Язык и культура. Урок по читательской грамотности
Тема: Урок по подготовке к читательской грамотности «Язык и культура»
Цели: продолжить работу по подготовке к международному тестированию, работать со сплошными и несплошными текстами, по развитию навыков читательской грамотности. Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
· Задачи:
· различать свой личный опыт и реальность текста;
· отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
· перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
· работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно, выражать свои мысли письменно.
Ход урока
1. Оргмомент
(создание эмоционального настроя)
2. Орфоэпический диктант
Балую, сверлит, корысть, столяр, нет ногтя, обеспечение, осведомишься, завидно, краны, донельзя, нажита, диспансер, мозаичный, жалюзи, пломбировать, красивее, аэропорты, каталог
Булочная?????
3. Сообщение темы, целей
— Не случайно мы начали наш урок с орфоэпической разминки, потому что говорить мы будем говорить о «Языке и культуре» — именно так называется один из вариантов из «Банка заданий по подготовке к читательской грамотности» (у вас на партах распечатки заданий, в них вы будете делать необходимые записи)
— Каковы цели нашего урока? Как мы должны работать, чтобы выполнить задания максимально правильно? Вспомните памятку-инструкцию, которую мы с вами составляли на предыдущих занятиях (дети формулируют).
Памятка-инструкция
1. Вдумчиво, внимательно, с остановками прочитать текст
2. Обратить внимание на логику повествования, определив микротемы каждого абзаца
3. Обратить внимание
на незнакомые слова, понять их лексическое значение
4.Особое внимание обратить на ключевые слова, именно они чаще всего звучат в ответах на вопрос.
5. Обратить внимание на кавычки и имена собственные
— Прежде чем мы обратимся к тексту, немного истории.
В XIV веке Москва стала центром, вокруг которого постепенно объединялись русские земли и это способствовало распространению московского говора. К XVII веку московское произношение уже стало доминирующим, хотя наряду с ним существовали диалекты. А в начале XVIII века начинает строиться Петербург, и вместе со зданиями новой столицы появляется петербургское произношение. Оно становится распространённым и престижным, но московский вариант не исчезает. Это и положило начало сосуществованию двух произносительных вариантов русского языка.
— Как эта историческая справка связана с текстом, который вы уже дома прочитали.(в исторической справке рассказывается о том, как появились говоры, а в тексте конкретный пример)
4. Работа с
текстом.
— Сформулируйте его тему. ( В тексте говорится об особенностях говора двух столиц – московском и петербургском, и автор приходит к выводу в конце, что в «слове» отражена история и культура страны)
— Прочитайте план к тексту, который у вас получился.
План:
1. Зачем нужны варианты произношения
2.Почему лексикографы не забыли старую «неконкурентноспособную ««бучошную»
3. Аккумулятивная функция языка
4. Старомосковское произношение
5 Две столицы – два мировоззрения
6. В тонкостях языка – информация о родной культуре и истории.
5. Кластер, который составила….
— Как составление такого кластера может помочь в работе с любым текстом?
( Составление такого кластера помогает упорядочить информацию, представить ее наглядно, установить логическую связь между
Итог: Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
5. Ну, теперь, когда мы вспомнили содержание текста, упорядочили информацию, обратимся к заданию №3
— На какие ключевые слова в формулировке вопроса надо обратить внимание, чтобы правильно «расшифровать» сам вопрос? (информационный код и ключ)
— Что такое код? (шифр, закрыто от посторонних глаз)
— Переведите «информационный код» — ответ в тексте
— Ключ в данном контексте? (ответ)
— Какую же информацию несет слово «булошная»?
2 балла — В судьбе слова «булочная» отражается наша культурная традиция
1 балл — Слово
«булочная» открывает информацию об изменениях в языке. Приведены конкретные примеры того, как
отражается в произношении слова
0 баллов — Другой ответ или ответ отсутствует.
6. Интересное задание №4, обращаемся от текста к живописи и произведениям художественной литературы.
