24, Июн, 2025
629880, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск, ул. Новая, д. 9

Петерсон 7 класс решебник 1 часть: ГДЗ по Математике для 7 класса Петерсон Л.Г., Абраров Д.Л., Чуткова Е.В. часть 1, 2, 3 на 5

Математика по Петерсон: плюсы и минусы

20.09.2022

Елена Щербинина

Журналист, учитель английского языка

Федеральный перечень учебников математики, одобренных Министерством Образования РФ и допущенных в школы для изучения, довольно обширный. Начиная с 90-х, очень популярной была система обучения Л. Г. Петерсон. Многие школы России перешли на ее программу, посчитав ее необычной, новаторской и эффективной. Однако в 2014 году учителя практически перестали к ней обращаться. Разбираемся, что это за система, каковы причины ее популярности и в каких образовательных организациях на данный момент можно по ней обучаться.

Кто автор методики и в чем ее суть?

 

Автором методики стала Людмила Георгиевна Петерсон — советский ученый-математик, доктор наук. Вместе с Н. Виленкиным и Г. Дорофеевым она занималась разработкой системы непрерывного математического образования. Результатом стало появление новых учебников математики для школьников. Эти книги стали называться “программой Петерсон”.

 

Методика Петерсон предполагает, что обучение будет происходить не по готовым формулам, по которым учащиеся потом решают типовые задачи. На уроке дети вместе с учителем работают над усложненными задачами, вместе обсуждают варианты решения. Данная методика предполагает, что педагог не будет снижать оценку или ругать за ошибки, его задача — направлять ход мыслей учеников и помогать и вывести правильную закономерность. 

 

Наибольшей популярностью эта система обучения стала пользоваться именно в начальной школе, ведь именно на этом этапе обучения самое главное для ребенка — научиться не бояться математики, пытаться самостоятельно искать решение нетривиальных заданий, а для педагога — привить ученику любовь к наукам. Именно на этом делает акцент в своей рабочей программе Л. Г. Петерсон.

 

Плюсы методики

 

Хотя к математике Петерсон учителя и родители России относятся неоднозначно, то, что в течение десятилетий методику преподавания успешно применяли во многих школах, доказывает наличие у нее плюсов.

 

  1. Система учит нестандартно мыслить. Учебник не дает знания в готовом виде, а позволяет обучающимся развить свой ход мысли и прийти к нужному результату.
  2. Учебники снабжены богатым иллюстративным материалом, что делает их более красочными и привлекающими внимание, особенно для младшеклассников.
  3. В пособиях содержатся разные типы заданий: задачи, примеры, уравнения и т.д. Важно: по методу Петерсон ученик сам имеет возможность выбрать, какой тип задания он хочет сегодня решить.
  4. Учебник составлен так, чтобы увлечь ребенка: героями задач становятся герои любимых детских книг и мультфильмов, кроме того, каждая тема содержит игровые задания.
  5. Предполагаются небольшие домашние задания. Л. Г. Петерсон не ставит перед учеником цель решить как можно больше заданий. В каждой теме есть обязательные и дополнительные задания, а также задачи “со звездочкой” для энтузиастов.

 

Минусы методики

 

Однако не все учителя и родители являлись сторонниками системы Петерсон. Об этой методике было много негативных отзывов. Противники математики Петерсон выделяли следующие минусы.

 

  1. Программа слишком сложная для среднего ребенка. Не все ученики имеют математический склад ума, и не каждому легко и интересно копаться в решении непонятной задачки самостоятельно без объяснений учителя.
  2. В учебнике отсутствует систематизированная теория, поэтому во многом успешность усвоения материала зависит от учителя. А если ребенок заболел и не смог прийти на урок, то восполнение темы становится проблематичным.
  3. На практике на решение заданий может происходить очень медленно.. Обсуждение способов решения задачи зачастую занимает много времени, особенно в начальных классах, из-за чего класс не всегда успевает разобрать тему на уроке. Как следствие, увеличивается и домашнее задание.
  4. Учителя не готовы реализовывать такую систему. У педагогов есть четкие требования, чему они должны научить класс и сколько оценок выставить за четверть или триместр. Поэтому некоторые учителя стараются просто побыстрее изложить готовый материал и поставить как можно больше оценок за ответы (часто не очень хороших, потому что ребята просто не успевают вникнуть в сложную задачу), что противоречит сути методики. В итоге система не реализуется в том виде, в котором задумана, а у всего класса возникают проблемы с успеваемостью.

