19, Апр, 2025
629880, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск, ул. Новая, д. 9

Летопись 4 класс литературное чтение: Конспект урока по литературному чтению 4 класс «Летописи»

Содержание

Конспект урока по литературному чтению 4 класс «Летописи»

Класс: 4
УМК: «Школа России»
Тема: Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с понятием «летопись», осознавать мотивы чтения и изучения исторических произведений.
Задачи:
1. совершенствовать умения прогнозировать содержание раздела;
2. развивать память и внимание, навыки смыслового чтения;
3. воспитывать культуру и уважение к истории России.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: —знать и толковать значение слов «летопись», «монах-летописец», «келья», «Царьград», «гривна», «паволоки», «узорочье»;
-называть некоторые отличительные особенности летописи, понимать содержание летописи, -называть основные события, описываемые в ней.

Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД:
формулировать учебную задачу, исходя из целей, отражённых на шмуцтитуле; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности, оценивать свои достижения;


– познавательные УУД:
воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать её, передавать своими словами; извлекать информацию из текста летописи, необходимую для ответов на вопросы учителя; находить отличительные особенности летописи;
– коммуникативные УУД:
вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников о выборе темы проекта, распределении ролей и заданий между участниками группы;
Личностные результаты:
проявлять заинтересованность к истории своего Отечества, высказывать желание побольше узнать о времени княжения Олега (вещего).

Ресурсы и оборудование: учебник «Литературное чтение» (4 класс)., компьютер, мульти-медиа-презентация со слайд-шоу, оценочные листы.

Ход урока

1.Орг.момент
– Ребята, вы готовитесь стать настоящими читателями. Учебник «Литературное чтение» для 4 класса включает в себя произведения, которые будет все сложнее и сложнее читать и понимать, но в то же время этот процесс станет интереснее и увлекательнее.

– Рассмотрите свои учебники. Возникли ли у вас вопросы ко мне, к авторам учебника? Какие авторы вам знакомы? Какие произведения вам знакомы? Какие разделы вас заинтересовали?

2.Работа по теме.

1)Самоопределение к деятельности.

Ребята, мы с вами готовимся стать настоящими читателями, поэтому с каждым произведением нам будет всё сложнее и сложнее его разгадывать, но в то же время интереснее и увлекательнее.

Прочитайте тему первого раздела учебника.

-Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы? (Летописи, былины, жития)

Прочитайте цели, обозначенные на шмуцтитуле.

-Расскажите о той цели, которая вас заинтересовала и как вы её понимаете?

-Задайте мне вопросы, если что-то непонятно.

Откройте с. 6 учебника, прочитайте первый вопрос статьи. -Сформулируйте учебную задачу урока на основе данного вопроса. (Узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности).

2)Работа с научно-познавательной статьёй.

*Школьники читают статью о летописях самостоятельно (тихое чтение) или цепочкой вслух.

*Беседа по содержанию статьи:

 Как появились летописи?

Почему летописи стали называться летописями?

Кто записывал летописи?

Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? (Это проблемный вопрос, на который учащиеся однозначно ответить сразу не смогут, поэтому мы его задаём для того, чтобы пробудить интерес к читаемому произведению.Ответ на него мы дадим в конце урока).

Нам пока трудно ответить на данный вопрос, ответить на него нам поможет внимательное чтение и наблюдение над деталями текста.

3)Рассказ учителя о летописях и летописцах с опорой на презентацию.

Ребята, вы правильно поняли ту информацию, которая сообщается в статье, но я хочу вам рассказать и показать ещё кое-что интересное о летописях и летописцах.

Когда-то давным-давно, когда люди ещё не умели писать, они сочиняли сказки, загадки, прибаутки, песенки, небылицы. Чтобы сохранить их в памяти народной, люди стали передавать свои сочинения из поколения в поколение, от родителей детям из уст в уста. Так появились произведения устного народного творчества. Но когда появилась письменность (алфавит, буквы), люди стали записывать свои произведения на различных материалах – деревянных дощечках, глиняных табличках, папирусе, пергаменте, бересте, в Китае на шёлке.

С развитием письменности на Руси (так раньше называлась Россия) стали записываться и летописи, которые так же, как и сказки, сначала в виде сказаний передавались из уст в уста. В летописях записывались самые важные для русского народа исторические события.

Записи вели монахи-летописцы, которые были самыми образованными людьми в древности. Они умели читать и писать.  Монахи вели записи важных событий из года в год, то есть из лета в лето. Отсюда и название этих записей – летописи. Каждая запись начиналась со слов «В лето такое-то…» и дальше сообщалось, что произошло. Описывая события, летописец не был просто наблюдателем, он по ходу записи выражал свои чувства радости и восхищения победой кого-либо из великих князей, а также чувства горести и негодования в связи споражением княжеского войска. Свои чувства монахи фиксировали в различных знаках на полях (например, в виде знака восклицания или в виде наших современных смайликов).

Над летописями трудились и простые писцы. Труд писца требовал большого напряжения и внимания. За день переписывалось всего 1,5 – 2 страницы. На полях от усталости делались приписки «Ох, голова моя болит!». Всё, что описывалось, иллюстрировалось картинками. Так в исторические тексты вносились элементы художественности.

Таким образом, летописи являются прообразом, или точнее сказать прародителем художественной литературы. Когда мы будем читать летописи, мы постараемся разглядеть в них элементы художественности).

 Что ещё нового вы узнали о летописях и их создателях? Постарайтесь построить небольшой рассказ.

4)Первичное восприятие летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

 Словарная работа.

Учитель сообщает учащимся о том, что в тексте встречаются незнакомые им слова и предлагает познакомиться с их значением (слова записаны на доске).

Варягиобитатели Скандинавского полуострова.

Словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты

– славянские племена.

Царьград – столица Византии.

Дань налог, который брал победитель с побеждённого народа.

Гривнаденежная единица в Древней Руси.

Паволокишёлковые ткани, покрывала.

Узорочьедрагоценности, наряды.

ПерунБог молнии, грозы, войны и оружия, главное божество восточных славян.

 

 

 Прочитайте название летописи.

-Как вы понимаете слова «щит», «врата», «Царьград»? (В этот момент нужно с помощью иллюстраций (слайдов) разъяснить школьникам, что значат эти слова, показать на карте, где находится Стамбул, бывший Царьград).

Я начну читать летопись, а вы продолжите (учитель читает первый абзац, а хорошо читающие дети продолжают чтение).

5)Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию летописи.

Кто главный герой летописи? (князь Олег)

Как вы понимаете слово «князь»? Кого называли на Руси князьями? (Если школьники не знают ответа на эти вопросы, нужно показать иллюстрации с изображением князя Олега и дать толкование слова «князь» из словаря).

 

 

Какие события описываются в летописи? Кратко назовите их.

Что вас особенно удивило (поразило) в описываемых событиях?

Что означал щит, повешенный на вратах Царьграда?

6)Перечитывание текста летописи с предварительным заданием.

Сейчас мы перечитаем летопись ещё раз. При этом вы должны быть очень внимательными. Обратите внимание на глаголы, которые очень часто встречаются в летописи, отметьте их аккуратно карандашом по ходу чтения. Также постарайтесь запомнить всё, что говорится о князе Олеге.

7)Выявление элементов художественности в тексте летописи.

 Что интересного заметили при перечитывании летописи?

 Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи (школьники должны обратить внимание на простое перечисление исторических фактов, а учитель обратит их внимание на короткие, как бы «рубленые» фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах).

Вспомните вопрос, на который вы не смогли ответить в начале урока? (Можно считать его с доски, если учитель его записал: можно ли назвать летопись художественным произведением).

Назовите глаголы в том порядке, в котором они употребляются в тексте летописи. Выпишем их в столбик (один ученик записывает на доске, остальные в тетради). Как вы думаете, зачем в тексте летописи так много глаголов? Что летописец стремится передать с помощью потока глаголов? (Дети высказывают предположения).

Правильно, ребята. Такое большое количество называемых глаголов передаёт стремительное движение русского войска. У нас уже возникает образ многочисленного мощного войска, готового потеснить противника и победить. Это первый элемент художественности, который мы обнаруживаем в тексте летописи.

Можете ли вы сказать, прочитав летопись о том, каким полководцем был князь Олег? Что помогло вам составить о нём такое мнение? (Опять же глаголы, характеризующие действия Олега по отношению к своему войску: повелел, приказал, остановил).

Действительно, в тексте нет ни слова о характере Олега, но мы живо представляем полководца по его поступкам: «повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли» (проявление гибкости, смекалки, военной хитрости), «приказал Олег … дать дани для русских городов» (забота о русских городах, князьях и людях).

С одной стороны летописец описывает реальные действия воина, а с другой стороны наделяет его фантастической (вымышленной) мощью и силой, что также является чертой художественности летописного отрывка.

 Вот мы и нашли ещё один элемент художественности в летописном отрывка. Не имея перед глазами подробного описания князя Олега, мы живо представляем его действия, а следовательно, и сильный характер замечательного полководца.

 Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям? (Конечно, нет, это только элементы художественности, а не художественное произведение).

Правильно, ребята, летопись – это историческое произведение, в нём только появляются элементы художественного произведения.

Подведём итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто создавал и записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете.

Итоги урока. Рефлексия.

Вспомните учебную задачу урока. Оцените ее достижение по шкале оценивания («+», « — », «?»).

Знаю, что такое летопись ___.

Знаю, кто создавал летописи ___.

Могу назвать три отличительных особенности летописи ____.

Домашнее задание.

Перечитать летопись, научиться безошибочно читать незнакомые слова.

Разработать индивидуальный план работы над проектом.

задание по желанию и возможностям учащихся: найти в Интернет ссылку на просмотр мультфильма «Детство Ратибора».

4 класс. Чтение. Летописи. Былины. Жития. Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». — Летописи. «И вспомнил Олег коня своего».

Комментарии преподавателя

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего».

Введение

А  знаете  ли  вы,  что  древнейшая  из  дошедших  до  нас  летописей была написана в 1377 году на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия. В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.

                     http://fs1.ppt4web.ru/images/12376/91348/640/img2.jpg

– «Повесть  временных лет» Нестор создал, опираясь на рассказы древних  старцев,  документы  княжеского  архива,  иноземные  хроники и народные сказания. Сам Нестор был очевидцем многих описанных им событий. В своём труде летописец рассказывает о княжеских походах и свадьбах, победах и поражениях; о волхвах и скоморохах. Он обращается к легендам,  к  народной  памяти,  спорит  с  неверными,  по  его  мнению, преданиями.

В самом заголовке своего введения в летопись Нестор поставил три исторических вопроса и сжато ответил на них:

– Отъкуду есть пошла Русськая земля?

– Кто в Киеве нача первее княжити?

– Отъкуду Русськая земля стала есть (утвердилась)?

Составляя «Повесть временных лет», летописец ставил своей целью не просто рассказать о прошлом Руси, но и показать место восточных славян среди европейских и азиатских народов.

Словарная работа

Волхвы – чародеи, колдуны.

Кудесники – волшебники.

Княже – князь.

Укорил – упрекнул.

От сего – от этого.

Слывёт – здесь: называется.


Чтение с комментированием


— Можно ли однозначно ответить на вопрос, поставленный перед перечитыванием летописи? (нет, так как над этим нужно подумать).
— Попробуем разобраться. Прочитайте диалог Олега с кудесником. Что значат строки «и запали слова эти в душу Олегу»? 
— Как Олег отреагировал на предсказание кудесника?
— Как вы думаете, почему Олег принял такое решение: испугался или проявил силу духа?
— Перечитайте диалог Олега с конюхом. Что сообщил ему конюх? Как Олег отреагировал на сообщение конюха о смерти коня? («Олег засмеялся и укорил того кудесника…»).
— Почему Олег так отреагировал, почему он засмеялся и сказал, что волхвы ему соврали? (он разочаровался в их предсказаниях).
— Перечитайте эпизод, в котором Олег едет попрощаться с конём, увидеть его кости. Чем заканчивается этот эпизод? От чего умер Олег? ( И повелел оседлать себе коня:

– Да увижу кости его.

