28, Апр, 2025
629880, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск, ул. Новая, д. 9

Гдз школа россии 4 класс литературное чтение: ГДЗ на учебник по литературному чтению, Климанова, 4 класс , 1 часть

ГДЗ по литературному чтению Коти рабочая тетрадь. Русские загадки о книге

Творческая тетрадь дополняет учебник «Литературное чтение. 3 класс, усовершенствованный в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Творческие задания помогают детям закрепить пройденный материал при чтении и письме, развить воображение и воспитать доброе и внимательное отношение к окружающему миру.Тетрадь содержит советы, которые подскажут школьникам, как написать рассказ, сценарий, рецензии на прочитанное произведение.

Литературное чтение. Креативный блокнот. 3 класс. Коти Т.Ю.

Текст из учебника

Дорогие девочки и мальчики!
Очень рад встрече с вами на страницах «Творческого блокнота».
В 3 классе вы продолжите знакомство с удивительной мирной литературой. Вам, несомненно, понравится творчески работать со словом, решать интересные литературные задачи. Вы научитесь рецензировать и писать сценарий, освоите разные виды Релинга и почувствуете себя настоящим художником слова, сочиняя рассказ по картинке.


В определенных заданиях вам поможет рубрика «Мастерская писателя» и ваши старые знакомые — ученики 3 класса Аня и Ваня.
Успехов Вам в литературном творчестве!
Татьяна Кота
Книги — Мои друзья
Аня: Здравствуй, Ваня! Помоги мне портфель в школу донести.
Ваня: Привет, Аня! А почему ты такой тяжелый?
Аня: Я ношу книги в библиотеку. Посмотрите, сколько книг я прочитала за лето!
Ваня: Прочитал только одну, но такую ​​интересную вещь придумал. Все лето мы с друзьями перевоплощались в героев этой книги. Сколько приключений было!
Аня: Как называется эта книга?
Ваня: Точно не помню, там идет речь о Бибигоне и его друзьях.
Вспомните, как называется книга Лето Вани. Выберите правильный ответ:
«Бибигон и его друзья»;
«Бибигон и Брундуляк»;
«Приключения Бибигона»;
«Бибигон на Луне».
Назовите имя автора этой книги. С какими произведениями этого автора вы знакомы?
Запишите, какие книги вы прочитали за лето.

АВТОР
НАЗВАНИЕ КНИГИ
Прочтите пословицы русского народа. Объясните, как вы их понимаете.
Сначала аз да бук, а там и наука. Азбука — наука, а ребята — бук. За АЗ, да за буком и какашками в руки.
Какие пословицы, поговорки и загадки о книге вы знаете? Запишите их.
В разных носил, даже в глиняных чехлах. Я, как Солнышко, Свечка, учусь разуму.
Меняю на новый,
Не бумажный — электронный.
Отгадай загадку. Может ли рейд стать заголовком этого стихотворения? Запишите предположение.
Решите головоломку.

Литературное чтение. Креативный блокнот. 3 класс.

Творческая тетрадь «Литературное чтение» для 2 класса, авторы Климанов, Коти, идет в ногу с учебниками по программе перспектив. Задания в основном творческие, и ответы должны быть творческими — это собственные мысли, пословицы, поговорки. Можно взять с нашего ГДЗ на 7гур, чтобы не рыться в интернете в поисках нужных высказываний.

Ответы к заданиям творческой тетради КТИ за 2 9 класс0048

Соедините часть пословицы:

Кто много читает, тот много знает.
Не краснокнижная грамота, а Красный разум.
Оценка возраста книжного растущего человека.
С книгой жить — век не спешить
Дом без книги — день без солнца.
Скажем книге — умом сойду с рук.

Помните, что вы узнали о книгах, которые были в древности. Рассмотрите рисунки, подпишите их.

береста – кора Кора
пергамент – специально обработанная кожа животных
книга деревянной пыли
старинная книга с бумажными страницами

Распроданный пазл:

летописец
красное
энциклопедия
иллюстрация
алфавит

Объясните, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов вы знаете?

Писатель пишет книгу, художник-иллюстратор рисует картины. Редактор все проверяет. Полиграфист печатает книгу.

Мой любимый художник-иллюстратор Владимир Сутеев.

Расскажите мне о вашей домашней библиотеке.

В нашем доме много книг. В моей комнате есть книжная полка. Это стоило детских книг. Есть много сказок. Есть русские народные сказки, есть сказки братьев Гримм и сказки Андерсена. Но больше всего я люблю читать книгу Волкова «Волшебник Изумрудного города». А когда я еще не ходил в школу, мама часто читала мне сказку В. Сутеева.

Рапид книги по порядку:

Сказки: сказки народов мира, сказки дяди Римуса,
Стихи: Барто, Стихи для детей; Маршак, стихи для детей.
Народное творчество: стихи и песни Матушка Гусыня, Ладушки — русские народные сказки. Песни, Пестеч

Кто сделал иллюстрацию для твоей любимой книги?

Что меняется в природе осенью?

Коротки дни.
Листья падают с деревьев.
Становится холоднее.
Перелетные птицы летят на юг.

Ответить на вопросы (по произведению «Серый Шак»)

Каким был осенний лес?
Ответ: В лесу было темно и тихо.
Какой была река?
Ответ: Вода в реке потемнела, и берега ушли, сама река показалась больше.
Как выглядело небо?
Ответ: Небо часто затянуто тяжелыми осенними тучами.
Как вела себя птица?
Ответ: Все птицы были в большом беспокойстве.
Напишите из текстов эпитетов и сравнений:

Даже голые березы, Рябина Альде и Верба были сняты нахрен, словно серебром вниз.
Встали со снегом, как будто на них была теплая дорогая шуба.

Краски осеннего леса

Осень пришла. Листья на деревьях изменили свой цвет и стали золотыми. Небо часто хмурилось, смещаясь серыми, низкими облаками, как брови. Иногда шел небольшой дождь. Лес еще радовал последними красками осени, но птицы уже собирались стайкой, готовясь улететь в теплые края. В лесу появилось много грибов. Вот где можно было увидеть их блестящие красно-коричневые шляпы. На опушке луга, словно костер, ярко зарумянились алайские грозди рябины.

