ГДЗ По Математике 5 Класс Упр 30 – Telegraph
➡➡➡ ПОДРОБНЕЕ ЖМИТЕ ЗДЕСЬ!
ГДЗ По Математике 5 Класс Упр 30
ГДЗ (готовое домашние задание из решебника) на Номер №30 по учебнику Математика . 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н . Я . Виленкин, В . И . Жохов, А . С . Чесноков, С . И . Шварцбурд . — 31-е издание -2019
ГДЗ 5 класс Математика Виленкин, Жохов, Чесноков Номер №30 . Задача №30 , ГДЗ по математике за 5 класс к учебнику Виленкина .
Убедись в правильности решения задачи вместе с ГДЗ по Математике за 5 класс Герасимов В .Д ., Пирютко О .Н ., Лобанов А .П . часть 1 . Ответы сделаны к книге 2019 года от Образование и воспитание . 30 .
ГДЗ по математике 5 класс Виленкин учебник . упражнение — 30 (30) . Авторы : Н .Я . Виленкин, В .И . Жохов, А .С . Чесноков, С .И . Шварцбурд . Издательство: Мнемозина 2019-2020 . Тип книги: Учебник .
Подробный решебник по математике для 5 класса , авторов Герасимов, Пирютко, 2019-2020 . ГДЗ ко всем заданиям учебника на Решеба . Издание подготовлено группой педагогов, которые постарались облегчить участь учащихся 5 класса, часами бьющихся над «домашкой» . .
Упражнение 30 , Запишите наименьшее семизначное число, а также следующее и предыдущее числа . ГДЗ решебник и ответы 5 класс , Математика, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник . Страница 12 .
ГДЗ по математике за 5 класс позволит ученику разобраться в алгоритмах решения задач и примеров, а заботливые родители смогут самостоятельно Решебник по математике – это тот сборник, который облегчит жизнь не только юному ученику, но и его заботливым родителям!
Герасимов В .Д ., Пирютко О .Н ., Лобанов А .П . Решебник (ГДЗ ) по Математике за 5 (пятый ) класс авторы: Герасимов, Пирютко, Лобанов издательство Образование и воспитание, 2019 год, часть 1 . .
Описание задания 30 . Вам предстоит вычислить значение четырех выражений, каждое из которых состоит из двух действий . Делай ГДЗ по другим предметам с нами: Решебники и учебники 5 класс Узнай больше про автора учебника: Виленкин Наум Яковлевич Прочитай . .
Решебник, готовые домашние задания (ГДЗ ) по математике для учащихся 5 класса, авторов Герасимов В .Д ., Пирютко О .Н ., Лобанов А .П . Усвоение математики в 5 классе — неотъемле часть дальнейшего обучения . ГДЗ в решебнике Герасимова по математике за 5 класс (1-2 . .
Виленкин 5 класс — > Математика 5 класс Виленкин задача № 30 . Подробное решение задачи по математике № 30 .
Решение задания номер 30 . ГДЗ по русскому языку 6 класс Разумовская . Решебник, математика , 6 класс — Зубарева, Мордкович — ГДЗ онлайн .
ГДЗ учебник по математике 5 класс Виленкин . авторы: Н .Я . Виленкин, В .И . Жохов, А .С . Чесноков, С .И . Шварцбурд . издательство: Мнемозина год .
ГДЗ по математике за пятый класс в доступной форме . В этом возрасте дети еще ответственно относятся к выполнению домашних заданий , а решение задач и уравнений по математике отнимает много времени и не всегда получается их выполнить правильно .
ГДЗ готовые домашние задания на задачи и номера к учебнику по математике 5 класс Н . Я . Виленкин, В .И . Жохов, А .С . Чесноков, С .И . Шварцбурд Глава Часть 1, 2 с объяснением 2019 ФГОС от Путина .
ГДЗ (готовое домашние задание из решебника) на Номер №30 по учебнику Математика . 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н . Я . Виленкин, В . И . Жохов, А . С . Чесноков, С . И . Шварцбурд . — 31-е издание -2019
ГДЗ 5 класс Математика Виленкин, Жохов, Чесноков Номер №30 . Задача №30 , ГДЗ по математике за 5 класс к учебнику Виленкина .
