12, Июл, 2025
629880, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск, ул. Новая, д. 9

Гдз по биологии 7 класса кучменко: ГДЗ по Биологии за 7 класс Алгоритм успеха Константинов В.М., Бабенко В.Г.

Контрольная работа по биологии в 10 классе | Тест по биологии (10 класс) на тему:

Контрольная работа

по биологии

 10 класс

(промежуточный срез знаний  за I  полугодие)

1, 2 вариант

Базовый уровень

1 час в неделю

Контрольная работа рассчитана на 40 мин.

Составитель_Исакова Мария Львовна

учитель биологии

высшей квалификационной категории                          

2017 уч. год

Пояснительная записка

к промежуточной контрольной работе по биологии

10 класс

Контрольная работа в двух вариантах составлена в виде тестовых заданий, соответствующих темам, изучаемым в 1 полугодии 10 класса:

— Органические вещества клетки;

— Основные положения клеточной теории;

— Органоиды клетки;

— Энергетический обмен в клетке;

В тестах представлены разнообразные задания по темам:

        Часть А  содержит 18 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности.

Часть В  содержит 3  задания с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности.

В1, В2, В3- умение проводить множественный выбор и устанавливать соответствие;

            Часть С содержит вопрос, подразумевающий ответ из 3 правильных элементов.

На выполнение теста рекомендуется выделить  40 минут.

Критерии оценивания:

Часть «А»  — 18 баллов

Часть «В»   — 9 баллов.

Часть « С» — 3 балла.

Итого – 30 баллов.

27-30 баллов — оценка «5»- 90-100%

21 — 26 баллов – оценка «4» — 70-89%

15 — 20 баллов – оценка «3»-  50-69%

Менее 15 баллов – оценка «2»-менее 50%

        Ответы:А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Вариант — 1

4

3

2

4

1

3

3

4

1

3

1

2

2

1

3

1

4

3

Вариант — 2

2

3

4

1

2

3

1

1

1

2

4

2

2

4

3

1

1

2

В

1

2

3

Вариант — 1

121221

АВГ

БГД

Вариант — 2

АБГ

135

212112

                  С

Вариант — 1

Двумембранный органоид

Внутри находится собственная ДНК, внутренняя мембрана образует кристы.

В митохондриях происходит разрушение органического вещества до углекислого газа и воды с образованием АТФ

Вариант — 2

Двумембранный органоид

Внутри находится собственная ДНК, граны тилакоидов

Происходит фотосинтез с образованием органических веществ из углекислого газа и воды с выделением кислорода

Элементы содержания.

№ задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности

Макс балл

Часть А

1

Органические и неорганические вещества клетки

Б

1

2

Углеводы

Б

1

3

Углеводы

Б

1

4

Липиды

Б

1

5

Белки

Б

1

6

Функции белков

Б

1

7

Нуклеиновые кислоты

Б

1

8

Нуклеиновые кислоты

Б

1

9

АТФ

Б

1

10

АТФ

Б

1

11

Вирусы

Б

1

12

Основные положения клеточной теории

Б

1

13

Органоиды клетки

Б

1

14

Органоиды клетки

Б

1

15

Органоиды клетки

Б

1

16

Эукариоты и прокариоты

Б

1

17

Энергетический обмен в клетке        

Б

1

18

Энергетический обмен в клетке

Б

1

Итого часть А

Б

18

Часть В

В1

Соответствие между строением и функцией вещества и его видом.

П

3

В2

Строение органоидов

П

3

В3

Отличия прокариот и эукариот

П

3

Итого часть В

П

9

                                      Часть С

С1

Органоиды клетки

П

3

Итого часть С

3

Итого

30

                                                                                                             


Контрольная работа

Вариант 1.

1. К неорганическим веществам клетки относятся

1) жиры             2) белки    3) нуклеиновые кислоты     4) вода

 

2. Глюкоза является мономером:

1) гемоглобина        2)глицерина  3) гликогена      4) адреналина

3. Какую функцию выполняют углеводы в клетке?

1)   каталитическую                                          2)  энергетическую

3) хранение наследственной информации    4) участие в биосинтезе белка

4. В клетке липиды, в отличие от углеводов, выполняют функцию

1)  энергетическую    2)  структурную 3)  запасающую       4) регуляторную

5. Из аминокислот состоят молекулы:

1)         белков               2)         углеводов       3)липидов       4) ДНК

6. При понижении температуры активность ферментов

1) увеличивается                          2) не изменяется

3) замедляется                              4) сначала замедляется, потом увеличивается

7. Какую функцию выполняют в клетке молекулы ДНК?

