Химия. 10 класс. Дидактические карточки в Самаре: 523-товара: бесплатная доставка, скидка-48% [перейти]
Партнерская программаПомощь
Самара
Каталог
Каталог Товаров
Одежда и обувь
Одежда и обувь
Стройматериалы
Стройматериалы
Текстиль и кожа
Текстиль и кожа
Здоровье и красота
Здоровье и красота
Детские товары
Детские товары
Продукты и напитки
Продукты и напитки
Электротехника
Электротехника
Дом и сад
Дом и сад
Промышленность
Промышленность
Мебель и интерьер
Мебель и интерьер
Вода, газ и тепло
Вода, газ и тепло
Все категории
ВходИзбранное
Химия. 10 класс. Дидактические карточки
Химия. 10 класс. Методическое пособие к учебнику Э. Е. Нифантьева, П. А. Оржековского. ФГОС
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Химия. 10 класс. Задачник. ФГОС Производитель: ВЕНТАНА-ГРАФ, Пол: для девочек, для мальчиков,
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Корощенко А., Иванова Р., Добротин Д.: Химия. Дидактические материалы. 10-11 классы. 2-е издание, исправленное и дополненное
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Корощенко А.С., Иванова Р.Г., Добротин Д.Ю. «Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы» Предмет:
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Химия. 10-11 классы. Индивидуальный контроль знаний. Карточки-задания. ФГОС Производитель: Учитель,
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Химия. 10 — 11 класс. Дидактические материалы. Базовый уровень. Нов. офор. Радецкий А.М. Тема:
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Химия. 10-11 классы. Индивидуальный контроль знаний. Карточки-задания. ФГОС Производитель: Учитель,
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Химия. 10 класс. Тесты к учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. ФГОС Производитель: Экзамен,
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Аршанский Евгений Яковлевич, Белохвостов Алексей Александрович, Бельницкая Елена Александровна «Химия. 10 класс. Дидактические и диагностические материалы. Базовый и повышенный уровни»
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Кузнецова, Левкин: Химия. 10 класс. Задачник. ФГОС Производитель: ВЕНТАНА-ГРАФ, Пол: для девочек,
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Буклет знаний Ермакова М. В Органическая химия 10-11 классы Пол: для девочек, для мальчиков, унисекс
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Химия 10 класс. Учебник. ФГОС Вентана-Граф Производитель: ВЕНТАНА-ГРАФ, Пол: для девочек, для
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Ширшина Наталья Владимировна «Химия. 10-11 классы. Индивидуальный контроль знаний. Карточки-задания. ФГОС»
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Радецкий Александр Михайлович «Химия. 10-11 классы. Базовый уровень. Дидактический материал к УМК Г. Рудзитиса, Ф. Фельдмана. ФГОС»
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Ширшина Н. «Химия. 10-11 классы: индивидуальный контроль знаний. Карточки-задания» Предмет: химия,
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Радецкий Химия 10-11 классы дидактический материал Просвещение Тип: книга, Производитель:
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Червина В. В, Варламова А.В., Хасянова Т.В. «Химия. 10 -11 классы. Сборник задач и упражнений»
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Радецкий. Химия. Дидактический материал. 10-11 классы. Пол: для девочек, для мальчиков, унисекс
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Радецкий А.М. «Химия. Дидактический материал. 10-11 классы«
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Химия. 10-11 классы. Справочник. ФГОС Производитель: Экзамен, Пол: для девочек, для мальчиков,
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Радецкий. Химия. Тренировочные и проверочные работы. 10-11 классы / УМК Рудзитиса Производитель:
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Радецкий А.М. «Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы»
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Химия. 10-11 классы. Базовый уровень. Дидактический материал к УМК Г. Рудзитиса, Ф. Фельдмана. ФГОС
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Дидактические материалы Просвещение ФГОС Радецкий А. М. Химия 10-11 класс (базовый уровень) (к учебнику Рудзитиса Г. Е. ), (2023), 144 страницы
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
Червина Виктория Владленовна, Хасянова Татьяна Викторовна, Варламова Александра Валентиновна «Химия. 10-11 классы. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие»
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
А. М. Радецкий, В. П. Горшкова, Л. Н. Кругликова «Дидактический материал по химии. 10-11 классы«
ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары
2 страница из 18
Готовые домашние задания — Химия — 10 класс — 11 класс — Дидактические материалы
Купить бумажную книгуКупить и скачать электронную книгу
Найти похожие материалы на других сайтах
По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Название: Готовые домашние задания — Химия — 10 класс — 11 класс — Дидактические материалы.
Автор: Радецкий А.М.
Решение контрольных и самостоятельных работ по химии за 11 класс к пособиям Дидактические материалы по химии для 10-11 классов: Пособие для учителя, А.М. Радецкий, В.П. Горшкова, Л.Н. Кругликова, Просвещение, 1999 и Дидактические материалы по общей химии для 11 класса: Пособие для учителя, А.М. Радецкий, Т.Н. Курьянова, Просвещение, 2001
Cодержание:
Тема I. Амины. Аминокислоты. Азотсодержащие гетероциклические соединения.
Тема II. Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе.
