В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – Фонохрестоматия К Учебнику «Литература. 7 Класс» (MP3, 256 kBps, CD)
More images
Раздел 1: Устное Народное Творчество | |||
1 | Unknown Artist– | Вступление | 0:19 |
2 | Traditional– | Предание «Петр И Плотник» | 1:42 |
3 | Traditional– | Былина «Вольга И Микула Селянинович» | 12:01 |
Раздел 2: Из Древней Русской Литературы | |||
4 | Нестор Летописец– | Из «Повести Временных Лет». Повести О Петре И Февронии Муромских | 24:25 |
Раздел 3: Из Литературы XVIII Века | |||
5 | М.В. Ломоносов*– | Ода | 1:47 |
6 | Г.Р. Державин*– | Признание | 1:38 |
Раздел 4: Из Литературы XIX Века | |||
7 | А.![]() | Медный Всадник (Отрывок) | 3:29 |
8 | А.С. Пушкин*– | Песнь О Вещем Олеге | 8:30 |
9 | А.С. Пушкин*– | Станционный Смотритель | 34:11 |
10 | М.Ю. Лермонтов*– | Песня Про Царя Ивана Васильевича, Молодого Опричника И Удалого Купца Калашникова | 29:13 |
11 | М.Ю. Лермонтов*– | Молитва | 0:57 |
12 | М.Ю. Лермонтов*– | Ангел | 1:16 |
13 | М.Ю. Лермонтов*– | Когда Волнуется Желтеющая Нива | 1:32 |
14 | И.С. Тургенев*– | Бирюк | 21:14 |
15 | И.С. Тургенев*– | Русский Язык | 0:52 |
16 | И.![]() | Близнецы | 1:07 |
17 | И.С. Тургенев*– | Два Богача | 1:00 |
18 | Н.А. Некрасов*– | Русские Женщины Voice Actor – А. Покровская*, В. Завьялов (2), Л. Кулагин* Voice Actor – А. Покровская*, В. Завьялов (2), Л. Кулагин* | 17:57 |
19 | М.Е. Салтыков-Щедрин*– | Повесть О Том, Как Один Мужик Двух Генералов Прокормил | 23:18 |
20 | А.П. Чехов*– | Хамелеон | 8:49 |
21 | А.П. Чехов*– | Злоумышленник | 11:44 |
Раздел 5: Из Литературы XX Века | |||
22 | М. Горький*– | Детство (Отрывок) | 9:17 |
23 | В.В. Маяковский*– | Необычайное Приключение Бывшее С Владимиром Маяковским Летом На Даче | 5:21 |
24 | В.![]() | Хорошее отношение К Лошадям | 2:53 |
25 | А.П. Платонов*– | Юшка | 22:37 |
26 | Б.Л. Пастернак*– | Никого Не Будет В Доме… | 1:37 |
27 | Б.Л. Пастернак*– | Июль | 1:47 |
28 | А.Т. Твардовский*– | Июль — Макушка Лета | 0:57 |
29 | А.Т. Твардовский*– | На Дне Моей Жизни… | 1:04 |
30 | А.Ахматова*– | Мужество | 0:54 |
31 | Е. Винокуров*– | Москвичи | 0:51 |
32 | Данила Перов– | Москвичи Lyrics By – Евгений Винокуров Lyrics By – Евгений Винокуров | 1:28 |
33 | М.![]() | Беда | 9:07 |
34 | В.Я. Брюсов*– | Первый Снег | 1:10 |
35 | Ф. Сологуб*– | Забелелся Туман За Рекой | 0:57 |
36 | С.А. Есенин*– | Топи Да Болота… | 1:01 |
37 | Н.А. Заболоцкий*– | Я Воспитан Природой Суровой | 1:28 |
38 | Н.М. Рубцов*– | Тихая Моя Родина | 1:50 |
39 | И.А. Гофф*– | Русское Поле | 2:07 |
40 | Данила Перов И Алексей Емцов– | Русское Поле Lyrics By – И.А. Гофф* Lyrics By – И.А. Гофф* | 2:56 |
41 | Б.Ш. Окуджава*– | По Смоленской Дороге | 1:26 |
42 | Данила Перов– | По Смоленской Дороге Lyrics By – Булат Окуджава Lyrics By – Булат Окуджава | 1:16 |
43 | А.![]() | Доченьки | 2:21 |
44 | Алексей Емцов– | Доченьки Lyrics By – Александр Вертинский Lyrics By – Александр Вертинский | 5:20 |
Раздел 6: Из Зарубежной Литературы | |||
45 | Р. Бёрнс*– | Честная Бедность Voice Actor – А. Колган, А. Покровская*, В. Завьялов (2), Л. Кулагин* Voice Actor – А. Колган, А. Покровская*, В. Завьялов (2), Л. Кулагин* | 2:05 |
46 | Мацуо Басё, Кобаяси Исса– | Японские Трехстишия (Хокку) | 3:30 |
47 | О. Генри*– | Дары Волхвов | 17:21 |
- Copyright © – Издательство «Просвещение»
- Designed At – Издательство «Просвещение»
- Made By – Аудио-Школа
- Pressed By – UEP-CD – UL 087741R
- Composed By – А. Шнитке*, А.
Лядов*, К. Дебюсси*, Д. Кабалевский*, Э. Григ*, Ф. Шуберт*, Г.Ф. Гендель*, И. Стравинский*, Л. Бетховен*, М. Мусоргский*, Н.А. Римский-Корсаков*, П. Чайковский*, В. Кикта*, Г. Свиридов*, Л. Казакова
- Narrator – А. Вологдин (tracks: 2, 19, 21), А. Колган (tracks: 16, 17, 20, 24, 33, 47), А. Покровская* (tracks: 4, 11, 25, 27, 31, 39, 46), В. Завьялов (2) (tracks: 6, 7, 9, 35, 43, 46), Е. Габец* (tracks: 12, 15, 26, 30, 34, 46), Л. Кулагин* (tracks: 3, 5, 8, 22, 23, 28, 38, 41), С. Сазонтьев (tracks: 10, 14, 29, 36, 37)
- Matrix / Runout: [logo] LASER CRAFT www.disc.ru UL 087741R
- Mastering SID Code: IFPI L641
- Mould SID Code: IFPI 1I10
Edit Release
New Submission
- Have:2
- Want:0
- Avg Rating:— / 5
- Ratings:0
- Last Sold:Never
- Lowest:—
- Median:—
- Highest:—
Add video
paRUS, Sell_This_Release, Melory, plasticshuttle
Report Suspicious Activity
Коровина В.

Литература / Литература для школьников / Русская литература
Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1/В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 5-е изд. — М., 2016. — 358 с.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, «Примерным программам по учебным предметам. Литература. 5—9 классы» и «Рабочим программам. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. 5—9 классы».
