13, Июл, 2025
629880, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск, ул. Новая, д. 9

Канакина горецкий 4 класс 1 часть учебник: Упражнение 1 — ГДЗ Русский язык 4 класс Канакина учебник часть 2. Страница 66

Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 2 Канакина В. П., Горецкий В. Г.

  • Главная /
  • Каталог /
  • Начальное образование (1-4 классы) /
  • Русский язык /
  • Русский язык.
    4 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 2

Линия УМК: Русский язык. Канакина В.П. (1-4) (Школа России)

Серия: Школа России

Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Номер ФПУ : 1.1.1.1.1.1.5

828,00 ₽

Количество:

Аннотация

Учебник «Русский язык» входит в образовательную систему «Школа России». Содержание учебника направлено на формирование у обучающихся функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Материал учебника позволяет организовать дифференцированное обучение и обеспечивает достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования.

Системный подход к изучению русского языка, реализованный в заданиях разного типа и рубриках «Страничка для любознательных», «Наши проекты», «Проверь себя», позволит развивать у обучающихся прочные языковые навыки и формировать интерес к обучению. Содержание переработанного учебника имеет ряд дополнений и изменений: скорректированы задания, переработана рубрика «Проверь себя». Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Артикул 05-0046-11
ISBN 978-5-09-104515-4
Год титула 2023
Размеры, мм 200x270x9
Количество страниц 160
Красочность
цветная
Вес, кг 0,3000
Класс/Возраст 4 кл.
Предмет Русский язык
Издательство
Просвещение

Оставьте отзыв первым

«Правила русского языка 4 класс»

 

Состав слова

1. Корень – это общая часть родственных слов.

Слова, которые имеют общий смысл и одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными.

Напримерлетать, лётчик, перелёт, взлётная (полоса), прилёт.

                Следует различать однокоренные  или родственные слова и форму одного и того же слова: лес, лесной,  лесник, лес

ничий, лесовичок – это родственные слова.

               лес, леса, в лесу– это форма одного и того же слова.

2. Окончание  изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в предложении.

             Например:   читал (что?) книгу рассказывал (о чём?) о книге

                                   восхищался (чем?) книгой

 3. Суффикс —  это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

              Например:   берёза, берёзка, берёзовая (роща)    

4. Приставка —  часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

              Например:  ходит,  подходит, переходит, заходит.        

5. Основу слова составляют:  приставка, корень, суффикс

  

Например:           подснежники        заморозки

__________________________________________________________________

ЗВУКИ И БУКВЫ

                      звуки                             и                              буквы

              (то, что слышим)                                           (то, что пишем)

 

 

 

 


                  Гласные                                                              Согласные

 

       ударные      безударные                                     звонкие [Л]        глухие [Х]

                                                                                   твёрдые  [М]      мягкие [М’]

                                                                                   парные [Б]         непарные [П]

Все слова в устной речи состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки и буквы.

А-О-У-Э-Ы-И – звуки гласные мои.

Их не трудно перечесть,

Гласных звуков ровно шесть.

А-О-У-Э-Ы-И – звуки гласные мои.

При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает преград.

Гласных звуков в языке 6. Это звуки: А, О, У, Ы, Э, И. Гласные образуют слог. Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов. В русском языке 10 гласных букв: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е, причем:

— гласные первого ряда: А, О, У, Ы, Э – показатели твёрдости согласного.

— гласные второго ряда: Я, Ё, Ю, И, Е – показатели мягкости согласного.

        

 

Твёрдый звук                                        Мягкий звук

[М] мал, мол, мул, мыл                         [М’] мял, мел, мил, мёл

[Н] нос                                                    [Н’] нёс

[Л] лук                                                    [Л’] люк

Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один или два звука.

Буква е             [э]  или  [й’] [э]

Буква ё             [о]  или  [й’] [о]

Буква ю            [у]  или  [й’] [у]

Буква я             [а]  или  [й’] [а]

·        Один звук эти буквы обозначают после мягких согласных:

             вес [в’эс], вёз [в’ос], тюк [т’ук], вяз [в’ас]

·        Два звука могут обозначать в следующих случаях:

— в начале слова           ель   [й’эл’]

— после гласных        стоял   [стай’ал]

— после ъ, ь               вьюга   [в’й’уга]         съёмка   [cй’омка]

Согласные звуки и буквы.

При произнесении согласных звуков струя воздуха встречает преграду в виде языка, зубов и губ. Согласных звуков 36. Они делятся на:

________________________________________________________

Парные

звонкие

Б   В  Г  Д  Ж   З

глухие

П  Ф  К  Т  Ш  С

Непарные

звонкие

Й  Л  М  Н  Р  (сонорные)

глухие

                                Х  Ц  Ч  Щ

 

твёрдые

Ж  Ш  Ц                             всегда твёрдые

мягкие

всегда мягкие                        Й  Ч  Щ

Звуко – буквенный разбор слова.

