15, Апр, 2025
629880, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск, ул. Новая, д. 9

Автор литературное чтение 3 класс: Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Учебник в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Перспектива

Содержание

Литературное чтение. 3 класс. Учебник (в 2 частях). Часть 1

Литературное чтение. 3 класс. В двух частях. Часть 1 (Авторы-составители Г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова)

Условные обозначения

• – вопросы и задания к текстам.

– факультативные вопросы и задания.

– работа над выразительным чтением.

Славная осень

А. К. Толстой. «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…». Отрывок

• 1. Какие цвета в осенней природе увидел поэт? Почему он сказал «наш бедный сад»?

• 2. Поэт говорит здесь о ранней осени или о поздней? Подтверди свой ответ словами текста.

3. Прочитай выразительно.

И. С. Соколов-Микитов. Осень

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.

• 1. О каких грибах говорит автор? Прочитай их названия вместе с признаками.

• 2. «Румяная» клюква – красная клюква. Чем различаются эти словосочетания? Какое точнее?

• 3. Какое отношение к осени выражено в тексте?

• 4. Озаглавь абзацы. Перескажи текст по плану.

• 5. Прочитай последний абзац. Докажи, что этот отрывок – повествование. Назови действия птиц.

Народная примета

Появились опёнки – лето кончилось.

1. Опёнок – опята. Почему так называют эти грибы? Какие ещё грибы ты знаешь? Объясни их названия.

2. Приходилось ли тебе собирать опята? Расскажи об этом.

Пословицы

В сентябре и лист на дереве не держится.

Осень – перемен восемь.

Осень идёт – дождь за собой ведёт.

• 1. О чём пословицы? Как ты их понимаешь?

• 2. В каких пословицах использована рифма (созвучие)? Произнеси созвучные части.

Загадки

Чем похожи эти загадки? Чем они различаются?

К. Г. Паустовский. Наедине с осенью

Осень в этом году стояла – вся напролёт сухая и тёплая. Берёзовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (её зовут в народе «мга») затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли.

Я поднял голову. Большие косяки журавлей потянулись один за другим прямо к югу. Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло золотом в затонах Оки.

Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей. По береговой просёлочной дороге ехал, покачиваясь, грузовик. Шофёр остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.

– Счастливо, друзья! – крикнул он и помахал рукой вслед птицам.

Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор – должно быть, чтобы не заглушить затихающий небесный звон. Он открыл боковое стекло, высунулся и всё смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходящей в туман. И всё слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землёй.

• 1. Найди и прочитай, как говорит писатель о криках улетающих журавлей. Можно представить себе этот крик по описанию?

• 2. Каким словом называют крик журавлей? Журавли…

• 3. Почему шофёр и автор рассказа оставили свои дела и смотрели на журавлей?

• 4. Какое настроение выражено в тексте?

• 5. Каким человеком ты представляешь автора этого рассказа?

• 6. Раздели текст на три части. Озаглавь каждую часть. Перескажи текст по этому плану.

С. А. Есенин. «Отговорила роща золотая…». Отрывок

• 1. Какое настроение выразил поэт? Как ты об этом узнал?

• 2. Что такое «весёлый язык» берёз? Почему роща перестала говорить этим языком?

3. Прочитай отрывок из стихотворения сначала весело и радостно, а потом грустно и печально. Какой вариант чтения передаёт содержание стихотворения? Объясни ответ.

A. H. Майков. Осень. Отрывок

• 1. Что значит «вешняя леса краса»?

• 2. Ты знаешь, что такое грузди? Почему в стихотворении грузди названы кудрявыми? Как ты понимаешь выражение «пурпур брусничных кистей»? Скажи по-другому.

• 3. В стихотворении описана поздняя осень. Подтверди это словами текста.

4. Какое настроение выражено в стихотворении? Постарайся передать его при чтении.

Н. М. Рубцов. «У сгнившей лесной избушки…». Отрывок

• 1. Какое настроение выражено в стихотворении?

2. «И с дерева с тихим свистом

Слетает прохладный лист…»

Прочитай выразительно. Вслушайся, как звучат эти строчки. Ты услышал тихий свист листьев? Как поэт этого добился?

• 3. «И лодка, шурша осокой,

Плывёт по каналу в лес».

Как шуршит лодка в осоке? Какие звуки речи помогли это передать?

А. Т. Твардовский. Лес осенью

1. Прочитай выразительно первые четыре строчки. Какие звуки передают шум листвы? В какие цвета оделась осень? Прочитай.

• 2. Как ты думаешь, почему листва зашумела именно у опушек? Почему ель в лесу стала заметней?

• 3. Прочитай последние две строчки. Как ты их понимаешь? На кого похож этот гриб? Какие слова помогли поэту так выразительно сказать о грибе?

A. H. Плещеев. «Скучная картина!..»

1. Какое настроение выражено в стихотворении? Как поэт добился этого? Постарайся при чтении передать это настроение.

2. «Чахлая» рябина – подбери к определению слова, близкие по значению. При затруднении воспользуйся словарём. Какой словарь нужен – толковый или словарь синонимов?

Список литературы для внеклассного чтения в 3 классе — Мои статьи — Каталог статей

Список литературы для внеклассного чтения в 3 классе.

1. Мифологические сюжеты Древней Греции.

2. Русские волшебные сказки и сказки разных народов « Крошечка-Хаврошечка», « Царевна Несмеяна», « Летучий Корабль», « Финист -ясный сокол», «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)

3. Былины Киевского цикла

4. Басни Эзопа

5. Басни Крылова

6. Н. Гарин-Михайловский > Детство Тёмы

7. Н. Некрасов > Дед Мазай и зайцы

 8. Ш. Перро > Рикки с хохолком

9. А. Милнн > Винни-Пух и все-все-все

10. В. Гаршин > Лягушка-путешественница

11. Ю. Коваль > Соловьи

12. Ю. Дмитриев > О природе для больших и маленьких

13. А. Гайдар > Горячий камень

14. К Паустовский > Стальное колечко

15. В. Драгунский > Девочка на шаре

16. Л. Петрушевская > Сказки

17. С. Козлов > Сказки

18. Ян Ларри > Необычайные приключения Карика и Вали

19. С. Лагерлеф > Путешествие Нильса с дикими Гусями

20. Д. Даррелл > Моя семья и другие звери

21. Д. Харрис > Сказки дядюшки Римуса

22. К. С. Льюис > Лев, ведьма и платяной шкаф

23. Д. Родари > Джельсомино в стране Лжецов > Приключения голубой стрелы

24. Р. Киплинг > От чего у верблюда горб

25. Э. Распе > Приключения Мюнхаузена

26. Э. Сетон-Томпсон > Уличный певец

27. Ф. Баум > Волшебник страны ОЗ

28. О. Пройслер > Маленькое привидение

29. П. Треверс > Мери Поппинс

30. В. Голявкин > Рассказы

31. Ю. Раскин > Когда папа был маленьким

32. Э. Хогарт > Мафин и его весёлые друзья

33. Э. Успенский > Крокодил Гена и его друзья

34. П. Бажов > Серебряное копытце

35. В. Губарев > Королевство кривых зеркал

36. С. Прокофьева > Ученик волшебника

37. Л. Лагин > Старик Хоттабыч

 

 ***

1. А. Волков «Волшебник Изумрудного Города», «Урфин Джюс и деревянные солдаты»

2. И. Крылов — басни

3. А. Пушкин — стихотворения и сказки, «Руслан и Людмила», «Маленькие трагедии».

4. Г.Х. Андерсен — любые сказки.

5. Д. Дефо «Робинзон Крузо»

6. К.С. Льюис «Нарния»

7. Ш. Перро — любые сказки

8. Н. Носов «Незнайка и его друзья», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

9. Тэффи — рассказы

10. Т. Янссон «Мумми-тролли»

11. Б. Житков — рассказы

12. П. Бажов «Каменный цветок»

13. В. Одоевский «Городок в табакерке»

14. И. Ильф, Е. Петров «12 стульев»

 

 ***

Русские народные сказки: «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста — Ясна Сокола», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Былины: «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Сказки народов мира

Мифы и легенды Древней Греции

Русские литературные сказки:

Аксаков С. «Аленький цветочек»

Гаршин В. «Лягушка-путешественница»

Заходер Б. «Серая звездочка»

Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»

Маршак С. «Двенадцать месяцев»

Паустовский К. «Растрепанный воробей»

Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»

Зарубежные литературные сказки:

Андерсен Г.-Х.

Линдгрен А. «Крошка Нильс Карлсон»

Перро Ш. «Мальчик-с-пальчик» и другие сказки

Басни И. Крылова

Рассказы:

Куприн А. «Слон»

Толстой Л. «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка»

Рассказы о природе:

М.Пришвин, И.Соколов-Микитов, Б.Житков, В.Бианки, В.Дуров, В.Астафьев

Поэзия: А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, Ф.Тютчев, А.Фет, А.Плещеев, А.Толстой, К.Бальмонт, И. Бунин, С.Черный, А.Блок, С.Есенин, С.Михалков, Е.Благинина.

Детские энциклопедии, детские журналы.

 

***

Список литературы для 3 класса.

1.А. Гайдар «Тимур и его команда»

2.С. Алексеев «Сто рассказов из русской истории»

3.Д. Дефо «Робинзон Крузо»

4.И. Крылов, басни

5. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

6.М. Твен «Приключения Тома Сойера»

7.Дж. Родари «Джельсомино в стране лжецов», «Путешествие Голубой стрелы»

8.А. Митяев «Книга будущих командиров» ( для мальчиков)

9.С. Могилевская «Девочки, книга для вас» (для девочек)

 

***

Список литературы для внеклассного чтения в 3 классе.