СОДЕРЖАНИЕ
Читайте не торопясь …..3
Проверьте себя….5
Знакомимся с новым учебником…..—
Обогащаем свою речь……6
Творческое задание…..—
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания ……7
Проверьте себя…. .8
Обогащаем свою речь……—
Воцарение Ивана Грозного……—
Сороки-ведьмы….9
Пётр и плотник……—
Размышляем о прочитанном…..10
Будьте внимательны к слову……—
Фонохрестоматия. Предание. «Пётр и плотник»……—
Былины……11
Проверьте себя…..15
О собирании, исполнении, значении былин……—
В лаборатории народного творчества…..17
Вольга и Микула Селянович……—
Размышляем о прочитанном….23
Учимся читать выразительно…..—
Проект……—
Совершенствуем свою речь…….—
Фонохрестоматия. Былины. «Вольга и Мику.гЛ Селянович»….24
Садко…….—
Размышляем о прочитанном…..35
Учимся читать выразительно…..36
Читаем самостоятельно…..—
Учимся читать выразительно…..—
Устное народное творчество, живопись, музыка…..—
Проект…..37
Карело-финский эпос «Калевала»…..38
Размышляем о прочитанном ….45
Творческое задание……—
Литература и изобразительное искусство……—
Песнь о Роланде (Перевод Ю. Корнеева)…..48
Размышляем о прочитанном …. .59
Пословицы и поговорки …..60
Пословицы….61
Поговорки…..62
Проверьте себя……—
Творческое задание…….—
Мудрость народов…….—
Обогащаем свою речь……63
Размышляем о прочитанном…67
Творческое задание……..—
Обогащаем свою речь…….68
Творческое задание…….—
Проект…….—
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
О «Повести временных лет»…….70
Из похвалы князю Ярославу и книгам…..71
Проверьте себя…….—
Из «Поучения» Владимира Мономаха….72
Размышляем о прочитанном……..73
Творческое задание……—
Повесть о Петре и Февронии Муромских…….—
Размышляем о прочитанном……82
Обогащаем свою речь……—
Творческое задание……—
Фонохрестоматия. «Повесть временных лет».
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»……83
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
М.В.Ломоносов……84
Проверьте себя……86
К статуе Петра Великого…….—
Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества
Государыни Императрицы Елисаветы
Петровны 1747 года (отрывок)……—
Размышляем о прочитанном……87
Обогащаем свою речь……. —
Учимся читать выразительно……—
Творческое задание…..88
Фонохрестоматия. М.В.Ломоносов. «Ода…»…….—
Г.Р.Державин……89
Проверьте себя……90
Признание……—
На птичку……91
Последние стихи Державина
«Река времён в своём стремленьи…»……91
Проверьте себя……..—
Творческое задание…….—
Обогащаем свою речь……92
Творческое задание……—
Фонохрестоматия. Г.Р.Державин. «Признание»…..—
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
А. С. Пушкин…….93
Проверьте себя……95
В творческой лаборатории Пушкина……—
Творческое задание…..96
Литература и изобразительное искусство……—
Учимся читать выразительно…..97
Обогащаем свою речь…….—
Литература и изобразительное искусство……—
Медный всадник (отрывок)…98
Размышляем о прочитанном…..100
Учимся читать выразительно……..—
Фонохрестоматия. А.С.Пушкин. «Медный всадник»….—
Литература и изобразительное искусство……101
О летописном источнике исторической баллады
А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»…. .102
Песнь о вещем Олеге……103
Размышляем о прочитанном……107
Творческое задание…….—
Обогащаем свою речь……—
Литература и другие виды искусства……108
Учимся читать выразительно……—
Фонохрестоматия. А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»….—
Пушкин-драматург…..109
Борис Годунов (отрывок)…..111
Размышляем о прочитанном…..118
Творческое задание (опыт литературоведческого
исследования)……—
Обогащаем свою речь….119
Творческое задание……—
Литература и изобразительное искусство…….—
О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина»…—
Творческое задание……120
Станционный смотритель…..121
Размышляем о прочитанном…….134
Учимся читать выразительно……135
Литература и изобразительное искусство……..—
Проект……..135
Фонохрестоматия. А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»…..—
М. Ю. Лермонтов……137
Как работал Лермонтов….140
Проверьте себя…..141
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова…. .—
Размышляем о прочитанном……158
Творческое задание……—
Учимся читать выразительно….159
Фонохрестоматия. М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»…….—
Читатели Лермонтова о своих впечатлениях…..160
Молитва……162
Фонохрестоматия. М. Ю. Лермонтов. «Молитва»……163
Ангел…….—
Фонохрестоматия. М. Ю. Лермонтов. «Ангел»……164
«Когда волнуется желтеющая нива…»……..—
Фонохрестоматия. М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…»…..165
Размышляем о прочитанном……..—
Творческое задание……..—
Учимся читать выразительно……—
Литература и другие виды искусства……166
Обогащаем свою речь…….—
Литература и изобразительное искусство……..—
Проект…..—
Н. В. Гоголь…….167
Как работал Гоголь…….169
Проверьте себя……170
Тарас Бульба (в сокращении)……..—
Размышляем о прочитанном…….236
Учимся читать выразительно……..—
Обогащаем свою речь……237
Творческое задание……. —
Литература и другие виды искусства……—
Проект…….—
И. С. Тургенев…….238
«Вся моя биография в моих сочинениях…» ……239
Совершенствуем свою речь….240
Бирюк……—
Размышляем о прочитанном…..249
Совершенствуем свою речь…..249
Творческое задание…….—
Фонохрестоматия. И.С.Тургенев. «Бирюк»…..250
Стихотворения в прозе…….—
Русский язык……251
Близнецы……—
Два богача……—
Размышляем о прочитанном…..252
Учимся читать выразительно…….—
Творческое задание….-
Фонохрестоматия. И.С.Тургенев. «Русский язык».
«Близнецы». «Два богача»…….—
В творческой лаборатории Тургенева……253
Размышляем о прочитанном……—
Совершенствуем свою речь……—
Н.А.Некрасов…..254
Творческое задание……255
О поэме «Русские женщины»…….—
Русские женщины. Княгиня Трубецкая……256
Размышляем о прочитанном……271
Учимся читать выразительно……..—
Творческое задание….272
«Вчерашний день, часу в шестом…»…..—
Фонохрестоматия. Н.А.Некрасов. «Русские женщины»….—
Размышления у парадного подъезда….273
Из воспоминаний А. Я. Панаевой…..277
Размышляем о прочитанном…….
