19, Июл, 2025
629880, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск, ул. Новая, д. 9

Литература 7 класс учебник коровина 2019 год 1 часть ответы на вопросы: ГДЗ Литература 7 класc учебник 1 часть, Коровина. Ответы на задания ✔

Содержание

Ответы Задание 1 2 Часть 4 ДЕТСТВО 1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 84 ГДЗ по литературе 7 класс Коровина Журавлев Коровин учебник 1, 2 часть

1 Часть

1 ЧИТАЙТЕ НЕ ТОРОПЯСЬ…

1 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 5

12 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 6

2 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПРЕДАНИЯ

1 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 8

22 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 8

3 ВОЦАРЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО. СОРОКИ-ВЕДЬМЫ. ПЕТР И ПЛОТНИК

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ. Стр. 10

13

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 10

123

4 БЫЛИНЫ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 15

5 О СОБИРАНИИ, ИСПОЛНЕНИИ, ЗНАЧЕНИИ БЫЛИН

В ЛАБОЛАТОРИИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. Стр. 17

1234

6 ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 23

12

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 24

1234

7 САДКО

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 35-36

134

ЧИТАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Стр. 36

12345

8 КАРЕЛО-ФИНСКИЙ ЭПОС — КАЛЕВАЛА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 45

12345678

9 ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 59

145

10 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ. МУДРОСТЬ НАРОДОВ

1 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 62

1

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 68

1234

11 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ИЗ ПОХВАЛЫ КНЯЗЮ ЯРОСЛАВУ И КНИГАМ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 71

123

12 ИЗ ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 73

12

13 ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 82

123456

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 82

12

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 83

1234

14 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 86

12

15 ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 87

123

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 87

12

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 88

12

16 ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН. ПРИЗНАНИЕ

1 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 91

123

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 92

123

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 92

12

17 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

1 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 95

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 97

123

3 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 97-98

12

18 МЕДНЫЙ ВСАДНИК

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 100

123

2 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 100-101

12345

3 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 101

12

19 ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 107

123

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 107-108

1234

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 108-109

12345

20 БОРИС ГОДУНОВ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 118

12

21 СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 134

12346

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 135-136

123456

22 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 141

1

23 ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 158

13

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 159-160

123456789

24 МОЛИТВА

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 163

123

25 АНГЕЛ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 164

12

26 КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 165

12

2 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 156

123

3 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 166

12

27 НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 170

28 ТАРАС БУЛЬБА

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 236

12352 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 237

29 ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. БИРЮК

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 249

1234

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 250

12345678

30 СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 252

12

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 252

1

31 В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ТУРГЕНЕВА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 253

1СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 253

32 НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ. КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 271

12345

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 272-273

1234

33 РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 277-278

12СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 278

34 АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ. ВАСИЛИЙ ШИБАНОВ. КНЯЗЬ МИХАЙЛО РЕПНИН

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 288

123456789

35 МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 290

1

36 ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 300-301

123452 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 301

3 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 301-302

12

4 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 302

12345

37 ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. ДЕТСТВО

РАЗМЫШЛЯМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 315

12

38 НАТАЛЬЯ САВИШНА

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 322

12342 СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 322

3 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 324

13

39 АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 328

12

40 ХАМЕЛЕОН

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 332

123

2 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 332-333

12345

41 ЛИТЕРАТУРА И ЖИЗНЬ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 339

124

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 340

1234

42 КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ… СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 342

1

43 В. А. ЖУКОВСКИЙ. ПРИХОД ВЕСНЫ. БЛАГОВЕСТ. ЗАМОЛКНУЛ ГРОМ… РОДИНА

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 345

1СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 345

2 Часть

1 ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА. ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 7

1

2 ЦИФРЫ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 17

12

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 18

12

3 МАКСИМ ГОРЬКИЙ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 22

1

4 ДЕТСТВО

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 84

1235

2 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 84-85

123453 ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 85

5 ДАНКО

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 89

122 ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 90

6 ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 92-93

1

7 КУСАКА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 101

1234

8 ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ. НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 111

12ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Стр. 111

10 АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 118

1

11 ЮШКА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 125-126

123

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 126

1234567

12 В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 140-141

123456789

СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 141

24

13 БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК. НИКОГО НЕ БУДЕТ В ДОМЕ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 145

14 ИЮЛЬ

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 146

2 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 146

2

3 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 146-147

1234

15 АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 151

1

16 ИЮЛЬ – МАКУШКА ЛЕТА

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 152-153

12

17 НА ДНЕ МОЕЙ ЖИЗНИ

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 153

12 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 154

18 ЧАС МУЖЕСТВА. А.А. АХМАТОВА. МУЖЕСТВО

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 162-163

122 СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 163-164

19 ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ АБРАМОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 166

20 О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 172-173

123

СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 173

123

21 ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 176

22 КУКЛА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 182

123

23 ЖИВОЕ ПЛАМЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 185

123

24 ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ КАЗАКОВ. ТИХОЕ УТРО

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 201

123

25 ИЗ СТАТЬИ Ю.КАЗАКОВА.

О МУЖЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 202

26 ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ. ЗЕМЛЯ РОДНАЯ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 209

1232 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 210

27 ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ. МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 213

28 БЕДА

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 216

1232 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 217

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 217

12

29 ТИХАЯ МОЯ РОДИНА. СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 219

1

30 ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ. ПЕРВЫЙ СНЕГ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 221

12

31 ФЕДОР СОЛОГУБ. ЗАБЕЛЕЛСЯ ТУМАН ЗА РЕКОЙ…

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 223

123

32 СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН.

ТОПИ ДА БОЛОТА

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 225

1

33 НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ. Я ВОСПИТАН ПРИРОДОЙ СУРОВОЙ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 227

123

34 НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ. ТИХАЯ МОЯ РОДИНА

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 229

2 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 229

1

3 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 229-230

12

35 ПЕСНИ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА. ИННА АНАТОЛЬЕВНА ГОФФ. РУССКОЕ ПОЛЕ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 232

12

36 БУЛАТ ШАЛВОВИЧ ОКУДЖАВА. ПО СМОЛЕНСКОЙ ДОРОГЕ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 233-234

23

37 АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ВЕРТИНСКИЙ. ДОЧЕНЬКИ

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 236-237

2 ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 237

12

38 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

РАСУЛ ГАМЗАТОВ. ИЗ ЦИКЛА ВОСЬМИСТИШИЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 240

123

39 ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. РОБЕРТ БЕРНС

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 243

1

40 ЧЕСТНАЯ БЕДНОСТЬ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 244-245

12

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 245

123

41 ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН. ТЫ КОНЧИЛ ЖИЗНИ ПУТЬ, ГЕРОЙ!

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 247

42 О. ГЕНРИ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 255

43 ДАРЫ ВОЛХВОВ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 263

123

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 263

123

44 РЭЙ ДУГЛАС БРЭДБЕРИ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 269

12

45 КАНИКУЛЫ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 276-277

2345

46 ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 279

13

47 ПОРАБОТАЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 280-282

145678911

48 СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

1 БАЛЛАДА

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 300

12

2 ДРАМА, ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ДИАЛОГ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 301

3 ПОЭМА

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 302

4 ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 302-303

1

5 ЮМОР, САТИРА. О СМЕШНОМ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 304

123

Ответы Задание 2 2 Часть 4 ДЕТСТВО 1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 84 ГДЗ по литературе 7 класс Коровина Журавлев Коровин учебник 1, 2 часть

1 Часть

1 ЧИТАЙТЕ НЕ ТОРОПЯСЬ…

1 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 5

12 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 6

2 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПРЕДАНИЯ

1 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 8

22 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 8

3 ВОЦАРЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО. СОРОКИ-ВЕДЬМЫ. ПЕТР И ПЛОТНИК

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ. Стр. 10

13

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 10

123

4 БЫЛИНЫ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 15

5 О СОБИРАНИИ, ИСПОЛНЕНИИ, ЗНАЧЕНИИ БЫЛИН

В ЛАБОЛАТОРИИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. Стр. 17

1234

6 ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 23

12

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 24

1234

7 САДКО

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 35-36

134

ЧИТАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Стр. 36

12345

8 КАРЕЛО-ФИНСКИЙ ЭПОС — КАЛЕВАЛА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 45

12345678

9 ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 59

145

10 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ. МУДРОСТЬ НАРОДОВ

1 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 62

1

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 68

1234

11 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ИЗ ПОХВАЛЫ КНЯЗЮ ЯРОСЛАВУ И КНИГАМ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 71

