17, Июл, 2025
629880, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск, ул. Новая, д. 9

Решебник по рус язу 8 класс: Решебник по русскому языку 8 класс Мурина, ГДЗ на Решеба

Карточки с заданием по русскому языку 8 класс | Картотека по русскому языку (8 класс) на тему:

Билет № 1.  Русский язык в современном мире

Сделайте разбор выделенных слов (1 – фонетический, 2 – морфемный, 3 – морфологический, 4 – синтаксический)

Русский язык! Тысячелетия создавал³ народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего¹ гнева, своего великого будущего.

А. В. Толстой

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту³ и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сомнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенства, каковому в других удивляемся.

М. В. Ломоносов

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться² к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм.

Н. А. Добролюбов

Что русский язык — один из богатейших² языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

В. Г. Белинский

Наша речь преимущественно афористична, отличается своей сжатостью, крепостью(4). 

Горький М.


Билет № 2. Знаки препинания и их функции

Расставьте знаки препинания. Над каждым укажите его функцию (з – завершение, в – выделение, р – разделение)

В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями без знаков препинания  Чтение таких записей было медленным и трудным  Чтобы облегчить его нужно было прежде всего отметить границы предложений Так появилась точка  первый и основной знак членения текста На основе точки возникли другие знаки вопросительный и восклицательный знаки запятые

Вошли в употребление также скобки тире кавычки  В начале предложения стала обязательной заглавная буква в начале абзаца  красная строка

К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания которые  от латинского названия точки  «пунктум»  принято называть знаками пунктуации      

(По «Энциклопедическому словарю юного филолога»)


Карточка № 3.  Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

Вставьте пропущенные буквы


Карточка  № 4.  НЕ с разными частями речи

Раскройте скобки

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.


Билет № 5. Словосочетание, предложение, текст

Дайте характеристику словосочетаний, предложения, определите стиль текста

1. Читал книгу, занимательный случай

2. Не засыпая ни на минуту, он смотрел с немеркнущим интересом на знакомые ему места.

3. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.


Карточка № 6. Синтаксические связи слов в словосочетании

1. Определите вид подчинительной  связи слов в словосочетаниях  (С, У, П)

1) нелегкая судьба  

2) медный ковш  

3) замереть от восхищения  

4) очень обаятельный  

 5)свинцовыми  тучами  

 6) мечты о будущем  

 7) стоять молча  

 8) шестой полк  

 9) сказать назло  

 10) любой из нас                    

11) прибыть вовремя    

12) умение слушать    

13) говорить улыбаясь    

14) заслуга поколения                                  

15) военное положение    

 16) побледнеть от волнения    

17) пожелтевших листьев                                                                  

 18) по-детски наивно  

19) сапоги из замши        

20) краснея от смущения

2. Выпишите из          предложения одно словосочетание со связью согласование, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью примыкание

По высокому небу быстро плыли  пушистые облака.


Билет № 7. Интонация предложения. Логическое ударение.

1. Перестройте предложение ДАЖЕ ТЫ НЕ ГОВОРИЛ СЕГОДНЯ С НИМ так, чтобы изменился смысл, интонация.

2. Сделайте синтаксический анализ предложений (знаки не расставлены)


Карточка № 8. Главные члены предложения


Билет № 9. Тире между подлежащим и сказуемым


Билет № 10. Дополнение

Подчеркните подлежащее, сказуемое, дополнение. Не путайте дополнение с именной частью сказуемого. Определите вид дополнения


Билет № 11. Определения

Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Укажите вид определения.


Билет № 12. Обстоятельства


Билет № 13. Односоставные предложения

        

2. Составьте примеры, иллюстрирующие разные типы односоставных предложений


Билет № 14. Неполные предложения

Найдите неполные предложения в отрывке из литературно-критической статьи. Чего достиг автор, использовав их? Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их.

Поэт Николай Старинов не бывает однообразным в своём душевном состоянии, в своем виденье мира. Его скромность граничит с резкостью, пафос с грустной улыбкой, проповедь с откровенным самораскрытием, с исповедью любящего и страдающего сердца (В. Дементьев).

Найдите контекстуальные неполные предложения. Укажите, какие члены предложения опущены.

1. Дела в булочной шли весьма хорошо, лично мои — все хуже (М. Горький).

2. Люди получше — любили его, похуже — боялись (М. Горький).

3. Багровые листья клена и желтые — берез лежали у ног женщины (М.Горький).

Поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.

  1. Мир освещается солнцем, а человек знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)

Билет № 15. Однородные члены предложения

1. Расставь знаки, подчеркни однородные члены как члены предложения, укажи союзы, которыми они связаны

2. Расставь знаки препинания


Билет № 16. Обособленные определения, приложения

Расставь знаки препинания, объясни

Кусты голубики усеянные лиловыми ягодами виднеются на поляне.

Ночь вьюжная морозная кажется длинной.

Мы врачи обязаны помогать людям.

Одуванчик медоносное растение растёт повсюду.

Перепачканный краской малыш выглядел смешно.

Иванов мой коллега был смелым человеком.

Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке.

Сын Королёва Михаил жил в Москве.

Мы окрылённые надеждой шли вперёд.

Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с необыкновенной силой.

Дочь дяди Нина Алексеевна была приятной наружности.

Берёзонька красавица лесов проснулась рано от птичьих голосов.

Не замеченный никем я вышел из дома и пошёл к лесу.

Летний дождь мелкий и тёплый танцевал по тротуару.

Капитан Иванов по прозвищу Бывалый был прямым и честным человеком.


Билет № 17. Обособленные обстоятельства

Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые.

  1. Ц_пляясь за п_рила шатаясь со стоном сходил он со ступен_к крыльца бросался в р_систую траву и пр_жавшись всем телом к з_мле плакал.
  2. Обд_рая ноги мы сломя гол_ву неслись по склону оврага.
  3. У к_стра выт_ращив испуга_ые глазёнки  ст_ял худ_нький черн_головый мальчишка.
  4. Об_рнувшись Любовь увидала что по дорожке сада почтительно сняв картуз и кланяясь ей идёт к_питан «Ермака».
  5. А в это время благ_даря энергии и находчивости Корнилова выр_стали батареи на южной стороне.
  6. Старик Нилыч (не)смотря на свои шестьд_сят лет сидел за накрытым ст_лом в чистой  рубахе широких штанах и в башмаках надетых на б_сые ноги.
  7. Вопр_ки особенностям г_ологического строения эти горы являются живым музеем для пол_вины всех дикор_стущих цв_тов обл_сти.
  8. Я стал на краю пл_щадки крепко упёршись левой н_гою в кам_нь и (не)смотря вниз наклонился немного вп_рёд.
  9. Проснувшись в (не)знакомой комн_те он не понимая глядел своими добрыми глазами на (не)довольного адъютанта.
  10.  (Не)смотря на (не)выгодную наружность деревенских хором в комнатах было чисто и опрятно.
  11. Я побежал сквозь кустарник ломая ветви и (не)обращая внимания на их жестокие удары.
  12. Связь с этим районом расположенным в горах была затруднена вследствие разлива реки.
  13. Под..ехав к лесу я ост_новился и набрав (не)много воздуха в легкие засв_стал и потом затих пр_слушиваясь.
  14. Он целый день работал (не)покладая рук стараясь успеть повсюду.
  15. Вследстви_  этого происшествия к_питан  уже бол_е  года не видался со своими р_дителями
  16. Мы молча шли по у_кой тр_пинке (не) смотря на расст_лающиеся кругом красоты.

Билет № 18. Уточняющие члены.

Расставьте знаки, подчеркните уточняющие члены как члены предложения

1) Здесь вдали города было пасмурно и сыро. 2)Люблю дымок спалённой жнивы в степи кочующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. 3)К парку можно пройти по дороге или по узкой тропинке вдоль реки. 4)Осьминоги или спруты – это морские моллюски. 5) Они все трое в особенности старый казак были краснее обыкновенного. 6)Иные слабохарактерные натуры если и ведут записки свои, то делают это урывками неразборчивым почерком не дописывая слов вообще небрежно. 7)Тогда в детстве даже мороженое казалось слаще.8) На другой день 15 марта была назначена итоговая контрольная работа. 9) Мы гуляли довольно долго до самого вечера. 10) Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес. 11)Они прежде то есть до приезда в деревню жили в большом ладу. 12) Никогда даже во время кулачного боя он не ускорял движений. 13) Я всегда и везде особенно на Кавказе замечал особенный такт у нашего солдата. 14) Казалось, что всё в том числе леса и поля движется на запад, а на восток идти и ехать невозможно.


Теоретический материал по русскому языку 8 класс

 

 

Ответ

Примеры

1.

Виды подчинительной связи слов в словосочетании.

Согласование – такой вид связи, при котором зависимое слово (прилагат. , прич., числит., местоим.) согласуется с главным в роде, числе, падеже и отвечает на вопросы какой, чей. При изменении главного слова форма зависимого слова изменяется.

 

 

Управление – такой вид связи, при котором зависимое слово (сущ. и похожие на него слова) стоит в форме косвенного падежа и отвечает на вопросы косвенного падежа. При изменении главного слова форма зависимого не изменяется.

 

Примыкание – такой вид связи, при котором главное и зависимое слово связаны только по смыслу, так как зависимое слово выражается неизменяемой частью речи:

— наречием

—  деепричастием

—  н. ф. глагола

— прост. сравн. степ. прил.

—  личн. мест. в знач. притяж.

Пушистый снег

Выученный урок

Твой портфель

Пятая квартира

Пяти машинам (если колич. числ. В косв.пад.)

 

Читать книгу

Думая о тебе

Быстрее ветра рисующий мелом

Строительство дома

Пять машин (если колич. числ. в И.п.)

 

Очень красивый

Уехал учиться

Говорит улыбаясь

Смотрит увереннее

Его собака

Её пальто

Их ошибки

2.

Типы сказуемых

1.       Простое глагольное сказуемое выражается 1 глаголом в каком-либо наклонении:

Изъяв. накл. – учился, учусь, буду учиться

Повел. накл. – учитесь, пусть учится

Условн. накл. – учился бы

*Простое глагольное сказуемое может быть выражено устойчивым сочетанием слов (фразеологизмом), в этом случае его можно заменить простым глаголом.

 

2.       Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова и н.ф. глагола. Вспомогательный глагол может быть выражен

 а) глаголом со значением начала, конца, продолжения действия: начать, стать, продолжать, закончить, прекратить и т.п.

 б)глаголом и кратким прилагательным со значением возможности, желательности, необходимости действия: хотеть, желать, мочь; рад, готов, должен, обязан, намерен; надо, нельзя.

3.       Составное именное сказуемое

состоит из глагола-связки  и именной части. Глаголы-связки:

а) быть, стать, становиться, делаться, являться, считаться, представляться, казаться, называться (В наст. вр. связка может быть нулевой)

 б) глаголы со значением движения, положения в пространстве: прийти, приехать, вернуться и т.п.; сидеть, стоять и т.п.

Именная часть может быть выражена прил, сущ., прич, числ., мест., нареч., кат. сост., с/с.

 

 

 

 

 

Он бьёт баклуши = бездельничает.

Команда одержала победу = победила

 

 

Начать учиться

Стал преподавать

Продолжает думать

Прекратил работать

 

Хочет объяснить

Не может помочь

Готов подсказать

Обязан прийти

Надо стараться

Нельзя запретить

 

Был болен

Болен

Считается верным

Выглядит усталым

Он мой друг

Стены покрашены

 

Сидит печальная

Приехал довольный

 

Мне грустно

Дважды два — четыре

3.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире ставится,

— если подлежащее и сказуемое выражены именем сущ. в им.пад., числительным в им.пад., глаголом в н.ф.;

— если перед сказуемым стоят слова «это, вот, значит».

Тире не ставится,

— если между подл. и сказ. стоят

* сравнит. союзы как, словно, будто, точно

* частица НЕ

* вводные слова, союзы, частицы

* слово «есть»;

-если подлежащее выражено не сущ., а личным местоимением.

Книга – источник знаний.

Два – чётное число.

Жить – Родине служить.

Сирень – это кустарник.

 

Облака словно вата.

Сердце не камень.

Маша тоже ученица.

Зло есть отрицание добра.

Он хороший друг.

 

4.

Второстепенные члены предложения.

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, выражается сущ., мест., числ. в косв. пад., инфинитивом.

Дополнения бывают прямые и косвенные.

Прямое дополнение выражается

А) формой вин.пад. без предлога

Б) формой род.пад. при отрицании

В) формой род.пад. со значением части целого.

Определение отвечает на вопросы КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, выражается прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением.

    Определения бывают согласованными и несогласованными.

Определение согласованное, если тип связи согласование.

Несогласованное определение выражается сущ., мест., наречием и присоединяется с помощью управления или примыкания.

Обстоятельство отвечает на вопросы ГДЕ, КОГДА, КУДА, ОТКУДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, КАК имеет значение места, времени, образа действия, меры, степени, причины, цели, условия, уступки.

Обстоятельство выражается сущ. в косв.пад., наречием, дееприч., д.о., н.ф.глагола

 

Думаю о друге, о нём

Разделю на три

Я прошу тебя (о чём?) спеть

 

Съел яблоко

Не купил молока

Добавил соли

 

Согласованные:

Высокое дерево

Скошенная трава

Третий год

Моя парта

 

Несогласованные:

Избушка лесника

Желание учиться

Его портфель

В доме напротив

 

Громко кричал

Живу в деревне

Приехал (зачем?) учиться

Говорит улыбаясь

узнал, прочитав книгу

 

5.

Приложение.

Приложение – это особый вид определения, которое выражается существительным и согласуется с определяемым словом в падеже и числе.

Одиночное приложение пишется через дефис,

— если это нариц. сущ. и относится к нариц. сущ.

— если это имя собств. и стоит перед нарицательным.

Несогласованные приложения – это названия газет, журналов, произведений искусства, предприятий и т.п. Они заключаются в кавычки и пишутся с большой буквы.

 

 

 

 

Девочка-подросток

Волшебница-зима

Москва-река

Иван-царевич

НО: река Москва

Царевич Иван

 

Журнал «Смена»

В романе «Евгений Онегин»

6.

Односоставные предложения.

С главным членом сказуемым:

Определённо-личные: сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица ед.ч. и мн.ч. в изъяв. или повел. накл. К нему можно подставить подлежащее Я, ТЫ, МЫ,ВЫ.       Неопределённо-личные: сказуемое выражено глаголом в форме

 —  3-го лица мн.ч. наст. и буд. вр.

 — мн.ч. прош.вр.

 — мн.ч. усл.накл.

К сказуемому можно подставить подлежащее ОНИ.

— Безличные: обозначают действия, происходящие сами собой, подлежащее подставить НЕЛЬЗЯ. Сказуемое может быть выражено безличным глаголом, глаг. в н.ф., кратким страд. прич., словом категории состояния, словами «нет, не было».

С главным членом подлежащим:

Назывные: подлежащее выражено сущ. в им. пад. В назывном предложении не может быть обстоятельств, т.к. они относятся к сказуемому.

 

Хочу спать.

Не берись за это дело.

Будем стараться.

Помогите мне.

 

В газете разное пишут.

В дверь позвонили.

Подарили бы мне собаку.

 

Вечереет.

Мне хочется уехать.

Быть грозе великой.

В доме прибрано.

Тебе больно?

У меня нет ручки.

 

Осень. Яркие краски листопада. Свежесть и прохлада воздуха.

 

 

 

7.

Однородные члены

Относятся к одному слову, отвечают на один вопрос, являются одним членом предложения.

Между однородными членами ставится запятая.

Запятая не ставится, если однородные члены соединяются неповторяющимися союзами И, ДА=И, ИЛИ, ЛИБО.

 

! Запятая не ставится во фразеологизмах.

О, О

О, а О

О, и О, и О

ни О, ни О

как О, так и О

О и О

О или О

 

Ни свет ни заря

И так и сяк

8.

Однородные и неоднородные определения.

Определения могут быть неоднородными, даже если они относятся к одному слову и отвечают на один вопрос. Такие определения характеризуют предмет с разных сторон, например: высокий деревянный забор.

Между неоднородными определениями не пишется запятая.

 Способ проверки неоднородности:

 — между ними нельзя поставить союз И

— они по-разному относятся к определяемому слову

— они не произносятся с перечислительной интонацией.

Исключение: запятая ставится, если второе неоднородное определение является распространённым.