Тема III. Обобщение знаний по курсу органической химии.
Тема 1,2. Периодический закон и периодическая система химических элементов на основе учения о строении атомов. Строение вещества.
Тема 3. Химические реакции.
Тема 4. Неметаллы.
Тема 5. Металлы.
Тема 6. Практикум.
Купить.
Дата публикации:
Теги: готовые домашние задания по химии :: ГДЗ по химии :: 10 класс :: 11 класс :: Радецкий
Следующие учебники и книги:
- Готовые домашние задания — Химия — 9 класс — Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
- Готовые домашние задания — Химия — 8-9 класс — Дидактические материалы — Радецкий А.М.
- Готовые домашние задания — Химия — 9 класс — Габриелян О.С.
- Готовые домашние задания по химии для 8 класса. Габриелян О.С.
Предыдущие статьи:
- Готовые домашние задания — Химия — 11 класс — Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г.
- Готовые домашние задания — Химия — 8 класс — Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П.
- Готовые домашние задания по химии — 11 класс — К учебнику Химия — 11 класс — Рудзитис Г.
Е., Фельдман Ф.Г.
- Готовые домашние задания по химии — 9 класс — К учебнику Химия — 9 класс — Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П.
<< Предыдущая статьяСледующая статья >>
Книги, учебники, обучение по разделам
Не нашёл? Найди:
2023-02-09 11:08:03
Учебно-методический материал по химии. Дополнительные ресурсы по химии
Химия — одна из наук, изучающих природу. Точнее, элементарные частицы (атомы и молекулы), образуемые ими вещества и законы, по которым происходят химические реакции. Исторически сложилось так, что вся дисциплина состоит из двух разделов: неорганической химии и органической. До конца XVIII в. эти термины означали только, к какому царству природы (животному, растительному или минеральному) принадлежали полученные соединения. Но с начала 19 в.веке их значение изменилось. Теперь они указывают, есть ли углерод в полученном веществе.
Для школьников, желающих усовершенствовать свои знания по химии, предлагается большое количество дополнительной литературы. Именно «дополнительными», ведь школьные учебники всегда были и останутся основными. Все книги соответствуют образовательному стандарту РФ и могут быть использованы для самостоятельной работы.
Примером может служить «Краткий курс химии. Пособие для абитуриентов в вузы» Кузьменко Н.Е. Книга содержит основы, необходимые для понимания каждому выпускнику, планирующему стать химиком-технологом, врачом или биологом. Это одна из наиболее полных задачников по предмету, в которой к тому же дается достаточное количество теории.
Книга привлекает внимание использованием, как доказано, наиболее эффективных способов подачи материала — иллюстративного и табличного. Он называется «Вся химия в 50 таблицах». Автор — Стахеев Ю.А. Пособие можно использовать для повторения в процессе подготовки к экзамену. Учителя могут использовать его для подготовки раздаточных материалов к урокам. Помимо таблиц в книге представлена информация по решению основных типов задач по химии.
Но, чтобы освоить методику решения практических задач, лучше выбрать что-то более фундаментальное. Например, «1001 задание по химии с ответами, инструкциями, решениями» Слета Л.А. Охватывает все разделы общей, органической и неорганической химии и подходит как школьникам, так и студентам. Он имеет два типа задач: качественные и количественные (расчетные). Помимо заданий школьного курса, в сборник включены задания региональных олимпиад. Заключительная часть содержит ответы, подробные решения и комментарии.
Еще одна книга, которую вам обязательно стоит запомнить, это «Краткое руководство по химии» Куриленко О.Д. Преимущество данного вида пособий в том, что в них в удобной лаконичной форме представлена информация по химии, необходимая не только школьникам или студентам, но и работникам химической промышленности, сельского хозяйства, лабораторий и т. д.
Есть и другие полезные книги: «Химия. Учебник для вузов» Никольский А.Б., «Энциклопедический словарь юного химика» (авторский коллектив), «Органическая химия. Шпаргалка» (коллектив авторов) и другие. Все они написаны с одной целью – помочь школьникам освоить эту увлекательную дисциплину.
2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 144 с.
Формат: pdf
Размер: 2,9 МБ
drive.google
Дидактические материалы по химии для 10-11 классов. ЯВЛЯЮСЬ. Радецкий, В.П. Горшкова, Л.Н. Кругликова ( 1999 г. , 2-е изд., 80-е гг.)
Формат: djvu/zip (отсканировано немного коряво, стр.75 заканчивается, а стр.76-77 заканчиваются в начале, между 5 и 6 страницами)
Размер: 65 0 Кб
/ Скачать файл
Содержание (изд. 2011 г., 144 стр.)
Предисловие 3
10 класс
Тема I. Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей
Работа 1.
