Учебник «История России», 8 класс. Параграф 5
- Ответы к учебнику «История России», 8 класс. Часть 1
- Ответы к учебнику «История России», 8 класс. Часть 2
- Все ГДЗ (Главная страница сайта)
Параграф 5. РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ ПРИ ПЕТРЕ I.
Вопросы в тексте параграфа
Могла ли Россия добиться успехов в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Петре Великом?
Каждой реформе должно быть в свое время. Они должны отвечать духу времени и обеспечивать реализуемость и эффективность решения тех или иных задач. Естественно, не все реформы устраняли несовершенства в различных сферах в нашей стране, а некоторые существенно ухудшали жизнь людей.
Итак, в чем заключалась реформа органов центрального управления. Во-первых, Боярская дума была заменена на Правительствующий Сенат. Этот орган был наделен широкими полномочиями и в отсутствии царя мог заменить его. Сенат полностью подчинялся царю и выполнял его поручения, т.е. был главным органом исполнительной власти. Во-вторых, вместо сложной и неэффективной системы приказов, были созданы коллегии – центральные органы отраслевого управления. Они стали прообразом современных министерств. По задумке Петра коллегии должны были заменить неповоротливую систему приказов и решить следующие управленческие задачи: избавиться от дублирования функций и централизовать управление определенной отраслью, а также ввести принципы совещательности и коллегиальности в процедуру решения дел.
Многое было сделано и для повышения эффективности управления обширными территориями России. С целью укрупнения и усиления централизованной власти территория России сначала была разделена на 8 губерний, а потом на 50 провинций, а провинции – на дистрикты. Губернии стали выполнять роль лишь военных округов. Во главе провинции стоял воевода, во главе дистрикта – земский комиссар. Провинциальные воеводы находились в подчинении губернаторов только в военных вопросах, а во всем остальном подчинялись Сенату.
Что такое Боярская дума? Кто в нее входил?
Боярская дума – это высший совет Русского царства, состоявший из представителей феодальной аристократии. Этот совет стал преемником княжеской думы в новых условиях существования Русского государства в конце XIV века.
Что такое приказы? Когда они появились?
Приказы – это орган управления в Русском царстве. Приказы заведовали определенным направлением государственных дел. Первые приказы появились на рубеже XV-XVI веков при Иване III. При Василии III слово «приказ» как орган управления впервые встречается в исторических документах. А при Иване Грозном к середине XVI века устанавливается целая система приказного управления с более чем 80 приказами, основной каркас которой сохранился до начала XVIII века. В 1718-1721 годах громоздкая и неэффективная система приказов была преобразована в систему коллегий (прообразом министерств).
Почему на Украине существовал особый порядок управления?
Украина всегда была проблемной территорией с высокоактивным населением, сильным казацким войском и непредсказуемыми гетманами. В памяти еще были предательства гетманов и метания то под крыло Польши, то Османской империи, то Швеции, то России. Тем не менее контроль за этой территорией был важен для России, поэтому все взаимоотношения строились на условиях договора с гетманским казачеством. При вступлении Украины под защиту России казакам были предоставлены отличные условия, мало ограничивавшие их свободы и дающие большие выгоды. Однако, Украина оставалась как бы самостоятельным государством в государстве. Для вхождения в состав России полноправной территориальной единицей требовалось введение системных элементов централизованного управления. Но это нельзя было сделать сразу без волнений со стороны украинского казачества. Поэтому до 1722 года на Украине имел место особый режим местного самоуправления.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. В чем заключалась реформа органов центрального управления?
Как мы знаем с середины XVII века в России сословно-представительская монархия постепенно меняется на абсолютную монархию. Земские Соборы перестали созываться в полном составе с 1653 года. Боярская дума утратила свою значимость, поскольку Пётр I не доверял боярам. Приказная система управления была плохо слажена, громоздка и неэффективна – целые сферы жизни государства не имели единого органа управления. Отсутствие такого единого органа управления тормозило процесс европеизации России, к которой так стремился Пётр I.
Таким образом, мы видим, что боярство утратило свои позиции, но начало набирать силу дворянство, которое видело укрепление своих позиций в усилении самодержавия. Кроме того, руководящая аристократия оказалась неспособна к решению проблем, стоявших перед страной. Эти обстоятельства стали одной из главных причин реформы государственного аппарата.
Итак, в чем заключалась реформа органов центрального управления. Во-первых, Боярская дума была заменена на Правительствующий Сенат. Этот орган был наделен широкими полномочиями и в отсутствии царя мог заменить его. Сенат полностью подчинялся царю и выполнял его поручения, т. е. был главным органом исполнительной власти. Сенат комплектовался не по принципу знатности, а по принципу компетентности, заслуг и близости к царю. В отличие от Боярской думы Сенат занимался не только законодательством, но распределением поручений, контролем их исполнения, а также разрешением споров и установлением наказаний. Он фактически служил для помощи государю в управлении страной, поскольку совмещал в себе функции законодательной, исполнительной и судебной власти.
Во-вторых, вместо сложной и неэффективной системы приказов, были созданы коллегии – центральные органы отраслевого управления. Они стали прообразом современных министерств. По задумке Петра коллегии должны были заменить неповоротливую систему приказов и решить следующие управленческие задачи: избавиться от дублирования функций и централизовать управление определенной отраслью, а также ввести принципы совещательности и коллегиальности в процедуру решения дел. Несмотря на кажущуюся большую свободу в принятии управленческих решений, деятельность коллегий строго регламентировалась. Да и подчинялись они Сенату. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство.
В-третьих, если высшим управленческим государственным органам даны такие широкие полномочия в принятии решений, то государству требовались и контролирующие органы. Так, Пётр создал прокуратуру и фискальные органы. Глава прокуратуры (генерал-прокурор) руководил Сенатом и осуществлял контроль за деятельностью Сената. Фискалам же вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в других государственных учреждениях.
2. Почему возникла необходимость принятия Указа о единонаследии?
Для понимания ответа на этот вопрос вспомним, чем поместье отличается от вотчины. Поместье – земельное владение, предоставлявшееся за воинскую или государственную службу с конца XV века. Владельцев поместий называли помещиками или дворянами. Поместье давалось только при условии службы дворянина государю, это владение было временным, обыкновенно пожизненным, и не передавалось по наследству. Вотчина же являлась наследственным владением и принадлежала боярам.
Но такие различия меду поместьями и вотчинами не могли быть вечными. Дети дворян обычно шли по стопам отцов и служили государству. Со временем это стало чуть ли не их обязанностью. А если сын дворянина служат государству, как и его отец, то и поместье, данное отцу целесообразнее оставить сыну дворянина. Получается, что появление у поместий признаков вотчин в части передачи их по наследству, было неизбежно. И Указ о единонаследии только юридически закрепил то, что уже произошло. С тех пор боярство и дворянство были уравнены в правах.