Убедись в правильности решения задачи вместе с ГДЗ по Математике за 5 класс Герасимов В .Д ., Пирютко О .Н ., Лобанов А .П . часть 1 . Ответы сделаны к книге 2019 года от Образование и воспитание . 30 .
ГДЗ по математике 5 класс Виленкин учебник . упражнение — 30 (30) . Авторы : Н .Я . Виленкин, В .И . Жохов, А .С . Чесноков, С .И . Шварцбурд . Издательство: Мнемозина 2019-2020 . Тип книги: Учебник .
Подробный решебник по математике для 5 класса , авторов Герасимов, Пирютко, 2019-2020 . ГДЗ ко всем заданиям учебника на Решеба . Издание подготовлено группой педагогов, которые постарались облегчить участь учащихся 5 класса, часами бьющихся над «домашкой» . .
Упражнение 30 , Запишите наименьшее семизначное число, а также следующее и предыдущее числа . ГДЗ решебник и ответы 5 класс , Математика, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник . Страница 12 .
ГДЗ по математике за 5 класс позволит ученику разобраться в алгоритмах решения задач и примеров, а заботливые родители смогут самостоятельно Решебник по математике – это тот сборник, который облегчит жизнь не только юному ученику, но и его заботливым родителям!
Герасимов В .Д ., Пирютко О .Н ., Лобанов А .П . Решебник (ГДЗ ) по Математике за 5 (пятый ) класс авторы: Герасимов, Пирютко, Лобанов издательство Образование и воспитание, 2019 год, часть 1 . .
Описание задания 30 . Вам предстоит вычислить значение четырех выражений, каждое из которых состоит из двух действий . Делай ГДЗ по другим предметам с нами: Решебники и учебники 5 класс Узнай больше про автора учебника: Виленкин Наум Яковлевич Прочитай . .
Решебник, готовые домашние задания (ГДЗ ) по математике для учащихся 5 класса, авторов Герасимов В .Д ., Пирютко О .Н ., Лобанов А .П . Усвоение математики в 5 классе — неотъемле часть дальнейшего обучения . ГДЗ в решебнике Герасимова по математике за 5 класс (1-2 . .
Виленкин 5 класс — > Математика 5 класс Виленкин задача № 30 . Подробное решение задачи по математике № 30 .
Решение задания номер 30 . ГДЗ по русскому языку 6 класс Разумовская . Решебник, математика , 6 класс — Зубарева, Мордкович — ГДЗ онлайн .
ГДЗ учебник по математике 5 класс Виленкин . авторы: Н .Я . Виленкин, В .И . Жохов, А .С . Чесноков, С .И . Шварцбурд . издательство: Мнемозина год .
ГДЗ по математике за пятый класс в доступной форме . В этом возрасте дети еще ответственно относятся к выполнению домашних заданий , а решение задач и уравнений по математике отнимает много времени и не всегда получается их выполнить правильно .
ГДЗ готовые домашние задания на задачи и номера к учебнику по математике 5 класс Н . Я . Виленкин, В .И . Жохов, А .С . Чесноков, С .И . Шварцбурд Глава Часть 1, 2 с объяснением 2019 ФГОС от Путина .
