алгебра 9 класс | Рабочая программа по алгебре (9 класс):
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ
9 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения учебного предмета
Изучение алгебры в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.
В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.
Общая характеристика учебного предмета
Алгебра 9 класса нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. N 1312).
В программу внесены изменения в количество часов по изучаемым темам из резерва учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МОУ «Лицей № 7» отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Алгебра» в 9 классе, из расчета 4 учебных часа в неделю.
Результаты обучения
Личностные:
— умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
— критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
— представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
— креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
— умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
— способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
— первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
— умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
— умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
— умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
— умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
— умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
— понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
— умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
— умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
— овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
— умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
— развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
— овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
— овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
— овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания алгебры следует обращать внимание на то, чтобы учащиеся овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
— планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
— решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
— исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
— ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
— проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
— поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (136 ч)
АЛГЕБРА (88 ч)
Уравнения и неравенства (42 ч)
Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители.
Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы.
Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем. Примеры решения уравнений в целых числах.
Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-линейных неравенств.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Числовые последовательности (18 ч)
Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий.
Числовые функции (28 ч)
Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций.
Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем.
Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост; числовые функции, описывающие эти процессы.
Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.
Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ (15 ч)
Статистические данные Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
Понятие и примеры случайных событий.
Вероятность Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
ВВОДНОЕ И ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (33ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7-9 класса).
В результате изучения алгебры в 9 классе ученик должен
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства;
- приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Алгебра
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии;
- решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
- понимания статистических утверждений.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная учебно-методическая литература
Стандарт основного общего образования по математике
Примерная программа основного общего образования по математике
Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – 15-е изд., дораб – М.: Просвещение. ФП № 1626
Дополнительная учебно-методическая литература и источники
Дидактические материалы по основным разделам курса алгебры (Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение математических знаний как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях).
Контрольно-измерительные материалы по основным разделам математики (Сборники заданий (в том числе тестовых), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников.
Уроки алгебры в 9 классе. / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Пособие для учителей. / М.: Вербум
Дидактические материалы по алгебре. 9 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова
Разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 9 класс. / Н.Г. Миндюк, М.Б. Миндюк
Дидактические материалы по алгебре для 9 класса. Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова
Контрольные и зачетные работы по алгебре. 9 класс. П.И. Алтынов
Тесты по алгебре. 9 класс. П.И. Алтынов
Контрольные и проверочные работы по алгебре. 9 класс. Л.И. Звавич, Л.Я. Шляпочник, Б.В. Козулин
Основные Интернет-ресурсы
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Примеры 9 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
Тема: Системы уравнений
Урок: Примеры
1.

Ранее мы уже составляли математические модели реальных ситуаций, но только те, которые описывались линейными системами. Сейчас мы научились решать нелинейные системы. Наша задача – научиться составлять математические модели с помощью нелинейных систем уравнений.
Задача 1. Сумма двух чисел равна 12, а их произведение равно 35. Найти эти числа.
Решение:
Первый этап – переведем словесную модель на математический язык. Пусть x и y – искомые числа. По условию
Эта нелинейная система представляет собой математическую модель реальной ситуации.
Второй этап – работа с математической моделью.
;
Ответ:
Обсудим связь полученной системы с квадратным уравнением. Воспользуемся теоремой Виета:
Это еще один способ решения системы.
Задача 2. Какое двузначное число в 4 раза больше суммы своих цифр и в 3 раза больше их произведения?
Решение:
Получим математическую модель. Пусть искомое число, x и y его цифры. сумма цифр искомого числа, произведение цифр. Составим систему.
Число двузначное, т.е.
;
Ответ: 24.
Задача 3. Если к числителю и знаменателю дроби прибавить по единице, то дробь станет равна А если сложить квадраты числителя и знаменателя исходной дроби, то получится 122. Найдите эту дробь.
Решение:
Пусть x – числитель дроби, y – знаменатель дроби, – искомая дробь.
(методом подбора)
( по т.Виета) – не подходит по условию задачи.
Ответ: .