·         Два образных определения обычно являются однородными.

Яркие летние цветы

Тихие деревенские улочки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Весенние, бурно мчащиеся потоки.

Раздался тихий, умирающий звук.

9.

Обобщающие слова при однородных членах.

Обобщающее слово называет одним словом то, что перечисляют однородные члены.

Обобщающее слово может быть выражено существительным с обобщающим смыслом или мест. ВСЕ, наречием ВЕЗДЕ, ВСЮДУ.

Если обобщ. слово стоит перед о/ч, то между ними ставят двоеточие.

Если обобщ. слово стоит после о/ч, то между ними ставят двоеточие.

Если обобщ. слово стоит перед о/ч, а после них предложение продолжается, то сначала ставят двоеточие, а потом тире.

После обобщающего слова перед о/ч могут быть слова: А ИМЕННО, НАПРИМЕР, КАК-ТО. В этом случае перед ними ставится запятая, а после них – двоеточие.

Яблоки, груши, сливы – фрукты.

Стороны света: север, юг, запад, восток.

Было тихо везде: в поле, в роще, на пруду.

В поле, в роще, на пруду – везде было тихо.

Везде: в поле, в роще, на пруду – было тихо.

Он побывал во многих странах, например: в Индии, Китае, Америке.

 

10.

Обособление согласованных определений и приложений.

1.    Обосабливается распространённое согласованное определение, если оно стоит после определяемого слова. Оно может быть выражено

А)  причастным оборотом

Б)   прилагательным с зависимым словом

В)   распространённым приложением.

 

 

 

2.    Обосабливается любое определение, относящееся к личному местоимению, стоящее как перед ним, так и после него.

3.    Обосабливаются два и более одиночных определения, если они стоят после определяемого слова.

4.    Обосабливается определение, стоящее ПЕРЕД определяемым словом, если оно имеет обстоятельственное значение (можно задать дополнительный вопрос ПОЧЕМУ).

5.    Обосабливается любое определение, если оно отделено от определяемого слова другими словами.

 

А) Дождь, начавшийся вечером, продолжался до утра.

Б) Мы остановились на берегу реки, мутной от дождя.

В) Ветер, неугомонный забияка, и ночью шелестел листьями.

Усталая, она долго не могла уснуть.

 

Песня, красивая и печальная, звучала вдалеке.

 

Привлечённые светом, бабочки кружились у костра.

Редкие и холодные, на землю упали капли дождя.

 

11.

Обособление несогласованных определений.

Несогласованные определения обосабливаются, если

А)  относятся к личному местоимению

 

Б)  относятся к имени собственному и стоят после него

 

В)  стоят после обособленного согласованного определения.

А) В больших рукавицах и валенках, он был похож на лесника.

Б) Елена Сергеевна, в пальто и шали, стояла на остановке.

В) Зима, морозная и лютая, с частыми снегопадами и ветрами, подходила к концу.

12.

Обособление обстоятельств.

1.Обосабливаются обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, кроме: СТОЯ, СИДЯ, ЛЁЖА, ШУТЯ, ИГРАЮЧИ, ПРИПЕВАЮЧИ, НЕХОТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, НЕ СПЕША, МОЛЧА, КРАДУЧИСЬ, т.к. они по значению равны наречию.

2.Обосабливаются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Исключения: дееприч. обороты, являющиеся фразеологизмами.

3. Обосабливаются обстоятельства, выраженные существительным с предлогом НЕСМОТРЯ НА.

4.Обосабливаются обстоятельства с предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПО ПРИЧИНЕ и др., если они стоят между подлежащим и сказуемым.

5. Обосабливается обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом.

1. Испугавшись, мальчик вскрикнул.

Нехотя он согласился со мной.

 

2. Выйдя на улицу, он поёжился.

Петя работал спустя рукава.

 

3. Мы пошли на прогулку, несмотря на сильный мороз.

4. Бригада, согласно указаниям начальника, закончила работу поздно вечером.

5. Облака застыли в небе, как огромные клоки ваты.

 

13.

Обособление дополнений.