1)         строительную                                            2)         защитную

3)         носителя наследственной информации  4) поглощения энергии солнечного света

8. В состав нуклеотидов РНК не входит:

1) аденин     2) гуанин         3) урацил        4) тимин

9. Синтез молекул АТФ в клетке может происходить в:

1)         митохондриях и хлоропластах       2)         ядре и рибосомах

3) аппарате Гольджи и лизосомах          4) хромосомах и ядрышке

 

10. Сколько молекул АТФ образуется при бескислородном расщеплении глюкозы?

1) 38                                2) 4

3) 2                                  4)  36

 

11. Вирусы  могут  размножаться.

1) Только  в клетке  хозяина                  2) Путем  простого  деления

3)Только     бесполым   путем                4)Только  половым  путем.

 

12. Роль клеточной теории в науке заключается в том, что она:

1)  разъяснила механизм эволюции          2)  выявила роль ядра и хромосом в клетке

3) выявила значение органических веществ в клетке      4) описала органоиды клетки

13. К органоидам клетки относятся

1) гормоны                 2) лизосомы              3) ферменты                   4) витамины  

 

14. В аппарате Гольджи образуются:

1)  лизосомы                     2) рибосомы   3) хлоропласты                    4)     митохондрии

15. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью

  1. 1) аппарата Гольджи
  2. 3)лизосом
  1. 2)эндоплазматической сети
  2. 4)  рибосом

16. Наследственная информация  в  клетках бактерий содержится в:

1) кольцевой ДНК     2) цитоплазме      3)ядре       4)рибосомах

17. В клетках человека и животных в качестве источника энергии используются

1)         гормоны и витамины           2)         вода и углекислый газ

3)         неорганические вещества     4)         белки, жиры и углеводы

 

18. Конечные продукты окисления органических веществ:

1) АТФ и вода    2) кислород и углекислый газ

3) вода и углекислый газ      4) АТФ и кислород

В 1. Установите соответствие между строением, функцией вещества и его видом.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ                                                                           ВИД

А) состоят из остатков молекул глицерина и жирных кислот               1) липиды

Б) состоят из остатков молекул аминокислот                                          2) белки

В) защищают организм от переохлаждения

Г) защищают организм от чужеродных веществ

Д) обладают ренатурацией

Е) выполняют запасающую функцию

А

Б

В

Г

Д

Е

В 2. Выберите структуры и функции, относящиеся к ядру клетки.

A)        Имеет двумембранную оболочку с порами

Б)        Отвечает за синтез АТФ

B)        Хранит наследственную информацию и участвует в ее передаче

Г)        Содержит ядрышко, в котором собираются рибосомы

Д)   Осуществляет процессы пластического и энергетического обмена

Е)   Обезвреживает продукты распада в клетке

 

 В 3. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: чем клетка бактерий отличается от клетки животного?

A)        наличием наружной мембраны

Б) отсутствием ядра

B)        отсутствием цитоплазмы

Г) наличием плотной оболочки

Д) отсутствием митохондрий

Е) содержанием органических веществ

 

С. Что известно о внутреннем строении и функциях митохондрий?

Контрольная работа

Вариант 2.

1. К органическим веществам клетки растений относится

1) вода                        2) крахмал       3) хлорид кальция     4) поваренная соль

 

2. Углеводы при фотосинтезе синтезируются из:

1)02иН2О              2) С02 и Н2                3)С02иН20                4) С02 и Н2С03

3. В клетках животных запасным углеводом является:

1) целлюлоза         2) крахмал

3) глюкоза              4) гликоген

4. Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении одного грамма

1) жира       2) глюкозы                  3) белка       4)целлюлозы

5. Кислоты, из которых состоят белки, называются

1) нуклеиновыми      2) аминокислотами     3) минеральными     4) неорганическими

 

6. В переносе кислорода и углекислого газа в организме участвует

1) миозин                                2) фибрин

3) гемоглобин                        4) коллаген

7. Где в клетках эукариот содержится ДНК?

1) в ядре           2) в рибосомах             3) в комплексе Гольджи             4) в цитоплазме

8. Молекула РНК содержит азотистые основания:

1) аденин,гуанин,урацил,цитозин                2) цитозин,гуанин,аденин,тимин

3) тимин,урацил,аденин,гуанин                    4) аденин,урацил,тимин,цитозин.

 

9. Какова роль молекул АТФ в клетке?

1)  обеспечивают организм энергией               2)         ускоряют химические реакции

3)  участвуют в образовании клеточных структур   4)         поглощают энергию солнечного света

10. Сколько молекул АТФ образуется при кислородном расщеплении глюкозы?

