«Литературное чтение. 3 класс» Учебно-методический комплекс «Перспектива»
«Литературное чтение. 3 класс» входит в учебно-методический комплекс «Перспектива». Учебник доработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Духовно-нравственное воспитание младших школьников, развитие творческих способностей лежат в основе концептуальной идеи учебника. Система заданий дополнена вопросами, которые формируют универсальные учебные действия. Особое внимание уделено проектной деятельности, которая развивает у детей навыки сотрудничества.
Учебник построен на двух основных принципах: коммуникативно-речевом (нацелен на развитие речевой культуры учащихся, всех видов речевой деятельности) и литературно-художественном (позволяет реализовать основные функции литературы как вида искусства: эстетическую, познавательную и нравственную). В учебнике используются научно-познавательные и научно-художественные произведения лучших детских писателей, которые отвечают интересам школьников и приобщают их к важнейшим нравственным и социальным проблемам. Учащиеся продолжают знакомиться с новыми жанрами и видами литературы, учатся составлять планы и пересказывать текст, сравнивать разные виды информации.
Учебник дополнен творческой тетрадью и рабочей тетрадью по развитию речи «Волшебная сила слов».
Актуальность учебника «Литературное чтение» для 3 класса Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской и В.Г.Горецкого несомненна, так как он создан на основе требований ФГОС и полностью ему соответствует.
Центральной задачей любого современного учебника литературного чтения является возвращение детей к чтению художественной литературы. Данная работа начата авторами учебника еще в 1 классе и продолжается и развивается в последующих классах, так как в нем сохранены те же разделы и рубрики: «Любите книгу», «Мы идем в библиотеку», «Самостоятельное чтение», «Семейное чтение», «Советуем прочитать», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Наш театр». Эти разделы способствуют как воспитанию интереса к чтению книг, так и духовно-нравственному воспитанию школьников, укреплению семейных связей, эстетическому воспитанию.
Характерно, что рубрика «Советуем прочитать» помещена не в конце книги (туда дети обычно и не смотрят), а встроена в разделы. Таким образом внеклассное чтение становится регулярным и планомерным. В учебник включены такие тексты, которые интересны детям, соответствуют их возрастным особенностям и учебным возможностям.
Русская литература в учебнике представлена весьма широко. Прежде всего, дети знакомятся с истоком великой русской литературы – устным народным творчеством. Это и произведения фольклора (пословицы и русские народные сказки). Русская литература XIX – начала XX вв. представлена сказками и стихотворениями А.С.Пушкина, произведениями И.А.Крылова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, В.Ф.Одоевского, В.И.Даля, А.Фета, А.Майкова, Н.А.Некрасова, Д.Мамина-Сибиряка, К.Бальмонта, С.Есенина, И.А.Бунина, А.К.Толстого, С.Дрожжина, К.Фофанова, Саши Черного. Русская литература советского периода представлена также очень широко. Это произведения М.Горького, Н.Носова, М.Зощенко, В.Драгунского, К. Паустовского, В.Берестова, Б.Заходера, М.Пришвина, А.Барто, Тима Собакина, С.Михалкова, О.Высотской, З.Александровой, Г.Юдина и Я.Акима. Из зарубежных авторов представлены Р.Киплинг и Дж.Родари. В рубрике «Советуем прочитать» детям для внеклассного чтения рекомендованы сборники сказок народов Европы, Индии, Африки, Австралии и Океании. В соответствии с возросшими возрастными возможностями в 3 классе изучаются произведения более объемные и насыщенные более серьезными проблемами.
В соответствии с требованиями ФГОС изучаемые литературные произведения включены в культурно-исторический контекст: в учебнике имеются статьи о первопечатнике Иване Федорове, высказывания Владимира Мономаха, цитаты из Евангелия, подборка фотографий «Мы идем в музей книги», цитаты из сборника пословиц и поговорок В.И.Даля и статья о нем.
Как и учебники этих авторов для 1-2 классов, анализируемый учебник встроен в линию УМК «Перспектива», которая характеризуется интеграцией предметов естественнонаучного и гуманитарно-художественного циклов. В данном учебнике имеются разделы «Люби все живое», в котором помещены рассказы К.Паустовского, В.Бианки, О.Полонского, Д.Мамина-Сибиряка, Н.Носова и М.Горького и стихотворения В.Берестова, Б.Заходера и Тима Собакина, а также раздел «Картины русской природы», в котором собраны стихотворения Н.Некрасова, Ф.Тютчева, А.Фета, И.Бунина, К.Бальмонта и рассказы М.Пришвина и К.Паустовского. Есть и интеграция с изобразительным искусством: помещена статья об И.Билибине и репродукции картин русских художников.