Обосабливаются уточняющие дополнения с предлогами КРОМЕ, ВМЕСТО, НАПРИМЕР, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ИСКЛЮЧАЯ, ВКЛЮЧАЯ, НЕ СЧИТАЯ, ПОМИМО, СВЕРХ, НАРЯДУ С, В ОТЛИЧИЕ ОТ…

Не обосабливаются дополнения с предлогом ВМЕСТО в значении «ЗА».

Кто, кроме меня, возьмётся за это дело?

 

 

Славу поставили нападающим вместо заболевшего Игоря.

14.

Обособление уточняющих членов предложения.

 

 

— Чаще всего обосабливаются уточняющие обстоятельства места и времени (иногда образа действия), если они стоят после уточняемого слова (соответствующего обстоятельства с более общим значением).

— Обосабливаются любые уточняющие и поясняющие конструкции, присоединяемые словами: НАПРИМЕР, ДАЖЕ, ОСОБЕННО, В ОСОБЕННОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ, ДА И, ПРИТОМ

Мы договорились встретиться в парке, у фонтана.

Допоздна, до самой ночи, звучала музыка.

Многие скучали, например я.

Я устал, притом ужасно.

15.

Вводные слова и словосочетания.

Вводные слова и с/с выражают отношение говорящего к сообщению, они не являются членами предложения и всегда выделяются запятыми.

Группы по значению:

1.Различные чувства говорящего: к счастью, к сожалению, к огорчению, к моему ужасу, на беду, неровён час, странное дело и т.п.

2.Различная степень уверенности: конечно, несомненно, разумеется, действительно, естественно, вероятно, пожалуй, кажется, думаю, может быть и т.п.

3.Источник сообщаемых сведений: по-моему, говорят, слышно, на мой взгляд, по словам…, по мнению …, как пишут в газете и т.п.

4. Порядок изложения , способы оформления мыслей: словом, точнее, короче говоря, так сказать, наоборот, впрочем, в общем, вообще (говоря), кстати, к слову сказать, во-первых, итак, таким образом, следовательно и т.п.

5. Привлечение внимания: пожалуйста, извините, послушайте, позвольте, поймите, представьте себе, знаешь ли, предположим и т.п.

 

 

 

 

 

 

Дед, чего доброго, до вечера не вернётся.

 

Надеюсь, ты справишься.

 

Ты, по-моему, ошибаешься.

 

Он, мягко говоря, испугался.

По-моему, ты ошибаешься.

 

Предположим, он всё-таки победит в конкурсе.

 

16.

Отличие вводных слов от членов предложения.

Некоторые слова всегда являются вводными, поэтому всегда выделяются запятыми: во-первых и т.п., итак, следовательно, конечно, короче говоря, кроме того, прежде всего, как говорится, пожалуйста.

Следующие слова, наоборот, никогда не являются вводными, поэтому никогда не выделяются запятыми: авось, буквально, будто, вдобавок,  вдруг, вряд ли, всё-таки, в конечном счёте, вот, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как раз, как бы, к тому же, между тем, небось, на редкость, неужели, по предложению…, по решению…, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, по-прежнему, особенно, обязательно, разве, словно, только, якобы.

Большинство слов в разных контекстах могут быть вводными и членами предложения.

Способ различения: к вводному слову нельзя задать вопрос, его можно убрать из предложения, и его структура не нарушится, исчезнет только значение вводности – отношение говорящего.

 

Ты, конечно, всё сделал правильно.

Подари мне, пожалуйста, этот цветок.

 

Мы промокли буквально насквозь.

Ты вряд ли успеешь на этот поезд.

По решению собрания Николая исключили из бригады.

Я же просто хотел помочь.

 

 

Ты иди помедленнее, а я, наоборот, буду торопиться.

 Опять ты сделал всё наоборот.

17.

Пунктуация при некоторых вводных словах.

Слово «НАКОНЕЦ» не является вводным, если имеет значение «под конец, напоследок, в конце концов, после всего», к нему в этом случае можно добавить частицу ТО.

Слово «ОДНАКО» не является вводным, если стоит в начале предложения или соединяет однородные члены или части сложного предложения. В этих случаях «однако» — это союз, равный НО.

Слово «ДЕЙСТВИТЕЛЬНО» является вводным, если стоит в начале предложения.

Слово «ЗНАЧИТ» является вводным, если по значению равно слову «следовательно».