1) 38                                2) 36

3) 28                                  4)  2

11. Какой  вирус  нарушает  работу  иммунной  системы  человека?

1) Полиомиелита                       2)Оспы 

3)Гриппа                                  4)ВИЧ

12. Какая теория обобщила знания о сходстве химического   состава клеток растений, животных, человека, бактерий и грибов?

1)  эволюции  2)  клеточная 3)происхождения человека  4) индивидуального развития организмов

13. К органоидам клетки относится

1) хроматин    2) комплекс Гольджи     3) АТФ     4) клеточный сок

 

14. Какую роль играет ядро в клетке?

1)         содержит запас питательных веществ

2)         осуществляет связь между органоидами и частями    клетки

3)         способствует поступлению веществ в клетку

4)         обеспечивает сходство материнской клетки с дочерними

15. Полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро и органоиды, — это

1)   вакуоль                       2)  лизосома  3)  цитоплазма             4)комплекс Гольджи

 16. В клетках прокариот гены, в которых хранится наследственная информация, расположены в

1)         цитоплазме            2) ядре      3)         митохондриях                  4)  рибосомах

17. Биологическое окисление идёт при обязательном участии

1) кислорода      2) ферментов      3) гормонов    4) нуклеиновых кислот

18. Количество этапов в энергетическом обмене:

1) 2                          2) 3

3) 4                          4) 36          

 

В 1. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа: какие функции в организме выполняют жиры?

A)        откладываются в запас

Б) служат источником энергии

B)        ускоряют химические реакции

Г) входят в состав клеточных мембран

Д) в печени могут превращаться в белки

 Е) участвуют в хранении и передаче наследственных признаков от родителей к потомству

 

В 2. Выпишите цифры, обозначающие элементы верного ответа: какие функции в организме выполняют белки?

1)         переносят кислород и углекислый газ     

2)         синтез АТФ происходит на кристах            

3)         участвуют в хранении и передаче наследственных признаков

4)         превращают световую энергию в химическую

5)         ускоряют химические реакции

 

В 3. Установите соответствие между признаком обмена веществ и его видом у человека.

Признаки обмена веществ                  1) пластический

А)         окисление веществ                   2) энергетический      

Б)         синтез веществ

В)         запасание энергии

Г)         расход энергии

Д)         участие рибосом

Е)         участие митохондрий

 

 

А

Б

В

Г

Д

Е

С. Что известно о строении и функциях хлоропластов?

ГДЗ решебник по биологии 7 класс Суматохин, Кучменко лабораторные работы Вентана-Граф

Биология 7 класс

Тип пособия: Лабораторные работы

Авторы: Суматохин, Кучменко

Издательство: «Вентана-Граф»

Над созданием «ГДЗ по биологии за 7 класс Суматохин, Кучменко, Лабораторные работы (Вентана-граф)» долгое время трудились специалисты высокой квалификации. Авторы сборника готовых домашних заданий придерживались двух методик обучения: современной и традиционной. В итоге у них получилось отличной пособие, соответствующее в полной мере учебной программе, и строгим требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Важность курса биологии

Очередной учебный год приготовил для учащихся 7 классов множество испытаний. Чтобы успешно через них пройти, для начала необходимо внимательно изучить, и разобрать следующие разделы основного учебника:

  1. Охрана и рациональное использование животного мира.
  2. Воздействие человека на природу.
  3. Ареал. Миграция.
  4. Причины эволюции.
  5. Разнообразие растений.
  6. Системы органов.

Этот предмет относится к числу школьных дисциплин, вникнуть в теоретическую часть которых невозможно без умения решать практические упражнения. Если ребята чувствуют, что с этим у них возникают проблемы, то им немедленно следует обратиться за помощью к справочнику с верными ответами и выполненными заданиями.

Решебник для пап и мам

Если взрослые хотят контролировать процесс обучения подростков, то они обязательно должны ознакомиться с материалами данного онлайн-справочника. И даже если родители позабыли школьную программу, или не обладают достаточными знаниями и профессиональными умениями, не беда. «ГДЗ по биологии за 7 класс Суматохин С. В., Кучменко В. С., Лабораторные работы (Вентана-граф)» поможет справиться с поставленными задачами не хуже преподавателей. Во-первых, благодаря справочнику взрослые сумеют проверить верность решенных учениками заданий. Во-вторых, они помогут им разобраться в трудных моментах.

Практика с ГДЗ

Если школьник искренне желает достичь высоких результатов в учебе и преуспеть во всем, то ему необходимо регулярно совершать следующие действия:

  • внимательное прочтение параграфа;
  • выделение основной информации;
  • самостоятельное выполнение заданных на дом номеров;
  • сверка ответов.