-С какой целью упоминает автор картину Василия Дмитриевича Поленова и стихотворение А.С.Пушкина. Обратимся к картине
— Какой пейзаж изображен на картине? (уютный дворик Москвы)
— Какая Москва на картине, подберите синонимы (уютная, домашняя, тихая, размеренная жизнь)
— Прочитайте строки ст-я А.С.Пушкина, за что поэт любит Петербург? (за строгость, четкость, определенность)
-Запишите ответ на вопрос
2 балла — Автор упоминает картину В. Д. Поленова и стихи А.С. Пушкина с целью показать разницу в говоре, стиле жизни Москвы (неторопливый ритм жизни, говор мягче, неторопливее) и Санкт-Петербурга (говор динамичен)
1 балл — Дан ответ, в котором есть указание на то, что
и картина В.
Д.Поленова, и стихи А. С.Пушкина позволяют читателю представить характер, атмосферу, образ, уклад жизни Москвы и/или Петербурга (без указания на то, что это отражается в говорах), ИЛИ показать различия между городами
0 баллов -Для того, чтобы показать, что в двух культурных столицах разное произношение.• Чтобы показать то, как жили люди раньше.
7. Интересное задание №6, оно требует не одного ответа, а нескольких
— Правильный ответ — №1, №3 и никакой другой
8. И наконец, последнее задание №8 «Черты какого говора сохранились в четверостишье из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина
— Что нужно найти в тексте? (найти в тексте описание характерных черт каждого говора (есть конкретные примеры) и проанализировать с тем, черты какого говора есть в четверостьшьи)
Старомосковский. Об этом свидетельствует слово «одинокий», ведь в
Москве, как пишет журналист, было принято вместо «кий» произносить
«кой». В таком случае, слово «одинокий» в Москве произнесли бы как
«одинокОЙ». Оно
рифмуется со словом «недалёкой».
9. Прием кластера.
— Что на самом деле изображено на этом слайде? (текст, но в другом варианте)
— На каком этапе работы с текстом можно использовать кластер?
— Что он дает? Кто уже пользовался этим приемом?
10. От старомосковского говора обратимся к современному состоянию говоров московского и петербургского
Теперь языковые нормы во многом задаются не коренными жителями двух российских столиц, а позавчерашними, вчерашними и сегодняшними переселенцами из разных регионов.
Например, газета «АиФ Москва» сообщает:
Только 7 % москвичей в слове «высокий» не смягчили «к», только 8 % не влепили «э» оборотное в заимствованные слова вроде «шинель». А что касается некогда типично московского «дощщь», то здесь мы перещеголяли и самих жителей культурной столицы — теперь «дошть» и «под дождём» вместо «дощщь» и «под дожжём» говорят 86 % москвичей и только 74 % петербуржцев.
— Ответьте на вопрос:
-на сколько процентов москвичи опередили петербуржцев в частотности употребления слова «дождь» на манер петербургского ( на 12 %)
— Какая тенденция относительно говоров существует в современном языке?
Ответ: Отдельного выговора Петербурга-Ленинграда или Москвы как таковых
в чистом «классическом» виде уже нет, и замечать различия с каждым годом
становится всё труднее.
10. Подведение итогов
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью» /А.И.Куприн/
11. Домашнее задание
• Вспомните, как говорят ваши родственники в деревне, какие речевые обороты употребляют в семье, как произносят отдельные слова
• Напишите сочинение: «Особенности говора нашего края. Чем он отличается от московского говора»
9. Удивительно, что в наше время невиданной популярностью пользуется книга Евгения Платоновича Иванова «Меткое московское слово», выдержавшая уже три издания?
• Задание:
• 1.прочитайте отрывок из книги и ответьте на вопрос: Какая мысль объединяет отрывок из книги и статью?
• 2. Какой факт доказывает, что эта тема интересна современникам?
Дети так устали от домашней работы, что хотят только есть и спать.

