учебник для 10 — 11 классов. Часть 2 ОНЛАЙН
Русский язык / Русский язык для школьников / Языки, языкознание
Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10—11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 частях. Часть 2 / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. — М., 2014. — 304 с. — (Инновационная школа).
Учебник дополняет, систематизирует и обобщает теоретические сведения по русскому языку за курс основной школы и даёт возможность учащимся повторить и закрепить полученные знания на практическом материале, а также подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Учебник снабжён мультимедийным приложением, размещённым на сайте издательства «Русское слово» — русское-слово.рф.
СОДЕРЖАНИЕ
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
§ 65. Основные принципы русской пунктуации …………..4
Пунктуационный анализ ………………6
§ 66. Словосочетание……………..9
§ 67. Виды синтаксической связи ……………..10
Синтаксический разбор словосочетания……………..11
Готовимся к ЕГЭ……………13
Предложение
§ 68. Понятие о предложении. Классификация предложений ………14
Простое предложение
§ 69. Виды предложений по цели высказывания………….16
§ 70. Виды предложений по эмоциональной окраске………17
§ 71. Предложения утвердительные и отрицательные………19
Виды предложений по структуре
§ 72. Двусоставные и односоставные предложения………..20
§ 73. Тире между подлежащим и сказуемым……………..23
§ 74. Распространённые и нераспространённые предложения …………26
§ 75. Полные и неполные предложения ……………28
§ 76. Тире в неполном предложении……………28
§ 77. Соединительное тире. Интонационное тире…………29
Готовимся к ЕГЭ……………33
§ 78. Простое осложнённое предложение……………35
Синтаксический разбор простого предложения………..35
§ 79. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами …. .36
§ 80. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях …………40
§ 81. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях…………43
§ 82. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами ……….44
§ 83. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами……46
§ 84. Обобщающие слова при однородных членах ………..50
Готовимся к ЕГЭ………………53
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения
§ 85. Обособленные и необособленные определения………55
§ 86. Обособленные приложения…………….63
Готовимся к ЕГЭ……………….67
§ 87. Обособленные обстоятельства……………..68
§ 88. Обособленные дополнения ……………..73
§ 89. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения…………75
§ 90. Знаки препинания при сравнительных оборотах……..80
Готовимся к ЕГЭ………….82
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением
§ 91. Знаки препинания при обращениях…………83
§ 92. Вводные слова и вставные конструкции ………….88
§ 93. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова…………97
Готовимся к ЕГЭ…………………101
Сложное предложение
§ 94. Понятие о сложном предложении …………102
Готовимся к ЕГЭ…………..104
§ 95. Знаки препинания в сложносочинённом предложении …..106
Синтаксический разбор сложносочинённого предложения …… 106
Готовимся к ЕГЭ……………115
§ 96. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным……….118
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным……….119
Готовимся к ЕГЭ…………..126
§ 97. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными ………128
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными……….129
Готовимся к ЕГЭ…………..135
§ 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ……..137
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения……. 139
Готовимся к ЕГЭ……………..148
§ 99. Период. Знаки препинания в периоде ………….150
Готовимся к ЕГЭ……………..152
§ 100. Сложное синтаксическое целое и абзац…………..153
Готовимся к ЕГЭ…………….156
Предложения с чужой речью
§ 101. Способы передачи чужой речи…………..158
§ 102. Знаки препинания при прямой речи…………….159
§ 103. Знаки препинания при диалоге …………….162
§ 104. Знаки препинания при цитатах ……………165
Готовимся к ЕГЭ………….169
Употребление знаков препинания
§ 105. Сочетание знаков препинания……………171
§ 106. Факультативные знаки препинания …………….173
§ 107. Авторская пунктуация…………..174
Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты……………179
КУЛЬТУРА РЕЧИ
§ 108. Язык и речь………….186
§ 109. Правильность русской речи…………….187
§ 110. Типы норм литературного языка………….192
§ 111.0 качествах хорошей речи …………..195
СТИЛИСТИКА
Функциональные стили
§ 112. Научный стиль……………..202
§ 113. Официально-деловой стиль……………212
§ 114. Публицистический стиль…………….218
§ 115. Разговорный стиль …………….235
§ 116. Язык художественной литературы …………..239
§ 117. Текст. Типы речи …………….245
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Михаил Васильевич Ломоносов……………..262
Александр Христофорович Востоков …………….264
Фёдор Иванович Буслаев ……………..266
Владимир Иванович Даль…………..267
Яков Карлович Грот…………….269
Алексей Александрович Шахматов………..271
Дмитрий Николаевич Ушаков ……………273
Виктор Владимирович Виноградов……………..274
Сергей Иванович Ожегов ……………277
Приложение
Говорите правильно………………279
Пишите правильно………………283
Рекомендуемая литература ……………..291
Список условных сокращений …………….295
Учебник по русскому языку 10-11 класс Гольцова читать онлайн
Вернуться на Главную страницу!
Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по русскому языку и литературе за 10-11 класс базовый уровень — Гольцова Шамшин Мищерина часть 1 2. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.
Часть 1
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275; 276; 277; 278; 279; 280; 281; 282; 283; 284; 285; 286; 287; 288; 289
Часть 2
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275; 276; 277; 278; 279; 280; 281; 282; 283; 284; 285; 286; 287; 288; 289; 290; 291; 292; 293; 294; 295; 296; 297; 298; 299; 300; 301; 302; 303; 304; 305
Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!
Где по русскому языку 11. Помощь с домашним заданием по русскому языку
Изображения обложек учебников приводятся на страницах данного сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (статья 1274 пункт 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации)
Задания по русскому языку для 11 класса.Упражнение 1.
Общеславянское слово просо , буквально означающее «измельченный», образовано от пхати — «толкать, толкать». Как называется этот способ словообразования в современном русском языке? Приведите примеры слов из современного русского языка с подобным историческим чередованием корневых согласных. Назовите существительные, входящие в тематическую группу «название еды», которые образуются таким же образом. Восстановите весь словообразовательный путь одного из них.
Ответ:
Такой способ образования слов называется субстантивацией, или переходом из класса причастий (прилагательных) в класс существительных.
Дух — душа, сухое — сухое (сухое), глухое — оглушение, плохое — ляп и т.д. второй, третий и т. д.
Определяемое существительное опускается, придавая его значение уточняющему слову (прилагательное, причастие). Или: многоточие существительного и концентрация семантики именного словосочетания в целом в прилагательном (причастии).
Задача 2.
Определяя каждый из двух типов характера русского человека («русский народ»), автор приведенного ниже стихотворения дважды употребляет слово преданный. Определите его значение в каждом из употреблений и объясните, что привело вас к такому выводу. Дайте грамматическую характеристику этому слову.
Верность всегда была в характере русского народа.
Кого сейчас не предали? Вы не найдете ни одного.
Всякий глупый или немой должен быть предан трону.
Любой, кто честен, умен, вероятно, склонен к суждению.
Ответ:
В предложении Всякий глупый или немой должен быть предан трону преданный — прилагательное, употребляется в значении «верный».
Задача 3.
Прочитайте текст ниже. Как бы вы определили этот тип речи? Дайте стилистические примечания к словам, обозначающим одежду Петра. Знаете ли вы значение этих слов? Дайте им интерпретацию. Найдите родственные слова к

За окном, заваленный бумагами, Петр сидел в старом кожаном кресле с высокой спинкой у раскаленной печки. Петр был в синем выцветшем и ветхом халате, который князь помнил еще до Полтавской битвы, с таким же пятном более яркого цвета на прожженном трубой месте; красная шерстяная толстовка с белыми костяными пуговицами; от одного из них, сломанного, осталась только половина; он узнал ее и сосчитал, как делал почему-то всегда во время длинных укоризненных речей отца, — она была шестой снизу; бельевое платье из грубой синей стамеды; серые штопаные штопаные чулки, старые стоптанные туфли. Князь считал эти мелочи, такие родные, родными, чужими. Из окна, за которым блестела белоснежная скатерть Невы, между ними падал косой луч желтого зимнего солнца, тонкий, длинный и острый, как меч.
(по Мережковскому)
Ответ:
1. Тип речи — описание.
2. Халат (без помета или нейтральный) — одежда, обычно домашняя, застегивающаяся сзади или спереди.
Свитшот (без помпона или нейтральный) — теплая трикотажная рубашка.
Нижнее белье (в просторечии) — нижнее белье, находящееся под чем-то другим; шерсть.
Стамед (устарело) — ткань шерстяная с косыми нитями.
Гарус (чулки) — из гаруса, мягкой крученой шерстяной пряжи.
Обувь (без подстилки или нейтральная) — вид обуви, закрывающий ногу не выше щиколотки.
3. Из-под, из-под (предлог), также допускается Подол, испод, под, под, под и т.д. государственной измене и арестован. Он был замучен по приказу Петра и приговорен к смертной казни. Не выдержав душевных и физических истязаний, царевич умер в застенках Петропавловской крепости. Связь в ряду однородных антонимичных прилагательных

Задача 4.
В некоторых русских поговорках упоминаются древние меры веса или длины. Назовите эти поговорки. Каково значение каждого из них?
Ответ:
1. Как аршин проглотил; видеть в земле три аршина; два дюйма от горшка; семь миль до небес; Коломенская верста; косая сажень; семь пядей во лбу; пуд соли съесть и т.д.
2. Как аршин проглотил — держать неестественно прямо.
Видеть в земле три аршина — отличиться большой проницательностью.
Две верхушки от горшка — очень низкие, маленькие (примерно с человека).
Семь верст до неба — это много (пообещать, сказать что-то и т.п.)
Коломенская верста — человек очень высокий, скотина
Косая сажень (плечи) — в плечах — очень широкая; очень широкоплечий, мощного телосложения.
Семь пядей во лбу — очень умный, мудрый, незаурядный.
Съесть пуд соли — значит долго жить вместе, часто общаться.
Задача 5.
Почему в дореволюционном справочнике «Весь Петроград» имена Федоров,
принадлежащие разным людям , были размещены в двух разных местах?