Не является вводным, если = сказуемому «означает» или частице «это».

Слово «ВООБЩЕ» является вводным, если имеет значение «вообще говоря».

Не является вводным, если = «всегда, совсем, в общем и целом».

Наконец (= наконец-то) добрались до места ночлега.

 

Мы не думали встретиться, однако (= но) встретились.

Смотри, однако, Вера, будь осторожна.

Действительно, с ним оказалось трудно.

Значит, ты ни в чём не виноват?

Для меня твоё мнение значит много.

Вообще, я не такой уж любитель рыбалки.

Я вообще не умею ловить рыбу.

18.

Особенности пунктуации при вводных словах.

1.Если при употреблении вводных словосочетаний, одно из слов пропускается, то вместо запятой ставится тире.

 

2. Если оказались рядом два вводных слова, то оба выделяются запятыми.

 

3. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то не отделяется от него запятой.

Если стоит в середине оборота, то обосабливается с двух сторон.

 

 

4. Если вводное слова стоит перед подчинительным союзом, то с двух сторон выделяется запятыми.

 

 

5. Если вводное слово стоит рядом с сочинительным союзом, то выделяется с двух сторон, если его можно изъять из предложения.

Если изъять нельзя, то от союза не отделяется.

6. Если предложение начинается с союзов И, ДА=И, НО, после которых стоит вводное слово, то между ними запятая не ставится.

1.Дружба основана, с одной стороны, на доверии, а с другой – на взаимовыручке.

2. Стало быть, по-вашему, человек  не достоин уважения?

3. Женщина, видимо потерявшая сына, всё время плакала.

Ребёнок, испугавшийся, по-видимому, грозы, подбежал к матери.

4. Ученик на минуту задумался, видимо, чтобы точнее сформулировать мысль.

5. Время не состарило его, а наоборот, он стал ещё энергичнее.

Не год, а, может быть, 10 лет прожил я за одну ночь.

6. Но конечно, всё закончилось благополучно.

 

19.

Знаки препинания при прямой речи.

Если прямая речь стоит после слов автора:

А: «П».  

А: «П?»

А: «П!»

Если прямая речь стоит перед словами автора:

«П», — а.

«П?» — а.

«П!» — а.

Если слова автора разрывают предложение прямой речи, то: «П, — а, — п».

Если прямая речь состоит из двух предложений и между ними помещаются слова автора, то:

«П», — а. – П».

«П? – а. – П».

«П! – а. – П».

 

 

 

 

 

 

 

 

«Приходите вечером, — предложил тренер, — на дополнительную тренировку.

«Куда идёт этот автобус? – спросили мы у водителя. – Нам нужно в центр города».

Русский

Скажи Привет к изучению русского языка!

Как зарегистрироваться

Предстоящая сессия — сессия 1, 2023

Ниже перечислены предварительные классы для следующей сессии.

Занятия начинаются в зависимости от количества зарегистрированных учеников!

Не стесняйтесь заполнить заявку, чтобы мы могли начать планировать ваш класс!

УРОВЕНЬ 1A

1/2023 — 3/2023

18:30
20:30

Детали события

УРОВЕНЬ 1А

1/2023 — 3/2023

1/2023

1/2023

Отправьте заявку при наличии свободных мест, и мы подготовим расписание. ..

Подробная информация о мероприятии

18:30
20:30

УРОВЕНЬ 3 — 2/202 1B

2023

18:30
20:30

Детали мероприятия

УРОВЕНЬ 1B

1/2023 — 3/2023

Этот класс обычно собирается по четвергам. Отправьте заявку с учетом вашей доступности, и мы будем работать, чтобы запланировать класс! Our weeknight cla…

Event Details

6:30pm
8:30pm

Current Session — Session 5, 2022

LEVEL 1B

10/2022 — 12/2022

18:30
8:30 вечера

Информация о событии

Уровень 1B

10/2022 — 12/2022

. Наши занятия по будням проходят один раз в неделю (понедельник, вторник, среда или четверг)!

18:30
20:30

Не видите свой уровень?

Не волнуйтесь! Мы здесь, чтобы помочь вам учиться. Мы сделаем все возможное, чтобы организовать для вас групповые занятия или частные уроки.

Дайте нам знать

Цена

.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>