Российские подростки учатся 48 часов в неделю. Это больше, чем продолжительность рабочей недели для взрослых: 40 часов. Из-за такого режима у детей нет времени и сил, чтобы гулять на улице, заниматься своими хобби или общаться с друзьями и семьей. Они хотят только есть и спать. В то же время дети, перегруженные домашним заданием, не всегда успешно учатся. Денис Собур, отец четырех дочерей, объясняет, почему так происходит и сколько времени дети должны уделять домашнему заданию.
Профсоюзы давно боролись за восьмичасовой рабочий день. Правило, которое они изобрели, звучало так: «Восемь часов — для труда. Остальные восемь часов предназначены для отдыха. А последние восемь часов — на сон».
Развитые страны постепенно закрепили это правило в своем законодательстве. И не только потому, что боялись мировой революции (хотя и в этом была причина). Просто длительная работа снижает эффективность. Чем дольше человек работает, тем он бесполезнее. В результате выгоднее работать меньше.
Да, вы можете работать по выходным и в отпуске и брать работу домой. Но это не принесет много пользы. Вспомните историю об Эрнесте Резерфорде, отце ядерной физики. Когда Резерфорд поздно ночью увидел своего аспиранта в лаборатории, он сделал ему выговор. «Как вы думаете, когда?» — спросил Резерфорд. Если человек постоянно работает, он просто не успевает перерабатывать происходящее вокруг.
К сожалению, достижения профсоюзов не распространяются на российское образование. Даже формальный запрет домашних заданий для первоклассников не останавливает родителей и учителей.
Многие считают, что чем больше ребенок учится, тем больше он будет знать к концу школы. Однако, это не так.
Они больше учатся, но не знают лучше
Помогают ли детям лучше учиться объемные домашние задания?
Ученые много лет занимаются этим вопросом. Одно из таких исследований было проведено в рамках Программы международной оценки учащихся (PISA). Он был направлен на проверку знаний 15-летних школьников по всему миру. В 2012 году школьников спросили, сколько времени в неделю они посвящают выполнению домашних заданий. В этом конкурсе российские школьники выиграли у школьников из других стран.
Наши дети тратят на домашнее задание в среднем 9,7 часа в неделю, за ними следуют итальянцы (8,7 часа). В других странах учащиеся делают значительно меньше домашних заданий. Например, юные англичане уделяют выполнению домашних заданий 4,9 часа в неделю, немецкие дети — 4,7, а финские дети — 2,8.
Впрочем, шанхайские подростки бьют даже наших русских детей. Они делают свою домашнюю работу в среднем 14 часов в неделю. Однако исследование проводилось не во всем Китае, поэтому Шанхай не попал в рейтинг.
Можно предположить, что российские школьники в два раза лучше применяют знания, полученные в школе, чем европейские. Но это не правда.
Наш уровень образования оказался довольно средним. Мы попали в первую десятку по умению применять математику в жизни, где-то между Испанией и Словакией. При этом финские школьники стабильно входят в первую десятку рейтинга PISA, хотя домашних заданий им практически не задают.
Среднее количество часов, которое учащиеся тратят на выполнение домашних заданий, практически не связано с эффективностью обучения, сделали вывод авторы исследования. Гораздо большее влияние оказывает общая организация школьной системы и качество преподавания. Его низкий уровень не может быть уравновешен увеличением объема домашних заданий.
Общая продолжительность обучения была проанализирована на следующем тесте PISA в 2015 году. Всего у школьников 80 часов в неделю: пять будних дней, в каждом минус восемь часов на сон. Сколько времени школьники тратят на учебу?
Лидерами здесь стали школьники из ОАЭ, Туниса, Таиланда и крупных городов Китая (весь Китай снова не участвовал). Они тратят на учебу 70% доступного времени или около 55 часов в неделю. Российские дети не отстают от них и посвящают учебе почти 50 часов в неделю.
В конце списка мы видим детей из Финляндии, Германии и Швейцарии. Они учатся менее 40 часов в неделю. Учеба занимает чуть меньше половины свободного времени, и им удается балансировать между учебой и жизнью. Дети из этих стран стабильно показывают высокие результаты. В то же время школьникам из Сингапура или Китая нужно больше учиться, чтобы добиться таких же результатов.
Исследуемые страны были разделены на несколько групп. Есть те, кто много учится и добивается высоких результатов. В основном это школьники из азиатских стран.
Есть страны, где результаты такие же хорошие, но подростки учатся значительно меньше. Финляндия, Германия и другие европейские страны являются лидерами по эффективному использованию школьного времени.
Самое печальное, что есть группа, в которой студенты много учатся, но их результаты ниже среднего. Безусловным лидером здесь являются Объединенные Арабские Эмираты, где дети учатся даже больше, чем в Китае, а результаты хуже, чем в Чили. Россия также находится в этой группе в окружении Испании, Греции и США.
Наши подростки учатся 48 часов в неделю. Кстати, это больше, чем продолжительность рабочей недели для взрослых.
Трудовой кодекс ограничивает его до 40 часов.
Многие дети во всем мире тратят слишком много времени на учебу после школы. Это не улучшает их результатов. Тем не менее, это делает невозможным вести сбалансированный образ жизни. У них нет времени на прогулки, хобби и общение с друзьями.
Правило 10 минут для домашней работы
Ученые десятилетиями обсуждают вопрос домашних заданий. Результаты, полученные в конкретном исследовании, зависят от того, как был построен эксперимент. Поэтому разные авторы могут прийти к противоречивым выводам.
Тем не менее среди этого многообразия можно выделить общие для всех результаты. Это сделала американская учительница Кэти Ваттеротт (Cathy Vatterott. Rethinking Homework: Best Practices That Support Diverse Needs. ASCD, 2018):
1. Домашняя работа полезна. Студенты, получившие домашнее задание, показали лучшие результаты, чем те, кто не получил его вообще. Необязательно отказываться от домашних заданий.
2. Домашняя работа не влияет на успеваемость в начальной школе. Даже в средней школе он слабо влияет на успеваемость (коэффициент корреляции составил 0,07 при максимальном значении 1,00). Домашнее задание дает значимый эффект только для старшеклассников (коэффициент корреляции равен 0,25).
3. Если учесть другие факторы (мотивацию учащихся, качество объяснения преподавателя, проработанность курса), домашнее задание практически перестает влиять на результат. Например, мотивированные ученики лучше учатся и лучше выполняют домашнее задание. Их лучшая производительность связана с мотивацией, а не с домашним заданием. Домашнее задание почти не влияет на результат в группах с равной мотивацией.
4. В каждом классе есть оптимальный объем домашних заданий. В средней школе один час домашнего задания в день немного улучшает успеваемость учащегося. Второй час может даже немного улучшить ситуацию. Но бесполезно делать домашнюю работу более двух часов в день. Это не улучшит академическую успеваемость. Даже старшеклассникам нет смысла заниматься дома более двух часов в день. Мозгу нужно успевать не только учиться, но и отдыхать. Дальнейшая деятельность становится непродуктивной и результаты не улучшаются, а иногда даже ухудшаются.
Кэти Ваттеротт объединяет все эти выводы в «10-минутных правилах». За ними следуют Национальная ассоциация образования США и другие педагогические ассоциации мира.
Правило 10 минут очень простое: продолжительность домашнего задания в день не должна превышать 10 минут, умноженных на классную оценку.
Первокласснику будет достаточно 10 минут, а шестикласснику — часа. Это объем работы, которую ученик может выполнить самостоятельно и при этом запомнить ее. Большие объемы домашних заданий не приводят к повышению производительности. Об этом свидетельствуют как данные научных работ, так и результаты международного исследования PISA.
К сожалению, системы образования во всем мире работают вяло и медленно реагируют на данные исследований. Россия не исключение. Санитарные правила ограничивают домашнее задание для второклассников полутора часами в день вместо эффективных 20 минут. Шестиклассникам разрешено учиться 2,5 часа вместо эффективного часа. А наши школы не соблюдают даже эти завышенные стандарты.
Борьба с домашним заданием
У меня четыре дочери. И я не знаю, что делать с домашним заданием, данным в школе.
Первый класс сдать легко: домашние задания и оценки запрещены законом. Даже если учителя задают домашнее задание, дети вправе его не выполнять. Но когда начинается второй класс, мы сталкиваемся с бесконечными заданиями.
Мы со старшей дочерью не были готовы к такой учебной нагрузке. Мы думали, что дети ходят в школу учиться, как в старые времена. Оказалось, что школа просто проверяет, как детей учат дома.
Мы не понимали, что к началу второго класса необходимо знать английский язык. Я приходил домой с работы и в 9вечера избавь свою уставшую жену от борьбы с домашним заданием. Ведь так «просто» выучить за неделю восемь букв, их произношение и слова, которые начинаются на эти буквы.
Во втором классе мы два раза в неделю по часу учились писать слова для проверки правописания. С тем количеством времени, которое мы потратили на это, можно было бы научить ребенка бегло говорить по-английски к концу школы. Тем не менее, мы потратили время и силы на навык, который устарел после введения автоматических проверок орфографии. Кроме того, мы тратили их напрасно, потому что студенты быстро забывают выученные слова после викторины.
Но если я еще занимаюсь с ребенком по часу два раза в неделю, то зачем ему посещать уроки английского языка? Чтобы у них развивался страх получить двойку вместо интереса к языку?
Готовиться ко второму классу и учить английские слова мы начали со второй дочкой заранее. Однако даже этих знаний оказалось недостаточно, чтобы выдержать академическую нагрузку.
Моя третья дочь сейчас во втором классе. Опять же, она знает большую часть школьной программы. Однако этого недостаточно для того, чтобы студент справился с учебной нагрузкой. Весь день семьи сосредоточен на учебе и выполнении домашних заданий. И опять же это происходит с хорошо подготовленными и знающими школьную программу девочками.
Мы тратили 1,5-2 часа в день на выполнение домашних заданий. И я говорю о нас, родителях, а не о детях. Тем не менее, простая арифметика показывает, что дети учатся примерно одинаковое количество времени в школе. В лучшем случае они занимаются всего 15-20 минут во время урока. В общей сложности это составляет до часа изучения русского языка, математики и английского языка. Мы делаем это в 2 или 3 раза больше дома.
Я не придумал как решить эту проблему для обычной школы. Ведь я не могу прийти в школу и потребовать от меня отчет об объеме домашнего задания в соответствии с научными данными. С другой стороны, если вся учеба делается дома, то почему ребенок должен полдня сидеть в школе? Это требует времени и усилий, но не сильно влияет на получаемый уровень образования.
Почему мы перевели наших детей на домашнее обучение?
Мы перевели наших дочерей на домашнее обучение в середине второго класса. Они уже ходили в школу, так что испытали это в своей жизни. У них есть свой класс, первый учитель и одноклассники. Они могут общаться с другими детьми в клубах. Им не нужен живой учитель для проверки контрольных, орфографии и арифметики. Это могут делать и роботы.
Сегодня можно даже попросить удаленные специализированные школы проверить домашнее задание. Школьные учителя будут проверять домашние задания и ставить оценки: как в обычной школе. Вам просто не нужно никуда идти и срочно доделывать домашнее задание на завтра. Все задания на семестр уже расписаны и вы можете выполнять их в удобное для родителей и детей время.
Когда мы переводили детей на домашнее обучение, все спрашивали, где мы находим столько времени для занятий с детьми. Однако на учебу мы тратим даже меньше времени, чем в обычной школе. Нам не нужно каждую ночь вбивать знания в головы уставших детей. Вы можете учиться в своем собственном темпе. Инфографика легко объясняет большинство правил. Для остальных есть видеолекции. Получить знания сегодня не проблема.
Главная проблема домашнего обучения не в том, что нужно много учиться. Школьную программу на класс можно освоить за два-три месяца. Проблема в другом: у детей много свободного времени, которое раньше они ничем не занимались. Когда ребенок не занят от рассвета до заката каждый день, у него больше энергии, и нужно направлять ее на интеллектуальное, физическое и социальное развитие.