123

12 ИЗ ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 73

12

13 ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 82

123456

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 82

12

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 83

1234

14 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 86

12

15 ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 87

123

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 87

12

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 88

12

16 ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН. ПРИЗНАНИЕ

1 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 91

123

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 92

123

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 92

12

17 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

1 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 95

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 97

123

3 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 97-98

12

18 МЕДНЫЙ ВСАДНИК

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 100

123

2 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 100-101

12345

3 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 101

12

19 ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 107

123

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 107-108

1234

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 108-109

12345

20 БОРИС ГОДУНОВ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 118

12

21 СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 134

12346

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 135-136

123456

22 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 141

1

23 ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 158

13

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 159-160

123456789

24 МОЛИТВА

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 163

123

25 АНГЕЛ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 164

12

26 КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 165

12

2 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 156

123

3 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 166

12

27 НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 170

28 ТАРАС БУЛЬБА

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 236

12352 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 237

29 ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. БИРЮК

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 249

1234

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 250

12345678

30 СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 252

12

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 252

1

31 В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ТУРГЕНЕВА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 253

1СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 253

32 НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ. КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 271

12345

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 272-273

1234

33 РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 277-278

12СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 278

34 АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ. ВАСИЛИЙ ШИБАНОВ. КНЯЗЬ МИХАЙЛО РЕПНИН

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 288

123456789

35 МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 290

1

36 ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 300-301

123452 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 301

3 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 301-302

12

4 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 302

12345

37 ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. ДЕТСТВО

РАЗМЫШЛЯМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 315

12

38 НАТАЛЬЯ САВИШНА

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 322

12342 СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 322

3 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 324

13

39 АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 328

12

40 ХАМЕЛЕОН

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 332

123

2 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 332-333

12345

41 ЛИТЕРАТУРА И ЖИЗНЬ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 339

124

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 340

1234

42 КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ… СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 342

1

43 В. А. ЖУКОВСКИЙ. ПРИХОД ВЕСНЫ. БЛАГОВЕСТ. ЗАМОЛКНУЛ ГРОМ… РОДИНА

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 345

1СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 345

2 Часть

1 ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА. ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 7

1

2 ЦИФРЫ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 17

12

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 18

12

3 МАКСИМ ГОРЬКИЙ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 22

1

4 ДЕТСТВО

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 84

1235

2 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 84-85

123453 ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 85

5 ДАНКО

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 89

122 ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 90

6 ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 92-93

1

7 КУСАКА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 101

1234

8 ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ. НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 111

12ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Стр. 111

10 АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 118

1

11 ЮШКА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 125-126

123

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 126

1234567

12 В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 140-141

123456789

СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 141

24

13 БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК. НИКОГО НЕ БУДЕТ В ДОМЕ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 145

14 ИЮЛЬ

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 146

2 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 146

2

3 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 146-147

1234

15 АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 151

1

16 ИЮЛЬ – МАКУШКА ЛЕТА

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 152-153

12

17 НА ДНЕ МОЕЙ ЖИЗНИ

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 153

12 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 154

18 ЧАС МУЖЕСТВА. А.А. АХМАТОВА. МУЖЕСТВО

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 162-163

122 СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 163-164

19 ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ АБРАМОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 166

20 О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 172-173

123

СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 173

123

21 ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 176

22 КУКЛА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 182

123

23 ЖИВОЕ ПЛАМЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 185

123

24 ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ КАЗАКОВ. ТИХОЕ УТРО

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 201

123

25 ИЗ СТАТЬИ Ю.КАЗАКОВА. О МУЖЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 202

26 ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ. ЗЕМЛЯ РОДНАЯ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 209

1232 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 210

27 ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ. МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 213

28 БЕДА

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 216

1232 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 217

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 217

12

29 ТИХАЯ МОЯ РОДИНА. СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 219

1

30 ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ. ПЕРВЫЙ СНЕГ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 221

12

31 ФЕДОР СОЛОГУБ. ЗАБЕЛЕЛСЯ ТУМАН ЗА РЕКОЙ…

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 223

123

32 СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. ТОПИ ДА БОЛОТА

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 225

1

33 НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ. Я ВОСПИТАН ПРИРОДОЙ СУРОВОЙ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 227

123

34 НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ. ТИХАЯ МОЯ РОДИНА

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 229

2 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 229

1

3 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 229-230

12

35 ПЕСНИ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА. ИННА АНАТОЛЬЕВНА ГОФФ. РУССКОЕ ПОЛЕ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 232

12

36 БУЛАТ ШАЛВОВИЧ ОКУДЖАВА. ПО СМОЛЕНСКОЙ ДОРОГЕ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 233-234

23

37 АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ВЕРТИНСКИЙ. ДОЧЕНЬКИ

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 236-237

2 ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 237

12

38 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. РАСУЛ ГАМЗАТОВ. ИЗ ЦИКЛА ВОСЬМИСТИШИЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 240

123

39 ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. РОБЕРТ БЕРНС

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 243

1

40 ЧЕСТНАЯ БЕДНОСТЬ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 244-245

12

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 245

123

41 ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН. ТЫ КОНЧИЛ ЖИЗНИ ПУТЬ, ГЕРОЙ!

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 247

42 О. ГЕНРИ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 255

43 ДАРЫ ВОЛХВОВ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 263

123

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 263

123

44 РЭЙ ДУГЛАС БРЭДБЕРИ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 269

12

45 КАНИКУЛЫ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 276-277

2345

46 ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 279

13

47 ПОРАБОТАЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 280-282

145678911

48 СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

1 БАЛЛАДА

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 300

12

2 ДРАМА, ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ДИАЛОГ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 301

3 ПОЭМА

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 302

4 ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 302-303

1

5 ЮМОР, САТИРА. О СМЕШНОМ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 304

123

Математизируй это! [3-5 классы] | Корвин

«Список книг по математике, в которых можно действительно синтезировать то, что мы уже знаем, и то, что нам нужно знать, очень короткий и эксклюзивный. Что ж, вы смело можете добавить в эту коллекцию Mathematize It . Написанная тремя наиболее уважаемыми на сегодняшний день преподавателями математики, книга фокусируется на часто неудачном путешествии между вопросом и ответом при решении задач. Mathematize It станет вашим незаменимым помощником, который поможет вам повсеместно внедрить революционную математическую игру в начальных классах!»

Суни Сингх
Автор книги P i книги «Жизнь: скрытое счастье математики» и «Математические каникулы: обучение в игровой форме в эпоху потрясений»


Помогите учащимся раскрыть математику, стоящую за словами

не получу то, что я должен сделать! Это обычный рефрен студентов, когда их просят решить текстовые задачи.

Решение задач — это больше, чем просто вычисления. Студенты должны понимать математику ситуации, чтобы знать, какие вычисления приведут к соответствующему решению. Многие учащиеся часто выбирают числа из задачи и подставляют их в уравнение, используя первую операцию, которую они могут придумать (или последнюю, которую они практиковали). Студенты также склонны выбирать операцию, полагаясь исключительно на ключевые слова, которые, по их мнению, помогут им прийти к ответу, без тщательного рассмотрения того, что на самом деле требует от них проблема.

Математизируйте это! Выходя за рамки ключевых слов, чтобы разобраться в текстовых задачах, для 3–5 классов предлагает подход к рассуждениям, который помогает учащимся углубиться в проблему, чтобы раскрыть лежащую в ее основе математику, глубоко рассмотреть контекст проблемы и применить для ее решения сильное чувство операции. В процессе математизации авторы объясняют последовательный метод и конкретные стратегии обучения, чтобы сместить первоначальный фокус с конкретных чисел и вычислений на действия и отношения, выраженные в задаче.



Этот удобный ресурс для учащихся 3–5 классов, несомненно, повысит у учителей понимание работы. • Дает возможности для практики и десятки задач, которые можно использовать в классе. • Предоставляет конкретные примеры вопросов и исследований для всех четырех операций. (сложение, вычитание, умножение и деление) с целыми числами, дробями и десятичными знаками • Демонстрирует использование конкретных манипуляций для моделирования проблем с помощью десятков коротких видеороликов. • Включает действия в конце главы и вопросы для размышления.

Как вы можете помочь своим ученикам понять, что происходит с математикой при решении текстовых задач? Математизируй это!

 

Список видео

 

Предисловие

 

Введение в главу 1: зачем учить студентов математическим вычислениям

Стратегии решения проблем пошли не так

 

Что такое математизация? Почему это важно?

 

Обучение студентов математизации

 

Заключительные слова перед погружением

 

 

Часть 1. Сложение и вычитание

 

Глава 2. Дополнения и извлечения: поиск изменений

Размышление об активном сложении и вычитании

 

Выход за пределы целых чисел

 

Ключевые идеи

 

Попробуйте!

 

Отражать

 

 

Глава 3: Часть-Часть-Целое: Понимание взаимосвязи

Размышление о ситуациях «часть-часть-целое»

 

Выход за пределы целых чисел

 

Ключевые идеи

 

Попробуйте!

 

Отражать

 

 

Глава 4. Аддитивные сравнения: другой вид отношений

Размышление о ситуациях аддитивного сравнения

 

Выход за пределы целых чисел

 

Ключевые идеи

 

Попробуйте!