ГДЗ По Окружающему Миру Проект Луна
ГДЗ Контурная 5 Класс
Решебник По Русскому Языку 8 Класс Максимов
ГДЗ Литературное Чтение 4 Класс Ефросинина
ГДЗ 4 Класс Страница 7 Упражнение 19
ГДЗ По Окружающему Миру Вахрушев Вахрушева
ГДЗ По Геометрии 8 Класс Автор Мерзляк
ГДЗ Русский Язык 4 Математика
ГДЗ Музыка 2 Класс Критская Ответы
ГДЗ Онлайн Математика 5 Класс Мерзляк
ГДЗ По Информатике 3 Часть
ГДЗ По Химии 10 Класс Габриэлян
ГДЗ По Русскому 4 Класс Учебник Биболетова
ГДЗ Поляковой 2 Класс
Решебник Егэ По Физике 2020
ГДЗ Генденштейн 8
ГДЗ По Алгебре 11 Мордкович Задачник
ГДЗ По Географии 6 Класс Учебник Ответы
ГДЗ Страница 31
Учебник По Геометрии 8 Класс Погорелов ГДЗ
ГДЗ Страница Номер 6
Решебники 9 Теляковского
Spotlight 11 Класс Решебник
ГДЗ По Физике Сборник 9 Класс Лукашик
ГДЗ Русский Стр 50
Алгебра 7 Класс Колягин ГДЗ Номер 6
ГДЗ По Русскому Языку 3 Класс Тетрадь
Решебник По Русскому Языку 8 Класс Учебник
ГДЗ 3 Математика Задачи
Сборник Решебников По 7 Классу
ГДЗ По 7 Класс Юдовская Учебник
Английский Сборник Упражнений 3 Быкова Решебник
ГДЗ Проверочные Работы 4
ГДЗ Rainbow 8 Учебник
ГДЗ По Русскому Иванов Кузнецова Петленко
ГДЗ Петерсон 2 Класс Рабочая
Математика 6 Класс Автор Никольский ГДЗ Путина
ГДЗ 9 Класс Английский Язык Баранова Учебник
ГДЗ Дидактический Материал 3 Класс Комиссарова Ответы
ГДЗ 2 Часть Меркин
Русский Скачать 8 Класс ГДЗ
ГДЗ 4 Класс Иванова Ленара
ГДЗ По Окружающий Мир Данилов
ГДЗ 8 Класс Алгебра Мерзляк Углубленный Уровень
Решебник Русский Язык 2 Перспектива
ГДЗ Решебник По Окружающему 4 Класс
ГДЗ Рабочая Тетрадь Русский 3 Байкова
ГДЗ По Географии Р Т 7 Класс
Французский Язык Часть 2 ГДЗ
Решебник Рабочая Тетрадь По Литературному
ГДЗ По Алгебре Мерзляк Полонский Якир
Ефросинина Литературное Чтение 3 Рабочая Тетрадь ГДЗ
ГДЗ Контрольные Работы 8 Класс Мерзляк
ГДЗ По Родному Русскому Языку 6
Математика 6 Класс Виленкин ГДЗ Упр
ГДЗ Русский язык 2 класс Иванов С.

Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И..
Издательство: Вентана-граф 2016
Страна: Россия.
Очень часто мы не догадываемся о границах своих возможностей. Попытка достижения сложных целей представляется чем-то невероятным. К их числу можно отнести и желание досконального владения русским языком. Решение дилеммы довольно простое: учебное пособие, терпение и самоконтроль. Если тщательно изучать язык с самого начала, то возможность ошибиться минимальна. Этой стратегии следует приучить и младших школьников. В частности, изучить русский поможет «ГДЗ по русскому языку за 2 класс к учебнику Иванова». Решебник удобно разделен для того, чтобы найти необходимое задание можно было за считанные секунды. Трудности в поиске нужной темы не возникнет даже у второклассников, ведь пособие максимально простое в использовании. В нем рассматриваются следующие темы:
- Звуки речи и буквы.
- Орфография, построение предложения.
- Образование, правописание слов.
- Построение текста, его особенности, рассуждения и т.д.
ГДЗ позволят школьникам избежать многих трудностей. К примеру, больше не надо будет волноваться в правильности своих ответов, ведь их можно проверить. Если имеются уточняющие вопросы, то снова обращаемся к решебнику. В доступной и понятной форме описаны все задания и их решения. Ребенок может работать с учебником самостоятельно.
Как правильно использовать ГДЗ по русскому языку за 2 класс к учебнику Иванова
Рецепт приготовления идеального домашнего задания искать в интернете не надо. Все довольно просто:
- — берем усердие ученика, его детскую любознательность;
- — добавляем решебник для 2 класса;
- — украшаем все энтузиазмом ребенка и родителей.
