- Изложение по русскому языку в 4 классе
- Контрольно-измерительный материал по русскому языку 4 класс «Начальная школа XXI века» | Календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему:
- Самые быстрорастущие языки в мире
Изложение по русскому языку в 4 классе
Каникулы Саша проводил на большом корабле. Командовал крейсером Василий Васильевич. Он усыновил сироту Сашу и определил его в нахимовское училище.
Любили матросы маленького моряка. Души в нём не чаяли. Саша не бездельничал на корабле. Он подавал сигнальщикам флаги, помогал палубу мыть, картошку чистить.
Стали матросы думать, как лучше наградить Сашу за усердную службу. Ему разрешили отстоять на корабле первую в его жизни вахту.
Замер нахимовец на вахте. Хочется ему строгим быть, а не получается. Глаза выдают – так и сияют от радости.
Да и как не радоваться, когда Саше доверено важное дело – охрана флага корабля. Такое счастье не каждому выпадает!
Е. Пермяк
Примерный план:
1. Сашины каникулы.
2. Любили матросы маленького моряка.
3. Награда.
4. Первая вахта.
5. Такое счастье не каждому выпадает.
Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе. Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом. Маленькую рыбку старик всегда отдавал коту.
Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту. А Епифана нет. Куда он девался? Увидел старик кота далеко на плотах.
Подошёл рыбак и удивился. Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду. Вот плывут стайкой рыбёшки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест.
Теперь кот и рыбак ловят рыбу врозь. Кот удит лапой с когтями, а рыбак – удочкой с крючком.
Е. Чарушин
Примерный план:
1. Маленькая рыбка – коту.
2. Кот на плотах.
3. Умный Епифан.
4. Два рыбака.
Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.
Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только от гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.
Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
Ю. Дмитриев
Примерный план:
1. Тревожные крики птиц.
2. Птенчик в беде.
3. Птенец снова дома.
4. Первое знакомство.
В ущелье гор тревога. Кричит птичка – скалистый поползень. Что случилось?
На отвесной скале гнездо поползня. В нём маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе вопросительным знаком. Ещё немного – и гюрза заползёт в гнездо.
И тут случилось чудо: маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьим тельцем. Змея сорвалась со скалы.
Н. Сладков
Примерный план:
1. Тревога.
2. Опасность.
3. Отважная птичка.
Жильцы дома уехали, а собаку оставили на балконе. Боксёр не сводил глаз с ворот. Он ждал друга.
В воротах появился Костя. Глаза боксёра загорелись радостью. Костя позвал собаку. Боксёр тихо взвизгнул. Костя подбежал к сараю, взял лестницу и переставил её к перилам балкона. Боксёр спустился по ней на землю.
Костя достал припасы и стал кормить собаку. Боксёр был голоден и ел с жадностью. Ел и посматривал на Костю. Сколько благодарности было в глазах собаки! Собачий обед кончился. Костя похлопал пса по спине, и они отправились на прогулку.
После прогулки друзья тем же путём возвратились домой. Боксёр провожал Костю глазами, полными преданности.
Ю. Яковлев
Примерный план:
1. Остался один.
2. Друг пришёл на помощь.
3. Вместе.
4. До скорой встречи.
Церковь Покрова на Нерли – прекраснейший памятник древнерусского искусства. Она построена неизвестным зодчим более 800 лет назад на берегу реки Нерль на Владимирской земле.
Как хороша эта маленькая белокаменная церковь! Одиноко стоит она возле вязовой рощи на небольшом холмике у тихого озерца. Издалека виден её тёмно-серый купол-луковка. Церковь украшена резным камнем. В ясный день при безоблачном небе дышит поэзией сказки её стройная белизна.
Белокаменный храм Покрова на Нерли называют «белой лебедью» русской архитектуры.
В погожий летний день в чаще леса у лосихи родился лосёнок.
Лосиха была огромная, больше домашней коровы. Шерсть у неё серая, жёсткая, как щетина. Лосёнок родился маленький, рыженький, совсем как домашний телёнок. Ножки тоненькие-тоненькие – кажется, на таких и стоять нельзя: сейчас переломятся.
Мать и сын лежали у ручья в густых ольховых зарослях.
Г. Скребицкий
День 8 Марта. Утром Витя увидел на столе огромный букет мимозы. Веточки были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! Цветы подарил маме папа.
Витя поздравил маму открыткой. Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта. Обещаю всегда тебя слушаться». Мама поблагодарила сына и предложила подарить несколько веточек мимозы Лене Поповой.
Витя взял три веточки мимозы и пошёл в школу. У школы он встретил Лену и подарил её цветы. Девочка стала благодарить Витю, но тот убежал.
Никто из мальчиков в классе ничего в этот день не подарил девочкам. Только перед Леной лежали нежные веточки мимозы. В этот день Лена Попова несла домой три веточки мимозы. Ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные. Это ведь были первые мимозы в её жизни.
