27, Сен, 2024
629880, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск, ул. Новая, д. 9

Как научиться читать стихи литературное чтение 3 класс: Урок-проект по литературному чтению в 3 классе «Как научиться читать стихи»

Содержание

Урок-проект по литературному чтению в 3 классе «Как научиться читать стихи»

Литературное чтение 3 класс

Тема: Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского)

Цели: помочь ученикам самостоятельно с опорой на статью Я.Смоленского составить памятку «Как научиться читать стихи».

Планируемые результаты
Личностные умения: — проявлять интерес к изучению статьи Я.Смоленского;
проявлять осознанно-эмоциональное отношение к процессу чтения стихотворений вслух.

Метапредметные умения

Познавательные УУД: — извлекать информацию, представленную в разных формах;
— устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Регулятивные УУД: — выполнять учебные задания в соответствии с целью;

— корректировать свою деятельность;

— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Коммуникативные УУД: — готовность слушать собеседника и вести диалог,

— признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные умения: — самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

— умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;

относить произведения к жанрам по определённым признакам;

— самостоятельно формулировать главную мысль текста;

— по ходу чтения представлять картины, описанные автором;

— осознанно, правильно, выразительно читать вслух.

Организация образовательного пространства

Информационный материал: учебник «Литературное чтение ч.1».
Демострационный материал: электронная презентация.
Раздаточный материал: карточки с учебными заданиями.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

  1. Организация 1мин

Психологический настрой учащихся на урок.

Мы к уроку готовы.

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат

Сначала думаю, а потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

  1. Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект).

1.Введение в новую тему. 2мин

Не теряя ни секунды драгоценного времени включаемся в работу.

ПОЭТ

ПОЭЗИЯ СТИХОТВОРЕНИЕ

ПОЭТЕССА [ТЭ] РАССКАЗ

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

Прочитайте слова. С каким литературным жанром связаны эти слова? Помогло ли вам это задание понять, о чем пойдет речь на уроке? (СТИХИ) – на доску карточку.

2. Размышление об услышанном в диалоге детей: 5 мин

— Что вам сегодня задали?

— А-а-а! Пустяки! Стихотворение выучить, у меня память хорошая, быстро вызубрю!

  • Прочитайте диалог каждый шепотом

  • Прочитайте в паре по ролям

  • Прочитайте для класса

  • Кто согласен с мальчиком?

  • Это действительно лёгкое задание для тех, кто имеет хорошую память?

  • Как долго помнится стихотворение, если его вызубрить?

  • Подумайте, ВЫЗУБРИТЬ и ВЫУЧИТЬ это одно и тоже?

  • Я заранее попросила вас посмотреть в толковом словаре значение слова «ВЫЗУБРИТЬ». Итак, что обозначает это слово? (ЗУБРИТЬ) – на доску

  • Посмотрите, какая запись получилась на доске. (СТИХИ ЗУБРИТЬ) – какой знак, какое слово вы бы сюда добавили? О чем же будет наш урок, чему посвящается?

  • Ребята, я предлагаю подумать сегодня над вопросом (МОЖНО ЛИ НЕ ЗУБРить СТИХИ, но ЗАПОМНИТЬ ИХ НАДОЛГО?) и постараться найти на него ответ.

  • Ваше первоначальное предположение какое?

  • Где нам искать ответ на этот вопрос? Как убедиться, кто из нас прав, а кто заблуждается?

  • Предлагаю, для решения поставленного вопроса поработать с разной информацией и создать всем вместе памятку «Как учить стихи». Согласны? А нужны ли нам эти знания?

  • Итак, главная цель нашего урока составить памятку, которая будет помогать нам в чтении стихов наизусть.

Начнем нашу работу.

  1. Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач. 5мин

Я хочу познакомить вас, ребята, с необычным человеком: Я. Смоленским.

Яков Михайлович Смоленский – народный артист РФ, профессор. Его именем назван межвузовский конкурс чтецов при Театральном училище им. Б. В. Щукина, участие в котором открыло дорогу в театральный мир многим начинающим талантливым артистам. Яков Михайлович создал превосходную школу сценической речи и художественного чтения. Многие популярные артисты считают его своим учителем.

Как вы думаете, почему я хочу вас познакомить именно с Я.Смоленским? Может ли он нам помочь найти ответ на поставленный вопрос? Да, действительно Я.М.Смоленский тот человек, который знает тайну, как следует учить стихи так, чтобы они надолго запомнились.

Хотите узнать его тайну?

— Для этого нам нужно будет прочитать статью Я.Смоленского. Прочитайте заголовок статьи на слайде. Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь в этой работе?

Предлагаю работать по плану:

  1. Прочитать статью.

  2. Ответить на вопросы.

  3. Самостоятельная работа.

  4. Составить памятку «Как научиться читать стихи».

  5. Потренироваться читать стихи с опорой на памятку.

Работать будем в группе. Вспомните правила, посмотрите на слайд. Назначьте в группе ответственного, писаря и спикера.

  1. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме 5 мин.

  1. Работа со статьёй. Чтение статьи учителем

  2. Отвечают на вопросы.

  • Можете ли вы сказать, что автор делится своими секретами, учит нас, как правильно читать стихи?

  • Как вы считаете, можно ли опираясь на эту статью составить памятку «Как научиться читать стихи»?

  • Прежде чем вы приступите к следующему пункту нашего плана, объясните значение слов: ВООБРАЖЕНИЕ ВООБРАЖАТЬ

ФИЗМИНУТКА 1мин.

  1. Практическая работа по созданию проекта в группах. 10мин.

  1. Перечитайте статью. Выпишите советы, из которых можно составить памятку.

  2. Перечитайте статью и к советам автора добавьте свои советы.

  3. Перечитайте статью и из списка советов выберете те, о которых говорит Я.Смоленский в своей статье.

  1. Презентация памятки 5мин+3мин

  1. Заслушиваем каждую группу. (Выходит к доске спикер и зачитывает выписанные из статьи советы)

  2. Прочитайте все советы.

  3. Чтобы этими советами вы могли воспользоваться и в классе и дома, наклейте памятки в тетрадь по чтению.

  4. Хотите узнать, как работает памятка? Слушаем, как читает Я.Смоленский стихотворение Б.Заходера «Буква Я».

  1. Рефлексия. 3 мин

Давайте вернемся к фразе, с которой начался наш урок (СТИХИ ЗУБРИТЬ). Чтобы вы теперь добавили в эту фразу?

Посмотрим на план, все ли пункты плана мы выполнили?

Оцените свою работу в группе, оцените работу группы.

  1. Домашнее задание:1мин

1)Дополните список своими советами.

2)Задание по желанию: подготовьте к следующему уроку чтение полюбившегося стихотворения (можно не наизусть), используя советы Я.Смоленского.

Дополните памятку своими советами

Как научиться читать стихи

  1. Представляй себе то, о чём говорит поэт.

  2. Читай стихи, не торопясь, чётко.

  3. Не «проглатывай» звуки и слова.

  4. Произноси стихи в два раза медленнее, чем говоришь.

  5. Слушай себя при чтении стихотворения вслух.

  6. ________________________________________________________________________

  7. ________________________________________________________________________

  8. ________________________________________________________________________

  9. _________________________________________________________________________

  10. __________________________________________________________________________

Перечитайте статью и отметьте советы, о которых говорит в своей статье Я.Смоленский.

Памятка «Как научиться читать стихи»

Прочитывать все слова

Читать выразительно, с чувством

Не кричать во время чтения

Стихи надо читать с хорошим настроением

Представлять то, о чем читаешь

Читать без ошибок

Читать не торопясь

Читать внятно, чтобы все поняли

Читать для себя

Выпишите из статьи советы Я. Смоленского

  1. __________________________________________________________________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________________________________________________________________

  3. __________________________________________________________________________________________________________________________

  4. __________________________________________________________________________________________________________________________

  5. __________________________________________________________________________________________________________________________

Презентация «Как научиться читать стихи» 3 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Как научиться читать стихи

2 слайд Описание слайда:

10 основных правил как научиться читать стихи

3 слайд Описание слайда:

Прежде чем научиться читать стихи вслух для других людей, научись читать стихотворение для себя.

4 слайд Описание слайда:

2. Не старайся запоминать стихотворение в виде рисунка из букв и знаков. Эта память не долгосрочна. Я помню чудное мгновенье Передо м…..н……о…..й я………лась…… т….

5 слайд Описание слайда:

3. Не учи построчно! Старайся учить столбиками, каждый раз добавляя новый столбик.

6 слайд Описание слайда:

4. Представь себе то, что написано в стихах. Слова лучше запоминаются, когда видишь о чём речь. Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила.

7 слайд Описание слайда:

5. Учите стихотворение сразу с интонацией. Тогда не случится такого, что вы машинально начнёте читать его без интонации.

8 слайд Описание слайда:

6. Не нужно слова зубрить! Они сами запомнятся, как обозначение живой картины.

9 слайд Описание слайда:

7. Читай стихи вслух «не торопясь», чтобы успеть ясно увидеть то, о чём написал поэт.

10 слайд Описание слайда:

8. Читай стихотворение внятно, чтобы слушатели не кричали тебе «громче».

11 слайд Описание слайда:

9. Потренируйтесь читать стихотворение перед зеркалом.

12 слайд Описание слайда:

10. Не волнуйтесь! При сильном волнении голос может задрожать и чтение уже не будет таким выразительным.

13 слайд Описание слайда:

Успехов вам!!! Спасибо за внимание!

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала: ДБ-165387

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

НАШИ ПРОЕКТЫ.  Как научиться читать стихи, с. 24 – 25

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2017

 


Ответы к стр. 24 – 25 

1. Поставь конкретные задачи. (Для чего научиться? Чтобы лучше понимать стихи? Читать стихи выразительно, но только для себя? Читать перед слушателями? Или другие задачи?)

Прежде нужно научиться читать стихи для себя. Нужно представлять то, о чём читаешь. Определить главную мысль произведения. Размышлять над тем, что хотел сказать автор, какое настроение он хотел передать. 

Для того чтобы научиться выразительно читать, необходимо овладеть основными компонентами выразительности: техникой (дыханием, силой голоса), интонацией, фразовым и логическим ударением, логическими и психологическими паузами, темпом и ритмом, тембром голоса, мимикой и жестами.
Необходимо сформировать следующие умения:
– умение управлять дыханием;
– умение правильно анализировать текст;
– умение мысленно воссоздавать образы, созданные автором;
– умение выбирать нужную интонацию;
– умение пользоваться логическими и психологическими паузами;
– умение правильно ставить фразовое и логическое ударение.
Подготовку к выразительному чтению условно рекомендуют делить на три этапа:
а) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т. п., иначе говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;
б) разметка текста: обозначение пауз, логических ударений, определение темпа чтения;
в) упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать мысли и чувства автора, его отношение к изображённым событиям и действующим лицам).

2. Определи источники информации по теме проекта. Перечисли их.

Я. Смоленский “Как научиться читать стихи”

3. Сформулируй главные правила чтения стихов. (Можно это сделать вместе с одноклассниками.)

  • Правила, касающиеся содержания стихов:

Определи в стихотворении важные мысли.
Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы.
Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания.

Проведи работу над восприятием лирического стихотворения (работа над смыслом стихотворения, содержанием, языковыми особенностями, работа над образом лирического героя, определение темы и идеи стихотворения).

Правила, касающиеся темпа чтения и интонации:

Обрати внимание на знаки препинания.
Выбери тон и темп чтения.
Проведи работу над компонентами выразительности: постановка пауз и логических ударений, дыхание, сила голоса, темп чтения, интонация.

4. Существуют аудиозаписи стихов артистами и поэтами. Узнай и запиши их имена. Напиши, чьи записи тебе удалось послушать. (В поиске и выборе аудиозаписей тебе помогут взрослые.)

Я. Смоленский, И. Смоктуновский, Е. Миронов.

5. Напиши короткую статью об артисте или поэте, чьё чтение стихов тебе особенно понравилось. Найди и помести сюда портрет этого человека.

Смоленский Яков Михайлович (1920-1995) – актёр, чтец, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук. Его именем назван межвузовский конкурс чтецов при Щукинском театральном училище, участие в котором открыло дорогу в театральный мир многим начинающим талантливым артистам. Яков Михайлович создал превосходную школу сценической речи и художественного чтения. Многие популярные ныне артисты считают его своим учителем.

Ответы по литературному чтению. 3 класс. Тетрадь по литературному чтению. Кутявина С.В.

Литературное чтение. 3 класс. Ответы

4.7 / 5 ( 259 голосов )

Урок 8 КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ СТИХИ. ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА» | Поурочные планы по литературному чтению 3 класс

Урок 8 КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ СТИХИ. ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА»