- Контрольная работа по литературному чтению, 3 класс. | Материал по чтению (3 класс):
- Работа с текстом. Контрольные работы по чтению. 3 класс УМК «Перспектива»
- Отношения Вопрос-Ответ (QAR) | Стратегии в классе
- Какова стратегия отношений вопрос-ответ?
- Зачем использовать стратегию отношений вопрос-ответ?
- Как использовать стратегию отношений вопрос-ответ
- Посмотрите пример в классе: отношение вопрос-ответ
- Посмотрите пример в классе: инструкция по стратегии чтения — отношение вопрос-ответ (5–6 классы, весь класс)
- Посмотрите пример в классе: инструкция по стратегии чтения — отношение вопрос-ответ (для всего класса)
- Сбор ресурсов
- Дифференциальное обучение
- Расширение обучения
- Связанные стратегии
- См. исследование, подтверждающее эту стратегию
- Детские книги для использования с этой стратегией
- Комментарии
- Семь стратегий обучения учащихся пониманию текста
Контрольная работа по литературному чтению, 3 класс. | Материал по чтению (3 класс):
Административная контрольная работа по литературному чтению
за 1 полугодие,3 класс
Вариант – 1
Ф.И.___________________________________________Дата ____________
Росла в лесу дикая яблоня. Осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко. Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось.
Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать. И лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.
Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится».
Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.
Загордилась яблонька в саду: «Должно быть, я редкое дерево, — думает она, — когда меня из лесу в сад перенесли». Не знала она, что попала в школу.
На другой год пришёл садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать. Задрожала яблонька и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала». Срезал садовник всю зелёную верхушку деревца, оставил один пенёк, да и тот ещё расщепил сверху. В трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони. Закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепку колышками и ушёл.
Яблонька была молода и сильна. Она скоро срослась с чужой веточкой.
Пьёт веточка соки сильной яблоньки и растёт быстро: выкидывает почку за почкой, лист за листком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, Через три недели зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами.
Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зелёная завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!
И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги для прищеп.
По К. Ушинскому (240 слов)
1.Определи жанр произведения.
1. сказка
2. рассказ
3. стихотворение
2. Какое языковое средство использует автор, описывая дикую яблоньку?
1.сравнение
2. рифмы
3. олицетворение
3.Укажи, сколько яблонька росла в лесу.
1. пять лет
2. три года
3.один год
4.Какие плоды давала дикая яблонька, когда она росла в лесу?
1. рассыпчатые
2. кислые
3. сладкие
5. Для чего садовник выкопал в лесу дикую яблоньку?
1. Чтобы любоваться её красотой.
2.Чтобы посадить её под своим окном.
3. Чтобы привить к ней побег хорошей яблони.
6. Укажи наиболее подходящее заглавие к тексту.
1. Однажды в лесу.
2.История одной яблоньки.
3.Я совсем пропала!
7. Восстанови последовательность пунктов плана.
А) Спасение зёрнышка дикой яблоньки.
Б) Чужая веточка.
В) Дикая яблонька в саду.
Г) Новые плоды.
Ответ: ______________________________________________________________________________
8. В какое время года зёрнышку дикой яблоньки удалось спрятаться в землю?
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Что сказал садовник, увидев в саду дикую яблоньку? Выпиши слова садовника из текста.
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Выпиши из текста предложение, подтверждающее бережное отношение садовника к дикой яблоньке.
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Используя текст произведения, восстанови предложение.
Ответ:__________________ садовник всю зелёную верхушку деревца,_________________________
один пенёк, да и тот ещё _______________ сверху.
12. Понравился тебе данный текст и чем?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант -2
Ф.И.______________________________________________Дата____________
Не так уж редко бывает в ноябре такая погода, когда вовсю старается метель, в завывании ветра, кажется, тонут все звуки. И не сразу обратишь внимание на перезвон каких-то крошечных колокольчиков, пробивающихся сквозь вой и свист. Прямо над головой на голых ветвях расселось около сотни небольших, величиной со скворца, птиц. У каждой гладко зачёсанный назад хохолок, на хвосте жёлтая лента, а на крыльях ярко-красные лакированные пластиночки. Таких больше ни у кого нет.
То одна из них, то другая перелетают на соседнюю рябину. С поспешностью срывают чуть примороженные ягоды и проглатывают целиком. А то и вся стая разом начинает пир, а потом снова усаживается на прежнее место, и снова звенят колокольчики. Можно подумать, что на полдня наелись. Но проходит десять — пятнадцать минут, и всё повторяется снова.— Это северные кочевники — свиристели.
Не одни свиристели пируют на рябине. И снегирям рябина по душе. Но если свиристели глотают всю ягоду, то снегирь деловито срывает одну за другой, раздавливает коротким клювом и с наслаждением поедает только семена.
В березняках ветром несёт необычную метель: неслышно устилают тропинку желтоватые чешуйки берёзовых серёжек. Десятки маленьких птиц молча и торопливо шелушат их на самых вершинах высоких берёз. Вдруг со звоном «чёт-чёт-чёт-чёт…» все садятся на то же самое дерево. Чечётки… Подвесившись на концах тонких веточек, теребят красноголовые чечётки берёзовые серёжки, шелушат ольховые шишечки.
По Л. Семаго (214 слов)
1.Определи жанр произведения.
1. рассказ
2. сказка
3. басня
2. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
1. зимой
2.осенью
3. весной
3.Какой промежуток времени между приёмами пищи у свиристелей – кочевников?
1. один час
2.полдня
3.10 – 15 минут.
4. Чем любят лакомиться чечётки?
1. берёзовыми серёжками и ольховыми шишечками
2.примороженными ягодами рябины
3. сухой травой
5. Какие птицы глотают ягоды рябины целиком?
1. свиристели
2.снегири
3. чечётки
6. Укажи наиболее подходящее заглавие к тексту.
1. На рябине.
2. Так уж бывает.
3. Пернатые кочевники.
7. Восстанови последовательность пунктов плана.
А) Пир на соседней рябине.
Б) Чечётки прилетели.
В) Кто- то ягоду глотает, а кто – то с наслаждением поедает.
Г) Перезвон колокольчика в завывании ветра.
Ответ: __________________________________________________________________
8. О каких колокольчиках идёт речь в тексте?
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Объясни значение выражения «срывает с поспешностью»
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Выпиши из текста описание северного кочевника – свиристеля.
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Используя текст произведения, восстанови предложение.
Ответ: Но если свиристели_________________ ягодку, то снегирь деловито______________ одну за другой, _______________________ коротким клювом и с наслаждением___________________________________ только семена.
12. Понравился ли тебе данный текст и чем?
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа с текстом. Контрольные работы по чтению. 3 класс УМК «Перспектива»
Тексты контрольных работ литературное чтение 3 класс
Контрольная работа №1:
проверка навыка чтения молча (понимание содержания, получение информации):
В. Волков «Кнут»
Прочитай текст
Кнут
– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко… И где же ты его нашёл?
– А на дороге.
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:
– Эй, Вовк, я вот все думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего. .. Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать еѐ, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься…
Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл загородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута. (В. Волков)
Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи героев произведения.
а) Дед, внук, дед Егор; б) внук, дед; в) внук, дед, Вовка.
2. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.
а) В городе; б) в селе.
3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?
а) Утром; б) утром, днем, вечером; в) утром, вечером.
4. Какой находкой внук хвастается перед дедом? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
5. Где Вовка нашел кнут? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
6. В чем была радость обладания кнутом?
а) Звучно щелкать; б) хвастать перед ребятами; в) хранить под подушкой.
7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
8. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?
а) Нарушить религиозно-нравственные предписания;
б) совершить поступок, достойный осуждения, порицания.
9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
10. Какой совет дал дед внуку? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
11. Какое значение вкладывает дед в слова:
а) покумекать — _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
б) головастый- _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 12. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута? _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 13. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.
а) Совет деда.
б) Облегчение от принятого решения.
в) Хвастовство находкой.
г) Нежелание отдать кнут хозяину.
14. Придумай 1–2 вопроса к тексту. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
15. Какой нравственный урок получил внук? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Контрольная работа № 2: проверка навыка чтения молча (понимание содержания, получение информации): Э. Кисилёв «Мальчик – Огонёк»
Прочитай текст «Мальчик-Огонѐк» Э. Киселѐва
МАЛЬЧИК-ОГОНЁК
Жил на свете маленький горячий Огонѐк. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, всѐ, как у ребят.
Фея огня сделала его мальчуганом (он очень просил еѐ об этом), но сказала, что от всех ребят Огонѐк будет тем отличаться, что если попадѐт в воду – погаснет, и не будет ни мальчика, ни Огонька.
Вот так и появился в большом и весѐлом доме, где жило много ребят, мальчик-Огонѐк. Бегал он быстро, прыгал высоко, а когда делал что-нибудь, искры вокруг так и летели. Крепко он дружил с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонѐк с товарищами не ходил.
Как-то случилось, что Огонѐк был один на берегу реки. Шѐл он и улыбался – просто так: солнцу, речке, деревьям, траве. И вдруг увидел: тонет мальчишка, голова едва видна над водой, волны через лицо перекатываются.
Что делать? Вспомнил Огонѐк слова волшебницы: «Попадѐшь в воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька», – вспомнил и… бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку. И тут почувствовал, что начал гаснуть, что руки и ноги перестают слушаться, а глаза видеть. Из последних сил плывѐт он. Вытащил на берег мальчишку. Выбрался и сам.
Выбрался и погас.
Лежат на песке чѐрные угольки – погасший мальчик-Огонѐк.
Всѐ это с высокого неба видело Солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на погасшего мальчика-Огонька и снова зажгло.
И пусть мальчишкой он не стал, но сделался уже не Огоньком, а большим Огнѐм с таким же добрым и мужественным сердцем. (Э. Киселѐв)
Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время года происходили события, описанные в тексте?
1. Зимой 2. Весной 3. Летом 4. Осенью
2. Подумай, почему слово «Огонёк» автор написал с большой буквы? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
3. Запиши самое главное желание Огонька. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
4. Отметь название произведения, где превращение в человека тоже сопровождается условием.
1. Х.К. Андерсен – «Русалочка»;
2. А.С. Пушкин – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
3. …
5. Восстанови последовательность действий мальчика-Огонька при спасении мальчишки. 1. Выбрался;
2. Бросился;
3. Поддержал;
4. Подплыл;
5. Вытащил;
6. Погас
6. Выпиши из текста слова, характеризующие солнце. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
7. Почему Солнце направило свой луч на погасшего мальчика-Огонька?
1. Восстанавливало справедливость;
2. Вознаграждало большое и мужественное сердце;
3. Не хотело видеть чёрные угольки
8. Восстанови деформированный план текста.
1. Вмешательство справедливого Солнца.
2. Заветное желание маленького горячего Огонька.
3. Трудный выбор.
4. Подарок Феи огня.
5. Счастливая жизнь мальчика-Огонька в большом и весѐлом доме.
9. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста?
1. Где отвага, там и победа.
2. Хорошую дружбу и топором не разрубишь.
3. Большая заслуга – выручить в беде друга.
10. Определи главную мысль текста. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
11. Понравилось ли тебе произведение и чем? _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Контрольная работа № 3: проверка навыка чтения вслух и понимание прочитанного М. Пришвин «Журка»
Журка
Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он еѐ проглотил. Дали другую – проглотил. Третью, четвѐртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
– Умница! – сказала моя жена и спросила меня: – А сколько он может съесть их? Десять может?
– Десять, – говорю, – может.
– А ежели двадцать?
– Двадцать, – говорю, – едва ли…
Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить – и Журка с ней, она в огород – и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребѐнку, и без него ей уже скучно, без него никуда. Но ежели случится – нет его, крикнет только одно: «Фру–фру!», и он к ней бежит. Такой умница! Так живѐт у нас журавль, а подрезанные крылья его всё растут и растут.
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула – и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слезы, и к нам: «Ах, ах, горе какое! Ах, ах!» Мы все побежали к колодцу. Видим – Журка далеко, на середине нашего болота сидит.
Я и все ребята за мной тоже кричат:
– Фру-фру!
И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. 35 Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять – проглотил, дали десять – проглотил, двадцать и тридцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки. (М. Пришвин)
Вопросы и задания
1. Как подружились люди и молодой журавль?
2. Из каких слов видно, что люди очень привязалась к Журке? Прочитай их.
3. Найди место в тексте, из которого видно, что женщина очень хотела удержать журавля у себя дома. Прочитай эти слова.
4. Чем Журка очень удивил всех окружающих?
5. Как ты думаешь, что может произойти спустя некоторое время с Журкой? Попробуй сам продолжить рассказ М. Пришвина.
6. Вспомни, какая пословица лучше всего отобразит главную мысль этого рассказа? (Птице….).
Контрольная работа № 4: проверка навыка чтения молча (понимание содержания, получение информации)
1 вариант
В.В.Яхонтов
Птица-змея
— Это гадюка! Брось! Слышишь! – завопили ребята и врассыпную бросились в стороны. Самый отважный из них, тот, который вытащил из дупла живое существо, похожее на птицу, и на шипящую с длинным жалом змею одновременно, тоже не выдержал и выпустил его из рук. С хриплым торжествующим криком странная птица-змея порхнула и быстро исчезла среди деревьев. После этого ребята долго обсуждали диковинную находку и ухватки этой невиданной птицы.
Много пернатых живёт в наших краях, но вертишейка, так напугавшая ребят, заслуживает того, чтобы о ней рассказать подробно.
Вертишейка, или вертиголовка, улетает на зиму к югу. Она хотя и принадлежит к отряду дятлов, но совсем не мастерица долбить деревья и вертикально лазать по стволам. Вертишейка вьёт гнёзда, как и все дятлы, в дуплах, но своего долбить не умеет и пользуется готовым. Окраска перьев у вертишейки покровительственная, буро-серых тонов, глаза карие, и вся она не такая цветная, как большинство её сородичей. На дереве она сидит обычно вдоль горизонтальных сучьев и прижавшись к ветке. Поэтому заметить её на фоне коры чрезвычайно трудно. Прилетают вертишейки в мае и сейчас же выдают себя громким, с гнусавым оттенком, криком «ти-ти-ти-ти-ти…». Держатся они обычно в разреженных лесах с отдельно стоящими крупными деревьями. Замечательное свойство этой птицы – отпугивать от себя врагов. Вертишейка умеет артистически подражать повадкам змеи. Попав в руки человека или в лапы животного, а также почуяв опасность, вертишейка вытягивает шею, изгибая её змееобразно, угрожающе вертит головой, вращает глазами, открывает рот и высовывает язык. При этом она ещё шипит, как змея, и распускает хвост. Весь её вид, каждое движение тела напоминают ядовитую змею и устрашают врага. Несведущий человек и многие звери, столкнувшись с такой пугающей, змеиного вида, птицей, стараются её не трогать и уйти от греха подальше. Орнитологам пока не ясно, откуда у вертишейки выработался такой инстинкт и как она прошла школу змее-подражания.
Словарь
Орнитологи – учёные, изучающие жизнь птиц.
Инстинкт – внутреннее чутьё.
Ухватки – повадки, особенности поведения.
Отметь ответы, выполни задания.
1. Как называется живое существо, о котором говорится в произведении? Запиши ответ.
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
2. К какому отряду птиц относится вертишейка? Найди ответ в тексте и запиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Где вьёт гнездо вертишейка? Отметь ответ.
□ на дереве
□ в траве
□ в кустарнике
□ в дупле
4. В каких лесах обычно живут вертишейки? Найди в тексте ответ и запиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как ты понимаешь выражение окраска покровительственная?
□ подходит под цвет стволов деревьев
□ очень красивая
□ пёстрая
□ цветистая
6. Как лазает по деревьям вертишейка?
□ вертикально по стволам деревьев
□ вокруг стволов
□ не лазает совсем
□ сидит на горизонтальных сучьях
7. Как вертишейка отпугивает врагов? Найди в тексте и запиши ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Определи жанр этого произведения.
□ сказка
□ художественный рассказ
□ научно-познавательный рассказ
□ басня
9. Объясни заголовок этого произведения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Когда вертишейки возвращаются с юга.
□ в марте
□ в мае
□ в апреле
□ в июне
11. Как ведут себя вертишейки, когда возвращаются весной в родные леса?
□ гуляют по лесу
□ сидят на деревьях
□ долбят дерево
□ громко и гнусаво кричат
12. Какой из предлагаемых заголовков мог бы подойти к этому произведению?
□ «Странный дятел»
□ «Сородич дятлов»
□ «Вертишейка»
□ «Вертиголовка»
13. Вертишейка 2совсем не мастерица долбить деревья», говорится в рассказе. Объясни, что это означает.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Хотелось бы тебе увидеть птицу-змею? При ответе на вопрос используй текст произведения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 вариант
Е.А. Благинина
Крикса и Тишеня
Жили-были две сестрицы. Одну звали Крикса, а другую – Тишеня.
У Тишени глаза ясные, и в них разум светится. И у Криксы ясные глазки, да пустоваты – не светится в них разум.
Тишеня сначала подумает, а потом слово скажет. Оттого речь её всем приятна.
А Крикса – бряк-бряк, наговорит с три короба, а что к чему – не поймёшь.
Тишеня, прежде чем сесть поесть, спросит: все ли ели? А поевши, крошки птицам кинет, кошке супцу плеснёт, собаке косточку даст.
А Крикса – хап-хап – схватит что повкуснее и была такова: чашки не помоет, спасибо не промолвит.
Тишеня дверь затворяет – проверяет, не идёт ли кто сзади, — не ушибить бы! Да и громыхать попусту не хочет – и так шуму на земле много.
А Крикса – грох-грох! Прохожие – ох-ох! Но ей и горя мало: «Подумаешь, нежности какие!»
В электричке ли едут – к деду с бабкой на праздники, Тишеня сидит у оконца. За оконцем – солнце! Берёзки разбегаются, пляшут, косицами машут. Тропинка вьётся-петляет. Вот бы побежать за ней – далеко-далеко! Вдруг царевну-лягушку встретишь у болотца… Или Дюймовочку!
А Крикса – трень-брень – стишки читает, песни поёт, никому покоя не даёт. Только мать с отцом рады: Хороша дочка! Забавница!»
Тишеня по улице идёт – приглядывается: не обижает ли большой малого, не заблудилось ли дитя, не страшится ли слепец перейти дорогу?
А Крикса – тук-тук каблучками, нос задерёт, ать-два – вперёд! Горда, спесива: мол, я ль не красива?!
Вот выросли сестрицы, обучились, пошли работать. Тишеня работает не скоро, зато споро. А Крикса – тяп-ляп – готово! Глядишь, она уж в награжденьях ходит. Получили сестрицы первую получку.
Тишеня домой пришла, отцу-матери поклонилась и говорит:
— Спасибо вам, родные, что вы меня в люди вывели. Теперь пришёл мой черёд о вас заботится… И выложила все денежки – до копеечки.
А Крикса получку получила, в кулак зажала, в лавку побежала. В лавке – давка, гам, толчея.
— Я! Я! Очередь моя!
Накупила духов-помады, платков-косынок, носков-ботинок. Прибегает домой:
— Фу-у-у, устала!!!
Разложила покупки, мажет губки, примеряет юбки:
— Ну, что – какова?!
Отец с матерью друг на дружку глядят, диву даются: как это на одной яблоньке такие разные яблочки уродились! Чудеса!
Спесива – высокомерна, т.е. необоснованно считает себя лучше и важнее других.
Отметь ответы, выполни задания.
1. Определи жанр и тему этого произведения.
□ сказка о животных
□ рассказ о природе
□ сказка о людях
□рассказ о детях
2. О чём или о ком рассказывается в этом произведении?
□ о девочках и их родителях
□ о хороших и плохих людях
□ о том, как Крикса пела песни
□ О том, как Тишеня разговаривала
3. Как Крикса относилась к миру вокруг неё? Подтвердите ответы словами из произведения.
К людям
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К природе
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К родителям
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как Тишеня относилась к миру вокруг неё?
К людям
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К природе
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К родителям
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. «Работает не скоро, зато споро». Как ты понимаешь это выражение? Отметь ответ.
□ работает медленно и плохо
□ работает не спеша, но хорошо
□ работает быстро и плохо
□ работает быстро и успешно
6. «Тяп-ляп и готово!» Объясни это выражение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. О чём важном сказал автор? Отметь ответ.
□ о том, что Крикса весёлая
□ о том, что девочки выросли и стали работать
□ о том, что люди бывают плохие и хорошие
□ о том, что Тишеня заботилась о родителях
8. Кто из героев произведения тебе понравился? Почему? Запиши своё объяснение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Чему удивляются отец с матерью? Выбери ответ.
□ тому, что девочки выросли
□ тому, что Тишеня заботится о них
□ тому, что Крикса весёлая
□ тому, что в одной семье выросли такие разные дочери
10. Какой заголовок подойдёт к этому произведению?
□ «Две сестры»
□ «Дочери»
□ «В семье»
□ «Разные яблочки»
Контрольная работа № 8: проверка навыка чтения вслух (способ, правильность, понимание): Г. Балл «Малышка»
Г. Балл Малышка
На подстилке, поджав ноги, лежал телѐнок. Головка ушастенькая, сам весь рыжий, с белым пятном на боку. Был он совсем ещѐ маленький. Ничего-то не понимал. Он даже не знал, что его зовут Малышкой.Раз на ферму пришла Дуняша, увидела телѐнка, обрадовалась.
– Ой, мамочка, гляди, какой телок-то махонький!
– Ну да, у него и прозвище такое – Малышка.
– Вставай, Малышечка! – попросила Дуняша.
Телѐнок будто понял – поднялся на ножки. Смотрит по сторонам чѐрными, широко раскрытыми влажными глазками. Удивляется: «А ведь я стою! Сам стою!» Дуняша ласково погладила Малышку по крутому лбу. А он как боднѐт еѐ!
– Ишь, прыткий какой! – весело засмеялась Дуняша и протянула ладошку к морде телѐнка.
Ладошке стало тепло. Это телѐнок дыхнул. Доверительно вдруг захватил губами Дуняшкин палец и сосет.
– Сейчас мы ему молочка дадим, – с нежностью сказала мама.Телѐнок фыркнул и стал пить молоко.А Дуняша рядом на корточки пристроилась. Малышка торопится, фыркает, чихает, а на боку белое пятнышко дрожит.
– Ох, глупый! Ох, смешной! – приговаривает Дуняша. Наклонилась она к самому уху телѐнка и шепчет:
– Давай, Малышка, с тобой дружить. Я за тобой ухаживать буду. Ладно? Малышка понимающе покосился на Дуняшу и мотнул головой, будто хотел сказать: «Ладно, ухаживай, может, и подружимся».
Вопросы и задания
1. Где происходит действие? Докажи словами из текста.
2. Выбери словосочетания, которые необходимы для описания Малышки.
3. Зачитай в тексте слова и словосочетания, которые помогают нам понять чувственное состояние
Отношения Вопрос-Ответ (QAR) | Стратегии в классе
Стратегия понимания отношения вопрос-ответ (QAR) учит учащихся тому, как задавать ключевые вопросы о прочитанном, а затем находить ответы на свои вопросы — будь то обнаружение конкретного факта, вывод или соединение чтение на собственном опыте.
Когда использовать: | Перед чтением | Во время чтения | После прочтения |
Как использовать: | Индивидуально | С небольшими группами | Установка для всего класса |
Какова стратегия отношений вопрос-ответ?
Стратегия взаимосвязи вопрос-ответ (QAR) помогает учащимся понять различные типы вопросов. Узнав, что ответы на некоторые вопросы находятся «прямо здесь» в тексте, что некоторые ответы требуют от читателя «подумать и поискать» и что на некоторые ответы можно ответить только «самостоятельно», учащиеся осознают, что они должны сначала обдумайте вопрос, прежде чем разрабатывать ответ.
Зачем использовать стратегию отношений вопрос-ответ?
- Это может улучшить понимание прочитанного учащимися.
- Он учит учащихся задавать вопросы о прочитанном – когнитивная стратегия, которую используют опытные читатели.
- Это помогает им найти ответы на свои вопросы, будь то установление конкретного факта, вывод или сопоставление прочитанного с собственным опытом.
- Он вдохновляет учащихся на творческое мышление и совместную работу, побуждая их использовать навыки мышления более высокого уровня.
Как использовать стратегию отношений вопрос-ответ
1. Объясните учащимся, что есть много вопросов, которые читатели могут задать о прочитанном, и что один из способов найти ответ – подумать о том, что это за вопрос. Определите четыре типа вопросов и приведите пример.
- Тут же Вопросы: Это буквальные вопросы, ответы на которые можно найти в тексте. Часто в вопросе используются те же слова, что и в тексте.
- Вопросы на размышление и поиск: Читателям предлагается собрать информацию из более чем одной части текста и соединить ее, чтобы ответить на вопрос.
- Автор и Вы: Эти вопросы основаны на информации, содержащейся в тексте, но просят читателя соотнести вопрос со своим собственным опытом. Хотя ответ не лежит непосредственно в тексте, учащийся должен его прочитать, чтобы ответить на вопрос.
- Самостоятельно: Эти вопросы не требуют от студентов прочтения отрывка. Читатели полагаются на свой опыт или предварительные знания, чтобы ответить на вопрос.
2. Прочтите вслух короткий отрывок своим ученикам.
3. Подготовьте вопросы разного типа, чтобы задать их по отрывку. Когда вы закончите чтение, прочитайте каждый вопрос вслух и смоделируйте, как вы решаете, на какой тип вопроса вас попросили ответить.
4. Покажите учащимся, как найти информацию для ответа на вопрос (например, в тексте или из собственного опыта).
Посмотрите пример в классе: отношение вопрос-ответ
Учитель знакомит учащихся 5-го класса со стратегией QAR. Учитель помогает учащимся решить, где и как они нашли ответ на ряд вопросов. В конце урока учитель обобщает четыре типа вопросов и настраивает их на то, чтобы повторить это снова со своим учителем. (См. соответствующий урок из CORE)
Посмотрите пример в классе: инструкция по стратегии чтения — отношение вопрос-ответ (5–6 классы, весь класс)
Учитель знакомит учащихся со стратегией QAR и объясняет четыре типа вопросов, проводя различие между использованием предшествующих знаний и использованием информации из текста, и помогает учащимся определить типы вопросов.
youtube.com/embed/wsud7AQWva8″ title=»YouTube video player»>Посмотрите пример в классе: инструкция по стратегии чтения — отношение вопрос-ответ (для всего класса)
В этом варианте QAR учащиеся задают вопросы о Smoky Night , чтении вслух всего класса. Учитель помогает им определить, где и как они нашли ответ, используя графический органайзер.
Сбор ресурсов
Дифференциальное обучение
- Предложите учащимся работать в парах или небольших группах, чтобы сформировать вопросы по тексту, найти ответы, классифицировать свои вопросы и поделиться ими со всем классом.
- Проведите задание QAR для всего класса и предложите учащимся записывать вопросы и ответы на свои собственные шаблоны QAR, пока вы записываете их на доске.
- Используйте большую книгу или проектор, чтобы увеличить текст и снабдить его комментариями, чтобы учащиеся могли следить за вами, пока вы размышляете вслух о прочитанном.
Расширение обучения
Языковые искусства
В этом плане урока учащиеся используют стратегию QAR для изучения книги Story of Ruby Bridges Роберта Коулза.
См. этот шаблон QAR для изучения Roll of Thunder Hear My Cry Милдред Тейлор
Математика
На этом уроке понимания учащиеся применяют стратегию отношений вопрос-ответ к словесным задачам, которые относятся к данным, отображаемым в таблице .
Связанные стратегии
См. исследование, подтверждающее эту стратегию
Fordham, N.W. (2006). Создание вопросов, которые касаются стратегий понимания при чтении контента. Журнал грамотности подростков и взрослых , 49, 390-396.
Лян, Л. А., Уоткинс, Н. М., Грейвс, М. Ф., и Хосп, Дж. (2010). Опрос после чтения и понимание литературы учащимися средней школы. Психология чтения , 31, 347-364.
Рафаэль, Т.Е., и Ау, К.Х. (2005). QAR: Улучшение понимания и сдача тестов в разных классах и разделах контента. Учитель чтения , 59, 206-221.
Уилсон, Н.С., и Сметана, Л. (2011). Вопрос как мышление: метакогнитивная основа для улучшения понимания описательного текста. Грамотность , 45, 84-90.
Детские книги для использования с этой стратегией
Одна курица: как один небольшой кредит изменил ситуацию
Автор: Кейт Смит Милуэй
Жанр: биография, документальная литература
Возрастной уровень: 6–9 лет
Уровень чтения : Независимый Читатель
Эта беллетризованная история о Коджо, мальчике из Ганы, который меняет свой мир с помощью небольшого кредита и одной курицы, основана на реальном человеке. Квабена Дарко живет в Западной Африке и запустила систему микрокредитов в деревнях, которые в противном случае не имели бы доступа. Дополнительные ресурсы и источники дополнительной информации позволяют читателям узнать больше.
Как вылечить сломанное крыло
Автор: Боб Грэм
Жанр: Художественная литература
Возрастной уровень: 3-6
Уровень чтения: Начальный уровень чтения
Дети часто видят то, что упускают взрослые, и это происходит, когда Уилл находит голубя со сломанным крылом на тротуаре оживленного города. Уилл и его родители помогают птице со временем выздороветь, а затем отпускают ее. Ограниченный текст и хорошо продуманные и размещенные иллюстрации рассказывают трогательную историю.
Бледный мужчина: Гражданин Нью-Йорка Ястреб
Автор: Джанет Шульман
Жанр: Документальная литература
Возрастной уровень: 6-9
Уровень чтения: Независимый читатель
Потрясающие акварели напоминают о высотах и широтах Нью-Йорка, а драматический текст рассказывает реальную историю ныне известного пернатого жителя, ястреба по имени Бледный Самец. Напряженность между образом жизни Бледного Самца и жителей-людей, а также судьба товарищей Бледного Самца и его потомства создают захватывающее чтение.
Комментарии
Семь стратегий обучения учащихся пониманию текста
1. Контроль понимания
Учащиеся, хорошо контролирующие свое понимание, знают, когда они понимают прочитанное, а когда нет. У них есть стратегии «исправлять» проблемы в их понимании по мере их возникновения. Исследования показывают, что обучение, даже в младших классах, может помочь учащимся лучше контролировать свое понимание.
Инструкции по мониторингу понимания учат студентов:
- Знать, что они понимают
- Определите, что они не понимают
- Используйте соответствующие стратегии для решения проблем с пониманием
2. Метапознание
Метапознание можно определить как «мышление о мышлении». Хорошие читатели используют метакогнитивные стратегии, чтобы думать и контролировать свое чтение. Перед чтением они могут уточнить цель чтения и просмотреть текст. Во время чтения они могут следить за своим пониманием, регулируя скорость чтения в соответствии со сложностью текста и «решая» любые проблемы с пониманием, которые у них есть.
Учащиеся могут использовать несколько стратегий контроля понимания:
- Определите, где возникает трудность
«Я не понимаю второй абзац на странице 76.»
- Определите, в чем сложность
«Я не понимаю, что имеет в виду автор, когда говорит: «Приезд в Америку был важной вехой в жизни моей бабушки»».
- Переформулируйте сложное предложение или отрывок своими словами
«О, так автор имеет в виду, что приезд в Америку был очень важным событием в жизни ее бабушки.»
- Просмотрите текст
«Автор говорил о мистере Макбрайде во второй главе, но я мало что о нем помню. Может быть, если я перечитаю эту главу, я смогу понять, почему он сейчас так себя ведет.»
- Найдите в тексте информацию, которая может помочь им решить проблему.
«В тексте говорится: «Грунтовые воды могут образовывать ручей или пруд или создавать заболоченные земли. Люди также могут выносить грунтовые воды на поверхность».
Хм, я не понимаю, как люди могут это делать… О, следующий раздел называется «Уэллс». Я прочитаю этот раздел, чтобы узнать, рассказывает ли он, как они это делают».