2. Решение задач с геометрическим смыслом
Задача 4. Периметр прямоугольного треугольника равен 84 см. Его гипотенуза равна 37 см. Найти площадь прямоугольного треугольника.
Решение:
Дан прямоугольный
Пусть x, y – катеты прямоугольного треугольника.
Тогда по условию задачи
Нам необходимо найти поэтому отдельно находить x и y не нужно.
Возведем в квадрат обе части первого уравнения:
Ответ:
Задача 5. Сумма катетов прямоугольного треугольника равна 49 м, гипотенуза – 41 м. Найти площадь прямоугольного треугольника.
Решение:
Пусть x, y – катеты прямоугольного треугольника. Тогда
Возведем в квадрат обе части первого уравнения, получаем:
Ответ:
3. Заключение
Мы решили текстовые задачи, перевели русский язык на математический, получили нелинейные математические модели, решили их, и получили решения исходных задач. На следующем уроке мы рассмотрим задачи на движение.
Список рекомендованной литературы
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. — М., 2011. — 287 с.
5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Раздел College.ru по математике (Источник).
2. Интернет-проект «Задачи» (Источник).
3. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. № 143, 146, 152, 164.
алгебраических выражений Математика 9 класс | Решения
Алгебраические выражения
Факторизация
коэффициенты, которые при перемножении дают исходное.
Некоторые важные формулы
a 2 — b 2 = (a-b)(a+b)
Разница в кубиках
A 3 — B 3 = (A — B) (A 2 + AB + B 2 )
Сумма кубиков
A 3 + B 3 3. = (a + b)(a 2 — ab + b 2 )
Формула для (a+b) 2 и (ab) 3
2 0
0 0
2 0 0 9 0 9 0 9 0 9 0 9 0 9 0 9 0 9 0 9 0 9 0 9 0 9 0 9 0 9 0 a 2 + 2ab + b 2
(a — b) 2 = a 2 — 2ab +b 2
(A + B) 3 = A 3 + 3A 2 B + 3AB 2 + B 3
(A — B) 3 = A 3 — 3a 2 b + 3ab 2 — b 3
Наибольший общий множитель и наименьшее общее кратное
Наибольший общий множитель расчитывается путем умножения всех множителей, представленных в обоих списках: Таким образом, HCF 60 и 72 равен 2 × 2 × 3, что равно 12. Наименьшее общее кратное вычисляется путем умножения всех факторов, которые встречаются в любом списке: Таким образом, НОК 60 и 72 равен 2 × 2 × 2 × 3 × 3 × 5, что равно 360.
Примеры
1. РАЗРЕШЕНИЕ В ФАКТЫ
2A (A-1) –A +1
Солн:
= 2A (A-1)-A + 1.
= 2A (а – 1) – (а – 1)
= (а – 1)(2а – 1)
mx 2 + my 2 – nx 2 – nx 2 – nx
900 2 :
mx 2 + my 2 – nx 2 – ny 2
= m(x 2 + y 2 ) — N (x 2 + Y 2 )
= (x 2 + Y 2 ) (M — N)
2. Факторизация64x. 6 – у 6 .
= (8x 3 ) 2 — (Y 3 ) 2
= (8x 3 + Y 3 ) (8x 3 — Y 3 ) 9003
= = = 3 — Y 3 ) {(2x) 3 + (y) 3 }{(2x) 3 – (y) 3 }
= (2x + y)(4x 2 – 2x + y 2 )(2x – y)(4x 2 + 2xy + y 2 ).
= (2x + y)(2x – y)(4x 2 – 2x + y 2 )(4x 2 + 2xy + y 2 ).
Найдите H.C.F и L.C.M Следующих выражений
1 ST Expression = A 2 +2AB +B 2
= (A +B) (A +B)
2 ND выражение = b 2 -a 2 +2BC +C 2
= B 2 +2BC +C 2 -a 2
= (B +C) 2 -A 2 202
= (B +C +A) (B +C- A)
3 RD Expression = — B 2 +A 2 +2CA +C 2
= (A +C) 2 — b 2
= (a+c-b)(a+c+ b)
H.C.F = 1
L.C.M =(a+b)(a+b)(b + c + a)(b + с- а )(а+с-б)
3. Упростить
64x 6 – у 6 .
