Урок русского языка по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование). 10-й класс
Цель:
- обучающая – обобщение знаний о словах категории состояния, научить отличать их от кратких прилагательных и наречий;
- развивающая – развитие речи, аналитических способностей, мышления;
- воспитывающая – воспитание самостоятельности, трудолюбия, интереса к русскому языку.
Ход урока
1. Сравнительный анализ предложений
Учитель: Скажите, какими членами предложения являются повторяющиеся слова? На какой вопрос отвечают? Что обозначают? Определите, к какой части речи они принадлежат.
Вывод: категория состояния обладает отличительными признаками (таблицу – в тетрадь)
Части речи | Слова категории состояния | Краткое прилагательное | Наречие |
Значение | состояние | признак предмета | признак действия |
Синтаксическая | сказуемое в односоставном предложении | часть составного именного сказуемого в двусоставном предложении | обстоятельство |
Категория состояния – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, природы, окружающей среды, атакже состояния, связанные с модальной оценкой, и отвечает на вопрос каково?
Модальность – оценка действий, отношение к действительности.
2. Задание. Определи значение слов категории состояния, подчеркни в каждом предложении грамматическую основу:
- Сегодня очень холодно. (состояние окружающей среды0
- Было нестерпимо больно. (физическое состояние человека)
- Мне стыдно за свои поступки. (психическое состояние человека)
- Можно войти? (модальная оценка)
- Жаль, что так вышло. (модальная оценка)
3. Лексико-семантические группы слов категории состояния (таблицу – в тетрадь)
Значение | Примеры |
Состояние окружающей среды | темно, сыро, жарко |
Физическое состояние человека | трудно, голодно, легко |
Душевное состояние человека | обидно, грустно, досадно |
Положительная или отрицательная оценка | верно, безобразно, хорошо |
Слова с модальным значением | можно, надо |
Слова, сходные с существительными, обозначающие состояние | лень, пора, неохота |
Добавьте в таблицу слова категории состояния из русских пословиц в соответствии с их значением:
1. Вместе тесно, а врозь скучно.
2. Холодно, на ком платье одно.
3. Жизнь отрада, помирать не надо.
4. Близко локоть, да не укусишь.
5. Потому и нельзя, что земля мерзла.
6. Горе наше, что без масла каша: и есть не хочется и оставлять жалко.
7. Тепло ему, светло ему, и мухи не кусают.
4. Лингвистическая задача. Есть ли в предложениях слова категории состояния? Подчеркни грамматические основы. (Один ученик работает у доски)
— Над старостью смеяться грех.
— Мне здесь было бы лучше.
— Находиться в комнате было тревожно.
— Завтра будет ещё теплее.
(В каждом предложении есть слова категории состояния)
Вывод: категория состояния обладает морфологическими признаками:
- неизменяемость
- выражение значения времени и наклонения
- степени сравнения ( на –о)
- употребление в роли сказуемого
5. Задание. Определи, какой частью речи являются выделенные слова.
1.
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
ЛАДНО ль за морем иль ХУДО?И какое в свете чудо?
2.
За морем житьё не ХУДО,
В свете ж вот какое чудо.
3.
Видно, на море не ТИХО;
Смотрит – видит дело ЛИХО.
6. Задание. Составь предложения так, чтобы слова тихо, весело, смешно выступали в роли разных частей речи.
(Например: Он тяжело поднимался по ступенькам. – наречие. – Видеть происходящее было тяжело. – категория состояния)
7. Самостоятельная работа по карточке. Запиши номера предложений, в которых есть слова категории состояния.
1) Выражение его лица робко.
2) Дитя счастливо.
3) Ему было прохладно, уютно; ни о чем он не думал, ничего не желал.
4) Петя ведет себя робко.