В конце ученику не помешает проработать допущенные ошибки. Благодаря этому удастся выявить и подтянуть свои слабые места, и избежать образования в дальнейшем проделов в знаниях, на восполнение которых обычно уходит очень много времени и сил.

Лаб. работы

№1№2№5№6№7№9

Похожие ГДЗ Биология 7 класс

Биология 7 класс

Рабочая тетрадь

Суматохин, Кучменко

«Вентана-Граф»

Биология 7 класс

Рабочая тетрадь

Суматохин, Кучменко

«Вентана-Граф»

Биология 7 класс

Рабочая тетрадь

Суматохин

«Мнемозина»

Лаб.

работы: №1

Решение

Гдз по химии 8 класс. Отношения между единицами физических величин

Гдз по химии 8 класс. Отношения между единицами физических величин

Моллюски, или мягкотелые, образуют четко ограниченный тип животных, происходящий от кольчатых червей. Моллюски в основном водные, реже наземные животные, для которых характерны следующие особенности.

Тип Mollusca состоит из большого количества очень разнообразных форм — более 100 000 видов. Это мягкотелые несегментированные животные с истинной полостью тела (целом). Их размер может варьироваться от нескольких миллиметров до более 20 м (как в случае гигантского кальмара Architheutis, самого крупного из беспозвоночных). Среди моллюсков обнаружены одни из наиболее интересных и ценных объектов для нейробиологических исследований. Как показано на рис. 4.3 они развивались в течение 700 или 800 миллионов лет. Моллюски делятся на 7 классов.

1. Моллюски — билатерально-симметричные животные, однако у некоторых моллюсков из-за своеобразного смещения органов тело становится асимметричным.

2. Тело моллюсков нерасчленено, лишь у ряда низших представителей имеются признаки метамерии.

3. Моллюски — вторичные полостные животные с неметамерным остаточным целомом, представленным у большинства форм околосердечной сумкой (перикардом) и полостью половых желез. Все промежутки между органами заполнены соединительной тканью.

4. Тело моллюсков, как правило, состоит из трех отделов — головы, туловища и ног. Очень часто тело разрастается на спинной стороне в виде висцерального мешка. Нога — мышечный непарный отросток брюшной стенки тела, служит для движения.

5. Основание тела окружено большой кожной складкой — мантией. Между мантией и телом находится мантийная полость, в которую залегают жабры, некоторые органы чувств и открываются отверстия задней кишки, почек и полового аппарата. Все эти образования вместе с почками и сердцем (находящимися в непосредственной близости от мантийной полости) называют мантийно-органным комплексом.

6. На спинной стороне тела, как правило, имеется выступающий из мантии защитный панцирь, чаще цельный, реже двустворчатый или состоящий из нескольких пластинок.

7. Для большинства моллюсков характерно наличие в глотке специального аппарата для измельчения пищи — терки (радулы).

8. Кровеносная система характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и предсердий; она незамкнутая, т. е. часть своего пути кровь проходит через систему лакун и синусов, не оформленных в сосуды.

Органы дыхания обычно представлены первичными жабрами — ктенидиями. Последние, однако, в ряде форм исчезают или замещаются органами дыхания другого происхождения.

Для выделения используются почки — видоизмененные целомодукты, сообщающиеся внутренними концами с околосердечной сумкой.

9. Нервная система у примитивных форм состоит из окологлоточного кольца и четырех продольных стволов; у высших форм на туловище в результате концентрации нервных клеток образуется несколько пар ганглиев. Нервная система такого типа называется рассеянно-узловой.

10. Развитие моллюсков очень похоже на развитие многощетинковых червей; в большинстве случаев дробление спиральное, детерминированное. У низших представителей из яйца выходит трохофора, у большинства остальных — видоизмененная личинка трохофоры — парусник (велигер).

Тип моллюсков включает 7 классов. Наиболее важные из них:

  • брюхоногие (Gastropoda) — медленно ползающие улитки
  • двустворчатые моллюски (Bivalvia) — относительно малоподвижные моллюски
  • головоногие (Cephalopoda) — подвижные моллюски

Род моллюсков, насчитывающий около 130 000 видов, уступает по количеству видов только членистоногим и представляет собой второй по численности тип животного мира. Моллюски преимущественно водные; лишь небольшое количество видов обитает на суше.

Моллюски имеют различное практическое значение. Среди них есть и полезные, вроде жемчуга и ячменя, которые добывают с целью получения натурального жемчуга и перламутра. Устрицы и некоторые другие виды собирают и даже разводят для употребления в пищу. Некоторые виды являются вредителями сельскохозяйственных культур. С медицинской точки зрения моллюски представляют интерес как промежуточные хозяева гельминтов.