= (8x 3 ) 2 — (Y 3 ) 2
= (8x 3 + Y 3 ) (8x 3 — Y 3 ) 9003
= = = 3 — Y 3 ) {(2x) 3 + (y) 3 }{(2x) 3 – (y) 3 }
= (2x + y)(4x 2 – 2x + y 22 )(2x – y)(4x 2 + 2xy + y 2 ).
= (2x + y)(2x – y)(4x 2 – 2x + y 2 )(4x 2 + 2xy + y 2 ).
x 3 Y — 64Y 4
= Y (x 3 — 64y 3 )
= Y = y(x – 4y)(x 2 + 4y + 16y 2 )
Факторизация алгебраических выражений RD Sharma Class 9 Solutions
RD Sharma Class 9 Глава 5 Факторизация алгебраических выражений 5.10381
Factorize
Question 1.
x 3 + x – 3x 2 – 3
Solution:
x 3 + x – 3x 2 – 3
x 3 – 3a 2 + x – 3
⇒ x 2 (x – 3) + 1(x – 3)
= (x – 3) (x 2 + 1)
Вопрос 2.
a(a + b) 3 – 3a 2 b(a + b)
Решение:
a(a + b) 3 – 3a 2 b(a + b)
= a(a + b) {(a + b) 2 – 3ab}
= а(а + Ь) {а 2 + b 2 + 2ab – 3ab}
= a{a + b) {a 2 – ab + b 2 )
Вопрос 3.
x(x 3 9y 9020 ) + 3xy(x – y)
Решение:
x(x 3 – y 3 ) + 3xy(x – y)
= x(x – y) (x 2 + xy + y 2 ) + 3xy(x – y)
= x(x – y) (x 2 + xy + y 2 + 3y)
= x(x – y) (x 2 + xy + y 2 + 3г)
Вопрос 4.
a 2 х 2 + (ах 2 +1)х + а
Решение:
а 2 х 2 + (ах 2 + 1)х + а 02 х = а 1 2 2 + a + (ax 2 + 1)x
= a(ax 2 + 1) + x(ax 2 + 1)
= (ax 2 + 1) (a + x) Вопрос 5 -х-ху + у = х(х-1)-у(*-1)
= (x — 1) (x — y)
Вопрос 6.
x 3 — 2x 2 Y + 3xy 2 — 6y 3
Решение:
x 3 — 2x 2. у + 3ху 2 – 6у 3
= х 2 (х – 2у) + 3у 2 (х – 2у)
= (х – 2у) (х 90 190 2 0 3 900 )
Вопрос 7.
6 ab – b 2 + 12ac – 2bc
Решение:
6ab – b 2 + 12ac – 2bc
= 6ab + 9ac – b
0019 2 – 2bc
= 6a(b + 2c) – b(b + 2c)
= (b + 2c) (6a – b)
Вопрос 8.
x(x – 2) (x – 4) + 4x – 8
Решение:
x(x – 2) (x – 4) + 4x – 8
= x(x – 2) (x – 4) + 4(x – 2)
= (x – 2) [ х(х – 4) + 4]
= (х – 2) (х 2 – 4х + 4)
= (х – 2) [(х) 2 – 2 х х х 2 + (2) 2 ]
= (x – 2) (x – 2) 2 = (x – 2) 3
Вопрос 9.
(a – b + c) 2 + (b – c + a) 2 + 2(a – b + c) (b – c + a)
Решение:
(a – b + c) 2 + ( b- c+a) 2 + 2(a – b + в) (b – c + a) {∵ a 2 + b 2 + 2ab = (a + b) 2 }
= [a – b + c + b- c + a] 2
= (2a) 2 = 4a 2
Вопрос 10.
A 2 + 2AB + B 2 — C 2
Решение:
A 2 + 2AB + B 2 20202020383 A 2 + 2AB + B 2 2020202020333 A 2 + 2AB + B 2 20202020333. – с 2
= (а 2 + 2ab + b 2 ) – c 2
= (a + b) 2 – (c) 2 {∵ a 2 – b 2 a – b)}
= (a + b + c) (a + b – c)
Вопрос 11.
a 2 + 4b 2 – 4ab – 4c 2
Решение:
2
2 Вопрос 12.
x 2 – y 2 – 4xz + 4z 2
Решение:
x 2 – y 2 – 4xz + 4z 29019 0383 = х 2 – 4xz + 4z 2 – у 2
= (х) 2 – 2 х х х 2z + (2z) 2 – 8 х х 2z + (2z) 2 – 8 х х 2 (у) 3 (у) 2900 2z) 2 – (y) 2
= (x – 2z + y) (x – 2z – y)
= (x +y – 2z) (x – y – 2z) Вопрос 13.
Решение:
Вопрос 14.
Решение:
Вопрос 15.
Решение:
Вопрос 16.
Выразите длину и ширину прямоугольника, имеющего 350019 2
+ 13y – 12 как его площадь.
Решение:
Площадь прямоугольника = 35y 2 + 13y – 12
= 35y 2 + 28y- 15y- 12
(i) Если длина = 5y + 4, то ширина = 7y – 3
(ii ) и если длина = 7y-3, то длина = 5y+ 4 Вопрос 17.
Каковы возможные выражения для размеров прямоугольного параллелепипеда, объем которого равен 3x 2 – 12x.
Решение:
Объем 3x 2 – 12x
= 3x(x – 4)
∴ Факторы 3, x и x – 4
Теперь, если длина = 3, ширина = х и высота = х – 4
, если длина = 3, ширина = х – 4, высота = х
, если длина = х, ширина = 3, высота = х – 4
, если длина = x, ширина = x – 4, высота = 3
, если длина = x – 4, ширина = 3, высота = x
, если длина – x – 4, ширина = x, высота = 3
Вопрос 18.
Решение
Вопрос 1 2 – 20x
= (x + 2) (x 2 + 25) – 10x(x + 2)
= (x + 2) [x 2 + 25 – 10x]
= (x + 2) ) [(x) 2 – 2 x x x 5 + (5) 2 ]
= (x + 2) (x – 5) 2
Вопрос 20.
2a 2 + 2\( \sqrt { 6 } \) ab +3b 2
Решение:
2a 2 + 2\(\sqrt { 6 } \) ab +3 b 2
= (\(\sqrt { 2 } \ ) а) 2 + \(\sqrt { 2 } \) a x \(\sqrt { 3 } \) b+ (\(\sqrt { 3 } \) b) 2
= (\(\sqrt { 2 } \)a + \(\sqrt { 3 } \) b)2 Вопрос 21.
a 2 + b 2 + 2(ab + bc + ca)
Решение:
a 2 + b 2 + 2(ab + bc + ca)
= a 2 + b 2 + 2 ab + 2 bc + 2 ca
= (a + б) 2 + 2с(б + а)
= (а + Ь) 2 + 2с(а + Ь)
= (а + Ь) (а + Ь + 2с)
Вопрос 22.
4 (х – у) 2 – 12(х-у) (х + у) + 9(х + у) 2
Решение:
4(x – y) 2 – 12(x – y) (x + y) + 9(x + y) 2
= [2(x – y) 2 + 2 x 2(x – y) x 3(x + y) + [3 (x+y] 2 {∵ a 2 + b 2
+ 2 abc = (a + b) 2 }
= [2(x – y) + 3(x + y)] 2
= (2x-2y + 3x + 3y) 2
= (5x + y) 2 Вопрос 23.
a 2 – b 2 + 2bc – c 2
Решение:
a 2 — B 2 + 2BC — C 2
= A 2 — (B 2 — 2BC + C 2 ) {∵ A 2 + B 2 — 2ABC = (A A A — B) 2 }
= A 2 — (B — C) 2
= (A) 2 — (B — C) 2 {A 2 — B 2 = (a + b) (a – b)}
= (a + b – c) (a – b + c)
Вопрос 24.
