Учебник по русскому языку 10-11 класс Гольцова читать онлайн
Вернуться на Главную страницу!
Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по русскому языку и литературе за 10-11 класс базовый уровень — Гольцова Шамшин Мищерина часть 1 2. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.
Часть 1
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275; 276; 277; 278; 279; 280; 281; 282; 283; 284; 285; 286; 287; 288; 289
Часть 2
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275; 276; 277; 278; 279; 280; 281; 282; 283; 284; 285; 286; 287; 288; 289; 290; 291; 292; 293; 294; 295; 296; 297; 298; 299; 300; 301; 302; 303; 304; 305
Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!
Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник. В 2-х частях. Часть 2 | Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина | ISBN 9785533007450
В книге подробно изложен теоретический материал, который дополняет, систематизирует, обобщает и углубляет теоретические сведения по русскому языку за курс основной школы. Упражнения, предлагаемые в учебнике, определяются практической целесообразностью, направлены на анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивают расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке. Первая часть учебника посвящена общим сведениям о языке и разделам языкознания: фонетике, орфоэпии, лексике, фразеологии, морфемике, словообразованию, морфологии и орфографии. Вторая часть обобщает и углубляет сведения о синтаксисе и пунктуации, стилистике и культуре речи. Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Авторская пунктуация», которые помогут понять такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, многофункциональность знаков препинания и их многозначность.
Изучение тем «Активные процессы в языке. Экология языка», «Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Речевое общение» расширит знания учащихся о современном состоянии русского языка и речевом общении. В конце каждого раздела даны задания для подготовки к ЕГЭ, что позволяет не только обобщить пройденный материал, но и подготовиться к экзамену. Завершают учебник очерки об известных лингвистах, орфоэпический и орфографический словари, а также задания для подготовки к годовому филологическому проекту. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, Примерной основной образовательной программе среднего общего образования и Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.V knige podrobno izlozhen teoreticheskij material, kotoryj dopolnjaet, sistematiziruet, obobschaet i uglubljaet teoreticheskie svedenija po russkomu jazyku za kurs osnovnoj shkoly. Uprazhnenija, predlagaemye v uchebnike, opredeljajutsja prakticheskoj tselesoobraznostju, napravleny na analiz tekstov raznykh funktsionalnykh stilej, obespechivajut rasshirenie lingvisticheskogo krugozora, formirovanie jazykovogo vkusa, uglublenie znanij o jazyke.
Pervaja chast uchebnika posvjaschena obschim svedenijam o jazyke i razdelam jazykoznanija: fonetike, orfoepii, leksike, frazeologii, morfemike, slovoobrazovaniju, morfologii i orfografii. Vtoraja chast obobschaet i uglubljaet svedenija o sintaksise i punktuatsii, stilistike i kulture rechi. Temy «Sochetanie znakov prepinanija», «Fakultativnye znaki prepinanija», «Avtorskaja punktuatsija», kotorye pomogut ponjat takie osobennosti russkoj punktuatsii, kak variantnost v postanovke znakov prepinanija, mnogofunktsionalnost znakov prepinanija i ikh mnogoznachnost. Izuchenie tem «Aktivnye protsessy v jazyke. Ekologija jazyka», «Rechevaja dejatelnost. Vidy rechevoj dejatelnosti. Rechevoe obschenie» rasshirit znanija uchaschikhsja o sovremennom sostojanii russkogo jazyka i rechevom obschenii. V kontse kazhdogo razdela dany zadanija dlja podgotovki k EGE, chto pozvoljaet ne tolko obobschit projdennyj material, no i podgotovitsja k ekzamenu. Zavershajut uchebnik ocherki ob izvestnykh lingvistakh, orfoepicheskij i orfograficheskij slovari, a takzhe zadanija dlja podgotovki k godovomu filologicheskomu proektu.11 кл. Задание по русскому языку с.
Изображения обложек учебников размещаются на страницах данного сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (статья 1274, пункт 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации)
- Русский язык. Пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Розенталь Д.Э. М.: Дрофа, 2003
- Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Москва: Просвещение, 2002-2009
- Пособие для занятий русским языком в средней школе Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. М.: Просвещение, 2003
- Русский язык 11 класс Гольцова, Шамшин Русское слово
Помощь с домашним заданием по русскому языку
- Любой школьник среди всех школьных предметов обязательно назовет несколько сложных. Русский язык обычно не считается сложным, хотя все, несомненно, осознают его особую значимость — любому хорошему специалисту необходимы навыки грамотной речи и правильного изложения мыслей. Глубокое знание всех правил и умение правильно их применять позволяет прослыть грамотным человеком.