И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал:

– От сего ли черепа смерть мне принять?

http://sunny-art.ru/wp-content/uploads/2010/06/Wiktor_Michajlowitsch_Wassnezow_146.jpg

И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.)

                     http://i.ucrazy.ru/files/i/2008.9.19/1221798187_724.jpg

— Как вы думаете, какие качества характера Олега проявляются в этом эпизоде: сила и слабость его характера? 
— Когда человек о чём-то очень сильно переживает – это сила или слабость? Имеет ли право человек переживать, сочувствовать? А имеет ли на это право воин, предводитель войска? (переживать, сочувствовать и заботиться о ком-то – это нормальное человеческое состояние, на то он и человек, чтобы чувствовать. Князь Олег тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он любит своего коня, и, конечно, очень переживает его смерть, поэтому даже если это и можно назвать слабостью, за это нельзя осуждать).
— Прочитайте эпизод о том, как народ горевал после смерти Олега.
— Какие слова и выражения подбирает летописец, чтобы показать, как тяжело народ перенёс известие о смерти князя Олега? ( И оплакивали его все люди плачем великим)
— Что чувствуете вы, когда читаете эти строки?
— Как вы думаете – переживает ли летописец вместе со своим народом великое горе? Как вы об этом узнали? Докажите. (Слова особые подбирает, предложения по-особому строит, чтобы передать интонацию плача и горевания. Особенно нужно обратить внимание   на ритм «и оплакивали, и понесли.., и похоронили…», что создаёт образ причитающей на похоронах женщины).
— Если летописец передаёт свои чувства и своё отношение к тому, что происходит, можно ли это отнести к элементам художественности? (да, конечно).
— Давайте посмотрим, передаёт ли летописец чувства и эмоции своего героя – князя Олега? Найдите строчки в тексте, которые подтверждают ваши предположения («И запали слова эти в душу Олегу», «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» (переживание и забота о коне, любовь к своему другу), «Олег засмеялся и укорил того кудесника (разочарование): «Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив» (некоторое раздражение от разочарования).
— Посмотрите ещё раз внимательно на текст летописи и попробуйте догадаться, что ещё есть в этом тексте, чего никогда не бывает в научных текстах? (Диалоги).
— Можем ли мы, наконец, сказать, что благодаря летописям мы смогли представить образ князя Олега? (Да, мы уже можем сказать о том, каким он был).
— И последний вопрос, на который мы должны ответить – за что же так любил Олега русский народ? (Он был великим полководцем того времени, верно служил своему государству, заботился о своём народе, при этом был человеком, которому были не чужды человеческие слабости – верил кудесникам, любил своего коня, пировал с дружиной после военных походов и пр. ). 

Итоги

Продолжили знакомство с летописным сводом «Повесть временных лет». Отметили  значение летописей для людей. Учились понимать исторические произведения на примере фрагмента летописи под названием «И вспомнил Олег коня своего».

ИСТОЧНИК

http://ped-kopilka.ru/blogs/abisheva-manura/konspekt-uroka-po-chteniyu-4-klas.html

http://download12.proshkolu.ru/download/5698558/e3d80ac7935c9c72/41642492/6c22d3ea85d68ded

http://www.nado5.ru/e-book/i-vspomnil-oleg-konya-svoego

 

Комические хроники. Рабочие листы. 4 класс

PDF | 22 страницы | Оценки: 4

Набор из 10 импровизированных рассказов для учащихся.

Ваши ученики будут в восторге от создания веселых историй с помощью этих комических хроник!

Эти импровизированные рассказы позволяют учащимся практиковаться в использовании различных частей речи, таких как глаголы, существительные, прилагательные и предлоги.

Способы использования этого ресурса:

ПОДСКАЗКА: если положить их в карман для письма и протирания, они станут прочными и пригодными для повторного использования!

Работа с партнером

  1. Партнер А спрашивает у партнера Б слова на листе (прилагательное, существительное и т. д.) и записывает их в пропуски.
  2. Партнер Б дополняет историю выбранными словами.
  3. Партнер А читает вслух комическую хронику.
  4. Партнеры меняются ролями.

Индивидуальная работа

  1. Ученики получают только первый лист, поэтому они не видят, о чем рассказ.
  2. Учащиеся заполняют пропуски требуемыми словами, затем берут второй лист и вписывают их в рассказ.
  3. Студенты читают свою комическую хронику.

Это отличное занятие для ваших письменных центров или для тех, кто быстро заканчивает!

  • учебный ресурс

    Рождественские части речи, рабочий лист — вырезать и вставить

    Привнесите немного рождественского веселья на уроки словесности, распечатав рождественские задания по грамматике.

