ГДЗ по биологии для 5 класса на 5.fun
- Биология 5 класс Алгоритм успеха
- Авторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.
- Издательство: Вентана-граф 2015
- Биология 5 класс Алгоритм успеха
- Авторы: Т.
- Издательство: Вентана-граф 2015
- Биология 5 класс
- Автор: В.В. Пасечник
- Издательство: Дрофа 2015
- Биология 5 класс Линия жизни
- Авторы: Пасечник В.
В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Гапонюк З.Г.
- Издательство: Просвещение 2016
- Биология 5 класс Рабочая тетрадь Линия жизни
- Авторы: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк
- Издательство:
- Биология 5 класс Живая природа
- Авторы: Т.
С. Сухова, В.И. Строганов
- Издательство: Вентана-граф 2015
- Биология 5 класс
- Авторы: Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С.
- Издательство: Баласс 2016
- Биология 5 класс Рабочая тетрадь Живая природа
- Авторы: Сухова Т.
С., Строганов В. И.
- Издательство: Вентана-граф 2016
- Биология 5 класс Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
- Автор: Богданов Н.А.
- Издательство: ВАКО 2017
- Биология 5 класс Живой организм
- Авторы: Плешаков А.
А., Сонин Н.И.
- Издательство: Дрофа 2018
- Биология 5 класс Тесты Сфера жизни
- Авторы: Сонин Н.И., Плешаков А.А.
- Издательство: Дрофа 2017
- Биология 5 класс
Авторы: Сонин Н.И., Пшеничная Л.Ю.
- Издательство: Дрофа 2016
- Биология 5 класс Рабочая тетрадь Сфера жизни
- Автор: Сонин Н.И.
- Издательство: Дрофа 2017
- Биология 5 класс Сфера жизни
- Авторы: Н.
И. Сонин, А. А. Плешаков
- Издательство: Дрофа 2018
- Биология 5 класс Рабочая тетрадь Живой организм
- Автор: Н. И. Сонин
- Издательство: Дрофа 2018
- Биология 5 класс Рабочая тетрадь Алгоритм успеха
- Авторы: Сухова Т.
С., Строганов В.И.
- Издательство: Вентана-граф 2017
- Биология 5 класс Рабочая тетрадь Инновационная школа
- Авторы: Новикова С.Н., Романова Н.И.
- Издательство: Русское слово 2018
- Биология 5 класс Инновационная школа
- Авторы: Плешаков А.
А., Введенский Э.Л.
- Биология 5 класс Тетрадь-практикум Сферы
- Авторы: Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.
- Издательство: Просвещение 2017
- Биология 5 класс Тетрадь-тренажёр Сферы
- Авторы: Сухорукова Л.
Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А., Котляр О.Г.
- Издательство: Просвещение 2017
- Биология 5 класс Тетрадь-экзаменатор Сферы
- Авторы: Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.
- Издательство: Просвещение 2017
- Биология 5 класс Задачник-практикум Школа 2100
- Авторы: Ловягин С.
Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С.
- Издательство: Баласс 2014
- Биология 5 класс Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений Живой организм
- Авторы: Сысолятина Н.Б., Жукова Н.В., Сонин Н.И.
- Издательство: Дрофа 2015
- Биология 5 класс Рабочая тетрадь
- Автор: Пасечник В.
В.
- Издательство: Дрофа 2019
- Биология 5 класс Тетрадь для оценки качества знаний Живой организм
- Авторы: Кириленкова В.Н., Павлова О.В., Сивоглазов В.И.
- Издательство: Дрофа 2016
- Биология 5 класс Сферы
- Авторы: Сухорукова Л.
Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я.
- Издательство: Просвещение 2014
- Биология 5 класс Рабочая тетрадь Алгоритм успеха
- Авторы: Корнилова О.А., Николаев И.В., Симонова Л.В.
- Издательство: Вентана-граф 2016
- Биология 5 класс
- Авторы: Сивоглазов В.
И., Плешаков А.А.
- Издательство: Просвещение 2019
- Биология 5 класс
- Авторы: Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д.
- Издательство: Мнемозина 2019
- Биология 5 класс
- Автор: Никишов А.
И.
- Издательство: Владос 2019
- Биология 5 класс Рабочая тетрадь
- Автор: Сивоглазов В.И.
- Издательство: Просвещение 2020
- Биология 5 класс Тесты УМК
- Автор: Н.
А. Богданов
- Издательство: Экзамен 2017
- Биология 5 класс Рабочая тетрадь
- Автор: Н.Ф. Бодрова
- Издательство: Метода 2014
- Биология 5 класс
- Авторы: В.
И. Сивоглазов, А.А. Плешаков
- Издательство: Дрофа 2020
- Биология 5 класс Линейный курс
- Автор: Пасечник В.В.
- Издательства: Просвещение, Дрофа 2021
- Биология 5 класс Рабочая тетрадь Линейный курс
- Авторы: Пасечник В.
В., Швецов Г.Г., Демичева И.А.
- Издательства: Просвещение, Дрофа 2021
- Биология 5 класс Рабочая тетрадь
- Автор: Бодрова Н.Ф.
- Издательство: М-книга 2017
- Биология 5 класс Тесты УМК
- Авторы: В.
В. Пасечник, Т.А. Дмитриева, Т.М. Ефимова, Г.Г. Швецов
- Издательство: Экзамен 2020
- Биология 5 класс
- Авторы: Мансурова С.Е., Рохлов В.С., Мишняева Е.Ю.
- Издательство: Просвещение 2021
- Биология 5 класс Сборник задач и упражнений
- Авторы: Демьянков Е.
Н., Соболев А.Н.
- Издательство: Просвещение 2021
- Обществознание 5 класс Школа 2100
- Авторы: Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, М.Е. Турчина
- Издательство: Баласс 2015
- Биология 5 класс
- Автор: В.
В. Пасечник
- Издательство: Дрофа 2015
- Немецкий язык 5 класс
- Авторы: И.Л. Бим, Л.И. Рыжова
- Издательство: Просвещение 2015
- Немецкий язык 5 класс Brucken
- Авторы: Бим И.
Л., Садомова Л. В., Рыжова Л. И.
- Издательство: Дрофа 2015
- Английский язык 5 класс
- Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Курасовская Ю.Б., Робустова В.В.
- Издательство: Академкнига 2015
- Немецкий язык 5 класс Рабочая тетрадь
- Авторы: И.
Л. Бим, Л.И. Рыжова
- Издательство: Просвещение 2016
- Математика 5 класс
- Авторы: С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин
- Издательство: Просвещение 2016-2022
- Обществознание 5 класс Рабочая тетрадь Инновационная школа
- Автор: Хромова И.
С.
- Издательство: Русское слово
- Английский язык 5 класс Рабочая тетрадь Новый курс
- Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева
- Издательство: Дрофа 2015
ГДЗ по биологии для 5 класса Плешаков А.А., Сонин Н.И.
Издательство: Дрофа
Авторы: Плешаков А.А., Сонин Н. И.
Чтобы разобраться с наукой, изучающей природные особенности, рекомендуется начать заниматься с дополнительной литературой ГДЗ по биологии 5 класс Плешаков. Предмет обязан заложить в школьников понимание того, что биологические процессы и механизмы куда сложнее и точнее, чем может показаться на первый взгляд. Природа по своему происхождению прекрасна и чудесна, достаточно лишь взглянуть под микроскоп и рассмотреть волокна и частицы кожицы луковицы или человеческого волоска. Программа нацелена на то, чтобы познакомить ребят с некоторыми фактами и канонами природных явлений. Пятиклассник узнает множество информации о местности, где проживает и об особенностях природы других городов и стран.
К учебному курсу нужно подходить ответственно, ведь благодаря полученным знаниям дети поймут: откуда появляются бактерии и вирусы, зачем планете вода и растения, также какие грибы и ягоды в диком лесу нельзя употреблять в пищу, а какие лекарственные растения наоборот смогут помочь. Многие учащиеся в выпускном классе выберут профессию, связанную с наукой или медициной, тогда и пригодится данный предмет.
Этот курс не отличается от других, поэтому выполнять домашнюю и контрольную работу придется регулярно. Кому-то дисциплина нравится, а кто-то с трудом увлекается учебным процессом, но в любом случае решебник дополнит знания и поможет полюбить предмет еще больше. А ребята будут радоваться хорошей успеваемости и познавать этот мир!
Решебник по биологии 5 класс Плешакова имеет в своем составе следующее:
- 31 параграф с разными учебными темами, соответствующими оригиналу.
- После каждого параграфа есть набор вопросов и заданий, решения на которые расписаны подетально.
- Задачи классифицируются по уровням сложности.
- Верные ответы и готовые решения на все упражнения.
Книга содержит учение о многообразии живых существ, их сосуществовании между собой и человеком.
С колоссальной помощью решебника любой пятиклассник научится самостоятельно заниматься, быстро и качественно готовиться к урокам, с интересом делать домашние и лабораторные работы, активно отвечать у доски, не боясь совершить ошибку, зарабатывать высокий балл благодаря своим знаниям, запоминать и укреплять знания.
С пособием ученик узнает много нового и полезного для себя, а также научится ориентироваться в научных умозаключениях и опытах.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
Подпишись на нашу группу
×
Гдз биология 8 сонин сапин.

Время чтения: 5 минут
- Жизнь старшеклассника непроста. В 8 классе увеличивается количество школьных дисциплин, а подготовка домашних заданий занимает почти все свободное время. Спасут от перегрузок и плохих оценок ГДЗ онлайн!
- Справочник по биологии представляет собой сборник справочных материалов в виде тестовых и других заданий с правильными ответами на них. Такой разнообразный дидактический арсенал призван не только облегчить подготовку к урокам, но и вызвать интерес к обучению, а также любовь к предмету.
- Курс «Биология. Мужчина. 8 класс» продолжает знакомить учащихся с увлекательными фактами, присущими окружающему миру. В пособии Н. И. Сонина кратко изложено, тщательно проанализировано и доступно интерпретировано следующее:
— законы живой и неживой природы;
— информация об окружающей среде;
— особенности развития видов. - Предмет дает фундаментальные знания и расширяет кругозор, но многие школьники пренебрегают изучением дисциплины. Это связано со многими факторами, как субъективными, так и объективными. Задача педагогов и родителей – устранить основную причину отсутствия интереса к предмету. Помогите ГДЗ по биологии!
- Решатель поддержит, подскажет и научит, но только если с ним правильно работать. Следует выполнять задания поэтапно, вдумчиво и внимательно, а затем сверять ответы с правильными. Если допущена ошибка, рекомендуется выполнить решение и повторить попытку. Только так можно добиться желаемого результата.
- В восьмом классе школы на уроках биологии ученики начинают изучать человека. Анатомия по праву считается одним из самых сложных разделов этой науки. Это несколько определений. сложные связи явлений и процессов в организме человека, воздействие социума и других внешних факторов, современные медицинские, биомедицинские технологии способны привести к серьезным изменениям в анатомии.
Для того, чтобы полностью и всесторонне освоить курс, вам потребуются усидчивость, заинтересованность, ответственность, а также грамотные учебные материалы и решения для них.
- Занятия по ГДЗ Восьмиклассники могут организовать самостоятельно. Технологии самообучения и самоконтроля уже признаны наиболее эффективными и действенными, так как позволяют:
— приобрести полезные навыки работы с информацией — ее отбор, анализ, оценка и применение на практике;
— учитесь в своем темпе, ориентируясь на собственные задачи и уровень знаний, цели и потребности, возможности;
— изучить и понять, запомнить технологию правильной записи полученных результатов. Часто правильный, но неправильно отображаемый ответ становится причиной потери баллов на олимпиадах, ВПР, диагностике и экзаменах. А для некоторых восьмиклассников, работающих со сборниками готовых домашних заданий, в число основных задач входит заблаговременная подготовка к ОГЭ по той дисциплине, которую они планируют сдавать в следующем, 9й класс. - Непросто найти качественные исходники, материалы для приготовления. Многие учителя-предметники рекомендуют брать за основу учебные материалы, по которым предмет изучается на уроках. И добавить в базовый учебник биологии дополнительные практические занятия. Они могут принадлежать одному CMD или быть универсальными, подходящими для любой системы.
- В списке последних специалистов выделяют рабочую тетрадь по биологии для 8 класса, составленную Сониным Н.И. Среди полезных возможностей данного практикума учителя-предметники и сами учащиеся отмечают раздел «Учебные задания», с помощью которого можно быстро и полно проверить собственные знания на собственный. Упражнения сборника помогают овладеть такими навыками, необходимыми для эффективного обучения, как:
— классификация;
— группировка;
— сравнение и сравнительный анализ;
— планирование деятельности;
— оценка и выделение отдельных признаков явлений и процессов.
Универсальные сборники для обучения биологии для восьмиклассников и решения для них
- Почему учителя рекомендуют использовать справочники? Что ГДЗ — онлайн-шпаргалка или незаменимый помощник в обучении? На эти и другие вопросы школьники и их родители легко смогут ответить сами, получив в свое распоряжение практическое издание.
- Рабочие тетради предлагаются в качестве эффективного учебного пособия. Дидактические мастер-классы – ежедневный арсенал учителя, умелого наставника для ученика и проводника для тех, кто забыл школьную программу родителей. Наличие готовых ответов — это не более чем «лидирующая ветка» для каждой из категорий.
- Для подготовки домашнего задания в 9 классе рекомендуется использовать пособие, составленное В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. Авторы приложили все усилия, чтобы каждый нашел в публикации нужное и полезное:
— педагоги — учебно-урочный комплекс;
— школьник — инструмент для шлифовки знаний;
— родители — возможность проверить домашнее задание. - Уроки биологии в 9 классе охватывают объемный учебный материал: от молекулярной теории до эволюционных гипотез. Школьники не только продолжают познавать мир, но и знакомятся с основами исследовательской деятельности.
- ГДЗ — это возможность закрепить полученную на уроках информацию, применить ее на практике и проверить результаты.
Правильный подход к использованию решателя принесет здравый смысл, неправильный подход усугубит проблемы. Выбор ваш!
- Догоняем рабочую тетрадь по биологии за 9 класс, составленный Пасечником В.В. и Швецов Г.Г. и изданных издательством «Дрофа», студенты получат полное и глубокое, основанное на практике понимание таких разделов и тем курса, как:
– роль и место биологии в системе современных наук, методы проводимых биологических исследований;
— основные понятия и принципы клеточной науки — цитология, клеточные теории и химический состав основного элемента всех живых организмов на планете, процессы, происходящие в клетках — обмен веществ, биосинтез белков и др.;
— понятие об организмах, их индивидуальном развитии и размножении, способах и особенностях процессов;
— генетика, ее закономерности и формы, теории и их практическая проверка. - Используя специальную книгу-решение к пособию, девятиклассники смогут самостоятельно, в своем темпе и исходя из своих задач и целей составить эффективный план работы и добиться желаемого.
Это планирование на основе ГДЗ должны лежать:
— оценка базового уровня знаний студента;
— результат, которого он стремится достичь такой работой — участие и победа в предметных олимпиадах, улучшение текущего и итогового балла по биологии, подготовка к сдаче ОГЭ по данной дисциплине;
— самоконтроль и самоанализ достижений, выявление и своевременное исправление возникающих недостатков, устранение проблем, корректировка планов. - Девятиклассники могут работать с помощью сборников готовых домашних заданий самостоятельно или с помощью специалистов — воспитателей и руководителей подготовительных курсов и кружков по биологии. Еще одним важным преимуществом данной методики является постоянное соблюдение принципа грамотной регистрации результатов. Часто правильно полученный, но неверно отображенный ответ приводит к снижению балла, а на соревнованиях, олимпиадах и подобных мероприятиях — к потере приза, проигрышу. Избавиться от такого риска позволит регулярная работа с готовыми домашними заданиями, главное внимательно относиться не только к решению, но и к написанию результатов.
- Сборник рекомендован многими экспертами и специалистами, часто используется выпускниками одиннадцатых классов, готовящимися к ЕГЭ по биологии для повторения сложного и объемного материала курса девятого класса.
Биология — для девятиклассников: эффективные рабочие тетради и сборники решений
Комментарий
Ваше имя
Ваш e-mail
Основные законы эволюции. Основные типы эволюционных изменений. Основные пути биологической эволюции. Основные закономерности эволюции
Вопрос 1. Каковы основные виды эволюционных изменений.
Ученые выделяют следующие типы эволюционных изменений: параллелизм, конвергенция и дивергенция.
Вопрос 2. Что такое параллельные изменения, конвергентные, дивергентные?
Параллельные изменения (параллелизм) — это эволюционное развитие родственных видов, часто имеющих общего предка, вызванное приспособлением к сходным условиям обитания.
При конвергентных изменениях (конвергенции) два или более вида, не являющиеся близкородственными, становятся все более и более похожими друг на друга. Этот тип эволюционных изменений является результатом адаптации к сходным условиям окружающей среды.
Дивергентные изменения (дивергенция) обычно представляют в виде эволюционного дерева с расходящимися ветвями: общий предок дал начало двум или более формам, которые, в свою очередь, стали предками многих видов и родов. Дивергенция почти всегда отражает расширение адаптации к новым условиям жизни.
Вопрос 3. В чем отличие гомологичных структур от подобных?
При параллельной и конвергентной эволюции сходство внешнего строения может быть результатом гомологии — происхождения от общего предка (пример — конечности разных групп позвоночных) или аналогии — независимой эволюции тех систем органов, которые выполняют сходные функции (например, крылья у птиц и насекомых).
Гомологичные структуры уже в эмбриональном периоде развиваются по одним и тем же генетическим программам. Подобные структуры выполняют одни и те же функции, но не имеют общей генетической основы.
Вопрос 4. Каковы основные линии эволюции?
Есть три основные линии эволюции. материал с сайта
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- параллелизм в основных закономерностях эволюции
- название основных типов эволюционных изергил
- основные закономерности биологической эволюции
- основные закономерности эволюции виды эволюционных изменений
- 1 закономерности эволюции структуры рынка услуг
Из этого урока вы узнаете, чем макроэволюция отличается от микроэволюции, познакомитесь с явлением параллелизма, узнаете, что такое дивергенция и конвергенция, какие органы называются сходными, а какие гомологичными. Что общего у руки человека, крыла летучей мыши, ласт моржа и копыта лошади? Чем глаза моллюсков и насекомых отличаются от наших глаз? Что такое филогенез и как он связан с нашим индивидуальным развитием — родогенезом? Обратима ли эволюция? Почему формы тела акулы, тунца, ихтиозавра, дельфина и плавающего пингвина так похожи?
Крупнейшие закономерности, которые наблюдаются в рамках макроэволюции, были изучены и описаны в XIX и XX веках.
Элементы макроэволюции:
- особенность конвергенции
- Особенности расхождения
- Параллельность
Дивергенция — это накопление различий в строении и функциях органа в процессе эволюции. В результате дивергенции из одного органа образуется несколько различных органов, связанных общим происхождением.
Например, верхние конечности позвоночных эволюционировали в лапы и крылья рептилий, крылья летучих мышей и птиц, плавники дельфинов, ноги копытных и руки приматов.
Все эти органы выполняют разные функции, но имеют одинаковое происхождение.
Рис. 1. Гомологические органы позвоночных
Органы, образовавшиеся в результате дивергенции, называются гомологичными (рис. 1). Они образуются из сходных эмбриональных зачатков.
Дивергенция обеспечивает морфологическое разнообразие живых существ.
Конвергенция — процесс, обратный дивергенции. Это образование органов, сходных по функциям и строению, но различных по происхождению.
Рис. 2. Сходные органы: крылья птиц и бабочек
Но на самом деле они развивались совершенно независимо от различных предковых форм. Требование среды и влияние естественного отбора определили их внешнее сходство.
Органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное происхождение, называются по аналогии (рис. 3).
Типичным примером подобных органов являются глаза головоногих и позвоночных. Эти органы формировались независимо друг от друга на протяжении сотен миллионов лет и в итоге оказались почти одинаковыми, отличаясь лишь деталями.
Рис. 3. Сходные органы: глаза моллюска (осьминога или кальмара) и человека
Третий элемент в процессе трансформации – нечто среднее между дивергенцией и конвергенцией, параллелизм — такой процесс, когда орган в результате дивергенции превращается во множество гомологичных органов. Но затем в ходе эволюции эти гомологичные органы снова начинают выполнять общую функцию.
Например, тело и плечевой пояс позвоночных дали начало множеству гомологичных вариантов. Из одних и тех же элементов скелета образовались копытные, птицы, рыбы, рептилии, но затем, в процессе эволюции, некоторые из них вновь приобрели те же черты (рис. 4).
Рис. 4. Пример параллелизма в эволюции формы тела у хрящевых рыб (акула), рептилий (ихтиозавр) и млекопитающего (дельфин)
Например, тела ихтиозавра, акулы и дельфина (и даже пингвина плавающие в воде) очень похожи и образовались из одних и тех же элементов скелета, но совершенно разными эволюционными путями.
Предками ихтиозавров были ящерицы, предками дельфинов были травоядные наземные млекопитающие, пингвинами были птицы, а предками акул были древние хрящевые рыбы.
Эволюция идет тремя основными путями: путем дивергенции, конвергенции и параллелизма.
Процесс исторического развития вида называется филогенезом.
Важным шагом в понимании эволюции стала формулировка « основного филогенетического закона » Эрнеста Геккеля.
«Онтогенез есть ускоренное повторение филогенеза» Э. эмбриональное развитие повторяют все стадии, которые виды прошли в процессе эволюционного развития (см. видео).Важно понимать, что речь идет о повторении зародышевых стадий предковых форм.
У зародыша человека на разных стадиях развития онтогенеза можно увидеть жабры, сердечную трубку и другие признаки зародышей наших далеких предков.
Еще одним важным законом филогенеза является «закон необратимости эволюции». Несмотря на наличие конвергенции, сходство разных видов никогда не бывает полным.
Эволюционный процесс, в силу чрезвычайной сложности живых организмов, не может создать точную копию ни существующего вида, ни вымершего. Каждый тип живого организма уникален.
Итак, мы узнали, что в результате эволюции гомологичные органы могут образоваться путем дивергенции, а сходные органы могут образоваться путем конвергенции. Установлено, что онтогенез повторяет этапы филогенеза и что каждый вид живых организмов уникален.
Библиография
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пчеловод. Общая биология, 10-11 классы. — М.: Дрофа, 2005. Скачать учебник по ссылке: ( )
- Д.К. Беляев. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. — 11-е издание, стереотипное. — М.: Просвещение, 2012. — 304 с. ()
- В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Э.Т. Захаров. Биология 11 класс. Общая биология. уровень профиля. — 5-е издание, стереотипное. — М.: Дрофа, 2010. — 388 с. ()
- В И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захаров. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. — 6-е издание, обновленное. — М.: Дрофа, 2010. — 384 с. ()
Домашнее задание
- Что такое эволюция? Чем макроэволюция отличается от микроэволюции?
- Какие последствия макроэволюции вы знаете?
- Какие органы называют гомологичными? Приведи примеры.
- Какие органы называются подобными? Приведи примеры.
- Что такое параллелизм?
- На примере человеческого тела обсудите с друзьями и семьей явления гомологии, аналогии и параллелизма.
- Биологический словарь ().
- Вся биология ().
- Интернет-портал Bio.fizteh.ru ().
- Биология ().
- Интернет-портал Sochineniya-referati.ru ().
Глава 7. Основы учения об эволюции Задание: §7.9. Основные законы эволюции
Биология
9 класс
Издательство: Дрофа
Год: 2007 — 2014
Вопрос 1. Каковы основные типы эволюционных изменений.
Ученые выделяют следующие типы эволюционных изменений: параллелизм, конвергенция и дивергенция.
Вопрос 2. Что такое параллельные изменения, конвергентные, дивергентные?
Параллельные изменения (параллелизм) — это эволюционное развитие родственных видов, часто имеющих общего предка, вызванное приспособлением к сходным условиям обитания.
При конвергентных изменениях (конвергенции) два или более вида, не являющиеся близкородственными, становятся все более и более похожими друг на друга. Этот тип эволюционных изменений является результатом адаптации к сходным условиям окружающей среды.
Дивергентные изменения (дивергенция) обычно представляют в виде эволюционного дерева с расходящимися ветвями: общий предок дал начало двум или более формам, которые, в свою очередь, стали
предками многих видов и родов. Дивергенция почти всегда отражает расширение адаптации к новым условиям жизни.
Вопрос 3. В чем отличие гомологичных структур от подобных?
При параллельной и конвергентной эволюции сходство внешнего строения может быть результатом гомологии — происхождения от общего предка (пример — конечности разных групп позвоночных) или аналогии — независимой эволюции тех систем органов, которые выполняют схожие функции (например, крылья у птиц и насекомых).
Гомологичные структуры уже в эмбриональном периоде развиваются по одним и тем же генетическим программам. Подобные структуры выполняют одни и те же функции, но не имеют общей генетической основы.
Вопрос 4. Каковы основные линии эволюции?
Есть три основные линии эволюции.
1. Ароморфозы (от греч. airmorphosis — возвышаю форму) — наиболее значительные эволюционные изменения. Такие изменения повышают общий уровень организации, в результате чего усиливается жизнедеятельность организмов. Ароморфозы дают значительные преимущества в борьбе за существование, дают возможность переселиться в новую среду.
2. Идиоадаптация (от греч. idios — своеобразный и лат. adaptatio — приспособление) — это прогрессивные, но небольшие эволюционные изменения, повышающие приспособленность организмов к условиям внешней среды. Идиоадаптация не сопровождается изменением основных черт организации, общим подъемом ее уровня и повышением интенсивности жизнедеятельности организма.
1. В чем сходство и различие между ароморфозом и дегенерацией? 2. * Какую эволюционную роль играют ароморфоз и идиоадаптация? 3. Замените выделенные слова в утверждениях термином. Адаптации широкого значения, полезные для организмов в самых разнообразных условиях окружающей среды, повышают общую жизнеспособность организмов.
Особые приспособления организмов к определенному образу жизни в конкретных условиях среды определяют появление в процессе эволюции разнообразных форм организмов. Упрощение строения организмов за счет утраты отдельных органов обеспечивает видам возможность выхода в новую среду.
Биологическая эволюция (лат. evolutio — «развертывание») — это процесс постоянного и направленного естественным отбором изменения форм организмов на Земле, обеспечивающий их приспособленность к условиям окружающей среды. Такая приспособляемость достигается путем выбора из множества случайных изменений тех, которые облегчают выживание организмов в конкретных условиях внешней среды.
Эволюция — исторический процесс развития живой природы, зависящий от взаимодействия множества внешних и внутренних факторов при ведущей роли отбора. Эволюционный процесс на Земле создает огромное разнообразие видов и надвидовых групп. Все они в этом процессе приобретают особые приспособления к условиям существования.
Изменения условий среды наряду с естественным отбором приводят к появлению у видов все новых и новых приспособлений, обеспечивающих организмам более выгодное существование, лучшую выживаемость, увеличение возможности размножения и более широкое распространение.
Необратимость эволюции. Организмы, возникшие в ходе эволюции, не могут вернуться в прежнее состояние своих предков. И это понятно, так как каждое эволюционное изменение представляет собой совокупность множества независимо возникающих и отобранных перестроек в генотипе. Поэтому возврат к исходному типу невозможен.
Следует также учитывать, что эволюционируют не особи, а популяции, отбираются не отдельные признаки, а комплексы признаков, и целые генные комплексы контролируются отбором. Поэтому трудно ожидать, что тот же самый состав генетических признаков, который был в исходном состоянии группы, мог повториться снова.
Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира. Необратимость эволюции отражает своеобразие исторического процесса развития жизни, характерной чертой которого является не возврат к старому, а формирование новых качеств живого.
Прогрессивное усложнение форм жизни. В прогрессивном усложнении органического мира проявляется общее направление (тенденция) эволюционного процесса. Она определялась не внутренней потенцией природы, а многократной дивергенцией (дивергенцией) и вымиранием многих ветвей потомков при сохранении единой ветви, давшей начало новому семейству, его родам и видам, приспособленным к жизни в пределах своего ареала ( рис. 55).
Адаптация видов к окружающей среде. Адаптация, или приспособленность, — это совокупность морфологических, физиологических, поведенческих и других особенностей вида, обеспечивающих его жизнедеятельность в определенных условиях среды. Адаптация, или фитнес
Различают приспособления к жизни на обширной территории окружающей среды (общие приспособления), например наличие конечностей у наземных позвоночных, и приспособления к определенному образу жизни (частные приспособления), например роющие конечности крот, конечности копытных, ловчие листья росянки круглолистной и непентеса и др. (рис. 56).
Совокупность приспособлений придает строению и жизни организмов черты целесообразности. Однако, как доказали Чарльз Дарвин и многие другие ученые-эволюционисты нашего времени, все приспособления возникают в процессе эволюции в результате естественного отбора (рис. 57). Достигаемые специфические приспособления обычно относительны, так как к данной среде всегда возможны другие, более совершенные приспособления. Ч.Дарвин естественный отбор
Процесс эволюции любого масштаба всегда осуществляется с помощью микроэволюции и направляется естественным отбором, создающим приспособления к определенной конкретной среде, а не ко всем «случаям жизни», так как приспособленность всегда относительна .
188. Заполнить таблицу «Виды эволюционных изменений»
Типы эволюционных изменений Характеристика Примеры Параллелизм Результатом является появление сходных признаков у родственных организмов. китообразных и ластоногих независимо друг от друга перешли к обитанию в водной среде и приобрели ласты. Сходства в строении африканских и американских дикобразов Конвергенция Два или более неродственных вида становятся все более и более похожими друг на друга. Это результат приспособления к сходным условиям среды. Дельфин, акула и пингвин похожи друг на друга; сумчатый летун и белка-летяга. Наличие крыльев у бабочек и птиц Дивергенция Представляет эволюционное дерево с расходящимися ветвями. Общий предок дал начало двум и более формам, которые, в свою очередь, стали предками многих видов и родов. Дивергенция — дивергентная эволюция — почти всегда отражает расширение приспособления к новым условиям жизни Класс млекопитающих распался на отряды, представители которых различаются по строению, экологическим особенностям, характеру физиологических и поведенческих приспособлений (насекомоядные, хищники, китообразные)
189.