№ урока | Тема урока | Тип урока | Количество часов | Домашнее задание | Примечание |
1 I часть учеб ника | Введение. «Книга – твой друг». О художественной литературе и чтении. | Вводный урок | 1 | Проект «Путешествие в Книгоград» на стр. 6-7 (по вариантам). | Проверка будет осуществляться еженедельно |
2 | Мифы. Мифы Древнего Египта. «Путешествие Солнечной ладьи». | Урок изучения нового материала | 1 | Вопросы и задания на с. 13 | Проиллюстрировать понравившийся сюжет |
3 | Мифы Древней Греции. «Олимп». «Ночь, луна, заря и солнце». | Урок изучения нового материала | 1 | С. 14-18, подготовиться к пересказу. | |
3 | «Орфей и Эвридика». «Пигмалион». | Урок комплексного применения знаний | 1 | Подготовиться к пересказу | Проиллюстрировать понравившийся сюжет |
4 | «Подвиги Геракла» («Рождение героя», «Выбор пути», «Геракл освобождает Прометея»). | Урок комплексного применения знаний | 1 | Вопросы и задания на с. 31-32. Пересказ мифа, найденного самостоятельно. | Найти значение крылатых слов и выражений |
5 | Урок внеклассного чтения. | Урок комплексного применения знаний | 1 | ||
6 | Гомер. О бессмертном поэте древности. «Одиссея» (отрывок из IX песни поэмы). | Урок изучения нового материала | 1 | Вопросы и задания на с. 43 | Чтение по лицам отрывка |
7 | Мифы древних славян. Персонажи славянских мифов. | Урок изучения нового материала | 1 | Вопросы и задания на с. 48. | Изображение мифологических персонажей древних славян (№4). |
8 | Устное народное творчество. Понятие об УНТ. Сказки. Сказка и миф. | Урок изучения нового материала | 1 | №4, №5 на с. 53. Прочитать египетскую сказку «Коршун и кошка» и русскую «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», подгот. к пересказу. | Иллюстрирование по желанию. |
9 | Виды сказок. | Урок изучения нового материала | 1 | С. 58-64, выучить теорию | |
10 | Виды сказок. Волшебные сказки. (Показ иллюстраций к волшебным сказкам). Сказка «Белая уточка». | Урок изучения нового материала | 1 | С. 64-67 – выучить теорию, подготовиться к внекл. чтению сказки «Царевна-лягушка». | Учащиеся учатся рассказывать сказку. |
11 | Поразмышляем над самостоятельно прочитанной сказкой «Царевна-лягушка». Итоги изучения сказок. (Урок внеклассного чтения). | Урок комплексного применения знаний | 1 | Сочини продолжение сказки, с. 72-73. | Р/Р |
12 | О легенде и предании. Предания «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова». | Урок изучения нового материала | 1 | С. | Р/Р |
13 | Загадки. | Урок изучения нового материала | 1 | С. 77-80 – выучить теорию. Попробуйте сочинить загадку (с. 82-83). | Р/Р |
14 | Пословицы и поговорки. | Урок изучения нового материала | 1 | С. 83-85 – выучить теорию. Вопросы и задания на с. 89-90. Запись пословиц на любую интересную тему (тематический подбор пословиц). Объяснить и проиллюстрировать пословицы. | Иллюстрирование (межпредметная связь). |
15 | Пословицы и поговорки народов мира. Соколов В. «Пословица». Итоги изучения малых жанров фольклора. | Урок комплексного применения знаний | 1 | Выполнить задания на с. 92-93. | Творческое задание: сочинить рассказ по пословице(выполняется на уроке). |
16 | На весёлой ярмарке. О пьесе и народном кукольном театре. Комедия «Петрушка Уксусов». Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха. | Урок изучения нового материала | 1 | Прочитать комедию «Петрушка Уксусов». Вопросы №1-№4. Ученики готовятся к кукольному спектаклю (с. 103), разыгрывается действие по свободному выбору. Кукол делают группами. | Термины: драматическое произведение или пьеса, комедия. |
17 !!! | Кукольный спектакль «Петрушка Уксусов». (Пригласить в качестве зрителей учащихся других классов.) | Урок комплексного применения знаний | 1 | Подготовиться к выставке творческих работ (с. 104) по разделу «Устное народное творчество» (индивидуальные задания). | Выставка проходит по плану (с. 104) на внеклассном занятии. |
18 II часть учеб ника | Сказочные события и герои в литературе. Литературные сказки. | Урок изучения нового | 1 II часть учеб ника | Вопросы и задания на с. 7-9. Выучить термин «литературная сказка». | Подгот. к викторине (с. 7-9). |
19 | Пушкин А. С. (1799-1837). О поэме «Руслан и Людмила». «Пролог»(«У лукоморья дуб зелёный…). | Урок изучения нового материала | 1 | Выучить наизусть вступление к поэме («У лукоморья дуб зелёный…) (№ 3, с. 25). | Термины: поэма, пролог, эпилог. |
20, 21 Р/Р | «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы). Учимся читать выразительно (с. 27-28). Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы (Песнь пятая). | Урок изучения нового материала Урок развития речи | 1 1 | Вопросы и задания на с. 26-27. Выучить наизусть Песнь пятую (с. 21-25). Отрывок распределяется на несколько человек или на класс (ученики показывают умение читать выразительно). | Нарисовать иллюстрации к прологу поэмы. Объяснение значений непонятных слов. |
22 | О стихотворной речи. Стих, ритм, стопа. Стихотворный размер. Рифма. | Урок изучения нового материала | 1 | Вопросы и задания на с. 32-33. | |
23 | Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875). | 1 | Прочитать текст на с. 33-39; вопросы и задания на с. 39. | Вспомнить сказки Андерсона. | |
24, 25, 26. | Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Приключения в семи сказках. Победа самоотверженной любви и дружбы над рассудочностью (преобладание рассудка над чувством) и эгоизмом в сказке «Снежная королева». Выражение авторского отношения к героям в их портретах (по сказке «Снежная королева»). | Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний Урок комплексного применения знаний | 1 1 = 3 1 | Вопросы и задания на с. | Словарные слова: добро, зло, красота, гармония. |
27 | Х. К. Андерсен. Сказка «Истинная правда» (урок внеклассного чтения). | Урок комплексного применения знаний | 1 | Вопросы и задания на С. 72. Перечитать сказки Андерсона. | Устные высказывания, участие в диалоге. |
28 | СКАЗКИ О ГОНИМОЙ ПАДЧЕРИЦЕ. Шварц Е. Л. Сказки о гонимой падчерице. Сказочник-драматург (О Шварце Е. Л.). Шарль Перро «Золушка». | Урок изучения нового материала | 1 | Прочитать сценарий кинокомедии Е.Л. Шварца «Золушка», с. 83-109 (к следующему уроку прочитать до с. 93). | Кино- сценарий Шварца «Золушка». |
29 | Шварц Е. Л. Кинокомедия «Золушка». | Урок изучения нового материала | 1 | Дочитать кинокомедию Е.Л. Шварца «Золушка» до конца (с. | |
30 | Шварц Е. Л. Кинокомедия «Золушка» (продолжение). | Урок закрепления знаний | 1 | Вопросы и задания на с. 109. | Показ фрагмента из кинофильма |
31 | Шварц Е. Л. Музыкальная кинокомедия «Золушка» (продолжение). О пьесе и театре (с. 110). | Урок комплексного применения знаний | 1 | Подготовка к спектаклю «Золушка» (отрывок из киносценария Е.Л. Шварца «Золушка»). Рекомендации на с. 111. Репетиции проводятся во внеклассное время. | Словарные слова: ремарка, действующее лицо, драматург. Индивидуальные задания |
32 !!! Р/Р | Показ спектакля «Золушка». (Пригласить в качестве зрителей учащихся других классов.) О читательском дневнике (с. 111-112). | Урок развития речи | 1 | Прочитать статью «О читательском дневнике» (с. Написать отзыв о прочитанном произведении (темы на стр. 113). | Развитие речи учащихся. |
33 | Павел Петрович Бажов (1879-1950). Путь писателя к сказу. Сказ «Каменный цветок». | Урок изучения нового материала | 1 | Дочитать сказ до конца. | |
34 | П.П. Бажов «Каменный цветок». Воплощение в сказке народных представлений о любви, добре и справедливости. Своеобразие языка сказа. | Урок закрепления знаний | 1 | Прочитать два других сказа: «Горный мастер», «Хрупкая веточка» (произведения взять в библиотеке). Вопросы и задания на стр. 131. | |
35 | Бажов П. П. «Горный мастер», «Хрупкая веточка». | Урок внеклассного чтения | 1 | Вопросы и задания на стр. 131. | |
36 | Литературные сказки. Об отличии литературной сказки от сказки народной. | Урок комплексного применения знаний | 1 | Проекты по разделу «Сказочные события и герои в литературе» (с.134-135). Назначается день проверки. Индивидуальные задания. | Формы проектов: малая конференция, викторина, спектакль. Темы в уч. сформулированы. |
37 | Басни. Иван Андреевич Крылов (1769-1844). «Звери мои за меня говорят». Басня «Волк на псарне». | Урок изучения нового материала | 1 | Вопросы и задания на стр. 143, 145. | |
38 | Басни Крылова И. А. «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и Ягненок». Готовясь к радиоспектаклю. | Урок изучения нового материала | 1 | Выучить наизусть басню «Квартет» (с. 148-149). | |
39 | Басни Эзопа. Басня «Лисица и виноград» в пересказе Л.Толстого, переложении Жана де Лафонтена и И. ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «БАСНИ» Чтение басни наизусть. | Урок развития речи | 1 | ПРОЕКТЫ ПО РАЗДЕЛУ «БАСНИ» (стр. 155-156 учебника). Выберите один из проектов: оформление афиши, сочинение басни. | Сочинение. Придумываем басню. |
40 III часть учеб ника | ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ М.Ю. Лермонтов (1814-1841). История одного стихотворения. «Бородино». | Урок изучения нового материала | 1 III часть учеб ника | Подготовиться к выразительному чтению наизусть. | Объяснение значений непонятных слов. |
41 | «Бородино». Эпитет и сравнение. О теме и идее художественного произведения. Бородино». «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…». Стихотворения Лермонтова о войне 1812 года. Чтение наизусть стихотворения «Бородино». | Урок изучения нового материала | 1 | Выучить термины на с. | Словарные слова: Эпитет, сравнение, метафора, звукопись, диалог, монолог, риторическое восклицание, авторская позиция |
42 | Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842). Поэт из народа. Стихотворение «Косарь». Близость стихотворений А. В. Кольцова народной лирической песне. Стихотворения поэта по выбору учащихся. | Урок изучения нового материала | 1 | Подготовиться к выразительному чтению. | |
43 | Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Верность «Аннибаловой клятве». «Муму». Главы 1 и 2 (стр. 21-33). | Урок изучения нового материала | 1 | Прочитать 3 и 4 главы (стр. 33-39), составить 4 вопроса к прочитанным главам. | Вопросы и задания к гл. 1, 2, на с. 49-50 (в классе). Пересказы эпизодов (по выбору) |
44 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму» (продолжение). Главы 5, 6, 7 (стр. 39-49). | Урок изучения нового материала | 1 | Вопросы и задания на стр. 50-51. | |
45 Соч. | РР Классное сочинение по предложенным темам на стр. 51. | Урок развития речи | 1 | Прочитать статью на стр. 51-54, ответить на вопросы. | |
46 | Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Из воспоминаний внука Толстого Л. Н. «Как я помню Льва Николаевича и чему он меня учил». Из истории рассказа «Кавказский пленник». Рассказ «Кавказский пленник» (быль). Глава 1. | Урок изучения нового материала | 1 | Прочитать 2-6 главы. | Объяснение значений непонятных слов. |
47 | Толстой Л.Н. «Кавказский пленник» (быль). Главы 2-6. | Урок изучения нового материала | 1 | Творческое задание на стр. | |
48 | О сюжете и героях. Теоретико-литературная статья (с. 84-86). | Урок изучения нового материала | 1 | Выучить термины: эпизод, сюжет, экспозиция, конфликт, завязка сюжета, развитие событий, кульминация, развязка, финал. | |
49 | Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888). Человек обостренной совести. Из воспоминаний офицера Сахарова В. П., однополчанина Гаршина В. М. Рассказ «Сигнал» (с. 90-98). | Урок изучения нового материала | 1 | Прочитать рассказ «Сигнал», ответить на вопросы на стр. 99. | Чтение по ролям. |
50 | В.М. Гаршин «Сигнал». Анализ рассказа. Причина разного отношения героев к жизни. Нравственное превосходство Семена. Раскаяние Василия. | Урок закрепления знаний | 1 | Подготовить краткий пересказ. | |
51 | Леонид Николаевич Андреев (1871-1919). О жизни писателя. Из воспоминаний Корнея Чуковского о Леониде Андрееве. Рассказ «Кусака». | Урок изучения нового материала | 1 | Прочитать рассказ «Кусака» (с. 104-111), ответить на вопросы на стр. 111-112. | |
52 | Кусака в мире людей (анализ рассказа «Кусака»). Роль пейзажа в рассказе. | Урок закрепления знаний | 1 | Сочинить продолжение рассказа, (задание на стр. 112). | |
53 | Александр Иванович Куприн (1870-1938). Судьба писателя. Путь в литературу. Из воспоминаний дочери А.И. Куприна Ксении. Рассказ «Белый пудель» | Урок изучения нового материала | 1 | Дочитать рассказ «Белый пудель» (с. 117 -151). Вопросы № 1, № 2. | |
54 | А.И. Куприн. «Белый пудель». Сюжет и конфликт рассказа. | Урок закрепления знаний | 1 | Вопросы № 3-№ 6. | |
55 | А.И. Куприн. «Белый пудель». Характеры персонажей. | Урок закрепления знаний | 1 | Вопросы № 7-№ 8. | Характеристика персонажа |
А.И. Куприн. «Белый пудель». Пейзаж в рассказе. Рассказы А.И. Куприна о детях. | Урок закрепления знаний | 1 | Подготовиться к выразительному чтению отрывка. Повторить все изученные термины. | ||
56 IV часть учеб ника | ПОЭЗИЯ ПРИРОДЫ Пушкин А. С. Стихотворение «Обвал». | Урок изучения нового материала | 1 IV часть учеб ника | Вопросы и задания на с. 6. | |
57 | Федор Иванович Тютчев (1803-1873). Стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» и «Есть в осени первоначальной…». | Урок изучения нового материала | 1 | Одно из стихотворений Тютчева выучить наизусть и научиться выразительно читать. | |
58 | Аполлон Николаевич Майков (1821-1897). Стихотворения «Пейзаж», «Ласточки». | Урок изучения нового материала | 1 | Вопросы и задания на с. 12. | |
59 | Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942). Стихотворение «Где б я ни странствовал». Николай Иванович Рыленков (1909-1969). Стихотворение «Все в тающей дымке». | Урок изучения нового материала | 1 | Задания по выбору: 1. Выучите наизусть понравившееся стихотворение о природе. 2. Словесное рисование картин природы (задание на с. 15). | |
60 | Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968). Певец Мещёры. «Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Очерки «Обыкновенная земля» (с. 18-19), «Мшары», (с. 20-24), «Леса» (с. 25-27). | Урок изучения нового материала | 1 | Вопросы и задания после каждого очерка. Выучить термин очерк. | Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк. |
61 | К.Г. Паустовский. Очерки «Луга» (с. 28-30), «Мой дом» (с. 30-32), «Бескорыстие» (с. 32-33). | Урок изучения нового материала | 1 | Подготовиться к выразительному чтению. | |
62 | Евгений Иванович Носов (1925-2002). «Это и называется у нас — Человек». Рассказы «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась», «Как патефон петуха от смерти спас» (с. 35-45). | Урок изучения нового материала | 1 | Написать сочинение о животных (задание на с. 45). | |
63 | «ИДЁТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!..» Стихи о Великой Отечественной войне (Константин Симонов, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Муса Джалиль, Сергей Орлов, Расул Гамзатов, | Урок изучения нового материала | 1 | Выучить наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне (задание на с. | |
64 | Василий Макарович Шукшин (1929-1974). Рассказ «Жатва». | Урок изучения нового материала | 1 | Подготовиться к беседе по рассказу. Вопрос № 5 на с. 65. | Устные высказывания, участие в диалоге. |
65 | РАССКАЗЫ О ТВОИХ СВЕРСТНИКАХ Юрий Павлович Казаков (1927-1982). Путь в литературу. Рассказ «Тихое утро» (с. 68-80). | Урок изучения нового материала | 1 | Дочитать рассказ «Тихое утро». Вопросы и задания на с. 80. | |