- Выпускной 11 класс представляет собой самый важный этап всего образования. Аттестат зависит от уровня текущих оценок, определяется возможность поступления в вуз выбранного направления. Правильно выполненное домашнее задание – это в первую очередь свидетельство глубокого понимания изучаемого материала, а также возможность улучшить свои оценки.
- Использование специального решателя помогает быстро выполнить задачу. Порядок информации, представленной в книге решений, полностью соответствует порядку глав, содержащихся в школьном учебнике. Использование сборника решений – это не только возможность получить правильные ответы, но и системный способ получить доступное для понимания объяснение правил, предусмотренных для изучения образовательной программы. Готовые домашние задания дают возможность отличной самоподготовки и качественного изучения школьной программы.
У выпускника редко бывает свободная минутка — хорошо иметь под рукой сборник, который поможет качественно и быстро выполнить домашнее задание! С ГДЗ по русскому языку 11 класс вы проведете время с пользой. Здесь можно найти и списать творческие работы, освежить орфографию. Также в сборнике удобно смотреть порядок разбора предложений, слов, словосочетаний.
Овладение родной речью предполагает умение составлять связный текст, анализировать и правильно его записывать. ГДЗ научится ориентироваться в сложных речевых конструкциях, правильно составлять обращения, причастные обороты, вводные слова на письмо. Пособие по русскому языку для 11 класса станет ключом к пониманию таких важных тем, как:
- словообразование,
- риторика,
- знаков препинания,
- употребление официальных частей речи,
- литературных стилей,
- стандартов правописания.
Работать с решателем просто и удобно. В представленной на сайте ГДЗ приведен полный текст упражнения, а ответы разработаны с учетом школьных требований к выполнению домашнего задания. Пособия составлены опытными преподавателями и лингвистами. С ними не составит труда подготовиться к ЕГЭ по русскому языку.
Выпускнику сегодня нелегко. Его ждет много тестов и экзаменационных заданий. Экзамен по родной речи обязателен, к нему надо готовиться основательно – и в школе, и дома. На репетитора времени нет — ГДЗ выручит по русскому языку 11 класс. Здесь аккумулируется важная информация, даются подробные ответы с пояснениями и подсказками. Чтобы получить пользу от домашнего задания, используйте рабочую тетрадь в качестве контрольного и вспомогательного материала. С ним госэкзамен становится не таким страшным.
Темы, которые изучает одиннадцатиклассник, уже были пройдены ранее, но упражнения в старшем классе особенно сложны. ГДЗ по русскому языку 11 класс позволит «подтянуть» именно те разделы, которые школьник знает хуже других, а также:
- систематизировать пройденный материал
- обновить сложное написание,
- запишите основные тезисы и правила для дальнейшей работы.
Найти нужные места в решении легко — оно хорошо структурировано, ответы снабжены графическими схемами и цветовой маркировкой. В ГДЗ удобно посмотреть правила пунктуации, основные приемы выполнения творческих заданий. Решатель русского языка для 11 класса — это бесплатный помощник, предоставляющий все инструменты для работы. С ним можно «заниматься» сколько угодно, и найти полезную информацию не составит труда.
В одиннадцатом классе школьники уже задумываются, куда направить ноги дальше. Но все же на первом плане маячит пресловутый ЕГЭ, который пугает многих школьников чуть ли не до обморока. Тем не менее, этого не избежать, поэтому следует основательно подготовиться к этому испытанию. А самое эффективное — знать программу, по которой предстоит учиться. Русский язык считается чуть ли не одной из самых сложных дисциплин, поэтому требует особого подхода. В этом году подросткам предстоит досконально изучить все стили речи. Обучение начинается с официально-делового стиля, его особенностей и особенностей. Затем следует повторение синтаксиса и пунктуации. Также студенты познакомятся с публицистическим стилем и разговорной речью, ведь они являются практически неотъемлемой частью современной жизни. Отдельные главы посвящены языку художественной литературы и общим сведениям о языке. Повторение должно систематизировать все основные моменты из курса. Также в течение всего года идет активная подготовка к экзамену.