3. Графические и семантические органайзеры
Графические органайзеры иллюстрируют понятия и отношения между понятиями в тексте или с помощью диаграмм. Графические организаторы известны под разными именами, такими как карты, сети, графики, диаграммы, фреймы или кластеры.
Независимо от этикетки, графические органайзеры могут помочь читателям сосредоточиться на понятиях и их связи с другими понятиями. Графические органайзеры помогают учащимся читать и понимать учебники и книжки с картинками.
Графические органайзеры могут:
- Помочь учащимся сосредоточиться на различиях в структуре текста между художественной и документальной литературой при чтении
- Предоставьте учащимся инструменты, которые они могут использовать для изучения и демонстрации взаимосвязей в тексте
- Помогите учащимся написать хорошо структурированное резюме текста
Вот несколько примеров графических органайзеров:
4.
Ответы на вопросыВопросы могут быть эффективными, потому что они:
- Дают учащимся цель для чтения
- Сосредоточьте внимание учащихся на том, что они должны изучить
- Помогите учащимся активно думать во время чтения
- Поощряйте учащихся следить за своим пониманием
- Помогите учащимся просмотреть содержание и связать то, что они узнали, с тем, что они уже знают
Стратегия отношений «вопрос-ответ» (QAR) помогает учащимся научиться лучше отвечать на вопросы. Учащихся просят указать, была ли информация, которую они использовали для ответов на вопросы по тексту, текстовой эксплицитной информацией (информацией, которая была прямо изложена в тексте), текстуально имплицитной информацией (информацией, которая подразумевалась в тексте) или информацией, полностью полученной учащимся. собственные фоновые знания.
Существует четыре типа вопросов:
- «Прямо здесь»
Вопросы, найденные прямо в тексте, которые просят учащихся найти один правильный ответ, расположенный в одном месте в виде слова или предложения в отрывке.
Пример: Кто друг Лягушки? Ответ: Жаба
- «Думай и ищи»
Вопросы, основанные на припоминании фактов, которые можно найти непосредственно в тексте. Ответы обычно находятся более чем в одном месте, что требует от учащихся «думать» и «искать» в отрывке, чтобы найти ответ.
Пример: Почему Лягушка загрустила? Ответ: Его друг уезжал.
- «Автор и Вы»
Вопросы требуют, чтобы учащиеся использовали то, что они уже знают, с тем, что они узнали, прочитав текст. Прежде чем ответить на вопрос, учащиеся должны понять текст и связать его со своими предыдущими знаниями.
Пример: Как вы думаете, что почувствовал Лягушка, когда нашел Жабу? Ответ: Я думаю, что Лягушка был счастлив, потому что он давно не видел Жабы. Я чувствую себя счастливым, когда вижу своего друга, который живет далеко.
- «Самостоятельно»
Ответы на вопросы основаны на предшествующих знаниях и опыте учащегося. Чтение текста может оказаться бесполезным для них при ответе на вопрос такого типа.
Пример: Как бы вы себя чувствовали, если бы ваш лучший друг уехал? Ответ: Мне было бы очень грустно, если бы моя лучшая подруга уехала, потому что я буду скучать по ней.
5. Генерация вопросов
Генерируя вопросы, учащиеся узнают, могут ли они ответить на вопросы и понимают ли они то, что читают. Студенты учатся задавать себе вопросы, которые требуют от них объединения информации из разных сегментов текста. Например, учащихся можно научить задавать вопросы по основной идее, которые относятся к важной информации в тексте.
6. Распознавание структуры рассказа
При обучении структуре рассказа учащиеся учатся определять категории содержания (персонажи, место действия, события, проблема, развязка). Часто учащиеся учатся распознавать структуру истории с помощью карт-историй. Обучение структуре рассказа улучшает понимание учащимися.
7. Подведение итогов
Подведение итогов требует, чтобы учащиеся определили, что важно в прочитанном, и выразили это своими словами.
Инструкция по подведению итогов помогает учащимся:- Определение или генерация основных идей
- Соедините основные или центральные идеи
- Удалите ненужную информацию
- Помните, что они читали
Подробные инструкции по эффективной стратегии понимания
Исследования показывают, что явные методы обучения особенно эффективны для инструкций по стратегии понимания. В явном обучении учителя рассказывают читателям, почему и когда им следует использовать стратегии, какие стратегии использовать и как их применять. Этапы явного обучения обычно включают прямое объяснение, моделирование учителем («мысли вслух»), управляемую практику и применение.
- Прямое объяснение
Учитель объясняет учащимся, почему стратегия способствует пониманию и когда ее следует применять.
- Моделирование
Учитель моделирует или демонстрирует, как применять стратегию, обычно «думая вслух» при чтении текста, который используют ученики.