Тема II. Предельные углеводороды (алканы или парафины)
Работа 1. Номенклатура и гомология алканов 5
Работа 2. Изомерия, получение и химические свойства алканов 7
Работа 3. Расчетные задания 11
Итоговая работа по теме II 13
Дополнительные задания 15
Тема III. Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены и алкины)
Работа 1. Номенклатура, гомология и изомерия алкенов 17
Работа 2. Получение и химические свойства алкенов 20
Работа 3. Диеновые углеводороды. Натуральный каучук 21
Работа 4. Ацетиленовые углеводороды (алкины) 22
Работа 5. Расчетные задачи 23
Выпускная работа по теме III 27
Дополнительные задания 29
Тема IV. Ароматические углеводороды (арены)
Работа 1. Номенклатура, изомерия и химические свойства аренов 31
Работа 2. Взаимосвязь предельных, ненасыщенных и ароматических углеводородов 32

Дополнительные задания 34
Тема V. Природные источники углеводородов и их переработка
Работа 1. Природные источники углеводородов 35
Дополнительные задания 36
Тема VI. Спирты и фенолы
Работа 1. Предельные одноатомные спирты 36
Работа 2. Многоатомные спирты и фенолы 38
Работа 3. Расчетные задачи 39
Дополнительные задания 40
Тема VII. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты
Работа 1. Альдегиды 42
Работа 2. Карбоновые кислоты 44
Работа 3. Расчетные задачи 46
Работа 4. Генетическая связь углеводородов, спиртов, альдегидов и карбоновых кислот 47
Работа 5. Спирты, фенолы , альдегиды, карбоновые кислоты (экспериментальные и расчетные задачи) 48
Выпускная работа по темам VI, VII 50
Дополнительные задания 52
Тема VIII. Сложные эфиры. Жиры
Работа 1. Сложные эфиры 54
Работа 2. Сложные эфиры, жиры 55
Работа 3. Расчетные задачи 56
Дополнительные задания 57
Тема IX.

Работа 1. Глюкоза, сахароза 59
Работа 2. Крахмал, целлюлоза 60
Работа 3. Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы (опытно-расчетные задачи) 61
Работа 4. Расчетные задачи 62
Выпускная работа по темам VIII, IX 63
Дополнительные задания 64
Тема X. Азотсодержащие органические соединения
Работа 1. Амины 66
Работа 2. Аминокислоты, белки 67
Работа 3. Расчетные задачи 68
Выпускная работа по тема X 69
Дополнительные задания 70
Тема XI. Синтетические полимеры
Работа 1. Общая характеристика ВМФ. Пластмассы… 72
Работа 2. Резины 73
Работа 3. Волокна 74
Дополнительные задачи 75
Работа 1. Виды изомерии органических веществ 76
Работа 2. Генетическая связь органических соединений 77
Выпускная работа по курсу органической химии 78
Дополнительные задания 82
Оценка 11
Тема I. Важнейшие химические понятия и законы
Работа 1. Задания на вывод формул веществ на основе закона постоянства состава веществ 83
Тема II. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева с точки зрения учения о строении атомов
Работа 1. Строение атомов и электронные оболочки атомов 84
Работа 2. Валентные возможности атомов.
Периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений 86
Тема III. Строение вещества
Работа 1. Строение вещества 88
Работа 2. Решение расчетных задач для приготовления растворов различной концентрации 89
Выпускная работа по темам I, II, III 91
Дополнительные задания 93
Тема IV. химические реакции
Работа 1. Классификация химических реакций 95
Работа 2. Скорость химических реакций. Химическое равновесие 96
Работа 3. Электролиты и неэлектролиты. Теория электролитической диссоциации. Реакции в растворах электролитов 99
Работа 4. Гидролиз органических и неорганических соединений 101
Итоговая работа по теме IV 102
Дополнительные задания 105
Тема V. Металлы
Работа 1. Получение металлов. Электролиз. Коррозия металлов 109
Работа 2. Металлы 1А-группы 111
Работа 3. Металлы группы НА 112
Работа 4. Алюминий и его соединения 114
Работа 5. Медь, железо, хром — металлы В-группы 115
Работа 6. Сплавы металлов. Оксиды и гидроксиды металлов 117
Выпускная работа по теме V 118
Дополнительные задания 120
Тема VI. неметаллы
Работа 1. Обзор неметаллов. Оксиды и водородные соединения неметаллов 124
Работа 2. Свойства оксидов неметаллов. Кислородсодержащие кислоты 126
Выпускная работа по теме VI 128
Дополнительные задания 130
Выпускная работа по курсу общей химии 135
Приложения 138
Конспект — 1999, 2-е изд., 80 с.:
10 класс (стр. 4-50)
Тема I. Теория химического строения органических соединений.
Работа 1 (4 варианта)
Тема II. Ограничить углеводороды (алканы). Циклопарафины (циклоалканы).
Тема III. Ненасыщенные углеводороды (алкены, алкины).
Работа 1 — Работа 6 (каждая работа содержит 4 варианта)
Тема IV. Ароматические углеводороды (арены).
Работа 1 — Работа 4 (каждая работа содержит 4 варианта)
Тема В. Спирты и фенолы.
Работа 1 — Работа 3 (каждая содержит по 4 варианта или расчетных задач)
Тема VI. Альдегиды и карбоновые кислоты.
Работа 1 — Работа 6 (каждая содержит по 4 варианта или расчетных задач)
Тема VII. Сложные эфиры. Жиры.
Работа 1 — Работа 2 (каждая работа содержит 4 варианта)
Тема VIII. Углеводы.