66 | Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997). «Правда факта и слово художника». Рассказ «Мститель». | Урок изучения нового материала | 1 | Вопросы и задания на с. 88. | |
67 | Рэй Дуглас Брэдбери (род. в 1920 г.). «Многогранный талант». Рассказ «Мальчик-невидимка» (с. | Урок изучения нового материала | 1 | Вопросы и задания на с. 99-100. | |
68 | О рассказе. Теоретико-литературная статья. Итоговый урок. Проверка техники чтения. | Урок изучения нового материала | 1 | Взять список книг для чтения летом. | Термины: рассказ, сюжет. |
Крестьянские дети — Некрасов. Полный текст стихотворения — Крестьянские дети
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живется легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи;
Летит и другая какая-то птица —
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то… а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье…
Чу! шепот опять!
П е р в ы й г о л о с
Борода!
В т о р о й
А барин, сказали!..
Т р е т и й
Потише вы, черти!
В т о р о й
У бар бороды не бывает — усы.
П е р в ы й
А ноги-то длинные, словно как жерди.
Ч е т в е р т ы й
А вона на шапке, гляди-тко, — часы!
П я т ы й
Ай, важная штука!
Ш е с т о й
И цепь золотая…
С е д ь м о й
Чай, дорого стоит?
В о с ь м о й
Как солнце горит!
Д е в я т ы й
А вона собака — большая, большая!
Вода с языка-то бежит.
П я т ы й
Ружье! погляди-тко: стволина двойная,
Замочки резные…
Т р е т и й
_(с испугом)
Глядит!
Ч е т в е р т ы й
Молчи, ничего! постоим еще, Гриша!
Т р е т и й
Прибьет…
Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины летят воробьи.
Затих я, прищурился — снова явились,
Глазенки мелькают в щели.
Что было со мною — всему подивились
И мой приговор изрекли:
— Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой…— «Услышит, молчи!»
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого рода людей», —
Я все-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет: «Попался спроста!»
Зато мы потом их губили довольно
И клали рядком на перилы моста.
Должно быть, за подвиги славы мы ждали.
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа.
Копатель канав вологжанин,
Лудильщик, портной, шерстобит,
А то в монастырь горожанин
Под праздник молиться катит.
Под наши густые старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей.
Иной подгуляет, так только держися —
Начнет с Волочка, до Казани дойдет»
Чухну передразнит, мордву, черемиса,
И сказкой потешит, и притчу ввернет:
«Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче
На Господа Бога во всем потрафлять:
У нас был Вавило, жил всех побогаче,
Да вздумал однажды на Бога роптать, —
С тех пор захудал, разорился Вавило,
Нет меду со пчел, урожаю с земли,
И только в одном ему счастие было,
Что волосы из носу шибко росли…»
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
«Гляди, чертенята!» А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь — им все покажи.
Прохожий заснет под свои прибаутки,
Ребята за дело — пилить и строгать!
Иступят пилу — не наточишь и в сутки!
Сломают бурав — и с испугу бежать.
Случалось, тут целые дни пролетали, —
Что новый прохожий, то новый рассказ…
Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая; спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра…
А солнце палит их полуденным зноем.
— Домой, ребятишки! обедать пора.—
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка… у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал свое —
Не пьет! отступились…
Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок,
Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку —
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рожденной
И в фартуке с поля домой принесенной,
Бояться смиренной лошадки своей?.
Грибная пора отойти не успела,
Гляди — уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился… ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством…
— Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной! —
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно;
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню въезжает царем…
Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя? — «Власом».
— А кой-тебе годик? — «Шестой миновал…
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто все это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
Теперь нам пора возвратиться к началу.
Заметив, что стали ребята смелей, —
«Эй, воры идут! — закричал я Фингалу: —
Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»
Фингалушка скорчил серьезную мину,
Под сено пожитки мои закопал,
С особым стараньем припрятал дичину,
У ног моих лег — и сердито рычал.
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла.
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!
Командуют сами! — «Фингалка, умри!»
— Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха, —
«Смотри — умирает — смотри!»
Я сам наслаждался, валяясь на сене,
Их шумным весельем. Вдруг стало темно
В сарае: так быстро темнеет на сцене,
Когда разразиться грозе суждено.
И точно: удар прогремел над сараем,
В сарай полилась дождевая река,
Актер залился оглушительным лаем,
А зрители дали стречка!
Широкая дверь отперлась, заскрипела,
Ударилась в стену, опять заперлась.
Я выглянул: темная туча висела
Над нашим театром как раз.
Под крупным дождем ребятишки бежали
Босые к деревне своей…
Мы с верным Фингалом грозу переждали
И вышли искать дупелей.
1861 г.
ge-dtlp-reddit — Googlesuche
AlleNewsBilderShoppingMapsVideosBücher
suchoptionen
Что вы думаете о стажировке в GE Healthcare DTLP? : r/cscareerquestions
www.reddit.com › cscareerquestions › комментарии › t…
13.10.2016 · Мой вопрос ко всем вам: что вы думаете о GE, стажировке DTLP (Digital Technology Leader Program) и что Я должен делать или думать?
GE Healthcare DTLP Вопросы и сравнения стажировок — Reddit
www.reddit.com › cscareerquestions › комментарии
27.10.2016 · Привет! Я студент компьютерного факультета и получил два предложения о стажировке. Один работает с GoDaddy для разработки программного обеспечения, а другой …
Любой, кто имеет опыт работы с General Electric (GE) в качестве программного обеспечения. ..
www.reddit.com › комментарии › oicnv6 › any_ha…
11.07 .2021 · Честно говоря, когда я думаю о GE, я думаю о группе стариков … DTLP также кажется надежной программой для тех, кто мобилен (с …
Любой, кто получил ответ от GE Digital DTLP: r/cscareerquestions — Reddit
www.reddit.com › cscareerquestions › комментарии › a…
Любой, кто получил ответ от GE Digital DTLP. У меня было интервью около 4 недель назад, мне сообщили, что я им нравлюсь, что они скоро свяжутся со мной, …
GE Healthcare в Милуоки: r/cscareerquestions — Reddit
www.reddit.com › cscareerquestions › комментарии
24.11.2017 · У кого-нибудь есть опыт работы в GE Healthcare DTLP или Software Engineering в GE Healthcare в Милуоки?
GE — Интервью для стажировки DTLP : r/csMajors — Reddit
www.reddit.com › csMajors › комментарии › ge_dtlp_i…
15.10.2020 · У меня назначено собеседование с GE на тему стажировки DTLP . Кто-нибудь знает, чего ожидать? Любой, кто работал на этой должности …
GE Digital: r/cscareerquestions — Reddit
www.reddit.com › cscareerquestions › комментарии
04.12.2015 · Кто-нибудь имел опыт прохождения собеседования или стажировка в General Electric и, в частности, в их новом подразделении Digital?
Примете ли вы предложение о работе от GE? : r/personalfinance — Reddit
www.reddit.com › personalfinance › comments › w…
02.02.2018 · Мне только что предложили должность в GE для участия в одной из их ротационных программ, программе коммерческого лидерства (CLP). ). Это невероятные продажи и …
Должен ли я оставаться в этой программе лидерства? (Fortune 50)
www.reddit.com › комментарии › cwlxb3 › should_i_s…
28.08.2019· Это стажировка DTLP, и путь лидерства / управления очень привлекателен для меня, поскольку, как бы я ни любил технические должности, мне намного лучше с .