.
3. Принадлежит?
После прочтения фрагмента информационного текста определите основную мысль текста, а затем предложите учащимся решить, относится ли тот или иной факт к этому тексту. Вы также можете попросить студентов написать по одному предложению, выбрав либо факт из текста, либо что-то совершенно случайное. Затем вы читаете вслух их ответы, и они всем классом решают, где сортировать предложения.
4. Плакаты с фактами
Создание информационных плакатов в качестве группового задания. Предложите учащимся выбрать простые темы (обычные животные, спорт, еда и т. д.). В своих группах они создают плакат на эту тему, включая основные информационные элементы текста (графика, заголовок, глоссарий/лексика). Затем их можно развесить по комнате, чтобы другие учащиеся прошли по галерее и отметили ключевые особенности и информацию с каждого плаката.
5. Тематические журналы
Этот проект также является интересным способом написать исследовательскую работу. Назначьте или разрешите учащимся выбирать тему. Им нужно будет исследовать эту тему, группируя свою информацию в определенные категории (подзаголовки). Для вдохновения позвольте им взглянуть на Scholastic News, Weekly Reader или любую другую классную публикацию, к которой у вас есть доступ. Попросите их создать свой собственный «журнал», демонстрирующий информацию, которую они исследовали. В рамках проекта они должны будут включать… словарный запас (выделенный жирным шрифтом), глоссарий, подзаголовки, диаграммы/диаграммы и подписи. Затем их можно добавить в библиотеку вашего класса, где одноклассники смогут читать работы друг друга.
Центр текстовых функций
Помогите учащимся определить различные типы текстовых функций, встречающихся в информационном тексте. У нас есть готовый центр, который дает примеры текстовых функций и просит учащихся сопоставить функцию с ее примером. Его очень легко внедрить в центры для небольших групп: просто распечатайте, заламинируйте и разрежьте! Это действительно помогает дать вашим ученикам наглядные примеры этих текстовых функций.
6. Привязка информационных структур текста
Создайте якорную диаграмму, которая поможет вашим учащимся искать ключевые слова в тексте для определения структуры. Эта диаграмма помогает отточить тип информации, которой автор пытается научить вас. Это также помогает им писать фрагменты информационного текста. Они смогут лучше организовать свои мысли в соответствии с типом структуры, которой следует их письмо. И используйте ключевые слова, необходимые для продвижения читателя вперед.
- Описание/список – Используется, если ваши учащиеся хотят читать/писать «Все о…». книги/рассказы. Этот тип письма будет представлять собой список фактов по определенной теме. Это самое простое место для начала, когда ваши ученики пишут информационные статьи.
- Последовательность — Самый простой тип информационных материалов в этой группе — это письменные инструкции «Как…». Отличный способ интегрировать это в письменной форме — попросить всех ваших учеников написать «Как сделать» на одну и ту же тему, а затем обменяться мнениями с партнером и посмотреть, смогут ли они следовать указаниям. (напр. Как выйти на ковер)
- Сравнение/сопоставление – Я люблю читать серию статей «Кто выиграет», чтобы смоделировать структуру текста для сравнения и сопоставления.
В этой серии приводятся факты о двух разных животных, и, в конце концов, эти факты используются, чтобы увидеть, кто победит в данном сценарии. Детям нравится угадывать и проверять, сбудется ли их предсказание. Увеличьте строгость, добавив диаграмму Венна для понимания.
- Причина/Следствие – Этот тип структуры информационного текста является более сложным. С этим чаще сталкиваются учащиеся старших классов при чтении исторических текстов. У нас есть простой в использовании причинно-следственный центр, где учащиеся сопоставляют карточки, чтобы создать соответствующий сценарий «если/то». Добавьте письменный компонент, попросив учащихся написать пару предложений, объясняющих причину и следствие.
- Проблема/Решение — Поставьте перед учащимися актуальную проблему… «Недостаточно времени, чтобы пообедать». Попросите их обсудить и написать решение данной проблемы. Учащиеся могут проиллюстрировать свое решение и опубликовать его в классе.
Объедините учащихся в группы, чтобы обсудить их решения и услышать идеи одноклассников.
7. Интеграция информационного текста в науку
STEM вышла на передний план обучения. Он предлагает прекрасную платформу для использования информационного текста в качестве вдохновения для студентов, чтобы они представляли, создавали, тестировали и улучшали свои проекты в отношении данной задачи. У нас есть отличные наборы комплектов STEM с низкой подготовкой , которые заставляют детей учиться и работать над решением проблем. Каждое задание поставляется с парными текстами (как художественными, так и научно-популярными), чтобы дать учащимся базовые знания для создания своих проектов. Ознакомьтесь с нашей серией «Однажды в STEM» здесь…
Once Upon A STEM, том 1
Once Upon a STEM, том 2
Сочетая увлекательные задания с информационным текстом, вы можете помочь своим учащимся привить такую же любовь к научной литературе, как и к выдуманные истории.