1. Журналы для детей.

2. Справочники для детей.

3. Д. Григорович : «Гуттаперчивый мальчик».

4. В. Короленко : «Дети подземелья».

5. С. Алексеев : «Рассказы о Суворове».

6. М. Лермонтов : «Бородино».

7. Е. Пермяк : «От костра до котла».

8. С. Лагерлеф: «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями». 9. В. Арсеньев : «Встречи в тайге».

10. Книги А. Гайдара.

11. А. Митяев : «Книга будущих командиров».

12. С. Алексеев : «Птица — слова», «Они защищали Москву».

13. Стихи А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, В.А. Жуковский, И. С. Никитин, Тютчев, Фет.

14. Б. Житков : «Семь огней».

15. В. Ян : » Никита и Микитка».

16. В. Бианки : «Повести и рассказы».

17. Н. Шер : «Рассказы о русских писателях».

18. Чарушин: «Рассказы о животных».

19. Д. Дефо: » Приключения Робинзона Крузо».

20. М. Твен «Приключения Тома Сойера».

21. Р. Л. Стивенсон : «Остров сокровищ».

22. А. Рыбаков : «Кортик. Бронзовая птица».

23. Сказки народов мира.

24. Фантастика для детей.

25. Книги о животных.

 

***

Р. Киплинг. сказки

Ю. Дмитриев. книги о природе.

Д. Григорович. «Гутаперчивый мальчик »

В. Кораленко. «Дети подземелья.»

А. Куприн. «Белый пудель.»

К. Станюкович. «Максимка. »

С. Маршак. «Война с Днепром.»

Ю. Аракчеев. «Чудеса из глины. »

Л. Гальперштейн. «Мы едем едем едем.»

Д. Эрвильи. «Приключение доисторического мальчика.»

Губарев. «Королевство кривых зеркал. » другие расказы.

Губарев. «Путешествие на утренюю звезды.»

Ю. Олеша. «ТРИ толстика.»

А. Митяев.»книга будущих командиров.»

Ю. Нечаев.»Награды родины.»

 Л. Жариков. «Подвиги юных.»

Е. Озереская. «Доблесть русского флота.»

В. Чернявкин. «С отцами на равне.»

С. Алексеев. «Они защищали Москву.»

Н. Надеждина. «Партизанка Лара.» серия «Дедушкины медали».

 

***

Подборка лучших книжек. Книжки для детей от 9 до 10 лет.

А. Погорельский — Черная курица или Подземные жители

А. Некрасов — Приключения капитана Врунгеля

П. П. Бажов — Уральские сказы

А. Беляев — Остров погибших кораблей, Голова профессора Доуэля Д. Дефо — Приключения Робинзона Крузо

В. Аксенов — Мой дедушка-памятник, Сундучок, в котором что-то стучит

Г. Каттнер — Котел с неприятностями, Прохвессор накрылся

А. Азимов — Конец вечности, Стальные пещеры, Обнаженное солнце, Я-робот

С.

Лагерлеф — Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

Ф. Зальтен — Бэмби Дж. Барри — Питер Пэн и Венди

О. Пройслер — Крабат: Легенды старой мельницы, Маленькая баба-яга, Маленькое привидение, Маленький водяной

Дж. Рони-Старший — Борьба за огонь, Пещерный лев

Э. Сэтон-Томпсон — Рассказы о животных

Дж. Крюс — Тим Талер или Проданный смех

Р. Говард — Конан-варвар

П. Трэверс — Мери Поппинс

Н. Сладков — Захар Загадкин

Л. Кэрролл — Алиса в стране чудес, Алиса а Зазеркалье

А. С. Пушкин — Руслан и Людмила

О. Уальд — Звездный мальчик, Кентервильское привидение

К. С. Льюис — Хроники Нарнии

Дж. Свифт — Путешествия Гулливера

Дж. К. Джером — Трое в лодке, не считая собаки

Р. Л. Стивенсон — Черная стрела, Остров сокровищ, Клуб самоубийц и Алмаз Раджи

Ч. Диккенз — Приключения Оливера Твиста

А. Конан Дойл — Затерянный мир, Шерлок Холмс

Г. Мало — Без семьи М. Метерлинк — Синяя Птица, Ариана и синяя борода

Б. Полевой — Повесть о настоящем человеке

Г. Уэллс — Нашествие марсиан, Машина времени —

 

***

«Детская Литература» (рекомендовано Министерством образования РФ».)

 «Герои Эллады». Из мифов Древней Греции

«Стихи о Москве»

«Русские народные сказки»

«Русские богатыри». Былины и героические сказки

«Барбос и Жулька». Рассказы о собаках

Наши сказки: Сказки любимых писателей

Волшебный короб: Старинные русские пословицы, поговорки, загадки

Аксаков С. Т. «Детские годы Багрова-внука».

Повесть Алексеев С. «Великая Екатерина». Рассказы о русской императрице Екатерине II

Алексеев С. Исторические повести

Алексеев С. Взятие Берлина. Победа! (1945)

Алексеев С. Оборона Севастополя (1941-1943). Сражение за Кавказ (1942-1944)

Алексеев С. Победа под Курском (1943). Изгнание фашистов (1943-1944)

Алексеев С. Подвиг Ленинграда (1941-1944)

Алексеев С. Московская битва (1941-1942)

Алексеев С. Сталинградское сражение (1942-1943)

Андерсен Х. Сказки

Астафьев В. «Конь с розовой гривой».

Рассказы Бажов П. П. «Медной горы Хозяйка». Уральские сказы Бианки В. «Чей нос лучше?».

Рассказы и сказки Борисова И. «Рассказывает Конни». Книга для чтения на английском языке

Габбе Т., Шварц Е. Сказки

Гайдар А. «Чук и Гек». Рассказы и повесть

Гарин-Михайловский Н. Г. «Детство Темы». Повесть

Голявкин В. «Тетрадки под дождем». Рассказы

Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Роман

Дмитриев Ю. «Хитрецы, невидимки и разные родители».

Рассказы о том, как животные защищаются

Ершов П. «Конек-горбунок».

Русские народные сказки 

Есенин С. «Душа грустит о небесах…». Стихотворения и поэмы Зальтен Ф. «Бемби». Лесная сказка

Кассиль Л. «Будьте готовы, Ваше высочество!». Повести и рассказы

Катаев В. «Сын полка». Повесть

Киплинг Р. «Маугли». Повесть-сказка

Коржиков В. «Морской сундучок». Стихи, рассказы, повесть

Крылов И. А. «Басни»

Куприн А. И. «Белый пудель».

Рассказы Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Сказочная повесть Мамин-Сибиряк Д. Н, «Аленушкины сказки». Рассказы и сказки

Некрасов Н. А. Стихотворения

Олеша Ю. «Три Толстяка». Роман для детей

Паустовский К. «Заячьи лапы». Рассказы и сказки

Пермяк Е. «На все цвета радуги». Рассказы и сказки

Пивоварова И. «О чем думает моя голова». Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса

Пришвин М. «Кладовая солнца». Сказка-быль и рассказы

Пушкин А. С. Стихотворения

Пушкин А. С. Сказки. «Руслан и Людмила». Поэма

Распе Р. Э. «Приключения барона Мюнхгаузена». Рассказы Сахарнов С. «В гостях у крокодилов». Рассказы и сказки

Свифт Дж. «Путешествия Гулливера»

Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»

Скребицкий Г. «Длиннохвостые разбойники»

Сладков Н. «Лесные тайнички». Рассказы и сказки

Снегирев Г. «Умный дикобраз». Рассказы и повести

Сотник Ю. «Вовка Грушин и другие». Рассказы

Твардовский А. Т. Стихотворения и поэмы

Тургенев И. С. «Муму». «Записки охотника».

Рассказы Тютчев Ф. И. «Я встретил вас…». Повесть

Г. В. Чагина о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева и избранные стихотворения поэта

Ушинский К. Д. Рассказы и сказки

Фет А, А. «Соловьиное эхо». Повесть о жизни и творчестве А. А. Фета и избранные стихотвоерния поэта

Чаплина В. «Забавные животные». Рассказы

Чехов А. П. «Лошадиная фамилия». Рассказы и водевили

***

 

Список литературы 3 класс

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук»

Б. Житков, рассказы

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Гаршин «Лягушка — путешественница»

И. Крылов «Басни»

Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», любые другие сказки Р. Киплинг «Рикки — Тикки — Тави»

В. Одоевский «Городок в табакерке»

Е Шварц «Сказка о потерянном времени»

Д. Мамин — Сибиряк «Серая Шейка»

А. Платонов «Разноцветная бабочка»

***

 

Список книг по внеклассному чтению для третьего класса.

Веселые стихи Б.В. Заходера. «Буква Я», «На горизонтских островах», «Никто».

«Рассказы и сказки» Е.А. Пермяка. «Иголкины братья»

«Сказки» Г.Х. Андерсена. «Новый наряд короля». «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Оле-Лукойе», «Дюймовочка». «Рассказы» Е.И. Чарушина. «Про меня самого»

«Рассказы о животных» Б.С. Житкова. Книга — сборник «Что я видел».

Рассказы Н.Н. Носова. «Стихи»

В.В. Маяковского «История Власа — лентяя и лоботряса». «Рассказы о животных» В.В. Чаплиной. «Сказки-несказки»

В. Бианки «Мышонок Пик», «Оранжевое горлышко»

Э. Шима «Приключения зайца». «Сказки»

А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», « Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,

П.Ершов«Конек-горбунок».

«Сказки» А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

«Рассказы о природе». Н.И. Сладкова.

«Рассказы и повести» Л.Ф. Воронковой. «Девочка из города». «Книга о защитниках отечества» А. Гайдара, Е. Благининой. «Стихи о человеке и его делах» С.В. Михалкова. «Важные дела», «А что у вас?», «Дядя Степа».

«Лесная газета» В. Бианки.

«Стихотворения и сказки Д. Родари», «Пугало».

«Стихотворения» С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом».

 

***

 

Пусть чтение приносит вам удовольствие и

пользу для сердца и ума.

 

Работа с текстом на уроках литературного чтения в 3 классе

Фамилия, имя___________________________________    ,    учени___3 «    » класса. 1 вариант

Прочитай внимательно текст.

Зима.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит. Вот бугорок среди поля. Проказник-ветер взял да и сдул с него белую шапку. Нужно её снова надеть.

А вон меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. «Одену-ка я косого в белую шубку, — решила Зима, — тогда уж его на снегу не скоро заметишь». А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплее нарядить. Чудесную шубку припасла ей Зима, просто диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса в сторону пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.

Заглянула Зима в лес: «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется». Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы: до самых бровей нахлобучила снеговые шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось. На концах ветвей рябинки грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

Под деревьями Зима расписала весь снег узором из разных следов. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади — один за другим — два маленьких; и лисий — будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется…

Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы. Можно её и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его взглядом всё кругом ещё краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей деревьев и кустов, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.

                                                                                                 по   Г. Скребицкому

Выполни задания.

 

  1.          Как автор называет ветер?

а) шалун                                                   в) проказник

б) озорник                                                г) сорванец

 

2. О каких деревьях идёт речь в сказке?

а) о соснах, елях, рябинах                                      в) о соснах, берёзах, клёнах

б) о соснах, дубах, осинах                                      г) о соснах, кедрах, лиственницах

 

3. С чем автор сравнивает гроздья рябины? Найди и выпиши предложение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.Где можно увидеть узор из следов?

а) под кустами                                            в) под деревьями

б) на поляне                                                г) на холмах

 

5. Что произошло, когда ветерок стряхнул иней с кустов и деревьев? Найди и выпиши предложение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Чей след тянется цепочкой по снегу?

а) заячий след                                          в) волчий след

б) лисий  след                                          г) медвежий след

 

7. Во что нарядила Зима сосны и ели?

а) в снежные пальто                                          в) в снежные плащи

б) в снежные  куртки                                         г) в снежные шубы

 

8. Объясни значение слова «чародейка».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Кому чародейка Зима хотела показать свою картину?

а) тучке                                          в) звёздам

б) солнышку                                  г) птицам

 

10. Восстанови последовательность событий в тексте.

Деревья в снежных нарядах________

Солнышко любуется картиной______

Узоры из следов _________

Шубки для зайца и лисы__________

Зима в мягких валенках________

 

11. Заполни пропуски словами из текста

_____________________,     ____________________,   ____________________   огоньки  зажглись  на   __________________________,  на кустах  ___________________,        на ___________________.

 

12.Каким образом Зима помогает животным и растениям? Напиши своими словами.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Фамилия, имя___________________________________    ,    учени___3 «    » класса. 2 вариант

Прочитай внимательно текст.

Зима.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит. Вот бугорок среди поля. Проказник-ветер взял да и сдул с него белую шапку. Нужно её снова надеть.

А вон меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. «Одену-ка я косого в белую шубку, — решила Зима, — тогда уж его на снегу не скоро заметишь». А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплее нарядить. Чудесную шубку припасла ей Зима, просто диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса в сторону пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.

Заглянула Зима в лес: «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется». Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы: до самых бровей нахлобучила снеговые шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось. На концах ветвей рябинки грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

Под деревьями Зима расписала весь снег узором из разных следов. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади — один за другим — два маленьких; и лисий — будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется…

Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы. Можно её и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его взглядом всё кругом ещё краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей деревьев и кустов, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.

                                                                                                 по   Г. Скребицкому

Выполни задания.

 

  1.          Во что нарядила Зима сосны и ели?

а) в снежные пальто                                          в) в снежные плащи

б) в снежные  куртки                                        г) в снежные шубы

 

2. Чей след тянется цепочкой по снегу?

а) заячий след                                          в) волчий след

б) лисий  след                                          г) медвежий след

 

3. Заполни пропуски словами из текста

_____________________,     ____________________,   ____________________   огоньки  зажглись  на   __________________________,  на кустах  ___________________,        на ___________________.

 

4. Кому чародейка Зима хотела показать свою картину?

а) солнышку                                           в) звёздам

б) птицам                                                г) тучке

 

5. С чем автор сравнивает гроздья рябины? Найди и выпиши предложение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6.Как автор называет ветер?

а) шалун                                                   в) проказник

б) озорник                                                г) сорванец

 

7.О каких деревьях идёт речь в сказке?

а) о соснах, кедрах, лиственницах                            в) о соснах, берёзах, клёнах

б) о соснах, дубах, осинах                                         г) о соснах, елях, рябинах

8. Каким образом Зима помогает животным и растениям? Напиши своими словами.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9.Где можно увидеть узор из следов?

а) под кустами                                            в) под деревьями

б) на поляне                                                г) на холмах

 

10. Восстанови последовательность событий в тексте.

Солнышко любуется картиной______

Зима в мягких валенках________

Деревья в снежных нарядах________

Узоры из следов _________

Шубки для зайца и лисы__________

 

11. Что произошло, когда ветерок стряхнул иней с кустов и деревьев? Найди и выпиши предложение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12.Объясни значение слова «чародейка».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Правильные ответы

1 вариант

  1. вариант
  1. в

1. б

2.а

2.б

3.На концах ветвей рябинки грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

3. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях.

 

4. в

4. а

5. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей деревьев и кустов, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

 

5. На концах ветвей рябинки грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

6. б

6.в

7.г

7.г

8.Колдунья, волшебница, ведьма. (Умеет ворожить, творит чудеса, умеет колдовать…)

8. Свободный ответ. (Деревья укутала  в снежные шубы, животным подарила теплые зимние шубки….)

9.б

9.в

10.

Деревья в снежных нарядах — 3

Солнышко любуется картиной — 5

Узоры из следов  — 4

Шубки для зайца и лисы- 2

Зима в мягких валенках – 1

 

10.

Солнышко любуется картиной -5

Зима в мягких валенках-1

Деревья в снежных нарядах- 3

Узоры из следов — 4

Шубки для зайца и лисы -2

 

11. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях.

 

11. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей деревьев и кустов, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

 

12.Свободный ответ. (Деревья укутала  в снежные шубы, животным подарила теплые зимние шубки….)

12. Колдунья, волшебница, ведьма. (Умеет ворожить, творит чудеса, умеет колдовать…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи по чтению и литературе для 3-го класса

Департамент образования Индианы

ЧТЕНИЕ ДЛЯ 1 КЛАССА Руководящий принцип: учащиеся читают широкий спектр художественных, документальных, классических и современных произведений, чтобы лучше понимать тексты, самих себя и культуры Соединенных Штатов

Дополнительная информация

Утверждено Государственным советом 2 апреля 2009 г.

Повышение способности учащихся учиться, общаться и сотрудничать посредством обучения грамоте Согласно утверждению Совета штата 4/2/09 Стандарты языкового искусства Небраски Утверждены Советом штата 4/2/09 Таблица

Дополнительная информация

Написание общих ключевых КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

Написание КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ Common Core Руководство для преподавателя по словам, часто используемым в Common Core State Standards, организованное по уровням обучения, чтобы показать прогресс в написании Common Core словаря

Дополнительная информация

Чтение IV класс Уровень 4

Чтение IV Чтение IV знакомит студентов с множеством тем, чтобы обогатить их опыт чтения, включая: обзор согласных и гласных звуков с использованием фонетических подсказок и диакритических знаков для идентификации

Дополнительная информация

Карта учебной программы по письму для 4 класса

Учебная программа Утверждение BOE Ноябрь 2013 НАПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ КАРТЫ УРОВЕНЬ 4 СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ Создание шума о: Это все обо мне! Расскажи мне историю Реалистичная фантастика Расскажи мне

Дополнительная информация

Каталог учебных программ на 2016-2017 гг.

Каталог учебных программ на 2016-2017 годы 2016 Glynlyon, Inc.Содержание ЯЗЫК ARTS 600 ОБЗОР КУРСА … 1 РАЗДЕЛ 1: ЭЛЕМЕНТЫ ГРАММАТИКИ … 3 РАЗДЕЛ 2: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАММАТИКИ … 3 РАЗДЕЛ 3: НАВЫКИ ЧТЕНИЯ … 4 РАЗДЕЛ 4:

Дополнительная информация

Чтение VIII класс 8 уровень

Чтение VIII Чтение VIII знакомит студентов с множеством тем, чтобы обогатить их опыт чтения, в том числе: понимание распространенных орфографических ошибок с использованием префиксов, суффиксов, корневых слов и образования соединений

Дополнительная информация

Каталог учебных программ на 2016-2017 гг.