Придумай свою историю. Замок его. Не забывайте использовать образные слова. Подчеркните их в тексте.

Осень в лесу

Осень нарядила все деревья в лесу. У Березки желтое платье, у Рябины красные серьги.

Грибы стоят в изящных шляпках. На кустах блестит кружево-паутинка.

Как красиво в осеннем лесу!

Стихи сочиняем

Рифмы к словам:

мышка — Медвежонок, Книжка, Малыш
Нака-Майка, зайка, хаски
река — рука, берег
ребята — животные, малыши, поросята
подружка — Повариха, Лягушка, Подушка
котенок — Утенок, Коза, Волк
сад — Шкатулка, Поплавок, Полысадов, довольный

краска — Маска, Магаза, Камень, Ласк
шишки — книги, пышки, мишки

Попробуйте сочинить стихотворение о дружбе, о своих друзьях
Наша Машенька
Любит кашу.

Моя девушка Нинка
Рисует мне картинки.

Петя мальчик, мой друг,
Любит сладкий паштет.

Футболка на футболке
Ушастый зайчик.

Я люблю своих друзей —
Вместе с ними веселее!

Подойди к концу сказки.

Ответ. Однажды кот заснул. Мышь вышла из норки и стала тянуть кота за усы. Кот проснулся, поймал мышь и съел. С тех пор мыши с кошками не дружат. Сказка ложь, да в ней намек — хороший юный урок.

3. Соедините части названия сказки:

Лисичка-сестричка и Волчица
У страха большие глаза
Хитрый лис
Сестричка Аленушка и Бранц Иванушка
Лиса и журавль.

4. Названия сказок о животных, прочитанных в учебнике:

Лиса-сестричка и Волчица
Солнечная Лисица
Зима
Лиса и Журавл

5. Два описания.

Для Энциклопедии: Лизеры живут в лесах и степях. Тело лисы очень гибкое, подвижное, легко растягивается во время бега.

Для сборника сказок: Лисица тихонько ходит, земля гибкая, как будто склонилась. Его пушистый хвост носит нежно. Глядя нежно, улыбаясь, показывая белые зубы.

6. Белорусская сказка «ПОХ» и русская «В страхе очи велики»

Главные герои сказки «Страх очи велики», найти доп.:

Зайка-Зновка
— главные герои сказки «ПОХ», найти доп.:

брат Иванушка

7. Кого испугались богатыри в сказке
Кто-то из героев сказки «ПОХ» испугался: Ежик.

8. Слова из сказки «Сестрица Аленушка и Бранц Иванушка». Кто говорит слова:

Сестрица Аленушка, Хлеб Я из Койча — Братец Иванушка
Тяжелый камень… — Сестрица Аленушка

в жизни — Я хочу пить, когда жарко
вымысел: никто не может превратиться в козла или лечь на дно пруд и разговоры

2. Слова и скороговорки:

Перепел и пять перепелов.
Королева Клара Строго Карла Карла за кражу Коралла.
Бор для Бобрят Доб.
Пекарь в печи Peek Pies.
Белые бараны бьют в барабаны.
Водяная падаль буровая вода из водопровода.
Поля шли в поле.

Несколько загадок о животных:

Птица, не летающая, не рыба, а плывущая (пингвин).
Не человек, а ходит на двух ногах (страус, курица и т.д.)
Есть сено и дает молоко (корова, коза).
Не рыба, а живет в воде (крокодил).

Попробуйте написать перевод Несбылицы: «В пустыне меня спросил человек: Сколько земляники растет в море? И я думаю, что он хорошо ответил ему: столько же, сколько красных сельдей плавает в лесу.

Я спросил у человека маленького:

«А в море клубники много растет?»

Я щелкнул носом пальцем:
Столько, сколько рыбы в лесу.

Письмо другу:

Привет, Коля! Как ты себя чувствуешь? Как твое здоровье?

Мы очень скучали по тебе. Приходи быстрее! Наташа и Саша передают вам привет.

Выздоравливай!

Прощай, твой друг Миша.

Пословицы и поговорки:

Дружба: все за одного и один за всех. Не разрушить крепкую дружбу и топор. Безопаснее действовать сообща.
МИ и согласие: мир и любовь — всему голова. Достаточно не делает хорошо. В согласной стае волк не страшен.
Правда и ложь: на лжи правду не вырастишь. Однажды солгав, навсегда стал лжецом.
Добро и зло: как съест, так и ответит. За хорошее платят хорошо. Хорошие слова лучше мягкого пирога.

Стихотворение ко дню рождения

День рождения, несомненно
Лучший день в году.
Читаю поздравления
И гостей любимых ожиданием.
Приходи как только

Я ждал двери!

Рассказ за картинкой

Петя приехал в гости на Колу. Коля решил задачу и у него не получилось. А Пети очень хотелось поскорее пойти играть в футбол. Он пытался уговорить своего друга, но Коля ответил, что не выйдет на улицу, пока не решит задачу. Петя согласился, и они вместе стали решать задачу.

Пословица о дружбе, подходящая к этому рассказу:

Крепкая дружба с водой не лопается. Один за всех и все за одного.

Опишите стрекозу. Какой совет вы дадите актеру?
Стрекоза выглядит грустной, ее голова отсутствует. Ей холодно, она встает в платке или другой одежде, накинутой на плечи. На ее лице видны следы слез. Она говорит тонким обильным голосом. Стрекоза еле двигается.

Написать муравей. Какой совет вы дадите актеру?
Муравей тепло одет. Он весёлый и жизнерадостный. Он стоит прямо с гордой осанкой. — уверенно и с иронией говорит муравей, обращаясь к стрекозе.

Текст о литературной сказке.

