23, Апр, 2025
629880, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск, ул. Новая, д. 9

С м никольский: С.М. Никольский — профессор Физтеха

С.М. Никольский — профессор Физтеха

30 апреля 2005 года исполняется сто лет выдающемуся математику 20-го столетия академику РАН Сергею Михайловичу Никольскому.

Ему принадлежат фундаментальные исследования в области функционального анализа, теории приближения функций, теории квадратурных формул, теории вложения функциональных пространств и ее приложениям к вариационным методам решения уравнений с частными производными. В настоящее время С.М. Никольский является всемирно признанным главой созданной им большой научной школы по теории функций и ее приложениям.
Для Московского физико-технического института, особенно для кафедры высшей математики, личность С.М. Никольского является знаковой. Достаточно сказать, что он прочитал в 1947 году самую первую лекцию студентам Физтеха – это была лекция по математическому анализу, а последнюю лекцию в стенах Физтеха он прочитал в 1997 году в возрасте 92 лет.

Вообще, формирование того стиля преподавания математики на Физтехе, которое во многом определяет так называемую «систему Физтеха», проходит при самом активном участии профессора С.М. Никольского.
В начале 1947 года по рекомендации академиков И.М. Виноградова, С.А. Христиановича и М.В. Келдыша, Сергей Михайлович был приглашен на работу в должности профессора и заместителя заведующего кафедрой высшей математики вновь созданного физико-технического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
С 1952 г. по 1954 г., когда физико-технический факультет МГУ преобразовывался в МФТИ, Сергей Михайлович заведовал кафедрой высшей математики, и, следовательно, был первым заведующим кафедрой высшей математики Физтеха как самостоятельного учебного заведения. Физтех, хотя и был вначале создан как факультет МГУ, однако существенно отличался от других его факультетов даже в организации учебного процесса. Учебные программы и методики обучения во многом определялись так называемыми «базовыми кафедрами».
Кафедра высшей математики, откликаясь на запросы потребителей в лице этих «базовых кафедр», была вынуждена разрабатывать новые методики обучения студентов, направленные на практические навыки применения математических методов при решении конкретных физических и технических задач. Вся эта большая организационная и методическая работа легла на плечи первых руководителей кафедры и, в частности, на С.М. Никольского. В первые годы работы Физтеха Сергей Михайлович возглавлял комиссии по математике во время вступительных экзаменов. Надо отметить, что с самого начала организация приема будущих студентов Физтеха существенно отличалась от традиционной, обычно принятой в других вузах. Так, например, каждый абитуриент, кроме вступительных экзаменов, которые проходили в два этапа, должен был пройти собеседование на специальной комиссии. До прихода на Физтех С.М. Никольский читал более 15-ти лет лекции по математическому анализу, но, как отмечает Сергей Михайлович, «физтеховский курс отличается своей широтой и насыщенностью».
В 1972 году вышел в свет написанный на основе лекций С.М. Никольского двухтомный курс математического анализа, который признан как учебник для студентов физических и математических специальностей во многих вузах России и других стран. Этот, ставший уже классическим, курс переведен на многие иностранные языки. В 2002 году совместно с другими профессорами кафедры высшей математики, С.М. Никольский получил премию Правительства РФ за «Углубленную математическую подготовку инженерно-физических и физико-технических специальностей университетов».
Сергей Михайлович имеет много государственных премий и наград.
В 1952 году за исследования по теории приближений он получил Сталинскую премию второй степени, в 1977 году он совместно с О.В. Бесовым и В.П. Ильиным получил Государственную премию СССР за монографию «Интегральные представления функций и теория вложения». В 1987 году С.М. Никольский совместно с Я.С. Бугровым получил Государственную премию СССР за комплект учебников «Высшая математика для технических вузов».
Его монографии по теории дифференцируемых функций многих переменных стали настольными книгами всех математиков, занимающихся теорией функций.
Третья Государственная премия получена за серию учебников по математике, которые приняты за основные во многих технических вузах России и других стран СНГ. В этих учебниках был отражен опыт преподавания разных разделов высшей математики как в технических вузах, так и в МФТИ. Все книги комплекта переведены на английский, французский, испанский и португальский языки.
С.М. Никольский уделяет большое внимание уровню и содержанию преподавания математики как в вузах, так и в школах. В конце семидесятых годов прошлого столетия, когда наметилась тенденция к снижению качества математической подготовки студентов и, в частности, к существенному снижению количества академических часов в учебных планах институтов, он возглавил комиссию Научно-методического Совета Минвуза СССР по составлению новых программ по математике. Эта комиссия аргументировано доказала опасность наметившейся тенденции для всего образования в технических вузах и сумела убедить министерство увеличить число учебных часов по математике и утвердить новые программы. Более десяти лет С.М. Никольский возглавлял Методическую комиссию МФТИ и на этом посту оказал большое влияние на формирование программ и учебных планов по всем учебным предметам для студентов первых четырех курсов. В этом качестве он проявил себя не только как профессор математики, но и как крупный ученый, видящий цели и методы фундаментальной естественно-научной подготовки будущих исследователей проблем физики и техники.Выпускники Физтеха, которые сами уже стали известными учеными, член-коррами и академиками, всегда с благодарностью вспоминают лекции Сергея Михайловича и особо отмечают их глубину и эмоциональность.
С.М. Никольский искренне болеет за судьбу математического образования в России. Сегодня, когда надвигается очередная реформа высшего и среднего образования, он как член Президиума Научно-методического совета по математике при Министерстве образования, возглавил комиссию по школьному образованию, и, как всегда, настойчиво доказывает, что некоторые новации, предлагаемые Министерством, могут полностью погубить как высшую, так и среднюю школу.