В. Железников
Примерный план:
1. Букет мимозы.
2. Поздравление сына.
3. Предложение мамы принято.
4. В цветах отразилось солнце.
В доме учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила уточка. Осенью её приволок с речки Покши кот. Уточка была ранена в крыло. Учитель лечил уточку, и скоро её крылышко зажило. Уточку назвали Утя. Учитель и Утя привыкли друг к другу.
Пришла весна. На реке появились полыньи. Уточка заволновалась. Она чаще стала взлетать, бегать, хлопать крыльями, проситься на волю.
Однажды учитель позвал Утю, посадил на ладонь, погладил по голове, шейке и спинке. Николай Дмитриевич чувствовал, что пришла разлука. Учитель вынес утку на волю. Махнул руками снизу вверх и сильно кинул.
Скоро уточка уже плавала в широкой полынье: то нырнёт, то вынырнет, то нырнёт, то вынырнет.
— Твоя весна пришла, Утя! Живи теперь на воле!
В. Бочарников
У древних греков был хороший обычай. Каждые четыре года самые сильные, ловкие и быстрые юноши собирались в долине около города Олимпии. Они состязались в борьбе, беге, метании диска и молота. Этот обычай был священным. В день начала Олимпийских игр разом прекращались все войны и начиналась одна общая война – спортивная. Тяжкое наказание грозило тому, кто поднимал меч на своего соседа, пока шли олимпийские состязания.
Дж. Родари
Примерный план:
1. Где проходили Олимпийские игры?
2. Кто в них участвовал?
3. В чём состязались юноши?
4. Почему обычай проводить игры был для греков священным?
Дед Ларион охотился в лесу. Неожиданно потянуло гарью. Поднялся ветер. Начался лесной пожар. Огонь гнало по земле с огромной скоростью.
Дед бежал по кочкам, спотыкался, падал. Дым выедал ему глаза. А сзади был уже слышан гул и треск пламени. Вдруг из-под ног у деда выскочил заяц. Зверёк бежал медленно и волочил задние ноги.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Ларион знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и просил зайца бежать потише.
Заяц вывел деда из огня. Они выбежали из леса к озеру, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.
К. Паустовский
Мурзик лежал в лодке и долго грыз резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, который выпускал из резиновой лодки воздух. Жевать пробку ему понравилось. Через час Мурзик её разгрыз, и тогда случилось невероятное и страшное.
Густая струя воздуха с рёвом вырвалась из клапана, как из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы. А лодка ещё долго свистела, рычала, и бока её тряслись и худели на глазах.
Куры раскудахтались по всем деревенским дворам. Чёрный кот промчался тяжёлым галопом через сад и прыгнул на берёзу. Оттуда он долго смотрел, как булькала странная лодка, выплёскивая толчками последний воздух.
К. Паустовский
- Изложения для 2 класса
- Изложения для 3 класса
- Все изложения по русскому языку
Контрольно-измерительный материал по русскому языку 4 класс «Начальная школа XXI века» | Календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему:
1 четверть
12.09 Административный входной контрольный диктант
Родник
Я возвращался с рыбалки по знакомой тропинке через болото. Солнце стояло высоко. Очень хотелось пить. Вдруг я услышал тихое журчание и остановился.
Рядом рос низкий куст смородины. Я поднял с земли ветку с широкими листьями и гроздьями красных ягод. Несколько спелых смородин шлёпнулось в воду. Под веткой оказалась круглая ямка с прозрачной водой. Из ямки вытекал ручеёк.
Я напился и накрыл родничок веткой смородины.
(По В. Баталову) (65 слов)
Слова для справок: возвращался, несколько.
Орфографическое задание
Вариант 1
1. Допиши окончания имён существительных, письменно докажи свой выбор (Укажи склонение и падеж).
по деревн…, от акварел…, о дом…, на местност…, из травк…
2. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне» и запиши ещё два слова на эту же орфограмму. Запиши к ним проверочные слова.
Вариант 2
1. Допиши окончания имен существительных, письменно докажи свой выбор (Укажи склонение и падеж).
на поверхност…, для морков…, к бабушк…, из-за смелост…, о лес…
2. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Проверяемые согласные в корне» и запиши ещё два слова на эту же орфограмму. Запиши проверочные слова.
Ответы: Вариант 1
- По деревне (1 скл. Д.п.), от акварели ( 3 скл., Р.П.), о доме ( 2 скл., П.п.), на местности ( 3 скл., П.п.), из травки ( 1 скл., Р.п.).
- Солнце – солнечный, + еще любые слова на ту же орфограмму.
Вариант 2
1. Все варианты: низкий – низок, куст – кустик, ветку – веточка, веткой – веточка, ягод – ягоды, + еще 2 слова с указанной орфограммой.
2. На поверхности (3 скл., П.п.), для моркови ( 3 скл., Р. п.), к бабушке (1 скл., Д.п.) из-за смелости ( 3 скл., Р.п.) , о лесе (2 скл., П.п.).
- Тест «Фонетика, словообразование, грамматические признаки».
Печатная тетрадь для контр. работ стр. 4-10
10.10 Изложение «Домашние кошки»
Учебник стр. 59-60.
- Итоговый диктант за 1 четверть «Повторение изученных орфограмм».
Диктант
Ночная радуга
Однажды я ночью увидел радугу!
В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула всё небо. Пошёл мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.
Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди чёрных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.
Я не спал и любовался светящей в темноте ночной радугой.
(По В. Баталову)
(70 слов)
Грамматическое задание
Вариант 1
1. Выпиши из диктанта все слова с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих». Обозначь орфограмму (определите склонение).
2. Спишите предложения и поставьте запятые, которые нужно в нем поставить.
1. Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой.
2. Дремучими лесами покрыты Урал Приуралье и Сибирь.
3. На кустах на травах на былинках на соломинках блестят нити осенней паутины.
Вариант 2
1. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Разделительный мягкий знак». Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Обозначь орфограмму.
2. Спишите предложения и поставьте запятые, которые нужно в нем поставить.
1. Заяц выбрал местечко посуше раскопал снег лег в новую нору уложил на спине уши и заснул.
2. Искры костра взвивались падали шипели.
3. Солнце выглянуло из-за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло.
Ответы: Вариант 1
1. Ночь (3-е скл.), шалаш (2 скл.), туч (1 скл., Р.п.)
2
1. Свежий ветер пахнет полынью, васильками, мятой.
2. Дремучими лесами покрыты Урал, Приуралье и Сибирь.
3. На кустах, на травах, на былинках, на соломинках блестят нити осенней паутины.
Вариант 2
1. Ночью + два слова этой же орфограммы.
2.
1. Заяц выбрал местечко посуше, раскопал снег, лег в новую нору, уложил на спине уши и заснул.
2. Искры костра взвивались, падали, шипели.
3. Солнце выглянуло из-за туч, поиграло лучами, но скоро опять исчезло.
- Контрольный словарный диктант №1.
Аккуратно, искусство, аппетит, охотник, перрон, издалека, происшествие, обида, железо, представление, шоссе, аппликация, экспресс, пассажир, кроссворд.
- Итоговая контрольная работа «Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений; разбор по членам предложения, синтаксический анализ предложения».
Печатная тетрадь для контр. работ стр. 11-14
2 четверть
15.11 Изложение «Журавли».
Уч. С.95-96
21.11 Текущая контрольная работа «Глагол как часть речи». «Оц. достиж. планир. рез. обучения» с.193-196
Печатная тетрадь для контр. работ стр. 21-24
07.12 Текущий диктант «Мягкий знак после шипящих в глаголах; тся и ться в глаголах». «Оц. достиж. планир. рез. обучения» с.198
Ночью в лесу
Наступила ночь. Луна серебрит траву на поляне. Заиграли ночные кузнечики. Беззвучно летит, торопится на охоту сова. В чаще леса захохотал филин. Испугалась филина, проснулась на ветке, робко пискнула маленькая птичка.
Остановись и послушай лесные шорохи. В ночной тиши ты услышишь нежную песню ручья, шёпот кустов, дыхание ветра. Ты увидишь зеленые огоньки светляков на тропинке, прозрачную росу в густой траве.
Скоро проснутся птицы. Вот первый луч солнца робко крадётся из-за туч.
(По И.Соколову-Микитову)
(73 слова)
Грамматическое задание
Вариант 1
1. Спиши, вставь, где необходимо, мягкий знак.
Береч…, скрипач…, зажеч…, сидиш…, гараж…, вещ…, стоиш…, мелоч….
2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные падежные окончания имен существительных ». Определи склонение и падеж этих слов.
3. Сделай буквенную запись слов.
Любит купа[ца], учится кувырка[ца], низко нагибае[ца], редко улыбае[ца], хочет познакоми[ца].
Вариант 2
1. Спиши, вставь, где необходимо, мягкий знак.
Стереч…, богач…, поджеч…, бежиш…, багаж…, мыш…, строиш…, молодеж….
2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные падежные окончания имен существительных ». Определи склонение и падеж этих слов.
3. Сделай буквенную запись слов.
Любит щипа[ца], учится верте[ца], хорошо труди[ца], редко балуе[ца], может случи[ца].
Ответы
Вариант 1
1. Беречь, скрипач, зажечь, сидишь, гараж, вещь, стоишь, мелочь.
2.На поляне (1-е скл., П.п.,) , в чаще ( 1-е скл., П.п.) , на ветке ( 1-е скл., П.п.), на тропинке (1-е скл., П.п.).
3. Любит купаться, учится кувыркаться, низко нагибается, редко улыбается, хочет познакомиться.
Вариант 2
1. Стеречь, богач, поджечь, бежишь, багаж, мышь, строишь, молодежь.