Сказка «Аленький цветочек» сочинена писателем С.Аксаковым. Он использовал сюжет русской сказки, услышанный в детстве от мамы или бабушки. Но некоторые детали писатель придумал сам.

Сергей Аксаков в своей сказке раскрыл тему жертвенной любви, побеждающей зло. «Аленький цветочек» написан в русских традициях народной сказки. Эпитетов много, стиль и речь сказок напоминают речевой оборот русских народных сказок.

Какими словами поэт описывает весну и осень:

Краски весны: белые. Жемчужный, бирюзовый, розоватый.
Осенние краски: золотой, красный, малиновый.

стр. 69 Летний букет

На картине мы видим летние цветы: колокольчики, ромашки, гвоздики. Хотя рисунок и называется «летний букет», эти цветы растут на зеленом лугу, а не стоят букетом в вазе. Вот розовые, белые, желтые цветы. Такие яркие ароматные бутоны привлекают пчел.

С. 71 Стихи Ани:

Дорогая мамочка!
Я люблю тебя!
И стихи на память
Дарю тебе!
И еще рисунок,
А на нем — Цветы
Самые замечательные
Те, что ты любишь!

Пословицы и поговорки о маме, семье, родителях:


Вся семья вместе и душа на месте.
Дерево укоренено, а человек — семья.
Что за клад, если в роду пути.
Нет такого друга, как родная мать.
С солнцем теплым, с мамой желанной.
Родительское благословение на воде не тонет, в огне не горит.

Пословицы народов края о важности уважительного отношения детей к родителям

Без отца — достаток, а без матери — и вовсе сирота.
Блудный сын — ранняя могила Отца.
Отца и Мать прочтешь, от сына обретешь честь.
Все можно купить, кроме маминого отца.

Гора и смерть людей, которые младшие перестанут читать старших.
Гордов Старики — первые казаки.

Дети не осуждают родителей.
Дети, которых нужно вырастить — курицу не резать.
Дети хорошие — отец отца матери; Худес — конец отца отца.

Если ты не будешь уважать родителей, то тебя никто уважать не будет.
Прости Отца и Мать — других не найдёшь
Родители живы — читай, умерли — помни.

Что такое дерево, такое и клин; Какой батька, такой и сын.
Кто не слушает мать — в беде.
Кто будет чтить своих родителей, дети будут читать.
Кто чтит родителей, тот не умирает.

Мать — святыня, с ней не спорят.
Мать кормит детей, как земля людей.
Мать праведная — каменная ограда.

На Земле не бывает неправильных родителей.
В мире каждый найдет, кроме Отца и Матери.
Не пренебрегайте советами стариков.
Не скрывай своих неудач от родителей.
Не тот отец-мать, что родил, а тот, кто радовался, кто неоднократно учил.

Отца и матери не хватает для жизни.
Отец и мать читают — горя не знать.

Альтернативный Батька, в ад не попади!
Послушный сын отцов Порядка не ломит.

Родителям честь — с пути истинного не предашь.
Родительское благословение в огне не горит, в воде не тонет.
Родительское слово не подходит.
Родители помогают по жизни.

Старший брат как второй отец.
Счастье родителей — честные и трудолюбивые дети.

Верни старую, у тебя тоже старая.
Уважение к молодым — долг, уважение к старшим — долг.
Хочешь в чем-то преуспеть — посоветуйся с тремя стариками.

С. 76 Мои добрые дела:

Сон ковер.
Я пошел в магазин и купил хлеба и молока.
Содрали кожу во дворе.
Помыл окно.
Младшая сестра Haighed.
Почистил раковину.
Удалены игрушки для младшего брата.
Я пожалел свою сестру, когда она упала.

С. 77 Пословицы и поговорки о добре, добрых делах

Добрая голова сто рук кормит.
Доброе пожелание, доброе и доброе!
Ищите хорошее, но придет плохое.
Добро на зло не меняется.
Хорошо не имеет смысла, не делайте так худобы.
Хорошо, что сокровище ищет, а плохо под рукой.
Хорошо быть в радости и жить в сладком.
Добро помнит, а лихо не забудет.
Приветствую — хорошо и мечтаю, а мне плохо — худо и мечтаю.
Нужна хорошая работа, чтобы спешить.
Хорошо и во сне хорошо.
Красивый вид со стороны, и дом нравится Старну.
Добро к Фоме пришло, а руки ушли.
Добро пожаловать, но плохо.
Добро не горит, не тонет.
Добро не лихо бродит тихо.
Добро не умрет, а зло исчезнет.
Добро в мире не река течет, а семья живет.
Добро помни, а зло забывай.
Добро поощряет, а зло ранит.
Доброе творение — веселиться.
Ну тогда будет хорошо, когда люди будут хвалить.
Хороший Того учит тех, кто слушает.
Хороший характер.
Надежды держись, и они отдалились от худ.
Хорошо не беги, но и плохого не делай.
Добрый человек в красном углу завода.
Добро почитай, а зла не жалей.
Добродетель не вредит.
Добродетель побеждает силу.
Доброе дело — правду смело говорить.
Доброе дело не останется без награды.
Доброе дело говорит смело.
Хорошие дела два века живут.
Доброе дело и в воде не тонет.
Доброе дело твердо.

Рассказ «Как я помог маме»

Мама попросила меня помочь ей навести порядок в квартире. Решил снять в своей комнате. Сначала мы провели ковер, потом я вымыла пол, навела чистоту на полках. В моей комнате есть клетка с попугаями. Я забочусь о них: убираю клетку, проявляю заботу, играю с ними. Мама осталась довольна моей работой!

Профиль читателя:

За год прочитал около 15-20 книг. Мне было интересно.
Моя любимая книга «Волшебник Изумрудного города», автор Волки.
Могу назвать себя букмекером, потому что много читаю и люблю книги.
Да, я хочу в школу и в городскую детскую библиотеку.

С. 74 Е. Чарушина план рассказа

Шура и Петя одни на даче.
Ночью им стало страшно.
Чей-то крюк у двери.
Возвращение папы и мамы.
Ежик — Ночной гость

С. 74 Рассказ о любимом питомце «Я могу разговаривать со своим питомцем без слов.