Какие возможны трудности.
При изучении необязательных и альтернативных знаков препинания могут возникать колебания. Также очень сложно изучать язык художественной литературы, как это было раньше и сейчас.
Что можно сделать.
У каждого учителя свой вариант подачи материала, чтобы ученики могли его понять. Но это вовсе не значит, что мнение учителя и его подопечных на этот счет совпадают. Иногда у подростков есть своя особая система, которая позволяет им приобрести все необходимые знания. Еще одним большим подспорьем на этом пути может стать ГДЗ по русскому языку, 11 класс. В данном пособии есть все необходимое для понимания всех тем и подготовки к выпускным экзаменам.
Сборник цыбулько егэ
Садомова Антонина Петровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ г.Абакан «Средняя школа № 25»
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ. ЗАДАНИЕ 11
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
№ п\п
В СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
-эк замоч е к
р.п. замок ( и выпал)
-hic- ключ ик
ключ ик а
1. В сущ. ср. вид с ударением на основе: ma «слице, платье» tice
2. В сущ. м. род: мороз, страдалец
3. В сущ. ср. вид с ударением на конце: буква о , палец о
в существительном. хорошо. вид
лу «жица, книга» жица
-енк- от существительного. на -ня (-он)
баш ня — баш энк а
Запомнить: бежевый энк а, бедный энк а, 8 он
2 маш 0067 enk
ах, французский энк а,черкеска энк а, нежная энк а
-в-к- жемчуг в а (на — в а)
3
0067 в ка
Исключение : горло вкл а
-енк- после мягких согласных:
тетя — тетя
-онк- после твердый бич -0р3 согласные:
3
Исключение: кролик, кролик,
-еч-к-
1. У существительных с -мя:
семя — семя ечк о
2. Во всех остальных падежах: утро — утро ech от до
3. -en- в косых случаях n. на
-me :seed — sem en и
-ich-to-
В существительном. хорошо. род,
от слов до иц -:
сестры иц а — сестры ич ка
-чик- после 90 90 е — т : 90 0 6 , ч — 0 с, 002 изво ч чик , переб колодец чик
Чередование: с/т
добыча ч а — добыча т чик
-щик- в остальных случаях:8 каменный ящик 3
* после т В некоторых зарубежных слова: бриллиан т коробка
* — Лщик: пи ех щик, но сва рш ик, ба нщ ик
-отн- 2 обкат 0 067 -ram- болтовня
-из- пустота
-ость- цена
-нет- нищета
-есть- текучесть
с -ств-
-функции- чемпионат
-енск- Шушенский
-н- высота
-из- крутизна
-инструмент- большинство
7 -ист- 0067 -эшек- :край
Возможные варианты:
кам эшек — кам ушки
воробей бублик — воробей ушки
-ышк8-ф. пол: бревно ышк о-ышек- в двух словах: колышек, шпули, пупырышки, клин
-ушка- (-юшка-), -ишка-
ну. р., м. р. (дым): зима
скворушка
ср. р., м. р. (неживое): дробовик
завод
м. стержень — лоб
ср. род — болото
железная дорога — грязь
В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
-енк- в др.футлярах:
зеленый дневной кий
дешевый энк уй
-онк- после
-онк- 06х3:008:008:0067 гвысокая вкл. уи
лег onc uy
-chesk- : креатив Чешский uy
-esk- : человек эск уй
-чат- : шаблон чат й
ресницы с а- ресницы т
0 чат 2 веснушка — веснушка чат -й
НО до ск а — до сч атый
в ск — в сч любой
-ен- в кратких прилагательных: нет ан, 8 достойных en
Исключение: достойный в
-ev- безударный: клей ev ой, эмаль ev й
— 0 линейка 67 ивы -й
Исключение: добрый ив о, дурак ив th
-chiv- :infusion chiv th
-living- : 900 90 90 90 9006 Liv 02 1. есть краткая форма:
узкий — узел — uy
дерзкий — дерзкий — uy
2. производное от существительного. с основа на к, ч, ц (с/к и б/к — чередование):
немой ц — немой ц кий
рыбный к — рыбный ц кий 7
3 90 ч — тка с кий
во всех остальных случаях:
матрос — матрос ск уй
френч — френч ск уй
богатырь — богатырь ск уй
*В прилагательных, образованных от названий месяцев , б сохранено:
апрель б — апрель б б
небонебо 43 б — июнь б небо
сентябрь б – сентябрь б небо,
+ день б -ден б ской
Исключение : январь р — январь рс кий
Но б не пишется в словах с основой на -н, -р : Сиби р — сиби РС кий,
Casa новый – каза нс кий
*-Lsk- ура eh небо
В ГЛАГЛАХ
-ова- (-ева-)
раздражение ова быть
я раздражение вау
-ива 3
повесить трубку ива быть
I повесить трубку ива Yu
Не путать с суффиксом -va-: zape wa t (петь), записать wa th (выпить)
68 ТРЕНИРОВКА e wat, obur e
1. Вставьте пропущенные буквы, отметьте правописание.
