Урок математики в 4-м классе. «Проценты»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: в доступной форме дать учащимся представление о проценте как сотой части числа, показать связь этого понятия с темой «Доли».
Задачи:
- Научиться писать и читать знак “%”, решать простые задачи, в которых требуется найти 1 % от числа или величины;
- Тренировать навыки решения задач на нахождение доли числа.
- Развивать познавательный интерес, математическую речь, мышление.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, опорные схемы, листы с индивидуальными заданиями, листы для самостоятельной работы.
I.
Самоопределение к учебной деятельности (1 минута)Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством работы с пословицей.
– Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
+ “Мир освещается солнцем, а человек знанием”. (Презентация) (слайд 1)
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Так же как природа не может существовать без солнца: она чахнет, умирает; так и человек не развивается духовно и умственно без знаний, он деградирует, т.е. теряет даже то, что у него уже есть.
– Я хочу, чтобы сегодня на уроке математики вы не только приобрели, новые знания, но и приобщились к народной мудрости, которая даёт нам пищу для ума.
II.
Актуализация знаний (10 минут)Цель: актуализировать выделенное учебное содержание и зафиксировать его с помощью опорных схем.
– Над какой темой мы с вами работам уже на ряде уроков?
+ Доли.
– Итак, старинная русская пословица: “Повторенье – мать ученья”. (слайд 2)
Как вы думаете, что мы будем вспоминать на этом этапе урока?
- Вспомним что такое доля.
- Как записываются доли.
- Как сравнить доли.
- Как находить долю числа.
1. – Что такое доля?
+ Одна из равных частей целого.
– Посмотрите на доску. Прочитайте доли. (слайд 3)
+ 1/12, 1/10, ½, ¼, 1/8, 1/33, 1/50
– Откройте тетради. Запишите эти доли в порядке убывания.
– Прочитайте, что получилось?
+ ½, ¼, 1/8, 1/10, 1/12, 1/33, 1/50
– Какое правило вы вспомнили, чтобы так расположить дроби?
+ Чем больше долей, тем меньше каждая доля.
2. – Продолжим повторять.
– С новой строчки запишите только ответы.
- Найти 1/3 от 120. Сколько получилось?
+ 40.
– Какое правило применили для нахождения доли числа?
+ Чтобы найти долю числа, нужно целое разделить на количество долей. (опора)
- Найдите ½ от разности чисел 150 и 40?
+ Объяснить.
- Найдите ¼ от произведения чисел 28 и 10.
+ Объяснить.
- Посмотрите на полученные числа, установите закономерность и продолжите ряд на 2 числа.
+ 40, 55, 70, 85, 100. (слайд 4)
– В чём закономерность?
+ Каждое следующее больше предыдущего на 15.
– На какие группы можно разбить данные числа?
+ Чётные – нечётные, круглые и с 5 на конце.
– Лишнее?
+ 55 – 2 одинаковые цифры, 100 – 3-значное.
– Дайте характеристику числу 100.
- Решите задачи устно. (слайд 5)
а) В классе 36 человек. 1/9 часть класса за контрольную работу получила оценку “5”. Сколько учеников получили оценку “5”?
36 : 9 = 4(уч.)
б) В классе 30 человек. 1/3 часть класса мальчики. Сколько мальчиков в классе?
30 : 3 =10 (уч.)
в) В классе 28 человек. 1/4 часть из них занимается танцами. Сколько человек занимаются танцами?
28 : 4 = 7 (уч. )
– Как найти долю числа? (Число разделить на количество частей)
(опора вывешивается на доску) (Приложение 4)
III. Выявление причины затруднений и постановка цели (3 минуты)Цель: тренировать способность к выявлению затруднений и выяснение их причин.
У вас на столе лежат маленькие листочки с задачами. Возьмите их. Решите задачи самостоятельно. (Приложение 3)
- В библиотеке 6000 книг про животных. Маша прочитала 1/100 всех книг. Сколько книг прочитала Маша?
- В библиотеке 6000 книг про животных. Сережа прочитал 1% всех этих книг. Сколько книг прочитал Серёжа?