У меня есть кошка. Его зовут пушка. Он любит молоко. Я учу его прыгать через обруч. Я разговариваю с Навальным без слов. Когда я чешу кота за глазом, он понимает, что я его люблю. Я очень люблю своего питомца!

Если есть вопросы по ГДЗ, задавайте в комментариях.

Главная / Наши авторы

Коти Татьяна Юрьевна

Котыкова Татьяна (Котикова Татьяна Юрьевна) — Поэт, переводчик, педагог, член Совета писателей России и Совета по детской книге России, лауреат премий. Л.Н. Толстой за вклад в развитие детской литературы (2002)

Т. Коти пишет стихи на русском и английском языках для взрослых и детей. Первая книга «Азбуки в стихах с оформлением» вышла в свет в 1995 году. На сегодняшний день вышло более 150 изданий произведений общим тиражом около 3 миллионов экземпляров. Визитная карточка Т. Кои — «Моя первая книга о России», изданная в 2003 году. На протяжении ряда лет Татьяна Кочи сотрудничает с телепередачами и журналом «Спокойной ночи, малыши!».

Занимаясь общественной деятельностью, Т.Коти уделяет большое внимание пропаганде русской книги, представляя Россию на международных конгрессах в разных странах: Бельгии, Швейцарии, Испании и др.

Как писатель и педагог Т. Коти участвует в создании новых учебных комплексов для учащихся начальных классов и разрабатывает новые методики чтения на английском и русском языках.

Довольно глупые на взгляд многих учителей начальных классов творческие тетради, и поэтому большинство даже не покупают их для учебников. Абсолютно тот же материал и почти те же вопросы есть в учебнике, а потому эту творческую тетрадь мы тоже пробежим кратко, без остановок и особых пояснений. Уточняю, что творческая тетрадь это к учебнику по литературному чтению для 3 класса по программе перспективы, т.ю.хоты, где половина заданий и рисков, по-видимому, сочиняется сразу на ходу. Ну, она была переполнена, и мы выполнили все задания. Вам останется только списать ответы в наш Решебник с готовыми домашними заданиями.

Будем рады, если наш ГДЗ еще пригодится.

Ответы на задания к творческой тетради по литературе для 3 класса

Стр.4-6. Книги — Мои друзья

Книга, которую прочел Ваня летом, называется «Приключения Бибигона», ее автор Чуковский К. И.

Также знаком с произведениями Чуковского: «Айболит»; «Бармалей»; «Украденное солнце»; «Мойдодыр»; «Спутанность сознания»; «Телефон»; «Федорино гора»; «Тараканище».

Книги, которые читают летом: список книг, которые читают.

Сначала аз да бук, а там и наука. (Сначала человек изучает алфавит, а потом читает книги).
Азбука — наука, а ребята — бук. (Иногда алфавит трудно дать детям).
За Аз Да Беки, и указку в руке. (Тот, кто выучил диплом, доверяет руководству)

Пословицы, поговорки и загадки о книге

Выберите несколько понравившихся из списка ниже.

Книга счастье украшает, а в беде утешает.
Кто больше знает, книги в руки.
Книга — лучший товарищ.
Не красное Книжное письмо, красное, ум.
Оценка возраста книжного растущего человека.
Не на пользу книжки читать, когда одних только верхушек в них хватает.
Всем хорошим во мне я обязан книгам (М. Горький).
Любить книгу — источник знаний (М. Горький).
Книга книга, но и ваш ум движется.
Книга хорошая, да зачистки плохие.
Книги не говорят, а правда влияет.
Книги читай, дела не забывай.
Книги читать — в бабы не заигрываться.
Будешь читать книги — все будешь знать.
Выбирай книгу так же, как выбираешь друга.
Книга для ума, теплый дождь для всходов.
Книги не любят, когда их почитают, но любят, когда их читают.
Книга похожа на воду: везде дорога разбивается.
Книга поможет в родах, поможет в беде.
Одна хорошая книга лучше сокровища.
Хорошая книга — Искренний друг.
Ярче звездочек светит хорошая книга.
Книга — Пища для разума.
Книга — твой друг, без нее как без рук.
Книга на двух листах, а середина пустая.
Книга Книга — Возврат: Один учит, другой мучает.
Книга не самолет, но для воров земли возьмет.
В книге нет шапки, но выбираем голову.
В книге ищите не буквы, а мысли.
За книгой — разум движется.
Иная книга обогащает, а иная — с пути увлекает.
Другая книга ума добавит, другая и последняя коснется.
Другой взгляд на книгу водит, а разумом он ходит по боку.
Кому книга развлечение, а кому поучение.
Кто знает Аз Да Бук, книги в руки.
Напрасный труд — рыбачить без крючка и учиться без книги.
Одна книга учит тысячи людей.
С книгами знал — ума наберешься.
С книгой жить — век не спешит.
Скажем книге — умом сойду с рук.
Ум без книги, что птица без крыльев.
Умнее книги не рассказывают.
Прочее из книг, прочее с конца.
В доме ни одна книга не плоха у хозяина детишек.
Загадки по книгам

Русские загадки по книгам:

Мала сама,
и ум дала.

Не куст, а с листьями,
Не рубашка, а сшитая,
Не человек, а рассказывает.

Не дерево, а с простынями,
Не рубаха, а сшитая,
Не растение, а с корнем,
Не мужчина, а с умом.

Кто говорит молча?

Ответ на загадки: книга. Этот отъезд может стать заглавной плиткой стихотворения.

С. 6.

