03, Мар, 2025
629880, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск, ул. Новая, д. 9

Гдз по биологии 6 класс пономарева учебник 2019: ГДЗ Биология 6 кл. Пономарева 2023

ГДЗ Биология Пономарева 6 класс Стр. 123

Содержание

  • Вопросы в конце параграфа
  • Лабораторная работа № 6

Вопросы в конце параграфа

№ 1. Укажите признаки отличия плаунов от папоротников.

Плауны – это многолетние травянистые растения, вечнозеленые, имеют простые некрупные узкие клиновидные листья. Споры у них развиваются в спорангиях, которые собраны в колоски. Папоротники также многолетние растения. Однако у них крупные и сильно рассеченные листья. Еще молодые и нераспустившиеся листочки у них закручены, словно улитки, в завитки, что позволяет легко отличить данное растение от других.

№ 2. Что характерно для внутреннего строения папоротника?

Это древесное споровое растение. Многолетнее с крупными и сильно рассечёнными красивыми листьями. Размножается вегетативно – с помощью корневищ, длинных столонов и усов. Вегетативное тело папоротника состоит из корней и побегов. Также есть осевая проводящая система – стела, покровные, фотосинтезирующие и механические ткани.

№ 3. Почему хвощи заселяют сильно увлажненные места?

Растут хвощи на сырых лугах, болотах, в лесу и даже в неглубоких водоемах из-за того, что там повышена кислотность.

№ 4. Сравните функции гаметофита и спорофита у папоротника.

В жизненном цикле всех споровых растений постоянно чередуются такие формы, как гаметофит и спорофит. Гаметофит – это половая жизненная форма у папоротника, при которой заросток – новое растение – образуется в результате слияния мужской и женской клетки. Клетки обладают гаплоидным набором хромосом. Спорофит – это бесполая жизненная форма у папоротника. Клетки при этой форме имеют диплоидный набор хромосом. И размножение происходит с помощью спор, расположенных в спорангиях на внутренней стороне листа.

№ 5. Рассмотрите внимательно рисунки 112 и 116 и сравните продолжительность жизни спорофита и гаметофита у мохообразных и у папоротников, хвощей, плаунов. Сделайте выводы.

Гаметофит у папоротников, хвощей и плаунов имеет форму маленького заростка, из-за чего он живет всего лишь несколько суток. Спорофит же, наоборот, бывает многолетним. А вот у мохообразных гаметофит долговечен, на нем растут спорофит. Исходя из этого, можно сделать вывод, что у папоротников, хвощей и плаунов доминирует половое поколение. Тогда как у мхов – бесполое поколение.

Стр. 123

Лабораторная работа № 6

Тема: Изучение внешнего строения споровых растений на примере моховидных и папоротниковидных растений

Цель: знакомство с внешним строением и спорами зеленого мха (кукушкин лен) и папоротника щитовника.

Оборудование и материалы:

1. Лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло, небольшой лист белой бумаги, препаровальная игла, линейка с миллиметровыми делениями.

2. Гербарий и раздаточный материал: мхи – кукушкин лен и сфагнум, папоротники – щитовник и комнатное растение нефролепис (или другое).

Задание № 1

Изучение моховидных растений

Ход работы:

  1. Изучили особенности строения зеленого мха на примере кукушкиного льна – его стебель, листья, коробочку на ножке, ризоиды. Определили, что это мужское растение.

  2. Изучили форму и строение коробочки. Сняли колпачок.

  3. На лист белой бумаги высыпали несколько спор. Рассмотрели их под лупой. У нас получилось отделить одну спору. Они мелкие, размером 20-25 мкм, легкие. Споры легко разносятся ветром, течением воды, что способствует быстрому расселению кукушкина льна.

  4. Сравнили побег кукушкина льна и сфагнума. У кукушкиного льна побег прямой, покрыт большим количеством листочков с центральным ребром, не ветвящийся. У сфагнума стебель ветвистый, густо покрыт листочками без центрального ребра, которые расположены спирально. Веточки располагаются мутовками.

  5. На предметное стекло налили большую каплю воды. Положили на нее сфагнум. Сфагнум впитал влагу, так как в нем есть водоносные клетки.

  6. Вывод:

Кукушкин лен и сфагнум довольно крупные мхи. Они могут достигать до 15-20 см в высоту. У них нет корней, как у высших растений, но вместо них у кукушкина льна есть ризоиды, которые удерживают его на субстрате и выполняют функцию впитывания влаги. У сфагнума нет ни корней, ни ризоидов. Он впитывает влагу всем своим телом. Размножаются мхи спорами, образуя коробочки – спорангии, в которых находятся споры.

Задание № 2

Изучение папоротниковидных растений

Ход работы:

  1. Изучили особенности строения папоротника на примере нефролеписа и щитовника – их стебли и листья. Определили размеры листьев и их количество у растений. В стебле растений есть сосудистые пучки.

  2. Рассмотрели внимательно строение листа у обоих растений. Нашли на листьях их части – пластины, с мелкими ответвлениями – дольками. Измерили длину и ширину пластин и долек. Диаметр пластинки около 1 см. Она зеленого цвета, способна к фотосинтезу и крепится к почве одноклеточными ризоидами.

  3. Рассмотрели с помощью лупы верхнюю и нижнюю стороны пластинок листа щитовника.

  4. Бугорки, которые мы нашли на пластинках листа щитовника, называются сорусы. Их 5-8 штук. Сверху они покрыты почковыми покрывальцами. Под щитом соруса расположены спорангии со спорами.

  5. Над листом белой бумаги пошевелили сорус препаровальной иглой. У нас зрелый спорангий, из которого высыпались споры. Споры видны только под микроскопом и имеют почковидную форму, очень легкие. Расселению спор помогает ветер, течение водоемов, насекомые.

  6. Вывод:

Изучив особенности строения папоротника на примере нефролеписа и щитовника – их стебли и листья, можно сделать вывод, что папоротники – это красивые растения со своими особенностями. Щитовник относится к лесным папертникам, имеет короткое и толстое корневище, которое покрыто чешуйками. На вершине этого корневища расположена розетка крупных листьев с дважды перистой пластинкой. Листья мягкие, ажурные. Черешки листьев покрыты бурыми чешуйками. Если лист повернуть, то можно увидеть пластины по 5-8 сорусов.

Нефролепис – эпифитное или наземное травянистое растение с коротким вертикальным корневищем.

На верхушке расположена розетка крупных перистосложных листьев, которые в очертании ланцетные, светло-зленого цвета. Сегменты длиной от 5 см. На нижней стороне сегментов расположены округлые сорусы по обе стороны средней жилки в два ряда.

ГДЗ Биология Пономарева 6 класс Стр. 129

Содержание

Авторы:Пономарева, Корнилова, Кучменко

Тип:учебник и лабораторные работы

Содержание

  • Вопросы в конце параграфа
  • Лабораторная работа № 7

Вопросы в конце параграфа

№ 1. По каким признакам определяют принадлежность растений к отделу голосеменных?

У голосеменных растений семена не скрыты в плодах, а развиваются отдельно (дерево гинкго) или расположены на шишках (сосна, ель). Также они не цветут, потому что пыльца у них образуется в шишках мужского пола, откуда потом распространяется с помощью ветра или насекомых.

№ 2. Какие жизненные формы свойственны голосеменным растениям?

Различают три жизненные формы голосеменных растений:

  1. Кустарники. Произрастают преимущественно в тропических регионах, однако широко распространены по всему миру.

  2. Деревья (ель, сосна, кедр, тис, можжевельник). Имеют игольчатые или чешуйчатые листья, вечнозеленые.

  3. Лианы. Выглядят как широкие плоские листья и растут в тропических дождевых лесах.

№ 3. Почему нижние ветви у сосны в лесу отмирают, а у ели живут долго?

Потому что сосна – это светолюбивое дерево. И когда ее ветки не получают достаточное количество света, они отмирают. Ель является растением, которое не нуждается в большом количестве света, оно теневыносливое.

№ 4. На каком основании учёные считают, что голосеменные растения появились на Земле позже папоротников, плаунов, хвощей и мхов?

Для размножения голосеменным растениям не требуется вода. Также у них семена образуются на поверхности шишек, что является преимуществом перед папоротниками, хвощами и плаунами.

№ 5. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о роли хвойных растений в природе и в жизни человека.

Одно из главных значений хвойных растений для жизни человека – образование экосистемы с уравновешенными ее отдельными компонентами. Высокие и массивные хвойные деревья способны противодействовать распространению на нашей планете пустынь и болот, а также являются хорошей преградой для пыльных бурь.

Хвойники являются хорошим обогатителем воздуха кислородом. Помимо этого они выделяют особенные вещества – фитонциды, которые очищают воздух от различных бактерий. В хвойных лесах находят убежища многие дикие животные, среди которых белки, куницы, соболя, дикуши и глухари. Таким образом, они обеспечивают еще и устойчивость биосферы Земли.

Человек давно научился использовать хвою и в своей хозяйственной деятельности. Многие деревья являются хорошим строительным материалом, который применяется, например, в мебельной промышленности или в кораблестроении. Сердцевина многих хвойников, например, саговниковых, употребляется в пищу. А из некоторых растений получают скипидар, картон и бумагу, а также много других ценных для человека изделий.

Стр. 129

Лабораторная работа № 7

Тема: Изучение внешнего строения голосеменных растений на примере побега и шишки хвойных растений – ели

Цель: знакомство с внешним строением побегов, шишек и семян голосеменных растений.

Оборудование и материалы:

1. Лупа ручная, препаровальная игла, пинцет, линейка с миллиметровыми делениями.

2. Гербарий и раздаточный материал: ветка ели, зрелая шика ели (или сосны).

Ход работы:

  1. Изучаем особенности строения ветки ели – ее стебель, листья – хвоинки, почки. Находим узлы и междоузлия на стебле.

  2. Рассматриваем внимательно хвоинку. Хвоинки короткие (1,5 – 2 см), расположены поодиночке, густо покрывают побеги. Находим с помощью лупы устьица. Хвоя сидит на подушечках одиночно, блестящая, темно-зеленая, сплюснуто-четырехгранная, край острый. Сами ветви голые или почти голые.

  3. Изучаем особенности строения шишки ели. Они продолговато-цилиндрические, заостренные, не рассыпаются, опадают по созревании семян целыми в первый год оплодотворения.

  4. На веточке шишки зрелые, висячие, кожистые и сухие, длиной около 7 – 10 см, диаметром 2 – 4 см. состоят из оси, на которой расположены многочисленные кроющие чешуи, в которых находятся семенные чешуи.

  5. Аккуратно пинцетом отделяем от шишки 1 – 2 семенных чешуи, находим в них место развития семени. Изучаем строение семени ели.

  6. Вывод:

На примере типичного представителя – ели обыкновенной – мы ознакомились с внешним строением ее побегов, шишек и семян голосеменных растений. Мы изучили строение хвоинки, ее особенности, размеры; нашли узлы и междоузлия на стебельке. Также мы ознакомились со строением и особенностями шишки ели, определили ее размеры, нашли семенные чешуйки, в которых созревают семена.

Скачать решение

Есть ошибка? Или идея? Сообщи 📤

Мне не нравится на сайте, измените:Сделайте так, чтобы можно было:Решение неправильно/опечатка

Все номера

Стр.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>