+ 60 книг.
– Кто решил 2 задачу?
– Кто испытал затруднение? В чём проблема?
+ Мы не знаем, что за знак встретился. Мы не умеем решать такие задачи.
– Так какую цель поставим перед собой?
+ Узнать новый знак, научиться решать такие задачи.
IV.
Открытие нового знания ( 7 минут)– Народная мудрость гласит: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться”. (Приложение 1)
– Кто лучший помощник в ученье?
+ Книга.
– Открываем учебник на стр.73.
– Прочитайте тему нашего урока.
+ Проценты.
– Запишите её в тетрадь.
– Ученик читает правило.
– Так за что доля 1/100 получила своё отдельное, специальное имя “процент”?
+ За свою распространённость.
– А вы встречали это слово “проценты”? Где?
– Очень долго не было знака для обозначения этого слова.
сto – сотая, писали итальянцы. Вам ничего не напоминает этот знак?
+ Знак в задаче.
– Кто догадался, что он обозначает?
+ Сотая доля или процент.
– Значит, сотую долю можно обозначить двумя способами: 1% = 1/100.
(опора) (Приложение 4)
– Если 1% это 1/100 доля числа, то как его найти?
+ Надо целое разделить на 100 равных частей и взять 1 такую часть.
– Умеем мы решать такие задачи?
+ Да!
– Ответим на вопрос 2 задачи. Сколько книг прочитал Серёжа?
+ Он прочитал 1% книг, т.е. 1/100 часть. Чтобы найти 1/100 часть, мы 6000:100 = 60 (кн.)
– Сравните решение 2 задач. Как они решаются?
+ Одинаково, делением.
– Почему одинаково?
+ Потому, что 1% это 1/100 доля числа.
– Если 1/100 числа это 1%, целое чему будет равно?
+ 100%
– К какой из 2 задач подойдёт схема (открываю доску).
+ К первой.
– Что нужно изменить в задаче, чтобы она подошла и ко второй задаче?
– Вместо 1/100 поставить 1%.
– А ещё что?
– Вместо 1 поставить 100%. Почему?
– Кто больше книг прочитал?
+ Одинаково.
V.
Физкультминутка (2 минуты)“В здоровом теле – здоровый дух” (Приложение 1)
-
Зарядка для глаз.
-
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели. Вновь за дело!
VI.
Первичное закрепление в устной речи (10 минут)”За один раз дерево не срубишь” (Приложение 1)
– Итак, узнали мы с вами новый знак?
– Узнали, как решать задачи на нахождение 1% от числа? Как?
– Теперь надо потренироваться.
- Стр. 73 – № 2 устно с объяснением фронтально
“Одна голова хорошо, а две – лучше!”
- №4 – только ответы (Работа в парах)
– Решим задачу: № 3а).
– Решите задачу самостоятельно в тетради.
Предъявление эталона на доске.
– У кого также? Молодцы. Кто уверенно чувствует себя в этой теме?
VII.
Самостоятельная работа (10 минут)(Приложение 2)
Цель: тренировать способность к решению задач на новый материал, проверка теоретических знаний по теме урока.
“На товарища надейся, а сам не плошай” (Приложение 1)
– Предлагаю вам проверить свои умения.
VIII. Подведение итогов урока (2 минуты)“Не говори чему учился, а говори что узнал” (Приложение 1)
– Что вы узнали на уроке?
– Так как найти 1% от числа?
+ Надо целое разделить на 100 равных частей и взять 1 такую часть.
– Кому урок понравился? Кто остался доволен своей работой? Спасибо!
IX. Д/З.– составить и решить свою задачу по теме урока.
Урок окончен. Сдайте сам. работы.
Использованная литература:
- Л.Г. Петерсон. Математика, 4кл.,1 часть: Учебник для начальной школы – М.: Ювента, 2007.
- Петерсон Л.Г. Математика: 4 класс: методические рекомендации. — М.: Ювента, 2006.
Комментарий к уроку – Приложение 6.