В учебнике уделено место изучению литературоведческого материала и литературоведческой терминологии. Этот материал дается не только в специальной рубрике «Маленькие и большие секреты страны Литературии», но и рассредоточен по всем разделам в соответствии с характером изучаемых произведений. Это следующие сведения: о первопечатных книгах, о построении отзыва о книге, о плане пересказа и выборочном пересказе, о волшебных сказках и их признаках, присказке, зачине, повторах и концовке сказок, о стилистическом различии художественных произведений и энциклопедических статей, иллюстрации, иносказании, о народных сказках, их собирателях, о литературных сказках, переводах художественной литературы и выдающихся переводчиках.
Усвоению детьми традиционных морально-этических ценностей способствуют все художественные произведения, помещенные в учебнике, но есть и особый раздел «Жизнь дана на добрые дела».
Педагогическая эффективность учебника «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской и В.Г.Горецкого исключительно велика. Прежде всего, она обеспечивается не только высоким качеством подобранных текстов и их воспитывающим потенциалом, но и соответствие их психологическим особенностям третьеклассников (любознательность, подвижность, склонность к игре, выдумке, любовь к ритму, острая реакция и т.д.), а также учебным возможностям детей этого возраста (хорошая память, недостаточная усидчивость, быстрая истощаемость внимания, утрата интереса к монотонной работе, но и возросшая беглость чтения). Тексты, особенно прозаические, более объемные, чем те, что предлагались для чтения в 1-2 классах. Но для предупреждения истощаемости внимания большие тексты разбиты иллюстрациями. Так, например, оформлены рассказ Н. Носова «Огурцы», Л.Каминского «Сочинение», сказка «Иван-царевич и серый волк» и др. Очень интересно оформление пушкинской «Сказки о царе Салтане»: иллюстрации И.Билибина помещены практически на каждой странице, но не между частями текста, а сбоку и снабжены подписями, останавливающими внимание детей. Особенно объемные тексты (В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано…», Р.Киплинг «Братья Маугли» разбиваются не только иллюстрациями, но и вопросами по содержанию произведения. Красочные иллюстрации, современные, но не уродующие облика людей или животных (что, к сожалению, в последнее время встречается в детских книгах и даже учебниках для начальной школы) – большое достоинство данного учебника. При этом иллюстрации к сказкам носят подлинно сказочный характер (хочется особо выделить иллюстрации к сказке В.Бианки «Приключения муравьишки»), а к юмористическим произведениям – такие, что невольно улыбнешься. Это иллюстрации к стихотворениям В.Берестова «Кошкин щенок» и Б.Заходера «Вредный кот».
Любопытны иллюстрации к произведениям из рубрики «Наш театр» (к сказке «По щучьему велению», басне И.Крылова «Квартет», сказке С.Михалкова «Упрямый козлёнок»): они представляют детей в театральных масках.
Для того чтобы акцентировать внимание на каждую из пословиц, они выделяются плашками разного цвета. Ключевые слова, выводы, важные советы, инструкции также выделяются цветными плашками. Таким образом, можно констатировать, что яркость и многоцветность учебника – не самоцель и не оригинальничание, а стремление учесть возрастные особенности и возможности третьеклассников.
Эффективность учебника обеспечивается и системой послетекстовых заданий и вопросов, а также итоговых заданий и вопросов рубрики «Маленькие и большие секреты страны Литературии».
Творческая тетрадь
Творческая тетрадь предназначена для формирования творческих способностей школьников на уроках литературного чтения и дома. Материал тетради дополняет разделы учебника и позволяет развивать творческий потенциал учащихся в процессе создания собственных литературных произведений (текстов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.)
Творческая тетрадь – пособие нового типа, призванное развивать творческие способности детей, их умения выражать свои мысли в письменном виде по поводу прочитанных литературных произведений. Это пособие тесно связано с учебником и выполнение заданий в этой тетради является как бы завершающим этапом анализа литературного произведения. Отсылки к творческой тетради и задания по работе с ней содержатся в послетекстовых заданиях почти к каждому из изучаемых на уроках произведений. Согласно этим заданиям, дети в творческой тетради записывают разработанные ими планы пересказа, характеризуют героев произведений, записывают свои отзывы о прочитанных книгах, разрабатывают сценарии к инсценировкам, пишут сочинения по иллюстрациям к произведениям и т.д.
На наш взгляд, особую ценность представляют «Театральный словарик», «Словарик юного художника», «Словарная коробочка» и «Мастерская писателя». «Театральный словарик» и «Словарик юного художника» призваны расширить кругозор и увеличить словарный запас детей, которые до этого не были связаны с миром искусства, т. е. не посещали художественных школ, изостудий или театральных кружков и могут теперь, благодаря этой творческой тетради, восполнить пробел в своем развитии, знакомясь со специфической терминологией.
«Словарная коробочка» — это наборы готовых формулировок, позволяющих ребенку выразить свои мысли на должном уровне. Общеизвестно, насколько в настоящее время примитивен повседневный лексикон большинства школьников и, к сожалению, окружающих их взрослых («улица корчится безъязыкая, ей нечем петь и разговаривать»). Именно поэтому дети стесняются говорить на темы литературы и искусства. И наличие этих формул (типа «волшебный мир сказки», «зимний пейзаж», «настроение картины», «атмосфера старины») поможет им обрести уверенность в том, что они смогут выразить свои мысли и настроения на том языке, которым говорят не окружающие, а герои прочитанных книг.
В рубрике «Мастерская писателя» даются советы профессионала начинающим «мастерам слова», раскрываются секреты мастерства на конкретных примерах творчества самого автора «Творческой тетради». Это лишает советы излишней дидактичности, придает им достоверность.
Разделы в «Творческой тетради» те же, что и в учебнике, и в каждом из них, как итог, имеется творческое задание, к которому в необходимых случаях помещен тот или иной алгоритм выполнения, совет: «Советы режиссера», «Советы рассказчикам».
Эффективность «Творческой тетради» исключительно велика. Можно только приветствовать её издание.
Тетрадь «Волшебная сила слов» предназначена для формирования коммуникативных правил на основе работы с литературными произведениями и закрепления навыка чтения. В тетрадь включены задания, позволяющие познакомиться с основными правилами общения и осмыслить их значение в повседневной жизни. Анализ поведения героев литературных произведений и оценка их поступков с точки зрения соблюдения моральных норм (их полезности или вреда для окружающих) способствуют формированию личности ребенка.
Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Содержание учебника строится на основе художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого принципов. Это позволяет объединить предметное обучение чтению с духовно-нравственным воспитанием школьников.
Методический аппарат направлен на включение школьников в учебную деятельность, обеспечивает возможность дифференциального, проблемно-поискового, проектного методов обучения.
К учебнику прилагаются рабочая тетрадь и электронное приложение.
Рабочая тетрадь соответствует учебнику «Литературное чтение. 3 класс», доработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В ней содержатся упражнения, которые помогают ученикам отработать навыки чтения, развить умение анализировать художественные тексты. Особое внимание уделяется формированию учебной, творческой деятельности, умению работать с разными видами информации.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности осуществляется на материале изучения тематики, представленной в учебнике в разделах «Самое великое чудо на свете», «Устное народное творчество», «Великие русские писатели», «Литературные сказки», «Люби живое», «По страницам детских журналов», «Зарубежная литература», «Поэтическая тетрадь».
В учебнике «Литературное чтение. 3 класс» усилена эстетическая составляющая курса, учащиеся начинают изучать более объёмные и более сложные с точки зрения художественности тексты. Книга в учебнике для третьего класса представлена как часть национальной культуры русского народа, как «великое чудо», в котором отразилось и запечатлелось всё духовное богатство россиян. Книга – это кладезь знаний и жизненного опыта, который осваивают школьники опосредованно через текст. Обо всём этом учащиеся узнают в разделе «Самое великое чудо на свете» и учатся ценить книгу, осознают её духовное богатство. Рассказ о первопечатнике Иване Фёдорове помогает укрепиться школьникам в их ценностном отношении к книге.
Всё, что в далёкие годы передавалось из уст в уста, затем запечатлелось в книге. Именно через книги и учебники учащиеся расширяют и уточняют свои представления о песнях, потешках, небылицах и других малых фольклорных жанрах, о сказках, которые когда-то они слышали от родителей, бабушек и дедушек в устной форме. Этому способствует раздел «Устное народное творчество». Ребята не просто читают и слушают тексты русского фольклора, они учатся различать жанры УНТ, сочинять свои, соотносить с формами прикладного искусства.
В разделе «Литературные сказки» школьники узнают о том, что сказки не только создавались народом и долгое время существовали в устных формах, но и то, что позже сказки стали сочинять авторы-писатели. Раздел представлен лучшими авторскими сказками для детей Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.М. Гаршина, В.Ф. Одоевского и др. Ребята осознают, что традиции русских народных сказок переносятся в авторскую сказку, что скромность, кротость, трудолюбие и другие человеческие качества, воспевающиеся в народных сказках, являются идеалом и для русских писателей.
Раздел «Великие русские писатели» продолжает знакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, где включены как поэтические тексты, так и проза великих мастеров слова. Учащиеся не просто читают и анализируют произведения великих писателей, но и под руководством учителя учатся видеть явные и скрытые литературные приёмы изображения, оригинальные образы, ключевую художественную деталь текста.
Углубление в поэзию происходит в разделах «Поэтические тетради», где на первый план опять же выходит творчество великих русских поэтов. Ребята теперь знакомятся не с одним стихотворением поэта, а сразу с несколькими и пытаются понять, какие темы волновали поэтов, что было главным в творчестве каждого из них. Многие из изучаемых стихов посвящены темам детства, родной природы, отношений с домашними питомцами. Именно эти темы являются наиболее близкими опыту детей, и тогда поэзия становится более близким и понятным жанром.
Практически каждое литературное произведение, включённое в данные разделы, содержит огромный воспитательный потенциал. Например, автор стихотворения «Детство» (ч. 1, с. 72) Иван Суриков не просто рассказывает школьникам о зимних забавах детей, но делится своими детскими впечатлениями, связанными с воспоминаниями о малой родине, о суровой красоте русской зимы. Соприкасаясь с сокровенными чувствами лирического героя, школьники вспоминают свои впечатления детства, начинают осознавать под руководством учителя, что чувство Родины, эмоциональные переживания, связанные с детством, прошедшим среди бескрайних просторов России, не исчезают бесследно: они остаются на всю жизнь в памяти человека. Благодаря этим чувствам человека и во взрослом состоянии тянет на Родину, он помнит необычайную красоту и прелесть родного края, ощущает себя частицей своей Родины. Через беседу, построенную на осознании таких важных человеческих ощущений, формируется чёткое понимание принадлежности к российскому народу, своей великой Родине. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ историю России может осуществляться при чтении следующих научно-познавательных статей: «Рукописные книги Древней Руси» (ч. 1, с. 6), «Первопечатник Иван Фёдоров» (ч. 1, с. 8), «Русские народные песни» (ч. 1, с. 14), «Гжель», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Хохлома» (ч.
1, с. 20-21), об А. С. Пушкине (ч. 1, с. 84), об И. А. Крылове (ч. 1, с. 132), о М. Ю. Лермонтове (ч. 1, с. 142), о Л. Н. Толстом (ч. 1, с. 150), при чтении художественных текстов: песенок, докучных сказок, русских народных сказок, стихотворений А. Фета «Зреет рожь…» (ч. 1, с. 65), И. Никитина «Полно, степь моя…» (ч. 1, с. 66), И. Сурикова «Детство» (ч. 1, с. 72), рассказов М. Пришвина «Моя Родина» (ч. 2, с. 58), А. Платонова «Цветок на земле» (ч. 2, с. 129), благодаря работе с иллюстративным рядом, н-р, «Палех» (ч. 1, с. 49), портреты художников (ч. 1, с. 57), старинная одежда (ч. 1, с. 56) и др.
Становление гуманистических ценностных ориентаций происходит в моменты чтения и анализа русских народных сказок, где отношения между героями являются образцом гуманизма, основанного на любви к ближнему, взаимопомощи, готовности защищать слабого. К примерам таких сказок можно отнести русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка» и др. (ч. 1, с. 22–58).
Благодатную среду для формирования гуманистической позиции школьника создают произведения русских писателей-классиков (ч. 1, с. 81–166): «Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкина, повесть «Детство» Л. Н. Толстого, его рассказы «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» и др. Произведения из раздела «Люби живое» (ч. 2, с. 58–108) напрямую формируют у учащихся гуманистическое отношение к тому, что их окружает. Это доброе, по-человечески бережное отношение к Родине (М. Пришвин. «Моя Родина»), животному миру (В. Белов. «Малька провинилась», И. Соколов-Микитов. «Листопадничек», В. Бианки. «Мышонок Пик» и др.).
Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов происходит на этапе ознакомления учащихся с разделом «Зарубежная литература» (Ч. 2, с. 189–215). Так, через чтение древнегреческого мифа «Храбрый Персей» школьники узнают, какими ценностями руководствовались древние греки. Учащиеся сопоставляют ценностные идеалы русских народных сказок, произведений великих русских писателей с нравственными идеалами других народов, находят в них общее и различное. В ходе сравнения дети осознают, что в произведениях разных народов можно найти прославление таких человеческих качеств, как храбрость, стремление защищать свой народ, свою Родину, проявлять мужество и героизм, когда с родным Отечеством случилась беда. А такие пороки, как трусость, слабость, стремление держаться за своё место (как царь Полидект), бросая свой народ в трудную минуту, осуждаются народами разных стран, а, следовательно, не являются их ведущими национальными ценностями.
Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов организуется через сопоставление русских народных сказок и мифов («Храбрый Персей» — ч. 2, с. 190), а также русских народных сказок со сказками зарубежных авторов, например, со Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» (ч. 2, с. 200).
Овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире способствует работа над баснями И. А. Крылова (ч. 1, с. 130–139), литературными сказками Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. М. Гаршина, В. Ф. Одоевского (ч. 1, с. 182–208). Например, басни Крылова «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна» способствуют осознанию такого явления, как правильное использование необходимых в быту человека предметов. Через мораль басен школьники узнают о ценности вещей, об их назначении, о том, как обращаться с данными вещами и почему почаще нужно оглядываться на себя, задумываться над своими пороками, прежде чем осуждать других. Басня «Ворона и Лисица» также раскрывает перед ребятами проблему лести и желания быть обманутым, показывает, что произойдёт, если обрадоваться льстивым словам так, как ворона из басни «Ворона и Лисица». Благодаря басням учащиеся знакомятся с жизненными ситуациями, которые встречаются в их жизни ежедневно. Разбор таких ситуаций позволяет ребёнку прийти к необходимым выводам, составить своё представление о способе поведения в той или иной ситуации, выбрать наиболее оптимальный способ действий и воспользоваться им в похожей ситуации. Всё это способствует выработке умений адаптироваться в сложном изменяющемся мире.
Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» раскрывает перед детьми проблему переоценки своих возможностей, стремления превосходить других, хвастать тем, чего нет. Дети осмысляют ситуацию, возникшую с главным героем произведения и понимают, что диалог с таким героем строить очень сложно, окружающие осуждают зайца, не принимают в своё сообщество, не желают строить с ним близких дружеских отношений. Ситуации, описанные автором в сказке, способствуют развитию умения поставить себя на место главного героя, ощутить его состояние как бы изнутри, подвергнуть анализу его чувства и сделать благодаря этому свои выводы, не повторяя негативных моделей поведения главного героя. То же можно сказать и о сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница», и о сказке В. Одоевского «Мороз Иванович».
Принятию и освоению социальной роли ученика, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения способствуют все разделы учебника «Литературное чтение» для 3 класса, но в особенности раздел «Самое великое чудо на свете», где раскрыта ценность знаний, добытых из различных книг (ч. 1, с. 3–12).
Той же цели служат и задания к текстам типа: «Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба»; «Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в докучной сказке должна быть неожиданная концовка. Запиши её в «Рабочую тетрадь» (ч. 1, с. 19). Данные задания, ставящие ребёнка в ситуацию интеллектуального затруднения, способствуют пробуждению мотивов сначала творческой, а затем и интеллектуальной, а следовательно, учебной деятельности. Ребёнок осознаёт свою значимость, когда он решает трудные задачки и ему это удаётся. Он понимает, что учиться в школе – это не значит развлекаться, это значит применять волевое усилие для того, чтобы чего-то достичь. Когда деятельность для ребёнка оказывается успешной, он понимает, что способы выполнения того или иного задания он может перенести в новую ситуацию, решить похожую задачку в новых условиях. Тогда появляется личностный смысл учения, осознание того, где и в каких случаях следует применить полученные знания и умения. В результате учение становится увлечением, тем видом деятельности, которую выполнять приятно и полезно.
Развитию познавательных интересов, расширению кругозора школьников, что также благоприятствует развитию мотивов и смыслов учебной деятельности, способствует изучение текстов-описаний (Л. Толстой. «Какая бывает роса на траве») и научно-познавательных текстов (Л. Толстой. «Куда девается вода из моря?») (ч. 1, с. 162–163).
Развитие самостоятельности и личной ответственности ребёнка за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе осуществляется в процессе изучения всех произведений, включённых в учебник «Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климановой и др. для 3 класса, но наиболее удачно это происходит при изучении рассказов Л. Н. Толстого «Акула», «Прыжок» (ч. 1, с. 152–159), стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (ч. 1, с. 170–172), сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» (ч. 1, с. 196–208), басен И. А. Крылова «Мартышка и очки», «Зеркало и обзьяна», «Ворона и лисица» (ч. 1, с. 134–139), рассказов Б. В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (ч. 2, с. 124–128), А. П. Платонова «Цветок на земле» (ч. 2, с. 129–136), М. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники» (ч. 2, с. 144–164) и др.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций возможно осуществить на литературном материале следующих разделов: «Устное народное творчество» (ч. 1), «Литературные сказки» (ч. 1), «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (ч. 2), «По страницам детских журналов» (ч. 2).
В разделе «Устное народное творчество» размещены русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка». В каждой из этих сказок содержится народная мудрость, которую дети открывают на уроке и обращают внимание на то, как герои произведений справляются с трудными задачами, которые перед ними ставит жизнь. Умение договариваться, не конфликтовать, находить способы выхода из спорных и противоречивых ситуаций раскрывается на примерах взаимодействия главных героев сказок. Например, в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» главный герой сказки Иванушка не послушался сестрицу, выпил воды из козьего копытца и стал козлёночком. В сказке показано, что диалог между героями не состоялся, Иванушка проигнорировал все доводы сестры и сделал по-своему.
Литературный материал также предоставляет возможности для формирования умений предвосхищать события, домысливать их с учётом заданных условий. Например, при выполнении заданий к сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» (ч. 1, с. 208) следует обратить особое внимание на задание 9, в котором школьникам предлагается сравнить сказку В. Ф. Одоевского и русскую народную сказку «Морозко», найти общее и различное. Когда учащиеся обнаруживают совершенно отличные концовки у сказок, следует предложить им составить свою концовку к сказке и обосновать, почему результат (итог сказки) мог бы быть ещё и другим. Данная работа, с одной стороны, способствует умению учитывать заданные автором условия в сюжете сказки, учитывать их в процессе обдумывания результата, понимать, почему при схожих условиях результат бывает разным. С другой – развивает творческие способности детей, а также способности к анализу литературного произведения, формирует умения глубоко проникать в суть литературного произведения. Задания на придумывание концовки произведения, придумывание своих заголовков к тексту встречаются на протяжении всего учебника, что имеет большое значение для формирования умений предвосхищать, предугадывать результат: ч. 1, с. 19, задание 3; ч. 1, с. 155, задание 5; ч. 1, с. 187, задание 4; ч. 1, с. 195, задание 6 и др.
Умения контролировать и оценивать свои достижения в ходе урока и по итогам изучения темы формируются прежде всего при работе с заданиями рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения»: ч. 1 — с. 12, 51, 78, 164, 178, 209; ч. 2 – с. 42, 107, 122, 172 и др.
Перспектива, Люди! Идеи по преподаванию литературы
Во время наших уроков по литературе я всегда разглагольствую о «перспективе». Когда я это делаю, студенты предполагают, что я имею в виду точку зрения, с которой написано литературное произведение. Первое лицо, третье лицо, ограниченное, всеведущее. Все это довольно просто, но я пришел к выводу, что мышление более высокого порядка, связанное с анализом того, как точка зрения влияет на то, как читается рассказ, представляет собой совсем другой шарик воска для студентов. Короче говоря, это может быть сложно.
Поскольку учащимся не нравится идея, что точка зрения рассказчика узка и ограничена в том смысле, что он рассказывает историю через свою призму, основываясь на собственном опыте, я придумал урок, который помогает проиллюстрировать, как истории меняются в зависимости от тому, кто им говорит.
Вот отличное упражнение, которое я использовал со своими первокурсниками, изучающими английский язык, которое действительно помогло понять важность анализа точки зрения, и для него не требуется ничего, кроме подростка, его или ее родителей и аргумента.
Разговор на вселенскую тему, да?!
До того, как каждый ученик получил доступ к ноутбуку, я проводил этот урок по старинке: с бумагой и карандашом. (Я только что встречался с собой?) Как бы вы ни решили облегчить это занятие, основная идея одна и та же: наша точка зрения зависит от нашего опыта.
Учащимся предлагается вспомнить случай, когда они спорили со своими родителями или, по крайней мере, не встречались с ними во взглядах. Конфликт может быть из-за недопонимания, чего-то «несправедливого» или запутанной, вводящей в заблуждение ситуации.
Обратите внимание: если подросток в вашем классе утверждает, что он не имеет непосредственного опыта с этой подсказкой, он либо лжет, либо является роботом.
Примеры тем моих учеников варьировались от того, что они злят и беспокоят своих родителей из-за того, что пропустили комендантский час, до того, что ученики хотят пойти куда-нибудь или сделать что-то, что они считают безобидным, в то время как их родители считают это неуместным или опасным. Основная цель – выбрать тему, по которой мнения учащихся и родителей расходятся.
После того, как темы выбраны (и, конечно, подходят для школы!), учащиеся делают две колонки на своем листе бумаги, iPad, iPod или любом другом устройстве: в одной перечисляют свои чувства, мнения и реакции на конфликт, в другой – перечислить своих родителей». Они проводят мозговой штурм в течение нескольких минут, и как только у них есть хотя бы три надежных примера для каждого, пора писать.
Учащиеся пишут два абзаца. Первый абзац написан от первого лица с их точки зрения. Для иллюстрации давайте воспользуемся темой студента, который хочет пойти на вечеринку, но ему запрещают родители. В этом первом абзаце он рассказывает историю о том, как он попросился на вечеринку, что он чувствовал, когда его родители сказали «нет», и подробно описывает причины, по которым он чувствует, что ему Я никогда раньше не попадал в беду. Мои родители должны доверять мне!» Этот абзац явно поддерживает идеи и мнения учащегося, и его следует читать не как список, а скорее как пересказ ситуации и описательный призыв изменить мнение его родителей.
Второй абзац должен быть написан с точки зрения родителей, но также и от первого лица. Это заставляет ученицу проникнуть в головы ее родителей и требует от нее использовать ранее выработанные идеи, чтобы поддержать рассуждения мамы и папы о том, почему он должен а не присутствовать на вечеринке: «Я знаю, что Джо хороший ребенок, но это не он Я беспокоюсь о том, что меня беспокоят все остальные дети, которые будут там. Особенно этот Джон Доу — он настоящий нарушитель спокойствия. Все родители говорят о нем! Учащиеся должны позаботиться о том, чтобы включить эмоции своих родителей. Опять же, этот абзац не должен быть списком причин или опровержений — это должен быть подробный анализ опасений и обоснований родителей.
Выполнив это письменное упражнение, учащиеся начинают думать о том, как один и тот же сценарий может быть таким разным в зависимости от разных точек зрения. Обсуждение в классе о том, как личный опыт формирует наши переходы перспективы в любом тексте, который вы читаете.
В другом замечательном упражнении для анализа перспективы используется песня «Just Give Me a Reason» P!nk, которую можно найти здесь. Вместо того, чтобы писать свои собственные абзацы, учащиеся будут использовать эти тексты, чтобы объяснить, как одни и те же отношения могут так по-разному рассматриваться двумя людьми в них, делая выводы о каждом человеке на основе его / ее текстов.
Как только учащиеся начинают осознавать, как различные точки зрения могут изменить их восприятие текста, прекрасным примером ненадежного рассказчика, хотя и продвинутым для некоторых, является рассказ По «Бочонок амонтильядо». Я рассказывал эту историю во время Марди Гра, чтобы ученики понимали хаотичную обстановку пьесы, и всем всегда нравилось разворачивающееся безумие.
Как бы вы этому ни учили, какие бы тексты вы ни читали, перспектива является неотъемлемой частью чтения, понимания и оценки литературы. Более того, когда ученик овладевает искусством чтения текстов, он может перейти к не менее важному навыку читающие люди. Никогда не говорите, что мы не подготовили вас к реальному миру, дети. С любовью, ваши учителя английского.
Стефани Янковски любит слова, ненавидит математику и любит находить в жизни забавное. Преподаватель английского языка по профессии и болтун по натуре. Больше информации о Стефани можно найти в ее блоге WhenCrazyMeetsExhaustion.com.
Фото предоставлено Иэном Сейном через photopin cc
Открытие новых перспектив с помощью литературы
Учащиеся в классах по всей территории Соединенных Штатов являются отражением различных людей, взглядов, историй и ценностей нашего общества. Тем не менее, если бы мы провели инвентаризацию учебников, учебных программ и материалов по обучению грамоте в разных классах, мы бы обнаружили, что эти учебные материалы не отражают разнообразие наших учеников, не говоря уже о разнообразии нашего общества.
Многочисленные исследования показали эффективность использования мультикультурных текстов для решения важных тем в классе — не только для цветных учащихся, но и для всех учащихся. Рудин Симс-Бишоп обеспечивает педагогическую основу для этого в отношении литературы, такой как окна, зеркала и раздвижные стеклянные двери. Она утверждает, что литература может служить зеркалом для тех, чья жизнь отражена в текстах, которые читают в классе. Когда учащиеся читают о жизни и опыте других, тексты служат окном.
Не забывайте о раздвижных стеклянных дверях
Идеи репрезентации и культурной осведомленности занимают центральное место в концепции окон и зеркал, но критическое осмысление и вдумчивое действие занимают центральное место в идее литературы как раздвижной стеклянной двери, Концепция похожа на окна в том смысле, что оба они представляют разные переживания, но раздвижные стеклянные двери также могут представлять собой изменение точки зрения на возможности реального мира, которые конкретный текст помогает читателю рассмотреть.
Например, Нэнси Джонсон, Мелани Косс и Мириам Мартинес обсуждают студента, который прочитал « Wonder », роман для молодых взрослых о мальчике с тревожными лицевыми отклонениями, и написал в своем дневнике: «Вчера, когда я был в продуктовом магазине с моей мамой я видел человека без руки. Я отвела взгляд и тут же подумала об Огги. Я посмотрела мужчине прямо в глаза и улыбнулась. Он улыбнулся в ответ. Через такие раздвижные стеклянные двери могут произойти изменения в умах и сердцах учащихся, учителей и, следовательно, в мире.
Внедрение этой идеи в классе
Привнося в класс концепцию литературы в виде окон, зеркал и раздвижных стеклянных дверей, крайне важно, чтобы вы действительно ценили жизнь и опыт всех учащихся. Цели состоят в том, чтобы подтвердить личность учащихся с помощью зеркал, развить их понимание с помощью окон и показать им, как они могут измениться с помощью литературы с помощью раздвижных стеклянных дверей.
Изучите тексты: Изучите тексты в вашей классной библиотеке и книги, которые вы используете в качестве учебных пособий для преподавания стандартов английского языка или тем предметной области. Отражают ли они жизнь ваших учеников? Отражают ли они разнообразие общества?
Умышленное выделение текста является ключом к уважению жизни и опыта учащихся. Есть много веб-сайтов, на которых перечислены книги, представляющие разнообразное общество, например, «Что мы делаем весь день?», «Книги Ли и Лоу» и «Кооперативный детский книжный центр».
Будьте внимательны: многие тексты представляют разных людей и контексты, но содержат негативные или дефицитарные стереотипы. Бена Хеффлин разработала рекомендации по выбору качественной мультикультурной детской литературы, а Элиза Брейден и Санхуана Родригес предлагают учителям вопросы для изучения текстов с латиноамериканскими семьями и историй об иммиграции, отражающих реальный опыт.
Делитесь разными взглядами: Важно делиться книгами с разных точек зрения. Тексты, описывающие разные семейные структуры, маленьких детей, живущих в разных местах, и семьи с разными нормами, поддерживают учащихся, особенно тех, чья жизнь обычно не отражается во время обучения.
Например, Дорогой Примо — это популярная детская книга о двух двоюродных братьях, живущих в Мексике и США, которые пишут друг другу о своей повседневной жизни. The Great Big Book of Families — красочная книга, описывающая разные семьи по всему миру. Чтение книг о разных семьях и домашних ситуациях очень важно — это открывает окно в различные семейные структуры.
Еще один способ поделиться различными взглядами — это грамотность в области контента. Из-за нехватки времени на преподавание социальных и естественных наук этому уделяется повышенное внимание в начальных классах. Как правило, стандарты и учебные программы представляют исторические отчеты и научные инновации преимущественно с евроцентристской точки зрения, ограничивая понимание и размышления, которые дает литература как раздвижная стеклянная дверь.
Например, рассказывая историю Христофора Колумба, важно быть честным в отношении истории, объединяя общий рассказ с его дневником и точкой зрения коренных жителей таино — хороший пример этого можно найти в книге Встреча .
А при обсуждении движения за гражданские права распространенное повествование о Розе Паркс, отказывающейся вставать со своего места, потому что она устала, является удалением важных фактов. Использование дополнительных источников, показывающих, что Паркс и другие активисты посещали Народную школу горцев, чтобы научиться протестовать и противостоять угнетению, может привести к изменению точки зрения учащихся — раздвижной стеклянной двери.
Используйте сфокусированные действия: Как при чтении текстов, в которых учащимся открывается раздвижная стеклянная дверь, мы вовлекаем их в содержательную, содержательную дискуссию? Протоколы обсуждения, такие как QuICS или «Предложение-Фраза-Слово», помогают учащимся размышлять над более широкими темами, сосредотачиваясь на отдельных словах или событиях. QuICS — это ответ на чтение, в котором учащиеся записывают свои первоначальные мысли об истории, отмечая Вопросы, Интересные моменты, Связи и Сюрпризы. Sentence-Phrase-Word побуждает учащихся к обсуждению того, почему конкретное слово, фраза и предложение из текста им запомнились.