Каталог учебных программ на 2016-2017 годы 2016 Glynlyon, Inc.Содержание ЯЗЫК ARTS 400 ОБЗОР КУРСА … 1 БЛОК 1: ИИСУС, НАШ ПРИМЕР … 3 БЛОК 2: РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ … 3 БЛОК 3: ИСТОРИЯ НАШЕГО

Дополнительная информация

3 класс — письмо по английскому языку

3-й класс — Типы и цели текстов ELA Готовность к колледжу и карьере 1. Мнение Напишите аргументы в поддержку утверждений при анализе основных тем или текстов, используя веские аргументы и релевантные и достаточные

Дополнительная информация

Нет доказательств.8.9 ж X

Раздел I. Взаимосвязь со стандартами обучения английскому языку 2010 года и структурой учебной программы — Сводка по написанию 8-го класса Адекватный рейтинг, ограниченный Нет доказательств Раздел I. Корреляция со стандартами английского языка

2010 года Дополнительная информация

ЧТЕНИЕ ДЕТСКОГО САДА

ЧТЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДЕ Основные понятия о печати Определите переднюю и заднюю обложки и титульный лист книги.Следуйте словам слева направо и сверху вниз на распечатанной странице. Поймите, что напечатано

Дополнительная информация

Единицы обучения 9 класс

Единицы обучения Тема первого семестра 9-го класса: Путешествие Тема второго семестра: Выбор Основные идеи в области изучения английского языка, лежащие в основе обучения: Независимые мыслители конструируют смысл через язык.

Дополнительная информация

Индекс.344 Учебное пособие по грамматике и языку, 8 класс

Указатель Указатель 343 Указатель AA, an (использование), 8, 123 A, an, the (статьи), 8, 123 диаграммы, 205 сокращений, правильное использование, 18 19, 273 Абстрактные существительные, определение, 4, 63 Принимаю, кроме , 12, 227 Глаголы действия,

Дополнительная информация

Английский 7 Essential Curriculum

Английский 7 Основная учебная программа Жанр Автобиография Реалистичная фантастика Спекулятивная фантастическая тема Противостояние несправедливости Настойчивость Острые ощущения и озноб ОБЗОР Английский 7 учащихся узнают, как добиться цели Дополнительная информация

Справочный буклет для родителей.Уровень 3

Буклет для родителей, уровень 3 Если вам нужна дополнительная информация, свяжитесь с нами. SHURLEY INSTRUCTIONAL MATERIALS, INC. 366 SIM Drive, Cabot, AR 72023 (бесплатный звонок): 800-566-2966 www.shurley.com

Дополнительная информация

Ключевые идеи и детали

ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЯТОГО КЛАССА (RL) Ключевые идеи и детали ELAGSE5RL1: Точно цитируйте текст при объяснении того, что в нем явно говорится, и при выводе выводов из текста.ELAGSE5RL2: Определить

Дополнительная информация

Как читать с книгой

Поведение, требующее уведомления Уровень обучения A / B (Fountas и Pinnell) — DRA 1/2 — NYC ECLAS 2 Решение слов — обнаруживает известные слова (а) в. Анализирует слова слева направо, используя знания о соотношении звуков и букв

Дополнительная информация

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ИСКУССТВА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ИСКУССТВО ВВЕДЕНИЕ Четкие результаты обучения студентов и высокие стандарты обучения в программе обучения предназначены для подготовки студентов к текущим и будущим языковым требованиям.Изменения

Дополнительная информация

Индикаторы управляемого чтения

Управляемое чтение Дескрипторы уровня A Характеристики первых начинающих читателей на уровне A Простые фактические тексты, фантастика о животных и реалистичная художественная литература Книжки с картинками Текст и концепции, сильно подкрепленные изображениями

Дополнительная информация

Литературных терминов (3)

Спектакль или фильм, который должен нас рассмешить и не имеет трагического финала, называется а (н)……….
комедия
трагедия
боевик

Писателя или автора стихов называют ……….
драматург
романист
поэт

Техника, включающая подсказки, которые писатель дает читателям о том, что произойдет позже в романе или рассказе, известна как ……….
образы
предвещая
занижая

Литературная техника, которая пробуждает или стимулирует чувства, известна как……….
образ
предзнаменование
сатира

Когда писатель наделяет нечеловеческие существа или предметы человеческими характеристиками и качествами, этот прием называется ……….
характеристика
персонификация
символизм

Человека, который пишет расширенные художественные произведения, называют ……….
романистом
драматургом
поэтом

The……… в пьесе, романе или рассказе состоит из разговоров, которые персонажи ведут друг с другом.
диалог
диалект
конфликт

Образное письмо, созданное для развлекательных целей, называется ……….
Научная литература
Образный язык
Художественная литература

Человека, который собирает факты, берет интервью у людей и пишет статьи о новостях для общественности, называют a……….
поэт
писатель
журналист

……… рассказа — это важное сообщение, которое читатели должны получить и понять.
действие
мораль
диалект

Аллегория: определение и примеры | LiteraryTerms.net

I. Что такое аллегория?

Аллегория (AL-eh-goh-ree) — это рассказ в рассказе. У него есть «поверхностная история» и другая история, скрытая под ней.Например, поверхностная история может быть о двух соседях, бросающих камни в дома друг друга, но скрытая история будет о войне между странами. Некоторые аллегории очень тонкие, в то время как другие (например, пример с бросанием камней) могут быть более очевидными.

В большинстве аллегорий скрытая история имеет какое-то отношение к политике, религии или морали — сложным предметам, которые трудно понять напрямую. Многим авторам легче обдумывать эти вопросы, переводя их в аллегории, которые легче понять (и веселее читать), чем изощренные философские аргументы.

II. Примеры аллегории

Пример 1

Скотный двор Джорджа Оруэлла — одна из самых известных аллегорий литературы. Поверхностная история — это группа сельскохозяйственных животных, которые встают, выгоняют людей и пытаются сами управлять фермой. Однако скрытая история связана с русской революцией, и каждый из персонажей представляет собой некую фигуру этой революции. Свиньи представляют коммунистических лидеров, таких как Сталин, Ленин и Троцкий, собаки представляют КГБ, люди представляют капиталистов, лошади представляют рабочий класс и т. Д.

Пример 2

Сьюз написал The Sneetches как аллегорию расизма и других форм предрассудков. Эта история о существах, с которыми обращаются как с низшими, потому что у них нет звезд на животе. Как и все рассказы доктора Сьюза, он написан в удобном для детей игривом стиле, но все же содержит важный политический посыл.

III. Важность аллегории

Аллегории передают сложные сообщения в легко читаемых рассказах.Это делает их чрезвычайно полезными и выразительными инструментами. Итак, на протяжении веков люди использовали аллегории, чтобы сказать то, что они не могли бы сказать иначе. Некоторые ученые считают, что мифы и религиозные истории возникли как аллегории глубоких тайн вселенной и человеческого разума — секретов, которые люди не могут постичь без помощи аллегорических историй. В этой интерпретации аллегория — самая старая форма рассказа в мире.

Люди часто используют аллегории, чтобы понять мир вокруг них — будь то мир политики, новых технологий или многих этических проблем, которые бросают нам вызов сегодня.

IV. Примеры аллегории в литературе

Пример 1


Научно-фантастическая эпопея Фрэнка Герберта Дюна часто интерпретируется как свободная аллегория истории Ближнего Востока. В книге есть много очевидных ссылок на исламскую историю (например, предсказанного спасителя зовут Махди , то же самое слово используется для обозначения мессии в исламе). Кроме того, есть ценные специи, которые могут представлять нефть, погребенную под песками пустыни.Есть также фримены, живущие в пустыне воины, которые могут представлять бедуинов.

Пример 2

У Урсулы ле Гуин есть рассказ под названием «Те, кто уходят из Омеласа». На первый взгляд, это описание волшебного города, который скрывает ужасающую тайну. Но его скрытая история — это резкая критика утилитарной философии или идеи, что то, что правильно, делает людей счастливыми. Ле Гуин оспаривает эту идею, описывая город, в котором почти все счастливы, но все же что-то не так с моральной точки зрения…

В.Примеры аллегории в поп-культуре

Пример 1

Так как J.R.R. Толкин участвовал в Первой мировой войне, некоторые люди интерпретируют Властелин колец как аллегорию событий той войны. Хоббиты представляют англичан, а орки и их «восточные союзники» представляют немцев и Центральные державы. Хоббиты отправляются на ужасную битву, но не должны становиться злейшими врагами самих себя. Чтобы в этом убедиться, все, что вам нужно сделать, это взять карту Средиземья и наложить ее на карту Европы 1914 года.Вы увидите, откуда берутся «хорошие парни» и «плохие парни». Сам Толкин говорит, что его книга не была аллегорией. Однако параллели все еще очень ясны, и некоторые люди утверждают, что это своего рода «случайная аллегория» войны. С другой стороны, это может быть просто случай, когда люди слишком много читают в истории!

Пример 2

Нил Гейман — мастер сложной аллегории, о чем свидетельствует его комикс Sandman . Эти книги призваны стать сложной аллегорией всех человеческих историй — «рассказом об историях», как выразился Гейман.В разных местах серии мы видим аллегорические изображения различных религий, исторических фигур, философских идей и даже икон поп-культуры. В первой книге маг пытается обрести бессмертие, заключив Смерть в волшебную клетку, но он случайно захватывает брата Смерти, Сон. Сон происходит из мистического царства, в котором легенды и мифы реальны, и после его захвата он изо всех сил пытается вернуться в это царство, прежде чем оно погрузится в хаос. Это сложная аллегория отношений между смертью, сновидениями и человеческой мифологией.

VI. Связанные термины

Символизм


Аллегории всегда богаты символикой . То есть почти все в них означает что-то еще: каждый персонаж может представлять историческую фигуру, философскую идею или аспект человеческой психологии и т. Д. В большинстве историй есть такой символизм то здесь, то там, но он чрезвычайно используется в аллегории.

Притча

Притча — это рассказ с моральным смыслом, например «Мальчик, который плакал Волком» (о лжи) или рассказ о добром самаритянине (о щедрости).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>