В год своего столетия С.М. Никольский продолжает интересоваться, что происходит на его родной кафедре, как меняются программы, как устраиваются в жизни выпускники МФТИ, сколько из них остается работать в науке или в наукоемких отраслях производства, и очень огорчается, когда жизненные обстоятельства заставляют способных научных работников заниматься деятельностью, к которой их не готовили. Он никогда не был равнодушным ни к судьбам своих учеников, ни к судьбе своей любимой науки – математики, ни к судьбе нашей постоянно перестраиваемой России.
Не быть равнодушным, чувствовать ритм жизни и быть активным созидателем – вот те черты, которые являются определяющими для выдающегося русского ученого-математика, академика С.М.Никольского.

Г.Н. Яковлев,
зав. каф. высшей математики,
член-корр. РАО

Описание УМК Математика. Никольский С.М. и др. (5-6) — Группа компаний «Просвещение»

У вас возникли вопросы?

Пишите, методисты издательства «Просвещение» обязательно ответят вам.

  [email protected]

Авторы: С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников и др.

Учебники ориентированы на формирование вычислительных навыков и развитие мышления учащихся. Основной упор делается на арифметические способы решения.

В состав УМК входят:

  • рабочие программы
  • учебники:
    • С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников и др. Математика. 5 класс
    • С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников и др. Математика. 6 класс
  • сборник рабочих программ
  • рабочая тетрадь
  • дидактические материалы
  • тематические тесты
  • задачи на смекалку
  • методические рекомендации (рекомендации размещены на сайте издательства)

Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Содержание и структуру учебников отличает научность, логичность и полнота изложения.

Основной методический принцип учебников, заключается в том, что ученик за один раз должен преодолевать не более одной трудности. Система задач позволяет осуществлять межпредметные связи с историей, естествознанием, литературой. В системе упражнений выделены отдельные рубрики по видам деятельности. Каждая глава учебников дополнена историческими сведениями и интересными занимательными заданиями. Эти материалы могут служить основой проектной деятельности.

Электронное приложение к учебнику включает сведения из истории предмета, биографии учёных, занимательные задания, решения задач и указания к решениям, тренажёры, тесты и т.п.

Рабочие тетради содержат тренировочные упражнения. В них также вошли занимательные задачи и задачи исторического характера.

Дидактические материалы включают самостоятельные и контрольные работы разного уровня сложности в нескольких вариантах. В пособии приводится подробный разбор основных типов заданий, способы и образцы оформления решений.

Тематические тесты содержат тестовые задания по всем разделам учебников.

В методических рекомендациях приведены материалы по организации учебного процесса, проведения самостоятельных и контрольных работ. В них разобраны решения наиболее трудных задач, указаны пути преодоления затруднений при изучении отдельных тем и решении задач.

Задачи на смекалку

являются дополнением к учебникам. В сборник вошли несложные задачи, задачи – шутки, задачи на проявление сообразительности.

Особенности линии:

  • подчёркивается значимость осознанного изучения чисел и вычислений, но и уделяется достаточно внимания алгебраическому и геометрическому материалу
  • дана ориентация на формирование вычислительных навыков и развитие мышления учащихся
  • приводится система упражнений, позволяющая осуществить дифференцированный подход к обучению. В системе упражнений выделены специальные рубрики по видам деятельности

Курс математического анализа Том 1: С.

М. Никольский: Бесплатная загрузка, заимствование и потоковая передача: Интернет-архив
Дата публикации
1977 г.
Темы
математика, анализ, Основы математического анализа, Предел последовательности вещественных чисел, Предел функции, Функции одной переменной, Функции многих переменных, Неопределенный интеграл, Определенный интеграл, Некоторые приложения интегралов, Серия
Коллекция
мир-титров; дополнительные_коллекции

 Большая часть этого двухтомного учебника является результатом курса математического анализа, который автор много лет читал в Московском физико-техническом институте.

Первый том, состоящий из одиннадцати глав, включает введение (глава 1), в котором рассматриваются основные понятия математического анализа с использованием интуитивного понятия предела. С помощью наглядной интерпретации и некоторых соображений физического характера в ней устанавливается связь между производной и интегралом и приводятся некоторые элементы техники дифференцирования и интегрирования, необходимые тем читателям, которые одновременно изучают физику.

Понятие действительного числа интерпретируется в первом томе (глава 2) на основе его представления в виде бесконечного десятичного числа.

Главы 3–11 содержат следующие темы: Предел последовательности, Предел функции, Функции одной переменной, Функции нескольких переменных, Неопределенный интеграл, Определенный интеграл, Некоторые приложения интегралов, Ряды.

Дата добавления
2021-10-27 09:11:25
Идентификатор
никольский-курс-математического-анализа-том-1-мир
Идентификатор-ковчег
ковчег:/13960/t1ph5dn9s
Окр
тессеракт 5.0.0-бета-20210815
Ocr_autonomous
правда
Ocr_detected_lang
и
Ocr_detected_lang_conf
1. 0000
Ocr_detected_script
Латиница
Кириллица
Ocr_detected_script_conf
0,9715
0,0285
Ocr_module_version
0.0.13
Ocr_параметры
-l англ+лат+латиница
Page_number_confidence
98,49

Рецензент: Джиту Патель — избранноелюбимоелюбимое — 29 апреля, 2022
Тема: A Course Of Mathematical Analysis Vol 1

Основной том, состоящий из одиннадцати частей, включает в себя презентацию, в которой излагаются основные идеи численного исследования с использованием дополнительной информации о writezillas.net, кроме того, дается несколько компонентов методов дифференцирования и согласования. важно для тех читателей, которые все время концентрируются на материаловедении.

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>