Учитель математики: обучение и преподавание PK-12
Добро пожаловать в журнал «Учитель математики: обучение и преподавание PK–12», новейший журнал NCTM, который отражает современные методы математического образования, а также поддерживает базу знаний о практике и политике в отношении будущее поля. Контент предназначен для детей от дошкольного до 12-го класса с рецензируемыми и приглашенными статьями. MTLT публикуется ежемесячно. Контакт: [email protected]
Редакция
Главный редактор
Анджела Т. Барлоу, Университет Центрального Арканзаса, Конвей
Заместители редактора
Томасения Лотт Адамс, Университет Флориды, Гейнсвилл
Дженнифер Бэй-Луисвилль,
, Университет КентиАманда Каллен, Университет штата Иллинойс, нормальный
Клейтон Эдвардс, Средняя школа Центра Гранди, Айова
Криста Джексон, Университет Сент-Луиса, Миссури
Трэвис Лемон, Средняя школа Американ-Форк, Американ-Форк, Юта
Ребекка Робишо-Дэвис, Университет штата Миссисипи, Старквилл
Рутмей Сирс, Университет Южной Флориды, Тампа
Джеймс (Крис) Уиллингем, Университет Джеймса Мэдисона, Харрисонбург, Вирджиния
Редакторы отдела
3 Rick Anderson, Университет Иллинойса, Чарльстон
Николь Берг, Школьный округ Небо, Спэниш-Форк, Юта
Мишель Чемберлин, Университет Вайоминга, Ларами
Венди Кливз, Региональный школьный округ Кваббин, Вестминстер, Массачусетс
Карен Фонкерт, Южный университет Чарльстона, Чарльстон, Южная Каролина
Наташа Герстеншлагер, Университет Западного Кентукки, Боулинг-Грин
Крис Хэрроу, Школа Хоукен, Гейтс Миллс, Огайо
Меган Холмстром, независимый консультант, Уитмор-Лейк, Мичиган
900 Джастин Джонс, Латвийская международная школа, Бабитес, Латвия
Кристал Калинец-Крейг, Техасский университет в Сан-Антонио
Катрин Майорка, Калифорнийский государственный университет Лонг-Бич
Кэтрин Марин, Университет Луисвилля, Кентукки
Лу Мэтьюз, Городские учителя, Балтимор, Мэриленд
Моника МакЛеод, Государственный университет Уэйна, Детройт, Мичиган
Асли Озгюн-Кока, Государственный университет Уэйна, Детройт, Мичиган
3 Роберт Пауэрс, Университет Северного Колорадо, Грили
Сэмюэл Родс, Южный университет Джорджии, Стейтсборо
Фаршид Сафи, Университет Центральной Флориды, Овьедо
Закари Свит, Средняя школа Академии Гайд-Парка, Чикаго, Иллинойс
Габриэль Уорд, Объединенный школьный округ Хасиенда Ла Пуэнте, Лос-Анджелес, Калифорния
Робин Уорд, Университет Райса, Хьюстон, Техас
София Вуд, Чартерная школа Сильвис-Ривер, Салем, Орегон
Сотрудники журналов
Скотт Роджерсон , директор издательского и креативного отдела
Стефани Дин, управляющий редактор
Сэнди Джонс, руководитель производства
Луанн Флом, редактор по копированию и производству
Мэри Э. Донован, координатор публикаций и редакционного отдела
Knowledge Works Global, Layout, Design, and Production
Связаться с редакцией [email protected]
Чтобы отправить рукопись
Подписаться
Как размещать задачи (в разделе «Задачи для размышления») на холсте
40 детских книг, которые воспитывают любовь к математике
Дополнительные советы по изучению математики с помощью детских книг можно найти на веб-сайте DREME Family Math.
Коллин Ушановски и Герберт П. Гинзбург, Педагогический колледж Колумбийского университета
Сборники рассказов предоставляют широкие возможности для развития не только навыков грамотности, но и понимания математики. Книги с математическими понятиями, вплетенными в картинки и сюжетные линии, могут способствовать математическому мышлению детей и знакомить с такими основополагающими математическими понятиями, как числа, формы, закономерности и измерения. Задавая вопросы и делая наблюдения о математике, найденной в книжках с картинками, вы можете поддержать детское любопытство и удовольствие от математики.
