28, Июн, 2025
629880, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск, ул. Новая, д. 9

9 класс русский язык тростенцова контрольные вопросы: Контрольные вопросы Страница 49 — ГДЗ по Русскому языку для 9 класса Учебник Ладыженская, Тростенцова, Дейкина, Александрова (решебник)

Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №2, Контрольные вопросы и задания, с. 142

Контрольные вопросы и задания.

1. Дайте определение глаголу.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а совершенного — на вопрос что сделать?

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени — по числам и родам (в единственном числе).

В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

2. Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?

Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать.

Разноспрягаемые глаголы — это особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать и хотеть, а также приставочные производные от них.

3. В чём особенность спряжения глаголов дать, есть? Можно ли их отнести к разноспрягаемым? Почему?

Особенность глаголов дать и есть состоит в том, что они имеют особые личные окончания, поэтому данные глаголы не относят ни к одному из спряжений.

Окончания глаголов дать, есть не совпадают ни с одним из спряжений: ед. ч.:

е[м], да[м]; ед[им], дад[им];

е[шь], да[шь]; ед[ите], дад[ите];

е[ст], да[ст]; ед[ят], дад[ут].

Разноспрягаемыми их назвать нельзя, так как разноспрягаемые глаголы спрягаются частично по I спряжению, частично по II, а у глаголов дать, есть свои, особые окончания в ед. ч.

4. Приведите по 2—3 примера переходных и непереходных глаголов.

Переходные глаголы:

смо­трю телевизор, слушаю тебя.

Непереходные глаго­лы:  

работать на компьютере, вспоминать о ней, ехать поездом.

5. В каком наклонении глаголы изменяются по временам?


Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, т. е. бывают в настоящем, прошедшем и будущем времени.

6. Как образуется форма условного наклонения? Как пишется частица бы с глаголами? Где она может находиться?

Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).

Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.

Частица бы с глаголами пишется раздельно.

7. В каких формах употребляются глаголы в повелительном наклонении? Какие ещё формы глагола могут использоваться для выражения побуждения к действию? Приведите примеры.

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа.

Украшай землю и жизнь! 

Пишите грамотно!

Повелительное наклонение может быть выражено формой 1-го лица множественного числа.

Вызволим птичку из клетки!

Повелительное наклонение может выражся формой 3-го лица единственного числа с помощью частицы пусть, давай (давайте).

Пусть птичка вылетит из клетки!

Давайте вызволим птичку из клетки!

Есть ещё один способ выражения повелительного наклонения через форму 3-го лица — с помощью частицы да. Этот способ применяется, когда хотят подчеркнуть значительность, торжественность высказывания.

Да будут помыслы чисты, а остальное всё приложится.

8. Что надо знать о правописании мягкого знака в повелительном наклонении глаголов?

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква ь. Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед -ся и -[те].

9. Какие глаголы называются безличными? Приведите примеры.

Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными.

Смеркается.

С вечера подморозило.

Её лихорадило от волнения.

Ответы по русскому языку. 6 класс. Учебник. Часть 2. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

Ответы по русскому языку. 6 класс

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №2. Контрольные вопросы и задания, с. 44 – 45

Контрольные вопросы и задания.

1. Что изучается в морфемике?

Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке — морфемике.

2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением. Например: звон/ить, звон/кий, пере/звон.

При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остаётся тем же самым. Например: звонить, звонит, звонят; телефон, телефона, телефону.

3. Как найти окончание и основу слова?

Окончание — зна́чимая часть слова, которая образует формы слова. Чтобы найти окончание, нужно изменить слово, изменяемая часть и есть окончание. Окончания можно выделить только у изменяемых слов. 

В основе слова заключено его лексическое значение. Неизменяемые слова состоят только из основы (например, наречие сегодня). В изменяемых словах основа — это часть слова без окончания. 

4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

Основа слова может состоять из корня, приставки и суффикса.

5. Покажите на двух—трёх примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.

Пере/лет/е/л[а] (окончание -а указывает, что глагол стоит в ж. р., ед. ч.; суффикс -л- указывает на прошедшее время, приставка пере- бразует глаголы со значением перемещения через какую-либо преграду).

Без/бреж/н[ый] (окончание -ый указывает, что это прилагательное м. р.; суффикс -н- образует прилагательное от существительного со значением общей характеристики; приставка без- образует слово со значением отсутствие качества, обозначенного корнем).

6. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.

Выравнивать — выровнять, заря — зорька, гореть — загар, опоздание — опаздывать; оспорить — оспаривать; порхать — вспархивать; звон — звенеть; копать — вскапывать; бросать — забрасывать, осмотреться — осматривать; дрогнуть — вздрагивать.


Друг — дружок; скакать — ска

чет, дразнить — раздражать; сладкий — наслаждение; брызгать — брызжет; брюзга — брюзжать; гости — угощать; увлекаться — увлечение.

7. Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.

В корне: лоб — лба, беру — брать.

В суффиксе: замочек — замочка, иголочек — иголочка.

В приставке: подзывать — подозвать, разбирать — разобрать.

8. Как различить, когда надо писать на конце приставки з, а когда — с?

В приставках на -з / -с перед звонкими согласными пишется з

, а перед глухими — с.

9. Как мы определяем, какую гласную надо писать в корнях -лаг- — -лож--раст- — -рос ?

В корне -лаг- — -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-.

В корне -раст- — -рос- безударная а пишется перед ст, щ. Слова-исключения: росток, отрасльростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав.

10. Какая буква — о или е — пишется, как правило, в корне слова после шипящих?

В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.

11. Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?

Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.

Буква ы после ц пишется:

  • в окончаниях и суффиксах;
  • в корнях слов-исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>