Ответ:
Эта фамилия, принадлежащая разным людям, могла начинаться как с буквы Ф («фит»), так и с буквы Ф («Фрт»).
Задача 6.
Как изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий воеводе, сколько самого воеводу, которого автор не прочь обругать быдлом ?
Я сказал, что никогда не приказывал загонять скот губернатора с его полей в мою закуту, и я не хочу, чтобы его скот был где-то рядом со мной и моим четвероногим; но боюсь, что мой приказчик из села Поганца, по глупости, не погнал губернаторского скота. (Лесков).
Ответ:
Я сказал, что никогда не приказывал загонять скот губернатора с его полей в мою закуту, и я не хочу, чтобы его скот находился где-либо рядом со мной и моим четвероногим; но я боюсь, если мой приказчик из села Поганца по глупости прогнал губернаторский скот
Задача 7.
Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (ы,сс)у(ф,ж)ф(н,нн)й … Обоснуйте свой ответ.
Ответ:
Выбор написания зависит от значения — происхождения и грамматических особенностей слова, а именно:
сузить страдательное причастие пишется как сужено;
Образовано от глагола совершенного вида lend Пассивная часть записывается как взаймы;
Существительное, образованное переходом отглагольного прилагательного в разряд существительных, в свою очередь образованное от глагола несовершенного вида судить , пишется как обрученный .
Задача 8.
«Домострой» — один из самых известных древнерусских письменных памятников середины ХУI века. В его полном названии содержатся ключевые слова всего произведения — «поучение и наказание всякому христианину». Что означает слово наказание ? Совпадает ли это значение со значением этого слова в современном русском языке? Какие слова относятся к нему? Что означало в древнерусском языке слово дом строение ?
Ответ:
Наказание в данном случае означает «инструкция».Наказание в современном русском языке означает «кара».
Слово наказание в значении «наставление» относятся ко всем словам, восходящим к казати (=говорить, инструктировать, приказывать, инструктировать), — приказать, приказать, сказать и др.
Значение слова дом строение производное от значений многозначных слов дом, строение … Первые включали в себя представление не только о здании, жилище, но и о хозяйстве, семье, семья; второе означало «сооружение», «устройство», «управление», «благо», «польза».
Задача 9.
Что общего в происхождении слов ясли, гусли, масло, весло ?
Ответ:
Все эти слова образованы от глаголов (ясти ср яд, пища, кайф, мазок, свинец).
Все эти слова имеют общий словообразовательный элемент — суффикс -sl-(-l-).
Задача 10.
Находим «четвертый избыток» : Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск … Пожалуйста, прокомментируйте свой выбор.
Ответ:
Зеленоградск Зеленоградск ¬ зеленый + город (город) + -ск-
а). Топонимы, содержащие -град-, образуются путем сложения основ без помощи суффикса -ск-: Ленинград, Калининград, Петроград, Сталинград. б). Имена, имеющие в основе суффикс -ск-, образуются с помощью этого суффикса и добавления к образующей основе элемента -гор-, который может быть связан как с город, так и горы … Модель, по которой образовано название Зеленоградск , включает в себя элементы как модели а), так и модели б).
Задача 11.
Каково происхождение слова карлик в русском языке? Когда оно появилось?
Ответ:
Это слово придумал Джонатан Свифт (1667 — 1745), известный английский писатель, автор знаменитого романа «Путешествие Гулливера». Он придумал целую сказочную страну и назвал ее Лилипутией, а крошечных людей, которые в ней жили, — лилипутами.
Впервые это произведение было переведено на русский язык в 1772 году — в конце 18 века. — в XVIII в.
Олимпиада по русскому языку 11 класс:
Выпускнику сегодня нелегко. Его ждет много испытаний и экзаменационных заданий. ЕГЭ по родной речи обязателен, к нему надо готовиться основательно – и в школе, и дома. Нет времени на репетитора — выручит 11 классная школа русского языка. Здесь накапливается важная информация, даются подробные ответы с пояснениями и подсказками. Чтобы получить пользу от домашнего задания, используйте Книгу ресурсов в качестве тестового и вспомогательного материала. С ним госэкзамен становится менее страшным.
Темы, которые одиннадцатиклассник уже проходил ранее, но упражнения в выпускном году особенно сложны. ГДЗ по русскому языку 11 класс позволит «подтянуть» именно те разделы, которые школьник знает хуже других, а также:
Найти нужные места в решебнике легко — он хорошо структурирован, ответы снабжены графическими схемы и цветовое кодирование. В ГДЗ удобно смотреть правила пунктуации, основные приемы выполнения творческих заданий. Решебник по русскому языку для 11 класса – это бесплатный помощник, предоставляющий все инструменты для работы. С ним можно «заниматься» сколько угодно, а найти полезную информацию не составит труда.
Русский язык – один из важнейших предметов школьной программы, имеющий большое практическое значение. Многие дети, не желая учиться, аргументируют это словами: «а это нам в жизни не пригодится». В данном случае все эти отговорки неуместны — человек, не умеющий правильно писать и связно излагать свои мысли, не сможет сделать карьеру или добиться значительных успехов в жизни.