Образ Мирового дерева в сказках народов Забайкалья
Народные сказки — это настоящая сокровищница народной мудрости, меткого народного слова. Сказка — один из самых любимых жанров фольклора, потому что в ней не только увлекательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что сказка открывает читателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к народной культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Каждый раз, перечитывая знакомые сказки, открываешь для себя что-то новое. В третьем классе на уроках литературного чтения мы часто обсуждаем как изображено в мифах, сказках, песнях Мировое дерево. Нас заинтересовало, а как в сказках нашего Забайкалья описано Мировое дерево.
Проблема исследования — в каких образах представлен символ — Мировое дерево в фольклоре Забайкалья.
Гипотеза — в народных сказках Забайкалья Мировое дерево представлено в разнообразных образах
В начале нашего исследования мы провели опрос среди одноклассников и попросили изобразить Мировое дерево так, как они его себе представляют. Выяснилось, что ребята представляют Мировое дерево в виде обыкновенного дерева. Мы поставили перед собой задачу — выяснить, а всегда ли в фольклоре образ Мирового дерева именно такой.
Мы обратились к специальной литературе и выяснили, как в литературе объясняется смысл выражения «Мировое дерево».
Древо мировое — «космическое» древо, характерный для мифов образ, содержащий идею мира — «древо жизни», «древо плодородия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо», «шаманское древо», «мистическое древо», «древо познания». Крона Мирового дерева достигает небес, корни (у которых течет священный источник) — мира мертвых, ствол и ветви охватывают земное пространство. В его корнях обитают Змей и нечистые духи, а вершина связывается с Богом, небом, Солнцем и птицами. С его помощью можно переходить из одного мира в другой (в мир предков, в небесный мир).
Располагается Мировое древо в фольклоре обычно на горе, посреди моря, в чистых полях близ дороги, у хозяина на его дворе.
С помощью Мирового Древа описываются деление года на сезоны, месяцы, недели, дни.
Часто Мировое Древо связывают с элементами стихий. Например, древние греки и большинство европейцев выделяли четыре элемента: огонь, землю, воду, воздух. Древо было связано со всеми стихиями. Оно укоренено в земле, от плодородия зависит его питание. Его поят дожди и подземные воды. Ствол и крона дерева простерты в воздухе, а солнце, всегда связанное с огнем, дает ему жизненную энергию.
Мировое Дерево отражено в культуре разных народов, в искусстве: в играх, в живописи, орнаменте, скульптуре, архитектурных сооружениях, обрядах, ритуалах, в философии, в науке.
Образ Мирового дерева в сказках представлен во множестве деревьев разных пород.
В энциклопедии «Русская мифология» [1] мы нашли интересные факты: береза в народных сказках обозначала центр мироздания, а также служила символом связи с миром мертвых, яблоня и молодильные яблоки являлись символом плодородия, верба — здоровья, красоты. Дуб символизировал связь трех миров — верхнего, земного и нижнего. Символом памяти и воспоминания являлись липа, черемух; а вечности жизни, идеи обновления и смерти — хвойные деревья. Орешник выступал как символ справедливости. Аналогами Мирового древа могут выступать чудесные бобы и виноградная лоза, стебли которых достигают неба.
Как и у большинства символов, у Мирового дерева есть знаки, которые в известной мере замещают его в некоторых текстах или подчёркивают отдельное свойство дерева. Такими символами в сказках является столб, мировая гора, дорога, церковь с тремя верхами, три терема, корабль, лестница, арка, город.
В ходе нашего исследования мы прочитали русские и бурятские народные сказки Забайкалья и выяснили, что и в них, также как в сказках центральной России присутствует образ Мирового дерева.
В сказке «Бурка, Каурка и синегривый конь» Мировое древо представлено в образе царского терема. Персонаж сказки, царевна, сидела в тереме каждый раз на этаж выше.
В волшебной сказке бурятского народа «Мэргэн Зорикто» юноша идет на поиски бурхана и по пути помогает всем нуждающимся. Мы считаем, что образом Мирового древа является дворец бурхана, «…весь из золота и серебра, крышей в небо упирается…».
