Перевыборы, кадровые перестановки и противоборство элит: главные вызовы Путина в 2023 году
Спустя более 10 месяцев после вторжения в Украину контраст между масштабами внешних потрясений, с которыми столкнулась Россия, и относительной инерцией внутри страны разителен. Несмотря на военные неудачи и карающие санкции, большинство россиян продолжают жить так, как будто ничего не происходит, в то время как элиты стараются не думать о том, что может принести завтрашний день, вместо этого полностью доверяя Путину.
Однако 2023 год может оказаться драматичным для России и переломным для сопротивления ее руководства переменам, поскольку три внутренних вопроса обещают определить развитие страны на десятилетия вперед.
Во-первых, Путин должен решить, будет ли он баллотироваться на переизбрание в 2024 году. В 2020 году в конституцию России были внесены поправки, позволяющие ему оставаться президентом до 2036 года. должны были сделать это к концу декабря 2023 г.
Пока что никто не знает, каковы его планы. Это намеренно, поскольку Путин предпочитает держать свои элиты в неведении. Действительно, летом 2020 года он оправдывал конституционные изменения, позволившие продлить его правление защитой от волнений среди элит, которым, по его словам, «нужно работать, а не искать преемников».
После пересмотра конституции и администрация президента, и элиты исходили из того, что Путин останется у власти на неопределенный срок. Сегодня ключевой вопрос заключается в том, как изменила его расчеты война и, в частности, то, что она пошла не по плану.
Некоторые считают, что война, породив серьезные проблемы и угрозы, укрепила решимость Путина остаться у власти после 2024 года. их.
Другие считают, что Путин не только готов отказаться от власти, он может рассматривать это как часть решения конфликта с Украиной. Даже если это кажется принятием желаемого за действительное, часть элиты явно надеется, что такой перезагрузки будет достаточно, чтобы положить конец недавней череде неудач России.
Однако обе стороны не уверены в его замыслах. В любом случае, Путин, как известно, любит принимать решения в последний момент, часто исходя из ситуационных факторов и вопреки ожиданиям народа.
Таким образом, проблема 2024 года стала основным источником беспокойства для элит. Это больше, чем любой другой вопрос, повлияет на события 2023 года, поскольку политический класс пытается выяснить намерения Путина и спланировать их с прицелом на минимизацию риска.
Второй связанной с этим проблемой является растущий раскол между теми в элитах, которые выступают за эскалацию войны, и теми, кто предостерегает от этого. Этот раскол возник после ухода России из Харьковской области и отказа от ключевого города Херсона, а также из-за удара Украины по Крымскому мосту, референдумов об аннексии оккупированных частей Украины и последующей неясности властей относительно того, что Россия официальные границы есть.
Прагматики, в состав которых входят как технократы, так и чиновники среднего звена в армии и спецслужбах, едины в своем убеждении, что войну следует приостановить и переосмыслить, а стране следует сделать выбор в пользу более реалистичной политики в при своих довольно ограниченных возможностях. Ястребы призывают Россию не только использовать всю свою военную мощь против Украины, но и радикально перестроить свою собственную политическую и экономическую систему. Последняя планка превращает их в революционную фракцию (хотя и пропутинскую, по крайней мере на данный момент), цель которой — свергнуть правительство, которое, по их мнению, зашло в тупик.
Их борьба за господство станет одной из ключевых политических битв 2023 года, и она во многом будет зависеть от событий на поле боя: чем хуже Россия будет действовать в военном отношении, тем ожесточеннее будет битва прагматиков с ястребами. Кремль сочтет предпочитаемый им механизм подавления инакомыслия — репрессии — неподходящим, если использовать его против сторонников режима.
Ястребы перейдут в наступление, нацеливаясь на военную верхушку и политиков, как это уже сделал Евгений Пригожин, скандально известный глава группы Вагнера. Тем временем прагматики будут выражать обреченность и уныние по поводу направления конфликта, стремясь уменьшить военные цели Москвы и заставить признать, что победа невозможна. Их сообщение будет хорошо воспринято невоенными элитами, которые были застигнуты врасплох вторжением и опасаются его среднесрочных последствий.