  1. Иван Федоров
  2. Иван Грозный
  3. Друкар
  4. Азбука

Страница 7-21. Жизнь дается добрым делам

Добрый друг
Т. Коти

Жизнь дается добрым делам,
Чтоб сердце до середины протянулось,
Чтоб слово добро вернулось
И дорога светлая вела.
Жизнь дается добрым делам.
У людей есть хороший друг.
Это совесть.
Она знает все.
Кто-то в сердце дома.
Кто-то напугает
Если правды мало.
Совесть учит нас жить.
Ты всегда знаешь ее голос.
Не всегда слышишь то, что хочешь.
Но вы поймете, как лучше поступить.
Совесть учит нас жить.
Жизнь дается добрым делам,
К сердцу к сердцу потянулось,
Чтоб слово добро вернулось
И дорога светлая вела.
Жизнь дается добрым делам.

Как вы думаете, какие слова выбрал автор для названия стихотворения? Может ли совесть быть хорошим другом? Почему? Бывали ли в вашей жизни такие ситуации, когда вы слышали голос совести? Вы слушали ее советы? Предложите свои варианты заголовков стихотворений. Запишите их.

Автор выбрал эти слова для названия стихотворения, потому что они выражают основную мысль данного произведения.
Совесть может быть хорошим другом, потому что она учит людей, как жить.
В моей жизни были ситуации, когда я слышал голос совести. Пришлось прислушаться к ее совету.
Мои варианты заголовков стихотворений: «Жизнь дана добрым делам», «Голос совести всегда узнает», «Светлая дорога».

Почитайте, что говорил о своем родном русском языке Владимир Иванович Даль в «Слово поставил». Вам не кажется, что его
слов, сказанных почти 150 лет назад, сегодня очень современны?

В.Дал.
Взгляните на Державина, на Карамзина, Крылова, на Жуковского, Пушкина… Непонятно, что избегали чужого; Что пробовали, каждый по своему, писать чисто русским языком? И как оценил Пушкин нашу народную речь, с каким жаром и садился он слушать ее… Говоря проще, русская речь должна быть одной из двух: либо просить иного пути, либо, образуя, приходиться обтираться по-разному, захватив со всеми лесными заповедниками. Объясните, как вы поняли слова чужой, он образован. Посмотрите значения этих слов в толковом словаре. Что вы думаете о том, какие запасы, брошенные тайной командой, ведет В. Дель? Почему мы должны их защищать? Обсудите с другом, как вы сами относитесь к родному языку, не оформляете ли вы свою речь ненужными некрасивыми словами.

Слова В. Даля, сказанные почти 150 лет назад, сегодня звучат очень современно, потому что русская речь была наводнена жаргонизмами, большим количеством иностранных слов.

Чужой — это заимствованные из иностранного языка слова.
Но подать — догнать, стать пошляком.
Формовка — волочение, формовка.

Я думаю, что В. Даль говорит об исконно русских словах, именно их он подразумевает под выражением «заповедники, брошенные лошадьми». Мы должны взять их, потому что они составляют богатство русского языка.

Иногда мы едим с друзьями, но стараемся произносить их как можно реже. Родной язык Нужно любить и беречь — мы это понимаем.

Стр. девять



Ответы на стр. 22-28. Сказка

Стр. 29-38. Любите все живое






Ответы на вопросы стр. 39-42. Картины русской природы

Стр. 43-51. Великие русские писатели




Ответы на вопросы с. 52-54. Литературная сказка

Стр. 55-63. Картины родной природы



Все, конец тетради!

Стремление к обучению чтению на основе фонетики в школах

Будучи учителем в Окленде, штат Калифорния, Карим Уивер помог детям четвертого и пятого классов научиться читать, используя очень структурированную программу обучения чтению на основе фонетики под названием Открытый суд. Это сработало для студентов, но не очень для учителей. «Семь лет подряд Окленд был самым быстрорастущим городским округом в Калифорнии, — вспоминает Уивер. — И мы ненавидели это.

Учителя почувствовали себя учебными роботами и отступили. «Это кажется бесчеловечным, это колонизация, это человек говорит нам, что делать», — говорит Уивер, описывая их реакцию на такой подход. «Поэтому мы изо всех сил боролись как группа учителей, чтобы выбросить это». В 2015 году его заменила учебная программа, в которой упор делался на богатый литературный опыт. «Те, кто хотел бороться за социальную справедливость, решили, что этот новый прогрессивный способ обучения чтению и есть выход», — говорит он.

Теперь Уивер возглавляет кампанию, направленную на то, чтобы его старый школьный округ восстановил многие из методов, которым так сильно сопротивлялись учителя: в частности, систематическое и последовательное обучение фонематическому восприятию и фонетике. «В Окленде, когда 19% чернокожих детей читают — это невозможно поддерживать в обществе», — говорит Уивер, который получил ранний и яркий урок ценности грамотности в 1984 году после того, как его двоюродный брат вышел из тюрьмы и сказал ему, что другие заключенные перестали беспокоить его, когда поняли, что он может читать им их почту. «Это была настоящая катастрофа». В январе 2021 года местное отделение NAACP подало административную петицию в Объединенный школьный округ Окленда (OUSD) с просьбой включить в свою учебную программу «четкие инструкции по фонематическому восприятию, фонетике, беглости речи, словарному запасу и пониманию».

Подробнее: 100 лучших детских книг всех времен

Уивер и его коллеги, в том числе группы по защите гражданских прав, образования и ликвидации неграмотности, хотят, чтобы школы проводили больше времени в младших классах, обучая звукам, которые составить слова и буквы, обозначающие эти звуки. Его петиция является частью грандиозного переосмысления обучения чтению, охватившего США. В этом году пять штатов приняли законы, требующие обучения учителей методам чтения на основе фонетики, в дополнение к 13 штатам, принявшим такие законы в прошлом году. А в мае мэр Нью-Йорка Эрик Адамс объявил, что начальные школы в самом большом районе страны должны будут принять программу чтения на основе фонетики.

Выбор времени для столь радикального изменения кажется особенно трудным. Учителям начальной школы уже приходится переквалифицироваться после двухлетнего перерыва; ожесточенные споры о требованиях общественного здравоохранения, а также о том, чему следует учить детей в отношении расы и пола; и широко распространенное волнение родителей по поводу того, как мало их дети узнали во время пандемии. Теперь самый фундаментальный навык, который общество требует от них, также полностью перетряхивается.

Но защитники говорят, что ждать нельзя: в 2019 г., даже до того, как пандемия перевернула обучение, только 35% четвероклассников соответствовали стандартам навыков чтения, установленным Национальной оценкой образовательного прогресса, что даже ниже, чем в 2017 году. Только 21% учащихся с низким доходом (по оценке они имеют право на бесплатный школьный обед), 18% чернокожих учащихся и 23% латиноамериканских учащихся могут считаться готовыми к чтению к четвертому классу. Эти цифры были низкими на протяжении десятилетий, но пандемия придала мрачным результатам особую актуальность. «Был выбор, когда наши дети не были в центре внимания», — говорит Уивер. «Мы отказались от того, что работало, потому что нам не нравилось, как это ощущалось нами, взрослыми, когда на самом деле социальная справедливость заключалась в том, чтобы научить их читать».


Хотя чтение является базовым навыком, оно не является естественным. Проведя достаточно времени среди других людей, подавляющее большинство детей научатся прямоходить и говорить. Однако для большинства детей понимание того, что определенные каракули на странице или экране соответствуют определенным звукам, требует кропотливого обучения. Всего из 26 букв английского алфавита можно получить около 44 звуков (в зависимости от вашего акцента). Когда эти звуки складываются вместе, получается 15 000 слогов и бесчисленное количество слов. В идеале дети понимают, что означает цепочка букв, примерно в тот же момент, когда уже известное им слово кристаллизуется в поле зрения. И после пары таких ага моментов, обычно начиная с первого и второго класса, когда никки раскрывается как милая или кахи-эф превращается в шеф, слово, кажется, переносится в постоянную память. Это известно как простое представление о чтении: оно является результатом надежной способности расшифровывать буквы и богатого словарного запаса.

Существует множество мнений о том, как лучше всего помочь этому процессу, но основные противоречия заключались в том, нужно ли учить детей четко произносить слова или, если дать им достаточно примеров и времени, они разобраться в узорах. Последняя теория, иногда известная как целостный язык, говорит, что преподавание фонетики скучно и повторяется, а большой процент английских слов не соответствует правилам. (Здравствуйте, хоть, думал, через и крутой !) Но если погрузить детей в красивые истории, у них появится мотивация взломать код, узнать каждое слово. Противоположный аргумент состоит в том, что чтение так же связано со слухом, как и со зрением. Все начинается, говорят сторонники фонетики, с речи. Это понимание и подтверждающие его данные стали известны как наука о чтении.

Подробнее: Законы против «критической расовой теории» работают. Учителя дважды думают о том, как они говорят о расе

Этот спор якобы был улажен в 2000 году, когда Национальная комиссия по чтению, большая группа экспертов по грамотности, изучившая сотни исследований о том, какие инструкции нужно читать детям, выпустила отчет. В нем рекомендовалось подробное обучение вещам, о которых просит Уивер: фонематическая осведомленность, фонетика, беглость речи, словарный запас и понимание. Это была победа фонических лагерей. Но одно дело объявить войну оконченной, а другое — разделить территорию.

Так родилось понятие сбалансированной грамотности, которая была попыткой исправить курс корабля, а не полностью его развернуть. В школах будет введено больше инструкций по связи между звуками и буквами, но это может быть дополнено другими методами, которые, по мнению учителей, работали, например, побуждая детей использовать контекстные подсказки (включая, скажем, картинки), когда они приходят к слову, которое они не понимают. знать.

Конечным результатом, по словам Тимоти Шанахана, бывшего директора по чтению в чикагских школах и эксперта по ранней грамотности, принимавшего участие в обсуждении, стало то, что сбалансированная грамотность стала означать все, что угодно. Школы не должны были покупать дорогие новые учебные программы. Районам не нужно было переучивать своих учителей. Учителя могли добавить несколько уроков по фонетике, но им не нужно было нажимать кнопку «Перезагрузить» в том, как они преподавали. Опрос более 600 учителей начальной школы, проведенный Education Week 9 в 2019 г.0431 обнаружил, что более двух третей использовали философию сбалансированной грамотности, хотя большинство также сказали, что они включили «много» фонетики. «Идея заключалась в том, что каждая группа получит то, что хочет, — говорит Шанахан. «Должен признаться, я всегда думал, что это плохая идея. Мне казалось, что вам следует просто заняться исследованиями».


Показатели чтения не сильно улучшились после введения сбалансированной грамотности, но и не упали. Все могло бы пойти по тому же пути, за исключением того, что отделы образования по всей стране начали вызывать гнев особенно решительно настроенной группы: родителей детей-дислектиков. Людям с дислексией требуется гораздо больше времени, чтобы разобраться в связи между звуком и символом. Иммерсионный метод обучения им просто не подходил. Давление со стороны этих родителей, а также активная журналистика, постоянный поток исследований, впечатляющие результаты, полученные в нескольких школьных округах, и повышенная озабоченность по поводу пандемических потерь в обучении, наконец, повернули тенденцию к усилению акцента на фонетике.

Дислексия не связана с интеллектом; его описывают как остров слабости, окруженный морем силы. Это не лечится, но можно победить. Поэтому, когда некоторые богатые, хорошо образованные родители обнаруживали, что их обычные дети не учатся читать, у них возникали вопросы к школе. Во многих случаях их встречали советом читать им больше. Затем родители сделали то, что делают образованные, богатые люди, когда чувствуют себя обиженными: они ознакомились с исследованиями, заплатили за дорогостоящее тестирование, позвонили своим представителям и связались со своими друзьями в прессе.

Подробнее: Учителя-новаторы 2022

Они обнаружили, что методы, которые использовали многие учителя, не подтверждались данными. Они подкреплялись теориями, наблюдениями, надеждами и, как утверждают некоторые, несколькими гуру-подобными фигурами. Точно так же, как большинство детей, независимо от того, сколько раз они садились в машину, все равно нуждаются в обучении вождению, большинству читателей полезно научиться тому, как звуки и буквы сочетаются друг с другом. Это верно не только для дислексиков (которые составляют около 10% всех учащихся), но и для большинства читателей.

Некоторые данные, обнаруженные этими родителями, получены из мира неврологии. Ученые-когнитивисты обнаружили, что когда ребенок читает слово, в первую очередь активируются сети мозга, связанные со зрением, а затем области мозга, связанные с речью. Есть также тонкие, но поддающиеся обнаружению изменения в мозге, когда дети учатся читать, в первую очередь рост волокон, которые соединяют области, связанные с речью и зрением. Французский нейробиолог Станислас Деан в своей работе 2009 г.книга «Чтение в мозгу», называет эту область «почтовым ящиком». Его исследования показывают, что мозг никогда не научится читать слово целиком, он просто очень, очень быстро расшифровывает его. Он считает, что любой тип обучения, который не делает акцент на звучании слов, неэффективен.

Примерно через десять лет после выхода его книги Эмили Хэнфорд, репортер по вопросам образования в American Public Media, после того, как с ней связались активисты борьбы с дислексией, сняла многосерийный аудиодокументальный фильм о том, почему рекомендации Национальной комиссии по чтению и все исследования так беспечно игнорировались. Именно она популяризировала фразу наука о чтении.

Законодательные собрания штатов, которые годами получали выпивку от активистов дислексии, начали действовать. С 2013 г. по 1 августа 30 штатов приняли законы или ввели в действие новые правила, касающиеся обучения чтению «на основе фактических данных». Миссисипи был одним из первых, а в 2019 году стал единственным штатом в стране, который значительно улучшил свои оценки по чтению в четвертом классе. Результаты рекламировались как «Чудо Миссисипи».

По мере того, как пандемия затягивалась и дети пропускали много занятий в школу, родители все больше беспокоились о том, как их дети наверстают упущенное, и искали такое чудо. Кимьона Берк, которая помогала внедрять изменения в Миссисипи, а сейчас работает научным сотрудником в аналитическом центре ExcelinEd, говорит, что встречалась со «многими родителями, которые могли быть вовлечены, но не вовлечены. Они приходили на родительские собрания и подписывали отчеты о проделанной работе, но на самом деле не понимали, что происходит в школе». COVID-19может это изменилось. «Быть ​​дома и сидеть рядом с ребенком или слышать своего ребенка в другой комнате с виртуальным обучением?» говорит Берк. «Родители многому научились».


Но даже с учетом Святой троицы школьных изменений — законодательных органов, исследователей и родителей-активистов — в этом деле заставить учителей использовать новые методы было непростой задачей. «Принятие закона было для нас первым шагом, и это было легко, — говорит Берк. Она отмечает, что то, что другие преподносят как чудо, было больше похоже на медленный подъем, со стабильным финансированием, неустанным обменом сообщениями и полной реорганизацией того, как обучали самых маленьких читателей Миссисипи. «Сложнее всего было убедить других, которые так долго поступали определенным образом, что нам нужно было что-то изменить. Нам пришлось внести изменения в нашу учебную практику; нам пришлось внести изменения в учебные программы, которые мы закупали; а также нам пришлось просто смириться с тем фактом, что многие из наших учителей, прошедших наши программы подготовки к обучению, все еще не были подготовлены для обучения детей, которые борются с чтением».

Миссисипи провела переподготовку всех своих учителей, используя LETRS (Основы языка для учителей чтения и правописания), интенсивный учебный модуль, который возвращает их к пониманию звуков в речи, что известно как фонематическое осознание. Его примеру последовали многие штаты. Но переподготовка занятых учителей занимает некоторое время и не обязательно меняет то, что они делают в классе. «В Соединенных Штатах десятки тысяч школ, и никто на самом деле не следит за тем, что происходит в этих школах», — говорит Шанахан, который в непандемическое время посещает 40 или 50 школ в год. «Часто учителя даже не догадываются, что они учат не тому, что полезно для детей».

Даже если учителя способны преподавать по-новому, им нужна поддержка директоров и суперинтендантов. Стейси Пим, специалист по начальному чтению из Вирджинии, стала использовать больше своего учебного времени для обучения первоклассников буквенно-звуковой переписке осенью 2020 года, после того как она заметила, что в предыдущие годы навыки первоклассников в ее школа не улучшилась. «К тому времени, как они перешли во второй класс, у нас уже был целый класс детей, которые были ниже среднего уровня», — говорит она. Более того, из-за пробелов в обучении из-за пандемии она чувствовала, что ее ученики не в состоянии справиться с работой, которую предлагала учебная программа. Но, по ее словам, ее администратор сказал ей, что ей нужно продолжать школьную программу сбалансированной грамотности. Чувствуя себя застрявшей и имея дело с собственными детьми, она подала в отставку. (Всего 18 месяцев спустя, в апреле 2022 г., Вирджиния приняла новые «основанные на фактических данных» правила подготовки учителей.)

Пим был не один. Пандемия чрезвычайно тяжело отразилась на учителях, которые, как правило, заботились о малооплачиваемых душах, которые пришли в профессию, потому что хотели помогать другим. Недавние опросы показали резкий рост числа желающих уйти из профессии досрочно. Что еще хуже, дискуссия о чтении быстро стала такой же, как и многие другие в сфере образования: меньше о детях и улучшении методов, а больше о обвинении и обвинении. Он также стал политизированным, поскольку в основном прогрессивные государства использовали методы, ориентированные на обучение под руководством детей, и более консервативные государства, которые использовали традиционные методы с тяжелым фоном.

Подробнее: Государственные школы изо всех сил пытаются удержать чернокожих учителей. Эти бывшие учителя объясняют, почему

Когда Кэри Йейтс, бывший директор школы и менеджер по ликвидации неграмотности в Миннесоте, которая использовала программу сбалансированного восстановления чтения, основанную на сбалансированной грамотности, чтобы помочь отстающим читателям, услышала, что учителя в ее округе собираются пройти курс LETRS , она думала, что проверит это. «Не думаю, что я ожидал, что меня это так взбудоражит», — говорит Йейтс. Используемый язык, казалось, умалял работу таких, как она, которые годами трудились, чтобы научить детей читать, используя методы, менее ориентированные на фонетику.

Друг и соавтор Йейтса Ян Беркинс тоже слышал об этой так называемой науке чтения и начал изучать исследования, чтобы опровергнуть ее. Вместо этого она тоже все больше убеждалась в том, что репортаж Эмили Хэнфорд был верным. «Мы начали понимать, что некоторые вещи, которые мы делаем, на самом деле затрудняют обучение детей чтению», — говорит она. «И есть несколько относительно простых способов изменить некоторые методы, которые облегчают эту задачу». Беркинс и Йейтс написали новую книгу, Смещение баланса, , чтобы попытаться построить мост между двумя лагерями. Он хорошо продается, но дуэт опасается его успеха, потому что он делает их уязвимыми для нападок с обеих сторон. «Люди, которых я очень уважал в этой области, подвергаются настоящей критике», — говорит Йейтс.

Эти двое пишут, что им пришлось заключить договор, чтобы не поддаваться обороне, поскольку они обсуждали, почему такие подходы, как использование уровневых читателей (которые предсказывают, какие истории должны читать дети), должны быть отброшены в пользу декодируемых текстов. (которые дают им много возможностей попрактиковаться в буквенно-звуковом соответствии), а также проблемы с тем, что известно как подсказки, когда учителя заставляют детей задавать много вопросов о слове, на котором они застряли, а не просто произносить их. . «Отход от модели чтения, которая является стратегической, к модели, которая больше соответствует тому, что мы знаем изнутри о том, что делает мозг, когда мы читаем, это большая и трудная задача для учителей», — говорит Беркинс.


Трудность полного включения учителей — одна из причин, по которой Шэнахан опасается говорить, что изменения здесь, чтобы остаться. «Это [сдвиг] происходит с некоторой регулярностью в этой области», — говорит он. «Я занимаюсь этим более 50 лет, и это примерно третье, через что я прошел». На этот раз все немного по-другому, признает он, потому что больше основных средств массовой информации заинтересовались чем-то, что обычно является прерогативой научных кругов. И это первое качание маятника в эпоху социальных сетей. Группа в Facebook под названием «Наука чтения — чему я должен был научиться в колледже» насчитывает более 165 000 участников, большинство из которых — обиженные родители или сбитые с толку и рассерженные учителя.

В репортаже Хэнфорда вину за пренебрежение фундаментальной практикой чтения возлагают в основном на две двери: на издателей учебных программ, которые продвигают программы, которые, по мнению критиков, не поддерживаются наукой; и педагогические школы, которые медленно меняют методы обучения учителей чтению. В нем особо выделяются методика Leveled Literacy Intervention Ирэн Фонтас и Гей Су Пиннелл, которая используется примерно 43% учителей K-2 в США и предполагает, что учащиеся могут получать информацию о словах из источников, отличных от букв, а также единицы измерения Люси Калкинс. Исследование для обучения чтению, которым пользуются 14%, включая до недавнего времени школы Окленда. (Представитель OUSD говорит, что в мае 2021 года он принял новую учебную программу, а также изучает новые программы фонетики.)

Спустя четыре года после того, как Хэнфорд опубликовал свой первый рассказ на эту тему, эти вещи тоже, наконец, изменились — немного. Калкинс, директор-основатель проекта по чтению и письму Педагогического колледжа в Колумбийском университете и видная фигура в области раннего чтения, добавила больше внимания к явному преподаванию фонетики в своей последней версии учебной программы, хотя ее критики утверждают, что это неправильно. недостаточно. Фонтас и Пиннелл по-прежнему возражают, заявив в недавней серии сообщений в блогах, что их работа была неправильно охарактеризована. Ни один из этих авторов не согласился дать интервью.

Вероятно, еще слишком рано точно оценивать влияние пандемии на обучение детей. Отчет McKinsey показал, что учащиеся в 2021 году отставали в чтении примерно на четыре месяца по сравнению с непандемическими годами. Институт Брукингса обнаружил 15-процентное увеличение разрыва в навыках чтения между учащимися самых богатых и самых бедных школ. Исследование, проведенное в Нидерландах, показало, что даже относительно короткий восьминедельный карантин привел к потере обучения в пять раз в год. Но это еще не все плохие новости. Многие штаты используют свой федеральный COVID-19фонды помощи для покупки новой учебной программы, переподготовки учителей и найма тренеров по обучению грамоте. Один из них, штат Теннесси, недавно объявил, что его оценки по чтению в четвертом классе в 2022 году превзошли допандемический уровень, хотя по-прежнему лишь около 40% соответствовали стандартам или превышали их.

Подробнее: От учителей до опекунов, познакомьтесь с преподавателями, которые спасли учебный год во время пандемии

Ставки не могут быть выше. Четвертый класс – ключевой момент в воспитании ребенка. А до тех пор, как гласит старая поговорка, дети учатся читать; после этого они читают, чтобы учиться. Если они не могут, дела идут на юг. Исследование, проведенное в 2011 году Фондом Энни Э. Кейси, показало, что учащиеся, которые не умеют читать к концу третьего класса, в четыре раза чаще бросают школу, чем те, кто умеет читать.

Не каждый ребенок нуждается в систематическом обучении фонетике. Некоторые могут сами разобраться в закономерностях. И одного обучения фонетике недостаточно. Но последние несколько десятилетий, кажется, доказали, что более интенсивное внимание к буквенным звукам никому не повредит, и многие дети, которые в этом нуждаются, без него барахтаются. В образовании нет панацеи. Даже самая наукоемкая учебная программа не поможет, если она не реализуется вдумчиво, при поддержке директоров, тренеров по обучению грамоте, чиновников школьного округа и государственного бюджета. «Мы просто плохо справляемся со школами, — говорит Шанахан.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>