 

Отражать

 

 

Часть 2. Умножение и деление

 

Глава 5. Умножение равных групп: два фактора, разные задачи

Размышление о ситуациях равных групп

 

Выход за пределы целых чисел

 

Ключевые идеи

 

Попробуйте!

 

Отражать

 

 

Глава 6.

Разделение на равные группы: когда отсутствует фактор

Думая о разделении равных групп

 

Выход за пределы целых чисел

 

Ключевые идеи

 

Попробуйте!

 

Отражать

 

 

Глава 7. Мультипликативные сравнения: еще одно асимметричное отношение

Размышление о мультипликативных сравнениях

 

Выход за пределы целых чисел

 

Ключевые идеи

 

Попробуйте!

 

Отражать

 

 

Глава 8. Площадь и массив: два фактора, одна задача

Размышление о ситуации с площадями и массивами

 

Выход за пределы целых чисел

 

Ключевые идеи

 

Попробуйте!

 

Отражать

 

 

Глава 9: Изменение способа обучения словесным задачам

Как попасть в математизирующую песочницу

 

8 смен в обучении для формирования у учащихся навыков решения проблем

 

Руководство для продвижения вперед: часто задаваемые вопросы

 

 

Приложение A. Таблицы ситуаций

 

Ссылки

 

Индекс

Формирование информационно-коммуникативной компетентности как фактора успеха

Реферат

В статье анализируются основные социально-экономические тенденции, которые проявляются в обществе в связи с усилением влияния цифровых технологий на жизнь человека и общества в целом. Робототехника и автоматизация производства, активное использование искусственного интеллекта, распространение анализа больших массивов данных для принятия управленческих решений влекут за собой высвобождение человека из производственной цепочки, рост социального неравенства, обострение социальных конфликтов. В результате система образования берет на себя основополагающую роль в обеспечении готовности человека адекватно реагировать на любые изменения в жизни. В процессе получения образования у личности должны сформироваться необходимые для будущей профессии компетенции и выработать алгоритм действий в ситуации неопределенности.

Что поможет человеку преодолеть реакцию психики на стресс, проанализировать не только состояние внешней среды, но и настроить свою личность на изменившиеся особенности жизни с учетом личных предпочтений, возможностей, способностей. С этой целью было предложено формировать информационно-коммуникативную компетентность. Работа проводилась со студентами технического вуза. Представлены результаты эксперимента.

Ключевые слова: цифровая экономика, высшее образование, softskills

Введение

Первые два десятилетия двадцать первого века были периодом глубоких технологических изменений в жизни человечества. Цифровые технологии проникли практически во все сферы человеческой деятельности: роботизация многих производственных процессов привела к сокращению рабочих мест, искусственный интеллект генерирует статьи в СМИ, компании все чаще принимают стратегические решения на основе анализа массива данных о фактических или потенциальных клиенты.

Все отчетливее проявляется тенденция к упрощению двигательной активности человека и концентрации на управленческой и творческой деятельности (Анохов, 2019). В то же время «выведение» человека из структуры производства материальных ценностей в условиях физической активности требует структурной перестройки личности человека: формирования новых личностных качеств, культуры бытия, потребительского поведения. (Яковлева, 2020).

В этой ситуации фундаментальную роль начинает играть образование, которое способно обеспечить готовность человека адаптироваться к любым социально-экономическим изменениям. При этом особую функцию выполняет профессиональное образование (среднее, высшее), а также уровень переподготовки или повышения квалификации, поскольку это уровни, которые чаще всего имеют место в более зрелом возрасте. И именно пожилые люди чаще всего попадают в группу риска при структурных изменениях на рынке труда. В результате стратегически важным для благополучия общества является преобразование системы образования таким образом, чтобы она могла своевременно реагировать на любые изменения в экономике и, в частности, в структуре занятости, обеспечивая конкурентоспособность любого члена общества практически вне зависимости от его социального уровня.

Постановка проблемы

Для создания эффективной, гибкой и социально ответственной системы образования необходимо прежде всего проанализировать основные тенденции социально-экономических изменений в мире. Такой анализ становится затруднительным из-за того, что эти изменения очень часто бывают непредсказуемыми, а также стремительными в историческом плане. Только по результатам анализа можно сформулировать цели, задачи, методы и пути обновления системы образования в соответствии с современными социально-экономическими реалиями. И если о целях и задачах изменения современного образования часто говорят, то конкретные пути их реализации остаются проблемным полем для исследователей. В данной работе мы предлагаем один из способов устранения этих проблем.

Исследовательские вопросы

Определение состава и сущности социально-экономических изменений, происходящих в результате формирования цифрового общества. Формулирование целей и задач изменений в системе образования, в частности, в системе высшего образования, формировать готовность личности быть конкурентоспособной на постоянно меняющемся рынке труда и предлагать пути реализации поставленных целей и задач.

Цель исследования

На основе анализа и систематизации современных социально-экономических изменений необходимо определить цели и задачи трансформации современной высшей школы, а также предложить пути решения этих задач

Методы исследования

Для достижения цели исследования был проведен анализ научной литературы по конкретной исследовательской проблеме. По результатам анализа сформулированы цели и задачи изменений в системе высшего образования. Апробирована система формирования указанных характеристик личности конкурентоспособного специалиста. Полученные результаты систематизируются и анализируются с точки зрения задач, поставленных в начале исследования.

Находки

Начало XXI века проявилось стремительным проникновением цифровых технологий во все сферы жизни человека, что позволяет исследователям называть современный этап развития цивилизации цифровой эпохой (Лига, Щеткина, 2021). Такие быстрые изменения в историческом плане не могут иметь однозначного толкования. С одной стороны, робототехника, внедрение искусственного интеллекта, использование больших объемов данных для принятия управленческих решений, ориентация на потребности человека при производстве товаров повышают эффективность производства. Таким образом можно снизить его затраты, ускорив оборачиваемость капитала (Бондаренко, 2019).), устранение факторов несовершенства человека (Коровин, 2019), таких как ограниченность когнитивных способностей человека при обработке большого объема информации, нестабильность работоспособности во времени, ошибки вследствие невнимательности, утомления и др. С другой С другой стороны, появление киберфизических систем, работающих без непосредственного участия человека, создает «конкуренцию за актуальность» (Юдина, 2020), когда человеку неожиданно приходится находить свое место в современном обществе, которое уже не нуждается в его профессиональных навыках, выполненных более эффективно с помощью роботов.

Одним из выходов для человека является креативная экономика, когда творческий продукт, чем бы он ни был, выполняет роль экономического товара (Прокофьева, Шамардина, 2020). Эта позиция обосновывается тем, что творчество в обозримом будущем будет недоступно роботам и искусственному интеллекту. В то же время остается открытым вопрос о количестве людей, готовых и способных сделать творчество своим постоянным трудом, история бесспорно доказывает, что талантливых творцов рождается немного, и ни одна система образования не в состоянии их успешно воспитать.

И нельзя забывать еще об одной опасности цифрового общества – возможности полного контроля над любым человеком. Наиболее ярко эта опасность проявляется в Китае, где активно тестируется система социального кредитного рейтинга, основанная на разветвленной сети интеллектуальных камер видеонаблюдения с распознаванием лиц, а также сбор данных из всех возможных источников (Климович, 2020). В России эта опасность еще не проявила себя в полной мере, отчасти ее можно увидеть на примере официальных комментариев о той или иной информации, размещаемой человеком в социальных сетях.

Неоднозначность влияния распространения цифровых технологий на жизнь отдельных людей и даже социальных групп привела к выявлению новых рисков в развитии общества:

* рост социально-экономического неравенства;

* повышенная социальная напряженность;

* сокращение рабочих мест;

* трансформация профессий (Мамонтова, 2019).

Проявление этих рисков вполне объяснимо, ведь сокращение рабочих мест происходит за счет тотальной автоматизации производственных процессов. Социально-экономическое неравенство не исчезнет до тех пор, пока каждому не будет предоставлена ​​возможность реализовать себя в новом обществе, будь то творческая реализация или переквалификация. Творческая реализация возможна только в том случае, если человеку помочь осознать, где он может проявить свои способности, а значит, необходима сеть досуговых центров для пожилых людей, где при государственном финансировании человек будет пробовать разные виды творчества. Не менее важна возможность переподготовки, ведь стремительно трансформирующиеся цифровые технологии часто вызывают страх и неприятие у пожилых людей из-за неуверенности в возможности овладеть ими самостоятельно. В то же время исследователи резонно отмечают, что в связи с трансформацией профессий весьма вероятна перспектива структурной безработицы, когда рабочих мест нет из-за отсутствия необходимых знаний и навыков (Мамонтова, 2019). ).

Цели и задачи образования регулируются законом «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон, 2012 г.). В частности, одной из задач является формирование мотивации к получению образования на протяжении всей жизни. В свете всего вышеизложенного становится понятно, что образование должно формировать не только мотивацию, но и готовность к тому, что оно будет жизненной необходимостью. В начале профессионального пути будет достаточно сложно выбрать ту профессию, которая продлится всю активную сознательную жизнь личности. Скорее всего, через какой-то непредсказуемый промежуток времени человеку нужно будет сменить профессию, оставаясь в той же профессиональной сфере или кардинально меняя карьерный вектор. При этом целью образования, в том числе высшего, является не только формирование узкопрофессиональных компетенций и передача определенного комплекса знаний, умений и навыков, но и формирование готовности в любой момент жизни к анализу. ситуацию в профессиональной сфере, наметить пути дальнейшей реализации себя на рабочем месте, реализовать свои планы по достижению своей конкурентоспособности.

Для достижения этой цели вам необходимо решить следующие задачи.

Необходимо формировать стрессоустойчивость, так как неуверенность, нестабильность, особенно в зрелом возрасте, всегда вызывают сильные эмоции. Для этого можно научить некоторым психологическим приемам преодоления негативных психических состояний.

Создание алгоритма действий в ситуации неопределенности, ориентировка на различные методы, принятые в управлении, означает анализ своих интересов, сопоставление их с ситуацией на рынке труда, выбор нескольких приоритетных направлений изменения профессиональной траектории, поиск путей реализации изменений , предпринимая действия по преобразованию своей трудовой деятельности.

Апробация алгоритма на практических занятиях подразумевает выработку собственной тактики его реализации.

Необходимы изменения в системе высшего образования; предпринимаются попытки создать новую модель специалиста (Рудской и др., 2018), проанализировать основные тенденции развития высшего образования (Сероштан, Кетова, 2020). В то же время опросы работодателей показывают, что только половина из них считает, что высшие учебные заведения готовят к реальной работе (Романчук, 2020). И на это есть объективные причины. На быструю смену технологий система высшего образования не успевает среагировать. С другой стороны, некоторые профессии рождаются в процессе получения образования подрастающим поколением, в начале учебы профессии еще нет, знания и навыки непонятно как вырабатывать, учиться нужно в процесс работы.

Одним из способов решения этих задач является построение учебного процесса таким образом, чтобы формировались необходимые личностные качества, например, soft skills. В рамках нашего исследования формировалась интегративная характеристика личности – информационно-коммуникативная компетентность (Тимощук, Мякинькова, 2018). В нем сочетаются качества человека, обеспечивающие работу с информацией, а также взаимодействие с людьми на разных уровнях – индивидуальном, коллективном; опосредованная коммуникация носителями, онлайн- и офлайн-коммуникация.

Исследование проводилось в Самарском государственном техническом университете со студентами Института нефтегазовых технологий (ИНГТ) и теплоэнергетического факультета (ТЭФ). Количество студентов, принявших участие в эксперименте (1 курс), составляет 91 человек.

Работа началась с лекции, на которой были представлены тенденции, проявляющиеся в формировании цифровой экономики. После этого было проведено вступительное анкетирование, которое выявило, насколько хорошо сформированы отдельные компоненты информационно-коммуникативной компетенции. Результаты вполне ожидаемы. Чуть более трети опрошенных (33%) готовы проявить творческую инициативу, примерно столько же участников эксперимента интересуются технологическими новинками (32%), информацию чаще всего черпают из Интернета (82%). ), СМИ (77%), книги (57%), общение с другими людьми (31%). Способы обработки информации для лучшего усвоения были определены следующим образом: 25 % учащихся назвали конспект; выделение информации цветом/символами – 16%; переводя его в диаграмму – 17 %, таблицу – 3 %, графики и тезисы – менее 10 %. Результаты показывают, что только треть респондентов готовы к реалиям формирующейся цифровой экономики и способны адекватно реагировать на ситуацию неопределенности в своей профессиональной жизни.

В рамках преподавания дисциплины «Психология социального общения» студенты работали со следующими методиками: «Индивидуальное восприятие группы», «Типы поведения в конфликтной ситуации по К.Томасу», «Оценка коммуникативные и организаторские наклонности в процессе общения» (цит. по: Столяренко, Самыгин, 2009). Также была лекция, на которой были рассмотрены способы работы с информацией, источники ее получения. К сожалению, в связи с санитарно-эпидемиологическими ограничениями лекции проводились в онлайн-формате, а практические занятия проводились в аудиториях университета. Результаты занятий были разными. По окончании курса был проведен еще один опрос.

Распределение популярности источника информации практически не изменилось, существенное расхождение составило только получение информации посредством общения с другими людьми – 38%, но все же этот показатель составляет менее 50% опрошенных. Косвенно студенты подтвердили, что сами осознают проблемы в своих коммуникативных способностях. На вопрос, какие навыки необходимо развивать, 46 % респондентов назвали организаторские, 36 % — коммуникативные, 31 % — умение вести себя в конфликте. Очень частый комментарий к выбору ответа — невозможность общаться с незнакомыми людьми, трудности в работе с группой, коллективом. Такие ответы дают надежду, что осознание проблемы – первый шаг к ее устранению.

82% респондентов настроены на работу в группе; предпочтительны роли «ответственный исполнитель» — 41 %, «вдохновитель» — 38 %, «руководитель» — 15 %. При этом первые две роли договорились совмещать (если участников в группе недостаточно, можно взять две роли), то никакую другую роль лидер выполнять не соглашается. На роль «коммуникатора» и «критика» согласились менее 10% опрошенных. Распределение ролей по популярности совпадает с результатом опроса по творчеству – та же треть учащихся готова создавать что-то новое, генерировать идеи. И почти половина опрошенных готовы выполнять возложенную на них работу, не стремясь к инновациям.

Заключение

Реалии формирования цифровой экономики определили следующие особенности изменений на рынке труда. Высвобождение людей из трудовых отношений характеризуется алгоритмизацией, однообразием, заменой человека роботом. Исчезновение большого количества профессий, но в то же время появление новых на базе цифровых технологий. В результате начинает ярко проявляться структурная безработица, когда человек не может выполнять работу, потому что не обладает необходимыми компетенциями.

Возрастает роль образовательной системы, которая должна не только готовить человека к обучению на протяжении всей жизни, но и подстраиваться под неизбежность смены профессиональной траектории в процессе работы. Необходимо разработать алгоритм действий в ситуации неопределенности, который заключается в анализе своих потребностей, сопоставлении их с реалиями рынка труда, выборе оптимальных путей продвижения по карьерной лестнице, разработке стратегии реализации намеченного пути. Причем этот способ действий в ситуации неопределенности должен быть апробирован в процессе обучения, чтобы студент мог произвести индивидуальную настройку на возможности своей личности. Данную работу необходимо проводить не только с представителями старшего поколения, но и со студентами высших учебных заведений, так как исследование показало, что даже среди студентов первого курса бакалавриата менее половины студентов готовы адекватно реагировать на стрессовые ситуации. рынка труда. Кроме того, на их трудовую деятельность с самого начала будут влиять факторы цифровой экономики.

Ссылки

  • Анохов И. В. (2019). Динамика Индустрии 4.0 и ее последствия для человека и экономики. Новые основания для сборки общества. Вестник Байкальского государственного университета, 29(3), 379–387.

  • Бондаренко В. М. (2019). Возможные модели развития цифровой экономики: взгляд из будущего. Теоретическая экономика, 5(53), 39-49.

  • Федеральный закон. (2012). Об образовании в Российской Федерации. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/

  • Климович А. П. (2020). Влияние цифровых технологий на современное общество. Пример системы социального кредитного рейтинга в Китае. Цифровая социология, 3(3), 35–44.

  • Коровин Г.Б. (2019). Социально-экономические аспекты цифровизации в России. Российский журнал экономической теории, 16(1), 1-11.

  • Лига М.Б., Щеткина И.А. (2021). Человек в эпоху цифровизации общества. Гуманитарный вектор, 16(2), 29–38.

  • Мамонтова С.В. (2019). Трансформация труда в эпоху технологических изменений. Труды Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика, социология и управление. 2(31), 172–179.

  • Прокофьева Д. А., Шамардина Н. В. (2020). Влияние креативной экономики на современный менеджмент креативных индустрий. Вестникуниверситета, 7, 120–127.

  • Романчук А.Ю. (2020). Особенности рынка труда под влиянием цифровой трансформации общества. Вести Института предпринимательской деятельности, 1(22), 109-116.

  • Рудской А.В. И., Боровков А.И., Романов П.И. и Колосова О.В. (2018). Общая профессиональная компетентность современного российского инженера. Высшее образование в России, 27(2), 5-18.

  • Сероштан М.В., Кетова Н.П. (2020). Современные российские университеты: позиционирование, тенденции развития, потенциал усиления конкурентных преимуществ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>