Результатов сразу будем ожидать отличных. Ведь ответы готовы, и голова за следующий урок не будет болеть. Дети с малых лет станут самостоятельными. Во всем цивилизованном мире давно начался процесс, когда в учебных заведениях бумажные варианты пособий заменяют электронными, а родители могут просматривать документы с оценками ребенка у себя на смартфоне. Куда дальше приведет человечество стремительное развитие науки и техники, пока не известно. Однако «ГДЗ по русскому языку за 2 класс к учебнику Иванова С. В., Евдокимовой А. О., Кузнецовой М. И. (Вентана-граф)» не отстает от мировых образовательных тенденций. Посмотреть решения онлайн можно с помощью телефона или планшета: просто выберите любимое цифровое устройство, и вперед — в мир знаний!
ГДЗ к рабочей тетради Учусь писать без ошибок по русскому языку за 2 класс Кузнецова М.И. можно скачать здесь.
ГДЗ к тетради для контрольных работ по русскому языку за 2 класс Романова В. Ю. можно скачать
здесь.
ГДЗ к рабочей тетради Пишем грамотно за 2 класс по русскому языку Кузнецова М.И. можно скачать здесь.
Контекстуализация путинского «Об историческом единстве русских и украинцев»
Недавнее эссе президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев», которое было опубликовано на сайте Кремля на русском, английском и украинском языках, развивает часто высказываемое им утверждение о том, что украинцы и русские — «один народ». В том, что Энн Эпплбаум назвала «по сути призывом к оружию», Путин утверждает, что Украина может быть суверенной только в партнерстве с Россией, что Донбасс ей не нужен, и свел на нет свои притязания на Крым своей декларацией независимости от Советского Союза, а была ослаблена попытками Запада подорвать единство славян.
Реакции на статью из 5000 слов варьировались от глубокой обеспокоенности до почти полного отказа: некоторые сравнивали ее заявления с оправданием войны, а другие указывали на отсутствие новизны и предполагали, что основной аудиторией является президент Владимир Зеленский, когда он встречался с лидерами в Запад. (Зеленский, со своей стороны, насмешливо ответил, что у Путина должно быть много дополнительного времени.) Обсуждения, вдохновленные эссе, затрагивали такие вопросы, как: Почему Россия так одержима Украиной? Где факты расходятся с мифами? Какова мотивация Путина для написания этого документа?
В августе 2017 года мы опубликовали интервью с Сергеем Плохием (Плохий) о его книге « Затерянное королевство: В поисках империи и становлении русской нации », в которой затрагиваются многие темы, возникшие в дискуссиях после заявлений Путина. Мы публикуем интервью ниже для тех, кто хочет узнать больше о русском национализме и пересечении истории и мифа, прошлого и настоящего.
В ближайшие недели мы также опубликуем отрывки из готовящейся книги Плохия 9.0007 The Frontline в открытом доступе на нашем веб-сайте HURI Books.
Затерянное королевство: В поисках империи и становлении русской нации — это последний том отмеченного наградами историка Сергея Плохия.
Охватывая период с конца 15 века до настоящего времени, эта книга уделяет особое внимание русскому национализму, исследуя, как лидеры от Ивана Грозного до Владимира Путина использовали идентичность для достижения своих имперских и великодержавных целей. Попутно Плохий раскрывает центральную роль, которую Украина играет в российской идентичности, и как «другой», чтобы отличать Россию, и как часть панславянской концептуализации, используемой для легитимации территориальной экспансии и политического контроля.
HURI: Наткнулись ли вы в своих исследованиях на что-нибудь, что вас удивило?
Плохи: На самом желанном, самом престижном, самом видном месте российской столицы, прямо напротив Кремля, недавно был установлен памятник Святому Владимиру. Для меня это было настолько поразительно, что я сделал это открытием своей книги.
Святой Владимир, князь, правивший в Киеве, более заметен в российской столице по размеру и расположению статуи, чем предполагаемый основатель Москвы Юрий Долгорукий.
Это означает, что вещи, которые я обсуждал в книге, представляют не только академический интерес для историков; история идеи того, что историк Алексей Миллер назвал «большой русской нацией», важна для понимания поведения россиян сегодня как дома, так и за рубежом.