 

Все описанные выше факторы сводятся к одному серьезному недостатку: теоретические положения методики далеко не всегда было возможно реализовать в преподавании на практике. Из-за этого систему Петерсон признали неэффективной и исключили из использования в общеобразовательной школе.



Где учат по этой методике

 

Несмотря на то, что программу Петерсон исключили из всеобщего использования в государственных школах, некоторые учителя обращаются к отдельным задачам из учебника этого автора в рамках подготовки к олимпиадам или дают их как дополнительное задание для сильных учеников. Это, конечно, нельзя назвать обучением по методике, потому что педагоги обращаются к ней несистемно. Однако в профильных классах, частных школах или в учебных заведениях с математическим уклоном иногда еще можно встретить учителей, отдающих предпочтение математике Петерсон.

Система обучения математике Л. Г. Петерсон, как и многие другие методики, столкнулась как с одобрением, так и с серьезной критикой. Главным образом, программа не прижилась в школе, потому что ее оказалось невозможно “вписать” в традиционную систему обучения и реализовать на практике все ее аспекты. Однако то, что в течение более чем двадцати лет, доказывает, что педагоги видели ее преимущества и активно их использовали.

Полистаем ещё?

Почему математика 5–6-х классов — основа будущего образования

06.12.2022

Как помочь школьнику с математикой

26.07.2022

Что дает обучение и сертификат в “Математической вертикали”?

15.04.2022

Листайте также

26.08.2021

Как уладить конфликт с классным руководителем

Читать (10)

31. 08.2021

Как помочь ребенку адаптироваться в новой школе или коллективе. Стресс при смене школы

Читать (16)

Педагогам, начинающим работать по учебникам математики Л.Г. Петерсон

«Школа 2000…» учителям

Начинающим учителям

«Начало есть более чем половина всего»

Аристотель (384–322 гг. до н.э.)

Педагогам, начинающим работать 

по учебникам математики Л.Г. Петерсон

Уважаемые коллеги, рады приветствовать вас в числе наших партнеров и единомышленников!  Мы всегда на связи и готовы помочь вам преодолеть любые возникшие затруднения. Предлагаем вам ответы на актуальные вопросы при работе по учебникам математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон.

Вопрос №1

С какими учебниками по другим предметам целесообразно использование программы по математике «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон?

★ В Федеральный перечень включены учебники Л. Г. Петерсон, реализующие непрерывный курс математики с 1 по 9 класс, которые являются составной частью авторской открытой образовательной системы деятельностного метода обучения «Учусь учиться».

★ В рамках системы также создан курс математики для дошкольников от 3 до 7 лет.

Открытая система «Учусь учиться», позволяет использовать учебники математики для 1 – 4 классов Л.Г. Петерсон в следующих вариантах:

1)     Открытая система Л.Г. Петерсон, где курс математики «Учусь учиться» используется на основе авторской дидактической системы совместно с курсами по другим учебным предметам по выбору образовательных учреждений из завершенных предметных линий федерального перечня, независимо от вхождения в ту или иную систему учебников

Информационное письмо о вариативности учебно-методических комплектов, издаваемых группой компаний «Просвещение» для начальной школы (14.03.2019)

2)     Система учебников «Перспектива», где дидактический подход Л.

Г. Петерсон принят в качестве методологической основы (совместное письмо издательств «Просвещение» и «БИНОМ. Лаборатория знаний» № 152/19 от 04.02.2019).

Совместное письмо издательств «Просвещение» и «Бином. Лаборатория знаний» № 152/12 (от 04.02.2019).

3)     «Лидер-кейс» — комплект учебников для начальной школы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний». Авторы учебников: Петерсон Л.Г., Матвеева Е.И., Вахрушев А.А., Горячев А.В. Подробнее смотрите в интернет-газете «Лаборатория знаний» № 16, № 18 по ссылке: http://www.lbz.ru/gazeta/arch.php

   

Вопрос №2

Можно ли начинать работать по учебникам математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон со 2-го, 3-го или других классов начальной и основной школы?

Наш ответ: да. Педагог может начинать работать по учебникам математике Л.Г. Петерсон, начиная с любого класса.

Построение содержания курса математики «Учусь учиться» для 1 – 9 классов на основе

деятельностного подхода, уникальные авторские методики обучения математики и новые способы организации образовательной деятельности учащихся позволяют системно, на каждом этапе обучения вовлечь учащихся в полноценную математическую деятельность.

Благодаря чему у педагога появилась возможность уйти от формализма в преподавании математики, раскрыть перед учениками красоту и логику развития математических понятий, сделать уроки математики интересными и личностно значимыми для детей.

★ Подробнее об особенностях и возможностях курса математики «Учусь учиться» в статье «Какие возможности для педагога открывает непрерывный курс математики «Учусь учиться»: ДО–НО–ООО (авторы: Л.Г. Петерсон, Г. В. Дорофеев, Н.Х. Агаханов и др.) по ссылке:

http://lbz.ru/gazeta/2019/18/18nomer.pdf

   

Вопрос №3

Как при начале работы по учебникам математики Л.Г. Петерсон со 2-го класса правильно отобрать содержание курса математики «Учусь учиться» и не упустить важных тем 1 класса?

Мы приготовили для вас дорожные карты, которые помогут вам правильно отобрать содержание и скорректировать программу курса математики «Учусь учиться» в соответствии с вашими возможностями и особенностями учеников вашего класса.

ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ перехода на учебники математики Л.Г. Петерсон со 2 – 8 классов Скачать

 

Вопрос №4

Какие в настоящее время существуют варианты учебников математики

Л.Г. Петерсон для начальной школы?

В настоящее время педагог может использовать для работы:

учебник в твердом переплете + рабочая тетрадь

учебное пособие на печатной основе

★ Все варианты предполагают, что ребенок выполняет часть заданий в обычной тетради в клеточку. 

★ Описание каждого варианта вы найдете в Приложение к письму №57 от 19.02.2019 по ссылке: Описание УМК системы «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон

  

Вопрос №5

Что входит в учебно-методическое обеспечение курса математики «Учусь учиться» для 1 класса Л.Г. Петерсон?

★ Купить учебники и методические пособия вы можете на сайте: https://petersonbooks. ru

Комплект для учителя

— Примерная рабочая программа по курсу математики «Учусь учиться» Л.Г.Петерсон для начальной школы (1-4 классы).

Методические рекомендации к учебнику математики для 1 класса. (Л.Г. Петерсон). Сценарии уроков, презентации, печатный материал). (Под ред. Л.Г. Петерсон). Тематическое планирование.

— Эталоны – помощники учителей и учеников(Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, Л.А. Грушевская, С.Е. Мазурина)

Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности», сценарии уроков, диагностика, печатный материал, презентации.

    Комплект для ученика

Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Учебник (переплет). Комплект из 3-х частей. ФГОС

Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы (в 2-х вариантах). Выпуск 1. Комплект из 2-х частей. ФГОС

Петерсон Л. Г. Математика. 1 класс. Развивающие самостоятельные и контрольные работы. Комплект из 3-х частей. ФГОС

Дидактические пособия «Геометрическое лото», «Треугольники и точки» (для моделирования сложения и вычитания чисел в пределах 100). (Л.Г. Петерсон)

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Построй свою математику. Блок-тетрадь эталонов для 1 класса

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Мир деятельности. 1 класс. Учебное пособие для ученика. Учусь учиться. Книга с наклейками (+ разрезной материал)

★ Аналогичные учебно-методические комплекты по курсу математики «Учусь учиться»    Л. Г. Петерсон. предлагаются для каждого класса (1 – 9).

  

Вопрос №6

На что следует обратить отдельное внимание при работе по учебникам математики Л.Г. Петерсон?

Рекомендуем вам познакомиться с дидактической системой Л.Г. Петерсон: 

дидактическими принципами

При организации учебной деятельности учащихся 1 класса, ведущим является принцип психологической комфортности

, поскольку мотивация к учебной деятельности, на основе которой решаются все ключевые задачи ФГОС, эффективно может быть достигнута только при условии благоприятного эмоционального состояния учащихся, их желания учиться.

Для учащихся 2-4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться. 

★ Подробнее о реализации принципов в статье «Система дидактических принципов образовательной системы Л.Г. Петерсон как необходимое условие организации образовательного процесса в современной школе».

технологией деятельностного метода

★ Подробнее о ТДМ в статье «Технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон (образовательная система «Учусь учиться»).

надпредметным курсом «Мир деятельности»

Курс «Мир деятельности» мы считаем чрезвычайно важным для формирования универсальных учебных действий и умения учиться в целом, так как в нем дети получают знания о способах выполнения УУД, которые затем применяют, отрабатывают и закрепляют на уроках по курсу математики.

★ Подробнее о реализации принципов в статье «Надпредметному курсу «Мир деятельности» 10 лет: как использовать инновационный педагогический инструмент для создания новых образовательных результатов».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>