Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 2 Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Главная /
- Каталог /
- Начальное образование (1-4 классы) /
- Русский язык /
-
Русский язык.
Линия УМК: Русский язык. Канакина В.П. (1-4) (Школа России)
Серия: Школа России
Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
Номер ФПУ : 1.1.1.1.1.1.5
828,00 ₽
Количество:
Аннотация
Учебник «Русский язык» входит в образовательную систему «Школа России». Содержание учебника направлено на формирование у обучающихся функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Материал учебника позволяет организовать дифференцированное обучение и обеспечивает достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования.
Артикул | 05-0046-11 |
ISBN | 978-5-09-104515-4 |
Год титула | 2023 |
Размеры, мм | 200x270x9 |
Количество страниц | 160 |
Красочность | цветная |
Вес, кг | 0,3000 |
Класс/Возраст |
4 кл.![]() |
Предмет | Русский язык |
Издательство |
Оставьте отзыв первым
«Правила русского языка 4 класс»
Состав слова
1. Корень – это общая часть родственных слов.
Слова, которые имеют общий смысл и одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными.
Например: летать, лётчик, перелёт, взлётная
(полоса), прилёт.
Следует различать однокоренные или родственные слова и форму одного и того же слова: лес, лесной, лесник, лес
ничий, лесовичок – это родственные слова.лес, леса, в лесу– это форма одного и того же слова.
2. Окончание — изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в предложении.
Например: читал (что?) книгу рассказывал (о чём?) о книге
восхищался (чем?) книгой
3. Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Например: берёза, берёзка, берёзовая (роща)
4. Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых
слов.
Например: ходит, подходит, переходит, заходит.
5. Основу слова составляют: приставка, корень, суффикс
Например: подснежники заморозки
__________________________________________________________________
ЗВУКИ И БУКВЫ
звуки и буквы
(то, что слышим) (то, что пишем)
Гласные Согласные
ударные безударные звонкие [Л] глухие [Х]
твёрдые [М] мягкие [М’]
парные [Б] непарные [П]
Все слова в устной речи состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки и буквы.
А-О-У-Э-Ы-И – звуки гласные мои.
Их не трудно перечесть,
Гласных звуков ровно шесть.
А-О-У-Э-Ы-И – звуки гласные мои.
При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает преград.
Гласных звуков в языке 6. Это звуки: А, О, У, Ы, Э, И. Гласные образуют слог. Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов. В русском языке 10 гласных букв: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е, причем:
— гласные первого ряда: А, О, У, Ы, Э – показатели твёрдости согласного.
— гласные второго ряда: Я, Ё, Ю, И, Е – показатели мягкости согласного.
Твёрдый звук Мягкий звук
[М] мал, мол, мул, мыл [М’] мял, мел, мил, мёл
[Н] нос [Н’] нёс
[Л] лук [Л’] люк
Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один или два звука.
Буква е [э] или [й’] [э]
Буква ё [о] или [й’] [о]
Буква ю [у] или [й’] [у]
Буква я [а] или [й’] [а]
· Один звук эти буквы обозначают после мягких согласных:
вес [в’эс], вёз [в’ос], тюк [т’ук], вяз [в’ас]
· Два звука могут обозначать в следующих случаях:
— в начале слова ель [й’эл’]
— после гласных стоял [стай’ал]
— после ъ, ь вьюга [в’й’уга] съёмка [cй’омка]
Согласные звуки и буквы.
При произнесении согласных звуков струя воздуха встречает преграду в виде языка, зубов и губ. Согласных звуков 36. Они делятся на:
________________________________________________________
Парные | |
звонкие | Б В Г Д Ж З |
глухие | П Ф К Т Ш С |
Непарные | |
звонкие | Й Л М Н Р (сонорные) |
глухие | Х Ц Ч Щ |
| |
твёрдые | Ж Ш Ц всегда твёрдые |
мягкие | всегда мягкие Й Ч Щ |
Звуко – буквенный разбор слова.
1. Определи сколько в слове слогов.
ЗАПОМНИ!