1.      Определи сколько в слове слогов.

ЗАПОМНИ!

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Деревья3 слога

Одна гласная буква может образовать целый слог.

2.      Узнай, на какой слог падает ударение. Ударный слог сам тянется и «выдаёт» себя. Дай характеристику гласным и согласным звукам.

3.      Подсчитай количество звуков и букв в слове.

Кра – си – ва – я – 4 слога

к [к] – согл., тв., глух., парн. (г-к)

р [р] — согл., тв., зв., непарн.

а [а] – гл., безуд.

с [с’] — согл., мягк., глух., парн. (з-с)

и [и] – гл., ударн.

в [в] — согл., тв., зв., парн. (в-ф)

а [а] – гл., безуд.

     [й’] — согл., мягк., зв., непарн.

я   [а] – гл., безуд.

8 б., 9 зв.

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ

Орфограмма – это опасное место или сомнительная буква, в написании которой можно сделать ошибку.

Как работать с орфограммой.

  1. Найди орфограмму (сомнительную букву) и подчеркни её одной чертой.
  2. Обозначь часть слова, в которой эта буква находится. Это может быть приставка (¬), корень (       ), суффикс (˄), окончание (      ).
  3. Объясни и обозначь условия выбора этой орфограммы.

4.      Правила переноса слов.

5.      — Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам. Например: пар – та, пе – нал

6.      — Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую. Переносить надо только так: эта – жи, ра – дио

7.      — Ъ, Ь, Й остаются на предыдущей строке. Например: паль – то, май – ка, объ – ём

8.      — При переносе не отрывай первую букву от корня.

Пример: по – свя – ти – ли, при – крик – нуть

9.       — Слова с удвоенными согласными надо переносить так: кас – са, рус – ский

ЗАПОМНИ!

Если удвоенные согласные стоят в начале корня, они не разделяются:

по – ссо – рил – ся.

_____________________________________________________________

Правописание гласных в корне слова

ГЛАСНЫЕ

 

                     проверяемые                                           непроверяемые

Чтобы правильно написать безударные гласные о, а, е, и, я в корне слова нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Например: вода – воды, зима – зимний

Непроверяемые безударные гласные нужно проверять по орфографическому словарю и запоминать.

Члены предложения.

 

1. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком  или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что?  Подлежащее чаще всего выражено  именем существительным. Подчёркивается одной чертой.

 

2.Сказуемое  — это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала?  Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

 

3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается

волнистой линией. Определение выражается прилагательным.

 

 

4. Дополнениеэто второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы:    кого? Чего?  кому?      Чему? кого?  кем?   чем? о ком?     о чём?

и  подчёркивается  отрывистой линией ——— . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

 

5. Обстоятельствоэто второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда?  и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

 

Например: В зеленой   роще  путников   встретили   веселые   голоса    птиц.

 

Предложение-  это   слово или несколько слов, связанных по смыслу.

1.По цели высказывания предложения бывают:

   Повествовательные:    На дворе стоит прекрасная погода.

   Вопросительные:          Почему вы не гуляете?

   Побудительные:            Идите скорее!

2.По интонации:

   Восклицательные:        Мне подарили щенка!

   Невосклицательные:    Мне подарили щенка.

3. По наличию второстепенных членов:

   Нераспространенное:   Весна  пришла.

   Распространенное:       Пришла  долгожданная весна.

_____________________________________________________________________________

Части речи.

I.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи людей, зверей и отвечает на вопрос кто? или что?

Например: стол, парта, костюм, дождик. На вопрос  кто? отвечают одушевлённые существительные. Например: медведь, собака, лошадь, кузнечик,

На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные. Например: стол,  стул,  клён, берёза, праздник.

            Имена существительные по родам  не  изменяются. Они бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой, мужского рода.

Например: дом, мир, магазин, пенал, январь.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя,женского рода. Например: страна, тетрадь, мебель, лампа.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё, —

среднего рода. Например: имя, счастье, яблоко, крыльцо.

 Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с большой буквы.

         Имена существительные изменяются по числам и по падежам.  Существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов.

        При изменении имени существительного изменяется его окончание.

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке 6 падежей. Чтобы правильно просклонять имя существительное, можно использовать вспомогательные слова.

        Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе.

В русском языке есть имена существительные, которые не склоняются (не изменяются по падежам): пальто, метро, радио, кино, шоссе, кашне, кашпо. Такие имена существительные называются несклоняемыми.

Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.