Как и многие увлекательные произведения детской литературы, рекомендуемые ниже математические книжки с картинками содержат веселые и интересные сюжетные линии. Многие из них основаны на темах, которые нравятся детям (например, животные, динозавры, магия, океаны и многое другое!).
Например, Quack and Count Кейта Бейкера рассказывает о семи утятах, крякающих, скользящих и летающих в болотистой местности. На протяжении всей прекрасно иллюстрированной истории семь утят образуют разные группы, которые можно добавлять, и всегда получается семь. Во время чтения дети могут изучить счет и сложение, поскольку они тренируются считать группу уток, которые не всегда аккуратно выстроены в ряд и на самом деле могут быть трудно различимы — сложная, но приятная задача.
Самое важное правило, которое следует помнить при выборе и чтении книжки с картинками по математике, — это получать удовольствие от историй и получать удовольствие от того, как дети наслаждаются историями! Чаще читайте, улыбайтесь и смейтесь. Узнайте больше советов по чтению книжек с картинками по математике вместе с маленькими детьми в этом руководстве. Если вы учитель или преподаватель, найдите советы по использованию математических иллюстрированных книг в классе.
Изучите наш список рекомендуемых иллюстрированных книг, организованных по математическим темам.
Сложение и вычитаниеШарлатан и Считай, Кит Бейкер
Петух отправляется посмотреть мир, Эрик Карл
Лифтовая магия, Стюарт Дж. Мерфи С добавление Элеоноры май
ПодсчетКнига по подсчетам Анно от Мицумаса Анно
Праздник на 10 от Кэтрин Фалвелл
Эрик Карл 123 от Эрика Карла
Рыбные глаза: книга, которую вы можете рассчитывать на Lois Ehlert
: книга, которую вы можете рассчитывать на Lois Ehlert
: книга, которую вы можете рассчитывать по Lois Ehlert
.0003
«Ноль — это листья на деревьях», Бетси Франко
Мышиный счет, Эллен Столл Уолш
Как динозавры считают до десяти, Джейн Йолен и Марк Тиг
Бегемоты сходят с ума! Сандра Бойнтон
Измерение и размерКто ест первым? Э-Хэ Юн
Всего немного Энн Томперт
Балансировка Эллен Столл Уолш
Рядом с муравьем Мара Роклифф
Дюйм за дюймом Лео Леонни
Растущая история Рут Краусс
Паттерны и алгебраВолшебные семена Анно Мицумаса Анно
Две вещи: китайская сказка Лили Той Хонг
ФормаФорма вещей, Дэйл Энн Доддс
Вы видели моего монстра? Стив Лайт
Цирковые фигуры Стюарт Дж. Мерфи
Жадный треугольник Мэрилин Бернс
Мыши на льду, Элеонора Мэй
Формы мыши, Эллен Столл Уолш
Круг — это тортилья, Розанна Тонг
Когда линия изгибается, начинается форма, Ронда Гроулер Грин
Испуганный Элеонор МэйВнутри, снаружи, вверх ногами Стэн и Ян Беренстейн
Поросята на тыквенном грядке Мэри Петерсон
Вверх, вниз и вокруг Кэтрин Эйрес
Где пятно? Эрик Хиллс
Тайное послание ко дню рождения, Эрик Карл
Изменения, изменения, Пэт Хатчинс
Над, под и насквозь, Тана Хобан
Прогулка Рози, Пэт Хатчинс Ева Мерриам
Десять друзей Брюс Голдстоун
Просмотрите этот список на Goodreads и загрузите копию в формате PDF, чтобы взять ее с собой в библиотеку или книжный магазин.
Коллин Ушановски — научный сотрудник с докторской степенью Педагогического колледжа Колумбийского университета и участник проекта DREME Family Math .