Голые слизни, виноградные улитки наносят ущерб садам, огородам, виноградникам. Моллюски играют важную роль в биологической очистке воды, постоянно фильтруя ее для еды. На морских плантациях двустворчатых моллюсков разводят для пищевых целей.

19 видов представителей этого вида животных занесены в Красную книгу СССР.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Белоевская средняя общеобразовательная школа»

Кудымкарский район Пермского края

Конспект урока биологии
в 7 классе

«Общая характеристика вида Моллюск»

подготовленный

учитель биологии

Рочева Раиса Николаевна

С. Белоево
2014 г.

Тема: Общие характеристики типа Моллюск

Класс: 7

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Ознакомиться с особенностями строения и жизни животных, относящихся к типу моллюсков;

Задачи:

О образовательный

    Дайте общее описание вида моллюсков;

    И узнать классификацию видов Моллюски

    Определить сложность организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными;

    Для выявления особенностей происхождения моллюсков, организации их строения и жизни;

Образовательный

    Развивать у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты;

    Выделите основные моменты в тексте и запишите их в таблицу.

Образовательный

    Научить ценить красоту окружающего мира и воспитывать ценностное отношение к природе

Методы: Вербальные, наглядные, объяснительные и иллюстративные

Тип и вид урока: урок изучения нового материала, урок-беседа

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, стол.

Концепты (новые): асимметрия, ракушка, перламутр, ножка, мантия, мантийная полость, терка (радула), печень, легкое, сердце, почки, околосердечная сумка.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Начнем сегодняшний урок с эпиграфа:

«Сотри случайные черты, и ты увидишь, что мир прекрасен!»
А. Блок (слайд 1).

II. E кран актуализации и пробного образовательного действия.

Мы изучали тему на прошлом уроке?

Кольчатые черви. Класс Мелкощетинистые.

Кто напишет на доске таксономию этих животных?

Какие ароморфозы у кольчатых червей?

III . Этап выявления места и причины затруднения.

А теперь прослушайте интересные факты и посмотрите слайды.

1. Самый крупный когда-либо пойманный весил около 340 килограммов. Он был пойман на Окинаве, Япония, в 1956 году.

2. Самому старому пойманному человеку, по мнению ученых, было около 405 лет, возможно, это было самое старое морское животное.

3. Возраст можно определить по количеству колец на крышке клапана. Каждое кольцо отличается от предыдущего особенностями потребляемой в этот период пищи, состоянием окружающей среды, температурой и количеством кислорода в воде.

4. Основная пища – планктон, который они отфильтровывают из воды.

5. Самое большое животное в мире имеет длину более 18 метров. Этот представитель беспозвоночных был пойман в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них относятся к 1555 году. В то время их называли и осьминогами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование. Японские ученые впервые смогли сфотографировать этих животных в 2007 году.

6. История жемчуга связана с историей человечества. Не все знают, что жемчуг – первое из известных людям драгоценных украшений. за десятки тысяч лет до нашей эры первобытный в поисках пищи, он случайно нашел на берегу что-то красивое, спрятанное внутри раковины.

О каких животных ты говоришь?

О моллюсках.

Какая тема урока?

Моллюск.

Почему моллюски? Обратимся к словарю. (Дайте задание Эльвире С.: посмотрите в словаре, что означает слово «Ракушки»).

Читает Эльвира Старцева. (имеется в виду мягкий).

Что вы знаете о моллюсках? (работают устно, воспитатель пишет на доске: что бы они хотели узнать).

Дети разговаривают.

Что бы вы хотели знать?

Дети разговаривают.

Я знаю

IV . Этап создания проекта по выходу из затруднения.

К каким источникам вы обращаетесь по этим вопросам?

Книги, интернет, словари, энциклопедии.

v. Стадия реализации построенного объекта.

Как обобщить новый материал в тетради?

В виде диаграмм, таблиц.

Вы будете изучать новый материал в группах по тексту в учебнике. Выделите самое важное и запишите в таблицу. (Дети, изучая новый материал, заполняют таблицы). (Алгоритм работы выдан).

Задание для 1 группы: заполнить таблицу.

Сопоставимая функция

Задание для группы 2:

Органы и системы органов

Задание для группы 3: заполнить таблицу.

Органы и системы органов

Задание для группы 4: заполнить таблицу.

Сопоставимые признаки

Задание для 5 группы: выпишите в тетрадь ароморфозы и подготовьте заключение по теме.

VI. Э тап первичного закрепления с произношением во внешней речи.

Проверяем таблицу: каждая группа сообщает ту информацию, которая была дана в таблице.

VII . Поэтапная самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание: заполнить пропуски в тексте.

Задание для группы 1:

Тело моллюсков состоит из _______________________________________. В отличие от моллюсков тело моллюсков _____________________________.

Задание для группы 2:

Тело многих моллюсков покрыто твердой ___________________________. Снаружи тело моллюсков окружено кожной складкой – ________________.

Задание для группы 3:

Между телом моллюсков и кожной складкой находится _________________________________. Органами _________ одних моллюсков являются жабры, других моллюсков _____________ с помощью легких.

Задание для группы 4:

Кровеносная система моллюсков состоит из _____________ и кровеносных сосудов. Нервная система моллюсков представлена ​​отдельными скоплениями ____________________________. Органами __________________ моллюсков являются парные почки.

VIII . Этап включения в систему знаний и повторения.

Упражнение: выберите правильные утверждения (выполняется парами):

1. Тело моллюсков состоит из тела и ноги.

2. Некоторые моллюски не имеют раковин.

3. Нервная система моллюсков образована нервными стволами, соединенными перемычками.

4. Органы дыхания — жабры, у наземных представителей — легкие.

5. Кровеносная система замкнута.

6. Все моллюски травоядные.

7. Органами выделения моллюсков являются почки.

8. Все моллюски гермафродиты.

Задание проверено. Правильные ответы: 2, 4, 7.

Упражнение: напишите на доске таксономию типа моллюсков.

Дети догадываются, что класса нет. Из этого делают вывод, что на следующем уроке мы познакомимся с такими классами, как Моллюски.

IX. Э кран отражения учебной деятельности на уроке.

Что мы хотели узнать на уроке?

Что удалось выяснить?

Ответили ли мы на вопрос?

Что мы будем делать завтра?

Что было самым важным на уроке?

Кто хочет кого-то похвалить?

Д/з: пункт 20. Составьте небольшие сообщения: кто не все усвоил на уроке, что хотел, найдите интересные факты о моллюсках.

Литература

    Константинов В.М. Биология: 7 класс: учебник для студентов общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под. изд. проф. В.М. Константинова.- 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 304 с.: ил.

    Под общей редакцией доктора биологических наук, профессора А.И. Шевель Животные Прикамья: Учебное пособие. – Пермь: «Книжный мир», 2001. – 184 с.

Моллюски – одни из древнейших беспозвоночных. Отличаются наличием вторичной полости тела и довольно сложными внутренними органами. Многие из них имеют известковый панцирь, неплохо защищающий их тело от посягательств многочисленных врагов.

Об этом не часто вспоминают, но многие виды этого типа ведут хищный образ жизни. В этом им помогает развитая слюнная железа. Кстати, а что такое слюнная железа у моллюсков? Под этим обобщающим понятием подразумевается достаточно широкий круг специфических органов, расположенных в глотке и ротовой полости. Они предназначены для выделения различных веществ, характеристики которых могут сильно отличаться от нашего понимания слова «слюна».

Как правило, у моллюсков есть одна или две пары таких желез, которые у некоторых видов достигают весьма внушительных размеров. У большинства хищных видов секрет, который они выделяют, содержит от 2,18 до 4,25% химически чистой серной кислоты. Он помогает как отбиваться от хищников, так и охотиться на своих сородичей (серная кислота отлично растворяет их известковые панцири). Вот что такое слюнная железа у моллюсков.

Прочая природная ценность

Многие виды слизней, а также виноградная улитка наносят большой вред. сельского хозяйства по всему миру. В то же время именно моллюски играют важнейшую роль в глобальной очистке воды, так как используют для своего питания отфильтрованные из нее органические вещества. Во многих странах крупных разводят на морских фермах, так как они являются ценным продуктом питания, содержащим много белка. Эти представители и устрицы) используются даже в диетическом питании.

В бывшем СССР 19 представителей этого древнего вида считались редкими и исчезающими сразу. Несмотря на разнообразие моллюсков, к ним следует относиться бережно, так как они чрезвычайно важны для нормального функционирования многих природных биотопов.

Вообще моллюски часто отличаются важнейшей практической ценностью и для человека. Например, во многих прибрежных странах массово разводят жемчужную устрицу, так как этот вид является поставщиком природного жемчуга. Некоторые моллюски представляют большую ценность для медицины, химической и перерабатывающей промышленности.

Хотите узнать интересные факты о моллюсках? В период Античности и Средневековья невзрачные головоногие были иногда основой благосостояния целых государств, так как из них добывали ценнейший пурпур, которым окрашивали царские мантии и одеяния знати!