2.На поляне (1-е скл., П.п.,) , в чаще ( 1-е скл., П.п.) , на ветке ( 1-е скл., П.п.), на тропинке (1-е скл., П.п.).
3. Любит щипаться, учится вертеться, хорошо трудится, редко балуется, может случиться .
14.12 Итоговый диктант «Орфограммы, изученные в 1 полугодии». «Оц. Достиж. планир. рез. обучения» с.201
Ёжик
По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку ёж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдёшь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.
Днём и ночью таскает ёж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе тёплое зимовье. Скоро спрячется зверёк в своём логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдёт, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в тёплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны.
(По И. Соколову-Микитову)(75 слов)
Слова для справок: добыча, логово, никто.
Орфографическое задание
Вариант 1
1. Запиши глаголы в два столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания.
тян…м, корм…м, вар…м, зна…м, пиш…м, смотр…м, ход…м, стира…м
1 спряжение 2 спряжение
… …
2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».
3. Поставь глаголы в форму 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами. Выдели окончания.
варить, вертеть, начинать, читать
Образец: желать — жела
Вариант 2
1. Запиши глаголы в два столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания.
чита…м, убира…м, пар…м, крас…м, украша…м, побед…м, глад…м, меня…м
1 спряжение 2 спряжение
… …
2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».
3. Поставь глаголы в форму 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами. Выдели окончания.
жарить, смотреть, пускать, писать
Образец: желать — жела
Ответы:
Вариант 1
1.
1 спряжение 2 спряжение
тянем кормим
знаем варим
пишем смотрим
стираем ходим
2. Торопится, спрячется, сниться.
3. Варить – варишь, вертеть – варишь, начинать – начинаешь, читать – читаешь.
Вариант 2
1.
1 спряжение 2 спряжение
читаем парим
убираем красим
украшаем победим
меняем гладим
2. Торопится, спрячется, сниться.
Жарить – жаришь, смотреть – смотришь, пускать – пускаешь, писать — пишешь
19.12 Контрольный словарный диктант №2.
Бутерброд, изображение, изложение, богатство, директор, диалог, капитан, конверт, матч, оборона, похожий, портрет, пейзаж, комета, корабль, коридор.
25.12 Изложение «Карабасик».
Карабасик
У нас дома жили овчарка Борька и кот Жорик. Ещё мы подкармливали во дворе бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна.
Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом.
Она потащила детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке. Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась.
Мы оставили котёнка себе и назвали его Карабасик. Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид. Жорик и Борька с ним подружились и даже спят теперь все вместе.
(По С. В. Федину)
3 четверть
24.01 Текущая контрольная работа «Время глагола». «Оц. Достиж. планир. рез. обучения» с.216
Печатная тетрадь для контр работ стр. 38-41
14.02 Текущий диктант «Правописание окончаний и суффиксов глаголов». «Оц. достиж. планир. рез. обучения» с.227
Диктант
Рассвет в лесу
Кончилась летняя тёплая ночь. Наступило раннее утро. На краю болота токует глухарь. Далеко раздаётся его громкая песня. Над полянами стелется туман. Роса покрыла листву на деревьях. Проснулись птицы. Закуковала кукушка.
Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу. Обсохнет на солнце роса. Громче закукует кукушка. Растает туман над поляной.
Вот с ночного промысла торопится усталый зайчишка. Бегала за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница-рысь. От всех врагов ушёл ловкий зверёк.
(75 слов)
Грамматическое задание:
Вариант 1
- Запиши слова в два столбика:
- слова, в которых нужно писать Ь на конце;
- слова, в которых ь писать не нужно.
Испеч…, чертеж…, плющ…, не плач…, придумаеш…, много задач…, глуш…, мяч….
- Выпиши из текста три слова с орфограммой «Гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени». Обозначь окончания.
- Запиши глаголы в два столбика по спряжениям. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.
Красс…м, слуша…м, приглаша…м, пил…м, боле…м, не обид…м, гуля…м, прос…м.
Вариант 2
- Запиши слова в два столбика:
- слова, в которых нужно писать Ь на конце;
- слова, в которых ь писать не нужно.
Зажеч…, богач…, стриж…, не хныч…, торопиш…, экипаж…, мощ…, клич….
- Выпиши из текста три слова с орфограммой «Гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени». Обозначь окончания.
- Запиши глаголы в два столбика по спряжениям. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.
Сид…м, смотр…м, рису…м, помога…м, бега…м, обеда…м, наход…м, покрас…м.
Ответы: Вариант 1
1. Слова с Ь Слова без Ь
испечь чертёж
не плачь плющ
придумаешь много задач
глушь мяч
2. Все варианты: кончилась, наступило, проснулись, закуковала, выглянуло, покатилось, бегала, ловила.
3. 1-е спр. 2-е спр.
слушаем красим
приглашаем пилим
болеем не обидим
гуляем просим
Вариант 2
1. Слова с Ь Слова без Ь
зажечь богач
не хнычь стриж
торопишь экипаж
мощь клич
2. Все варианты: кончилась, наступило, проснулись, закуковала, выглянуло, покатилось, бегала, ловила.
3. 1-е спр. 2-е спр.
рисуем сидим
помогаем смотрим
бегаем находим
обедаем покрасим
07.03 Контрольное изложение «Друг детства» «Оц. достиж. планир. рез. обучения» с.231
Друг детства
В детстве я мечтал стать боксёром. Я попросил родителей купить мне боксерскую грушу. Но папа даже слушать меня не захотел. Мама увидела, что я расстроился, и придумала вот что.
Она вытащила из-под дивана корзину со старыми игрушками и достала оттуда здорового плюшевого мишку. Мишка был тугой, хороший. Ничем не хуже боксёрской груши.
Я сначала очень обрадовался. А потом посмотрел на мишку и вспомнил, как я с ним ни на минуту не расставался, кормил его с ложечки кашей, спать с собой укладывал. Я очень любил его тогда. Вот он сидит передо мной и улыбается. А я хочу тренировать об него силу удара. Слёзы навернулись мне на глаза. И я решил, что никогда не буду боксёром.
(По В.Драгунскому)
14.03 Итоговый диктант «Орфограммы, изученные в третьей четверти». «Оц. достиж. планир. рез. обучения» с.229
Диктант
Тихо ступает осень по земле. Желтеет орешник. Пчёлы больше не вылетают. Между сухими листьями краснеет крепкая головка подосиновика. Срежешь её – почернеет корешок.
На холмах ветер срывает с деревьев сухую листву, кружит её в воздухе, укладывает в большие кучи. В лесу землю покрывает жёлтая, фиолетовая, бурая листва. Бродишь по лесным тропинкам и слушаешь шорох сухих листьев под ногами.
Я прихожу домой, топлю печь. Солнце просвечивает сквозь перья серых туч, наполняет комнату мягким светом.
Грамматическое задание
Вариант 1
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Брош…, молчиш…, жеч…, устаёш…, ноч…, грач…, из груш…, рисуеш…, молодёж….
2. Запиши с каждым глаголом по два словосочетания, используя слова в скобках. Обозначь окончания глаголов.
(Туча, облако) набежал….
(Битва, сражение, бой) отшумел….
(Поляна, луг) пестрел….
3*. Запиши словами числа 8, 11, 31, 106.
Вариант 2
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Тиш…, дрож…, придумаеш…, царевич…, много луж…, береч…, проиграеш…, режеш…, мелоч….
2. Запиши с каждым глаголом по два словосочетания, используя слова в скобках. Обозначь окончания глаголов.
(Судно, корабль) отчалил….
(Луна, месяц, солнце) светил….
(Удача, успех) обрадовал….
3*. Запиши словами числа 9, 30, 44, 105.
Ответы:
Вариант 1
1. Брошь, молчишь, жечь, устаёшь, ночь, грач, из груш, рисуешь, молодёжь.
2. Туча набежала, облако набежало.
Битва отшумела, сражение отшумело, бой отшумел.
Поляна пестрела, луг пестрел.
3*. Восемь, одиннадцать, тридцать один, сто шесть.
Вариант 2
1. Тишь, дрожь, придумаешь, царевич, много луж, беречь, проиграешь, режешь, мелочь.
2. Судно отчалило, корабль отчалил.
Луна светила, месяц светил, солнце светило.
Удача обрадовала, успех обрадовал.
3*. Девять, тридцать, сорок четыре, сто пять.
20.03 Контрольный словарный диктант №3
Отечество, свитер, аромат, революция, решать, совсем, командир, негодовать, невзлюбить, бутерброд, совсем, отечество, правительство, сочинение, желать, экипаж.
4 четверть
13.04 Текущий диктант «Правописание слов в словосочетаниях».
«Оц. достиж. планир. рез. обучения» с.240
Диктант
Зимой и летом, осенью и зимой хорош русский лес. Гуляешь по прохладному летнему лесу и не налюбуешься.
Поспевает в середине лета лесная малина. На полянах зреет душистая земляника. Около болот краснеет брусника.
Идёшь по лесу и хорошенько приглядываешься. Вон под густыми елями прячутся крепкие боровики. Нагнёшься, срежешь ножом толстый корешок и аккуратно положишь находку в корзинку. Вон широким хороводом стоят на поляне красные мухоморы.
Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроются вам все лесные тайны и чудеса.
( 80 слов)
Грамматическое задание.
Вариант 1
- Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в глаголах»
- Спиши, вставь пропущенные буквы.
Став…ть, терп…м, сильно расстраиват…ся, плава…м, на ветк… ел….
Вариант 2
1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой «безударные личные окончания глаголов»
2. Спиши, вставь пропущенные буквы.
Езд…ть, быстро приближат…ся, готов…м, изредк…, на обложк… книг….
Ответы:
Вариант 1
- Все варианты: гуляешь, не налюбуешься, идёшь, приглядываешься, нагнёшься, срежешь, положишь.