А в сказке «Серебряный хухэнэк» главный герой, бедняк, побывал в гостях в доме Мороза. А серебряный дом стоял на высокой горе, куда ни зверь, ни птица не доберутся. Эта гора и есть Мировое дерево. Этот же образ мы нашли в сказке «Хозяин горы». Здесь рассказывается о борьбе мудрого отшельника с жестоким богачом, который держал бурятский народ в страхе.
Столб на развилке дорог в сказке «Ванюшка, волк и Каша Бессмертный» также является примером Мирового древа, как пограничный столб между миром живых и миром мертвых. Также как в сказке «Иван-царевич и серый волк» на этом столбе была надпись о том, что ожидает героя на той или иной дороге.
Мировое дерево в образе березы как символ связи с миром мертвых описано в сказке «Блюдечко золото и яблочко налито». Яблоня как символ женской судьбы присутствует в сказках «Про Буренушку-коровушку и Трое ножку — бычка» и «Медвежья яблочка».
В сказке «Ореховая веточка» мы прочитали про орешник. Славяне верили, что орешник помогает восстановить справедливость. Ветка этого растения помогла главной героине восстановить несправедливость и наказать завистливых сестер.
В сказке «Деревянный журавль» мы увидели образ Мирового дерева в виде высокой башни, где была заточена царевна
В ходе исследования мы выяснили, что в сказках нашей малой родины действительно присутствует образ Мирового древа. Оно представлено в изученных нами сказках в виде березы, орешника, золотых яблоках и яблоньки. А также встречается в местных сказках и в образе дороги, придорожного столба, высокого терема и башни.
Литература:
-
Русская мифология: Энциклопедия — М.
:Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007 г. - Русские сказки Забайкалья: Сборник /Подготовка текстов, статья и коммент. В. П. Зиновьева. — Иркутск: Восточно — Сибирское книжное издательство, 1989 г.
- Русские сказки Восточной Сибири: Сказки. — (Составление тома, подготовка текста, комментарий и предисловие доктора филоогических наук, проф.Е. И. Шастиной). — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство,1985.
.№ п/п | ОБЪЯСНЕНИЕ МАТЕРИАЛА | ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Постановка проблемы. Учитель: Добрый день, дорогие юные художники! Я очень рада видеть вас сегодня бодрыми и веселыми. Вы готовы к творческой работе? Но для того, чтобы начать урок, нам нужно сначала узнать, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать, и что будем рисовать. На этот вопрос вам поможет ответить кроссворд. Если вы правильно его разгадаете, то в горизонтальной желтой строке прочитаете тему урока. Итак, приступим? .
И лесник, и лесоруб с ним знакомы. Это…(дуб)
А в один из теплых дней май сережки дарит ей (береза)
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
В дождь осенний и в капель не снимает шубу (ель).
А о чем она грустит, никому не говорит. (Ива)
Учитель; Итак, о чем же мы сегодня будем говорить? Правильно, о деревьях. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Актуализация темы. Учитель: Вы согласитесь со мной, если я скажу, что деревья играют в жизни людей особую, очень важную роль? Давайте рассмотрим таблицу о деревьях. — Деревья согревают сельских жителей в зимнюю стужу. Как они это делают? (Дрова, стены домов) — Деревья дают прохладу в летний зной. Каким образом? (Тень) — Деревья питают нас. Чем питают? (Фрукты, орехи) — Деревья помогают нам дышать. Каким образом? (Вырабатывают кислород) — Дерево является сырьем, то есть из дерева изготавливают много полезных вещей. Каких именно? (Мебель, тетради, инструмент) — Деревья украшают нашу жизнь. (Цветущие деревья) Вот видите, сколько полезных свойств деревьев мы перечислили. И это еще далеко не полная картина. Люди получали от деревьев, от леса почти все, что было им необходимо для жизни. Лес – источник пропитания и материальных благ. Деревья во все времена были для людей источником вдохновения и центровым образом в народных преданиях, сказах, песнях, играх и загадках. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Объяснение материала. Учитель: Назовите знакомые вам сказки, стихи в которых рассказывается о необычных, фантастических деревьях. (Чудо-дерево Чуковского, Дуб у Лукоморья А. С. Пушкина, яблоня в сказке «Гуси-лебеди» и др.) В сказках деревья разговаривают, помогают героям, защищают их, преграждают им дорогу. На них растут необычные чудо плоды (молодильные яблоки, булки, калоши, книжки). В ветвях этих деревьев живут сказочные, фантастические герои (Соловей-разбойник, кот ученый, русалки, жар-птица). В некоторых легендах и сказаниях мы можем встретить даже такие деревья, по которым можно подняться на небо, как по лестнице. Давайте рассмотрим картину В.Иванова «Страж севера». Что здесь необычного вы видите? Деревья кажутся живыми, их ветви больше похожи на руки. Они смотрят на воина и что-то ему говорят. — Что они говорят? (Чтобы не ходил дальше, там его ждут опасности) — Так кто же в этой картине является стражем Севера? (Деревья) | Всеволод Иванов «Страж Севера»2006 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Учитель: Давайте теперь мысленно подойдем к большому ветвистому дереву, растущему в лесу. Что мы увидим? Вокруг него просто кипит жизнь. В кроне дерева вьют гнезда и поют песни различные птицы, снуют по ветвям и живут в дуплах небольшие животные, такие, как белки, бурундуки, ствол дерева и его ветви просто заполнены спешащими куда-то различными насекомыми (муравьями, жучками, пчелами, гусеницами, кузнечиками и пр.). В дуплах и норках находят себе приют мелкие животные, такие как мышки, зайчики, горностаи. Возле больших деревьев обитают также и крупные животные – олени, козы, кабаны, лисы, тигры, медведи. Все они находят себе здесь пропитание и логовище. Объединяя вокруг себя такое множество живых существ, оно и само, будучи живым и растущим, представляет собой как бы свой обособленный мир, со своими обитателями, со своим укладом и законами. Давайте представим себя маленькими муравьями, живущими на этом дереве. Каким мы увидим наше дерево? Оно станет для нас огромным миром, ветви его – дорогами, кора – горами и долинами. Что еще вы представили себе? Рассказы детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Учитель: Постепенно в традициях самых разных народов стало складываться символическое отождествление дерева со всей вселенной, или, по крайней мере, с тем миром, где жили люди. Возник образ, воплощающий универсальную модель мира, образ Мирового дерева или Мирового древа. Этот образ мы встречаем в мифах, сказках, песнях самых разных народов. И во всех этих сказаниях есть общие черты. Татьяна Зеленченко в своей картине «Мировое дерево» изобразила его таким, каким представляли себе его наши предки. Они считали, что мир – это огромное дерево, которое является центральной осью всей Вселенной. Эта ось объединяет вокруг себя все – и планеты, и животных, и птиц, и людей, и, даже сказочные, мифические существа. Верхняя часть дерева (крона) олицетворяет небесное царство, где находятся Ангелы, птицы, небесные светила (солнце, луна и звезды). Ствол этого дерева представляет собой земное царство, где живут люди, животные, а нижняя часть дерева – корни, считалась прообразом подземного царства мертвых и местом обитания змей, червей и ящериц. Образ Мирового дерева встречается в мифах многих народов мира. Одним из самых известных из них является древнескандинавский ясень Иггдрасиль. | Татьяна Зеленченко «Мировое дерево» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Сообщение уч-ся: В древнескандинавской мифологии говорится о ясене Иггдрасиле, Древе Вселенной. Учитель: В русском народном искусстве мы так же встречаемся с образом Мирового дерева. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Сообщение уч-ся: В произведениях русского народного искусства Древо жизни или Мировое дерево является одним из любимых сюжетов. Его изображают в виде разветвлённого растения с яркими, красивыми цветами, разнообразными плодами и листьями, с причудливыми птицами, сидящими на ветвях. Растет оно на острове Буяне (другое его название – Ирий или рай), который находится среди океана. Возле этого дерева часто изображают копытных животных – коней, оленей. В древней рукописи XIV века мы читаем о нем: «Древо то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоуханье, а от корня его текут млеком и медом 12 источников» Изображение Дерева с птицами или Дерева жизни связывалось с представлением людей о могуществе сил природы, и о зависящем от нее благополучии человека и его счастья. Учитель: А теперь давайте внимательно рассмотрим еще одно изображение Мирового дерева. Дерево могучее, в густой кроне которого живут те же райские птицы с женскими головами, а так же голуби и павлин. В корнях дерева мы видим уже знакомого нам змея и золотого орла, положившего свои яйца в гнезде. Но что необычное мы видим здесь? Ствол дерева раздвоен и имеет два лица, как бы мужское и женское начало. Как вы думаете, что олицетворяет это дерево? Правильно, семью или род, как основу мироздания. | Городецкая роспись Виктор Корольков «Сад Ирий» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Сообщение уч-ся: Мировое Древо – это и родовое дерево, символ бесконечности и повторяемости жизни, отражение размышлений людей о бессмертии человечества – как семя, брошенное в землю, снова возрождается к жизни, так и человек, умирая, продолжает жить в своих потомках. Нижний уровень Навь (корни, прошлое) — предки Срединный Явь (настоящее, ствол) – люди, живущие сегодня Высший – Правь (ветви. будущее) — потомки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. | Учитель: Мировое дерево может представлять собой так же и образ времени. «У меня есть дерево, в нем двенадцать веток, на каждой ветке тридцать листьев, одна сторона у листа черная, а другая – белая». Сообщение уч-ся: Мировое дерево в некоторых случаях может отражать представления людей о быстротечности времени, чередовании периодов жизни человека – детство, юность, зрелость, старение и смерть (навь, явь и правь). Оно является так же и символом воскресения (пробуждение деревьев после зимнего сна). С помощью Мирового дерева описывается деление года на сезоны, месяцы, недели, дни: «Стоит дерево, у этого дерева двенадцать отростков, у двенадцати отростков по четыре прута, у прута по шести кистей, седьмая — золотая» | Палехская шкатулка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. | Учитель: Итак, мы сегодня познакомились с различными образами Мирового дерева. А сейчас перейдем к практической работе. Прежде всего, вам нужно поделиться на 4 подгруппы. Каждая группа выбирает свой образ Мирового дерева, над которым она будет работать. Рисунки будете выполнять на листах ватмана А-2 красками и восковой пастелью. В работе разрешается использовать методы аппликации и коллажа. Вашей задачей является не только нарисовать образ дерева, но и рассказать небольшой рассказ о нем. Самостоятельная работа в группах Выполнение рисунков, составление рассказов. Подведение итогов. После завершения работы каждая группа представляет свои рисунки и сопровождает показ коротким рассказом. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | Рефлексия. Вы сегодня все хорошо поработали.
На кружочке, который вы выбрали, поставьте оценку своей работе по пятибалльной шкале. Кружочки опустите в шкатулочку. |
Деревья в литературе | ХЕЛБЛИНГ
16 октября 2020 г. Нора Вюнш-Надь
Когда мы думаем о проектном чтении, всегда полезно обратиться к миру природы. Это не только дает нам возможность поговорить об окружающей среде, но также имеет культурные и литературные последствия, которыми могут воспользоваться наши студенты. В этом посте мы рассмотрим деревья и их симбиозную связь с человеческой жизнью и искусством в частности.
Деревья существуют дольше, чем мы, и всегда были частью нашего культурного наследия (вспомните только древо познания в Книге Бытия и древо жизни в Каббале). Здесь мы выбрали четыре примера из литературы, в которых дерево имеет либо культурное, либо символическое значение. Мы также добавили вопросы для обсуждения и советы по расширению словарного запаса. В этом посте мы ориентируемся в основном на учащихся среднего уровня, но как только вы поймете идею, вы можете найти другие примеры и адаптировать эти идеи к любому другому уровню.
Сборник рассказов и тезисов для младших школьников и подростков можно найти в нашем предыдущем посте о деревьях:
- Деревья в рассказах
Известные деревья
Каштан в
Джейн Эйр Шарлотты Бронте«Прежде чем я утром встала с постели, маленькая Адель прибежала сказать мне, что большой конский каштан в конце сада Ночью в него ударила молния, и половина ее откололась».
Каштан в Джейн Эйр можно понимать как символ отношений Джейн и Рочестера. Джейн находит покой под деревом, именно здесь они обручаются, и в ту же ночь дерево поражает молния и разрезается на две части. Тем не менее, он все еще связан своими корнями. Подобно двум половинкам дерева, Джейн и мистер Рочестер разделяются после этого события, но остаются связанными под поверхностью, пока снова не найдут друг друга.
О дереве
- Чем конские каштаны отличаются от сладких каштанов?
- Опишите каштан.
- Что такое конкер?
- Как ты играешь в конкеры?
По теме
- Какие еще символы любви и отношений вы можете придумать?
- Что вы чувствуете, когда стоите под большим деревом? Закройте глаза и вспомните это ощущение. Затем опишите это партнеру.
Гремучая ива в рассказах о Гарри Поттере
Гремучая ива — большое дерево на территории Хогвартса. Это волшебное дерево, которое может быстро двигать своими конечностями (ветвями), чтобы отпугнуть людей. Он делает это, чтобы защитить секретный проход, ведущий из Хогвартса в Визжащую Хижину, таинственный дом в соседней деревне Хогсмид. Ива нападает на людей только тогда, когда чувствует угрозу, поэтому ее агрессия также является актом самозащиты.
О дереве
- Опишите иву или плакучую иву.
- Для чего используется древесина ивы?
- Что означает слово «ухом»? (Если вы не знаете, что оно означает, подумайте о звучании этого слова, о чем оно заставляет вас думать?)
- Знаете ли вы какие-нибудь подражательные слова движения, такие как «ухум»?
По теме
- Можете ли вы вспомнить какие-нибудь другие волшебные деревья или деревья с человеческими характеристиками? («Властелин колец» — Древесная борода, Бабушка Уиллоу в «Покахонтас», Жабое дерево в «Лабиринте Фавна»).
- Шекспир изображает ивы в «Гамлете» и «Отелло» в трагические моменты, найдите отрывки и сравните их.
Ведьмин вяз в Ховардс-Энд Э.

Действие романа происходит в Лондоне и в доме под названием Говардс-Энд в английской сельской местности. Оба места символизируют разные идеи. Ховардс-Энд выступает за традиции и социальную стабильность, тогда как Лондон представлен как оживленный город, где процветают культура и бизнес. Мы читаем о Говардс-Энде и окружающем его саду в первой главе, и ведьмин вяз у дома становится частью образа сельской местности. В рассказе дерево также представлено как «товарищ» женщин:
«Это был товарищ, склонившийся над домом, сила и авантюра в его корнях, но в его крайних пальцах нежность, и обхват, который не мог бы охватить дюжина мужчин, стал в конце концов исчезать до бледных бутонов казалось, парил в воздухе. Это был товарищ».
О дереве
- Вязы вич (произносится как ведьмины вязы) были одними из самых распространенных деревьев на Британских островах, но были уничтожены голландской болезнью вязов. Прочтите о дереве и узнайте о его важности в природном цикле.
- С чем связаны вязы ведьмы в мифологии и народных сказках?
О теме
- Дерево олицетворяет связь человека с природой и более традиционным, стабильным миром. Найдите другие подобные примеры в искусстве или литературе и представьте их классу.
- Согласно фольклору, если бы в вязе ведьмины были найдены свиные зубы, то жевание его коры излечивало бы зубную боль. Какой еще фольклор, связанный с деревьями, вы можете найти?
Советы по фильмам
Посмотрите классическую экранизацию романа Джеймса Айвори с Энтони Хопкинсом, Эммой Томпсон и Хеленой Бонэм-Картер в главных ролях. Последней адаптацией стал мини-сериал с Хейли Этвелл и Мэттью Макфейденом в главных ролях.
Сучковое дерево в «Убить пересмешника» Харпер Ли
Затворник Бу Рэдли оставляет подарки соседним детям Скауту и Джему Финчу в сучковом отверстии дуба возле своего дома. Изначально дерево символизирует дружбу и принятие разнообразия, однако, когда узел зацементируется, все меняется и становится метафорой нетерпимости и страха горожан.
«В конце участка Рэдли стояли два живых дуба; их корни уходили в боковую дорогу и делали ее ухабистой. Что-то в одном из деревьев привлекло мое внимание.
Из сучка торчала фольга- отверстие чуть выше уровня моих глаз, подмигивая мне в лучах полуденного солнца. Я встал на цыпочки, еще раз поспешно огляделся, засунул руку в отверстие и вытащил два кусочка жевательной резинки без внешней обертки».
О дереве
- Что такое «сучки» на деревьях и почему они образуются? Что такое узловые отверстия?
- Дубы — одни из самых любимых деревьев. Что они символизируют? Найдите примеры из разных культур на протяжении всего времени.
- Представьте, что вы дуб, опишите себя.
О теме
- Одной из тем романа являются предрассудки и страх. Какие еще романы, в которых говорится о предрассудках, вы читали? Поделитесь примерами в классе.
- Посмотрите онлайн обложки разных изданий Убить пересмешника .
Что общего у многих из них?
Подробнее о деревьях
Это лишь некоторые из наших любимых примеров. Попросите своих учеников предложить свои собственные и найти цитаты и объяснения используемой символики.
Вот несколько идей для начала:
- Великое дерево Гроуби в Конец парада Форд Мэдокс Форд
- Баобаб в Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери
- Небесное дерево в Дерево растет в Бруклине Фрэнси Нолан
- Липа в The Dead Джеймса Джойса
И, конечно же, ни один список литературных деревьев не был бы полным без Дарующее дерево из одноименной книги Шела Сильверстайна.
10 лучших стихотворений о лесах и деревьях – Интересная литература
ЛитератураВеличайшие стихи о лесах, выбранные доктором Оливером Тирлом
Ищете классические стихи на тему леса? В этом посте мы выбрали десять лучших стихотворений о деревьях и лесах, написанных одними из самых известных поэтов во всей английской литературе. Они варьируются от стихов, действие которых происходит в символических садах, до стихов об очень конкретных деревьях, которые были срублены, до стихов о деревьях, которые наводят на мысли о смертности и краткости жизни.
1. Уильям Блейк, «Ядовитое дерево».
А я его в страхах поливал.
Ночь и утро со слезами моими:
И я загорала с улыбками.
И с мягкими коварными уловками.
И росло и днем и ночью.
Пока не родилось яркое яблоко.
И мой враг узрел его блеск.
И он знал, что это мое…
Изначально Блейк дал «Ядовитому дереву» название «Христианское терпение». Говорящий в стихотворении рассказывает нам, что, когда он был зол на своего друга, он просто сказал своему другу, что он раздражен, и это положило конец его плохому настроению.
Но когда он разозлился на свою враг , он не выразил свою обиду этому врагу, и поэтому гнев рос. Смысл этого «ядовитого дерева» в том, что гнев и ненависть начинают разъедать самого себя: ненависть всегда обращается внутрь, разлагаясь в ненависть к себе. Затаенная вражда и негодование, которые испытывают обе стороны, не только унижают другую сторону, но и возвращаются к носителю: ненависть разъедает нас так же сильно, как и наших врагов.
Тот факт, что говорящий «зажег» свое дерево улыбками (потому что мы говорим о солнечных улыбках, а и солнце, и улыбки — это , сияющий и т. д.) означает, что, если мы будем вести себя дружелюбно и двулично по отношению к нашим врагам, это ядовитое дерево будет расти так, как мы едва понимаем…
2. Джерард Мэнли Хопкинс, «Тополя Бинси».
Мои осины милые, чьи воздушные клетки подавили,
Подавили или погасили листьями скачущее солнце,
Все срублено, срублено, все срублено;
Из свежего и следующего свернутого ряда
Не пощадили, ни одного
Который качался в сандалиях
Тень, что плыла или тонула
На лугу и на реке и на ветреном бурьяне-извилистом берегу…
Так начинается это трогательное стихотворение о вырубке любимых деревьев. Хопкинс (1844-89) был побужден написать это стихотворение после того, как услышал о вырубке нескольких тополей в Оксфорде в 1879 году. К концу все тополя исчезли: «Все срублены, срублены, все срублены».
«Тополя Бинси» не публиковались до 1918 года, как и многие работы Джерарда Мэнли Хопкинса. Вскоре после этого тополя были пересажены. В 2004 году их снова срубили, но только для того, чтобы заново посадить. Как отмечается на веб-сайте Бодлеана, «стихотворение стало частью успешной кампании по пересадке деревьев». сообщение.
Конец этого стихотворения немного напоминает нам песенность некоторых стихов Кристины Россетти; нечасто Хопкинс напоминает нам о Россетти, но в повторении фраз и движении строк есть что-то, что вызывает здесь не только стихотворение, но и песню.
3. А. Э. Хаусман, «Самое прекрасное из деревьев, вишня сейчас».
Красивейшее из деревьев, вишня теперь
Висит в цветах вдоль ветки,
И стоит на лесной аллее
В белом на Пасху.
Теперь, из моих шестидесяти лет и десяти,
Двадцать больше не придет,
И возьми из семидесяти весен десяток,
Мне остается только еще пятьдесят…
Так начинается одно из наиболее широко антологизированных стихотворений А. оратор размышляет о том факте, что в возрасте 20 лет ему осталось только 50 из его шестидесяти лет. Поскольку времени мало, он оценит цветение сакуры, пока он рядом.
Обстановка пасхального времени в стихотворении («Пасха») напоминает нам о весне, когда расцветает вишня, но белизна вишневых деревьев (одеваться в белое на Пасху — христианская традиция; здесь природа, кажется, переняла обычай ) также предполагает чистоту, свежие начинания и возрождение, вещи, связанные с весной (и возрождение, очевидно, является центральной частью пасхальной истории).
Это стихотворение взято из первого самоизданного тома А. Э. Хаусмана «Парень из Шропшира » (1896 г.).
4. Редьярд Киплинг, «Путь через лес».
Перекрыли дорогу через лес
Семьдесят лет назад.
Погода и дождь снова все испортили,
И теперь никогда не узнаешь
Когда-то была дорога через лес
До того, как посадили деревья.
Он под перелеском и вереском,
И тонкие анемоны…
В этом стихотворении заново открывается дорога через лес и раскрывается ее старое значение. Стихотворение Киплинга наполнено символизмом: намекает ли эта лесная дорога на связь с нашим собственным прошлым (и нашим детством) или с коллективным прошлым, к которому сейчас едва ли можно вернуться? Часть силы стихотворения заключается в его двусмысленности.
5. Роберт Фрост, «Остановка в лесу снежным вечером».
Одно из самых любимых стихотворений Фроста, если не самое любимое из , «Остановка у леса», как и «Темный дрозд» Харди, действие которого происходит в зимний вечер, но уходит дальше в лес, чем Харди ( который просто опирался «на ворота перелеска»).
Мороз проходит однажды зимним вечером в лесу и говорит нам, что, по его мнению, в деревне неподалеку живет человек, владеющий лесом. Так что хозяин не заметит, что Мороз заглянул понаблюдать за падающим на деревья снегом. Все тихо, кроме мягкого ветра и легкого шума снегопада.
Стихотворение словно напоминает нам, что даже наша, казалось бы, самая чистая встреча с реальностью природы опосредована столь же реальным миром экономических и правовых механизмов: эти леса не просто «природа», они принадлежат кому-то. кто имеет полное право считать Фроста нарушителем.
Здесь мы подробно проанализировали стихотворение Фроста.
6. Эдвард Томас, «Аспенс».
Название этого стихотворения говорит нам о том, о чем оно, а именно о том, как осины качаются из стороны в сторону днем и ночью, в любую погоду. Томас видит в непрерывном движении деревьев метафору человеческих усилий: как и у осин, у нас нет другого выбора, кроме как идти вперед. В ней чудные строки:
Шепот осин не тонет,
И над сумрачным стеклом и безногой дорогой,
Пусто, как небо, со всеми остальными звуками
Не переставая, зовет свои призраки из своего жилища,
Безмолвная кузница, безмолвный постоялый двор, и не терпит неудачу
В голом лунном свете или в густом мраке,
В буре или в ночи соловьев,
Превратить перекресток в призрачную комнату…
Эдвард Томас написал «Осины» в июле 1915 года и отправил своему другу и наставнику, американскому поэту Роберту Фросту. Хотя стихотворение якобы посвящено осинам, одна из вещей, которая делает поэзию Томаса такой полезной для повторного посещения, — это то, как он тонко включает скрытые значения, едва осознаваемые глубины в то, что кажется очень простыми стихами о природе. Что значит, например, то, что Фома сказал об осинах: «пока у них и у меня есть листья». Они и я ?
7. Х. Д., «Оред».
Хильда Дулиттл (1886-1961), которая публиковалась под инициалами Х.Д., когда-то называлась «совершенной имажинисткой» и воплощала в себе ключевые принципы и манифест недолговечного имажинистского движения в поэзии.
Ореад — нимфа гор и долин, и в этом коротком шедевре Х. Д. Ореады — рассказчики поэмы, романтически (эротически?) приглашающие море «закружиться» и омыть горы и скалы. Говорящий дает морским деревьям как бы: она просит морские «остроконечные сосны» кружиться над скалами, точно так же, как эти «еловые лужи» принадлежат морю, а не хвойным деревьям, уже стоящим на суше. Деревья становятся морем, а морские деревья. Союз между водой и землей, которого желает говорящая, уже произошел в ее уме и в ее образах.
8. Джойс Килмер, «Деревья».
Я думаю, что никогда не увижу
Стихотворение прекрасное, как дерево.
Дерево, чей голодный рот перст
Против сладкой текущей груди земли;
Дерево, которое весь день смотрит на Бога,
И поднимает лиственные руки, чтобы молиться…
Килмера (1886-1918) больше всего помнят благодаря этому короткому стихотворению со знаменитым открывающим двустишием: «Я думаю, что никогда не буду см. / Поэма, прекрасная, как дерево.» Но «Джойс» на самом деле был человеком, полное имя которого было Альфред Джойс Килмер; он был убит во Второй битве при Марне 19 июля.18 лет, всего 31 год.
Тон романа Джойс Килмер «Деревья» беззаботный, как видно из последнего двустишия: стихи — глупость по сравнению с природой, но природа — воплощенная в стихотворении рядом с деревом — выше, потому что это работа Бога. Бог несколько раз упоминается в стихотворении Килмера: «только Бог может создать дерево», но ранее «Дерево, которое смотрит на Бога весь день». Бог и Природа находятся в гармонии; стихи и поэты — тривиальные вещи по сравнению с ними.
9. Филип Ларкин, «Деревья».
Это впервые появилось в последнем томе Ларкина, High Windows , в 1974 году. Наряду с его резкими сардоническими стихами о аспектах современной жизни, Ларкин был также великим поэтом-натуралистом, а «Деревья» — прекрасным кратким лириком. о смене времен года, но и о том, что каждая весна — это не только возрождение, но и напоминание о смерти. В конце концов, возраст дерева «записывается в кольцах зерна».
В конце концов, деревья только кажутся что-то говорящими: Ларкин знает (он, как говорится в названии одного из его ранних сборников стихов, «Меньше обманутого»), что он проецирует человеческие качества на нечеловеческие деревья. , и что он видит в них символ человеческого отношения к смерти, смертности и стойкости, несмотря на знание того, что мы все стареем, год за годом.
Здесь мы проанализировали это стихотворение.
10. Сильвия Плат, «Зимние деревья».
В этом стихотворении Плат выглядывает и наблюдает за деревьями зимой, завидуя их несложной жизни (особенно их сексуальной жизни: «аборты» и «разврат» им неизвестны, и они с легкостью размножаются) и все же не находя утешения или облегчение от собственной беспокойной жизни, наблюдая за ними. Прекрасное, мрачное стихотворение.
Для более классической поэзии мы рекомендуем The Oxford Book of English Verse
— пожалуй, лучшая поэтическая антология на рынке. Продолжайте исследовать мир поэзии с помощью наших советов по внимательному чтению поэзии, этих обязательных поэтических антологий и этих классических стихов о садах.
Автор этой статьи, доктор Оливер Тирл, литературный критик и преподаватель английского языка в Университете Лафборо. Среди прочего, он является автором книги «Секретная библиотека: путешествие книголюбов по историческим курьезам» .