Горох. да, блокировка. да, береза. неее, дорогой. неее, студент. достоинство, достоинство. учреждение,
ст.нство, исп. вау, аутентичный, бедный солдат. нет, свежий. ул, биг.нство, плав. ул,
Луков. чка, горох. нка, груз. ик, привязка. ик, мост. к, карандаш. к, звони к, рассказ. ик,
положить трубку. ват, застрял ват, занять ват, спать ват, бедняга ват, очередь. вау, смотри. Wat.
2. Образуйте от этих слов прилагательные с суффиксами -ев-, -ив-, -лив-, -чив-.
Обдумывать, тянуть, доверять, дождь, жалость, зависть, ключ, край, милосердие, ерзать, обжора, плюш, совесть, соя, строить, ладить, обслуживать, уступать.
3.
1. У ее ног на маленьком стульчике сидит Лиза. 2. Напился из лужи, умылся, освежился. 3. Автор выбрал мягкие слова, «трогающие за душу»: «хлеб..ц», «малыш..к», «масло..це», «кусок..к». 4. Если сын чернее ночи, грязь лежит на лице, однозначно, это очень плохо для кожи ребенка. .цы. 5. И солнце играет в грязной жиж..це. 6. Поев немного холодной каши..цей, мы тронулись в путь. 7. И еще прошу тебя — напиши мне письмо..цо. 8. Белый
веник..ца ползет за окном.
4. Перепишите с пропущенными буквами.
Ван..чка, пор..чка, душ..чка, Зо..чка, им..чка, книжка..чка, бэби..чка, ле..чка, ножницы..чка, няня.. чка, Оль..чка, Пет..чка, печка..чка, пуговки..чка, сем..чко, Сон..чка, си..чко, стремящаяся..чко, те..чко.
5. Перепишите с пропущенными буквами.
Близкий.. даль, богатырский.. немного здоровья, крепких аргументов, вялой почвы, гавань.. кий народ, дер.. кий ответ, зверь.. какое-то лечение, кавказские.. языки, Казанский университет, кирги.. кие
степи, конская сбруя, матро.. кий масть, нет.. уровень, ноябрь.. дожди, Рейм.. кий собор, ре.. кий тон, сентябрь.. кий день, сибирский.. морозы, как.. кий путь, у..кай стрип, франц..кий язык, черке..кай шляпа, январь..кай холод.
Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК-
Вот замок. Ключ к нему.
Они помогут нам лучше.
Выучить букву в суффиксе
Правильно писать.
Пожалуйста искренне
В родительном падеже
После гласной
Если вы согласны.
Если пропала гласная
Надо помнить:
В каждом слове везде
Пишем только суффикс -ЕК-.
Если гласная осталась
Ученик должен запомнить
Что в словах (так мало)
Пишем только суффикс -ИК-:
ЗАМОК — ЗАМОК
КЛЮЧ ИР 60 — 7KEY 8068 НО
6. Переписать с пропущенными буквами.