xy 9 – yx 9
Решение:
XY 9 -YX = XY (Y 8 -x 8 )
= -xy (x 8 -Y 8 )
= -xy [x -Y 8 )
= -xy [x -Y 8 )
= -xy [x -Y 8 )
= -xy 4 ) 2 -(Y 4 ) 2 ]
= -xy (x 4 + Y 4 ) (x 4 -Y 4 ) {∵ 2 -Y 4 ) b 2 = (a + b) (a – b)}
= -xy (x 4 + y 4 ) {(x 2 ) 2 -(Y 2 ) 2 }
= -xy (x 4 + Y 4 ) (x 2 + Y 2 ) (x 2 -Y 2 )
= -xy (x 4 +y 4 ) (x 2 + y 2 ) (x + y) (x -y)
= -xy(x – y) (x + y) (x 2 + Y 2 ) (x 4 + Y 4 ) Вопрос 25.
x 4 + x 2 Y 2
+ Y 4
. х 4 + x 2 Y 2 + Y 4 = (x 2 ) 2 + 2x 2 Y 2 + Y 4 — X 2 Y 2 2020202020202020 — X 2 Y 20 + Y 4 — X 2 Y + Y 4 — X 2 Y + Y 4 — X 2 . (Добавление и вычитание x 2 Y 2 )
= (x 2 + Y 2 ) 2 — (xy) 2 {a 2 — B 2 = (A A A 2 — B 2 = (A + б) (а – б)}
= (х 2 + у 2 + ху) (х 2 + Y 2 — xy)
= (x 2 + xy + y 2 ) (x 2 — xy + y 2 ) Вопрос 26.
x 2 + 6\(\sqrt { 2 } \)x + 10
Решение:
Вопрос 27.
Решение:
Решение:
Решение:
Выразите длину и ширину прямоугольника, имеющего 350019 2
Каковы возможные выражения для размеров прямоугольного параллелепипеда, объем которого равен 3x 2 – 12x.
Решение:
Объем 3x 2 – 12x
= 3x(x – 4)
∴ Факторы 3, x и x – 4
Теперь, если длина = 3, ширина = х и высота = х – 4
, если длина = 3, ширина = х – 4, высота = х
, если длина = х, ширина = 3, высота = х – 4
, если длина = x, ширина = x – 4, высота = 3
, если длина = x – 4, ширина = 3, высота = x
, если длина – x – 4, ширина = x, высота = 3
Решение
= (x + 2) (x 2 + 25) – 10x(x + 2)
= (x + 2) [x 2 + 25 – 10x]
= (x + 2) ) [(x) 2 – 2 x x x 5 + (5) 2 ]
= (x + 2) (x – 5) 2

a 2 + b 2 + 2(ab + bc + ca)
Решение:
a 2 + b 2 + 2(ab + bc + ca)
= a 2 + b 2 + 2 ab + 2 bc + 2 ca
= (a + б) 2 + 2с(б + а)
= (а + Ь) 2 + 2с(а + Ь)
= (а + Ь) (а + Ь + 2с)
4 (х – у) 2 – 12(х-у) (х + у) + 9(х + у) 2
Решение:
4(x – y) 2 – 12(x – y) (x + y) + 9(x + y) 2
= [2(x – y) 2 + 2 x 2(x – y) x 3(x + y) + [3 (x+y] 2 {∵ a 2 + b 2

a 2 – b 2 + 2bc – c 2
Решение:
a 2 — B 2 + 2BC — C 2
= A 2 — (B 2 — 2BC + C 2 ) {∵ A 2 + B 2 — 2ABC = (A A A — B) 2 }
= A 2 — (B — C) 2
= (A) 2 — (B — C) 2 {A 2 — B 2 = (a + b) (a – b)}
= (a + b – c) (a – b + c)
xy 9 – yx 9
Решение:
XY 9 -YX = XY (Y 8 -x 8 )
= -xy (x 8 -Y 8 )

x 4 + x 2 Y 2
x 2 + 6\(\sqrt { 2 } \)x + 10
Решение:
