23, Апр, 2025
629880, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск, ул. Новая, д. 9

Гдз по литературе 5 класс 1 часть беленького: ГДЗ по литературе 5 класс рабочая тетрадь Ахмадуллина 1, 2 часть

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького | Календарно-тематическое планирование (литература, 5 класс) по теме:

Учебник: Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобраз. учреждений: в 4 частях / [авт.-сост.:                      М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]; под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2008.

№ урока

Тема урока

Тип урока

Количество часов

Домашнее задание

Примечание

1

I часть учеб

ника

Введение. «Книга – твой друг».

О художественной литературе и чтении.

Вводный урок

1

Проект «Путешествие в Книгоград» на

стр. 6-7 (по вариантам).

Проверка будет осуществляться еженедельно

2

Мифы. Мифы Древнего Египта.  «Путешествие Солнечной ладьи».

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 13

Проиллюстрировать понравившийся сюжет

3

Мифы Древней Греции. «Олимп». «Ночь, луна, заря и солнце».

Урок изучения нового материала

1

С. 14-18, подготовиться к пересказу.

3

«Орфей и Эвридика». «Пигмалион».

Урок комплексного применения знаний

1

Подготовиться к пересказу

Проиллюстрировать понравившийся сюжет

4

«Подвиги Геракла» («Рождение героя», «Выбор пути», «Геракл освобождает Прометея»).

Урок комплексного применения знаний

1

Вопросы и задания на с. 31-32. Пересказ мифа, найденного самостоятельно.

Найти значение крылатых слов и выражений

5

Урок внеклассного чтения. Мифы Древней Греции.

Урок комплексного применения знаний

1

6

Гомер. О бессмертном поэте древности. «Одиссея» (отрывок из IX песни поэмы).

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 43

Чтение по лицам отрывка

7

Мифы древних славян. 

Персонажи славянских мифов.

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 48.

Изображение мифологических персонажей древних славян (№4).

8

Устное народное творчество. Понятие об УНТ. Сказки. Сказка и миф.

Урок изучения нового материала

1

№4, №5 на с. 53. Прочитать египетскую сказку «Коршун и кошка» и русскую «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», подгот. к пересказу.

Иллюстрирование по желанию.

9

Виды сказок.  Сказки о животных. Бытовые сказки.

Урок изучения нового материала

1

С. 58-64, выучить теорию

10

Виды сказок. Волшебные сказки. (Показ иллюстраций к волшебным сказкам). Сказка «Белая уточка».

Урок изучения нового материала

1

С. 64-67 – выучить теорию, подготовиться к внекл. чтению сказки «Царевна-лягушка».

Учащиеся учатся рассказывать сказку.

11

Поразмышляем над самостоятельно прочитанной сказкой «Царевна-лягушка». Итоги изучения сказок. (Урок внеклассного чтения).

Урок комплексного применения знаний

1

Сочини продолжение сказки, с. 72-73.

Р/Р

12

О легенде и предании. Предания «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Урок изучения нового материала

1

С. 73-74 – выучить теорию. Вопросы и задания на с. 77.

Р/Р

13

Загадки.

Урок изучения нового материала

1

С. 77-80 – выучить теорию. Попробуйте сочинить загадку (с. 82-83).

Р/Р

14

Пословицы и поговорки.

 Урок изучения нового материала

1

С. 83-85 – выучить теорию. Вопросы и задания на с. 89-90.  Запись пословиц на любую интересную тему (тематический подбор пословиц).

Объяснить  и проиллюстрировать пословицы.

Иллюстрирование (межпредметная связь).

15

Пословицы и поговорки народов мира. Соколов В. «Пословица». Итоги изучения малых жанров фольклора.

Урок комплексного применения знаний

1

Выполнить задания на с. 92-93.

Творческое задание: сочинить рассказ по пословице(выполняется на уроке).

16

На весёлой ярмарке. О пьесе и народном кукольном театре. Комедия «Петрушка Уксусов». Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Урок изучения нового материала

1

Прочитать комедию «Петрушка Уксусов». Вопросы №1-№4. Ученики готовятся к кукольному спектаклю (с. 103), разыгрывается действие по свободному выбору. Кукол делают группами.

Термины: драматическое произведение или пьеса, комедия.

17

!!!

Кукольный спектакль «Петрушка Уксусов». 

(Пригласить в качестве зрителей учащихся других классов.)

Урок комплексного применения знаний

1

Подготовиться к выставке творческих работ (с. 104) по разделу «Устное народное творчество»

(индивидуальные задания).

Выставка проходит по плану

(с. 104) на внеклассном занятии.

18

II часть учеб

ника

Сказочные события и герои в литературе.

Литературные сказки.

Урок изучения нового

1

II часть учеб

ника

Вопросы и задания на с. 7-9.

Выучить термин «литературная сказка».

Подгот. к викторине (с. 7-9).

19

Пушкин А. С. (1799-1837). О поэме «Руслан и Людмила». «Пролог»(«У лукоморья дуб зелёный…).

Урок изучения нового материала

1

Выучить наизусть вступление к поэме («У лукоморья дуб зелёный…) (№ 3, с. 25).

Термины: поэма, пролог, эпилог. 

20,

21

 Р/Р

«Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы).  Учимся читать выразительно (с. 27-28).

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы (Песнь пятая).

Урок изучения нового материала

Урок  развития речи

1

1

Вопросы и задания на с. 26-27.

Выучить наизусть Песнь пятую (с. 21-25). Отрывок распределяется на несколько человек или на класс (ученики показывают умение читать выразительно).

Нарисовать иллюстрации к прологу поэмы.

Объяснение значений непонятных слов.

22

О стихотворной речи. Стих, ритм, стопа. Стихотворный размер. Рифма.

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 32-33.

23

Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875).

1

Прочитать текст на с. 33-39; вопросы и задания на с. 39.

Вспомнить сказки Андерсона.

24,

25,

26.

Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Приключения в семи сказках. 

Победа самоотверженной любви и дружбы над рассудочностью (преобладание рассудка над чувством) и эгоизмом в сказке «Снежная королева».

Выражение авторского отношения к героям в их портретах (по сказке «Снежная королева»).

Урок изучения нового материала

Урок закрепления знаний

Урок комплексного применения знаний

1

1   = 3

1

Вопросы и задания на с. 68-70

Словарные слова:

добро, зло, красота, гармония.

27

Х. К. Андерсен. Сказка «Истинная правда» (урок внеклассного чтения).

Урок комплексного применения знаний

1

Вопросы и задания на С. 72.

Перечитать сказки Андерсона.

Устные высказывания, участие в диалоге.

28

СКАЗКИ О ГОНИМОЙ ПАДЧЕРИЦЕ.

Шварц Е. Л. Сказки о гонимой падчерице. Сказочник-драматург (О Шварце Е. Л.). Шарль Перро «Золушка». 

Урок изучения нового материала

1

Прочитать сценарий кинокомедии Е.Л. Шварца «Золушка», с. 83-109 (к следующему уроку прочитать до с. 93).

Кино-

сценарий Шварца «Золушка».

29

Шварц Е. Л. Кинокомедия «Золушка».

Урок изучения нового материала

1

Дочитать кинокомедию Е.Л. Шварца «Золушка» до конца (с. 109). Чтение по ролям.

30

Шварц Е. Л. Кинокомедия «Золушка» (продолжение).

Урок закрепления знаний

1

Вопросы и задания на

с. 109.

Показ фрагмента из кинофильма

31

Шварц Е. Л. Музыкальная кинокомедия «Золушка» (продолжение).

О пьесе и театре (с. 110).

Урок комплексного применения знаний

1

Подготовка к спектаклю «Золушка» (отрывок из киносценария        Е.Л. Шварца «Золушка»). Рекомендации на    с. 111.  Репетиции проводятся во внеклассное время.

Словарные слова: ремарка, действующее лицо, драматург.

Индивидуальные задания

32

!!!

Р/Р

Показ спектакля «Золушка». (Пригласить в качестве зрителей учащихся других классов.)

О читательском дневнике (с. 111-112).

Урок развития речи

1

Прочитать статью «О читательском дневнике»

(с. 111-112).

Написать отзыв о прочитанном произведении (темы на стр. 113).

Развитие речи учащихся.

33

Павел Петрович Бажов (1879-1950). Путь писателя к сказу. Сказ «Каменный цветок».

Урок изучения нового материала

1

Дочитать сказ до конца.

34

П.П. Бажов «Каменный цветок». Воплощение в сказке народных представлений о любви, добре и справедливости. Своеобразие языка сказа.  

Урок закрепления знаний

1

Прочитать два других сказа: «Горный мастер», «Хрупкая веточка» (произведения взять в библиотеке). Вопросы и задания на     стр. 131.

35

Бажов П. П. «Горный мастер», «Хрупкая веточка».

Урок внеклассного чтения

1

Вопросы и задания на     стр. 131.

36

Литературные сказки. Об отличии литературной сказки от сказки народной.  Итоговый урок.

Урок комплексного применения знаний

1

Проекты по разделу «Сказочные события и герои в литературе» (с.134-135).

Назначается день проверки.

Индивидуальные задания.

Формы проектов: малая конференция, викторина, спектакль.

Темы в уч. сформулированы.

37

Басни.

Иван Андреевич Крылов (1769-1844). «Звери мои за меня говорят».

Басня «Волк на псарне».

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на стр. 143, 145.

38

Басни Крылова И. А. «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и Ягненок».

Готовясь к радиоспектаклю.

Урок изучения нового материала

1

Выучить наизусть басню «Квартет» (с. 148-149).

39

Басни Эзопа. Басня «Лисица и виноград» в пересказе Л.Толстого, переложении Жана де Лафонтена и И. А. Крылова. 

ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «БАСНИ»

Чтение басни наизусть.

Урок развития речи

1

ПРОЕКТЫ ПО РАЗДЕЛУ «БАСНИ» (стр. 155-156 учебника). Выберите один из проектов: оформление афиши, сочинение басни.

Сочинение. Придумываем басню.

40

III часть учеб

ника

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

М.Ю. Лермонтов (1814-1841). История одного стихотворения. «Бородино».

Урок изучения нового материала

1

III часть учеб

ника

Подготовиться к выразительному чтению наизусть.

Объяснение значений непонятных слов.

41

«Бородино». Эпитет и сравнение. О теме и идее художественного произведения.

Бородино». «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…». Стихотворения Лермонтова о войне 1812 года.

Чтение наизусть стихотворения «Бородино».

Урок изучения нового материала

1

Выучить термины на с. 10-12: эпитет, сравнение, тема, идея.

Словарные слова: Эпитет, сравнение, метафора, звукопись, диалог, монолог, риторическое восклицание, авторская позиция

42

Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842). Поэт из народа. Стихотворение «Косарь». Близость стихотворений А. В. Кольцова народной лирической песне. Стихотворения поэта по выбору учащихся.

Урок изучения нового материала

1

Подготовиться к выразительному чтению.

43

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Верность «Аннибаловой клятве».

«Муму». Главы 1 и 2 (стр. 21-33).

Урок изучения нового материала

1

Прочитать 3 и 4 главы (стр. 33-39), составить 4 вопроса к прочитанным главам.

Вопросы и задания к гл. 1, 2, на с. 49-50 (в классе). Пересказы эпизодов (по выбору)

44

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму» (продолжение).

Главы 5, 6, 7 (стр. 39-49).

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на стр. 50-51.

45

Соч.

РР Классное сочинение по предложенным темам на стр. 51.

Урок развития речи

1

Прочитать статью на стр. 51-54, ответить на вопросы.

46

Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Из воспоминаний внука Толстого Л. Н. «Как я помню Льва Николаевича и чему он меня учил». Из истории рассказа «Кавказский пленник».

Рассказ «Кавказский пленник» (быль). 

Глава 1.

Урок изучения нового материала

1

Прочитать 2-6 главы.

Объяснение значений непонятных слов.

47

Толстой Л.Н. «Кавказский пленник» (быль). Главы 2-6.

Урок изучения нового материала

1

Творческое задание на стр. 83.

48

О сюжете и героях. Теоретико-литературная статья (с. 84-86).

Урок изучения нового материала

1

Выучить термины: эпизод, сюжет, экспозиция, конфликт, завязка сюжета, развитие событий, кульминация, развязка, финал.

49

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).

Человек обостренной совести. Из воспоминаний офицера Сахарова В. П., однополчанина Гаршина В. М.

Рассказ «Сигнал» (с. 90-98).

Урок изучения нового материала

1

Прочитать рассказ «Сигнал», ответить на вопросы на стр. 99.

Чтение по ролям.

50

В.М. Гаршин «Сигнал». Анализ рассказа. Причина разного отношения героев к жизни. Нравственное превосходство Семена. Раскаяние Василия.

Урок закрепления знаний

1

Подготовить краткий пересказ.

51

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919).

О жизни писателя. Из воспоминаний Корнея Чуковского о Леониде Андрееве. Рассказ «Кусака».

Урок изучения нового материала

1

Прочитать рассказ «Кусака» (с. 104-111), ответить на вопросы на стр. 111-112.

52

Кусака в мире людей (анализ рассказа «Кусака»). Роль пейзажа в рассказе.

Урок закрепления знаний

1

Сочинить продолжение рассказа,

(задание на стр. 112).

53

Александр Иванович Куприн (1870-1938).

Судьба писателя. Путь в литературу. Из воспоминаний дочери А.И. Куприна Ксении.

Рассказ «Белый пудель»

Урок изучения нового материала

1

Дочитать рассказ «Белый пудель» (с. 117 -151).  Вопросы № 1, № 2.

54

А.И. Куприн. «Белый пудель».

Сюжет и конфликт рассказа.

Урок закрепления знаний

1

Вопросы № 3-№ 6.

55

А.И. Куприн.  «Белый пудель». Характеры персонажей.

Урок закрепления знаний

1

Вопросы № 7-№ 8.

Характеристика персонажа

А.И. Куприн. «Белый пудель». Пейзаж в рассказе.

Рассказы А.И. Куприна о детях.

Урок закрепления знаний

1

Подготовиться к выразительному чтению отрывка.

Повторить все изученные термины.

56

IV часть учеб

ника

ПОЭЗИЯ ПРИРОДЫ

Пушкин А. С. Стихотворение «Обвал».

Урок изучения нового материала

1

IV часть учеб

ника

Вопросы и задания на с. 6.

57

Федор Иванович Тютчев (1803-1873). Стихотворения

«Как хорошо ты, о море ночное…» и «Есть в осени первоначальной…».

Урок изучения нового материала

1

Одно из стихотворений Тютчева выучить наизусть и научиться выразительно читать.

58

Аполлон Николаевич Майков (1821-1897).

Стихотворения «Пейзаж», «Ласточки».

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 12.

59

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942). Стихотворение «Где б я ни странствовал».

Николай Иванович Рыленков (1909-1969). Стихотворение «Все в тающей дымке». 

Урок изучения нового материала

1

Задания по выбору:

1. Выучите наизусть понравившееся  стихотворение о природе.

2. Словесное рисование картин природы (задание на с. 15).

60

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968). Певец Мещёры. «Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Очерки «Обыкновенная земля» (с. 18-19), «Мшары»,  (с. 20-24), «Леса» (с. 25-27).

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания после каждого очерка.

Выучить термин очерк.

Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк.

61

К.Г. Паустовский. Очерки «Луга» (с. 28-30), «Мой дом» (с. 30-32), «Бескорыстие»        (с. 32-33).

Урок изучения нового материала

1

Подготовиться к выразительному чтению.

62

Евгений Иванович Носов (1925-2002). «Это и называется у нас — Человек». Рассказы

«Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась»,

«Как патефон петуха от смерти спас»      (с. 35-45). 

Урок изучения нового материала

1

Написать сочинение о животных (задание на с. 45).

63

«ИДЁТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!..»

Стихи о Великой Отечественной войне (Константин Симонов, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Муса Джалиль, Сергей Орлов, Расул Гамзатов,

Урок изучения нового материала

1

Выучить наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне (задание на с. 58).

64

Василий Макарович Шукшин (1929-1974). Рассказ «Жатва».

Урок изучения нового материала

1

Подготовиться к беседе по рассказу.

Вопрос № 5 на с. 65.

Устные высказывания, участие в диалоге.

65

РАССКАЗЫ О ТВОИХ СВЕРСТНИКАХ

Юрий Павлович Казаков (1927-1982). Путь в литературу. 

Рассказ «Тихое утро» (с. 68-80).

Урок изучения нового материала

1

Дочитать рассказ «Тихое утро».

Вопросы и задания на с. 80.

66

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997). «Правда факта и слово художника». Рассказ «Мститель».

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 88.

67

Рэй Дуглас Брэдбери (род. в 1920 г.). «Многогранный талант». 

Рассказ «Мальчик-невидимка» (с. 89-99).

Урок изучения нового материала

1

Вопросы и задания на с. 99-100.

68

О рассказе. Теоретико-литературная статья.

Итоговый урок.

Проверка техники чтения.

Урок изучения нового материала

1

Взять список книг для чтения летом.

Термины: рассказ, сюжет.

Крестьянские дети — Некрасов. Полный текст стихотворения — Крестьянские дети

Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живется легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи;
Летит и другая какая-то птица —
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то… а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье…
Чу! шепот опять!

П е р в ы й г о л о с

Борода!

В т о р о й

А барин, сказали!..

Т р е т и й

Потише вы, черти!

В т о р о й

У бар бороды не бывает — усы.

П е р в ы й

А ноги-то длинные, словно как жерди.

Ч е т в е р т ы й

А вона на шапке, гляди-тко, — часы!

П я т ы й

Ай, важная штука!

Ш е с т о й

И цепь золотая…

С е д ь м о й

Чай, дорого стоит?

В о с ь м о й

Как солнце горит!

Д е в я т ы й

А вона собака — большая, большая!
Вода с языка-то бежит.

П я т ы й

Ружье! погляди-тко: стволина двойная,
Замочки резные…

Т р е т и й 
_(с испугом)

Глядит!

Ч е т в е р т ы й

Молчи, ничего! постоим еще, Гриша!

Т р е т и й

Прибьет…

Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины летят воробьи.
Затих я, прищурился — снова явились,
Глазенки мелькают в щели.
Что было со мною — всему подивились
И мой приговор изрекли:
— Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой…— «Услышит, молчи!»

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого рода людей», —
Я все-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет: «Попался спроста!»
Зато мы потом их губили довольно
И клали рядком на перилы моста.
Должно быть, за подвиги славы мы ждали.
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа.
Копатель канав вологжанин,
Лудильщик, портной, шерстобит,
А то в монастырь горожанин
Под праздник молиться катит.
Под наши густые старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей.
Иной подгуляет, так только держися —
Начнет с Волочка, до Казани дойдет»
Чухну передразнит, мордву, черемиса,
И сказкой потешит, и притчу ввернет:
«Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче
На Господа Бога во всем потрафлять:
У нас был Вавило, жил всех побогаче,
Да вздумал однажды на Бога роптать, —
С тех пор захудал, разорился Вавило,
Нет меду со пчел, урожаю с земли,
И только в одном ему счастие было,
Что волосы из носу шибко росли…»
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
«Гляди, чертенята!» А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь — им все покажи.
Прохожий заснет под свои прибаутки,
Ребята за дело — пилить и строгать!
Иступят пилу — не наточишь и в сутки!
Сломают бурав — и с испугу бежать.
Случалось, тут целые дни пролетали, —
Что новый прохожий, то новый рассказ…

Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая; спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра…
А солнце палит их полуденным зноем.
— Домой, ребятишки! обедать пора.—
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка… у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал свое —
Не пьет! отступились…

Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок,
Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку —
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рожденной
И в фартуке с поля домой принесенной,
Бояться смиренной лошадки своей?.

Грибная пора отойти не успела,
Гляди — уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился… ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством…

— Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной! — 
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно;
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню въезжает царем…

Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…

Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя? — «Власом».
— А кой-тебе годик? — «Шестой миновал…
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто все это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..

Теперь нам пора возвратиться к началу.
Заметив, что стали ребята смелей, —
«Эй, воры идут! — закричал я Фингалу: —
Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»
Фингалушка скорчил серьезную мину,
Под сено пожитки мои закопал,
С особым стараньем припрятал дичину,
У ног моих лег — и сердито рычал.
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла.
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!
Командуют сами! — «Фингалка, умри!»
— Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха, —
«Смотри — умирает — смотри!»
Я сам наслаждался, валяясь на сене,
Их шумным весельем. Вдруг стало темно
В сарае: так быстро темнеет на сцене,
Когда разразиться грозе суждено.
И точно: удар прогремел над сараем,
В сарай полилась дождевая река,
Актер залился оглушительным лаем,
А зрители дали стречка!
Широкая дверь отперлась, заскрипела,
Ударилась в стену, опять заперлась.
Я выглянул: темная туча висела
Над нашим театром как раз.
Под крупным дождем ребятишки бежали
Босые к деревне своей…
Мы с верным Фингалом грозу переждали
И вышли искать дупелей.

1861 г.

ge-dtlp-reddit — Googlesuche

AlleNewsBilderShoppingMapsVideosBücher

suchoptionen

Что вы думаете о стажировке в GE Healthcare DTLP? : r/cscareerquestions

www.reddit.com › cscareerquestions › комментарии › t…

13.10.2016 · Мой вопрос ко всем вам: что вы думаете о GE, стажировке DTLP (Digital Technology Leader Program) и что Я должен делать или думать?

GE Healthcare DTLP Вопросы и сравнения стажировок — Reddit

www.reddit.com › cscareerquestions › комментарии

27.10.2016 · Привет! Я студент компьютерного факультета и получил два предложения о стажировке. Один работает с GoDaddy для разработки программного обеспечения, а другой …

Любой, кто имеет опыт работы с General Electric (GE) в качестве программного обеспечения. ..

www.reddit.com › комментарии › oicnv6 › any_ha…

11.07 .2021 · Честно говоря, когда я думаю о GE, я думаю о группе стариков … DTLP также кажется надежной программой для тех, кто мобилен (с …

Любой, кто получил ответ от GE Digital DTLP: r/cscareerquestions — Reddit

www.reddit.com › cscareerquestions › комментарии › a…

Любой, кто получил ответ от GE Digital DTLP. У меня было интервью около 4 недель назад, мне сообщили, что я им нравлюсь, что они скоро свяжутся со мной, …

GE Healthcare в Милуоки: r/cscareerquestions — Reddit

www.reddit.com › cscareerquestions › комментарии

24.11.2017 · У кого-нибудь есть опыт работы в GE Healthcare DTLP или Software Engineering в GE Healthcare в Милуоки?

GE — Интервью для стажировки DTLP : r/csMajors — Reddit

www.reddit.com › csMajors › комментарии › ge_dtlp_i…

15.10.2020 · У меня назначено собеседование с GE на тему стажировки DTLP . Кто-нибудь знает, чего ожидать? Любой, кто работал на этой должности …

GE Digital: r/cscareerquestions — Reddit

www.reddit.com › cscareerquestions › комментарии

04.12.2015 · Кто-нибудь имел опыт прохождения собеседования или стажировка в General Electric и, в частности, в их новом подразделении Digital?

Примете ли вы предложение о работе от GE? : r/personalfinance — Reddit

www.reddit.com › personalfinance › comments › w…

02.02.2018 · Мне только что предложили должность в GE для участия в одной из их ротационных программ, программе коммерческого лидерства (CLP). ). Это невероятные продажи и …

Должен ли я оставаться в этой программе лидерства? (Fortune 50)

www.reddit.com › комментарии › cwlxb3 › should_i_s…

28.08.2019· Это стажировка DTLP, и путь лидерства / управления очень привлекателен для меня, поскольку, как бы я ни любил технические должности, мне намного лучше с .

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>