Работа 1 — Работа 5 (каждая содержит по 4 варианта или расчетных задач)
11 класс (стр. 51-77)
Субъект I. Амины. Аминокислоты. Азотсодержащие гетероциклические соединения.
Работа 1 — Работа 4 (каждая работа содержит 4 варианта)
Тема II. Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе.
Тема III. Обобщение знаний по курсу органической химии.
Работа 1 — Работа 3 (по 4 варианта)
Задания производственного и межпредметного содержания (1-20)
Усложненные задания (1-10)
Данную презентацию можно использовать на занятиях при изучении нового материала, при повторение и обобщение темы «Манеж» и всего курса органической химии, а также в дистанционном обучении студентов. Презентация состоит из 33 слайдов и содержит полное содержание темы, иллюстрации, тестовые задания, биографию ученого Ф.А. Кекуле. Слайд 1 Слайд 5 Слайд 12
Данную презентацию можно использовать на уроках химии при изучении нового материала (занятие 23 по тематическому планированию «Гара Н.Н. Химия. Уроки в 8 классе») «Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций», при этом повторяя и обобщая теме «Кислород», а также при дистанционном обучении студентов.Презентация состоит из 31 слайда и содержит полное содержание темы, иллюстрации, задачи, алгоритмы решения задач с использованием термохимических уравнений, раскрывает основные понятия…
Оборудование: интерактивная доска, проектор, программы Microsoft Office Word. Тип урока: изучение новой темы Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная. Аннотация: открытый урок на тему «Химические элементы, их названия, символы. Концепция металлов и неметаллов» с использованием модуля Программы 7, разработанного казахстанскими учеными совместно с Кембриджским университетом. Цели: Познакомить учащихся с понятием химический элемент Формировать умение прогнозировать свойства элемента…
Заключительное занятие по теме «Углеводороды» по модульной технологии. Материал содержит конспект урока и модуль с заданиями. Конспект позволяет обобщить знания учащихся об углеводородах (классификация, названия, изомерия, решение задач, эксперимент). Цели урока: проследить зависимость свойств веществ от строения, закрепить понятия: строение молекул, тип гибридизации, виды изомерии, номенклатура, свойства органических соединений, развивать умение применять знания в практика когда …
Презентация к занятию по теме «Углеводороды» содержит 18 слайдов. Цель урока: обобщить знания учащихся об углеводородах. Задачи урока: проследить зависимость свойств веществ от строения, закрепить понятия: строение молекул, тип гибридизации, гомологический ряд, виды изомерии, номенклатура, свойства органических соединений, развивать умение применять знания при составлении схем генетической связи, решении задач на вывод молекулярных формул органических соединений, распознавании алканов, алкенов…
В статье дано описание метода проектов, обоснована целесообразность его использования на уроках химии и во внеурочное время. Выбор количества часов и форма проведения таких занятий зависят от типа проекта. Ожидается высокая степень самостоятельности студентов при реализации проекта. Актуализированные предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и усвоения учащимися новых знаний. На занятиях целесообразно использовать разнообразные методы…
Методическая разработка интерактивного урока химии в 9 классе на тему «Реакции ионного обмена» и презентация к уроку. Используются групповые, индивидуальные формы работы, игровые моменты, демонстрационные эксперименты, проблемные задания, мультимедийная презентация. Форма урока – игра-соревнование между командами. Данное занятие можно рекомендовать для проведения обобщающих занятий по теме, открытых занятий в рамках недели или декады химии, а также с целью обмена опытом. Занятие проводится для…
Что означают две точки над химическим элементом? Язык химии. Признаки химических элементов
Муниципальное государственное общеобразовательное учреждение
«Попово-Лежачанская СОШ»
Районный семинар учителей химии
Глушковский район Курской области
2 Открытая тема по химии в 8 классе
2 90 : «Знаки химических элементов»
Подготовил:
Кондратенко Ольга Васильевна,
chemistry and biology teacher
MKOU «Popovo-Lezhachanskaya» secondary school
Glushkovsky district, Kursk region
s. Popovo-Lyozhachi
Chemistry, grade 8
Date: 29.09.2015
Урок №12
Тема: Знаки химических элементов
Задача: закрепить знания и умения учащихся по темам «Методы познания в химии», «Чистые вещества и смеси», «Химические элементы», «Относительная атомная масса химических элементов».
Цели урока:
образовательный s :
- проверить знания и умения учащихся по темам «Методы познания в химии», «Чистые вещества и смеси», «Химические элементы», «Относительная атомная масса химических элементов» с использованием интерактивных средств обучения;
- обобщить знания учащихся по изучаемым темам;
- выявить пробелы в усвоении учебного материала.
Развивающие:
- развивать химическую речь, логическое мышление, внимание, память, интерес к современной химической науке, любознательность учащихся, умение делать выводы и обобщения;
- формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала.
Образовательная:
- для формирования положительной мотивации к учебной деятельности, научного мировоззрения;
- развивать культуру умственного труда; навыки делового сотрудничества в процессе решения задач, работы в группах;
- воспитывать умение работать в коллективе, вежливость, дисциплинированность, аккуратность, исполнительность;
- развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.
Плановые результаты:
личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самоопределению; ответственное отношение к обучению; умение ставить цели и строить жизненные планы; формирование коммуникативной культуры, ценностей здорового и безопасного образа жизни;
метапредмет: уметь ставить цель и планировать пути ее достижения, выбирая более рациональные пути решения данной задачи; научиться корректировать свои действия в связи с изменением обстановки; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь сознательно использовать речевые средства в соответствии с задачей общения для выражения своих мыслей и потребностей; уметь организовать совместную работу со сверстниками в группе; уметь находить информацию в различных источниках; владеть навыками самоконтроля, самооценки;
Тема:
знать : основные химические понятия «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», признаки основных химических элементов; состав простых и сложных веществ; роль химии в жизни человека и в решении экологических проблем;
уметь: по формуле отличать простое вещество от сложного; отличать химический элемент от простого вещества; анализировать и объективно оценивать навыки безопасного обращения с веществами; устанавливать связи между реальными химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире; использовать различные методы изучения веществ.
Тип урока: контроль знаний.
Формы работы : групповая, парная, игровая.
Методы обучения: постановка задачи, частично исследовательская.
методы обучения : постановка проблемных вопросов.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация Power Point
Оборудование для учителя и учащихся: компьютер, проектор, «Периодическая таблица химических элементов», лабораторный штатив, кольцо, фарфоровая чашка, спиртовка, фильтровальная бумага , ножницы, химические стаканы, стеклянная палочка, смесь загрязненных солей, вода.
Литература:
Для учителя:
- Горковенко М.Ю. Урокные разработки по химии 8 класс по учебникам О. С. Габриелян, Л. С. Гузей, Г. Э. Рудзитис. — М.: «ВАКО», 2004;
- Радецкий А. М., Горшкова В. П. Дидактический материал: Химия 8-9 классы — М: Просвещение, 1997.
Для учащегося:
Химия: неорганическая химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Г. Э. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М: «Просвещение», 2014
Во время занятий:
I. Организационный момент (1 мин)
Учитель: Добрый день! Прошу всех сесть. Поздравляю вас с еще одним замечательным днем. А мы продолжаем творить волшебство на уроках химии.
II. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Он будет проходить в форме игры. Оценка вашей работы в конце урока будет тем выше, чем больше баллов вы наберете. Количество заданий и их тип подобраны таким образом, что за выполнение работы можно заработать более 40 баллов. Вы получите оценку по схемам конвертации, которые лежат на ваших партах.
ФОРМА ОТВЕТА | |
ЗАДАНИЯ | Количество набранных баллов |
1. «Внимание, вопрос!» (7 баллов) | |
2. | |
3. Крестики-нолики. (3 балла) | |
4. «Юные химики и химики». (15 баллов) | |
5. «Раздень меня». (4 балла) | |
6. «Ассоциации». (9 баллов) | |
7. «Я фанат фантастики». (7 баллов) | |
8. «Парад химических элементов». (3 балла) | |
9. «Логические круги». (6 баллов) | |
10. «Пирамида». (3 балла) | |
11. Конкурс «Термины». (12 мин) | |
12. Конкурс «Последний шанс» (10 мин) |
III. Контроль и коррекция знаний
1. Внимание, вопрос! (10 мин)
Учитель: Расскажите этимологию названий химических элементов.
Студент: Названия элементов имеют разную этимологию. Они происходят от:
названий стран и континентов — например, название рутений происходит от латинского названия России, а названия европий и америций происходят от названий континентов: Европа и Америка;
фамилии выдающихся химиков — например: менделевий, нобелий, резерфордий;
названия планет — например: уран, нептуний, плутоний;
названия рек — например, рений.
Все известные элементы имеют символы. Символическое обозначение элементов было предложено в 1814 г. Я. Я. Берцелиусом. Ранее также использовались различные сокращения для элементов и соединений. Одним из таких видов символов были графические символы.
Учитель: Что мы знаем из истории развития языка химии?
Студент: Еще в Средние века, во времена алхимии, для обозначения веществ, в основном металлов, применялись различные знаки. Ведь главной целью алхимиков было получение золота из различных металлов. Поэтому каждый из них использовал свои собственные обозначения. В 19 веке возникла необходимость использовать понятную всем ученым символику. И один из первых таких символов предложил Джон Дальтон. Но его обозначения были неудобны в использовании.
Учитель: Расскажите о системе обозначения химических элементов Ю.Я. Берцелиус
Студент: Современная система химических знаков была предложена в начале XIX в. шведским химиком Йонсом Якобом Берцелиусом. Ученый предложил обозначать химические элементы по первой букве их латинского названия. В те времена все научные статьи печатались на латыни, она была общепринятой и понятной всем ученым. Например, химический элемент кислород (по-латыни Oxygenium) получил обозначение О. А химический элемент водород (Hydrogenium) — Н. Если названия нескольких элементов начинались с одной буквы, то вторая или одна из последующих букв название было указано в символе элемента. Например, ртуть (Hydrargyrum) обозначается как Hg. Обратите внимание, что первая буква знака химического элемента всегда заглавная, если есть вторая буква, то она строчная. Необходимо запоминать не только названия элементов и их символы, но и произношение, т.е. как читаются эти символы. Особых правил произношения знаков химических элементов не существует. Их нужно выучить наизусть. Знаки некоторых химических элементов произносятся так же, как и соответствующая буква: кислорода — «о», серы — «ес», фосфора — «пе», азота — «эн», углерода — «се». Знаки других элементов произносятся так же, как называются сами элементы: «натрий», «калий», «хлор», «фтор». Произношение некоторых знаков соответствует их латинскому названию: кремний — «silicium», ртуть — «hydrargyrum», медь — «cuprum», железо — «ferrum».
Учитель: Что означают знаки химических элементов?
Студент: Знак химического элемента имеет несколько значений. Во-первых, это относится ко всем атомам данного элемента. Во-вторых, знаком химического элемента может обозначаться один или несколько атомов данного элемента. Например, обозначение О может означать: «химический элемент кислород» или «один атом кислорода».
Для обозначения нескольких атомов данного химического элемента необходимо поставить перед его знаком число, соответствующее количеству атомов. Например, обозначение 3N означает «три атома азота». Число перед знаком химического элемента называется коэффициентом.
Студент: Попытки упорядочить древние химические знаки продолжались до конца 18 века. В начале 19 века английский химик Дж. Дальтон предложил обозначать атомы химических элементов кружками, внутри которых помещались точки, тире, начальные буквы английских названий металлов и т. д. Химические знаки Дальтона стали несколько широко распространены в Великобритании и в Западной Европе, но вскоре были вытеснены чисто буквенными знаками, которые шведский химик Я.Я. Берцелиус предложил в 1814 г. Высказанные им принципы составления химических знаков сохранили свою силу до сих пор. В России первое печатное сообщение о химических признаках Берцелиуса было сделано в 1824 г. московским врачом И.Я. Зацепин.
Учитель: Каковы принципы проектирования?
Студент: Современные обозначения химических элементов состоят из первой буквы или из первой и одной из следующих букв латинского названия элемента. Однако только первая буква заглавная. Например, Н — водород (лат. Hydrogenium), N — азот (лат. Nitrogenium), Са — кальций (лат. Calcium), Pt — платина (лат. Platinum) и т. д. Для вновь открытых трансурановых элементов, еще не изученных получили утвержденное ИЮПАК название, используют трехбуквенные обозначения, означающие цифру — порядковый номер. Например, Уут — унунтрий (лат. Ununtrium, 113), Уух — унунгексий (лат. Ununhexium, 116). Изотопы водорода имеют специальные символы и названия: H – протий 1H, D – дейтерий 2H, T – тритий 3H. Для обозначения изобар и изотопов символу химического элемента вверху предшествует массовое число (например, 14N), а внизу слева — порядковый номер элемента (атомный номер) (например, 64Gd). В случае, когда в химических формулах и химических уравнениях не указываются массовое число и порядковый номер, каждый химический знак выражает среднюю относительную атомную массу его изотопов в земной коре. Для обозначения заряженного атома заряд иона (например, Ca2+) указывается вверху справа. Справа внизу указано количество атомов данного элемента в реальной или условной молекуле (например, N2 или Fe2O3). Свободные радикалы обозначены точкой справа (например, Cl·).
Студент: Химики древнего мира и Средневековья, символические изображения, буквенные сокращения, а также их комбинации применялись для обозначения веществ, химических операций и устройств. Семь металлов древности изображались астрономическими знаками семи небесных тел: Солнца (☽, серебро), Юпитера (♃, олово), Венеры (♀, медь), Сатурна (♄, свинец), Меркурия (☿, ртуть). ) , Марс (♁ , железо). Открытые в 15-18 веках металлы — висмут, цинк, кобальт — обозначались по первым буквам их названий. Знак винного спирта (лат. spiritus vini) составлен из букв S и V. Знаки крепкой водки (лат. aqua fortis, азотная кислота) и золотой водки (лат. aqua regis, царская водка, смесь соляная и азотная кислоты) состоят из знака воды С и заглавных букв F и R соответственно. Знак стекла (лат. vitrum) образован двумя буквами V — прямой и перевернутой.
Учитель: Расскажите о международных и национальных символах.
Студент: Символы, данные в Периодической таблице элементов, являются интернациональными, но наряду с ними в некоторых странах обычно используются обозначения, производные от национальных названий элементов. Например, во Франции Az (азот), Gl (глициний) и Tu (вольфрам) могут использоваться вместо азота N, бериллия Be и вольфрама W. В США вместо азота часто используется Cb (Columbium). Nb для ниобия. В Китае используется собственная версия химических знаков, основанная на китайских иероглифах. Большинство символов были изобретены в 19ом и 20 веками. В обозначениях металлов (кроме ртути) используют радикал или («золото», металл вообще), для неметаллов, находящихся в нормальных условиях в твердом состоянии, — радикал («камень»), для жидкостей — («вода»), для газы — («пар») . Например, символ молибдена состоит из корня и фонетики, определяющей произношение mu4.
Физкультура (1 мин)
2. Игра «Цветок-Семицветик» (7 баллов) (2 мин.)
Впишите в каждый лепесток полуцветка физические тела или вещества (по вариантам), которые необходимо выбрать из определенного списка.
Гвоздь, цинк, ваза, молоток, железо, соль, ложка, магний, золото, вода, льдина, яблоко, карандаш, стакан.
Физические тела Вещества
Ответы:
Тело: гвоздь, ваза, молоток, ложка, льдина, яблоко, карандаш.
Вещества: цинк, железо, соль, магний, золото, вода, стекло.
3. Игра в крестики-нолики (3 очка) (1 мин)
Найдите выигрышный путь по таблицам:
I вариант — однородные смеси;
II вариант — неоднородные смеси.
Ответ:
Верхний ряд — гомогенные смеси;
Суть в гетерогенных смесях.
4. Конкурс «Юные химики» (15 баллов, по 1 баллу за каждый правильный ответ) (2 мин)
Какая из команд больше назовет правила безопасности на уроке химии.
5. Конкурс «Раздень меня» (4 балла, 1 балл за правильный ответ) (3 мин)
Соотнесите смесь с методом, которым ее можно разделить на чистые вещества.
Ответ:
I вариант
II вариант
6. Конкуренция
. (9 баллов) (2 минуты)
Участникам предлагается назвать лабораторное оборудование, которое по функции, внешнему виду или названию связано с объектом, изображенным на рисунке;
7. Конкурс «Я любитель фантастики» (7 баллов, по 1 баллу за элемент). (1 минута)
Назовите как можно больше химических элементов, используя буквы термина «вольфрам».
Ответ: ванадий, осмий, литий, франций, родий, алюминий, магний.
8. Конкурс «Парад химических элементов» (3 балла). (1 минута)
Заполните таблицу.
Ответ:
10 . Конкурс «Пирамида» (3 балла) (2 мин)
Составьте пирамиду из химических элементов по их атомным массам.
Ответ:
11. Конкурс «Условия». (12 баллов, 1 балл за правильный ответ) (2 мин)
Учитель диктует названия химических элементов, учащиеся записывают их на доске.
Ответ:
N, Na, Ba, Ca, H, O, C, Al, Mg, K, Cl, F.
12. Конкурс «Последний шанс» (10 баллов, 1 балл за правильный ответ) (2 мин)
Команды по очереди отвечают на вопросы, не повторяясь. Выигрывает тот, кто дал последний ответ. Переведите с химического языка на обычный язык следующие выражения:
Не все то золото, что блестит. (Не все то золото, что блестит.)
Белый, как карбонат кальция. (Белый как мел).
Характер Феррум. (Железный персонаж).
Слово — argentum, а молчание — aurum. (Слово серебро, молчание золото) .
Много пепла два o утекло. (Много воды утекло) .
Какой элемент всегда счастлив. (Радон).
Какой газ утверждает, что это не он? (неон).
Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран).
Какой элемент является настоящим «гигантом» (Титан).
Какой элемент назван в честь России? ( Рутений).
IV. P подведение итогов. (1 мин.)
Учитель: Все это время, двенадцать уроков, мы пытались открыть символическую дверь и попасть в интересную страну, которая называется химия. Нам удалось его немного приоткрыть и посмотреть, что за ним. Там интересно, много неизведанного, что нас привлекает. Сейчас мы решим, готовы ли вы к серьезным испытаниям, которые нас ждут. Давайте выясним, достаточно ли у вас для этого знаний, хорошо ли вы усвоили эти темы. Да не просто выучил, а кто из вас сделал лучше.
(Оглашение оценок по баллам)
v. Домашнее задание (1 минута)
§12, #1-4 стр.44. Творческое задание: составить химический кроссворд.
VI. Отражение (1 минута)
Сегодня я узнал…
было трудно…
Я понял, что…
Я узнал…
Было интересно узнать, что…
меня удивил…
Язык химии. Признаки химических элементов.
Химический язык и его части
Человечество использует множество разных языков. Помимо естественных языков (японский, английский, русский — всего более 2,5 тысяч), существуют и искусственные языки, например, эсперанто. Среди искусственных языков выделяются языки различных наук. Итак, химия использует свой собственный, химический язык. Химический язык представляет собой систему символов и понятий, предназначенных для сжатой, лаконичной и наглядной записи и передачи химической информации. Сообщение, написанное на большинстве естественных языков, делится на предложения, предложения на слова, а слова на буквы. Если мы называем предложения, слова и буквы частями языка, то в химическом языке можно выделить аналогичные части (табл. 1).
Таблица 1. Части химического языка
Информация об атомах и химических элементах («буквы» химического языка) | Информация о химических веществах О («слова» химического языка) | Информация о химических реакциях («предложениях» химического языка) |
СИМВОЛЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ | ХИМИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА | СХЕМЫ И УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ |
Любой язык сразу освоить невозможно, это относится и к химическому языку. Поэтому пока вы только познакомитесь с азами этого языка: выучите несколько «букв», научитесь понимать значение «слов» и «предложений». Вы познакомитесь с названиями химических веществ — неотъемлемой частью химического языка. По мере изучения химии ваши знания химического языка будут расширяться и углубляться.
Химические знаки (химические символы) — буквенные обозначения химических элементов. Они состоят из первой или первой и одной из следующих букв латинского названия элемента, например, углерод — С (Carboeum), кальций — Са (Calcium), кадмий — Cd…
Символ химического элемента является символом химического элемента.
Историческая справка: Химики древнего мира и средневековья использовали символические изображения, буквенные сокращения и их комбинации для обозначения веществ, химических операций и устройств. Семь металлов древности изображались астрономическими знаками семи небесных светил: Солнца (☉, золото), Луны (☽, серебро), Юпитера (♃, олово), Венеры (♀, медь), Сатурна (♄, свинец), Меркурий (☿, ртуть), Марс (♁, железо). Открытые в 15-18 веках металлы — висмут, цинк, кобальт — обозначались по первым буквам их названий. Знак винного спирта (лат. spiritus vini) составлен из букв S и V. Знаки крепкой водки (лат. aqua fortis, азотная кислота) и золотой водки (лат. aqua regis, царская водка, смесь соляная и азотная кислоты) состоят из знака воды С и заглавных букв F и R соответственно. Знак стекла (лат. Vitrum) образован из двух букв V — прямой и перевернутой.
Попытки упорядочить древние химические знаки продолжались до конца 18 века. В начале 19 века английский химик Дж. Дальтон предложил обозначать атомы химических элементов кружками, внутри которых помещались точки, тире, начальные буквы английских названий металлов и т. д. Химические знаки Дальтона приобрели некоторую распространения в Великобритании и Западной Европе, но вскоре были вытеснены чисто буквенными знаками, которые шведский химик Я.Я. Берцелиус предложил в 1814 г. Высказанные им принципы составления химических знаков сохранили свою силу до сих пор. В России первое печатное сообщение о химических признаках Берцелиуса было сделано в 1824 г. московским врачом И.Я. Зацепин.
Ниже приведена таблица химических знаков некоторых элементов, их названия, относительные массы и произношение.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АТОМНАЯ МАССА
Историческая справка: Английский ученый Джон Дальтон (1766–1844) в своих лекциях показывал студентам модели атомов, вырезанные из дерева, показывая, как они могут соединяться, образуя различные вещества. Когда одного из студентов спросили, что такое атомы, он ответил: «Атомы — это деревянные кубики, раскрашенные в разные цвета, которые изобрел мистер Дальтон».
Конечно, Далтон прославился не своими «кубиками» и даже не тем, что в двенадцать лет стал школьным учителем. Возникновение современной атомистической теории связано с именем Дальтона. Впервые в истории науки он задумался о возможности измерения масс атомов и предложил для этого конкретные методы. Ясно, что непосредственно взвесить атомы невозможно. Дальтон говорил только об «отношении весов мельчайших частиц газообразных и других тел», то есть об их относительных массах. Даже сегодня масса любого атома, хотя и известна точно, никогда не выражается в граммах, так как это крайне неудобно. Например, масса атома урана, самого тяжелого из существующих на Земле элементов, составляет всего 3,952 10–22 г. Поэтому массу атомов выражают в относительных единицах, показывая, во сколько раз масса атомов данного элемента больше массы атомов другого элемента, принятого за эталон. По сути, это «весовое отношение» по Дальтону, т.е. относительная атомная масса.
Массы атомов очень малы.
Абсолютные массы некоторых атомов:
М(С) = 1,99268∙10-23 г
М(Н) = 1,67375∙10-24 г
М(О) = 2,656819-2∙3г0003
· В настоящее время в физике и химии принята единая система измерений.
Введенная атомная единица массы (а.е.м.)
m(а.е.м.) = 1/12 m(12C) = 1,66057 ∙ 10-24 г.
Ar(H) = m(атом) / m(а.е.м.) =
1,67375 ∙ 10-24 г / 1,66057 ∙ 10-24 г = 1,0079 а.е.м.
Ar — показывает, во сколько раз данный атом тяжелее 1 /12 атома 12С, это безразмерная величина.
Относительная атомная масса составляет 1/12 массы атома углерода, масса которого составляет 12 а.е.м.
Относительная атомная масса безразмерная величина
Например, относительная атомная масса атома кислорода равна 15,994 (используется значение из периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева).
Следует писать так, Ar(O) = 16. Мы всегда используем округленное значение, исключение составляет относительная атомная масса атома хлора:
Связь между абсолютной и относительной массами атома выражается формулой:
м (атом) = Ar ∙ 1,66 ∙ 10 -27 кг
ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ТЕМЫ
С помощью ПСХЭ составьте пары знаков химических элементов и соответствующих им русских названий:
N, Ar, P, Al, S, Mg, Cr
Алюминий, сера, азот, хром, фосфор , аргон, магний
№2.
С помощью ФСКЭ определить относительные атомные массы химических элементов с порядковыми номерами: 80, 23, 9, 2
Дать характеристику химическому элементу — О по его положению в ФСКЭ по плану:
Русское название
Серийный номер
Произношение
Относительное значение атомной массы
№4.