Вид моллюсков

Всего насчитывает более 130 000 видов (да, разнообразие моллюсков невероятное). Моллюски по общей численности уступают только членистоногим, это вторые по распространенности живые организмы на планете. Большинство из них живут в воде, и лишь относительно небольшое количество видов избрало своим местом жительства сушу.

общая характеристика

Почти все животные, входящие в состав этого типа, отличаются сразу несколькими специфическими признаками. Вот текущая общая характеристика моллюсков:

  • Во-первых, три слоя. Их система органов образована эктодермой, энтодермой и мезодермой.
  • Симметрия билатерального типа, обусловленная значительным смещением большинства их органов.
  • Тело нерасчлененное, в большинстве случаев защищено относительно прочной известковой оболочкой.
  • Кожная складка (мантия), покрывающая все их тело.
  • Хорошо выраженный мышечный отросток (нога) служит для движения.
  • Целомическая полость выражена очень слабо.
  • Существуют практически все те же системы органов (в упрощенном варианте, конечно), что и у высших животных.

Таким образом, общая характеристика моллюсков свидетельствует о том, что перед нами достаточно развитые, но еще примитивные животные. Неудивительно, что многие ученые считают моллюсков главными предками большого количества живых организмов на нашей планете. Для наглядности приведем таблицу, в которой более подробно описаны характеристики двух наиболее распространенных классов.

Характеристики брюхоногих и двустворчатых моллюсков

Рассматриваемый признак

Классы моллюсков

Двустворчатые моллюски

брюхоногие моллюски

Тип симметрии

Двусторонний.

Симметрия отсутствует, некоторые органы полностью редуцированы.

Наличие или отсутствие головки

Полностью атрофирован, как и все исторически принадлежавшие ему системы органов.

Есть, как и весь набор органов (ротовая полость, глаза).

Дыхательная система

Жабры или легкие (например, прудовая улитка).

тип мойки

Двустворчатый моллюск.

Один кусок, можно свернуть в разные стороны (прудовые улитки, ампулы) или по спирали (озёрная катушка).

Половой диморфизм, репродуктивная система

Раздельнополые, самцы часто мельче.

Гермафродиты, иногда раздельнополые. Диморфизм выражен слабо.

Тип питания

Пассивный (фильтрация воды). Вообще эти моллюски в природе способствуют отличной очистке воды, так как отфильтровывают из нее тонны органических примесей.

Активные, есть хищные виды (Шишки (лат. Conidae)).

Среда обитания

Моря и пресные воды.

Все типы резервуаров. Встречаются и наземные моллюски (виноградная улитка).

Подробная характеристика

Тело еще симметричное, хотя у двустворчатых моллюсков этого не наблюдается. Деление тела на сегменты сохранилось только у очень примитивных видов. Вторичная полость тела представлена ​​сумкой, окружающей сердечную мышцу и половые органы. Все пространство между органами полностью заполнено паренхимой.

Тело большинства можно разделить на следующие разделы:

  • Зав.
  • Торс.
  • Мышечная нога, посредством которой осуществляется движение.

У всех видов двустворчатых полностью редуцирована голова. Нога представляет собой массивный мышечный отросток, развивающийся из основания брюшной стенки. У самого основания тела кожа образует крупную складку — мантию. Между ним и телом находится довольно большая полость, в которой расположены следующие органы: жабры, а также выводы половой и выделительной систем. Именно мантия выделяет те вещества, которые, прореагировав с водой, образуют прочную оболочку.

Оболочка может быть как цельной, так и состоять из двух створок или нескольких пластин. В этой оболочке много углекислого газа (разумеется, в связанном состоянии — СаСО 3 ), а также конхиолина — особого органического вещества, которое синтезируется телом моллюска. Однако у многих видов моллюсков раковина полностью или частично редуцирована. У слизней от него остается только микроскопическая пластинка.

Характеристики пищеварительной системы

брюхоногие моллюски

На переднем конце головы есть рот. Главным органом у него является мощный мускулистый язык, который покрыт особо прочной хитиновой теркой (радулой). С его помощью улитки соскребают налет из водорослей или другой органики со всех доступных поверхностей. У хищных видов (о них мы поговорим ниже) язык выродился в гибкий и жесткий хоботок, который предназначен для вскрытия раковин других моллюсков.

У Шишек (о которых также будет рассказано отдельно) отдельные членики радулы выступают за пределы ротовой полости и образуют подобие гарпуна. С их помощью эти представители моллюсков буквально выбрасывают в жертву свой яд. У некоторых хищных брюхоногих язык превратился в особое «сверло», которым они буквально просверливают отверстия в панцире своей добычи, чтобы впрыснуть яд.

Двустворчатые

В их случае все гораздо проще. Они просто лежат неподвижно на дне (или висят, намертво прикрепившись к субстрату), фильтруя через свое тело сотни литров воды с растворенной в ней органикой. Отфильтрованные частицы попадают прямо в объемистый желудок.

Дыхательная система

Большинство видов дышат жабрами. Есть виды «спереди» и «сзади». У первых жабры расположены впереди тела и их кончик направлен вперед. Соответственно, во втором случае острие смотрит назад. Некоторые потеряли жабры в прямом смысле этого слова. Эти большие моллюски дышат прямо через кожу.

Для этого они разработали специальный кожный орган адаптивного типа. У наземных видов и вторичноводных моллюсков (их предки снова вернулись в воду) часть мантии заворачивается, образуя своеобразное легкое, стенки которого густо пронизаны кровеносными сосудами. Для дыхания такие улитки поднимаются на поверхность воды и получают доступ воздуха с помощью специального дыхальца. Сердце, расположенное недалеко от простейшей «конструкции», состоит из одного предсердия и желудочка.

Основные классы, составляющие вид

Как подразделяется вид моллюска? Классы моллюсков (всего их восемь) «венчают» три самых многочисленных:

  • Брюхоногие (Gastropoda). Сюда входят тысячи видов улиток всех размеров, главной отличительной чертой которых является низкая скорость передвижения и хорошо развитая мускулистая нога.
  • Двустворчатые моллюски (Bivalvia). Раковина с двумя дверцами. Как правило, все виды, входящие в класс, малоподвижны. Они могут передвигаться как с помощью мускулистой ноги, так и с помощью реактивной тяги, выбрасывая воду под напором.
  • Головоногие (Cephalopoda). Подвижных моллюсков раковины либо совсем лишены, либо находятся в зачаточном состоянии.

Кто еще входит в род моллюсков? Классы моллюсков достаточно разнообразны: кроме всех вышеперечисленных есть еще лопатоногие, панцирные и ямкохвостые, бороздчатобрюхие и моноплакофоры. Все они относятся к живым и здоровым.

Какие окаменелости содержит моллюск? Классы моллюсков, которые уже вымерли:

  • Ростроконхия.
  • Тентакулит.

Кстати, те же моноплакофоры считались полностью вымершими до 1952 года, но в это время корабль «Галатея» с исследовательской экспедицией на борту поймал несколько новых организмов, которые были отнесены к новому виду Neopilina galatheae. Как видите, название моллюскам этого вида было дано по названию исследовательского судна, которое их обнаружило. Однако в научной практике это не редкость: гораздо чаще виды обозначают в честь открывшего их исследователя.

Так что не исключено, что все последующие годы и новые исследовательские миссии смогут обогатить вид моллюсков: классы моллюсков, которые сейчас считаются вымершими, вполне могут сохраниться где-то в бездонных глубинах океанов.

Как бы странно это ни звучало, но одними из самых опасных и невероятных хищников на нашей планете являются… внешне безобидные брюхоногие моллюски. Например, улитки Шишки (лат. Conidae), чей яд настолько необычен, что его используют современные фармацевты при изготовлении некоторых видов редких лекарств. Кстати, название моллюсков этого семейства вполне оправдано. Их форма действительно больше всего похожа на усеченный конус.

Они могут быть настойчивыми охотниками, расправляющимися с пойменной добычей с исключительной безжалостностью. Конечно, в роли последних часто выступают колониальные, оседлые виды животных, так как другие улитки просто не успевают. Сама добыча может быть в десятки раз больше охотника по размерам. Хотите узнать больше интересных фактов о моллюсках? Да, пожалуйста!

О способах охоты на улиток

Чаще всего коварный моллюск использует свой самый мощный орган – сильную мускулистую ногу. Он может прицепиться к добыче с эквивалентной силой 20 кг! Этого вполне достаточно для хищной улитки. Например, «пойманная» устрица раскрывается менее чем за час с усилием всего в десять килограммов! Словом, жизнь моллюсков гораздо опаснее, чем принято думать…

Другие виды брюхоногих моллюсков предпочитают вообще ничего не нажимать, тщательно просверливая раковину добычи специальным хоботком. Но этот процесс нельзя назвать простым и быстрым при всем желании. Так, при толщине скорлупы всего 0,1 мм сверление может занять до 13 часов! Да, этот способ «охоты» подходит только для улиток…

Растворение!

Для растворения чужой раковины и самого ее хозяина моллюск использует серную кислоту (вы уже знаете, что такое слюнная железа у моллюсков).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>