29, Ноя, 2024
629880, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск, ул. Новая, д. 9

Решебник по литературе коровина 1 часть 8 класс: ГДЗ по Литературе за 8 класс Коровина В.Я., Журавлев В.П.

«После бала» краткое содержание рассказа Толстого для 8 класса – читать пересказ онлайн

6 мин.

Лев Толстой

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 23043.

Обновлено 30 Декабря, 2021

О произведении

С рассказом «После бала», созданным в 1903 году, читатели познакомились лишь в 1911, уже после смерти Льва Николаевича Толстого. В основу сюжета легли события, произошедшие с братом писателя. Реализм изображения действительности, кольцевая композиция помогли автору провести параллель между прошлым и настоящим. Ёмкий и лаконичный рассказ заставляет нас сосредоточить внимание на одном событии в жизни главного героя. Глазами Ивана Васильевича мы видим жестокий век правления Николая I, калечащий душу и нравственность современника.

На нашем сайте вы можете не только прочитать краткое содержание «После бала» Толстого, но и понять, как построено произведение, каково его идейное содержание.

Рассказ включен в программу русской литературы 8 класса.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в 1840-х годах в провинциальном, но университетском городе.

Главные герои

  • Иван Васильевич – человек, выступающий в роли рассказчика. Вспоминает время, когда он, «весёлый бойкий малый да ещё и богатый», был молодым и влюблённым студентом. Юноша доверчив, честен и совестлив.

Другие персонажи

  • Пётр Владиславич – отец Вареньки, полковник. Человек двуличный: добрый любящий отец на балу и бесчувственный офицер, руководящий наказанием солдата, после бала.
  • Варенька – восемнадцатилетняя девушка, в которую без памяти влюблён герой. Она обворожительна, мила и наивна.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Композиционно содержание произведения можно разделить на две части: события на балу и после бала.

Первые строки повествования – дискуссия умудрённых опытом друзей о том, может ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из них, Иван Васильевич, считая, «что всё дело в случае», предлагает послушать историю из его жизни.

Его рассказ начинается с описания бала в доме губернского предводителя. Счастливый Иван Васильевич наслаждается общением с любимой девушкой. Всё ему кажется замечательным: чудесные добрые хозяева, красивые наряды, ослепительная зала, весёлая музыка. На протяжении вечера герой не сводит глаз со своей любимой. Он с восторгом наблюдает за танцующим полковником и его дочерью. Умиляется его старинными, с четвероугольными носками и без каблуков, сапогами, думая о том, что отец ради Вареньки экономит на себе и идёт на жертвы. Молодой человек готов любить весь мир.

«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», – вспоминает рассказчик.

Окрылённый впечатлениями, рассказчик, вернувшись домой, остаётся в состоянии блаженства. Он выходит на улицу. Раннее утро, просыпающийся город, редкие прохожие. Окружающее казалось «мило и значительно». Эта часть рассказа проникнута ощущением добра и света. Блестящие глаза, радостные улыбки, белые и розовые краски окружают юного влюблённого.

Настроение резко меняется в следующей части повествования. Иван Васильевич в рассеявшемся утреннем тумане увидел картину, поразившую его воображение. Между солдатами с палками в руках прогоняли татарина. Сослуживцы сильно избивали его по приказу начальства, наказывая за побег. Его спина превратилась во что-то «пёстрое, мокрое, красное, неестественное»

. До юноши донеслись слова бедняги. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Но наказание продолжалось. В человеке, руководящем истязанием, Иван Васильевич неожиданно узнал отца своей любимой Вареньки. Офицер, не снимая перчатки, избивал одного из солдат, решившего пожалеть несчастного. Заметив Ивана Васильевича, Пётр Владиславич сделал вид, что они не знакомы и продолжил контролировать экзекуцию. Главный герой почувствовал ужас и стыд. По дороге домой он пытался найти оправдание действиям полковника, но перед ним вновь и вновь возникала страшная картина, а в ушах звучала неприятная резкая музыка. Ему было жутко, страшно и тоскливо.

Произошедшее событие коренным образом изменило жизнь молодого человека. Он перестал встречаться с Варенькой, «любовь пошла на убыль». Долгое время пытался разобраться в том, что увидел. Считал, что не понимает чего-то важного в этой жизни. Но

«сколько ни старался и потом не смог узнать этого». Поэтому не захотел быть офицером, не стал и чиновником. Мировоззрение и нравственные принципы не позволили ему служить государству с такими жестокими и несправедливыми законами.

И что в итоге?

Иван Васильевич — расстаётся с Варенькой, решает не быть ни офицером, ни чиновником, отказываясь служить государству, в котором царят жестокие и несправедливые законы.

Полковник Пётр Владиславович — руководит избиением беглого татарина, тем самым шокируя молодого Ивана Васильевича, который это случайно увидел.

Заключение

Рассказ Л. Н. Толстого был создан более века назад, но не утратил своей актуальности. Как правильно выбрать свой жизненный путь, не поддаться обстоятельствам? Эти вопросы и сегодня волнуют каждого молодого человека. Произведение помогает разобраться в историческом прошлом нашей страны, предостерегает от ошибок. На примере главного героя мы учимся доброте, честности и милосердию. Поэтому не стоит ограничивать себя знакомством с кратким изложением рассказа «После бала». Следует прочитать текст великого классика полностью.

Тест по рассказу

После прочтения краткого содержания попробуйте ответить на вопросы этого небольшого теста.

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Hjf Jvjvjviviv

    10/10

  • Алексей Памирский

    10/10

  • Ильяс Хайруллин

    10/10

  • Влад Бросов

    10/10

  • Юлия Дрокина

    9/10

  • Андрей Вен

    10/10

  • Андрей Варвиков

    8/10

  • Татьяна Склютова

    9/10

  • Furuzon Pulodi

    9/10

  • Илья Иващенко

    10/10

Рейтинг пересказа

4.

2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 23043.


А какую оценку поставите вы?

Урок+презентация по литературе 7 класс «Уметь любить человека» (по рассказу А. Платонова «Юшка»)

 

МБОУ Первомайская СШ

Шумячского района Смоленской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

(7 класс)

 

«УМЕТЬ ЛЮБИТЬ ЧЕЛОВЕКА»

(по рассказу А.Платонова «Юшка»)

 

 

 

 

 

 

 

                                            Учитель  ТИТОВА Л.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

1)    помочь детям понять идею рассказа;

2)    учить анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям

героев, видеть позицию автора;

3) развивать умение участвовать в диалоге. работать в группах;

4)  воспитывать понимание ценности каждой человеческой жизни, желание делать добро.

 

Оборудование: текст, проектор, экран.

 

 

 

                                          ХОД УРОКА

 

Вступительное слово. Мы уже знакомы с творчеством  А.П.Платонова и знаем, что читать его произведения не очень просто, так как они требуют напряжённой работы мысли и сердца. Вы прочитали рассказ писателя «Юшка». Постараемся понять героев этого рассказа, автора, а может быть, и самих себя.

              

                  Записать тему «Уметь любить человека»

 

Восприятие рассказа проверяю по вопросам:

 

—  Понравился ли вам рассказ?

—  Какие вопросы возникли у вас во время чтения?

—  Почему люди были так жестоки к Юшке?

—  Почему Юшка терпел обиды?

        Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки. Что мы знаем о нём?

 

Работа с текстом. Ребята говорят о внешности, образе жизни.

—  Что за человек Юшка? Охарактеризуйте его.

    (Слабый, жалкий, скромный, тихий, кроткий). Записать в тетрадь.

—  Такие люди обычно вызывают сочувствие. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире? Как относятся к нему дети?

 

       Анализ эпизода «Встреча Юшки с детьми» (1 группа)

 

       Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криком бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его.

       Как вы понимаете слово терзать? Подберите синонимы, чтобы определить его значение.

       Записываем в тетрадях: терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить. Сообщаю, что в «Словаре русского языка» С.Ожегова представлены два значения слова терзать: 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.

       —  Почему дети терзают Юшку? Чего они ждут от него?

       Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берёт хворостину и не гонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребят и молчал. И тогда они старались сделать ему больнее, толкали его и смеялись над  ним.

       —  А как сам Юшка объясняет поведение детей? Найдите ответ в тексте.

       («Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».)

       Задание: Внимательно прочитайте эти строки и подумайте над вопросами: Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас  эпизод истязания Юшки детьми? Почему дети проявляют жестокость?

       Высказывания ребят обычно выводят на  вопрос об отношении к Юшке взрослых.

 

        Анализ эпизода «Встреча Юшки со взрослыми» (2 группа)

 

       —   Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?

       Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к ещё  большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: «Лучше  бы ты умер!» Люди хотели, чтобы Юшка походил на них. И их раздражало то, что он оставался самим собой, раздражала его молчаливая кротость. А как вы понимаете это слово? Подберём к нему синонимы.

        Записываем в тетрадях: кротость, беззлобность, покорность, смирение, безропотность, безответность. 

        В «Словаре русского языка» С.Ожегова: «Кроткий, незлобивый, смирный».

       Предлагаю детям вопросы дискуссионного характера:

       —  Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?

       —  Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчёту»?

       —  Юшка на возражения Даши ответил: «Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое».

       Предлагаю прочитать творческие работы на эту тему, выполненные дома.

      «Люди часто не понимают друг друга.  Бывает, в них бьётся умное, благородное сердце, но оно ослеплено жадностью, завистью». «Я думаю, что сердце в людях бывает слепое, когда они не делают добро другим, не жертвуют ради них собой. Или не замечают добро другого человека». «Слепое сердце —  это когда человек думает только о себе. Старается как- то навредить другому человеку». «Слепое сердце —  человек смотрит на горе других, и у него нет ни капли сочувствия, сожаления. Он может смеяться, когда другие проливают слёзы».

 

         На экране текст одного из сочинений. Слайд 1.

         «Слепое сердце —  самое худшее, что может быть в человеке. Такой человек не испытывает уважения и жалости к другим людям. Такой человек видит только собственную выгоду, до других ему и дела нет. Если же человек не слеп к другим и готов пожертвовать жизнью для счастья других людей, пусть и не отвечающих ему взаимностью, то у этого человека доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир».

 

         Вы оказались единодушны в понимании «слепого сердца». Итак, «слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим. А как вы понимаете слово сострадание?

         Работаем над синонимами: сострадание, сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость, соболезнование.

        «Сострадание —  жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека» («Словарь русского языка» С.Ожегова).

         Мы ещё вернёмся к вашим сочинениям. А пока продолжим наш разговор. Как бы мы ни относились к словам  Юшки о том, что народ  любит его, сам он верит в это вполне искренне. Мы понимаем, что Юшке живётся очень тяжело, но есть всё же место, где он вольнее начинает дышать. Это место —  природа. Чего не знали в городе о Юшке?

 

          Индивидуальное задание.   Выразительное чтение описания природы.

          —  Как этот отрывок помогает нам понять образ Юшки? Что нового открывает нам в Юшке этот эпизод?

           (Юшка умеет видеть красоту, относится к природе как к живому существу, чувствует себя здесь хорошо).

          —  Мы уже научились понимать Юшку, но однажды тихий, незлобливый Юшка  осерчал. Когда это случилось?

 

          Индивидуальное задание. Чтение по ролям эпизода встречи Юшки с прохожим.  Вывод. Юшка осознаёт свою ценность в этом мире («Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…»).

          Читать строки, повествующие о последних минутах жизни Юшки, очень тяжело, но почувствовать тяжесть происходящего ещё сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу.

           Работа с иллюстрацией. Слайд 2.

           —  Какими словами текста можно было бы подписать иллюстрацию?

           —  Какими изображает художник прохожего, Юшку?

           — Что изменилось в людях после смерти Юшки?

(В их поступках есть раскаяние. Проститься с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Но похоронили и забыли про него.)

 

           Обращаюсь к строчкам из сочинения. Слайд 1.

           —  У Юшки, без сомнения было « доброе  и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир». Способен ли изменить мир Юшка? Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после его смерти?

           Работа с текстом. Дети находят строки, где говорится о том, что без Юшки людям стало жить хуже, теперь вся злоба и глумление оставались среди них, потому что не было безответного Юшки. Обращаю внимание  на слово глумление —  издевательство. Надругательство.

           —  Когда и почему  вспомнили вновь о Юшке?

            Ребята рассказывают о приёмной дочери Юшки, ради которой он не пил чай и не ел сахара, чтобы «она его ела». Юшкина  добрая душа жила теперь в этой тихой кроткой девушке. Значит, Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше понимаем слова: «Я тоже всему свету нужен».

           Добро прорастает и даёт свои плоды. Докторшу называют дочерью доброго Юшки. Именно благодаря девушке-врачу в городе узнают имя человека, которого привычно называли Юшкой – Ефим Дмитриевич.

           Следовательно, способен что-то изменить даже безответный, тихий, кроткий Юшка.

           Почувствовали ли вы авторское отношение к герою?

           —  Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его. Нам хотелось бы, чтобы Юшка остался жив, выздоровел бы, чтобы люди оценили по достоинству его душевную красоту, чтобы они пришли к пониманию того, что «человечество – одно дыхание, одно живое тёплое существо. Больно одному – больно всем. Умирает один – мертвеют  все» (Платонов).

           Следуя правде жизни, автор делает трагическим финал рассказа. Но даже при таком трагическом финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>