Урок по математике 3 класс УМК «Гармония»
Урок по математике «Решение задач»
(3 класс УМК «Гармония»)
Цель:
Закреплять умение решать составные задачи. Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивать умение рассуждать, мыслить.
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, учить беречь и укреплять своё здоровье.
Оборудование:
учебник Н.Б. Истомина «Математика», 3 класс, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007г.;
рабочая тетрадь, Н.Б. Истомина «Математика», 4 класс, ч.1, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 гг.
Орг. момент.
Встаньте ровно и красиво
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно
И скорей начнем урок.
Проверка дом. задания (с. 63 з.
191)
— Откройте учебник на стр. 63 и прочитайте условие задачи.
— Какая из двух схем соответствует условию задачи, почему? («правильную» схему открыть на доске)
(Приложение 1)
— Сколько действий получилось при решении задачи?
— Что узнали в первом действии?
— Что узнали во втором действии?
— В третьем действии?
— Как записали ответ, прочитайте?
-Кто решил правильно задачу поставьте на полях 1 очко.
Постановка цели.
Чтобы узнать тему нашего урока, вам предстоит отгадать ребусы. Отгадав ребус, откроется буква.
100рона З
А
про100р Д
А Ч
во100рг, А
(Открывается слово «задача»)
— Правильно, сегодняшний урок мы посвятим решению задач.
Решать задачи — это здорово!
Неинтересен урок без задач.
Задачи заставляют думать,
Анализировать и рассуждать.
Не может быть задачи без решений,
И, чтобы ошибок не допускать,
Необходимо уметь вычислять.

— На уроке мы будем не только решать задачи, но и говорить о здоровом образе жизни. Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»? (Ответы детей).
Девизы нашего урока:
Здоровье – энергия и радость жизни.
Так интересно жить, когда я здоров!!!
III Устный счёт.
Это ни для кого не новинка,
Перед стартом нужна «Разминка».
Нас ждёт весёлый
И серьёзный устный счёт.
Внимание, внимание!
Начнём соревнование.
(Запись ответов в тетради в строку)
1. У взрослого человека 6 л крови, а у ребёнка в 2 раза меньше. Сколько литров крови у ребёнка? (6:2=3л)
2. Аптека продала 8 упаковок ваты, а бинтов в 9 раз больше. Сколько бинтов продала аптека? (8Х9=72б.)
3. Во время футбольного матча игроки команды «Зенит» забили в ворота команды «Спартак» 8 мячей, а футболисты «Спартака» забили в ворота противника только 2 мяча. Во сколько раз больше мячей забили в ворота противника футболисты из команды «Зенит», чем игроки из футбольного клуба «Спартак»? (8 : 2 =4р.)
4. Альпинисты поднимались в гору 12 ч., а спускались на 7 часов меньше. Сколько часов альпинисты спускались с горы? (12-7=5)
5. За всё лето мальчики провели 42 игры в баскетбол, а девочки – 6 игр. Во сколько раз меньше сыграли в баскетбол девочки, чем мальчики? (42:6=7р.)
Проверка:
Карточки с числами ответов на доску: 3, 72, 4, 6, 7
— Кто допустил ошибку?
— Какая по счёту задача решена неправильно?
— Поможем разобраться.
— Кто безошибочно выполнил задание, поставьте на полях 5 очков (5)
IV Работа над темой урока
Решение задач
— Русский народ всегда уделял своему здоровью большое внимание. В устном народном творчестве много пословиц:
— Здоров будешь — всё добудешь.
— Здоровьем слаб, так и духом не герой.
— Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Придумывал подвижные игры, которые развивают ловкость, быстроту движений. Даже обычные прыжки со скакалкой.
Задача 1:
— Хочу предложить вам задачу, условие которой мне подсказало стих А. Барто «Верёвочка» :
Звукозапись отрывка:
Это с нашего двора | И на каждом тротуаре У прохожих на виду, И двумя ногами | |
Примерный вариант задачи:
Во время тренировочных упражнений в прыжках со скакалкой ребята выполнили с разбега 20 прыжков, прыжков на месте в 3 раза больше, а на двух ногах на 13 прыжков меньше.
С разбега — 20 прыжков
На месте — ? в 3раза больше
На двух ногах — ? на 13 прыжков меньше, чем на месте.
Сколько прыжков на двух ногах сделали ребята?
Работа в парах
— Выберите схему, соответствующую условию задачи.
— Объясните свой выбор
(Приложение 2)
Решите эту задачу удобным для вас способом
— Поднимите руку те, кто может решить задачу самостоятельно?
— Поднимите руку те, кому необходима моя помощь? (пригласить детей к доске, чтобы составить план решения задачи:
1) х=(пр.)
2) -=(пр.))
Проверка
Пригласить для проверки записать и объяснить задачу по действиям.
Пригласить для проверки записать задачу выражением.
-Какой ещё можно поставить вопрос к условию задачи?
(Сколько всего прыжков на скакалке выполнили дети?
На сколько больше/ меньше прыжков сделали дети на двух ногах, чем с разбега?)
-Кто решил правильно задачу поставьте на полях 2 очка
-Как мы следим за здоровьем в учебном процессе?
1) делаем по утрам зарядку;
Зарядка каждому нужна
2) посещаем уроки физкультуры;
3) посещение бассейна;
Физминутка.
С физкультурой подружись
Бегать, плавать научись,
Научись играть с мячом!
Первым быть стремись во всём!
И для этого, друзья,
Лень отбросьте навсегда!
Будьте вы во всём культурны!
«Плавание» — очень распространённый вид спорта в нашем посёлке, укрепляет мышцы всего тела, развивает выносливость, быстроту.
— Попробуйте по предложенной схеме составить условие задачи про плавание, сформулировать вопрос к ней и решить:
Задача
(Приложение 3)
Пример:
В плавательном бассейне в группе здоровья занимались 20 человек. Из них 6 студентов, школьников начальных классов в 2 раза меньше, остальные – школьники старших классов. Сколько школьников старших классов занималось в группе здоровья?
Решение:
I способ:
| 20-(6+6:2)=11(ч.) |
II способ:
| 20-6-6:2=11(ч.) |
Проверка
— Кто правильно решил задачу, поставьте на полях тетради 3 очка
Интересно задачи решать,
Из решений можно много узнать.
У каждой задачи свой сюжет
И надо найти на вопрос ответ.
Логическая задача. (запись на доске)
В соревнованиях по бегу Валера, Гриша и Серёжа заняли три первых места.
Обозначьте римскими цифрами I, II, III, какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье, а Серёжа — не третье место.
Валера — ? (III) | Гриша — ? (I) | Серёжа — ? (II) |
Проверка:
(По мере определения места каждого из ребят открывать римскую цифру)
— Кто правильно решил задачу, поставьте на полях тетради 1 очко
Подведение итогов.