Материал не выбран
Телефон: | 8(34997) 6-64-88 |
---|---|
Бухгалтерия: | 8(34997) 6-64-88 |
Факс: | 8(34997) 6-64-88 |
» ФГОС начального общего образования
» ФГОС основного общего образования
» ФГОС среднего общего образования
С 1 сентября 2015 г. во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации в штатном режиме вводится федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт).
Стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644, и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Что такое «основное общее образование»?
Основное общее образование является одним из уровней общего образования (наряду с уровнями дошкольного, начального общего и среднего общего образования) и направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению) (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).
Где и в какой форме можно получить основное общее образование?
Основное общее образование можно получить:
- в образовательной организации в очной, очно-заочной, заочной форме;
- вне образовательной организации - в семье (семейное образование) (статьи 17 и 63 Федерального закона № 273-ФЗ).
Кроме того, обучающимся предоставлено право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации (пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ).
Какой срок установлен для получения основного общего образования в Российской Федерации?
В соответствии с пунктом 2 Стандарта, срок получения основного общего образования составляет пять лет.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования увеличивается не более чем на один год.
Каков порядок применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации основной общеобразовательной программы?
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ установлен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2.
Каким образом в Стандарте учтены национальные и этнокультурные особенности народов России?
Стандарт учитывает национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Учебные планы основных образовательных программ основного общего образования должны обеспечивать возможность изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливать количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Кроме того, согласно Стандарту предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной. Изучение данной предметной области должно обеспечить, в том числе, знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область может быть реализована через включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей, а также учебный предмет по выбору участников образовательных отношений и в рамках внеурочной деятельности.
Какие предметные области являются обязательными при реализации Стандарта?
В соответствии со Стандартом обязательными являются следующие предметные области:
«Филология» (учебные предметы «Русский язык. Родной язык», «Литература. Родная литература», «Иностранный язык. Второй иностранный язык»);
«Общественнонаучные предметы» (учебные предметы «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География»);
«Математика и информатика» (учебные предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика»);
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
«Естественнонаучные предметы» (учебные предметы «Физика», «Биология», «Химия»);
«Искусство» (учебные предметы «Изобразительное искусство», «Музыка»); «Технология» (учебный предмет «Технология»);
«Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» (учебные предметы «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»).
Является ли обязательным изучение второго иностранного языка?
Стандарт позволяет общеобразовательным организациям в рамках реализации образовательной программы основного общего образования (предметной области «Филология») вводить изучение второго иностранного языка как обязательного. При составлении своей основной образовательной программы школой может быть использован вариант учебного плана, предусматривающий изучение второго иностранного языка в качестве обязательного, при наличии соответствующего запроса родителей (законных представителей) обучающихся и необходимых условий в школе.
Что такое внеурочная деятельность?
План внеурочной деятельности - обязательный элемент организационного раздела основной образовательной программы общеобразовательной организации, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности для уровня основного общего образования.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает:
- план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов, детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т.д.;
- план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по учебным предметам программы основной школы, предметные недели и т.д.);
- план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т.д.);
- план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
- план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся);
- план воспитательных мероприятий и др.
На что должна быть направлена программа воспитания и социализации обучающихся?
Программа должна быть направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, в том числе:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения;
- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности;
- формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров, в том числе антикоррупционного сознания и норм здорового и безопасного образа жизни;
- развитие осознанных потребностей в занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;
- формирование экологической культуры.
Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа и человечество.
Какие требования Стандарт предъявляет к системе оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования?
Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования должна:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения образовательной программы;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
- обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения образовательной программы;
- предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга.
Из чего складывается итоговая оценка освоения обучающимися основной образовательной программы?
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, необходимых для продолжения образования.
При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы включает две составляющие:
- результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы;
- результаты государственной итоговой аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Итоговой оценке не подлежат ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
В ФГОС ООО внесены изменения Приказом Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 (зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915) в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) внесены изменения в целях его приведения в соответствие с законом «Об образовании в Российской Федерации».
В частности, в обновленном ФГОС ООО терминология приведена в соответствие с терминологией, используемой в Законе об образовании.
Закреплено, что основное общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме), а также вне организаций в форме семейного образования. Допускается сочетание различных форм получения образования и обучения.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным образовательным программам пятилетний срок получения основного общего образования увеличивается, но не более чем на 1 год.
Результаты освоения основной образовательной программы дополнены развитием мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Уточнено, что Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:
- даты начала и окончания учебного года;
- продолжительность учебного года, четвертей (триместров);
- сроки и продолжительность каникул;
- сроки проведения промежуточных аттестаций.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность (далее — организация), самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, который определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в формах, отличных от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Уточнены требования к результатам изучения истории, к структуре основной образовательной программы. В школьную программу по физкультуре включена подготовка к выполнению нормативов ГТО.
Допускается дифференциация содержания основной образовательной программы с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающая углубленное изучение отдельных учебных предметов и предметных областей. Расширена система методов и форм оценки знаний. В частности, включены испытания (тесты). Установлена норма обеспечения учебниками, не менее 1 учебника, в печатной и (или) электронной форме на ученика по каждому предмету, как обязательной части учебного плана, так и части формируемой участниками образовательных отношений.
Установлено, что организация должна иметь Фонд дополнительной литературы, который должен включать:
- отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу;
- научно-популярную и научно-техническую литературу;
- издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах;
- справочно-библиографические и периодические издания;
- собрание словарей;
- литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Организация также должна иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам.
Педагогические работники должны повышать квалификацию путем освоения дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (ранее — не реже 1 раза в 5 лет).
Закрепляется нормативно-подушевое финансирование реализации основной образовательной программы.
Начальная школа
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований: Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Что изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?
Переход на новый Стандарт проходит поэтапно. С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ (1 класс) введение Стандарта является обязательным.
Обращаем ваше внимание на то, что каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).
Продолжительность уроков в начальной школе:
в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
во 2-4 классах – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
в 1 классе – 33 учебные недели;
во 2-4 классах – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).
Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает: обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю; внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
Дата создания материала: 06-10-2015. История изменений