Что такое русская математика?
«Русская математика» построена на том основополагающем принципе, что познавательная способность ребенка — способность мыслить и рассуждать — не предопределена при рождении, а реально может развиваться с течением времени. И что математика, безусловно, лучший инструмент для этого развития.
Учебный план
В учебном плане «Русская математика» — первом столпе этого подхода — учащихся учат мыслить как на конкретном, так и на абстрактном уровне, применять разум, логику и использовать предыдущие знания.
Возьмем, к примеру, приведенную ниже задачу, с которой учащиеся 2-го и 3-го классов встретятся в нашей программе:
Решите задачи b и c, используя результат задачи a.
а. 634 — 182 = 452
б. 635 — 182 = ?
в. 635 — 181 = ?
Мы не ожидаем, что ребенок будет вычислять ответы, используя конкретные величины, а скорее будет рассуждать над задачами на абстрактном уровне. Разговор в классе может проходить примерно так.
Учащиеся предлагают разные способы найти ответ; Затем учитель предложит им сравнить первый и второй примеры и выяснить, как разница между ними может привести к другому результату. В конце концов, в основном самостоятельно, дети обнаружат, что:
б) 635 — 182 будет равно 453, потому что вы отнимаете то же число от числа, которое на единицу больше, и у вас остается разница на единицу больше.
в) Мы только что узнали, что 635 — 182 равно 453. Теперь 635 — 181 будет равно 454, потому что вы отнимаете число, которое на единицу меньше, от того же числа, и у вас остается разница на единицу больше.
Затем учитель поможет учащимся выразить свои мысли на языке алгебры, заменив числа символами A и B и переписав приведенный выше пример C) в виде A — ( B — 1 ) = ( A — B ) + 1.
Эти задачи дают представление о некоторых основных элементах учебной программы по русской математике:
— Вместо того, чтобы работать с конкретными величинами, учащиеся используют абстракции и исследуют отношения между ними, развивая язык для этого типа мыслительного процесса.