2. Ставить, терпим, сильно расстраиваться, плаваем, на ветке ели.
Вариант 2
- Все варианты: гуляешь, не налюбуешься, поспевает, зреет, краснеет, приглядываешься, срежешь, положишь, откроются.
- Ездить, быстро приближаться, готовим, изредка, на обложке книги.
- Педагогическая диагностика успешности обучения на конец учебного года
- Итоговая контрольная работа «Словосочетание. Слово и предложение, связь слов в словосочетании».
«Оц. достиж. планир. рез. обучения» с.234
16.05 Итоговый диктант «Знаки препинания в сложном предложении».
«Оц. достиж. планир. рез. обучения» с.242
Диктант
Бабочки на дорожке
Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь – и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.
Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.
Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки улетели прочь с нагретой тропинки.
(81 слово)
Слова для справок: вверх, обратно.
Орфографическое задание
Вариант 1
1. Выпиши из текста диктанта три слова с проверяемой гласной в корне, подбери к ним проверочные слова. Обозначь орфограмму.
2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.
в доме, у мыши, по тропинке, на пристани
Вариант 2
1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой в приставке, отметь приставку в словах.
2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.
подъезд, объявление, подъехал, объезд
Ответы:
Вариант 1
- Все варианты: сгибаются – сгиб, (от) воды – водный, тропинку – тропка, разноцветные – разный, (под) ногами – ноги, вылетели – прилёт, полоску – полосы, (над) головой – головы, волной – волны, (на) тропу – тропы, взлетают – перелёт, трава – травы, цветы – цвет, улетели – прилёт.
2. В доме (2-е скл., П.п.), у мыши (3-е скл., Р.п.), по тропинке (1-е скл, Д.п.), на пристани (3-е скл., П.п.).
Вариант 2
- Все варианты: сгибаются, опускается, просохла, раскрылись, (с) нагретой
- Подъезд, объявление, подъехал, объезд.
- Контрольный словарный диктант №4.
Якорь, экскурсия, электричество, эскалатор, электростанция, федерация, приятно, аромат, оборона, изображение, ситуация, истина, приятно, свитер, финиш.
Самые быстрорастущие языки в мире
Я люблю играть с данными. В этом отношении языки очаровательны, так как вы можете изучать все, от количества носителей (как носителей, так и общего числа) до размера и формы языковых генеалогических деревьев. Совсем недавно я подсчитывал некоторые цифры, чтобы посмотреть на растущие языки. Точнее, самые быстрорастущие языки в мире.
Как и во всем, что связано с данными, есть разные подходы к этому. Расчет скорости, с которой языковой ландшафт изменился, например, за последнее столетие, вероятно, даст другие результаты с точки зрения самых быстрорастущих языков, чем расчет за последние 20 лет.
Конечно, существуют региональные различия. Например, испанский язык становится все более важным в Соединенных Штатах из-за локализованных моделей миграции между Латинской Америкой и Штатами. Но означает ли это, что испанский язык растет или просто говорящие на испанском переезжают из одного места в другое?
Я собираюсь разобрать все это по отдельности и посмотреть на растущие языки с нескольких разных точек зрения. Мы надеемся, что цель состоит в том, чтобы выявить единственного победителя, который сможет стать самым быстрорастущим языком в мире. Начнем?
Рост населения и увеличение количества носителей языка и второго языка
Согласно данным Всемирного банка, население Земли ежегодно увеличивается на 1,1%. В 2020 году оно достигло 7,8 миллиарда человек.
Темпы роста замедлялись в течение многих лет, неуклонно снижаясь с 2,1% в 1970 году до нынешних темпов в 1,1%. Однако численность населения продолжает расти, хотя и более медленными темпами.
Это одна из причин роста числа языков. Проще говоря, есть больше людей, которые говорят на них. В 1970, население мира составило 3,7 миллиарда человек; с тех пор он увеличился более чем вдвое.
Увеличение этой шкалы привело бы к быстрому развитию некоторых языков, даже если бы каждый человек говорил только на одном языке. Тем не менее, около 43% мирового населения двуязычны (и 13% — трехъязычны), что еще больше способствует увеличению количества языков.
Это не означает, что все языки развиваются с одинаковой скоростью. Наоборот. Все, от политической напряженности до религиозных идеологий и технологий, может повлиять на темпы развития языков. Некоторые целенаправленно подавляются, а другие просто вымирают, поскольку мир движется слишком быстро, чтобы мы могли их сохранить.
В то же время число носителей других языков резко увеличивается, поскольку горстка этих «основных» языков растет, чтобы обеспечить лингва-франкас для обширных географических регионов.
Прогнозы развития языков мира в ближайшие десятилетия
Прежде чем мы углубимся в данные, чтобы обнаружить самый быстрорастущий язык в мире, давайте взглянем на несколько прогнозов.
Какой язык будет самым распространенным в 2050 году? Или в 2100? Ну, мы не можем точно предсказать, что произойдет, чтобы повлиять на растущие языки в ближайшие десятилетия. Слишком много переменных. Что мы можем сделать, так это экстраполировать некоторые данные, которые у нас уже есть, от демографических до экономических показателей.
Выполнение этого с использованием модели языкового прогнозирования engco приводит к предсказанию, что пятью наиболее популярными языками в 2050 году будут китайский, испанский, английский, хинди-урду и арабский.
Однако исследование, проведенное инвестиционным банком Natixis в 2014 году, показало, что к 2050 году самым распространенным языком в мире будет французский язык, в основном на основе его использования в Африке.
15-летнее исследование, проведенное лингвистом Ульрихом Аммоном, тем временем показало, что в ближайшие годы пристальное внимание будет уделяться английскому, китайскому, испанскому и французскому языкам.
Вдобавок ко всему, анализ данных Washington Post показывает, что в деловом мире возрастет значение хинди, бенгали, урду и индонезийского языка, наряду с испанским, португальским, арабским и русским.
Забегая вперед, кажется вероятным — хотя за 79 лет возможно все, особенно с учетом развития технологий такими темпами, — что те языки, которые доминировали в прошлом столетии, продолжат играть важную роль. роль. Тогда перенесемся в 2100 год, и мы все еще, вероятно, услышим английский, китайский, испанский и хинди, на которых говорят по всему миру. Что касается того, какой из них будет самым быстрым языком в мире для роста, и даже если это будет любой из этих языков вообще, предсказать несколько сложнее.
10 самых быстрорастущих языков в мире
Итак, что говорят данные, когда дело доходит до определения самых быстрорастущих языков в мире? Все зависит от того, как мы будем обрабатывать цифры. Например, являются ли языки, которые растут быстрее всего в мире, теми языками, число носителей которых увеличилось больше всего, или языками, которые растут быстрее всего в процентном выражении?
Давайте посмотрим на оба расчета.
Английский
Если мы посмотрим на увеличение числа говорящих, то английский будет самым быстрорастущим языком. Это верно независимо от того, рассматриваем ли мы прошлое десятилетие, последние 50 лет или даже последние 100 лет.
В период с 2011 по 2021 год количество носителей английского языка (обратите внимание, что здесь я говорю об общем числе говорящих, а не только о носителях языка) увеличилось с 1 054 696 408 до 1 300 569 350. Это рост на 245 872 942 за одно десятилетие — намного больше, чем для любого другого языка.
Для сравнения, следующим ближайшим соперником был китайский язык (мандаринский диалект), который увеличился на 69877 874 говорящих за тот же период. Хинди, тем временем, выросло на 64 684 736 человек.
Оглядываясь назад на последние 50 лет, мы рисуем очень похожую картину. В период с 1971 по 2021 год на английском языке стало говорить 523 019 976 человек, на китайском — 276 956 436 человек, а на хинди — 187 263 950 человек.
И так же весь прошлый век. В период с 1921 по 2021 год количество носителей английского языка во всем мире увеличилось на 894 827 855 человек, что намного больше, чем китайский (который увеличился на 551 162 240 человек) и хинди (который занял третье место с увеличением на 349 человек).,660,815).
Таким образом, с точки зрения количества носителей английский язык является самым быстрорастущим языком за последние 100 лет, увеличившись с 405 741 495 в 1921 году до 1 300 569 350 столетием позже.
Португальский
Ожидали ли вы, что португальский язык возглавит список самых быстрорастущих языков мира? Португальский язык, на котором говорят в основном в Бразилии, а также в Португалии, Мозамбике, Анголе и других странах, вырос с 65 064 027 говорящих в 1921 году до 258 003 327 сегодня.
Получается рост 297% по количеству говорящих за последнее столетие. По этому показателю португальский язык растет быстрее, чем английский, китайский, хинди, испанский, французский, современный арабский, бенгальский и русский.
Арабский
Арабский заслуживает почетного упоминания. Хотя современный арабский язык не совсем поспевает за португальским с точки зрения темпов роста, он, безусловно, приблизился к нему. Язык вырос с 74 157 626 человек, говорящих в 1921 году, до 279 200 980 человек столетие спустя. Это рост на 276%.
Для сравнения, количество говорящих по-английски увеличилось на 221% за тот же период, говорящих на хинди на 118%, говорящих по-немецки на 115%, говорящих по-французски на 113%, говорящих по-бенгальски на 110% и говорящих по-китайски на 96%.
Урду
С точки зрения темпов роста самый быстрорастущий язык за последние 50 лет показывает другой результат: урду.
Число носителей урду увеличилось с 112 717 278 человек в 1971 году до 219 737 807 человек в 2021 году. Это увеличение на 95% — темпы роста, которые превосходят темпы роста английского, китайского, хинди, испанского, французского, современного арабского, бенгальского, русского, португальского, индонезийского, немецкого и японского языков.
За последнее десятилетие урду также стал самым быстрорастущим языком в мире. Общее количество говорящих на нем увеличилось на 39% в период с 2011 по 2021 год.
Индонезийский
Индонезийский, который местные жители называют индонезийским, также является одним из самых быстрорастущих языков в мире за последние 50 лет. Он увеличился со 127 635 615 говорящих в 19с 71 до 228 241 973 в 2021 году. Это темп роста в 79%, что ставит индонезийский язык на второе место после урду по темпам его роста за последние полвека.
То же самое за последние десять лет. В то время как урду вырос на 39% за десятилетие до 2021 года, индонезийский язык занял второе место с ростом на 25%.
Китайский
Английский в сторону, какой язык вырос быстрее всего за последние 10, 50 и 100 лет с точки зрения числа носителей? Ответ для всех трех периодов — китайский. В период с 2011 по 2021 год он стал вторым по величине приростом числа говорящих (после английского) — на 69 человек. 877 874 человека за одно десятилетие — впечатляет.
За последние 50 лет эта цифра выросла до 276 956 436 человек, в то время как в прошлом столетии число носителей китайского языка увеличилось на 551 162 240 человек, с 577 002 424 в 1921 году до 1 128 164 664 в 2021 году. Особого упоминания здесь также с точки зрения его роста за последнее десятилетие. С точки зрения количества говорящих, хинди очень близко подошел к росту числа носителей китайского за последние годы. В то время как число носителей китайского языка увеличилось на 69 человек.877 874 человек в период с 2011 по 2021 год, число говорящих на хинди увеличилось на 64 684 736 человек.
В процентном выражении это означает, что хинди рос быстрее, чем китайский, за десятилетие до 2021 года, на 11% и 7% соответственно, хотя ни один из языков не приблизился к звездному росту урду на 39%.
Корейский
Еще одним интересным претендентом на звание самого быстрорастущего языка является корейский. Я включаю это по двум причинам. Во-первых, первый глобальный языковой отчет Duolingo, охватывающий период с октября 2019 г.по сентябрь 2020 года сообщил, что, согласно его пользовательским данным, самыми быстрорастущими языками в мире были все азиатские языки. Сильно представлены хинди, корейский и японский языки.
Второй причиной включения корейского языка является его огромный рост на сцене популярной культуры. К-поп завоевал поклонников по всему миру и продолжает делать это с удивительной скоростью. Это движущий фактор быстрого роста изучения корейского языка, о чем свидетельствуют новости Duolingo.
Не случайно в прошлом году я отметил корейский язык в своей статье о 15 лучших языках для изучения. Если вы не поняли его в то время, вы можете щелкнуть ссылку ниже, чтобы прочитать его сейчас.
Подробнее: 15 лучших языков для изучения в 2020 году
Испанский
На региональном уровне также можно найти множество быстрорастущих языков. Глядя, например, на самые быстрорастущие языки в США, сразу же в центре внимания оказывается испанский.
Испанский язык приобретает все большее значение в Соединенных Штатах, потому что латиноамериканцы являются самой быстрорастущей демографической группой в стране. Между 1980 и 2015 число говорящих по-испански в США увеличилось почти в четыре раза, увеличившись с 11 миллионов человек до более чем 41 миллиона, и число говорящих на испанском языке продолжает расти.
В процентном отношении доля населения США, говорящего по-испански, выросла с 5% до 13% за тот же период, что делает его самым быстрорастущим языком в США.
Французский
Что касается развития языков на региональном уровне, то французский язык также заслуживает упоминания. Языковой ландшафт Африки меняется, в него входит все большее число носителей французского языка. В настоящее время около 44% всего франкоязычного населения мира проживает в странах Африки к югу от Сахары. Однако в ближайшие годы эта цифра значительно возрастет, и, по некоторым оценкам, к 2050 году она достигнет 85 %.
Отчет Duolingo, о котором я упоминал выше, также рассматривал рост французского языка на региональном уровне, отмечая значительное увеличение числа изучающих французский язык в Канаде за последний год.
Насколько важна скорость изменения глобального языкового ландшафта?
Темп изменений в глобальном языковом ландшафте имеет большое значение. Компании должны понимать, на каких языках строить свои стратегии и почему. Им необходимо использовать услуги локализации, чтобы выйти на новые рынки и воспользоваться всеми преимуществами, которые может предложить глобализация, но прежде чем они смогут это сделать, им необходимо знать, какие языки им понадобятся.
В то время как компании создают новую аудиторию, меняющийся языковой ландшафт также влияет на отдельных учащихся. Рост английского языка, наряду с другими «основными» языками и лингва-франкас по всему миру, означает, что число носителей многих других языков становится опасно низким. По некоторым оценкам, к 2100 году половина из 7 000 или около того языков, на которых говорят в мире, вымрут к 2100 году. Хотя рост английского широко известен, я подозреваю, что некоторые из языков, о которых я рассказал, могли вас удивить.