1. Он подошел к нам, сказал мне несколько добрых слов и снова начал командовать… ват (П.). 2. Манилова сказала, что он их очень обрадовал… своим приездом (Г.). 3. Ильинка посмотрел на нас с робкой улыбкой удивления… и когда ему предложили попробовать… тоже отказался… упал (Л.Т.). 4. Ему пришлось ночевать в поле…; погрузился в шок и проспал всю ночь (Гарш.). 5. Заметив где-то сидящего сверху орла, я приказал. .. валу пришвартовать лодку к берегу и сам пошел красться… к осторожной птице (Прж.). 6. Всадники на тощих конях отскакивают от освещенной кострами колоннады (А.Н.). 7. На елку постучал дятел, на рябину уложил… дрозда (Приш.). 8. Тихон ловит… ловит их (березовые дрова), хранит… на берегу, а река все больше бревен несет (Пауст.).
Задачи урока :
- обобщить и систематизировать информацию по теме «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)»,
- совершенствовать навыки правильного написания суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-),
- проанализировать тестовое задание 10,
- улучшить навыки выполнения тестового задания 10.
Цели урока:
- работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
- развитие орфографической зоркости.
Вид урока — комбинированный урок (обобщение и систематизация изученного, оценка и коррекция знаний учащихся).
Оборудование:
- Раздаточный материал;
- компьютер; мультимедийный проектор
- ; интерактивная доска
- ;
- Презентация PowerPoint для класса.
План урока (2 часа)
Этап урока | Презентация | Назначение и содержание этапа | Время |
1. Организационное время | слайд 1 | Приветствие студентов. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока. Постановка цели урока. | 2 минуты |
2. Обновить базовые знания по теме «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)»: | Слайды 2-39 | Работа на данном этапе осуществляется по следующей схеме: | 78 минут |
Правописание суффиксов существительных | Слайды 3, 5, 12, 13 | 10 минут | |
Слайды 4, 6-11, 14-19 | существительные . | 26 минут | |
Правописание суффиксов прилагательных | Слайды 21-25 | анализ содержания учебного материала по орфографии, орфографическая работа на основе правила и систематизация информации по орфографии, | 15 минут |
Слайды 26-27 | орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов прилагательные . | 5 минут | |
Написание суффиксов глаголов | Слайды 29-31 | анализ содержания учебного материала по орфографии, орфографическая работа на основе правила и систематизация информации по орфографии, | 9 минут |
Слайды 32-35 | орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов глаголов. | 6 минут | |
Орфография гласные перед -H-, -HH- в причастиях и отглагольных прилагательных | Слайд 37 | анализ содержания учебного материала по орфографии, орфографическая работа по правилу и систематизация информации по орфографии | 3 минуты |
Слайды 38-39 | орфографическая работа с целью закрепления навыков правописания гласных перед -H-/-HH- в причастиях и отглагольных прилагательных. | 4 минуты | |
3. Обобщение и систематизация изученного | Слайды 40-42 | Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильное написание суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН), в виде алгоритма. | 4 минуты |
Слайды 43-48 | Применение алгоритма при выполнении тестового задания 10. | 18 минут | |
Проверка и исправление знаний учащихся | Слайды 56–57 «Опции» | Формирование осознанности усвоения обучающимися учебного материала. Организация деятельности студентов по применению полученных знаний. Индивидуальное выполнение тестового задания 10 по вариантам (12 вариантов). | 15 минут |
Подведение итогов урока, оценка знаний | Слайд 58 | Анализ, оценка знаний учащихся | 3 минуты |
Ход урока (120 минут)
+
перерыв (10 минут)
I. Организационный момент.
Приветствие студентов. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока. Постановка целей.
II. Актуализация базовых знаний на тему «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)». (Презентация. Слайды 2-39)
(Приложение 1)
Учащиеся работают с примерами и формулировками правил.
Учащиеся совместно с преподавателем анализируют содержание учебного материала по орфографии.
Предлагаем рассмотреть и проанализировать примеры упражнений (Приложение 1) и формулировку правил. Просим учащихся соотнести правило написания суффиксов с соответствующими примерами упражнений.
Работа на данном этапе проводится по следующей схеме:
- анализ содержания учебного материала по орфографии,
- орфографическая работа на основе правила и систематизации сведений по орфографии,
- орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов.
(Анимация на тестовой карточке запускается щелчком мыши при наведении курсора на нужную цифру, соответствующую номеру столбца. Обратите внимание! Внимание! Проверка упражнения на слайде 4 должно начинаться с последнего слова, чтобы слова не перекрывали друг друга при распределении в столбцы!)
III. Обобщение и систематизация изученного.
(Презентация. Слайды 40-42)
1. Разбор примера задания 10.
Запишите слово (слова), в котором пишется буква, на место пробела И.
ночь..ват
греч..вый
завистливый..вый
стро..вой
Представление в виде алгоритма последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильное написание суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН-):
Орфографический разбор каждый слова.
Соотношение результатов орфографического анализа с формулировкой правила.
Написание суффиксов в каждом слово.
Поиск правильного ответа.
2. Анализ и выполнение тестовых заданий 10 (от 1 задания до 5).
(Презентация. Слайды 43-48, 49-55)
Учащиеся работают с раздаточными карточками (Приложение 2) отвечая у доски, используя возможности программы Power Point, анализирует учебный материал и находит правильный ответ. Для проверки можно перейти по ссылке «Проверить» на слайд с тестовыми карточками. Анимация на тестовой карточке запускается по щелчку мыши. Переход к следующему заданию с проверочного слайда осуществляется по ссылке «Назад».
Студенты могут выполнять тесты самостоятельно. (Презентация. Слайды 43-48) с последующей проверкой (слайды 49-55) .
Проверка и анализ выполнения задач на данном этапе не оцениваются.
IV. Проверка и исправление знаний учащихся.
Выполнение индивидуальной работы (Слайд 56-57, переход «Вариант…» к тестовому заданию). Бланки заданий и ответов представлены в бумажном виде и имеют формат Приложение 3 и Приложение 4 .
V. Подведение итогов урока , Оценка знаний. (Слайд 58)
Литература
- Государственная программа «Русский язык. 10-11 классы». (Авторы программы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мишерина.) Москва: «Русское слово» 2008.
- Русский язык. 10 — 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мишерина — 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское Слово – РС», 2008.
- Урок развития по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования урока и методы обучения в целях подготовки к ЕГЭ. — 2-е изд., исправл. и доп. — М.: ВАКО, 2005.
- Репетитор. Русская орфография и пунктуация / А.В. Сухотинская. -М.: Высшая школа, 1992.
- Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических указаний/ Г.Т.Егораева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Экзамен», 2010
- Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина. — Ростов н/Д: Легион-М, 2010.
- Русский язык. Подготовка к экзамену. Вступительные испытания / Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова, В.И.Белякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2011
- Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2 / И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, Г.Т. Егораева. — М.: Издательство «Экзамен», 2015.
- Русский язык: Пособие для абитуриентов в вузы / Д.Э. Розенталь. — 3-е изд., перераб. М.: Издательство МГУ, 1992. .
- Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку: задания уровня А, В, С / Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова. — М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Суффиксы прилагательных
Суффиксы -EV-/-IV-
- -EV- пишется без ударения. Эти прилагательные относительные, у них нет кратких форм. Например: сирень, боб
- -IV- пишется под ударением. Эти прилагательные качественные, имеют краткие формы. Например: прекрасный
- Исключения : милосердный, добрый
- Суффиксы -ЛИВ- / -ЧИВ- В русском языке есть только суффиксы -лив- и -чив- (нет -лев- и -чев-). Например: заботливый, доверчивый.
- Суффикс -EN — Суффикс -en- пишется в кратких формах прилагательных на -yy.
- Например: casual — повседневный, спокойный — спокойный
- Исключение : достойный
- Суффикс -IST — пишется только с гласной и
Суффиксы существительных
- Суффиксы -EK-, -IR-
- -IK- гласная не исчезает при изменении слова по падежам. Например: ключ — нет ключа
- -ЕК- гласная пропадает при изменении слова по регистру. Например: замок — нет замка
- Суффикс -TEL- — суффикс -tel- всегда пишется одинаково. Например: строитель, водитель.
- Суффиксы -ЧИК-, -ШИК-
- -ЧИК-: если основа оканчивается на t, d, s, z, f. Например: наводчик, заказчик.
- -ШИК-: если корень заканчивается другими буквами. Например: каменщик, жестянщик.
- Суффиксы -EC-, -IC-
- -EC-: пишутся в существительных мужского и среднего рода (до ударения).