Разнообразие веществ стр. 41 — 45. Окружающий мир 3 класс
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, какое разнообразие веществ его окружает.
Практическая работа
1. С помощью разбавленной настойки йода определи, есть ли крахмал в продуктах, выданных тебе учителем.
Учитель выдал для проведения опыта кусочек хлеба, картофель, яблоко и сосиску. Чтобы определить наличие крахмала в этих продуктах учитель предложил использовать разбавленный раствор йода.
Пипеткой следует капнуть на исследуемые образцы продуктов раствор йода. При наличии в продуктах крахмала, поверхность образца потемнеет. Если крахмала нет, поверхность образца не изменит свой цвет.
2. Результаты исследования запиши и зарисуй в рабочей тетради.
В результате опыта установлено, что крахмал присутствует в хлебе и картофеле. После попадания на них йода, их поверхность потемнела.
Крахмала не оказалось в яблоке и сосиске. Их поверхность не поменяла цвет после контакта с йодом.
Работаем со взрослыми:
1. Разнообразие веществ. Пользуясь текстом учебника, устно опишите 1—2 вещества по плану: название вещества, внешние признаки, главные свойства, где встречается в природе (содержится), как используется человеком.
Описание вещества «Соль» по плану для 3 класса:
- Название: соль
- Внешние признаки: белая однородная масса в виде мелких крупинок.
- Главные свойства: солёная на вкус, растворяется в воде.
- Где встречается в природе: под землёй как каменная соль, в растворенном виде в воде океанов.
- Как используется человеком: используется в кулинарии для придания пищи солёного вкуса.
Описания вещества «Сахар» по плану для 3 класса:
- Название: сахар
- Внешние признаки: белая однородная масса в виде мелких кристаллов.
- Основные свойства: сладкий на вкус, растворяется водой.
- Где встречается в природе: содержится в тростнике и сахарной свёкле, в растениях.
- Как применяется человеком: используется в кулинарии для придания пищи сладкого вкуса.
2. Прочитайте текст. Используя полученную информацию, объясните, что изображено на рисунках.
На рисунках мы видим, как животные и растения используют кислоты для собственной защиты. Муравей может выбрызгивать кислоту и отпугивать врагов. Пчела может ввести кислоту с помощью жала обороняясь. А крапива защищает себя жгучими волосками на листьях, в которых тоже содержится кислота.
Проверь себя
1. Каковы главные свойства поваренной соли и сахара?
Основные свойства этих веществ одинаковы. Они белого цвета, хорошо растворяются в воде. Но соль на вкус солёная, а сахар — сладкий.
2. Как обнаружить крахмал в продуктах питания?
Обнаружить крахмал можно с помощью раствора йода. Достаточно капнуть немного йода на поверхность исследуемого объекта, и если продукт питания потемнеет, в нём содержится крахмал.
3. Какие кислоты встречаются в природе?
В природе встречаются щавелевая, молочная, лимонная, яблочная кислоты, и многие другие.
4. Чем опасны кислотные дожди?
От кислотных дождей страдают растения и животные, от них портятся постройки и в том числе старинные памятники.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: химия, поваренная соль, крахмал, кислота.
- Химия — наука о веществах.
- Поваренная соль — простое вещество, на вкус солёное.
- Крахмал — белый порошок, содержится в растениях.
- Кислота — вещество, обладающее кислым вкусом.
2. Дома возьми три блюдца и насыпь в одно из них сахар, в другое — поваренную соль, в третье — крахмал. Как различить эти вещества?
Проще всего отличить эти объекты по вкусу. Соль будет солёной, сахар сладким, а крахмал безвкусным. Дополнительной проверкой послужит то, что крахмал не растворяется в воде.
Смотри также:
- Википедия о поваренной соли
- Тема учебника «Тела, вещества, частицы»
На следующем уроке
Вспомни, как можно доказать, что вокруг нас есть воздух. Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?
Доказать наличие воздуха можно надув обычный шарик. Он пустой на вид, но заполнен воздухом.
Воздух содержит кислород, который нужен для дыхания человеку, животным и растениям. А также в воздухе содержится углекислый газ, который нужен растениям для питания.
Без воздуха невозможно существование жизни.
Превращения и круговорот воды стр. 55
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, какие превращения происходят с водой в природе.
1. Подумай, в каких трёх состояниях вода находится в природе.
В природе она может находиться в трёх состояниях.
- В жидком, в виде воды.
- В твёрдом, в виде льда и снега.
- В газообразном, в виде водяного пара.
2. Рассмотрите рисунок на с. 55. Что на нём показано? Что обозначают стрелки на этом рисунке? Расскажите, какие превращения происходят с частицами при образовании пара и льда.
На этом рисунке показано взаимное положение частиц воды, находящейся в разных состояниях.
Стрелки на рисунке показывают, что вода может переходить из одного состояния в другое в любом направлении. Например, она может стать твёрдым льдом, который растаяв, снова превратится в жидкость.
При образовании льда расстояние между частицами уменьшается, и они соединяются в кристаллы.
При образовании пара, расстояние между частицами сильно увеличивается, и они разлетаются друг от друга.
С помощью рисунка объясните, почему при превращении в лёд вода расширяется. (Обратите внимание на особое расположение частиц льда и образующиеся между ними промежутки.)
Несмотря на то, что расстояние между отдельными частицами при образовании льда уменьшается и они соединяются, между цепочками кристаллов возникают значительные промежутки. Эти промежутки больше, чем расстояние между частицами в жидкости, а значит при образовании льда вода расширяется.
3. Рассмотрите схему на с. 56. Расскажите по ней о круговороте воды в природе. Попросите других ребят проверить вас.
Поверхность воды, например моря, нагревается солнцем и температура внешних слоёв увеличивается. Из-за этого часть воды испаряется, и тёплый водяной пар поднимается в атмосферу.
В вышине водяной пар остывает и снова превращается в воду. Образуются мельчайшие капельки, из которых состоят облака. Капельки в облаках увеличиваются в размерах и выпадают на землю в виде дождя.
Дождь ручьями стекает в реки, реки бегут в моря, и так происходит круговорот всей воды.
4. Из выданных вам деталей соберите модель круговорота воды. Проверьте себя по схеме в учебнике.
Из выданных деталей составляем схему круговорота. Показываем на ней солнце, поверхность моря, океана, испарение, облака, дождь.
Проверь себя
1. В каких трёх состояниях вода находится в природе?
Она может присутствовать в природе в жидком, твёрдом и газообразном состояниях.
2. При каком условии образуется лёд? Отчего он тает?
Лёд образуется, если температура падает ниже нуля градусов Цельсия. Лёд тает при нагревании, если его температура повышается выше нуля градусов.
3. Как образуется пар? При каком условии пар превращается в жидкую воду?
Пар образуется при испарении жидкости при нагревании. При охлаждении пара он вновь превращается в жидкость.
4. Как происходит круговорот воды в природе? Какими способами мы его моделировали?
Такой круговорот в природе происходит следующим образом: при нагревании солнечными лучами вода с поверхности моря испаряется и превращается в водяной пар. Водяной пар поднимается в верхние слои атмосферы и там остывает. Он превращается в капельки, которые падают на землю в виде дождя.
Круговорот мы смоделировали с помощью деталей конструктора.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: состояние, испарение, круговорот.
- Состояние — форма, в которой вещество находится в природе
- Испарение — процесс перехода в газообразное состояние
- Круговорот — процесс, который состоит из испарения, переноса водяных паров, образования капелек дождя и выпадения осадков.
2. Изготовь из пластилина на дощечке или фанерке модель круговорота в природе. Расскажи по этой модели о круговороте.
Рассказ о круговороте воды в природе для 3 класса
На моей модели море показано голубым пластилином. Поверхность моря нагревается солнечными лучами, и вода начинает переходить в газообразное состояние.
В виде водяного пара она поднимается, что можно показать стрелками из голубого пластилина. Но на высоте всегда холодно и водяной пар начинает остывать. А остывая водяной пар снова превращается в капельки.
Эти капельки образуют облака и тучи, показанные белым пластилином. Когда капелек накапливается много, они проливаются дождём, показан голубым пластилином, на поверхность земли. Земля на модели показана зелёным пластилином.
В виде рек (голубые полоски) эта вода снова оказывается в морях.
Так происходит в природе этот знаменитый круговорот.
Смотрите также:
- Готовый проект «Круговорот воды в природе»
- Википедия о круговороте воды
На следующем уроке
Вспомни, как люди используют воду.
