404 Ошибка — Сайт не существует!
Моя страница
- Стартовая страница
- нижней страницы
- Контакт
- решебник по английскому языку 11 класс бибо
- компьютерный решебник по обществознанию
- гдз сборник задач по физике рымкевича
- решебник химия 11 класс и.е. шиманович е.и. вас
- решебник по-русскому 7 класс
- домашнее задание по математике 5 класс г.в д&
- решебник по белорусскому языку 11 класс смо
- кузнецова сборник заданий 9 класс решебни
- гдз по истори 6 класс
- онлайн гдз 11 клас з фізики
- решебник фізика.
збірник задач 8-й клас і.ю.не
- гдз бесплатно алгебра 9 класс
- грамматика французский язык попова казак
- биология ответы на экзаменационные билет
- гдз по русскому языку 10-11класс.авторы гольцо
- мордкович александрова решебник
- гдз онлайн по английскому языку 4 класс биб
- правильные ответы русский медвежонок 2011 2-3 к
- ответы на задачи по математике 4 класс бесп
- гдз по алгебре и начала анализа 10-11 классы(пр
- бесплатно гдз по алгебре 7 класс
- гдз для 6 класса английский л.
в.биркун
- решебник по химии 9 класс контрольные рабо
- вопрос-ответ охота пособие для экзамен
- решебник по английскому языку за 10-11 класс пl
- онлайн решебник по немецкому языку 11 класс &
- сила лоренца решебник
- решебник к залачнику по аналитической геl
- ответы по егэ за 10 класс по математике
- ответы по английскому языку laser pre-fce

Зарегистрироваться бесплатно
Урок — лабораторная работа в 10 классе «Изобразительно -выразительные средства русской лексики» | План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Авнюгская средняя общеобразовательная школа»
Верхнетоемского района Архангельской области
Урок русского языка в 10 классе
«Изобразительно – выразительные средства русской лексики»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Редчук Ольга Алексеевна
п.Авнюгский
2013г.
Цель урока: повторить и обобщить основные лексические виды изобразительно-выразительных средств; продолжить работу по совершенствованию языкового чутья, развивая чувство слова; учить уместному употреблению средств украшения речи.
Форма урока: лабораторная работа.
Оборудование:
- Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений \ Н.
- Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя \ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 5-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. -304 с.
- Школьный словарь литературоведческих терминов \ Чернец Л.В., Семёнов В.Б., Скиба В.А. – М.: «Просвещение», 2013
- раздаточный материал (технологическая карта – инструкция) по количеству учащихся
Этапы работы
- Организационный
Приветствие учителя. Знакомство с темой урока. Целеполагание. Мотивация.
- Проверка домашнего задания
Один ученик выступает с изложением теоретической части §1-2. Класс оценивает качество ответа с точки зрения полноты, логичности, доказательности содержания и точности речевого оформления.
- Словарный диктант
Антенна, антициклон, антология, апартаменты, апелляция, аплодисменты, апогей, артиллерия, асимметрия, ассамблея, атолл, аттестат, аттракцион, аудитория.
Дополнительные задания.
- Устная лексическая работа: дайте толкование лексического значения слов.
- Поставьте ударения в словах на – ИЯ. Проверьте себя по разделу в учебнике «Говорите правильно» стр. 424.
- Самостоятельная работа по изучению нового материала
Вызов. Многие слова имеют не только прямое, но и переносное значение. Употребление слов в переносном значении – способ сделать речь более выразительной. Слова, употреблённые в переносном значении, называются тропами.
— Какие тропы вы знаете?
Реализация
Распоряжения учителя, организующие работу класса.
Знакомство с карточкой – инструкцией (алгоритм действий во время самостоятельной лабораторной работы).
Лабораторная работа «Выразительные средства лексики»
- Рассмотрите таблицу, заполните простым карандашом 1 графу (см. слова для справок)
Троп (термин) | определение | пример |
Образное определение | ||
Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений | ||
Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа | ||
Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого | ||
Выражение, в описательной форме передающее смысл слова | ||
Замена одного слова другим, смежным по значению (часто часть вместо целого) | ||
Намеренное преувеличение | ||
Намеренное преуменьшение | ||
Соединение взаимоисключающих понятий (сочетание «несочетаемого») |
Слова для справок: гипербола, метафора, эпитет, оксюморон, перифраз, литота, эпитет, сравнение, олицетворение.
- Проверьте свою работу по учебнику (§3 стр13-14), сделайте исправления (ручкой).
- В случае затруднения обратитесь к словарю литературоведческих терминов.
- Из приведённых ниже отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» выпишите (простым карандашом) в 3 графу таблицы примеры тропов.
***
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно…
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам…
***
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия …
***
Вкруг него
Вода и больше ничего!
***
В гранит оделася Нева.
***
Словно горы,
из возмущённой глубины
Вставали волны там и злились.
- Если не смогли подобрать пример какого-либо тропа, выпишите пример из словаря литературоведческих терминов.
- Проверьте по ключу правильность выполнения работы. Удалите неверный ответ, внесите исправления (ручкой).
- Рефлексия
- Поставьте себе оценку за работу.
- Письменно ответьте на вопрос. Согласны ли вы с высказыванием И.С.Тургенева о Пушкине: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык …»?
- Домашнее задание – упр.7
Приложение 1
Ключ
Троп (термин) | определение | пример |
Эпитет | Образное определение | Надменный сосед Новые волны Возмущённая глубина |
Метафора | Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений | В Европу прорубить окно… |
Олицетворение | Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа | Волны злились |
Сравнение | Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого | Стой, как Россия Вставали, словно горы |
Перифраз | Выражение, в описательной форме передающее смысл слова | Град Петров (Петербург) |
Метонимия | Замена одного слова другим, смежным по значению (часто часть вместо целого) | Шведу (Швеции) Флаги (страны) |
Гипербола | Намеренное преувеличение | Вкруг него Вода и больше ничего! |
Литота | Намеренное преуменьшение | |
Оксюморон | Соединение взаимоисключающих понятий (сочетание «несочетаемого») | Люблю я пышное природы увяданье |
Приложение 2
Технологическая карта-инструкция
Лабораторная работа № _ «Выразительные средства лексики»
учени __ 10 класса ______________________________________
- Рассмотрите таблицу, заполните простым карандашом 1 графу (см.
слова для справок)
Троп (термин) | определение | пример |
Образное определение | ||
Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений | ||
Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа | ||
Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого | ||
Выражение, в описательной форме передающее смысл слова | ||
Замена одного слова другим, смежным по значению (часто часть вместо целого) | ||
Намеренное преувеличение | ||
Намеренное преуменьшение | ||
Соединение взаимоисключающих понятий (сочетание «несочетаемого») |
Слова для справок: гипербола, метафора, эпитет, оксюморон, перифраз, литота, эпитет, сравнение, олицетворение
- Проверьте свою работу по учебнику (§3 стр13-14), сделайте исправления (ручкой).
- В случае затруднения обратитесь к словарю литературоведческих терминов.
- Из приведённых ниже отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» выпишите (простым карандашом) в 3 графу таблицы примеры тропов.
- Если не смогли подобрать пример какого-либо тропа, выпишите пример из словаря литературоведческих терминов.
- Проверьте по ключу правильность выполнения работы. Удалите неверный ответ, внесите исправления (ручкой).
- Поставьте себе оценку за работу.
- Письменно ответьте на вопрос. Согласны ли вы с высказыванием И.С.Тургенева о Пушкине: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык …»?
Используемая литература
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (изд. 9-е). — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.-448 с.
- Чернец Л.В., Семёнов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: «Просвещение», 2013
- Гольцова Н.