    1 страница 2 — 3
  • учебный ресурс

    Рабочий лист благодарения — Сортировка по частям речи

    Просмотрите три части речи, отсортировав существительные, глаголы и прилагательные с помощью упражнения по сортировке частей речи.

    1 страница 2 — 3
  • учебный ресурс

    Побег из тыквенного грядки Пита — Квест на Хэллоуин

    Спасайтесь от злой ведьмы, которая превращает детей в тыквы в тыквенном грядке Пита, используя логические выводы, решение проблем и грамматические навыки

    1 страница 2 — 3
  • учебный ресурс

    Пишите своими чувствами: ежедневные описательные подсказки

    Вдохновите своих учеников писать описательно, используя нашу 20 ежедневных подсказок по описательному письму слайдов и графического органайзера.

    1 страница К — 2
  • учебный ресурс

    Fall Parts of Speech Sort — Существительные Глаголы Прилагательные

    Просмотрите три части речи, отсортировав существительные, глаголы и прилагательные с помощью упражнения по сортировке частей речи.

    1 страница 2 — 3
  • учебный ресурс

    Список бесплатных черт характера

    Научите своих учеников более эффективно анализировать характеры, предоставив им список черт характера.

    1 страница 3 — 7
  • учебный ресурс

    Осенний рабочий лист — части речи, вырезанные и вставленные

    Развлекайтесь осенью, определяя части речи, сортируя существительные, глаголы и прилагательные на осеннюю тему с помощью листа вырезания и вставки.

    1 страница 2 — 3
  • учебный ресурс

    Плакаты с существительными, именами собственными, глаголами, прилагательными, наречиями и союзами

    Улучшите понимание учащимися 8 частей речи с помощью этих красочных, информативных настенных плакатов с грамматическими ссылками.

    1 страница 1 — 5
  • учебный ресурс

    Интерактивные головоломки со сравнительной и превосходной степенью прилагательных

    Предложите своим учащимся увлекательные интерактивные задания, которые помогут им улучшить использование прилагательных в сравнительной и превосходной степени.

    1 страница 3 — 6
  • учебный ресурс

    Осенний цвет по частям речи Рабочий лист — существительные, глаголы, прилагательные, наречия

    Используйте эту раскраску по частям речи в качестве веселого осеннего занятия со своими учениками.

    1 страница 3 — 6

Пособия для учителей | Рик Риордан

Перейти к содержимому

Ресурсы для родителей и учителей

Египетский набор для празднования

Щелкните здесь, чтобы ознакомиться с египетским набором для празднования Хроник Кейна.

Справочник по серии Heroes of Olympus

Это руководство соответствует якорным стандартам готовности к колледжу и карьере (CCR) для чтения в области литературы, письма и языка. Щелкните здесь, чтобы просмотреть Heroes of…

Прочитать сообщение

Руководство для преподавателей серии Kane Chonicles

Это руководство было создано Роуз Брок, школьным библиотекарем и докторантом Техасского женского университета, специализирующейся на литературе для детей и молодежи. Нажмите здесь, чтобы просмотреть Руководство для преподавателей…

Читать публикацию

Руководство для обсуждения «Битвы в лабиринте»

Это руководство было создано Трейси Вон Циммер, специалистом по чтению в Endeavor Elementary и отмеченным наградами детским писателем. Нажмите здесь, чтобы просмотреть руководство по обсуждению «Битвы в лабиринте».

Море Чудовищ

Это руководство было создано Трейси Вон Циммер, специалистом по чтению и автором книги «Зарисовки шпионского дерева». Щелкните здесь, чтобы просмотреть обсуждение Sea of ​​Monsters…

Читать публикацию

The Last Olympian Обсуждение и руководство для учителя

Это руководство было создано Трейси Вон Циммер, специалистом по чтению и детским писателем. Щелкните здесь, чтобы просмотреть дискуссию «Последний олимпиец» и «Руководство для учителя».

Sword of Summer Educator’s Guide

Это руководство соответствует якорным стандартам готовности к поступлению в колледж и карьере (CCR) по литературе, письму, языку, устной речи и аудированию. Нажмите здесь, чтобы просмотреть Sword of Summer Educator…

Прочитать публикацию

Руководство для обсуждения «Пропавший герой»

Это руководство было создано Роуз Брок, школьным библиотекарем и докторантом Техасского женского университета, специализирующейся на детской и юношеской литературе.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>