1        Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а,  -я  в именительном падеже относятся к первому склонениюдевочка Юля    дедушка  папа   дядя

       2.  Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е  относятся ко второму склонениютрамвайo    урок o     огоньo    яблоко    поле           

       3.  Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к третьему склонению:   пристаньo,    площадьo,  ночьo, мышьo.

Как отличить  И.п. от В.п. II и III склонения?

 

И.п. кто? что?

В предложении всегда является подлежащим

 

Употребляется без предлога

В.п. кого? что?

В предложении является второстепенным членом   (дополнением)

Употребляется и без предлога, и с предлогами

 

__________________________________________________________________

Изменение  имён  существительных единственного числа    по  падежам  (склонение).

Иван  (И.п.) Рубил  (Р.п.) Дрова  (Д.п.) Велел   (В.п.) Топить  (Т.п.) Печь     (П.п.)

 

Падеж

Падежные вопросы

Предлоги

Примеры

 

И.п.

кто?  что?

 предлогов нет

 

 

Р.п.

 

кого? чего?

от, до, из,

без, у,  для,

с, около

Комната  без (чего?) окна

Подарок  для (кого?) друга

Д. п.

кому? чему?

к, по

склонились  к  (чему?) земле

 плывут по (чему?)  небу

В.п.

кого? что?

в,  во,  на,

за, про, через

 

ушел  (во что? ) в  море

смотрит на (что?) море

сел за (что?) стол

Т.п.

кем? чем?

с, со, за, под, над, между, перед

 

росли  над (чем?) рекой

росли  перед (чем?) лесом

П. п.

о ком? о чём?

о, об, в, на, при

 

построили  при  (чём?) школе

думаю о (о ком?)  маме

учусь в (чём?) школе

играли на (чём?) перемене

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспомогательные слова

Название падежей

Вопросы

Предлоги

Окончания существ.

I склонения

Окончания существ.

II склонения

Окончания существ.

III склонения

 

 

 

 И.п.

кто? что?

 

    

      -а,   -я

           -о ,-е

Нет

 Р.п.

кого? чего?

от, до, из,

без, у,  для,

с, около

  

     -ы,  -и

 

       -а ,-я

    

      -и

Рад

 

 

 Д. п.

кому? чему?

к, по

       

       -е

 

      -у ,-ю

   

      -и

Вижу

 

 

 В.п.

кого? что?

в,  во,  на,

за, про, через

  

       -у,   -ю

      -я  -о ,-е

  

Доволен

 Т.п.

кем? чем?

с, со, за, под, над, между, перед

 

-ой,  -ей,  -ёй

 

-ом, -ем, -ём

   

      -ю

Думаю

 

 П.п.

о ком ?

о чём?

о, об, в, на, при

      

         -е

  

      -е

     

      -и

 

 

 

______________________________________________________________________

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

1.      Ставлю  существительное  в  начальную  форму (И.п., ед.ч.)  и  определяю склонение:

В тетрад… — (что?) тетрадь   ,    3 скл.

2.     

Подбираю слово – помощник и ставлю его в ту же форму:

Степь — в степ      .

3.     

Пишу  такое  окончание  как  у  слова  помощника.

4.      Проверяю:в степ         — в тетрад        .

Слова помощники:

1 скл. – луна, земля 2 скл. – конь, окно 3 скл. – печь, степь

Морфологический разбор имени существительного.

1.     Часть речи.

2.     Начальная форма   (им.п., ед.ч.).

3.     Постоянные признаки:- собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение.

4. Непостоянные признаки: падеж; число.

5. Роль в предложении.

     Например:      Лёгкий  морозец  покрывает  лужицу  тонким  ледком.

 

Морозец — (что?)– сущ.,  н.ф.  морозец,  нариц.,  неодуш., в   м.р.,  2 скл.,            в  И.п.,  в  ед.ч.,  подлежащее.

 

 

Склонение  имён  существительных  множественного числа.

 

Падежи

Вопросы

                       Множественное число

 

Окончания существительных множественного числа

И.п.

кто?   что?

озёра,  друзья, словари, страницы  

 

-а, -я, -ы, -и

Р. п. (нет)

 

кого? чего?

Друзей  килограммов  помидоров  огурцов  апельсинов мандаринов  овощей   носков  платьев  фотографий  яблок туфель  груш  сапог  ботинок  чулок  дел  задач  улиц  вишен  деревень  озёр  писем

-ов, -ев,                   -ий, -ей

Д.п. (рад)

 

кому? чему?

Книгам  городам  сёлам   птицам  учителям   читателям

-ам, -ям

В.п. (вижу)

кого?   что?

Друзей  моря  города    страны  ели    

 

-а, -я, -ы, -и,          -ей

Т.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>