Терминология, применяемая в прогнозах погоды и штормовых предупреждениях
Терминология, применяемая в краткосрочных прогнозах погоды общего назначения и штормовых предупреждениях
(в соответствии с Руководящим документом РД 52.27.724-2009 «Наставление по краткосрочным прогнозам погоды общего назначения»)
В краткосрочных прогнозах погоды общего назначения указывается следующие метеорологические величины (элементы): облачность, осадки, направление и скорость ветра, минимальная температура воздуха ночью и максимальная температура днем (в ˚С), а также явления погоды. В табл. 1–5 приведены термины, используемые в прогнозах для различных метеорологических величин (элементов), явлений погоды и соответствующие им количественные характеристики.
Для учета специфики ожидаемого синоптического процесса и/или влияния региональных особенностей территории, по которой составляется прогноз, в случае если прогнозируемые метеорологические величины и явления погоды в отдельных частях территории будут значительно различаться, выполняют посредством детализации прогноза, применяя дополнительные градации.
Детализация прогноза по территории или пункту с использованием дополнительной градации и терминов «в отдельных районах» или «местами» допускается, как правило, при наличии влияния (воздействия) атмосферных процессов (явлений) мезометеорологического масштаба:
— ливневых осадков, гроз, града, шквала, связанных с развитием интенсивной конвекции;
— туманов и температуры воздуха (включая заморозки в воздухе и на почве), обусловленных влиянием особенностей рельефа местности или радиационными факторами (притоком солнечной радиации в атмосферу и на земную поверхность, ее поглощением, рассеянием, отражением, собственным излучением земной поверхности и атмосферы).
С целью учета влияния радиационных факторов допускается детализация прогноза температуры воздуха с использованием дополнительной градации и терминов «при прояснениях», «при натекании облаков».
Использование в прогнозе погоды терминов «местами» или «в отдельных районах (пунктах)» подразумевает, что ожидаемое явление погоды или значение метеорологической величины будет подтверждено данными наблюдений не более чем 50% метеорологических наблюдательных подразделений, находящихся на территории, по которой составлен прогноз.
Таблица 1
Термин |
Количество облаков в баллах |
Ясно, ясная погода, малооблачно, малооблачная погода, небольшая облачность, солнечная погода |
До 3 баллов облачности среднего и/или нижнего яруса или любое количество облачности верхнего яруса |
Переменная (меняющаяся) облачность |
От 1-3 до 4-7 баллов нижнего и/или среднего яруса |
Облачно с прояснениями, облачная погода с прояснениями |
4-7 баллов облачности нижнего и/или среднего яруса или сочетание облачности среднего и нижнего яруса общим количеством до 7 баллов |
Облачно, облачная погода, значительная облачность, пасмурно, пасмурная погода |
8-10 баллов облачности нижнего яруса или плотных, непросвечивающих форм облаков среднего яруса |
Если в течение полусуток ожидается значительное изменение количества облачности, то разрешается использовать две характеристики из терминологии, приведенной в таблице 1, а также применять слова «уменьшение» или «увеличение». Например: Утром малооблачно, днем увеличение облачности до значительной.
Термины, применяемые в прогнозах осадков
В прогнозах погоды и штормовых предупреждениях используются термины, характеризующие факт отсутствия или наличия осадков, при наличии осадков – их вид (фазовое состояние), количество, продолжительность (рекомендуется, но не обязательно). Термины и соответствующие им количественные величины для жидких и смешанных осадков приведены в табл. 2а, для твердых осадков – в табл. 2б.
Таблица 2а
Термин |
Кол-во осадков, мм/12 час |
Без осадков, сухая погода |
— |
Небольшой дождь, слабый дождь, морось, моросящие осадки, небольшие осадки |
0,0-2 |
Дождь, дождливая погода, осадки, мокрый снег, дождь со снегом; снег, переходящий в дождь; дождь, переходящий в снег |
3-14 |
Сильный дождь, ливневый дождь (ливень), сильные осадки, сильный мокрый снег, сильный дождь со снегом, сильный снег с дождем
То же для селеопасных районов
То же для Черноморского побережья Кавказа |
15-49
15-29 30-79 |
Очень сильный дождь, очень сильные осадки (очень сильный мокрый снег, очень сильный дождь со снегом, очень сильный снег с дождем)
То же для селеопасных районов
То же для Черноморского побережья Кавказа
Сильный ливень (сильные ливни)
То же для Черноморского побережья Кавказа |
≥ 50
≥30 ≥80
≥30 мм за период ≤ 1 ч
≥50 мм за период ≤ 1 ч |
Таблица 2б
Термин |
Кол-во осадков, мм/12 час |
Без осадков, сухая погода |
— |
Небольшой снег, слабый снег |
0,0-1 |
Снег, снегопад |
2-5 |
Сильный снег, сильный снегопад |
6-19 |
Очень сильный снег, очень сильный снегопад |
≥ 20 |
Для более детальной характеристики ожидаемого распределения количества осадков по территории в прогнозе рекомендуется использовать дополнительные (как правило, соседние) градации количества осадков, допускается также применение терминов «в отдельных районах» и «местами».
Например: Во второй половине дня по области ожидаются грозовые дожди, местами сильные ливни.
Для характеристики вида осадков (жидкие, твердые, смешанные) применяются термины: «дождь», «снег», «осадки». Термин «осадки» можно применять только с обязательным дополнением одного из терминов, приведенных в табл. 3.
Таблица 3
Термин |
Характеристика смешанных осадков |
Дождь со снегом |
Дождь и снег одновременно, но преобладает дождь |
Мокрый снег |
Снег и дождь одновременно, но преобладает снег; тающий снег |
Снег, переходящий в дождь |
Сначала ожидается снег, а затем дождь |
Дождь, переходящий в снег |
Сначала ожидается дождь, а затем снег |
Снег с дождем (дождь со снегом) |
Чередование снега и дождя с преобладанием снега (дождя) |
Для качественной характеристики продолжительности осадков рекомендуется применять термины, приведенные в табл. 4.
Таблица 4
Термин |
Общая продолжительность осадков, час |
Кратковременный дождь (снег, дождь со снегом, снег с дождем, мокрый снег), снег (мокрый снег) зарядами |
<3 |
Дождь (снег, мокрый снег, дождь со снегом, снег с дождем), продолжительный дождь (снег, мокрый снег, дождь со снегом, снег с дождем), временами снег, мокрый снег, дождь со снегом, снег с дождем) |
>3 |
Если в прогнозах указывается «небольшая облачность» или «малооблачная погода», то термин «без осадков» разрешается не использовать.
Термины, применяемые в прогнозах ветра
В прогнозах погоды и штормовых предупреждениях указывают направление и скорость ветра. Разрешается использовать детализацию прогноза характеристик ветра (направления, скорости) по частям территории. Направление ветра указывают в четвертях горизонта (откуда дует ветер): северо-восточный, южный, юго-западный и т.д.). Если в течение полусуток ожидается изменение направления ветра в пределах двух соседних четвертей горизонта, то указывается две соседние четверти; если ожидается изменение направление ветра более чем на две четверти горизонта, то используется термин «с переходом». Например: 1. Ветер юго-восточный, южный.
2. Ветер южный с переходом на северо-западный.
В прогнозах погоды и штормовых предупреждениях указывают максимальную скорость ветра при порывах в метрах в секунду (далее – максимальная скорость ветра) или максимальную среднюю скорость ветра, если порывы не ожидаются.
Примечание: максимальная средняя скорость ветра – это наибольшая средняя скорость ветра, которая ожидается в любой 10-минутный интервал времени в течение времени периода действия прогноза или штормового предупреждения.
В прогнозах погоды и штормовых предупреждениях скорость ветра указывают градациями с интервалом не более 5 м/с. При слабом ветре (скоростью ≤5 м/с) разрешается не указывать направление или использовать термин «слабый, переменных направлений».
Если ожидается, что в течение полусуток скорость ветра будет значительно меняться, то указание на эти изменения формулируется с помощью терминов «ослабление» или «усиление» с добавлением характеристики времени суток.
Например: Ветер южный 3-8 м/с с усилением во второй половине дня до 20 м/с (т.е. максимальная скорость ветра при порывах достигнет 15-20 м/с).
При прогнозировании шквала направление ветра не указывается. Рекомендуется применять термины «шквалистое усиление ветра до …. м/с» или «шквал до … м/с» с указанием максимальной скорости ветра.
Например: при грозе шквалистое усиление ветра до 20-25 м/с (или шквал до 25 м/с).
В прогнозах погоды помимо количественного значения скорости ветра может применяться качественная ее характеристика в соответствии с таблицей 5.
Таблица 5
Качественная характеристика скорости ветра |
Диапазон скорости ветра, м/с |
Слабый |
0-5 |
Умеренный |
6-14 |
Сильный |
15-24 |
Очень сильный |
25-32 |
Ураганный |
33 и более |
Если прогнозируемый интервал скорости ветра может характеризоваться двумя качественными характеристиками, то используется характеристика для верхней границы интервала.
Например: ветер с прогнозируемой скоростью 12-17 м/с имеет качественную характеристику «сильный», т.к. 17 м/с входит в диапазон скорости 15-24 м/с.
Термины, применяемые в прогнозах явлений погоды
В прогнозы погоды необходимо включать следующие из ожидаемых явлений погоды: осадки (дождь, снег), грозу, град, шквал, туман, гололед, изморозь, налипание (отложение) мокрого снега на провода (проводах) и деревья (деревьях), поземок, метель, пыльная (песчаная) буря, а также гололедица на дорогах и снежные заносы на дорогах.
В прогнозах погоды термин «сильный» , а для осадков «очень сильный» применяют в том случае, если ожидают, что явление по интенсивности достигнет критериев ОЯ. В остальных случаях характеристики интенсивности явлений («слабое» или «умеренное»), за исключением интенсивности осадков, разрешается не указывать.
При прогнозе шквала указывают максимальную скорость ветра.
В прогнозах явлений погоды при необходимости применяют термины «усиление», «ослабление», «прекращение» с указанием времени суток.
Термины, применяемые в прогнозах температуры воздуха
В прогнозах погоды указывают минимальную температуру воздуха ночью и максимальную температуру воздуха днем, или изменение температуры воздуха при аномальном ходе, составляющем 5˚ и более за полусутки.
Ожидаемую минимальную и максимальную температуру воздуха указывают градациями в интервале для пункта 2˚, а для территории – 5˚. В прогнозах температуры воздуха по пункту или для отдельной части территории разрешается температуру воздуха указывать одним числом (для пункта – с использованием предлога «около», а для части территории – с использованием предлога «до»). В первом случае имеется в виду середина прогнозируемого интервала температуры для пункта, во втором случае – предельное ее значение для указанной части территории.
Например: 1. По западу территории прогнозировалась температура до 20˚. Это означает, что ожидается температура 15…20˚.
2. В городе прогнозируется температура воздуха около 20°. Это означает, что в городе ожидается температура 19…21°
Если ожидаемое распределение температуры по территории не укладывается в интервал, равный 5˚, то рекомендуется применять дополнительные градации температуры, с использованием детализации прогноза температуры по частям территории. При этом в прогнозе следует указать районы, где ожидаются эти отклонения температуры воздуха (или условия, при которых они будут отмечаться, например, «при прояснениях»).
Например: Температура ночью 1…6˚, при прояснениях (или в северных районах) до -2˚.
Если ожидается аномальный ход температуры воздуха, то указывается наиболее высокое (низкое) ее значение с указанием периода времени суток, когда оно прогнозируется.
Например: Температура вечером -10…-12°, к утру повышение температуры до -2°.
При использовании терминов «повышение» («потепление») или «понижение» («похолодание»), «усиление («ослабление») морозов (жары)» прогнозируемое значение температуры можно указывать одним числом с предлогом «до».
Если в период активной вегетации сельскохозяйственных культур или уборки урожая в прогнозируемый интервал температуры воздуха попадают значения ниже 0˚, то в прогнозе погоды отрицательные значения температуры воздуха указываются с добавлением термина «заморозки». Термин «заморозки» также применяется, если температура ниже 0˚ ожидается на поверхности почвы.
Например: 1. При ожидаемой температуре воздуха ночью от -2 до +3˚, прогноз температуры формулируется следующим образом: температура 0…3°, местами (на востоке, на севере, в пониженных местах) заморозки до -2°.
2. При ожидаемой температуре воздуха от 0 до 5° и температуре почвы ниже 0°, прогноз формулируется следующим образом: температура 0…5°, местами (на востоке, на севере, в пониженных местах) на почве заморозки до -2°.
Если ожидается значение максимальной (минимальной) температуры в градациях ОЯ, то в прогнозе применяется термин «сильная жара» («сильный мороз»).
Определения
Опасные метеорологические явления (ОЯ): природные процессы и явления, возникающие в атмосфере и/или у поверхности Земли, которые по своей интенсивности (силе), масштабу распространения и продолжительности оказывают или могут оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду.
Вопросы по книге М.Твена «Приключения Тома Сойера»
1-4 главы
1. Как звали тетушку Тома?
а) Тетя Сара
б) Тетя Полли
в) Тетя Долли
2. Для чего носила очки тётушка Тома Сойера?
а) для важности
б) для зрения
в) для удовольствия
3. Чем были выпачканы губы у Тома Сойера, когда он собирался улизнуть из чулана?
а) мёдом
б) сметаной
в) вареньем
4. Как звали сводного брата Тома Сойера?
а) Тед
б) Майкл
в) Сид
5. Какой ниткой зашивала воротник Тому Сойеру тётушка?
а) белой
б) чёрной
в) голубой
6. Как умел свистеть Том Сойер?
а) как раки
б) по-птичьи
в) как кузнечики
7. Кто просил пощады в драке Тома Сойера с чужим мальчиком?
а) чужой мальчик
б) Том Сойер
в) тётушка Тома Сойера
8. Ради чего Джим согласился белить забор вместо Тома?
а) белого алебастрового шарика
б) мячика
в) удочки
9. Что дал Том Сойер Бен Роджерс, чтобы тото ему разрешил красить забор?
а) кораблик
б) машинку
в) яблоко
10. Как отомстил Том Сиду за предательство?
а) облил водой из ведра
б) осыпал Сида комьями земли
в) измазал краской
11. Что кинула через забор обожаемая Незнакомка, которую любился Том?
а) цветок маргаритки
б) цветок ромашки
в) платочек
12. Кто разбил сахарницу во время обеда у тётушки Тома?
а) Том
б) Сид
в) Джим
13. За что директор воскресной школы выдавал ученику библию?
а) за хорошие оценки
б) за хорошее поведение
в) за 10 жёлтых билетиков
14. За что получали синий билетик ученики воскресной школы?
а) за хорошее поведение
б) за выученные 2 библейских стиха
в) за хорошее знание таблицы умножения
15. Как заработал билетики на библию Том?
а) купил у мальчиков за сокровища, которые он приобрёл во время побелки
б) за выученные библейские стихи
в) за побелку забора
5-8 главы
1. Как относились к Вилли Меферсон все мальчики?
а) уважали
б) любили
в) ненавидели
2. За кем наблюдал Том во время молитвы в церкви?
а) за мухой
б) за мышью
в) за синичкой
3. Кто покусал в церкви пуделя?
а) кошка
б) чёрный жук
в) муравей
4. Какую болезнь придумал себе Том, чтобы не ходить в школу?
а) гангрена на пальце
б) скарлатина
в) ветряная оспа
5. Кто были родители Гекльберри Финна?
а) помощник в церкви
б) рыбак
в) местный пьяница
6. Для чего нужна была дохлая кошка Гекльберри Финну?
а) пугать девочек
б) сводить бородавки
в) продать в аптеку для лекарств
7. На что обменял свой зуб Том у Гека?
а) на дохлую кошку
б) на клеща
в) на ржавый гвоздь
8. Чем угостил Том свою соседку по парте, Бекки Тэчер?
а) яблоком
б) сливой
в) персиком
9. Что сделал Том Сойер для помолвки с Бекки?
а) поцеловал
б) нарисовал её портрет
в) подарил кольцо
10. Что было зарыто в тайнике Тома Сойера?
а) белый алебастровый шарик
б) кошачий зуб
в) ржавый гвоздь
11. В кого поочереди превращались Том Сойер и Джо Гарпер, играя в лесу?
а) Синюю бороду
б) Джека Воробья
в) Робин Гуда
9-10 главы
1. Каким звуком Гекльберри Финн позвал Тома ночью, для похода на кладбище?
а) мяукал
б) свистел
в) хрюкал
2. Чью могилу искали ребята на кладбище?
а) индейца Джо
б) старика Вильяма
в) сера Паркера
3. Кого увидели мальчики на кладбище?
а) троих знакомых людей
б) души покойников
в) охранников кладбищ
4. Кто зарезал доктора Робинсона на кладбище?
а) Мефф Поттер
б) Гекльберри Финн
в) индеец Джо
5. Как подписали клятву Том Сойер и Гекльберри Финн?
а) написали кровью всю надпись на дощечке
б) вывели начальные буквы имени кровью
в) написали клятву красными чернилами
6. На кого выла бродячая собака, по мнению мальчиков?
а) на спящего Меффа Поттера
б) на них
в) на Сида
7. Как отреагировала тетушка на то, что Том не ночевал дома?
а) высекла розгами
б) заперла в чулане
в) стала плакать и жаловаться
8. Что обнаружил у себя на парте Том после наказания розгами за прогул в школе?
а) медная шишечка от каминной решетки
б) рисунок
в) жука
11-14 главы
1. Как Мефф Потер оказался на кладбище на следующий день после убийства?
а) его привёл шериф
б) его поймали люди и привели
в) сам пришёл
2. Как Том относился к играм по расследованию убийства?
а) игры были ему противны и он от них уклонялся
б) играл, но только в роли следователя
в) любил играть всеми ролями
3. Для чего Том почти каждый день ходил к тюрьме?
а) пел песни М.Потеру
б) приносил М.Потеру сладости
в) разговаривал с М. Потером
4. Каким способом лечила Тётушка Полли Тома от унылого состояния?
а) водолечение
б) пчёлолечение
в) пиявколечение
5. Чем Том напоил кота, что тот ошалел?
а) валерьянкой
б) малиновым сиропом
в) болеутолителем
6. Куда решили бежать мальчики от своих семей?
а) в пещеру
б) на необитаемый остров-Джексона
в) в другой город
7. На чём мальчики переправились через реку?
а) на лодке
б) на плоту
в) на пароме
8. Кем решили стать мальчики на острове?
а) отшельниками
б) разбойниками
в) пиратами
9. Как прозвал себя Том?
а) Гроза океанов
б) Чёрный Мститель
в) Кровавая Рука
10. Из чего был первый завтрак на острове?
а) жареная рыба вместе с грудинкой
б) бутерброды с ветчиной
в) ягоды, собранные в лесу
11. Каким пороком владел Гек и хотели усвоить Том и Джо?
а) ругательство бранными словами
б) курение трубки
в) ковыряние в носу
12. О чём говорил выстрел из пушки над водой?
а) начало войны
б) о пойманном пирате
в) поиск утопленников
13. Кто из ребят первым заговорил о возвращении в цивилизованный мир?
а) Джо
б) Том
в) Гек
15-18 главы
1. Где сидел Том, подслушивая разговор тёти Полли и мамы Джо?
а) в чулане
б) под кроватью
в) за комодом
2. В какой день должны были отпевать мальчиков, как утопших?
а) среда
б) пятница
в) воскресенье
3. Что собирали мальчики на песчаной отмели, чтобы приготовить ужин и завтрак?
а) устриц
б) раки
в) черепашьи яйца
4. Какое слово писал пальцем на песке Том, пока Джо и Гек купались?
а) Бекки
б) Дом
в) Пираты
5. Какое происшествие произошло в одну из ночей на острове?
а) наводнение
б) ливень с грозой
в) снегопад
6. В кого разрисовались мальчики, когда им стало скучно быть пиратами?
а) разбойников
б) солдатов
в) индейцев
7. Как враждующие индейцы (мальчики) заключили между собой мир?
а) выкурили трубку мира
б) обнимались
в) танцевали вокруг костра
8. Что дала тётушка Полли Тому после рассказа им вещего сна?
а) варенье
б) яблоко
в) плюшка
9. Как наказала Бекки Тома за то, что он не обращал на неё внимания, а гулял с другой девочкой?
а) спрятала его вещи
б) наябедничала про него учителю
в) сидела на скамейке с другим мальчиком — Альфредом
10. Что сделал Альфред, чтобы насолить своему врагу — Тому?
а) выкинул вещи Тома в реку
б) обкидал камнями
в) испортил учебник Тома чернилами
19-20 главы
1. Что нашла тётя Полли в кармане рваной куртки, которую он носил во время своих подвигов?
а) кору, где написал, что ушёл в пираты
б) гнилое яблоко
в) жука-оленя
2. Как отреагировала Бекки на желание Тома помириться?
а) помирилась
б) от радости стала плакать
в) сказала ему, чтобы он оставил её в покое
3. Какой проступок совершила Бекки?
а) пролила чернила
б) порвала книгу учителя мистера Доббинса
в) облила чернилами Тома
4. Рассказала ли Бекки учителю правду о том, кто испортил учебник Тома?
а) да
б) нет
5. Почему Бекки Тэчер избежала наказания?
а) Том взял вину на себя
б) учитель не обнаружил порванного листа
в) учитель пожалел Бекки, так как она девочка
21-22 главы
1. Что за склонность пробилась наружу у учителя мистера Доббинса по мере приближения дня экзамена?
а) склонность к мучительству
б) склонность к курению
в) склонность к перееданию
2. Что любил делать учитель перед всяким великим событием?
а) любил подкрепляться куриными крылышками
б) любил подкрепляться ветчиной
в) любил подкрепляться спиртными напитками
3. Как рассказывал свой стих Том?
а) очень выразительно
б) дойдя до половины запнулся
в) сбивался на каждой строчке
4. Куда делся парик с головы учителя?
а) сдуло ветром на пол
б) кошка вцепилась в него когтями и вознесла на чердак
в) мальчишки стащили удочкой
5. Почему сиял голый череп мистера Доббинса?
а) на него посветило солнышко
б) учитель смазал его маслом
в) сын живописца позолотил лысину
6. В какое общество вступал Том?
а) общество «Юных друзей трезвости»
б) общество «Юных натуралистов»
в) общество «Юных экологов»
7. Почему Том ждал смерти старого судьи Фрезера?
а) он хотел побывать на поминках, так как на них вкусно кормят
б) на похоронах он смог бы щеголять пунцовым шарфом
в) он ни разу не был на похоронах
8. Почему Том перестал вести дневник?
а) за 3 дня в городе не случилось никаких происшествий
б) не хотел писать на каникулах
в) потерял
9. Чем болел Том в каникулы?
а) гриппом
б) ветряной оспой
в) корью
10.