Из-за всего этого Россия застряла между военным безумием и тщательным обдумыванием возможной деэскалации, а Путин оказался перед выбором: удвоить свою донкихотскую погоню за решающим поражением Киева или вернуться за стол переговоров, если не с Западом Украина.
Третья ключевая проблема, с которой Россия столкнется в 2023 году, связана с кадровыми изменениями в правительстве, которые весьма вероятны, даже если трудно предсказать, кто кого заменит.
Одной из причин, по которой перестановки почти неизбежны, является растущий спрос на динамизм и эффективность наверху. Склонность Путина приглашать в правительство технократов может усилиться, поскольку старшие и измученные войной и военными неудачами высокопоставленные лица в кабинете министров, администрации президента и силовых структурах заставят Путина искать новые идеи. Другой — предстоящие президентские выборы, учитывая исторические факты: кадровые перестановки предшествовали всем президентским выборам в России, кроме одного.
Длительное нарастание напряженности в правительстве дает еще одну причину ожидать кадровых изменений. Министра обороны Сергея Шойгу и начальника Генерального штаба Валерия Герасимова обвиняют в коррупции в вооруженных силах, а ФСБ критикуют за провалы разведки. Заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев считается полностью проигравшим заговор, мэр Москвы Сергей Собянин слишком аполитичен, а глава Центробанка Эльвира Набиуллина подозревается в тайном противодействии войне.
Высшие чины правительства недовольны друг другом: взаимная неприязнь дает Путину повод поменяться местами. Тем не менее, его консерватизм и опасения, когда дело доходит до увольнения подчиненных, вероятно, заставят его попытаться найти баланс между стабильностью и обновлением.
На эти роковые события сильно повлияют события на поле боя. Если, как предсказал Киев, Россия предпримет крупномасштабное наступление в феврале или марте, она, скорее всего, встретит серьезное сопротивление Украины. В противном случае Москва продолжит медленно душить Украину атаками на ее инфраструктуру, на что Киев будет отвечать диверсионными атаками на территории России.
Российская политическая жизнь останется во власти мрачной и гнетущей атмосферы войны, из-за чего элиты будут еще больше беспокоиться и бояться будущего. Гиперсекретность и отказ Путина объясняться с кем бы то ни было ситуацию не исправят. Репрессии, несомненно, будут нарастать, с криминализацией всего инакомыслия, введением элементов государственной идеологии и поиском новых предлогов для еще более длительных тюремных сроков.
В 2023 году уже историческая война России с Украиной покажет весь свой трансформационный потенциал, окончательно изменив Россию изнутри и напрягая способность ее лидеров держать ситуацию под контролем и планировать принимаемые решения.
Эта статья была первоначально опубликована Фондом Карнеги за Международный Мир.
Мнения, выраженные в авторских статьях, не обязательно отражают позицию The Moscow Times.
Подробнее о: Путин , Кремль , Украина война
Позиция России по территориальным конфликтам в Восточной Азии
ПОЗИЦИЯ РОССИИ по территориальным и пограничным конфликтам в Восточной Азии вызывает большой интерес. Большинство этих конфликтов имеют глубокие корни и являются следствием «холодной войны», в первую очередь обусловленными правовыми пробелами в системе межгосударственных границ, основанной на Сан-Францисском мирном договоре.
Эти конфликты включают споры вокруг Южных Курильских островов («Северные территории»), островов Сэнкаку (Дяоюйдао) и островов Токто (Такэсима). Кроме того, в Южно-Китайском море существуют многочисленные конфликты (споры за территории, включая Парасельские острова и острова Спратли), которые имеют более сложную историю и уходят еще дальше в прошлое, в том числе в колониальную эпоху.
Россия участвует только в одном из восточноазиатских территориальных споров, в одном с Японией, а в остальных является лишь наблюдателем. Позиция России в отношении этих конфликтов очень важна с точки зрения ее политических и экономических интересов, которые определяются ее торгово-инвестиционными отношениями со странами, являющимися сторонами этих споров.
Многие из наиболее острых конфликтов связаны со спорами о суверенитете над островами и морскими границами. По сути, это споры за экономический контроль над обширными акваториями Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, богатыми минеральными и биологическими ресурсами и являющимися частью важнейших международных морских коммуникаций. Однако для России эти коммуникации не так важны, как, например, для Японии или Южной Кореи, или даже для Китая.
Россия больше зависит от транзитных мощностей своих восточных портов. Последние больше используются при судоходстве по Северному морскому пути и при перевозках в Китай и из Китая, чем при перевозке грузов между Восточной Азией и Европой по южному маршруту, проходящему через Малаккский пролив.
Не случайно Россия сосредоточила внимание на этом южном маршруте при определении повестки дня саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке в 2012 году. Как сторонний наблюдатель в восточноазиатских территориальных конфликтах, не имеющих ни географических, ни экономических интересов пострадавших от них, Россия занимает по отношению к ним более нейтральную позицию, чем страны, которым подобные конфликты представляют прямую угрозу вооруженного противостояния.
Точка совпадения интересов России и Китая в Южно-Китайском море заключается в том, что обе страны выступают против вовлечения внерегиональных акторов в территориальные споры в этом регионе.
Позиция России определяется также приоритетами экономического развития Сибири и Дальнего Востока, установленными доктриной «поворота на восток». В стратегическом плане России нужны хорошие и стабильные экономические, а значит, и политические отношения со всеми ключевыми странами, вовлеченными в восточноазиатские интеграционные процессы, процессы, охватывающие все восточноазиатские страны, кроме Северной Кореи.
Однако практически все страны Восточной Азии, с которыми Россия намерена поддерживать торговые и инвестиционные партнерские отношения, включая Китай, Японию, Южную Корею и ключевые государства Юго-Восточной Азии, такие как Вьетнам, вовлечены в территориальные или пограничные конфликты. Очевидно, что, встав на сторону одной из сторон любого из этих конфликтов, Россия поставит под угрозу свои отношения с другой.
Россия не может позволить себе подружиться с одной страной, отдалившись от другой. Ему необходимо, проявляя предельную осмотрительность и деликатность, добиваться тонкого баланса в отношениях с различными акторами и добиваться хотя бы хрупкого регионального статус-кво. Не может ли Россия игнорировать и тот факт, что, вступая в специальные блоки или коалиции, формируемые для решения территориальных конфликтов, она рискует быть втянутой в конфликт, который в любой момент может перерасти в войну?
Россия основывает свою позицию по территориальным конфликтам на уважении национального суверенитета и территориальной целостности государств, на незыблемости границ и на международном праве. Россия занимает позицию строгого нейтралитета в отношении конфликтов, в которые она не вовлечена. Москва отвергает идею интернационализации таких конфликтов – попытки их урегулирования путем многосторонних переговоров с участием внерегиональных акторов или путем действий в международных судах, в которых только один участвует сторона конфликта.
Бывший Советский Союз протестовал против попыток Японии поднять проблему Южных Курил на встрече Большой семерки (G7) в Торонто в 1988 году. Москва занимает одинаковую позицию в отношении всех восточноазиатских конфликтов, в которые она не вовлечена.
В интервью газете в феврале 2013 года тогдашний посол России в Китае Сергей Разов сказал: «Вынесение двусторонних территориальных споров на коллективные, международные или региональные площадки не помогает найти приемлемые решения. Вопросы национального суверенитета и территориальной целостности являются очень чувствительными вопросами для любой страны. Им нужно время, терпение и спокойная атмосфера, чтобы правильно устроиться». 1
В том же духе говорил и министр иностранных дел России Сергей Лавров, когда в июле 2016 года заявил, что позиция России по конфликтам в Южно-Китайском море «определяется тем, что для любой нормальной страны естественно стремление к урегулированию споров». мирным политическим и дипломатическим путем и непосредственно заинтересованными странами, без какого-либо вмешательства третьих сторон или каких-либо попыток интернационализировать эти споры». 2
Территориальные вопросы в российско-китайских отношениях
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ являются важной темой российско-китайских отношений, поскольку Китай вовлечен в пограничные или территориальные споры практически со всеми своими соседями, кроме России, споры, длящиеся несколько десятилетий. Китай занимает более жесткую позицию по отношению к ним, наращивая свою военную и экономическую мощь.
В 1960-е годы у Китая были особенно острые пограничные конфликты с Индией и Советским Союзом, которые переросли в вооруженные столкновения в 1962 и 1969 годах. В конце 1960-х годов Китай потребовал от Японии передать ему острова Сэнкаку; в 1974 г. Парасельс оккупировали китайцы, а в 2000-е гг. они активизировались в Южно-Китайском море. В последние годы Китай использовал тактику строительства искусственных островов в Южно-Китайском море, достаточно больших для размещения военных объектов.
Политика Китая вызывает серьезную обеспокоенность у соседних стран. Это, в свою очередь, создает дипломатические проблемы для Москвы, поскольку усложняет задачу России по поиску баланса между ее отношениями с Китаем и отношениями с противниками Китая в территориальных конфликтах.
У России были разногласия с Китаем по поводу демаркации участков их границы, и то, как Москва урегулировала их, было хорошим проявлением ее позиции в отношении территориальных конфликтов. Четыре десятилетия переговоров привели в 2004 году к окончательному соглашению о демаркации, которое положило конец тому, что было постоянным источником трений между двумя странами. Москва исходит из того, что стабильность на российско-китайской границе является ключевым условием национальной безопасности России, и стремится избегать любых шагов, которые могли бы мотивировать даже чисто гипотетические предложения о пересмотре ее границ с Китаем. Это также объясняет противодействие России любому потенциальному изменению государственных границ в регионе.
Позиция России в китайско-японском конфликте из-за островов Сэнкаку (Дяоюйдао) представляет большой интерес в контексте российско-китайских отношений. Линия России определяется тем, что в этот конфликт вовлечены две ядерные державы – Китай как одна из непосредственных сторон в нем и США как страна, которая в рамках договора о безопасности с Японией обязалась предпринять вооруженные действия для отражения любое внешнее военное вторжение на территории, находящиеся под управлением Японии (статья V Договора о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией). Это может спровоцировать глобальную ядерную войну.
Если бы это произошло, у России не было бы возможности оставаться в стороне, поскольку она также является ядерной державой и является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Более того, как источник эскалации военной напряженности в Восточно-Китайском море и возрастающий риск его неспровоцированного и неуправляемого разрастания этот конфликт представляет огромную опасность для дальневосточных регионов России.
Москва считает, что любые усилия по урегулированию этого конфликта должны быть двусторонними китайско-японскими усилиями.
Россия осознает, что нанесет непоправимый ущерб своим отношениям с одной из сторон, перейдя на сторону другой стороны, что недопустимо с точки зрения национальных интересов России. На самом деле Москва избегает любого обсуждения конфликта ни с Пекином, ни с Токио и старается не предпринимать никаких шагов, которые могут быть восприняты международным сообществом как свидетельство прокитайской или прояпонской позиции.
В западных СМИ иногда встречается мысль, что Россия использует свою позицию по территориальным конфликтам в Восточно-Китайском море как средство давления на Японию. Практически одновременный проход российских и китайских военных кораблей вблизи островов Сэнкаку/Дяоюйдао в ходе российско-китайских военно-морских учений в 2016 г. некоторые наблюдатели расценили как проявление Россией солидарности с Китаем. Японская газета «Санкей симбун» даже усмотрела в этом сигнал для Японии — тот факт, что российский корабль и китайское судно практически одновременно прошли мимо Сенкаку, газета истолковала как очевидный сигнал Москвы о том, что Россия готова объединить усилия с Китаем для принять меры против Японии и, следовательно, в качестве потенциального козыря в переговорах о «Северных территориях». 3
Впрочем, российские военные корабли и раньше появлялись в районе Сенкаку, и это никогда не было нарушением международного права. Причиной исключительного воздействия инцидента 2016 года стала повышенная чувствительность Японии к любой форме военного сотрудничества между Китаем и Россией. Кстати, Китай официально не поддерживает Россию ни в вопросе Крыма, ни в вопросах независимости Абхазии и Южной Осетии, сохраняя в этих вопросах дипломатический нейтралитет. С 2014 г. ни одно китайское военное судно не заходило ни в один крымский порт, хотя Китай и Крым установили деловые контакты, а в конце 2015 г. большая крымская делегация посетила региональный форум в Китае9.0079 4 Отсюда Россия и Китай не имеют моральных обязательств друг перед другом и основывают все свои действия на международной арене на своих национальных интересах.
Позиция России по конфликтам в Южно-Китайском море
ПОЗИЦИЯ РОССИИ по конфликтам между Китаем и соседними странами в Южно-Китайском море основана на том же принципе поиска решения на двусторонней основе без вмешательства третьих сторон. «Россия не является стороной ни в каких [Южно-Китайском море] территориальных спорах и не будет втягиваться в них, — заявила на брифинге 10 июня 2016 года официальный представитель МИД России Мария Захарова. . Мы твердо убеждены, что вмешательство третьей стороны в спор только усилит напряженность в регионе». 5
Одной из причин, по которой позиция России в отношении конфликтов в Южно-Китайском море в последнее время оказалась в центре внимания, являются предположения зарубежных экспертов о том, что Россия и Китай формируют своего рода союз для решения территориальных конфликтов в Восточно-Китайском море и Южно-Китайское море. Большой интерес вызвало первое российско-китайское военно-морское учение «Совместное море-2016» в Южно-Китайском море. Помимо боевых стрельб и спасательных операций, российские большие противолодочные корабли (эсминцы) «Адмирал Трибьют» и «Адмирал Виноградов» и китайские корабли, участвовавшие в маневрах, состоявшихся в сентябре 2016 года, осуществили также десантную операцию с захватом острова . 6 Кроме того, сценарий «Совместное море-2016» включал просматриваемый план отработки совместных действий против ВМС США, активно противодействующего военной активности Китая в регионе. 7 Тот факт, что «Совместное море-2016» проходило в то время, когда Китай активизировал свою военно-морскую активность в регионе, побудил японского эксперта Ю Коидзуми интерпретировать учения как демонстрацию солидарности России с Китаем в его территориальных конфликтах. 8
Масла в огонь подлил президент России Владимир Путин, прокомментировав июльское 2016 г. решение Постоянного арбитражного суда в Гааге, удовлетворившее иск Филиппин, лишивший Китай права на 200-мильную исключительную экономическую зону вокруг Spratlys и утверждая, что строительство Китаем искусственных островов в их окрестностях нанесло непоправимый ущерб экосистемам местных коралловых рифов. 9
На встрече с председателем КНР Си Цзиньпином на полях саммита «Группы двадцати» в Ханчжоу Путин заявил, что Россия не вмешивается в споры вокруг островов, но поддерживает непризнание Китаем решения трибунала постановление. 10 Россия придерживается позиции, согласно которой любой арбитражный процесс должен быть инициирован обеими сторонами спора. По словам Путина, это решение не может быть рассмотрено именно по той причине, что Китай не передал дело Спратли в Гаагский трибунал. 11
Участие России в Совместном море-2016 не представляет собой отступления от ее основных принципов нейтралитета и невмешательства третьих сторон. Россия и Китай ежегодно проводят совместные военно-морские учения, каждый год используя международные воды и разные площадки для них, и маневры не имеют конкретного политического подтекста. Представитель Минобороны России сообщил российскому информационному агентству «Интерфакс», что эти учения «не направлены против каких-либо других государств и не имеют никакого отношения к какому-либо изменению военно-политической обстановки в этом регионе», а их цель — отработка «совместных действий». в море, такие как защита морских коммуникаций и поиск и спасение терпящих бедствие судов». 12 Вышеупомянутое заявление Путина отразило неприятие Россией практики, когда международный суд рассматривает территориальный спор без участия одной из сторон в судебном процессе и выносит по нему решение. Также, очевидно, России не нужно такое судебное дело, чтобы использовать его в качестве прецедента для разрешения ее спора с Японией по поводу Южных Курил, спора, который Москва ни при каких обстоятельствах не хотела бы превращать в судебный процесс.
Точка совпадения интересов России и Китая в Южно-Китайском море заключается в том, что обе страны выступают против вовлечения внерегиональных акторов в территориальные споры в этом регионе. Однако многие страны Юго-Восточной Азии, обеспокоенные напористостью Китая, делают выбор в пользу многонациональных политических и правовых механизмов и добиваются вмешательства третьих сторон, в первую очередь США. Среди стран, отношения с которыми имеют для России большое экономическое и политическое значение, можно назвать Вьетнам, Таиланд, Филиппины, Индонезию. Россия не может игнорировать свою позицию. Помимо политических соображений, а именно боязни потерять большую часть своей респектабельности из-за того, что эти страны сочтут прокитайской предвзятостью, Россия реализует проекты экономического сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии, которые затрагивают интересы Китая, и это тоже немаловажный факт. .
Вьетнам — лучший тому пример. Российские компании «Газпром» и «Роснефть» участвуют в разработке месторождений углеводородной нефти в спорной части Южно-Китайского моря. В апреле 2012 года «Газпром» и вьетнамская нефтяная компания PetroVietnam подписали соглашение о разработке двух морских газовых месторождений в районе Спратли. Китай выразил протест, заявив, что территория, подлежащая освоению в соответствии с соглашением, включает части того, что он объявляет своей исключительной экономической зоной. Вьетнам также закупил значительное количество российского оружия для использования в Южно-Китайском море. В их числе шесть дизель-электрических подводных лодок класса «Варшавянка». 13
Это сотрудничество между Россией и Вьетнамом придает некоторую двусмысленность позиции России по конфликтам в Южно-Китайском море. Однако, с точки зрения Китая, за ним нет никаких политических мотивов и он не направлен против китайских интересов, а потому является «меньшим злом», чем вьетнамско-американское военное сотрудничество. В Китае распространена точка зрения, что целью сотрудничества России с Вьетнамом является укрепление своего влияния в Азии, а не получение каких-либо преимуществ перед Китаем. 14
Территориальный спор между Россией и Японией
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ СПОР между Россией и Японией является острой проблемой в их отношениях. Две страны так и не подписали мирный договор, который урегулировал бы его, и два с половиной десятилетия переговоров оказались безрезультатными. И в Токио, и в Москве есть осознание того, что причина в принципиальной разнице в подходах обеих сторон.
Основным источником разногласий является оценка двумя странами итогов Второй мировой войны. Россия считает Южные Курилы частью своей территории по договоренностям между союзниками о послевоенном мироустройстве. Россия придерживается позиции, что все эти соглашения неизменны, а Япония отказывается принять этот принцип. «Антиревизионистская» позиция Москвы по вопросу о Южных Курилах — это не просто позиция на переговорах, а проявление конечной основы российской государственности. Токио, с другой стороны, утверждает, что мир изменился и что «историческая несправедливость», причиненная Японии «советской агрессией» и «закулисным сговором» между союзниками, должна быть исправлена. Вопрос о Южных Курилах стал частью общей кампании Японии за вынесение окончательного вердикта по итогам Второй мировой войны и ее политики стремления к статусу «нормальной» страны.
Нерешенность проблемы Южных Курил в определенной степени влияет на позицию России по другим территориальным спорам Японии с ее соседями, а именно по вопросам островов Сэнкаку и Токто. Япония является важным политическим и экономическим партнером России, и поэтому, поскольку двусторонние отношения уже омрачены столь болезненной проблемой, Москва старается избегать любых шагов, которые могли бы без необходимости вызвать дальнейшие трения, например, жестов солидарности с Китаем на Спор Сенкаку или с Южной Кореей по вопросу Токто.
Россия признает существование проблемы Южных Курил и готова ее обсуждать, что отличает данный спор от других восточноазиатских территориальных и пограничных конфликтов, где страна, контролирующая спорную территорию, исключает наличие какой-либо проблемы и отказывается провести переговоры с другой стороной. Более того, Россия приветствовала бы участие Японии в освоении Южных Курил. Во время визита президента России Путина в Японию в декабре 2016 года две страны договорились объявить острова зоной совместной экономической деятельности.
Совместная экономическая деятельность не является принципиально новым методом разрядки пограничного конфликта. Другой пример — японо-китайское соглашение 2008 г. о совместной разработке морского газового месторождения в Восточно-Китайском море, которое так и не было реализовано на практике. Таким образом, российско-японское экономическое сотрудничество на Южных Курилах, в случае его успеха, может дать опыт, который можно использовать в решении других территориальных конфликтов в регионе.
***
РОССИИ НЕ НУЖНА никакая территориальная эскалация конфликтов. Территориальные споры подогревают напряженность в двусторонних отношениях между Японией и Китаем, Японией и Южной Кореей, Китаем и странами Юго-Восточной Азии, что усугубляет и без того непростую политическую ситуацию на Дальнем Востоке. Очаги войны у дальневосточных рубежей России не только создают угрозу безопасности страны, но и тормозят процессы экономической интеграции стран Восточной Азии, а свое участие в этих процессах Москва рассматривает как фактор экономического развития Сибири и Дальний Восток России.
Россия занимает нейтральную позицию в территориальных конфликтах, в которых она не участвует. Хотя Россия придерживается принципа, что в любом территориальном конфликте урегулирование должно быть делом только ее сторон, нейтралитет России означает, что она может играть важную посредническую роль в таких конфликтах.
Стремясь предотвратить политизацию территориальных конфликтов, Россия придает приоритетное значение международному праву. Наша позиция заключается в том, что стороны в конфликте должны строго соблюдать принцип неприменения силы, а любые изменения границ должны основываться на международно-правовых механизмах и договоренностях между заинтересованными сторонами. Например, урегулирование конфликтов в Южно-Китайском море должно основываться в первую очередь на Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, подписанной в 19 г.82, и Декларация о поведении сторон в Южно-Китайском море, подписанная Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Китаем в 2002 г.
Россия считает, что создание новой архитектуры безопасности для Азиатско-Тихоокеанского региона будет коллективная система, свободная от каких-либо блоков и основанная на международном праве, может расчистить путь для урегулирования территориальных конфликтов в регионе. Одним из путей построения такой архитектуры Россия видит региональные дискуссионные форматы, такие как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Региональный форум АСЕАН (АРФ) и Встреча министров обороны АСЕАН (СМО). Такая система могла бы обеспечить эффективные средства разрядки одних конфликтов и разрешения других. В то же время это будет связано с правилами и нормами, сдерживающими экспансионистские амбиции внерегиональных акторов, в первую очередь США.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 http://www.mid.ru/web/guest/maps/cn/Vasset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/124698
2 https://r16/ru/20080 28.07/китай-не-признал-решение-суда-в-гааге-по-островам-южнокитайского-моря.html
3 https://russian.rt.com/inotv/2016-06-10/ Санкэй-Шимбун-Россия-дразнит-Японию
4 https://www.vz.ru/economy/2016/5/16/810802.html
5 http://www.mid.ru/ внешняя_политика/новости/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2313531#16
6 http://russnewsmfo.ru/blog/43931384341/ВМФ-России-назваль-цел-совместный-
их-учений-с-КНР-в-Южно-Китайс
:0/9007https /ria.ru/analytics/20160912/1476705773.html
8 http://inosmi.