HURI: Вы хоть представляете отношение россиян к памятнику?
Плохий: Москвичи протестовали против установки памятника на Воровьевых горах, надзирающих за городом, но я не думаю, что кто-то сказал, что он чествует не того человека или что-то в этом роде.
Святой Владимир был ключевым элементом Синопсиса, первого учебника русской истории, который был написан в Киеве. Эта книга сформировала понимание россиянами того, кто они есть, даже сегодня.
HURI: В книге, охватывающей 500 лет истории, должны быть какие-то интересные общие темы. Каковы некоторые из этих констант?
Плохий: Одной общей чертой является то, что Украина занимает центральное место в определении того, что такое Россия, а что нет. Историческая мифология Киевской Руси оспаривается русскими и украинцами. Но независимо от того, насколько сильны или слабы аргументы украинской стороны в дебатах, россиянам сегодня трудно представить, что Киев не является частью России или пространством, где доминирует Россия, а Киевская Русь не является неотъемлемой частью российской истории.
Украина и украинцы важны для российской идентичности и на более поздних этапах. Например, первый изданный учебник «Российской истории» был написан и издан в Киеве в 1670-х годах. Эта киевская книга стала основным текстом русской истории более чем на 150 лет.
В ХХ веке и сегодня мы видим непреходящее значение Украины в том, как формулируется концепция Русского мира, идея Святой Руси, церковная история и церковный нарратив и так далее.
Это одна из причин, почему постсоветская Россия ведет не только экономическую или идеологическую войну с Киевом, но и ведет настоящую физическую войну в Украине. С одной стороны, это нелогично, учитывая, что Путин говорит, что украинцы и русские — это один и тот же народ, но, учитывая важность украинской истории для России, это большая проблема, за которую они готовы бороться.
HURI: Можете ли вы рассказать о нескольких важных действиях или моментах, когда Украина видела себя отдельной группой от проектируемой общероссийской нации и, может быть, когда она видела себя ее частью?
Плохий: Модель России, состоящая из Великой России и Малороссии, была продуктом мышления киевского духовенства XVII века, нуждавшегося в покровительстве православного царя. Киевское видение Малороссии было очень тесно связано с идеей самобытности «двух Русей» и равноправия Малороссии с Великой Россией. Это видение равенства не материализовалось.
Развитие отдельной украинской идентичности, литературы и языка пришлось на XIX в.го века с попытками остановить это развитие. HURI недавно опубликовал важный сборник статей «Битва за украинский язык», который (среди прочего) показывает, насколько важен язык для национального формирования и идентичности. Российская империя также относилась к языку как к вопросу безопасности. Поэтому в 1863 г. именно министр внутренних дел издал указ об ограничении употребления украинского языка, а не министр просвещения, не президент Академии наук, а министр внутренних дел. Это было вопросом безопасности.
Тогда начинаются баталии, которые сосредоточены на истории и языке, но долгое время целью украинских активистов была автономия, а не независимость как таковая. Идея украинской независимости всерьез была вынесена на политическую повестку в 20 веке и с тех пор отказывается уходить. В ХХ веке у нас было пять попыток провозгласить независимое украинское государство. Пятая удалась в 1991 году, и тогда вопрос был: «Хорошо, у вас есть государство, но какая нация есть или будет у Украины? Это этническое? Это политическое? Что отделяет Россию от Украины?» Именно эти вопросы оказались в центре общественного обсуждения. Наверное, нет другой страны, где президент издал бы такую книгу, как Украина – не Россия (Президент Кучма). Вы не можете себе представить, чтобы президент Макрон написал «Франция не Германия» или что-то в этом роде.
HURI: Энн Эпплбаум сказала во время лекции в Консорциуме исследований и образования о Голодоморе: «Если Сталин опасался, что украинский национализм может свергнуть советский режим, то Путин опасается, что пример Украины может свергнуть его собственный режим, современную автократическую клептократию. ” Путин подчеркивает «одинаковость» наций, что, казалось бы, увеличивает силу примера Украины для подрыва его режима. Считаете ли вы, что стремление называть украинцев такими же, как и россияне, обусловлено не только внешнеполитическими, но и внутриполитическими соображениями?
Плохий: Думаю, да. Исторически эти две группы имеют много общего, тем более что восточная и центральная Украина долгое время, начиная с середины XVII века, входили в состав Российской империи. Поэтому общая история безусловно есть, и структура общества, и уровень образования, и уровень урбанизации, и прочие вещи схожи.
Из-за этих связей, если бы Украина могла что-то делать, было бы гораздо труднее говорить, что этого нельзя делать в России, что у России особая судьба, что демократия в России никогда не сработает и т. д. и т. п. . Это было бы не только геополитической неудачей для России, но и подорвало бы легитимизирующий миф, необходимый России для существования авторитарного режима.
HURI: Есть ли важные отличия в поведении Путина и предыдущих лидеров?
Плохий: Ближайшей параллелью был бы Сталин, но каждый из них видел и представлял Украину по-своему. Несмотря на голод, Сталин никогда не ставил под сомнение само по себе право украинской нации на существование. Когда Путин продвигает идею о том, что русские и украинцы — это один и тот же народ, он не имеет в виду, что русские — это украинцы. Основной аргумент заключается в том, что украинцы на самом деле русские.
Политика, проводимая на оккупированных территориях востока Украины или в Крыму, оставляет очень мало места для украинского языка и украинской культуры. Это большая разница в мышлении по сравнению с тем, что было у нас большую часть 20-го века, когда были всевозможные зверства, но, по крайней мере, на теоретическом уровне право украинской нации на существование никогда не подвергалось сомнению. Теперь есть. Недавняя попытка провозгласить на Донбассе «Малороссию» и под этим знаменем захватить остальную Украину, продвигаемая г-ном Сурковым, провалилась, но она показывает, что российские элиты предпочитают думать об Украине в дореволюционных терминах, делать вид, что революции, которая помогла создать независимое украинское государство, и советского периода с его национально-строительными инициативами никогда не было.
HURI: Как насчет менталитета граждан России по отношению к украинцам?
Плохий: Когда начался конфликт, Путин озвучивал мнение большинства россиян, что реальной разницы между русскими и украинцами нет, но война меняет это. Мы видим гораздо больший всплеск враждебности к Украине со стороны русского населения по сравнению с всплеском антироссийских настроений в Украине, что также многое говорит о двух обществах и о том, как работает государственная пропаганда.
HURI: Говоря о русском государственном строительстве и национализме, как насчет неславянских народов, особенно живущих к востоку от Урала? Изменилось ли со временем их включенность и чувство принадлежности к Российскому государству (или империи)?
Плохий: Я оставляю эту тему в значительной степени вне рамок этой книги, которая посвящена главным образом отношениям между украинцами, русскими и белорусами и тому, как с течением времени развивалось чувство российской идентичности. Но неславяне — чрезвычайно важная часть российской имперской истории в целом.
Россия сегодня, по сравнению с имперской Россией или Советским Союзом, потеряла много своих нерусских территорий, включая Украину и Белоруссию, но все еще в Российской Федерации проживает немало неславян. С одной стороны, власть это понимает и старается не раскачивать лодку, но в целом в России на подъеме исключительно русский этнический национализм. Русские, которые пришли в Крым, люди, которые пришли на Донбасс, как Игорь Гиркин (Стрелков), они пришли в Украину с общероссийской идеологией. Он не просто антизападный, он ставит во главу угла этнически, лингвистически, культурно понятый русский народ, что безусловно угрожает отношениям с нерусскими внутри РФ.
То, что мы видим, — это этнизация русской идентичности в сегодняшней России. У него много уродливых проявлений, но в целом это обычный процесс отделения многих имперских наций от своих подданных и владений. Русские переопределяют, что такое русские, делая акцент на этнической принадлежности. Мы были свидетелями таких процессов и в Германии, и во Франции, и в обеих странах было, мягко говоря, много неприятного.
HURI: Почему этнический национализм так важен для страны, которая имеет такую долгую историю объединения многих других этнических групп и языков?
Плохий: Долгое время русский этнический национализм, особенно в Советском Союзе, находился в основном под ударом. Русский язык как lingua franca, конечно, поддерживался и пропагандировался, господство русских кадров вообще поддерживалось, но упор на этничность, на русскую в частности, не приветствовался, потому что это могло мобилизовать нерусский национализм как реакцию, и что представляло угрозу многонациональному характеру государства.
Сегодня Россия гораздо менее многонациональна, чем в советское время, и режим гораздо более готов использовать этнический русский национализм для самолегитимации или мобилизации на войну, как война на Украине. Все это способствует росту этнического национализма. Правительство больше полагается на его поддержку, и оно представляет меньшую угрозу для государства, учитывая, что государство менее многонационально.
HURI: С верой в то, что границы России должны совпадать с этническим русским населением, не создает ли это опасность, что у Чечни и других автономных республик на Кавказе есть причина уйти?
Плохий: Да. Одна группа русских националистов, ориентированных на этническую принадлежность и культуру, говорит, что Россия должна фактически отделиться от Кавказа. Если довести этнонационалистическое мышление до логического конца, то вот что получится, и так утверждают некоторые в России. Они не влиятельная группа, но они утверждают это.
HURI: А что, скажем, на востоке России?
Плохий: Да, с точки зрения географии легче представить уход Чечни и Дагестана, чем Татарстан. Вот почему крайний русский национализм является экспортным продуктом для российского правительства, а не лекарством, которое сам доктор использует дома. Он используется либо для аннексии, либо для дестабилизации других стран, но внутри самой страны делается упор на полиэтничность российской политической нации. Путин должен поддерживать мир между православной и мусульманской частями населения.
HURI: Россия также подкрадывается к границе с Грузией (от имени так называемой Республики Южная Осетия) и наращивает свои вооруженные силы вдоль границ с Эстонией и Латвией. Дает ли ваш исторический обзор какое-либо представление о плане или цели Путина?
Цель состоит в том, чтобы сохранить постсоветское пространство в сфере влияния России. В случае с Грузией и Украиной цель также состоит в том, чтобы предотвратить дрейф на Запад; в странах Балтии, чтобы подвергнуть сомнению основополагающий принцип НАТО, согласно которому такие страны, как США или Германия, готовы рискнуть войной из-за такой маленькой страны, как Эстония. У крупных стран НАТО пока нет ответа на эту дилемму, и Путин пытается создать ситуацию, когда ответ будет «нет». Так что это политика великой державы, это политика сферы влияния.
Путин и окружающие его люди не идеологизированные доктринеры. Они используют идеологию в той мере, в какой она может поддерживать великодержавные амбиции и их видение роли России в мире. Они ухватились за подножку растущего русского национализма, видя в нем важный инструмент укрепления режима как дома, так и за рубежом.
Украина стала полигоном, где впервые была испытана сила русского национализма как внешней политики. В странах Балтии есть большое русскоязычное меньшинство, где можно разыграть карту «Новой России», если обстоятельства благоприятны.
HURI: Был ли момент после распада Советского Союза, когда Россия вернулась к имперской модели российской идентичности? Или она никогда не станет современным национальным государством?
Плохий: Сдвиг начался во второй половине 1990-х, но по-настоящему закрепиться он начал, когда Путин пришел к власти в 2000 году.
1990-е годы для России в целом были очень сложным периодом. Ожидания были чрезвычайно высоки, но случился крупный экономический спад, потеря статуса сверхдержавы. Это дискредитировало либеральный проект в целом, в плане внешней политики, в организации политической системы, в самой идее демократии. Единственное, что Россия с разным успехом переняла у Запада, так это рыночная экономика. Рынок как таковой и частная собственность, несмотря на высокий уровень государственного влияния, есть, а демократия не выжила. Попытка эпохи Ельцина перейти от «русского» к более инклюзивному «россиянину», поскольку политическое определение русскости также оказалось под ударом. Подъем этнического русского национализма подрывает либеральную модель политической русской нации.
