17 апреля 2018 года стартовала Всероссийская проверочная работа по русскому языку в оценках. Первая часть ПРД по русскому языку — диктант.
19 апреля 4 класса должны будут выполнить вторую часть работы, включающую 12 заданий, на выполнение которой отводится 45 минут.
Вариант проверки состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и отличаются содержанием и количеством заданий.
Часть 1 Содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по письменному тексту.
В 2018 году участие в ПРД в 4 классах обязательно. Для подготовки к PRD 2019, 2018 года подойдут варианты.
Варианты рук на русском языке 4 класс 2018 год + Критерии
часть 1 — диктант
Диктант часть 1.
Задачи
Критерии
Опция
часть 1
часть 1
Опция
часть 1
часть 1
Опция
часть 1
часть 1
Опция
часть 1
часть 1
Опция
часть 1
часть 1
Опция
часть 1
часть 1
Часть 2
Задания ПРД проверяют знание основных языковых единиц, умение понимать письменную информацию, распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста, составлять планировать чтение текста и задавать вопросы к нему, узнавать значение слова, подбирать синонимы, правильно ставить ударение в слове.
Задания также позволяют выявить уровень владения заученными речевыми нормами.
На выполнение заданий части 1 контрольной работы по русскому языку дается 45 минут.
При выполнении работы не допускается использование учебника, рабочих тетрадей, сертификатов грамматики, орфографических словарей, других справочных материалов.
При необходимости можно воспользоваться черновиком. Записи в Черновике не проверяются и не оцениваются.
При оценке ответов, допущенных при обучении, орфографические и пунктуационные ошибки по не изученным в Правилах начальной школы не учитываются.
Методика проведения диктанта по русскому языку 4 класс
Текст диктанта читается трижды.
I. Целевая установка для аудирования
— Учитель медленно и выразительно читает весь текст диктанта в соответствии с устными нормами русского языка. Чтение не должно быть правописанием, «подсказкой».
— Студенты слушают.
— На данном этапе можно выявить и объяснить лексическое значение незнакомых изучаемых слов (целесообразно поинтересоваться у учащихся, понятны ли они им).
II. Целевая установка на письмо для диктанта
— Текст диктанта читается по отдельным предложениям. Учитель читает предложение. Студенты слушают. Учащиеся приступают к написанию предложений только после того, как оно прочитано учителем до конца. Педагог диктует предложение для записи, при необходимости разделяя его на небольшие смысловые отрезки.
— Студенты записаны.
— Диктант предлагает, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, тем самым не допуская отставания в письме. Важно читать громко и четко, четко произнося слова.
— Учитель может сообщать учащимся о постановке неизученного знака препинания тире в предложении, а также при диктовке слов с орфограммами, не изученными в начальной школе, использовать прогресс правописания.
III. Целевая установка для самопроверки
— По окончании записи всего текста учитель читает его еще раз целиком от начала до конца, делая паузы между отдельными предложениями.
— Студенческий чек написан.
Часть 2 Содержит 12 заданий, в том числе 9 заданий к тексту для чтения текста выше.
На выполнение заданий части 1 дается 45 минут. На выполнение заданий части 2 также отводится 45 минут.
М.: 2017 — 112 с. М.: 2016. — 112 с.
Рабочая тетрадь предназначена для подготовки учащихся 4 классов общеобразовательных организаций к Всероссийской контрольно-ревизионной работе по русскому языку. Пособие составлено с учетом требований ФГОС начального общего образования и результатов Всероссийской контрольной работы, проведенной в апреле 2017 года. Может быть использовано при работе с любым учебником русского языка для 4 класса, который входит в федеральный список. В тетрадь включены тренировочные задания, контрольные мини-работы (на 5-20 минут) по каждому разделу программы, две тренировочные проверки (Каждая в двух вариантах). Все задания и проверочные работы сопровождаются комментариями. На каждую мини-работу дается карточка самопроверки.
Работа в тетради будет способствовать обобщению знаний студента по ведущим темам курса, выработке умения самостоятельно справляться с заданиями основного и повышенного уровня сложности, различными по способу изложения (текст, таблица). , форма ответа (выберите ответ, короткий или развернутый ответ). Работа в тетради будет способствовать обобщению знаний школьника по предмету, развитию умения самостоятельно справляться с заданиями базового и повышенного уровней сложности, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Формат: PDF.( 2017 , 112c.)
Размер: 17,8 МБ
Смотреть, скачать: drive.google
Формат: PDF.( 2016 , 112c.)
Размер: 20,9 МБ
Смотреть, скачать: drive.google
СОДЕРЖАНИЕ Уважаемый четвероклассник! 3. Учебные задания 5. Звуки и буквы 5 Мини-работа 1 8 Состав слова 9. Мини работа 2 12 Лексическое значение Слова 13. Мини работа 3 15 Части речи 17. Мини работа 4 22 90. Предложение 25.
Mini Work 5 31 Переписание и пунктуация 33 Mini Work 6 38 Development 42. Mini Work 77 Проверки. 57. Проверка 2 63 Вариант 1 63. Вариант 2 70. Ответы с образцами и комментариями 77 Учебные задания 77. Звуки и буквы 77 Состав слова 80 Значение слова Части речи 84. Фраза. Предложение 88. Орфография и пунктуация 92 Развитие речи 97. Тренировочные проверки 100 Проверка 1 100 Проверка 2 105 Уважаемые родители! 110.
Дорогой четвероклассник! В этом учебном году Вы заканчиваете обучение в начальной школе и Вам предстоит выполнить Всероссийскую контрольную работу по русскому языку. Бояться ее не надо, но важно быть к ней готовой. Эта работа позволит вам проверить, насколько правильно вы умеете писать и излагать свои мысли на письме, насколько хорошо вы сейчас понимаете то, что я изучал на уроках русского языка.
Эта рабочая тетрадь поможет вам подготовиться к общероссийской проверочной работе. Рабочая тетрадь разделена на три части. 1. Тренировочные задания по каждому разделу русского языка. В некоторых заданиях нужно будет выбрать один или несколько ответов и обвести номер правильного ответа или поставить напротив него галочку (V). Для выполнения других заданий потребуется записать несколько слов, заполнить таблицу, ответить на вопрос, дать письменное пояснение, составить план текста или написать небольшое сочинение на заданную тему. Вы сможете повторить все, что узнали об уроках русского языка, и проверить, насколько хорошо вы усвоили те или иные темы. Задания сгруппированы по навыкам, которые проверяют, например: Проверяю, умеешь ли ты различать имена существительные, имена прилагательных, глаголы. Задания повышенной сложности отмечены звездочками (*). Если вы не можете выполнить какую-либо задачу, попытайтесь понять причину этого. Возможно, вы не поняли самого задания, тогда вам нужно его еще раз прочитать, попытаться понять, что предлагается делать. Свяжитесь с учителем или родителями. Или, может быть, вы поймете, что вам не хватает знаний. Тогда найдите эту тему в учебнике или справочнике и прочитайте все, что к ней относится – так вы восстановите изученное, и я лучше запомню этот материал.
Подробные рекомендации по работе с…
Читать полностью
Данная рабочая тетрадь предназначена для подготовки учащихся 4 классов общеобразовательных организаций к Всероссийской контрольной работе по русскому языку. В тетрадь включены тренировочные задания, контрольные мини-работы (на 5-20 минут) по каждому разделу программы, два тренировочных теста (каждое в двух вариантах). Все задания и проверочные работы являются ответами. На каждую мини-работу дается карточка самопроверки.
Работа в тетради будет способствовать обобщению знаний студента по ведущим темам курса, развитию умения самостоятельно справляться с заданиями основного и повышенного уровня сложности, различными по способу изложения (текст, таблица ), форма ответа (выбор ответа, краткий или развернутый). Содержание заданий соответствует плановым результатам изучения русского языка (ФГОС НОО), поэтому тетрадь можно использовать при работе над любым учебником русского языка, входящим в федеральный перечень. Подробные рекомендации по работе с тетрадью даны в пособии для учителей «Подготовка к Всероссийской контрольной работе. Русский язык. Математика. Мир. Методические рекомендации. 4 класс». 2-е издание.
Скрыть
. Преподавание социологии в школе, исследования уроков, проводимых школьниками и школьное чтение
Lib.ru/ : Преподавание социологии в школе, исследования уроков, проводимых школьниками и школьное чтение
Преподавание социологии в школе, изучение уроков, проводимых школьниками и школьное чтение lib.ru/: [] []
[]
[]
[]
[]
ПРЕПОДАВАНИЕ СОЦИОЛОГИИ В ШКОЛЕ, ЗАНЯТИЯ ПО УРОКИ ПРОВОДИМЫЕ ШКОЛЬНИКАМИ И ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
Ашкинази Леонид Александрович, Кузнецова Алла Владимировна
Физико-математическая школа,
Московский институт электроники и математики, Москва
фмш . miem @ gmail . ком
АННОТАЦИЯ
Цель работы — разработка методики преподавания социологии по факультативным предметам в средней школе. Оказалось, что в данном случае достаточный интерес аудитории возникает только при введении в курс значительного объема анализа ранних исследований школьников, проведенных разными авторами. Еще один возможный способ поддержания интереса аудитории — проведение прикладных исследований. Так, студенческая группа проводила опрос отношения учащихся к проведению отдельными уроками самими учащимися (351 респондент) и опрос школьников по чтению (508 респондентов).
: ; ; ; .
Ключевые слова: преподавание социологии; средняя школа; проведение уроков школьниками; школьное чтение.
Постановка задачи и организация обучения
В стандартной российской школьной программе есть предмет «Обществознание». Он состоит из материалов, которые можно отнести к экономике, политологии, праву и социологии, а официальная программа и учебник носят в заметной степени учебный характер. В 2015-2017 годах в Московском лицее № 1525 была предпринята попытка дополнить этот предмет факультативами, то есть курсами по выбору. По-видимому, для такого решения было две причины. Во-первых, в лицее есть в том числе социально-экономическое направление и наличие таких факультативов выглядит логичным, а во-вторых, около 60% школьников сдают ЕГЭ по обществознанию (самый массово сдаваемый предмет после обязательных: математика и русский язык). Такие уроки могут улучшить общие результаты школы.
Для преподавания одного из таких курсов, социологии, была составлена специальная программа, охватывающая основные вопросы, обычно включаемые в учебники для вузов, но проникающие в них в меньшую (так сказать, «школьную») глубину. В программе был некоторый уклон в сторону методологии исследования (анкетирование, выборка и т.п.) — предполагалось, что это сделает преподавание более интересным.
Для будущего было важно, чтобы в школе применялась некоторая организационная «амбивалентность» — ученикам говорили, что посещение обязательное, но в школьных журналах (обычных и электронных) предмета не было. Студенты это знали и интерпретировали ситуацию по-своему. Занятия начались в двух группах (9и 10 классов) на первом и втором уроке в субботу. У биологов есть для него такой эвфемизм — «острый опыт»; слушатели стали расходиться, и десятый класс, естественно, отреагировал быстрее. К третьему сеансу стало ясно, что проект проваливается, и программу кардинально изменили. А именно, мы перешли к анализу конкретных социологических исследований разных авторов.
Критический разбор ряда конкретных анкет позволяет при должном подходе рассказать слушателям обо всех методических хитростях, тонкостях и особенностях, затронуть теоретические вопросы. Презентация получается менее логичной, чем обычно, но, как оказалось, плюсы перевесили минусы, и посещаемость стабилизировалась. А для критического анализа были отобраны исследования, которые проводились на школьниках. Это позволило участникам урока опробовать вопросы на себе и свободно обсудить такие темы, как «если вопрос сформулирован слишком сложно для понимания», «как можно об этом спрашивать иначе», «мы бы лучше поняли, если бы. ..» и так далее.
Через некоторое время слушатели дозрели до социологического опроса в своей школе. Первыми эту мысль высказали сами школьники, и практически одновременно и независимо от них администрация школы заговорила о возможности привлечения слушателей «к чему-то практическому». В качестве темы первого исследования, которое интересовало как исследователей, так и «заказчика», т.е. администрацию, было выбрано отношение школьников к самостоятельному проведению школьных уроков. В этой школе такая практика: в определенный день какие-то уроки проводят школьники – в своем или в младшем классе. Подготовка ведется в контакте с учителем, при этом существует многоэтапная процедура определения сочетания «учитель-урок-ученик» с учетом желания учителя и учащегося участвовать в мероприятии, предпочитаемого занятия и согласия на работать друг с другом.
Нашей задачей было изучить само проведение школьных уроков учащимися и их восприятие этого события. В частности, задача состояла в том, чтобы определить:
— Какой процент учащихся принимал участие в уроках, проводимых их сверстниками (в качестве слушателей и в качестве «учителей»), и какое впечатление эти уроки произвели на слушателей;
— Если учащиеся хотят, чтобы такие уроки проводились в будущем и по каким предметам;
— Если учащиеся хотят сами проводить такие уроки, по каким предметам, в каких формах и по каким направлениям;
— По возможности выявить различия по всем этим пунктам для разных форм и разных направлений обучения.
Студенты предложили все вопросы анкеты; составление анкеты всего из семи вопросов проходило в обсуждениях в течение трех уроков. Анкета была предназначена для заполнения в течение небольшой части урока, так как мы исходили из того, что отгулы от уроков не вызовут энтузиазма у учителей. Изначально предполагалось, что анкетирование будет проводиться только в некоторых классах, но школьники хотели охватить всю школу, с пятого по десятый класс, и им это почти удалось – они собрали 351 анкету. Обработка данных проводилась учащимися, и ставилась задача получить данные по разным группам (все 5-е классы, все 6-е классы и т.д.) и разным направлениям (общеобразовательным, физико-математическим, социально-экономическим гуманитарный, биохимический). По завершению обработки данных был составлен отчет, а также проведена презентация работы перед администрацией школы, где разные участники исследования доложили о разных частях работы (методике и отдельных пунктах отчета). Администрация оценила полученные данные как очень полезные.
В ходе работы класс был стратифицирован по степени увлеченности и серьезности: все участвовали в опросе (раздача и сбор анкет), часть класса (Благинина О.А., Дерябин П.А., Звирлифус Д.О., Каминка Г.К. , Лунина А.Л., Мхитарян М.Г.) разработали анкету, обработали данные и составили отчет; выделились два студента этой группы — «организатор» и «аналитик». Первый взял на себя распределение работы среди одноклассников, и они без всяких возражений приняли эту роль (возможно, традиционную), а второй наиболее четко формулировал вопросы и предложения.
Второе исследование, проведенное той же группой, касалось чтения школьников. Результаты, полученные в первом и втором исследованиях, и общие выводы, касающиеся преподавания социологии в школе, резюмируются ниже.
Исследование проведения уроков школьниками
Исследование проведения уроков учащимися показало, что уроки, которые проводят учащиеся, проходили во всех формах, т.е. это постоянная практика для данной школы. В основном это уроки (в порядке убывания частоты) русского языка, математики (включая алгебру и геометрию), физкультуры, физики, обществознания, биологии, истории. Поэтому эта практика распространяется на базовые предметы всех направлений и, хотя и в разной степени, на профильные предметы разных направлений. По большинству форм ситуация следующая: более половины респондентов точно помнят, по каким предметам у них были подобные уроки, только 5 % респондентов не помнят, были ли такие уроки, а 10 % не помнят, по каким предметам у них были такие уроки. Значит, присутствие на таком уроке – памятное событие.
Такие уроки в среднем проводили 22 % опрошенных, но распределение проводивших уроки было неравномерным: ведение уроков началось с 7-8 классов, 18 % учеников которых их проводили, в 9 классе 41 % уроки вели учащиеся, а в 10 классе это делали 56% учащихся. Распределение по направлениям выглядит так: большинство респондентов, проводивших такие уроки, относятся к социально-экономическому направлению (их 70%), а по другим направлениям от 22% до 28%. Что касается восприятия таких уроков участниками, то они понравились 85 % учащихся, не понравились 4 % и затруднились ответить 11 %. Положительные оценки падают с увеличением стажа формы с 9от 7% для формы 5 до 70% для формы 8-10. Причины, скорее всего, заключаются в повышении критического восприятия и снижении эффекта новизны. Заметной разницы между направлениями нет.
В качестве положительных факторов студенты отметили учебную атмосферу (необычность, веселое настроение, нестандартность, новизна мероприятия) — что дает 60 % ответов, содержание занятий (наглядность, интерес) — 50 % ответов, низкую учебную нагрузку (мало задания, учитель не задавал урок, поставил хорошие оценки) — 10% ответов. То есть атмосфера и содержание занятий воспринимаются как сопоставимые по значимости факторы. И отношение важности атмосферы к важности осмысленности существенно зависит от формы: для 5 -й -7 -й -й формы это соотношение в среднем равно 1,2, для 9--й -10 -й -й — 0,9, то есть для младших школьников атмосфера несколько важнее содержания, а для более старых важнее содержание. Разница между младшими и старшими учениками составляет 30%, что является значительным.
Уровень сложности занятий выбран правильно: только 10% школьников воспринимали их как более легкие (по совокупности заданий и оценок). В среднем 80 % респондентов хотят, чтобы такие уроки проводились по всем профильным направлениям, 40 % из них хотят, чтобы такие уроки проводились в общеобразовательной сфере. Некоторые респонденты устно высказались за более частое проведение таких уроков. Тех, кто не хочет, чтобы такие уроки проводились, и затрудняющихся с ответом, примерно поровну. Среди тех, кому эти уроки нравились, доля желающих, чтобы такие уроки проводились, естественно, была выше. Однако 5% респондентов они понравились, но не знают, стоит ли проводить такие уроки, а 2% такие уроки понравились, но не хотят, чтобы такие уроки проводились; это может быть проявлением консерватизма.
23% респондентов хотят, чтобы такие уроки проводились по любым предметам или не указали, какие предметы они хотят, чтобы вели школьники (видимо, это респонденты, которым понравилась атмосфера). При этом доля таких респондентов с возрастом снижается — примерно с 40% для 5 классов до 20 % для 10 классов, т.е. атмосфера, как уже указывалось, более важна для младших те. Остальные предпочли, чтобы такие уроки проводились по конкретным предметам, а именно: математике — 14%, русскому языку — 12%, английскому языку и физкультуре — по 5%. Респонденты в основном выбирают знакомый, потому что он им уже понравился.
60% опрошенных хотят проводить уроки, по 20% не хотят или затрудняются ответить. То есть желающих проводить такие уроки больше, чем тех, кто это уже сделал: есть резерв желающих. Желание проводить такие уроки несколько отличается для разных направлений и форм (оно слабее в общеобразовательном направлении). Абсолютное большинство ответивших, что хотели бы проводить такие уроки, указали конкретную тему. В основном назывались математика и русский язык; реже встречался профилирующий предмет направления, т.е. Физика в физико-математическом направлении, География в социально-экономическом направлении, История в гуманитарно-общеобразовательном направлении.
Естественно, обычно называют год или два младших класса, на втором месте — свой класс, на третьем — значительно младшая форма, т.е. в 5-7 классах — 1-3 классы, в 8-9 классах проценты распространяются только на форму 5 включительно. Возможно, где-то на границе 7 и 8 классов повышается уверенность в себе и/или снижается интерес к младшим.
Что касается выбора направлений, то чаще всего указывается собственное направление, а на втором месте обычно стоит то, где у респондентов есть друзья, т. е. есть хотя бы частично знакомая аудитория для урока. Отчасти это, по-видимому, связано с формированием направлений, т. е. с предметной близостью. В результате ситуация следующая. В социально-экономическом направлении респонденты называют свое направление и затем физико-математическое, в общеобразовательном направлении респонденты называют социально-экономическое и затем (с большим отрывом) биохимическое и гуманитарное, в гуманитарном направлении называют свое, затем социально-экономический и физико-математический, по физико-математическому направлению называют свое и биохимическое.
Изучение чтения у школьников
Во втором исследовании охват увеличился: были опрошены все ученики 5-11 классов, а на занятии присутствовало 508 человек. Анкета заключалась в выяснении общего отношения учащихся к чтению (основные варианты ответов приведены ниже) и специфики — что они читали в течение года, количество времени, затраченного на чтение, частота использования «кратких конспекты» или аудиокниги, а также чтение «с экрана».
Отношение к чтению колеблется между «люблю читать, делаю это при каждом удобном случае» (в зависимости от формы — 17%-35%) и «читаю в целом, но умеренно» (13%-36% ), причем в формах 5 th , 6 th и 8 th ответы сдвинуты к первому варианту, а в 7 th , 9 th , 10 th 91 421 и 2 th и 2 создается, естественно, ко второму. Если делить массив не по формам, а по направлениям, то все направления колеблются между вторым ответом (13%-56%) и «если есть время от других обязанностей, то читаю» (5%-56%), и гуманитарное направление смещено к первому ответу (77%). Среднее время, затрачиваемое на чтение, составляет 6-8 часов в неделю в младших классах и 8-11 в старших, зависимость от направления слабая — 8-10 часов. То есть отношение отношением, а остальная жизнь ограничивает свободное время.
Что касается замены полного чтения произведений краткими конспектами, то в младших классах наиболее частый ответ «Никогда или почти никогда» (25%-39%), но начиная с 9 класса «бывает, но не слишком часто» (29%-55%), то есть жизненные силы. Если смотреть по направлениям, то ответ «бывает, но не слишком часто» (22%-82%) доминирует во всех направлениях, кроме гуманитарного, в котором доминирует «никогда или почти никогда не делаю» (68%). Мотивы во всех случаях примерно равны «понять, стоит ли читать всю книгу» (в зависимости от формы и направления — 10%-48%) и «читаю краткое содержание для подготовки к урокам» (12% -66%).
Соотношение чтения с экрана и бумаги следующее: форма 5 читает почти всегда с бумаги, остальные «примерно поровну» (в зависимости от формы и направления 10%-42%), «в основном с бумаги» (10%- 43%) и «почти всегда из бумаги» (16%-43%). Использование аудиокниг мало зависит от направления, но заметно снижается с возрастом, 18 % в 5 классе и 7 % в 11 -м -м выбирают ответы «примерно поровну» и «чаще слушаю, чем читаю, а 6%- 28% по направлениям
В анкете был открытый вопрос – респондентам предлагалось перечислить (в свободной форме) книги, которые они прочитали за год. Поскольку прочитанная информация обычно запоминается лучше, если она произвела впечатление на читателя, то чтение, выявленное таким вопросом, и с ограниченным временем ответа, можно назвать «действительным чтением», и его не следует воспринимать как полный отчет о том, что произошло. был прочитан. Однако даже при таком подходе возможен анализ функции распределения респондентов по количеству названных книг и распределения названных книг по эпохам и жанрам, а также по разным классам и направлениям. Конечно, при этом возрастная тенденция способности запоминать и желания называть будет накладываться на реальные тенденции, так что эти данные следует воспринимать скорее как качественные.
Выяснилось, что чаще всего называли количество книг для 5-7 классов 3-5 книг, для 8-11 классов — 5-7 книг, а вот в гуманитарном направлении и в 10-11 классах выделяется группа «заядлых читателей» (около 25%), которые называют 13-16 книг, а некоторые респонденты называют 20-30 книг. Гуманитарное направление – 29% опрошенных; На этом направлении сосредоточено 52% из тех, кто назвал 15 и более книг. Естественно эффект усиливает пересечение черт — 10 й и 11 -й формы гуманитарной направленности составляют 6% респондентов, а из тех, кто назвал 15 и более книг, на этом направлении сосредоточено 29%. Эффект является очевидным следствием наличия дополнительных курсов по данному направлению (поэтика, зарубежная литература, мифология) в дополнение к основному курсу литературы.
Среднее количество именованных книг больше из-за асимметрии функции распределения; это примерно 6 и 8 книг соответственно; на самом деле количество прочитанных книг будет больше по вышеуказанной причине.
При анализе направлений картина следующая. Для физико-математического и социально-экономического направлений чаще всего называют количество книг 4-6 книг, для гуманитарно-биохимического это количество составляет 7-9 книг, для общеобразовательного — 0-4 (т. те, кто вообще не читает или уделяет этому минимальное внимание). По социально-экономическому и гуманитарному направлениям заметна группа «заядлых читателей», которые, как указывалось выше, называют 13-16 книг (отдельные респонденты называют до 20-30 книг).
Анализ списков конкретно названных произведений и авторов произведен путем разделения на группы по времени, когда произведение стало доступным для массового читателя, или по жанру; список был составлен аналогично тому, который мы использовали ранее для контроля чтения абитуриентов технического вуза для сравнения результатов.
Если выделить первые ранги по частоте упоминания, то картина будет следующая. Первые два места во всех годовых группах и направлениях делят русская классика (т. е. программа) и зарубежная художественная литература (т.е. свободное чтение). При этом классика побеждает в формах 9-11 (преддверие ЕГЭ), так и по общеобразовательному, биохимическому и социально-экономическому направлениям. В 5-8 классах зарубежная художественная литература побеждает в физико-математическом и гуманитарном направлениях. Третье место в большинстве случаев занимает русская фантастика, но не всегда: в 5 классе и гуманитариев студенты предпочитают читать современную зарубежную литературу, в 10 классе — зарубежную классику, в 11 -й -й форме отдают предпочтение иностранной литературе второй половины XX века, по биохимическому направлению студенты отдают предпочтение русской нехудожественной литературе. Четвертое место в большинстве случаев занимает зарубежная классика (6-9 классы).и 11 по общеобразовательному и социально-экономическому направлениям). Первые три места занимают в среднем 30%, 20% и 10% соответственно. Дальнейшее распределение выглядит хаотично, и заметно сближение чтения в рамках одной формы (влияние учителя и одноклассников, появление экранизаций и компьютерных игр), что при анализе всего массива выглядит как случайные колебания. Как отмечается в литературе, даже формально одни и те же формы различны — они имеют групповую принадлежность.
В нашем случае ошибка возникает, помимо обычных причин, из-за «мозаичности» совокупности, то есть потому, что каждая форма относится не только к группе года, но и к направлению. При этом однолетние группы в школе формируются из направлений несколько по-разному, а разные направления формируются из форм, принадлежащих разным годам. В этом случае об ошибке можно судить лишь косвенно, например, по «шуму», по хаотическому изменению результатов при переходе от одной годовой группы к другой — при отсутствии этих эффектов данные должны были бы измениться (в большинстве случаев) монотонно.
Что касается отдельных авторов и произведений, то анализ этих данных осложнен малым объемом массива, но можно, например, отметить резкое ослабление интереса к «Гарри Поттеру» после 8 -й -й формы. Возможно, это потому, что детям и подросткам интереснее читать о сверстниках.
Сравнение с данными нашего мониторинга 80-х и 90-х годов показывает, что на этом уровне анализа произошедшие изменения невелики. Участники 9.Кроме того, в 0-х годах русская классика находилась на 1-м -м месте, иностранная художественная литература — на 2-м -м, русская научно-популярная литература — на 3-м -м месте, которое сейчас занимает 4-е -е место по физике и математике. направление. Содержание художественной и научно-популярной литературы, конечно же, изменилось.
В анкете была просьба к респондентам — в составленном ими списке литературы они отмечали то, что им больше всего понравилось и что они прочитали, а потом сожалели, что потратили на это время. Оказалось, что в целом с увеличением группы года доля положительных оценок снижается на четверть, что свидетельствует о повышении критичности. Если выделить оценки первых двух рейтингов, то получается, что зарубежная фантастика оценивается положительно в 20-60% случаев, отрицательно в 1-7% случаев, русская классика оценивается положительно в 6% -20% случаев, отрицательно — в 2%-11% случаев. Среди направлений гуманитарное направление больше всего оценивает зарубежную художественную литературу (положительно — 50%, отрицательно — 1%), остальные направления: положительно — 23%-35%, отрицательно 1%-8%. Биохимическое направление больше других направлений любит русскую классику (положительно — 25%, отрицательно — 4%), а остальные направления оценивают его следующим образом: положительно 10%-12%, отрицательно 4%-7%.
Выводы по преподаванию социологии в школе
Если предмет не является обязательным, достаточный уровень заинтересованности для успешного обучения может быть обеспечен двумя способами. Это существенное содержание в ходе анализа предыдущих занятий и проведения самостоятельного исследования, прежде всего в своей школе. Эти два метода могут быть использованы вместе в рамках одного годового курса (при норме курса около 30 академических часов).
Авторы выражают благодарность за полезные советы Д.Л. Константиновский, заведующий отделом социологии образования Института социологии РАН.