Данным указом Пётр I не только узаконил передачу поместных владений по наследству, но и постановил, что поместье нельзя отчуждать или делить между наследниками. Таким образом, Пётр добивался следующих результатов: землевладения ограждались от бесконечного дробления, а дворянское сословие — от обнищания. Запрет на отчуждение не позволял дворянину проиграть в карты или каким-либо другим образом «разбазарить» драгоценную землю. Кроме того, право на наследство, закреплённое только за одним сыном (не обязательно старшим), вынуждало других его братьев исправно служить на государственной службе, а именно «искать чинов и рангов».
3. С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления?
Главными целями реформы местного самоуправления было создание необходимых условий:
- Для развития городов и их торгово-промышленного потенциала;
- Для модернизации административного аппарата с учетом европейского опыта;
- Для укрепления вертикали власти;
- Для классификации населения городов и повышения эффективности налогообложения;
- Для усиления полицейского надзора.
4. Что нового было введено в управление городами?
Первоначально в соответствии с реформой самоуправления города могли выйти из подчинения воевод и провести выборы собственных представителей в органы управления. При этом горожане должны были согласиться на двойные налоги. Далеко не все города с энтузиазмом восприняли такие нововведения. Поэтому, условие о повышении сборов в два раза было отменено, а выборы становились обязательными для всех городов. Реформа проходила хаотично и бессистемно, а другие реформы зачастую просто сводили на нет уже введенные изменения. Так, например, начало губернской реформы в 1708 году положило конец значению ратуши, как центрального городского органа управления. Губернаторы стали заведовать всеми налоговые сборами и организацией военных поставок, заменив собой ратушу.
Лишь после окончания Северной войны Петру I получилось уделить внимание реформам местного самоуправления. В 1720 году он издает указ о создании Главного магистрата. По этому указу во всех городах должны были быть созданы выборные магистраты с определенными регламентами их работы. Города были разделены на разряды, а горожане – на категории и гильдии.
5. Найдите исторические ошибки в предложении: «Дворянство он получил от своего отца – прапорщика флота, служившего еще Петру I»
Прапорщик – это звание в сухопутных войсках. На флоте ему соответствует звание мичмана (низший обер-офицерский чин), оно появилось в 1716 году, а в табель о рангах попало в 1732 году уже после смерти Петра I. Поэтому, даже служа в звании мичмана при Петре I, нельзя было получить наследственное дворянство.
Думаем, дополнительно следует уточнить вопрос получения наследственного дворянства в соответствии с табелем о рангах при Петре I, потому что в учебнике допущены недосказанности. При Петре I все военные чины, входящие в табель о рангах (даже самый низкий – 14-й) получали личное и наследственное дворянство.
Вот выдержка из указа Петра I 1722 года: «Воинским чинам, которые дослужатся до Обер-офицерства не из Дворян; то когда кто получит вышеописанной чин, оной суть Дворянин и его дети, которые родятся в Обер-офицерстве; а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда Дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские так и придворные, которые в Рангах не из Дворян, оных дети не суть Дворяне».
Гражданские и придворные чины получали личное дворянство с 14-го ранга, а наследственное – с 8-го. В дальнейшем табель о рангах менялся и получение наследственного дворянства с 1845 года (при Николае I) стало возможно только с 8-го ранга у военных, и с 5-го – у гражданских.
Работаем с картой
Покажите на карте центры губерний, созданных в России в 1708 году.
В 1708 году территория России была разделена на 8 губерний:
- Ингерманландская – центр в Шлиссельбурге, в после 1710 года – в Санкт-Петербурге
- Московская – центр в Москве,
- Киевская – центр в Киеве,
- Смоленская – центр в Смоленске,
- Архангелогородская – центр в Архангельском городе,
- Казанская – центр в Казани,
- Сибирская – центр в Тобольске
- Азовская – формально центр губернии был в Азове, но как мы помним после Прутского похода Азов был передан Османской империи, поэтому фактически с 1711 года административным центром был Тамбов, а с 1715 – Воронеж.
Изучаем документы
Составьте по данному документу рассказ о рабочей неделе царя Петра I.
Глупо было бы полагать, что Петр I всю жизнь придерживался одного и того же недельного графика. Но из исторических документов известно о трех составленных Петром I расписаний занятий по дням недели. Так, по расписанию 1721 года, по завершению Северной войны, Пётр большую часть своего времени посвящал сочинению Адмиралтейского регламента. Этому занятию отводилось время с понедельника по четверг. Естественно, нельзя сказать, что Пётр весь день корпел за регламентом. Его дневной распорядок дня был довольно насыщен и разнообразен для государя. Подъем в пятом часу утра, ранний утренний доклад кабинет-секретаря, завтрак. Уже в шесть утра Пётр отправлялся осматривать ход строительных работ города или в Адмиралтейство, проверяя выполнение указаний предшествующего дня. Время после обеда и дневного сна отводилось как раз работе над документами. А вечера Пётр любил проводить либо в гостях, либо в личной токарной мастерской.
Итак, продолжая рассматривать первый недельный график, отметим, что пятницу Пётр отводил для работы в Сенате. Несмотря на то, что Сенат фактически мог заменить самодержца по текущим вопросам, присутствие Петра требовали множество вопросов. Утренние часы субботы отводились редактированию «Истории Северной войны», которую Пётр собственноручно писал, так сказать, по «горячим следам». Утро воскресенья посвящалось дипломатическим делам. В этом же графике мы можем увидеть пометку о возможных отклонениях от принятого распорядка: «А когда река станет, тогда ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам».
В январе 1724 года Петр составил новое расписание. Обстоятельства к этому времени изменились: Адмиралтейский регламент уже был готов, работа по написанию «Истории Северной войны» тоже приближалась к концу, и в распорядке появились новые пункты. Присутствию в Сенате Петр отводил вечер понедельника и утро вторника. Новым в распорядке было участие в работе суда в среду и четверг. Утро пятницы предназначалось рассмотрению дел в Адмиралтействе.
В третьем расписании, полностью не сохранившемся, которым царь намеревался руководствоваться с 10 ноября 1724 года, преимущественное внимание уделялось Сенату. О делах, «которые время терпят», надлежало докладывать накануне дня заседания Сената, а по неотложным делам — «всегда время».
Скачать текст рассказа «График Петра»
В чьих интересах был издан Указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?
Единственным выгодоприобретателем данного Указа о единонаследии было государство. Конечно, этим указом Пётр заботился о том, чтобы охранить знатные дворянские фамилии от обнищания и разорения, но мы то понимаем, что, если у дворянина есть голова на плечах, он не «разбазарит» свое поместье. Поэтому для дворян этот указ был лишь еще одним ограничением, но не должен был вызвать особого недовольства. Вот дети дворян имели все основания быть недовольными таким указом. Теперь только один из братьев и сестер помещика мог вступить в наследство недвижимым имуществом, а все остальные лишались сытой и спокойной жизни, поскольку, чтобы добиться влияния и богатства им теперь приходилось учиться и служить, причем служить с самых низших должностей, своим трудом и умениями добиваясь почета.
Теперь объясним, почему выгодоприобретателем было государство. Во-первых, крупные, нераздробленные поместья обеспечивали регулярные отчисления налогов. Если дворянин разорялся, то налогов с его поместья взять уже было нельзя. Во-вторых, как мы уже упомянули выше, Пётр хотел заставить дворян служить государству. И этот Указ подталкивал дворян к службе.
Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?
Как можно объяснить интерес кого-то к чему-то, кроме как словом «нравится»? Петру с детства нравились корабли. Они олицетворяли личную свободу в бескрайнем просторе моря. Конечно, можно сказать, что Пётр I стремился сделать Россию великой морской державой, а для этого нужен мощный флот, и это была бы правдой. Но никакие государственные интересы не могут объяснить заинтересованности Петра в самоличном проектировании кораблей. Достаточно ведь было дать указание тысячам подчиненных построить флот, но Пётр хотел все делать сам. Поэтому мы склоняемся к личной заинтересованности Петра в кораблестроении.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. По материалам параграфа составьте таблицу в тетради, содержащую данные об основных реформах петровского времени и их значении.
Мы несколько расширили таблицу, не ограничиваясь перечисленными в параграфе реформами.
Реформа государственного управления | Вместо Боярской думы и приказов создан Сенат и Коллегии. За деятельностью этих органов следил сам царь с помощью фискалов и генерал-прокурора. |
Военная реформа | Армия становится регулярной на основе рекрутского набора.![]() |
Табель о рангах | Документ, в соответствии с которым все государственные (светские, придворные и военные должности) разделялись на ранги. Документом обуславливались правила обращения, правила перехода от одного ранга к другому, правила присвоения личного и наследственного дворянства. |
Налоговая реформа | Введены целевые налоги и налоги на продажу соли, алкоголя, дёгтя, на наличие бани, на ношение бороды, на дубовые гробы и т.д. Проведена ревизия населения. На основании этой ревизии введена подушная подать. |
Образовательная реформа | Открывались инженерные, математические, горные, медицинские и навигационные школы. С 1714 года открывались бесплатные цифирные школы для всего населения. Также создавались гимназии и Академия наук. Дети дворян обязательно должны были получать образование.![]() |
Реформа административно-территориального устройства и городская реформа | Изменилось административно-территориальное деление государства. Сначала были выделены 8 губерний, затем 50 провинций. Реформа должна была централизовать власть в регионах. В управлении городами также произошли изменения. Был создан такой орган как Ратуша, а потом и Главный магистрат, а также выборные городские магистраты. |
Промышленная и торговая реформа | Был принят комплекс законов и преобразований в сфере промышленности с целью развития мануфактурного и добывающего производства. Для промышленной и торговой реформы Петра I были свойственны меркантилизм (накопление капитала внутри страны для повышения ее благосостояния, сокращение экспорта сырья и увеличение экспорта готовой продукции) и протекционизм (высокие импортные пошлины на конкурирующие с отечественными товарами, государственные субсидии внутренним производителям, помощь с рабочими силами в виде приписных крестьян).![]() |
Религиозная реформа | Упразднено патриаршество и введен государственный орган церковного управления – Синод. Теперь всеми делами церкви заведовал светский чиновник – обер-прокурор, а главой церкви стал сам император. Кроме того, Пётр I разрешил иностранцам открыто исповедовать свою веру, а также вступать в брак лицам разных религиозных конфессий. |
Указ о престолонаследии | Указ отменял все предыдущие правила наследования трона России. Теперь монарх сам решал, кому отдать престол. Самое удивительное, что Пётр так сам и не решил, кому отдать престол. |
Указ о единонаследии | Указ запрещал дробить недвижимое имущество дворянских поместий, а также отчуждать его. Таким образом Пётр хотел добиться сохранения дворянских поместий сильными и богатыми для регулярных налоговых поступлений. Также вынудил дворянских детей, не получивших недвижимого наследства, добиваться богатства и славы путем учебы и службы. |
2. Используя Интернет, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите её цель и задачи, которые она должна была решить.
Технологическое развитие государства невозможно без унифицированной системы измерения. Появляется сложное оборудование и конструкции, которые нужно изготавливать не в единичном экземпляре, а массово. Универсальная система измерений необходима была практически для всех сфер промышленности, торговли, не говоря уже о военном деле. Так, например, одной из главных проблем армии начала правления Петра I было отсутствие единообразного калибра для пушек и пехотного огнестрельного оружия. Это означает, что снабдить армию разнокалиберными ядрами и пулями в достаточном количестве было практически нереально. Далее, единообразные меры использовались в кораблестроении, хозяйствах горных и металлургических заводов, рудников, монетных дворов. Без единства мер невозможно было пользоваться навигационными приборами, осуществлять международную торговлю.
Именно поэтому Пётр I озаботился метрологической реформой. Для облегчения вычислений были изданы таблицы мер и соотношений между русскими и иностранными мерами. Кроме того, метрологической реформой Петра были допущены английские меры, получившие особенно широкое распространение на флоте и в кораблестроении – футы и дюймы. Это позволяло, к примеру, самим строить корабли по иностранным чертежам, а также заказывать строительство своих кораблей за рубежом.
Метрологическая реформа Петра I положила начало дальнейшему развитию метрологии в России. Так, основанная в 1725 году Петербургская академия наук занялась воспроизведением эталонных угловых единиц, единиц времени и температуры. В 1736 году созданная Комиссия весов и мер изготовила эталонный медный аршин, деревянную сажень, и русский эталонный фунт в виде бронзовой золоченой гири, узаконенной в качестве первичного образца русских мер веса. Этот фунт почти 100 лет оставался единственным эталоном в стране.
3. Сравните систему государственного управления в России после реформ Петра I с подобной системой в европейских странах. Сделайте выводы.
Итак, для сравнения нам необходимо определить параметры, которые мы будем сопоставлять. Для рассмотрения системы государственного управления мы возьмем:
- Государственный строй;
- Органы государственного управления;
- Разделение на законодательную, исполнительную и судебную власти;
- Административно-территориальное деление;
- Органы управления регионами.
- Органы городского самоуправления.
Для сравнения предлагаем взять Великобританию начала XVIII века.
Россия XVIII века после реформ Петра I:
- Государственный строй. При Петре I окончательно сложилась абсолютная монархия.
- Органы государственного управления. Главными органами государственного управления были царь, Сенат, Коллегии по отраслям. Царь, как единственный самодержец, принимает решения, Сенат помогает управлять государством и решает текущие вопросы, Коллегии исполняют решения Сената и управляют отраслями.
- Разделение на законодательную и исполнительную ветви власти.
Законодательную власть представлял царь и частично Сенат. Исполнительную – Сенат и Коллегии.
- Административно-территориальное деление. Сначала Россия была поделена на 8 губерний. После 1719 года деление осуществлялось на 50 провинций, а провинции – дистрикты. Губернии стали выполнять роль лишь военных округов.
- Органы управления регионами. Во главе провинции стоял воевода, во главе дистрикта – земский комиссар. Провинциальные воеводы находились в подчинении губернаторов только в военных вопросах, а во всем остальном подчинялись Сенату.
- Органы городского самоуправления. Главный магистрат в Санкт-Петербурге, выборные магистраты в городах.
Великобритания XVIII века (после 1707 года произошло объединение Англии и Шотландии и появилось новое название – Великобритания):
- Государственный строй. Постепенно с ограничением прав короля в различных сферах осуществления государственной власти происходит становление парламентской монархии, в которой ведущую роль играет не король, а Парламент.
- Органы государственного управления. Король, Парламент (палата лордов и палата общин), Правительство (Тайный совет и Кабинет министров), Министерства. Король постепенно теряет влияние на органы государственного управления, оставляя за собой лишь право назначения представителей в палату лордов Парламента и членов Тайного совета, имеющего совещательную функцию. Нижняя палата парламента избирается жителями страны и формирует Кабинет министров. Министерствами руководят Лорд-казначей (финансы), Лорд-канцлер (судебная система), Лорд адмиралтейства (флот). Также формируются самостоятельные министерства внутренних дел, иностранных дел и военное.
- Разделение на законодательную и исполнительную ветви власти. Король, Тайный совет и Кабинет министров являются исполнительной ветвью власти. Парламент носит законодательные функции, разрабатывая законы и предоставляя их на подпись королю.
- Административно-территориальное деление. Территория была поделена на графства.
- Органы управления регионами.
Графствами управляли шерифы, лорды-наместники и мировые судьи, как главы местной полиции. Более мелкие территориальные единицы – приходы – действовали по принципам самоуправления.
Запоминаем новые слова
- Абсолютизм — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
- Аристократия — родовая знать.
- Губерния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 по 1917 г.
- Коллегия — название высшего правительственного учреждения в Российской империи XVIII в.
- Модернизация — обновление основных сторон жизни общества. Прокурор — должностное лицо органов прокуратуры, призванное следить за выполнением закона.
- Ратуша — сословный судебный орган в небольших российских городах в XVIII—начале XIX в.
- Сенат — в России с 1711 по 1917 г.
— высший государственный орган, подчинённый императору.
- Табель о рангах — законодательный акт Петра I (1722), определявший порядок прохождения службы чиновниками империи.
- Фискал — в России в 1711-1729 гг. — государственный служащий для надзора за деятельностью государственных учреждений и чиновников.
ГДЗ и решебники за 8 класс по всем предметам
ГДЗ и решебники за 8 класс по всем предметамАлгебра
Алгебра 8 классКонтрольные работы (Базовый уровень)Александрова«Мнемозина»
Алгебра 8 классСамостоятельные работы (Базовый уровень)Александрова«Мнемозина»
Алгебра 8 классСамостоятельные работы (Углубленный уровень)Александрова«Мнемозина»
Алгебра 8 классУчебникАлимов, Колягин, Сидоров«Просвещение»
Алгебра 8 классУчебникАрефьева, Пирютко«Народная асвета»
Алгебра 8-9 классЗадачникГалицкий, Гольдман, Звавич«Просвещение»
Алгебра 8 классУчебникДорофеев, Суворова, Бунимович, Кузнецова«Просвещение»
Алгебра 8 классТематические тесты ОГЭДудницын, Кронгауз«Просвещение»
Алгебра 8 классДидактические материалыЕвстафьева, Карп«Просвещение»
Алгебра 8 классДидактические материалыЖохов, Макарычев, Миндюк«Просвещение»
Алгебра 8 классДидактические материалыЗвавич, Дьяконова«Экзамен»
Алгебра 8 классРабочая тетрадь1, 2Зубарева, Мильштейн«Мнемозина»
Алгебра 8 классРабочая тетрадьКолягин, Ткачёва, Фёдорова«Просвещение»
Алгебра 8 классУчебникКолягин, Ткачёва, Фёдорова«Просвещение»
Алгебра 8 классКонтрольные работыКузнецова, Минаева, Рослова«Просвещение»
Алгебра 8 классТематические тесты ОГЭКузнецова, Минаева, Рослова«Просвещение»
Алгебра 8 классУчебникКузнецова, Муравьева, Шнеперман, Ящин«Народная асвета»
Алгебра 8 классУчебник (Углубленный уровень)Макарычев, Миндюк, Нешков, Феоктистов«Мнемозина»
Алгебра 8 классУчебникМакарычев, Миндюк, Нешков«Просвещение»
Алгебра 8 классУчебник (Углубленный уровень)Макарычев, Миндюк, Нешков«Просвещение»
Алгебра 8 классСамостоятельные и контрольные работы Алгоритм успехаМерзляк, Полонский, Рабинович«Вентана-Граф»
Алгебра 8 классДидактические материалыМерзляк, Полонский, Рабинович, Якир«Вентана-Граф»
Алгебра 8 классРабочая тетрадьАлгоритм успеха1, 2Мерзляк, Полонский, Якир«Вентана-Граф»
Алгебра 8 классУчебникМерзляк, Полонский, Якир«Вентана-Граф»
Алгебра 8 классУчебник (Углубленный уровень)Алгоритм успехаМерзляк, Поляков«Вентана-Граф»
Алгебра 8 классРабочая тетрадьМинаева, Рослова«Просвещение»
Алгебра 8 классРабочая тетрадьМиндюк, Шлыкова«Просвещение»
Алгебра 7-9 классКонтрольные работы (Углубленный уровень)Мордкович«Мнемозина»
Алгебра 8 классЗадачникМордкович«Мнемозина»
Алгебра 8 классЗадачник (Углубленный уровень)Мордкович, Александрова, Мишустина«Мнемозина»
Алгебра 8 классЗадачник (Углубленный уровень)2Мордкович, Звавич, Рязановский, Александрова«Мнемозина»
Алгебра 7-9 классТесты (Базовый уровень)Мордкович, Тулбчинская«Мнемозина»
Алгебра 8 классРабочая тетрадь1, 2Муравин, Муравина«Дрофа»
Алгебра 8 классУчебникМуравин, Муравина«Дрофа»
Алгебра 8 классУчебникНикольский, Потапов«Просвещение»
Алгебра 8 классУчебник1, 2, 3Петерсон, Агаханов, Петрович, Подлипский, Рогатова«Ювента»
Алгебра 8 классДидактические материалыУМКПопов«Экзамен»
Алгебра 8 классДидактические материалыМГУ — школеПотапов«Просвещение»
Алгебра 8 классТематические тесты ОГЭТкачёва«Просвещение»
Алгебра 8 классДидактические материалыТкачева, Федорова, Шабунин«Просвещение»
Алгебра 8 классКонтрольно-измерительные материалыЧерноруцкий«ВАКО»
Алгебра 8 классТематические тестыМГУ — школеЧулков, Струков«Просвещение»
Английский язык
Английский язык 8 классУчебникАфанасьева, Михеева«Просвещение»
Английский язык 8 классУчебникНовый курсАфанасьева, Михеева«Дрофа»
Английский язык 8 классРабочая тетрадьНовый курс1, 2Афанасьева, Михеева«Дрофа»
Английский язык 8 классРабочая тетрадь (Activity book)Афанасьева, Михеева«Просвещение»
Английский язык 8 классЛексико-грамматический практикумRainbowАфанасьева, Михеева, Баранова«Дрофа»
Английский язык 8 классРабочая тетрадьRainbowАфанасьева, Михеева, Баранова«Дрофа»
Английский язык 8 классКонтрольные работыRainbowАфанасьева, Михеева, Баранова«Дрофа»
Английский язык 8 классУчебникRainbowАфанасьева, Михеева, Баранова«Дрофа»
Английский язык 8 классКнига для чтения (Reader)Афанасьева, Михеева, Баранова, Ваулина«Просвещение»
Английский язык 8 классКонтрольные вопросы (Assessment Tasks)Афанасьева, Михеева, Ваулина«Просвещение»
Английский язык 8 классКонтрольные заданияStarlightБаранова, Дули, Эванс, Баранова, Копылова«Просвещение»
Английский язык 8 классРабочая тетрадь (Углубленный уровень)StarlightБаранова, Дули, Эванс, Копылова, Мильруд«Просвещение»
Английский язык 8 классУчебник (Student’s book)StarlightБаранова, Дули, Эванс, Копылова, Мильруд«Просвещение»
Английский язык 8 классСборник упражнений (к учебнику Биболетовой)УМК1, 2Барашкова«Экзамен»
Английский язык 8 классРабочая тетрадь+контрольные работыEnjoy EnglishБиболетова, Бабушис, «Аст/Астрель»
Английский язык 8 классРабочая тетрадьEnjoy EnglishБиболетова, Денисенко, Трубанева«Титул»
Английский язык 8 классУчебникEnjoy EnglishБиболетова, Трубанева«Титул»
Английский язык 8 классУчебник (student’s book)Enjoy EnglishБиболетова, Трубанева«Дрофа»
Английский язык 8 классРабочая тетрадь (Workbook)SpotlightВаулина, Дули, Эванс, Подоляко«Просвещение»
Английский язык 8 классУчебник (student’s book)SpotlightВаулина, Дули, Эванс, Подоляко«Просвещение»
Английский язык 8 классТренировочные упражнения в формате ГИАSpotlightВаулина, Подоляко«Просвещение»
Английский язык 8 классУчебникForwardВербицкая, Маккинли, Хастингс, Миндрул«Вентана-Граф»
Английский язык 8 классРабочая тетрадь (Workbook)ForwardВербицкая, Уайт, Фрикер, Миндрул, Нечаева«Вентана-Граф»
Английский язык 5-9 классГрамматика сборник упражненийГолицынский«КАРО»
Английский язык 8 классУчебникNew MillenniumГроза, Дворецкая«Титул»
Английский язык 8 классРабочая тетрадьNew MillenniumДворецкая, Кузеванова, Мичурина«Титул»
Английский язык 8 классУчебникHappy EnglishКауфман«Титул»
Английский язык 8 классРабочая тетрадь (Workbook)Happy English2, 2Кауфман«Титул»
Английский язык 8 классУчебникИнновационная школаКомарова, Ларионова, Билсборо«Русское слово»
Английский язык 8 классРабочая тетрадьИнновационная школаКомарова, Ларионова, Билсборо«Русское слово»
Английский язык 8 классТренировочные упражнения в формате ОГЭ (ГИА)StarlightКомиссаров, Кирдяева«Просвещение»
Английский язык 8 классУчебник (Student’s book)Кузовлев, Лапа, Перегудова«Просвещение»
Английский язык 8 классРабочая тетрадьКузовлев, Перегудова, Лапа«Просвещение»
Английский язык 8 классКнига для чтения (Reader)Кузовлев, Перегудова, Лапа«Просвещение»
Английский язык 8 классКонтрольные заданияКузовлев, Симкин, Лапа«Просвещение»
Английский язык 8 классУчебник (Student’s book)Лапицкая, Демченко, Волков, Калишевич«Вышэйшая школа»
Английский язык 8 классУчебникТер-Минасова, Узунова«Академкнига»
Английский язык 4-11 классУчебник EnterpriseЭванс, Дули«Просвещение»
Биология
Биология 8 классТетрадь для лабораторных работИнновационная школаАмахина«Русское слово»
Биология 8 классУчебник1, 2Беркинблит«Бином»
Биология 8 классКонтрольно-измерительные материалыБогданов«ВАКО»
Биология 8 классУчебникШкола 2100Вахрушев, Родионова, Белицкая, Раутиан«БАЛАСС»
Биология 8 классУчебникАлгоритм успехаДрагомилов, Маш«Вентана-Граф»
Биология 8 классУчебникИнновационная школаЖемчугова, Романова«Русское слово»
Биология 8 классРабочая тетрадьИнновационная школаЖемчугова, Романова«Русское слово»
Биология 8 классРабочая тетрадьЗахаров, Сонин«Дрофа»
Биология 8 классУчебникЖивая природаКаменский, Сарычева, Сухова«Вентана-Граф»
Биология 8 классУчебникКолесов, Маш, Беляев«Дрофа»
Биология 8 классРабочая тетрадьКолесов, Маш, Беляев«Дрофа»
Биология 8 классРабочая тетрадь Биология. ЧеловекКолесов, Маш, Беляев«Дрофа»
Биология 8 классУчебникКолесов, Пасечник, Брыкин, Дмитриева«Дрофа»
Биология 8 классУчебникАлгоритм успехаКонстантинов, Бабенко, Кучменко«Вентана-Граф»
Биология 8 классТетрадь для лабораторных работЖивой организмЛипатникова, Сысолятина, Сонин«Дрофа»
Биология 8 классУчебникЛюбимова, Маринова«Владос»
Биология 8 классРабочая тетрадьАлгоритм успеха1, 2Маш, Драгомилов«Вентана-Граф»
Биология 8 классРабочая тетрадь (к учебнику Драгомилова)Маш, Драгомилов«Вентана-Граф»
Биология 8 классРабочая тетрадьНикишов«Владос»
Биология 8 классУчебникЛиния жизниПасечник, Каменский, Швецов«Просвещение»
Биология 8 классРабочая тетрадьЛиния жизниПасечник, Швецов«Просвещение»
Биология 8 классУчебникСоболь«Абетка»
Биология 8 классРабочая тетрадьСфера жизниСонин, Агафонова«Дрофа»
Биология 8 классУчебникЖивой организм1, 2, 3Сонин, Захаров«Дрофа»
Биология 8 классУчебникСфера жизниСонин, Сапин«Дрофа»
Биология 8 классРабочая тетрадь «Биология. Человек»Сонин, Сапина«Дрофа»
Биология 8 классРабочая тетрадь «Биология. Человек.»Сонин, Сапина«Дрофа»
Биология 8 классРабочая тетрадь1, 2Суматохин, Кучменко«Вентана-Граф»
Биология 8 классРабочая тетрадьЖивая природаСухова, Сарычева«Вентана-Граф»
Биология 8 классТетрадь-тренажёрСферыСухорукова, Кучменко«Просвещение»
Биология 8 классТетрадь-практикумСферыСухорукова, Кучменко, Васина«Просвещение»
Биология 8 классТетрадь-экзаменаторСферыСухорукова, Кучменко, Ефремова«Просвещение»
Биология 8 классУчебникСферыСухорукова, Кучменко, Цехмистренко«Просвещение»
Биология 8 классТетрадь для лабораторных и практических работСфера жизниСысолятина, Сычева, Сонин«Дрофа»
География
География 8 классУчебникАлексеев, Низовцев, Ким«Дрофа»
География 8 классТетрадь-экзаменаторСферыБарабанов«Просвещение»
География 8 классУчебникБаринова, Дронов, Ром«Дрофа»
География 8 классРабочая тетрадьИнновационная школа1, 2Домогацких«Русское слово»
География 8 классУчебникИнновационная школаДомогацких, Алексеевский«Русское слово»
География 8 классУчебникИнновационная школаДомогацких, Алексеевский«Русское слово»
География 8 классКонтрольно-измерительные материалыЖижина«ВАКО»
География 8 классРабочая тетрадьКим, Марченко, Низовцев«Дрофа»
География 8 классТетрадь-тренажёрПолярная звездаНиколина«Просвещение»
География 8 классРабочая тетрадьАлгоритм успеха1, 2Пятунин, Таможняя«Вентана-Граф»
География 8 классТетрадь-практикумСферыХодова«Просвещение»
Геометрия
Геометрия 8 классУчебникАлександров, Вернер, Рыжик«Просвещение»
Геометрия 7-9 классУчебникАтанасян, Бутузов«Просвещение»
Геометрия 8 классРабочая тетрадьАтанасян, Бутузов, Глазков«Просвещение»
Геометрия 7-9 классЗадачи на готовых чертежахБольшая переменаБалаян«Феникс»
Геометрия 8 классУчебникБутузов«Просвещение»
Геометрия 8 классРабочая тетрадьМГУ — школеБутузов, Кадомцев, Прасолов«Просвещение»
Геометрия 8 классКонтрольно-измерительные материалыГаврилова«ВАКО»
Геометрия 8 классРабочая тетрадьУМКГлазков, Камаев«Экзамен»
Геометрия 8 классРабочая тетрадьДудницын, Погорелов«Просвещение»
Геометрия 8 классДидактические материалыЗив, Мейлер«Просвещение»
Геометрия 7-9 классСамостоятельные и контрольные работыИченская«Просвещение»
Геометрия 8 классУчебникКазаков«Народная асвета»
Геометрия 8 классДидактические материалыМерзляк, Полонский, Рабинович«Вентана-Граф»
Геометрия 8 классРабочая тетрадьАлгоритм успехаМерзляк, Полонский, Якир«Вентана-Граф»
Геометрия 8 классУчебникАлгоритм успехаМерзляк, Полонский, Якир«Вентана-Граф»
Геометрия 8 классУчебник (Углубленный уровень)Алгоритм успехаМерзляк, Поляков«Вентана-Граф»
Геометрия 8 классРабочая тетрадьУМК1, 2Мищенко«Экзамен»
Геометрия 7-9 классУчебникПогорелов«Просвещение»
Геометрия 7-9 классУчебникСмирнова, Смирнов«Мнемозина»
Геометрия 8 классРабочая тетрадь1, 2Смирнова, Смирнов«Мнемозина»
Геометрия 7-9 классУчебникШарыгин«Дрофа»
Информатика
Информатика 8 классУчебникБосова«Бином»
Информатика 8 классРабочая тетрадьБосова«Бином»
Информатика 8 классКонтрольные и проверочные работыЗалогова, Русаков, Шеина, Шестакова«Бином»
Информатика 8 классКонтрольно-измерительные материалыМасленикова«ВАКО»
Информатика 8 классУчебникСемакин, Залогова, Русаков, Шестакова«Бином»
Информатика 8 классРабочая тетрадьУгринович, Серёгин, Полежаева«Бином»
История
История 8 классУчебникАндреев, Ляшенко, Амосова, Артасов«Дрофа»
История 8 классУчебникБелозорович, Крень, Ганущенко«Издательский центр БГУ»
История 8 классУчебникБурин, Митрофанов, Пономарев«Дрофа»
История 8 классКонтрольно-измерительные материалыВолкова«ВАКО»
История 8 классКонтрольно-измерительные материалыВолкова«ВАКО»
История 8 классРабочая тетрадьВолкова, Пономарев«Дрофа»
История 8 классУчебник История России 19 векДанилов, Косулина«Просвещение»
История 8 классРабочая тетрадь1, 2Данилов, Косулина«Просвещение»
История 8 классУчебник Всеобщая история нового времениШкола 2100Данилов, Кузнецов, Кузнецова, Павлова«БАЛАСС»
История 8 классУчебникИнновационная школаЗахаров, Пчелов«Русское слово»
История 8 классРабочая тетрадьКошелев, Байдакова«Аверсэв»
История 8 классТетрадь-тренажёрСферыЛазарева«Просвещение»
История 8 классУчебникЛевандовский«Просвещение»
История 8 классРабочая тетрадьЛевандовский, Артемов, Соколова«Просвещение»
История 8 классУчебникСферыМедяков, Бовыкин«Просвещение»
История 8 классРабочая тетрадьПанов«Аверсэв»
История 8 классУчебник История РоссииПеревезенцев, Перевезенцева«Русское слово»
История 8 классРабочая тетрадьСимонова, Клоков«Дрофа»
История 8 классТетрадь-экзаменаторСферыУколова«Просвещение»
История 8 классУчебникЮдовская, Баранов, Ванюшкина«Просвещение»
История 8 классРабочая тетрадь1, 2Юдовская, Ванюшкина, Баранов«Просвещение»
Литература
Литература 8 классРабочая тетрадь1, 2Ахмадуллина«Просвещение»
Литература 8 классКонтрольно-измерительные материалыЗубова«ВАКО»
Литература 8 классУчебник1, 2Коровина, Журавлев, Коровин«Просвещение»
Литература 8 классДидактические материалыКоровина, Журавлев, Коровин«Просвещение»
Литература 8 классРабочая тетрадь1, 2Курдюмова, Колокольцев«Дрофа»
Литература 8 классХрестоматия1, 2Курдюмова, Колокольцев, Марьина«Дрофа»
Литература 8 классУчебникАлгоритм успеха1, 2Ланин, Устинова, Шамчикова«Вентана-Граф»
Литература 8 классРабочая тетрадьАлгоритм успеха1, 2Ланин, Устинова, Шамчикова«Вентана-Граф»
Литература 8 классУчебникИнновационная школа1, 2Меркин«Русское слово»
Литература 8 классРабочая тетрадьИнновационная школа1, 2Соловьева«Русское слово»
Немецкий язык
Немецкий язык 7-8 классКонтрольные заданияHorizonteАверин, Гуцалюк, Харченко«Просвещение»
Немецкий язык 8 классУчебникHorizonteАверин, Джин, Рорман, Ризу«Просвещение»
Немецкий язык 8 классРабочая тетрадьHorizonteАверин, Джин, Рорман, Ризу«Просвещение»
Немецкий язык 7-9 классКнига для чтенияБим, Игнатова«Просвещение»
Немецкий язык 8 классРабочая тетрадьБим, Садомова, Крылова«Просвещение»
Немецкий язык 8 классУчебник Шаги 4Бим, Садомова, Крылова, Санникова, «Просвещение»
Немецкий язык 8 классУчебникБудько, Урбанович«Вышэйшая школа»
Немецкий язык 8 классУчебник1, 2Лаптева, Зуевская, Леус«Вышэйшая школа»
Немецкий язык 8 классУчебникWunderkinderРадченко, Конго, Гертнер«Просвещение»
Немецкий язык 8 классУчебникAlles Klar!Радченко, Хебелер«Дрофа»
Немецкий язык 8 классРабочая тетрадьAlles Klar!Радченко, Хебелер«Дрофа»
Русский язык
Русский язык 8 классТренажёр (Орфография)Александрова«ВАКО»
Русский язык 8-9 классСборник заданийБабайцева, Беднарская«Дрофа»
Русский язык 8 классРабочая тетрадь (Углубленный уровень)Бабайцева, Сергиенко«Дрофа»
Русский язык 8 классУчебникБархударов, Крючков«Просвещение»
Русский язык 8 классРабочая тетрадь1, 2Богданова«Генжер»
Русский язык 8 классТематический контрольБузина, Бабанова, Гингель«Национальное образование»
Русский язык 8 классУчебникШкола 2100Бунеев, Бунеева, Комиссарова, Текучёва«БАЛАСС»
Русский язык 8 классУчебникИнновационная школа1, 2Быстрова, Кибирева, Воителева«Русское слово»
Русский язык 8 классУчебникБыстрова, Мангутова, Потемкина, Новикова«Дрофа»
Русский язык 8 классРабочая тетрадь1, 2Васильевых, Львова«Мнемозина»
Русский язык 8 классКонтрольно-измерительные материалыЕгорова«ВАКО»
Русский язык 8 классРабочая тетрадьЕфремова«Просвещение»
Русский язык 8 классРабочая тетрадьЛитвинова«Дрофа»
Русский язык 8 классУчебникЛьвова, Львов«Мнемозина»
Русский язык 8 классУчебникМурина, Литвинко, Долбик«Национальный институт образования»
Русский язык 8 классУчебникНикитина«Дрофа»
Русский язык 8 классКонтрольно-измерительные материалыНикулина«Экзамен»
Русский язык 8 классУчебникПичугов, Еремеева«Дрофа»
Русский язык 8 классУчебникРазумовская, Львова, Капинос«Дрофа»
Русский язык 8 классРабочая тетрадь1, 2Рыбченкова, Александрова, «Просвещение»
Русский язык 8 классУчебникРыбченкова, Александрова, Загоровская«Просвещение»
Русский язык 8 классУчебникТростенцова, Ладыженская, Дейкина«Просвещение»
Русский язык 8 классРабочая тетрадь (Правописание. Культура речи )Алгоритм успеха1, 2Флоренская«Вентана-Граф»
Русский язык 8 классРабочая тетрадьАлгоритм успехаШапиро«Вентана-Граф»
Русский язык 8 классУчебникАлгоритм успехаШмелёв, Флоренская, Кустова«Вентана-Граф»
Физика
Физика 8 классТетрадь-практикумСферыАртеменков, Белага, Воронцова«Просвещение»
Физика 8 классТетрадь-тренажёрСферыАртеменков, Белага, Воронцова«Просвещение»
Физика 8 классЗадачникСферыАртеменков, Ломаченков, Панебратцев«Просвещение»
Физика 8 классУчебникСферыБелага, Ломанченков, Панебратцев«Просвещение»
Физика 8 классЗадачник2Бунчук, Кирик, Гельфгат«Мнемозина»
Физика 8 классТематические контрольные работыГенденштейн, Евлахова, Бондаренко«Мнемозина»
Физика 8 классЗадачникГенденштейн, Кирик, Гельфгат«Мнемозина»
Физика 8 классТетрадь для лабораторных работГенденштейн, Орлов«Мнемозина»
Физика 8 классСамостоятельные работыГенденштейн, Орлов, Никифоров«Мнемозина»
Физика 8 классЛабораторные работыАлгоритм успехаГрачёв, Погожев«Вентана-Граф»
Физика 8 классРабочая тетрадь1, 2Грачёв, Погожев, Вишнякова«Вентана-Граф»
Физика 8 классУчебникГрачёв, Погожев, Вишнякова«Вентана-Граф»
Физика 8 классТетрадь-экзаменаторСферыЖумаев«Просвещение»
Физика 8 классКонтрольно-измерительные материалыЗорин«ВАКО»
Физика 8 классУчебникИсаченкова, Лещинский«Народная асвета»
Физика 8 классУчебникАрхимедКабардин«Просвещение»
Физика 7-9 классСборник задачЛукашик, Иванова«Просвещение»
Физика 8 классРабочая тетрадьАрхимедЛюбимова«Просвещение»
Физика 8 классСамостоятельные и контрольные работыМарон«Дрофа»
Физика 8 классДидактические материалыМарон«Дрофа»
Физика 8 классРабочая тетрадь (к учебнику Пёрышкина)УМКМинькова, Иванова«Экзамен»
Физика 7-9 классСборник задачПёрышкин«Экзамен»
Физика 8 классРабочая тетрадьУМКПёрышкин«Экзамен»
Физика 8 классУчебникПурышева, Важеевская«Дрофа»
Физика 8 классРабочая тетрадьПурышева, Важеевская«Дрофа»
Физика 8 классРабочая тетрадьСафонов«Мнемозина»
Физика 8 классТестыСлепнёва«Дрофа»
Физика 8 классТетрадь для лабораторных работФилонович, Восканян«Дрофа»
Физика 8 классТетрадь для лабораторных работАлгоритм успехаХижнякова, Синявина, Холина, Шилова«Вентана-Граф»
Физика 8 классРабочая тетрадьАлгоритм успехаХижнякова, Синявина, Холина, Шилова«Вентана-Граф»
Физика 8 классУчебник1Шахмаев, Бунчук«Мнемозина»
Химия
Химия 8 классТетрадь-экзаменаторСферыБобылёва, Бирюлина, Дмитриева«Просвещение»
Химия 8 классРабочая тетрадьГабриелян«Дрофа»
Химия 8 классУчебникГабриелян«Дрофа»
Химия 8 классТетрадь для оценки качества знанийГабриелян, Купцова«Дрофа»
Химия 8 классУчебникГабриелян, Остроумов, Сладков«Просвещение»
Химия 8 классРабочая тетрадьГабрусева«Просвещение»
Химия 8 классТетрадь-тренажёрСферыГара«Просвещение»
Химия 8 классРабочая тетрадьГара, Ахметов«Вентана-Граф»
Химия 8-9 классСборник задачГара, Габрусева«Просвещение»
Химия 8 классУчебникЕрёмин, Кузьменко, Дроздов«Дрофа»
Химия 8 классРабочая тетрадьЕрёмин, Кузьменко, Дроздова, Лунина«Дрофа»
Химия 8 классТетрадь-практикумСферыЖурин«Просвещение»
Химия 8 классУчебникСферыЖурин«Просвещение»
Химия 8 классЗадачникКузнецова, Лёвкин«Вентана-Граф»
Химия 8 классУчебникКузнецова, Титова, Гара«Вентана-Граф»
Химия 7-9 классСборник контрольных и самостоятельных работ Масловская, Пашуто, Власовец«Аверсэв»
Химия 8 классУчебникНовошинский, Новошинская«Русское слово»
Химия 8 классУчебникОржековский, Мещерякова«Аст/Астрель»
Химия 8 классУчебникРудзитис, Фельдман«Просвещение»
Химия 8-9 классСборник задачУМКРябов«Экзамен»
Химия 8 классКонтрольно-измерительные материалыТроегубова, Стрельникова«ВАКО»
Химия 8-11 классСборник задач и упражненийХомченко«Новая волна»
Химия 8 классУчебникШиманович, Красицкий, Сечко, Хвалюк«Народная асвета»
Обучение в 8 классе
Сложный возрастной период зачастую влияет на обычное течение учебы, и порой заставляет школьников совершать необдуманные поступки. Причем многие из недочетов возникают не со зла, а от элементарной невнимательности. В большинстве школ в этом учебном году начинаются подготовки к ГИА, которые тоже отвлекают подростков от текущей программы. Так как восьмиклассникам предстоит весьма непростое время, необходимо проследить, чтобы они успевали не только выполнять все требования преподавателей, но и своевременно отдыхать. Ведь уставший и замученный ребенок навряд ли сможет получать хорошие показатели.
Какие предметы изучают
К этому классу, как правило, формируется более или менее постоянный список предметов.
- Русский язык. Синтаксис и пунктуация, односоставные и сложные предложения, разбор сложных смысловых конструкций.
- Английский язык.
- Литература. Чувства, поиск смысла жизни, личность персонажа.
- Информатика.
- История.
- Алгебра. Рациональные дроби, квадратный корень, числовые неравенства, степень с целым показателем.
- Геометрия.
- Обществознание.
Общество и его сферы, основы экономики.
- Физика. Электромагнитные и тепловые явления.
- Химия.
- Биология.
- Технология (труд).
- География.
- ИЗО (рисование).
- Физическая культура.
Более детально можно узнать о всех нюансах у преподавателя, так как возможны некоторые корректировки в зависимости от региона.
Какова суть затруднений
Самой трудной дисциплиной в восьмом классе по праву считается химия. Ее изучение начинается сразу с полноценной серьезной программы, без предварительной подготовки в отличие от той, которая была по другим предметам. Кроме того, ученикам зачастую с трудом удается освоить многочисленные формулы. Так же в списке проблемных стоят: алгебра, английский, в некоторых случаях и физика.
Насколько существенна помощь ГДЗ
Привычка учеников обращаться за помощью к решебникам у некоторых родителей вызывает открытый негатив. Однако, если подростки не злоупотребляют информацией, содержащейся в ГДЗ, то в этом нет ничего страшного. Скорее наоборот, при правильном обращении со сборниками, можно добиться вполне хороших результатов. Подробная работа с детальными ответами и решениями сформирует у школьников полноценное понимание текущего материала. Кроме того, «ГДЗ 8 класс» может облегчить подготовку к многочисленным проверочным работам.
ГДЗ и решебники
Совокупный экзамен английский 11 Ответы Edgenualt
Allebildervideosbüchermapsnewshopping
Sucoptionen
Обзор кумулятивного экзамена-Английское языковое искусство 11 Cr-Quizlet
Quizlet.com ›Соучредительный экзам-экэм-экс-экс-эксэм-эксэм-эксэкс-экс-экс-экс-экс-эксэкс-эксэкс ,3
(4)
Изучите с помощью Quizlet и запомните карточки, содержащие такие термины, как В «Военном послании Вильсона Конгрессу» слово «чрезвычайный» повторяется, …
GEA English 11- Совокупный обзор экзамена (100%) — Quizlet
quizlet. com › gea-english-11-cumulative-exam-revi…
Bewertung 3,8
(4)
3
3 Изучайте с помощью Quizlet и запоминайте карточки, содержащие такие термины, как «Военное послание Вильсона Конгрессу» … GEA English 11- Совокупный обзор экзамена (100%).
Накопительный обзор экзамена edgenuity english 11 — Il-portavoce
enwycpo.il-portavoce.it › кумулятивный-экзамен-обзор-…
Общий экзамен по английскому языку 11 ответов Edgenuity. Экзаменационные ответы 2021: ответы Edgenuity English 9. Драйверы. Детали: PDF Ключи ответов Edgenuity English 9.
Ela 11 Cumulative Exam
uikh.bautyfarmtoelettatura.it › ela-11-cumulative-ex…
Ela 11 Cumulative ExamЭтот курс английского для младших классов приглашает. В частях с 5 по 7 вы читаете серию текстов и отвечаете на вопросы, которые проверяют ваше чтение …
Edgenuity английский 9 ответов — Sushi Kyaw
jvkcgmv. sushikyaw.de › edgenuity-english-9-answers
Кто-нибудь знает, где взять ответы на совокупный экзамен по … Поиск: Совокупный экзамен по английскому языку 11 Edgenuity Answers . eu2016futureeurope …
English 12 Cumulative Exam Quizlet — Hautnah Kosmetik in Grafenau
vep.hautnah-kosmetik-grafenau.de › english-12-cu…
3177584YIntertek e2020 ответы для других сторон: E2020 английский семестр 1 кумулятивный экзамен ответы. Учитесь с Quizlet и запоминайте …
Edgenuity Health Cumulative Exam Answers
byxq.biggis-appartement.de › edgenuity-health-cum…
На самом деле возможно получить совокупный экзамен Edgenuity ответы, хотя в … Cumulative exam english 11 Edgenuity ответы Выявить алгебру 1 ключ ответа To …
Edgenuity English 2 Совокупные ответы на экзамен
jlkp.perueckenstudio-fuerth.de › edgenuity-english-…
Совокупный экзамен по английскому языку 2 семестр 2 Edgenuity ответы | обновлено.