Разочарование общества в 1990-е годы привело к поиску альтернатив, которые нашли свое отражение в идее укрепления власти государства и привели к возникновению авторитарных тенденций. В то же время последовала попытка России вернуть себе статус великой державы, несмотря на крайний разрыв между ее геополитическими амбициями и экономическим потенциалом. Сегодня Россия не входит даже в десятку крупнейших экономик мира, поэтому ее ВВП меньше, чем у Италии и Канады, и находится на одном уровне с Южной Кореей. Подумайте об Италии или Канаде, проводящих такую агрессивную внешнюю политику. Вы сразу видите несоответствие.
Эта агрессивная политика — страшное дело для Украины и других стран, но и для российского общества, для российской экономики, для будущего России как государства — это совсем нехорошо.
HURI: Что вы думаете о термине «управляемая демократия»? Как вы думаете, это точный термин?
Плохий: Это, безусловно, термин, который можно использовать, чтобы разрушить демократию и остаться безнаказанным.
Я скажу, что я не верю, что демократия является единственным естественным способом существования общества, и что если вы устраните любое давление со стороны империи или авторитарного режима, общества перейдут в этот демократический режим автоматически, мирно и легко. Демократия очень хрупкая. Вам нужно много времени, много терпения и правильные условия для развития институтов и традиций. Даже страны с развитой демократией, такие как США, могут иметь очень серьезные проблемы.
Постимперские страны — и это относится к новым нациям на постсоветском пространстве — сталкиваются в этом отношении с особыми трудностями. Большинство стран, бывших подданными империй, вероятно, переживают период авторитарного правления, и это потому, что им приходится самоорганизовываться, им приходится создавать институты. Подумайте о Польше или Румынии в межвоенный период. Вы видите такую же ситуацию в Беларуси и Казахстане. Россия тоже попала в эту категорию. Она управляла империей и имела давние традиции институтов, но ни один из этих институтов не был демократическим.
Украина в этом смысле аутсайдер. Он сохранил свои демократические институты. За это приходится платить свою цену, но общество твердо намерено оставаться демократической страной. Было две попытки — одна при президенте Кучме, вылившаяся в один Майдан, и одна при президенте Януковиче, вылившаяся в другой Майдан, — попытки усилить президентскую ветвь и влиться в постсоветское авторитарное пространство. Обе попытки были отвергнуты украинским обществом.
Свою роль сыграли и внешние факторы. Но не следует их переоценивать. На определенном уровне США пытались способствовать укреплению демократического общества, а Россия пыталась усилить авторитарные тенденции в режиме Януковича, но, в конце концов, это не зависело от внешних игроков. Украинское общество приняло решение, и за последние 25 лет обе попытки авторитаризма провалились.
HURI: Ваше европейское издательство назвало книгу «Затерянное королевство: история русского национализма от Ивана Великого до Владимира нация». Есть ли причина различия или какие-либо нюансы, которые названия сообщают соответствующей аудитории?
Их выпускают разные издательства, которые по-разному относятся к своей читательской аудитории. Название — это та часть книги, где издатель имеет такое же влияние, как и автор, а может быть, даже больше, а также задействованы специалисты по маркетингу. Заголовки отражают различные способы понимания издателями самого важного и могут быть донесены до читателей самым непосредственным образом.
HURI: И я думаю, что то же самое с другой обложкой? Каково значение изображений?
То же самое и с изображениями. С американской версией было несколько вариантов, и издатель прислушался к моим предпочтениям. Европейский просто что-то произвел, и я это принял.
Изображение в американской версии — Оршанская битва 1514 года, являющаяся частью истории, рассказанной в книге. Это битва за наследие Киевской Руси между русскими/московскими войсками, с одной стороны, и войсками Великого княжества Литовского (которых будет большинство сегодняшних украинцев и белорусов) – с другой.Одна Русь воюет с другой Русью. С украинско-белорусско-литовской стороны битву ведет князь Константин Острожский. На картине вы видите конфликт двух восточнославянских миров, битву, выигранную войсками Великого княжества Литовского и остановившую продвижение русских на запад.
Так что это напрямую связано с историей, рассказанной в книге, но мне также понравилось как изображение, потому что оно очень подробное, и множество вещей происходит одновременно.