Совершенствуем свою речь…..278
А. К. Толстой…….279
Размышляем о прочитанном…….280
Василий Шибанов…..281
Князь Михайло Репнин…….285
Из высказываний Ф. М.Достоевского
О М. Ю. Лермонтове…….287
Размышляем о прочитанном……288
Учимся читать выразительно……..—
М.Е. Салтыков-Щедрин…….289
Проверьте себя……290
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…….291
Размышляем о прочитанном……300
Литература и изобразительное искусство…..301
Учимся читать выразительно…….—
Читаем самостоятельно……301
Обогащаем свою речь…….—
Фонохрестоматия. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил»……302
Нужен ли нам Щедрин сегодня?…….—
Размышляем о прочитанном……303
Творческое задание…….—
Литература и изобразительное искусство……304
Л. Н. Толстой……305
Совершенствуем свою речь……. 307
«В середине XIX столетия…»…….—
Детство (главы из повести)…..308
Размышляем о прочитанном……315
Размышляем о прочитанном…..322
Творческое задание…..—
Литература и изобразительное искусство……—
Совершенствуем свою речь……—
Как работал Толстой…..323
Размышляем о прочитанном……—
Обогащаем свою речь…….324
A.П. Чехов….325
Из воспоминаний о Чехове…..326
Проверьте себя…328
Совершенствуем свою речь…..—
Хамелеон……—
Фонохрестоматия. А. П. Чехов. «Хамелеон»….332
Размышляем о прочитанном……—
Злоумышленник….333
Учимся читать выразительно….337
Проект……—
Литература и жизнь….338
Размышляем о прочитанном…..339
Творческое задание……—
Литература и другие виды искусства……—
Читаем самостоятельно……..—
Творческое задание……340
Фонохрестоматия. А. П. Чехов. «Злоумышленник»……—
«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…»
Стихотворения о родной природе…..341
Проверьте себя……342
B. А. Жуковский. Приход весны……. —
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…»…..342
Благовест……343
«Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»…..—
И. А. Бунин. Родина…..345
Проверьте себя……—
Совершенствуем свою речь……—
Творческое задание….. —
ЛИТЕРАТУРНЫЕ МЕСТА РОССИИ
А. С. Пушкин
Московская квартира Пушкина на Арбате…… 346
Дом станционного смотрителя, деревня Выра
Гатчинского района Ленинградской области…..347
А. К. Толстой
Село Красный Рог Почепского района Брянской области…..348
Л. Н. Толстой
Музей-усадьба в Хамовниках. Москва, ул. Толстого, дом 21……350
А. П. Чехов
Дом музей А. П. Чехова. Москва, Садово Кудринская ул., дом 6…….351
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ к учебнику «ЛИТЕРАТУРА. 7 класс»
Раздел 1
https://drive.google.com/open?id=0ByRP9HG-kN8URE1xRDZ5eUhrckE
Раздел 2
https://drive.google.com/open?id=0ByRP9HG-kN8UM3pDdTZoeU5uLTg
Раздел 3
https://drive.google.com/open?id=0ByRP9HG-kN8UVGZpY2dyLUYzeG8
Раздел 4
https://drive. google.com/open?id=0ByRP9HG-kN8UVzBuTzFaUW1TeWs
Сборник «Пословиц о родине разных народов мира». Подготовить электронный иллюстрированный сборник пословиц народов мира о родине или о труде Пословицы о родине на разных языках
Пословицы народов мира о Родине. Проект выполнил ученик 7 класса Грачев Юрий. Руководитель: учитель русского языка и литературы Исаева Лиана Вахтанговна. МОУ «Ерышовская СОШ»
Цель работы: ознакомиться с пословицами различных народов мира о Родине. Задачи исследования: проанализировать данные, полученные в учебнике литературы и в Интернете. Гипотеза: на протяжении сотен поколений все народы мира защищали свою страну от врагов, и поэтому любовь к своей Родине воплотилась в мудрых пословицах. Основные методы исследования: Наблюдение, поиск и сбор информации. Подбор наиболее значимых материалов. Объект исследования: пословицы народов мира.
Пословица — народная мудрость. Пословицы живут в каждом народе, переходят из века в век, передают накопленный опыт новым поколениям. Сравнение пословиц разных народов доказывает, как много общего у этих народов. Пословицы о Родине подчеркивают горячую любовь к своей земле, к своему народу, они часто передают тоску по родине во время пребывания человека на чужбине.
А в поле один солдат, если он скроен по русски. (Русские пословицы) Эти пословицы говорят о силе и мужестве русского воина, который всегда отличался высоким патриотизмом. Один солдат ведет за собой тысячу.
За морем тепло, а дома теплее. Смысл этих пословиц: дом – это место, где царит тепло и уют. В чужом доме, как в глухом лесу. (Карельские пословицы)
Родина там, где тебе хорошо. (Индийская пословица) Согласно этой пословице, у каждого человека есть место, где его любят, ждут и в него верят.
Кто теряет родину, тот теряет все. (Абхазская пословица) Исходя из смысла этой пословицы, Родина – это дом, родные и близкие, то, что человек ценит и любит больше всего.
Родина — золотая колыбель. (Казахская пословица) Смысл этой пословицы в том, что не все в этой жизни измеряется деньгами и богатством.
Родина дороже любой страны. (Башкирская пословица) Смысл этой пословицы в том, что человек может любить путешествовать, с удовольствием изучать культуру других стран, но судьба его страны — его судьба.
На родине как в раю. (Мордовская пословица) Эта пословица говорит о том, что в другой стране может быть и хорошо, но там, где ты живешь, где ты родился, там лучше всего!
Любовь к Родине — высшее достоинство человека. (Грузинская пословица) Рассматривая эту пословицу, можно прийти к выводу, что любовь к Родине есть в каждом из нас. Она в нас от рождения, она в нас от наших отцов и дедов.
Птица не забывает родное гнездо. (Эвенкийская пословица) Если вдуматься в смысл этой пословицы, то станет ясно, что Родина всегда остается в наших сердцах, как бы ни сложилась наша судьба.
Без любимой Родины солнце не греет. (Шорская пословица) Народная мудрость гласит, что тоска по дому сильнее всего, без него человеку темно и холодно на свете.
Родился храбрец для Родины. (Ногайская пословица) Предназначение человека, согласно пословице, защищать Родину, ведь она и дом, и семья, и самое главное в жизни.
Заключение. Таким образом, проанализировав пословицы разных народов мира, мы пришли к выводу, что у всех людей, независимо от места их проживания, образ Родины всегда связан с такими понятиями, как дом, семья, любовь, преданность и храбрость. Отношение к родному краю определяет честь и достоинство любого человека. Выдвинутая нами гипотеза находит свое подтверждение.
Источники 1.В. Я. В.П. Коровина Журавлев В.И. Коровин Литература 7 класс Москва «Образование» 2016 2. https://yandex.ru/images/search?text 3.http: //flaminguru.ru/poslrodina.htm 4.http: //invirostov.livejournal.com/133903 .html
Народная мудрость и отражение культурных ценностей содержатся не только в сказках, но и в пословицах.
Предлагаю несколько пословиц разных народов, несущих важные смыслы.
О Родине.
Его земля сладка в горсти.
(рус. пословица)
Родная земля, как усталая постель.
(Белорусская пословица)
Выбирай любую дорогу, но не забудь родную страну.
(Туркменская пословица)
Глупая птица гнезда не охраняет.
(белорусская пословица)
Об уме.
Ум намного больше, чем сила. Там, где сила бесполезна, выручит разум.
(Египетская пословица)
(Русская пословица)
Звезды появятся — небо украсит, знания появятся — ум украсит.
(Монгольская пословица)
Нет ничего быстрее мысли.
(русская пословица)
Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто многое постиг.
(казахская пословица)
Учись смолоду — в старости не узнаешь голода.
(белорусская пословица)
В науку коротких путей нет.
(японская пословица)
Во всех поисках разума самое трудное — это начало.
(нем. пословица)
Восход солнца пробуждает природу, чтение книги просветляет голову.
(Монгольская пословица)
Есть предел жизни человека, но не учению.
(китайская пословица)
Знания, которые не пополняются ежедневно, с каждым днем уменьшаются.
О дружбе.
Дружба рождается в беде, а закаляется в труде.
(украинская пословица)
Кто ищет друга без недостатков, тот и без друга останется.
(рус. пословица)
Разбросанные гуси — добыча сплоченных ворон.
(каз. пословица)
Дерево держится корнями, а человек ему друг.
(рус. пословица)
Какие у тебя друзья, такие и ты.
(Мордовская пословица)
Ложь губит дружбу, почему дружбу не любит.
(рус. пословица)
Где нет дружбы, там нет успеха.
(молдавская пословица)
Не тот друг, что ходит на пиру, а тот, кто в беде помогает.
(Русская пословица)
Одно теплое слово и в лютый мороз согреет.
(китайская пословица)
Нет друга, так смотри: но ты его нашел, так берегись.
(русская пословица)
Без верного друга не узнаешь, какие ошибки совершаешь.
(китайская пословица)
Человек без друга, что земля без воды.
(рус. пословица)
О родителях.
Богатство людей — отец и мать.
(Таджикская пословица)
Семья — печка: как холодно, все к ней идут.
(рус. пословица)
Тот, кто слушает совет отца, редко ошибается.
(ингушская пословица)
Старик в семье — клад.
(китайская пословица)
Благодарность — наименьшая из добродетелей, неблагодарность — наихудший из пороков.
(англ. пословица)
Описание презентации для отдельных слайдов:
1 слайд
Описание слайда:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сорская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» Сборник пословиц народов мира о Родине. (проект) Выполнила: ученица 7А класса Вакулина Дарья. Руководитель: Безкорсая Л.Г., учитель русского языка и литературы Сорск, 2017
2 слайда
Описание слайда:
Почему я выбрал эту тему? Мне интересна тема «Пословицы народов мира о Родине». Выбрав эту тему для исследования, я решил выяснить, в чем проявляется народная мудрость в пословицах, как выражается в них любовь к Родине не только русского народа, но и других народов мира. Каждый народ является хранителем и собирателем собственной мудрости. Жемчугом такой мудрости являются пословицы, простые и короткие, но очень богатые и точные народные поговорки. Вот с этими жемчужинами народной мудрости о Родине я и решил познакомиться поглубже.
3 слайда
Описание слайда:
Сейчас тема грамотной, красивой речи актуальна для подрастающего поколения. Молодежи нужно запомнить эти сгустки народной мудрости и научиться по ним правильно и ярко говорить. Своей работой я хотел принести пользу своим товарищам. В пословицах от отцов к сыновьям, от дедов к внукам передавались главные правила жизни, а главное любовь к Родине. За каждой пословицей стоит авторитет поколений. Никто еще не осмелился оспорить эту поговорку. Оказывается, все, что в ней сказано, является непреложной истиной.
4 слайда
Описание слайда:
ЦЕЛЬ: создать проектный продукт — сборник пословиц народов мира о Родине, востребованный на уроках литературы при изучении устного народного творчества ЗАДАЧИ: собрать пословицы народов мира о Родина, проанализировать их содержание; сделать вывод, что у них общего; развивать кругозор, интерес к устному народному творчеству
5 слайд
Описание слайда:
Схематический план Почему я выбрал эту тему? Цели.
6 слайдов
Описание слайда:
Пословицы — это… «цвет ума народного…, житейская народная правда» В.И.Даль. «Стоны и вздохи, плач, рыдания и веселье, горе и утешение» В.И. Даль.
7 слайдов
Описание слайда:
из истории… Точно неизвестно, когда именно появились пословицы. Они возникли в глубокой древности, задолго до появления письменности. Народ — автор пословиц. Кто-то когда-то высказывал свои мысли, другие люди подхватывали, запоминали, передавали, вносили что-то свое.
8 слайдов
Описание слайда:
МУДРОСТЬ ПРОВЕРАНТОВ Пословица во всех делах помощник. Пословица не зря сказана. Без пословицы жить нельзя. Старая пословица не сломается. Глупая речь — не пословица. Речь без пословицы — что пища без соли.
9 слайдов
Описание слайда:
Роль пословиц Пословицы – незаменимая вещь в повседневной разговорной речи. Пословицы добавляют яркости и образности нашей речи, украшают ее и делают эмоциональной. Пословицы помогают развивать речь и память, мышление и логику, прививают трудолюбие и взаимовыручку, дружелюбие и аккуратность. Регулярное использование пословиц учит понимать народную мудрость, делать логические выводы, понимать окружающий мир, различные явления и события.
10 слайдов
Описание слайда:
Пословицы живут в каждом народе, они переходят из века в век, их создатели передают свою мудрость, свой опыт, свое представление о мире, о нравственных нормах новым поколениям. Все народы единодушно осуждают и высмеивают лень, глупость, жадность, трусость. Они единодушны в утверждении, что труд — основа жизни. Одной из главных тем пословиц всех народов является тема Родины.
11 слайдов
Описание слайда:
Пословицы о Родине у всех народов появились раньше других. Они выражают горячую любовь народа к своему Отечеству.
12 слайдов
Описание слайда:
Русские пословицы о родине. Рыбам — море, птицам — воздух, а человеку — Родина. Жить на чужбине — слезы лить. Нет на свете Родины прекрасней. Любимая родина – дорогая мать. На чужбине и пес тоскует. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. У каждого есть своя сторона. Каждая сосна шумит в своем лесу.
13 слайдов
Описание слайда:
Жить — Родине служить. Будь не только сыном своего отца — будь также сыном своего народа. Человек без родины, что соловей без песни. Родная земля сладка в горсти. У каждого есть своя сторона. С чужой стороны родина вдвое милей. На чужбине и калач не в радость, а дома и черный хлеб на сладость. Дым отечества легче чужого огня. Дома и стены помогают. На чужой стороне я рад своей воронке. Чужбина – калина, родина – малина.
14 слайдов
Описание слайда:
Народы мира о своей родине. Родится храбрец за Родину (Ногай) Родина дороже другой страны (Башкир) На своей улице и собака тигр (Афган) В родной табор всех тянет (Адыгэ) Без любимой Родины и солнца не делает не тепло (шор) Лучше на Родине кости сложить, как на чужбине славу получить (украинка) Можно покинуть свой дом, но не родину (азербайджан) Родина — чужая ягода — кровавая слеза ( эстонский)
15 слайдов
Описание слайда:
Тоска по Родине сильнейшая. Без родины человеку темно и холодно. В тоске по Родине проявляется любовь к своей стране. * Если Родина сильна, то и душа радостью полна (Белорус) Земля ее, как постель усталому. (эвенкийский) * Любовь к Родине — высшее достоинство человека (грузинский) * Гнездо родное и птица не забывает (грузинский) * Без любимой Родины солнце не греет (грузинский)
16 слайдов
Описание слайда:
*Выбирай любую дорогу, но не забудь родную страну (туркмен) * Если у меня нет родины, пусть не светит мне солнце (туркмен) * В моей родной земле, как в раю (мордовская)
17 слайдов
Описание слайда:
Так пословицы разных народов воспевают любовь народа к своей Родине. Она родилась от своих отцов и дедов.
18 слайдов
Описание слайда:
Хакасские пословицы о Родине Соспек — пословица (халтура) — Отчий край, что рай, сад, чужбина — ад сущий. — С лошадью можно расстаться, но с родиной не расстаться. -Сваха чужбину хвалит, а сама в нее не ступает. — Слушать старших — продлевать жизнь. — Не хвастайся перед боем, солдат, а хвастайся тем, как вернешься.
19 слайдов
Описание слайда:
Пусть сила снова превратится в подвиг, и за пролитую кровь будет отомщено. У всего есть своя мера, меру терпеть нельзя, в ней нет смысла. Человек, у которого нет родины, скучает по ней, человек, у которого есть дом, скучает по нему. С момента сотворения белого света нет силы сильнее, чем люди. С родной стороны и камешек знаком. Хакасские пословицы дают оценку всему происходящему. В них отражается народный разум, народная правда, забота о Родине.
20 слайдов
Описание слайда:
Наибольшее впечатление на меня произвела хакасская пословица «На родной стороне и камешек примета». Человек осознает свою Родину далеко от нее. Уезжаешь в другую страну или другой город, там все кажется странным и незнакомым, начинаешь скучать по родным улицам, домам, деревьям, родным и друзьям. Возвращаясь домой после долгой разлуки, ты как бы заново открываешь для себя красоту родного края, тебе здесь все дорого: каждая тропинка, парк с деревьями, река, где ты научился плавать. Вот почему в народе говорят: «На родной стороне и камешек знаком».
21 слайд
Описание слайда:
Мои размышления над пословицами о Родине Мы Родину свою зовем Отечеством. Потому что в нем с незапамятных времен жили наши отцы и деды. Потому что они в нем родились, в нем говорят на нашем родном языке и все в нем родное. Мы зовем себя Матерью, потому что она кормила нас своим хлебом, напоила нас своими водами и, как мать, оберегает и оберегает нас от всех врагов. В мире много хороших государств и земель, но у человека одна мать — одна для него и его Родины. Все это помогло мне осознать пословицы о Родине.
22 слайда
Описание слайда:
Выводы Таким образом, ознакомившись с пословицами разных народов мира о Родине, можно прийти к выводу, что у всех людей, независимо от места их проживания, образ Родины всегда связан с такими понятиями как дом, семья, любовь, преданность и мужество. Отношение к родному краю определяет честь и достоинство любого человека. Пословицы о Родине говорят о сильной любви народа к ней. «Они не выбирают Родину, начиная видеть и дышать. Родину в мире непреклонно принимают, как отца и мать. Эти слова утверждают, что Родина – главное для человека.
23 слайда
Описание слайда:
Защита мира – дело всех народов. Для человека любой национальности нет ничего дороже Родины, а потому не жалко отдать за нее жизнь.
24 слайда
Описание слайда:
Русские пословицы о защите Родины За Родину свою не жалей ни сил, ни жизни. Берегите свою Родину, как зеницу ока. Кто за Родину сражается, тот истинный герой И воин в поле один, если он по-русски скроен. Кто сражается за Родину, тому дается двойная сила. В Москву на танках, а из Москвы на санях.
25 слайдов
Описание слайда:
Если народ един, он непобедим. Где робкий Семен, там враг силен. Враг хотел пировать, а ему пришлось горевать. Бой — святое дело, иди на врага смело. Берегите родную землю, как любимую мать. Получите свою славу в бою. Белый гриб хороший, а солдат умелый. Мужество — сестра победы. Берегите честь солдата святого. Умелый боец везде молодец. У сообразительного солдата в рукавице тоже есть граната. Прежнюю славу битвы не завоевать. Побывать на битве — узнать цену жизни.
Пословица – короткая народная поговорка поучительного содержания. Бывший. : В колодец не плюй, воду попить полезно. Пословица – это небольшое предложение, являющееся элементом народного творчества, включающее в себя законченную, поучительную и формализованную мысль. Пословицы по структуре предложения очень ритмичны и звучны за счет использования рифмы (окончания согласных), аллитерации (повторение одних и тех же согласных) и ассонанса (повторение одних и тех же гласных). Пословицы о Родине подчеркивают горячую любовь к своей земле, к своему народу, они часто передают тоску по родине во время пребывания человека на чужбине.
Русские пословицы «Мать не боится умереть за Родину»; «Везде хорошо, а дома лучше»; «Человек без родины, что семья без земли». Нужно придерживаться родной стороны и не забывать о своих корнях. И тогда вы будете гордиться своей Родиной. Если вы уважаете свою Родину, другие будут делать то же самое.
Карельская пословица За морем тепло, а дома теплее Из смысла этой пословицы мы видим, что дом – это место, где царит тепло и уют.
Индийская пословица: «Дурака дома берут в плен» «Родина там, где тебе хорошо». У каждого человека есть место, где его любят, ждут, верят в него.
Мордовская пословица: В родной земле — как в раю Эта пословица говорит о том, что в чужой стране может быть и хорошо, но там, где ты живешь, где ты родился, там лучше всего!
Белорусская пословица: Родная земля, что за постель усталому. На родной земле, то есть дома, лучше спишь и лучше живешь. Родная земля есть родная, на чужбине хорошо не почувствуешь.
Грузинская пословица Любовь к Родине – высшее достоинство человека Рассматривая эту пословицу, можно прийти к выводу, что любовь к Родине есть в каждом из нас. Она в нас от рождения, она в нас от наших отцов и дедов.
«Пословицы о хлебе» — Плохой обед, когда нет хлеба. Пословица гласит: «Отрезанный кусок обратно не приклеишь». Не нужно хвастаться, если не знаешь, как родится хлеб. Сколько пословиц и поговорок, связанных с хлебом, в русской речи! Перерыв с хлеба на квас. Пословицы и поговорки, прославляющие хлеб. В нашей речи многие крылатые выражения также связаны с хлебом.
«Пословицы и поговорки» — Комплексный урок информатики и литературы. Высказывания. Закрасьте начало и конец каждой пословицы одним цветом. Работайте небрежно. Аршин — старинная русская мера. Как называются программы для обработки текстовой информации. Безопаснее действовать сообща. Цели и цели. Будет зима — будет лето. Сравнения вставить.
«Скороговорки для детей» — Кукушка. Тяжелый кожух на жуке. Старые болтуны. Ужица. Рукавицы и валенки. Шесть мышей. Три сороки. Я не могу заготовить сено сама. Лиса. Скороговорки. Цапли. Назар. Дядя Коля. Наши руки. Дыни. Старик Скороговоров. Семь свиристелей. Валенки. Белые бараны. Евсей. Пончик. Пыль. Заяц. Скороговорки учат четкому и отчетливому произношению.
«Пословицы и поговорки о воде» — Послушайте, как категорично и твердо они звучат. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими. Трудно сказать, с какого времени в народе стали ходить пословицы. Пословица – это не простое изречение. На катящемся камне мох не растет. Посмотрите в воду на свою природу. И пословицы, и поговорки возникли в далекой древности.
«История пословиц и поговорок» — Цель: Многие пословицы использовались в древних летописях и писаниях. В средневековой Европе составлялись сборники пословиц; Первые пословицы появились очень давно. Задачи: Многие пословицы основаны на какой-либо басне или сказке. Знакомимся с историей появления пословиц. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются друг с другом.
«Пословицы» — Читать книги — не знать скуки. Сыр белее, а мать всех друзей милее. Писать — это не царапать языком. Каков мастер, такова и работа. Люди питаются наукой. В здоровом теле здоровый дух. Его земля сладка в горсти. Вражда не приносит пользы. Пока железо работает, ржавчина его не берет. У нашей свахи нет ни друга, ни брата.
Всего 12 презентаций
тема, идея, главные герои, художественные средства (ломоносов М.В.). Стихотворный тест
Произведение, которое мы рассмотрим, имеет более длинное и осмысленное название: «Ода на день восшествия Ее Величества Императрицы Елизаветы Петровны на Всероссийский Престол в 1747 году». Она написана в честь самого главного праздника для всей страны. В этой статье мы рассмотрим то, что я хотел сказать в своей — «Оде ко дню Вознесения». Резюме и анализ этой работы помогут нам понять посыл ученого. Итак, приступим.
Ломоносов, «Ода на Вознесение». Резюме
В своем произведении автор воспевает величие России, богатство ее земель и морей, счастливые села, крепкие города, урожаи. Затем он обращается к образу Елизаветы. Ломоносов описывает ее как красивую, добрую, великодушную, спокойную, завершившую войну на русской земле. Он говорит, что в мирной России наука развивается, и наступили хорошие времена. Все это описано с применением различных метафор и прочего, которыми полна ода Ломоносова «В день вознесения».
В последней части он возвращается к «источнику милосердия» — Элизабет. Ломоносов называет ее ангелом мирных лет. Он говорит, что Всевышний защищает и благословляет ее.
Разбор оды М. В. Ломоносова на день вознесения императрицы Елизаветы Петровны
Как, наверное, заметили читатели, автор восхваляет императрицу за мирное время. Однако это не так. Только так он пытался донести до императрицы свое мнение, что России хватит воевать, пролито много крови, пора бы насладиться миром.
Почему он пишет об этом? В те времена встал вопрос, будет ли Россия участвовать в войне вместе со странами, воевавшими с Францией и Пруссией. Автор, как и многие другие, против этого. Он хочет, чтобы Россия развивалась. Поэтому можно сказать, что его похвальная ода носит политический характер, его собственная мирная программа.
Тем не менее у императрицы были заслуги. Она начала вести мирные переговоры со Швецией. Этот момент не забыли отметить в хвалебной песне Ломоносова («Ода ко дню Вознесения»). Краткое содержание показывает нам, как ученый и писатель хвалит Елизавету за развитие науки. Это связано с тем, что в 1747 г. императрица увеличила количество средств на нужды Академии. После этого поступка ученый написал свою знаменитую оду.
Приемы, использованные в произведении
Основное литературное средство, использованное в оде, — метафора. Благодаря ей Ломоносову удается красиво возвеличить свою страну, ее правителя, призвать к миру и развитию. Мирное время он зовет любимой тишиной, войну — огненными звуками.
Сравнения встречаются и в произведении: «душа ее зефир тише», «зрение краше рая».
Благодаря олицетворению Ломоносова, он одушевляет различные явления: «молчи. .. звуки», «вихри, не смейте реветь», «Марс боялся», «Нептун чудился».
Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода?
Ломоносов был настоящим патриотом своей страны. Он всячески хвалил ее, болел за нее всей душой. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что этот жанр позволял ему воспевать все, что казалось ему значимым. Ведь «ода» переводится с греческого как «песня». Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему он смог передать свой взгляд на развитие России. В то же время он сохранил классицистическую строгость языка в своей — «Оде на день вознесения». Краткое содержание показывает нам, насколько важные темы смог затронуть автор в своей оде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво донести до правителя свои идеи и взгляды.
Заключение
Мы рассмотрели одно из лучших литературных произведений М.В.Ломоносова — «Оду на день восшествия на престол Елизаветы Петровны». Краткое содержание и показало, какие темы затрагивал автор, как он их передал, какое значение они имели. Мы узнали, что Ломоносов был патриотом. Он хотел, чтобы правительница Елизавета продолжила дело отца: занималась образованием, наукой.
Мы узнали, что ученый и писатель был против войны и кровопролития. С помощью письменной оды ему удалось донести свои взгляды на желаемое будущее России до самой императрицы. Таким образом, это произведение было написано им не просто так в честь ежегодного празднования восшествия императрицы на престол. Ломоносов передал правителю свое видение развития страны.
М.В. Ломоносов — великий ученый и поэт. Он стал светилом науки в 18 веке. и по сей день его произведения не забыты. Поэзия для Ломоносова не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного лица, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала основным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.
Одним из самых известных произведений Ломоносова стала ода «На день вознесения Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:
Радость царей и царств земных,
Возлюбленная тишина
Блаженство сел, град ограда,
Если ты полезен и красен!
Когда она взошла на престол,
Как Всевышний дал ей венец,
Я вернул тебя в Россию,
Война закончилась.
Он послал человека в Россию
То, что не было слышно из века в век.
Сквозь все преграды он поднял
Голова, победами увенчаюсь,
Россия, растоптанная варварством,
Вознесшаяся со мною на небо.
Описывая Петра I, Ломоносов обращается к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще большую торжественность оде.
Ода «На день вознесения Елизаветы Петровны» не только похвала императрице, но и назидание ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, великая страна, она могучая, мудрая и живет мирно, но главное, что такое будущее возможно, если Россия есть святая держава, существование которой невозможно без просвещенного монарх. Уходя в эпоху Петра I, Ломоносов как бы говорит Елизавете, что она должна брать пример с отца и продолжать его великие дела, в частности, способствовать развитию науки, как это делал ее отец:
… Божественные науки
Через горы, реки и моря,
Взгляни на горы выше,
Взгляни широко в свои поля,
Где Волга, Днепр, где течет Обь;
Богатство, скрытое в них,
Наука будет откровенна
Что расцветает от твоего великодушия.
Такой огромной стране, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь до Дальнего Востока, нужны образованные люди. Ведь раскрыть все природные богатства России смогут только знающие люди:
Эх ты ждал
Отечество из недр его,
И хочет увидеть тех,
Что зовет из заграницы!
Дерзай, ныне осмелев,
Покажи своей речью
Что умеют владеть Платоны
И догадливые Ньютоны
Русскую землю рожать.
В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что земля русская способна дать умы, равные тем, «которых он из чужих стран призывает!» Он дает понять, что Россия — это не только богатые природные ресурсы, но и способные люди. Люди, которые могут не только впитывать науку, но и сеять ее плоды. Строки становятся естественным продолжением оды:
Науки юношества питают,
Радость старикам подают
В счастливую жизнь украшают,
При несчастном случае заботятся;
Радость в домашних трудностях
И в дальних странствиях не помеха.
Наукой пользуются везде, —
Среди народов и в глуши,
В городском шуме и одиночестве,
Сладки в покое и в труде.
Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только сам по себе неинтересен и скучен, он еще ведет ту же жизнь. Без знаний человек не способен духовно развиваться, поэтому, воспевая науку, автор прославляет и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения – основная идея оды, это связующая нить… Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание – это фундамент всего.
Ода Ломоносов больше, чем просто литературное произведение Это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Отличный пример того, что потомки следовали его заповедям — Государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.
Для Ломоносова поэзия была отраслью риторики (науки красноречия — умения красиво и убедительно говорить). А для того, чтобы убедить слушателя, были придуманы строгие правила, изложенные Ломоносовым в произведении, которое называлось «Риторика». Смысл правил заключался в том, чтобы научить поэтов излагать любое высказывание как можно подробнее. Все отступления от темы высказывания должны были способствовать его раскрытию. По этому принципу строились оды.
Тема «Оды на день Вознесения…» есть просвещение России, но дана она постепенно, «для» прославления императрицы. «Термины» — как называл Ломоносов слова, составлявшие тему — «рассыпаны» по произведению, даны через образы, но после прочтения тема четко определена:
Тогда науки божественны
Через горы, реки и моря
Руки простерты к России
К этому монарху, говоря:
«Готовимся с величайшей осторожностью
Подать по-русски нова
Плоды чистейшего ума. ..
… Дерзайте ныне осмелеть
Покажите своими руками
Что умеют владеть Платоны
И догадливые Ньютоны
Русскую землю рожать.
Поэт воздействует не столько на разум, сколько на эмоции и воображение читателя. Поэтому образы Ломоносова, восхищавшие одних современников поэта и вызывавшие негодование у других, весьма необычны:
Молчи, огненные звуки
И перестань колебать свет;
Здесь, в мире, чтобы расширить науку
Элизабет была довольна.
Вы, наглые вихри, не смейте
Ревите, но разглашайте кротко
Наши времена прекрасны.
Слушай молча, вселенная:
Се, лира восторгается
Имена велики…
Такие олицетворения взяты Ломоносовым из древних риторических традиций, они не только украшают произведение, но и несут в себе глубокий смысл.
Главной темой, которая волнует поэта на протяжении всех его произведений, является судьба России. По Ломоносову, Бог (Творец) оберегает эту страну и посылает ей мудрых правителей. Одним из мудрейших монархов Ломоносов считал Петра Великого, которого воспевал не только в одах, но и в поэме «Петр Великий».
Он же воспет в «Оде на день вознесения…»:
Страшные дивные дела
Творец мира от века
Своими судьбами
Прославься в наши дни;
Послал Человека в Россию,
То, чего не слыхали века…
После утраты Россией Великого Человека наступили годы мрака:
… Но о, жестокая судьба!
Достойный муж бессмертия,
Наше блаженство причина
К невыносимой печали наших душ
Завистливо отвергнутый судьбой
Он поверг нас в глубокий плач!
Внушая наши рыдания в уши,
Верхи Парнасские взбунтовались,
И музы сопровождали плач
Светлый дух у дверей рая…
Но благодать пришла с приходом Елизаветы — «блаженство сел , город радости». При Елизавете — Тишина (на иврите «Елизавета» — «мир», «тишина»), прекращаются войны, и начинается долгожданный мир. Через множество добрых дел поэт показывает главное — покровительство наукам, которое многое даст России, в том числе открытие сокровищ, «которыми гордится Индия» (полезные ископаемые, которыми богаты «теплые страны»).
Все добрые дела совершаются или будут совершаться при Елизавете, к чему взывает поэт, говоря, что Всевышний будет помощником в добрых делах государыни:
Тебе, о милости источник
О ангел наших мирных лет!
Всемогущий на том помощнике,
Кто смеет гордиться,
Видя наш мир,
Восстань против тебя с аоино;
Творец хранит тебя
Во всем беспрепятственно
И благословил жизнь твою
Сопоставляется с числом твоих щедрот.
Цель поэта — убедить читателя в неопровержимой истине, а раз поэт обращается в своем произведении к монарху, значит, он должен убедить и его. Вот почему, по мнению Ломоносова, роль поэта в государстве очень важна.
«Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.» написана «в высоком спокойствии» и прославляет дочь Петра I. Отдавая дань достоинствам императрицы, ее «кроткому голосу», « доброе и красивое лицо», стремление «расширить науку», поэт говорит о своем отце, которого называет «человеком, о котором не слыхали испокон веков». Петр I — идеал просвещенного монарха, отдающего все силы своему народу и государству. Ода Ломоносова дает образ России с ее бескрайними просторами, огромными богатствами. Так возникает тема Родины и служения ей — ведущая в творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Заканчивается она гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу земли русской… Таким образом, просветительские идеалы поэта нашли выражение в «Оде 1747 года».
Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны многих миров», дойти до сути явлений через «малый знак вещей» — таковы темы стихотворений «Ве-чернее отражение», «Два астрономы оказались вместе на пиру…» и другие. чтобы приносить пользу стране, нужен не только трудолюбие, но и образование, считает Ломоносов. Он пишет о «красоте и важности» учения, которое делает человека творцом, духовно деятельным человеком. «Используйте свой собственный ум», — призывает он в стихотворении «Послушайте, пожалуйста…».
На занятии рассмотрим «Оду на день восшествия Ее Величества Императрицы Елизаветы Петровны на Всероссийский престол в 1747 году». Давайте разберемся, что такое ода и разберемся в ее задачах. Считать, что М.В. Ломоносов в своей оде хочет передать Елизавете I.
На уроке мы рассмотрим тему: «М.В. Ломоносова «Ода ко дню восшествия Ее Величества Императрицы Елизаветы Петровны на Всероссийский престол в 1747 году» «. Сначала выясним, что такое ода.
Жанр оды характерен для такого литературного направления, как классицизм, в основе которого лежит идеология Просвещения. Французские просветители Франсуа-Мари-Аруэ (Вольтер) и Дени Дидро считали, что «просвещенная монархия» приведет к наибольшей пользе для людей государства (рис. 1).