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Деревья – 3 слога
Одна гласная буква может образовать целый слог.
2. Узнай, на какой слог падает ударение. Ударный слог сам тянется и «выдаёт» себя. Дай характеристику гласным и согласным звукам.
3. Подсчитай количество звуков и букв в слове.
Кра – си – ва – я – 4 слога
к [к] – согл., тв., глух., парн. (г-к)
р [р] — согл., тв., зв., непарн.
а [а] – гл., безуд.
с [с’] — согл., мягк., глух., парн. (з-с)
и [и] – гл., ударн.
в [в] — согл., тв., зв., парн. (в-ф)
а [а] – гл., безуд.
[й’] — согл., мягк., зв., непарн.
я [а] – гл., безуд.
8 б., 9 зв.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ
Орфограмма
– это опасное место или сомнительная буква, в написании которой можно сделать
ошибку.
Как работать с орфограммой.
- Найди орфограмму (сомнительную букву) и подчеркни её одной чертой.
- Обозначь часть слова, в которой эта буква находится. Это может быть приставка (¬), корень ( ), суффикс (˄), окончание ( ).
- Объясни и обозначь условия выбора этой орфограммы.
4. Правила переноса слов.
5. — Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам. Например: пар – та, пе – нал
6. — Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую. Переносить надо только так: эта – жи, ра – дио
7. — Ъ, Ь, Й остаются на предыдущей строке. Например: паль – то, май – ка, объ – ём
8. — При переносе не отрывай первую букву от корня.
Пример: по – свя – ти – ли, при – крик – нуть
9. —
Слова с удвоенными согласными надо переносить так: кас – са, рус – ский
ЗАПОМНИ!
Если удвоенные согласные стоят в начале корня, они не разделяются:
по – ссо – рил – ся.
_____________________________________________________________
Правописание гласных в корне слова
ГЛАСНЫЕ
проверяемые непроверяемые
Чтобы правильно написать безударные гласные о, а, е, и, я в корне слова нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Например: вода – воды, зима – зимний
Непроверяемые безударные гласные нужно проверять по орфографическому словарю и запоминать.
Члены предложения.
1. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на
вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего
выражено именем существительным. Подчёркивается одной чертой.
2.Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.
3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается
волнистой линией. Определение выражается прилагательным.
4. Дополнение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? Чего? кому? Чему? кого? кем? чем? о ком? о чём?
и подчёркивается отрывистой линией ——— . Дополнение чаще всего
выражается существительным или местоимением.
5. Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.
Например: В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц.
Предложение- это слово или несколько слов, связанных по смыслу.
1.По цели высказывания предложения бывают:
Повествовательные: На дворе стоит прекрасная погода.
Вопросительные: Почему вы не гуляете?
Побудительные: Идите скорее!
2.По интонации:
Восклицательные: Мне подарили щенка!
Невосклицательные: Мне подарили щенка.
3. По наличию второстепенных членов:
Нераспространенное: Весна пришла.
Распространенное: Пришла долгожданная весна.
_____________________________________________________________________________
Части речи.
I.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи людей, зверей и отвечает на вопрос кто? или что?
Например: стол, парта, костюм, дождик. На вопрос кто? отвечают одушевлённые существительные. Например: медведь, собака, лошадь, кузнечик,
На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные. Например: стол, стул, клён, берёза, праздник.
Имена существительные по родам не изменяются. Они бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой, — мужского рода.
Например: дом, мир, магазин, пенал, январь.
Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя, — женского рода. Например: страна, тетрадь, мебель, лампа.
Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё, —
среднего рода. Например: имя, счастье, яблоко, крыльцо.
Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с большой буквы.
Имена существительные изменяются по числам и по
падежам. Существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе –
два или несколько предметов.
При изменении имени существительного изменяется его окончание.
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке 6 падежей. Чтобы правильно просклонять имя существительное, можно использовать вспомогательные слова.
Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе.
В русском языке есть имена существительные, которые не склоняются (не изменяются по падежам): пальто, метро, радио, кино, шоссе, кашне, кашпо. Такие имена существительные называются несклоняемыми.
Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.
1 Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже относятся к первому склонению: девочка Юля дедушка папа дядя
2. Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е относятся ко второму склонению: трамвайo урок o огоньo яблоко поле
3. Существительные
женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к третьему
склонению: пристаньo, площадьo, ночьo, мышьo.
Как отличить И.п. от В.п. II и III склонения?
И.п. кто? что? | В предложении всегда является подлежащим
| Употребляется без предлога |
В.п. кого? что? | В предложении является второстепенным членом (дополнением) | Употребляется и без предлога, и с предлогами |
__________________________________________________________________
Изменение имён
существительных единственного числа по падежам (склонение).
Иван (И.п.) Рубил (Р.п.) Дрова (Д.п.) Велел (В.п.) Топить (Т.п.) Печь (П.п.)
Падеж | Падежные вопросы | Предлоги | Примеры
|
И.п. | кто? что? | предлогов нет |
|
Р.п.
| кого? чего? | от, до, из, без, у, для, с, около | Комната без (чего?) окна Подарок для (кого?) друга |
Д. | кому? чему? | к, по | склонились к (чему?) земле плывут по (чему?) небу |
В.п. | кого? что? | в, во, на, за, про, через
| ушел (во что? ) в море смотрит на (что?) море сел за (что?) стол |
Т.п. | кем? чем? | с, со, за, под, над, между, перед
| росли над (чем?) рекой росли перед (чем?) лесом |
П. | о ком? о чём? | о, об, в, на, при
| построили при (чём?) школе думаю о (о ком?) маме учусь в (чём?) школе играли на (чём?) перемене |
Вспомогательные слова | Название падежей | Вопросы | Предлоги | Окончания существ. I склонения | Окончания существ. II склонения | Окончания существ. III склонения |
| И.п. | кто? что? |
|
-а, -я | -о ,-е | |
Нет | Р.п. | кого? чего? | от, до, из, без, у, для, с, около |
-ы, -и |
-а ,-я |
-и |
Рад
| Д. | кому? чему? | к, по |
-е |
-у ,-ю |
-и |
Вижу
| В.п. | кого? что? | в, во, на, за, про, через |
-у, -ю | -я -о ,-е |
|
Доволен | Т.п. | кем? чем? | с, со, за, под, над, между, перед |
-ой, -ей, -ёй |
-ом, -ем, -ём |
-ю |
Думаю
| П.п. | о ком ? о чём? | о, об, в, на, при |
-е |
-е |
-и |
______________________________________________________________________
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
1. Ставлю существительное в начальную форму (И.п., ед.ч.) и определяю склонение:
В тетрад… — (что?) тетрадь , 3 скл.
2.
Подбираю слово – помощник и ставлю его в ту же форму:
Степь — в степ .
3.
Пишу такое окончание как у слова помощника.
4. Проверяю:в степ — в тетрад .
Слова помощники:
1 скл. – луна, земля 2 скл. – конь, окно 3 скл. – печь, степь
Морфологический разбор имени существительного.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
3. Постоянные признаки:- собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение.
4. Непостоянные признаки: падеж; число.
5. Роль в предложении.
Например: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.
Морозец — (что?)– сущ., н.ф. морозец, нариц., неодуш., в м.р., 2 скл., в И.п., в ед.ч., подлежащее.
Склонение имён существительных множественного числа.
Падежи | Вопросы | Множественное число
| Окончания существительных множественного числа |
И.п. | кто? что? | озёра, друзья, словари, страницы
| -а, -я, -ы, -и |
Р.
| кого? чего? | Друзей килограммов помидоров огурцов апельсинов мандаринов овощей носков платьев фотографий яблок туфель груш сапог ботинок чулок дел задач улиц вишен деревень озёр писем | -ов, -ев, -ий, -ей |
Д.п. (рад)
| кому? чему? | Книгам городам сёлам птицам учителям читателям | -ам, -ям |
В.п. (вижу) | кого? что? | Друзей моря города страны ели
| -а, -я, -ы, -и, -ей |
Т. |