Рис. 1. Просветители
Это значит, что государством должен управлять образованный и развитый монарх. Но монархи вовсе не обязательно оказывались просвещенными, и чтобы указать им на что-то, посоветовать им, не рискуя своей жизнью, поэты в одах восхваляли черты характера правителей и идеи, которые они хотели воплотить.
Считать, что М. В. Ломоносов в своей оде хочет передать Елизавете I (рис. 2).
Рис. 2. Императрица Елизавета
Рис. 3. Stanza 3
Молчание здесь означает окончание войны 1741-1743 годов со Швецией. Но представление о мире в одном шире: (рис. 4).
Рис. 4. Отрывок из работы
Для правителя важно не расширение границ государства, а счастье его подданных. И черты характера императрицы приписываются соответствующие: кротость, смирение.
«Душа ее зефир тише,
И вид прекраснее рая.
Шестая строфа — основная мысль оды. М.В. Ломоносов — ученый, создатель Российской академии Наука — прославляет науку (рис. 5).
Рис. строфе, появляется персонаж, которого сразу не называют по имени, именуется человеком с большой буквы, он послан на Русь самим Творцом, то есть творцом.Основатель, по мнению М. В. Ломоносова, более почтенный чем Марс и Нептун.Этот человек — Петр I, он строит новую Россию, новый город, и именно он подпишет указ об учреждении Академии наук. Академия уже организована Екатериной I.
В девятой строфе науки превращаются в живых существ. У наук есть руки, которые протягивают их к Петру в знак почтения.
После оплакивания смерти Петра Великого и краткого упоминания о Екатерине автор возвращается в оде к Елизавете Петровне (рис. 6).
Рис. 6. Отрывок из работы
Ломоносов возвращается к ценности мира и недопустимости войны.
В тринадцатой строфе воинская слава омрачена не плачем о своих погибших, а стоном побежденных (рис. 7).
Рис. 7. Станца 13
Автор пытается уверить Елизавету I и читателя в том, что наука России необходима, потому что богатство страны огромно и его можно освоить с помощью науки (рис. 8). Для описания необъятности государства автор использует семь строф и описывает его с точки зрения творца.
Рис. 8. Отрывок из произведения
Последние две строфы оды (наиболее цитируемые) посвящены человеку, который с помощью науки овладеет созданными богатствами. В этих строках упоминаются Исаак Ньютон и Платон, ведь идея создания научной школы принадлежит русским ученым. В те времена дворянских детей обучали наукам иностранцы, которые ими совсем не владели и учеными не были (рис. 9).).
Рис. 9. Выдержка из работы
наука (рис. 10).
Рис. 10. Отрывок из произведения
В конце текста по канонам оды мы возвращаемся к образу Елизаветы, прославляющей ее.
Основные идеи, изложенные в оде, — прославление мира и отрицание войны, утверждение необходимости счастья для каждого человека, прославление Петра I, Екатерины и Елизаветы, а самая главная идея — прославление наука и ее наибольший потенциал (рис. 11).
Рис. 11. Сочинение оды
Библиография
- Курдюмова Т.Ф. и прочая литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. — М.: Дрофа, 2013.
- Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9 класс. Учебник в 2-х частях. — 7-е изд. – М.
: 2012. Часть 1 – 344 с., часть 2 – 408 с.
- Литература. 9 класс. Учебник в 2-х частях / Под ред. Беленький Г.И. — М.: Часть 1 — 13-е изд., 2009, 368 с.; Часть 2 — 11 изд., 2010, 423 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и прочая литература. 9 класс. История вашей литературы. В 2 части. — 2-е изд., испр. — М.: 2010., ч. 1 — 304 с., ч. 2 — 272 с.
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.П. и прочая литература. 9 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013. – ч. 1 – 399 с., ч. 2 – 383 с.
- Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература. 9 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: 2011. Часть 1 – 344 с., часть 2 – 264 с.
- Курдюмова Т.Ф. и прочая литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях — 15-е изд., стер. — М.: 2013; 1 часть — 272 с., 2 часть — 288 с.
- Интернет-портал «Rvb.ru» ()
- Интернет-портал «Литра.ру» ()
- Интернет-портал «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» ()
Домашнее задание
Ответьте на вопросы:
- Что такое ода?
- С какой целью М.
В. Ломоносов написал свою работу?
- Каковы основные мысли «Оды на день восшествия Ее Величества на Всероссийский престол Ее Величества Императрицы Елизаветы Петровны в 1747 году»?
Михаил Васильевич Ломоносов известен не только как выдающийся ученый, но и как талантливый писатель и поэт, внесший большой вклад в русскую литературу. Одно из его известных произведений — «Ода на день восшествия Ее Величества Императрицы Елизаветы Петровны на Всероссийский престол в 1747 году». Предлагаем краткий анализ «Оды на восшествие Елизаветы на престол» по плану, который поможет при подготовке к уроку литературы в 8 классе.
Краткий анализ
История создания — Стихотворение написано в 1747 году.
Тема стихотворения — Прославление великих достижений императрицы Елизаветы Петровны.
Композиция — Композиция условно состоит из трех частей: в первой части прославляется монарх, во второй описываются богатства и возможности России, в третьей части снова возносятся хвалебные слова мудрый правитель.
жанр — Ах да.
Стихотворный размер — Четырехстопный ямб с перекрестными, смежными и опоясывающими рифмами.
Метафоры – « дают… плоды разума.
Эпитеты – « щедрый», «земной», «великий», «глубокий», «жестокий». прекраснее рая.»
Подражание — « вихри, не смей реветь», «Марс боялся».
Гипербола – « через горы, реки и моря».
Славянизмы – « град», «дочь», «вия», «се». 1747 г., в шестую годовщину знаменательного события — восшествия на престол Елизаветы Петровны, в своем труде он отметил положительные стороны царствования новой императрицы, продолжившей добрые дела Петра I.
Елизавета взялась за реорганизацию Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, удвоила средства, необходимые для нужд Академии, всячески поддерживала науку и российских ученых.
В этот же период поднимался вопрос о возможном вступлении России в новую войну. .. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предложила русскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийское наследство.
В своем произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за ее стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе образования, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.
Тема
Центральной темой произведения является прославление великих подвигов императрицы Елизаветы Петровны, избравшей, по мнению автора, верный курс в управлении Российским государством.
Основная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является высшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой рабочий или монарх.
По сути, ода – это послание, адресованное не только императрице, но и современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, ее духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.
Композиция
Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трех условных частей, логически связанных друг с другом.
В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и восхваляет императрицу, ее заслуги перед отечеством. Он также прославляет былые достижения государства и его правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета приняла эстафету великих дел.
Во второй части поэт постепенно отходит от личности правителя и сосредотачивается на величественном образе России, с ее бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Он видит укрепление и обогащение государства в развитии наук, а будущее страны в образованной, просвещенной молодежи.
Заключительная часть произведения еще раз прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отечества.
Жанр
Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова.