Максим Горький | Биография и книги
Горький Максим
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 28 марта 1868 г. Нижний Новгород Россия
- Умер:
- 14 июня 1936 г. (68 лет)
- Известные работы:
- «Челкаш» «Фома Гордеев» «В мире» «Мать» «Мое детство» «Мои университеты» «Нижние глубины» «Двадцать шесть мужчин и девушка» «Жизнь Клима Самгина»
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Максим Горький , также пишется Максим Горький , псевдоним Алексей Максимович Пешков , (род. 16 марта [28 марта по новому стилю] 1868 г., Нижний Новгород , Россия — умер 14 июня 1936 г.), русский короткий — писатель-рассказчик и романист, сначала привлекший внимание своими натуралистическими и сочувствующими рассказами о бродягах и социальных изгоях, а затем написавший другие рассказы, романы и пьесы, в том числе знаменитую «9».
Молодость
Ранние годы Горького прошли в Астрахани, где его отец, бывший обойщик, стал экспедитором. Когда мальчику было пять лет, умер его отец; Горький вернулся в Нижний Новгород, чтобы жить с бабушкой и дедушкой по материнской линии, которые воспитали его после того, как его мать снова вышла замуж. Дедушка был красильщиком, у которого дела пошли на убыль, и он жестоко обращался с Горьким. От своей бабушки он получил большую часть той небольшой доброты, которую испытал в детстве.
Горький хорошо знал русский рабочий класс, так как его дед дал ему всего несколько месяцев формального обучения, отправив его в мир, чтобы зарабатывать себе на жизнь в возрасте восьми лет. Его работа включала, помимо прочего, работу помощником в сапожной мастерской, мальчиком на побегушках у иконописца и посудомойщиком на волжском пароходе, где повар приобщил его к чтению, которое вскоре стало его главной страстью в жизни. Часто избиваемый своими работодателями, почти всегда голодный и плохо одетый, он познал изнанку русской жизни, как немногие другие русские авторы до или после.
Его поздняя юность и юность прошли в Казани, где он работал пекарем, докером, ночным сторожем. Там он впервые узнал о русских революционных идеях от представителей народнического движения, чью склонность к идеализации русского крестьянина он впоследствии отверг. Угнетенный страданиями своего окружения, он попытался покончить жизнь самоубийством, застрелившись. Покинув Казань в возрасте 21 года, он стал бродягой, подрабатывая всевозможными случайными заработками во время длительных скитаний по югу России.
Первые истории
В Тбилиси (Тифлисе) Горький начал публиковать рассказы в провинциальной печати, из которых первым был «Макар Чудра» (1892), за которым последовал ряд подобных диких романтических легенд и аллегорий, представляющих лишь документальный интерес. Но с публикацией «Челкаша» (1895 г.) в ведущем петербургском журнале началась его история успеха, столь же впечатляющая, как и любая другая в истории русской литературы. «Челкаш», одно из выдающихся его произведений, — история колоритного портового вора, в которой смешались элементы романтизма и реализма. Начался знаменитый «бродяжий период» Горького, когда он описывал социальные отбросы России. Он выразил сочувствие и самоотождествление с силой и решимостью отдельного бродяги или преступника, персонажей, ранее описанных более объективно. «Двадцать шесть и одна» (1899; «Двадцать шесть мужчин и девушка»), описывающий тяжелые условия труда в пекарне, часто считается его лучшим рассказом. Так велик был успех этих произведений, что слава Горького быстро взлетела, и о нем стали говорить почти как о Льве Толстом и Антоне Чехове.
Пьесы и романы
Далее Горький написал серию пьес и романов, все менее превосходных, чем его лучшие ранние рассказы. Первый роман, Фома Гордеев (1899 г.), иллюстрирует его преклонение перед силой тела и воли в властном баржовладельце и восходящем капиталисте Игнате Гордееве, которому противопоставляется его относительно слабый и интеллигентный сын Фома, «искатель смысла». жизни», как и многие другие персонажи Горького. С этого момента рост российского капитализма стал одним из главных вымышленных интересов Горького. Другие романы того периода Трое (1900; Трое из них ), Исповедь (1908; Исповедь ), Городок Окуров (1909; «Город Окуров»), и
Драматическая передача ночлежного характера, который Горький уже так широко использовал в своих рассказах, до сих пор пользуется большим успехом за границей и в России. Он также написал пьесу Мещане (1902; Мелкий буржуа или Самодовольный гражданин ), которая прославляет героя-интеллектуала с революционными наклонностями, но также исследует разрушения, которые революционеры могут нанести повседневной жизни.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Война или мир? Что произошло, когда Толстой познакомился с Горьким
В ранее неизвестном письме другу молодой писатель-революционер описывает день, когда его развлекал величайший романист мира, а также сфотографировался с ним в его имении Ясная Поляна. в октябре 1900 года
Когда Лев Толстой познакомился с Максимом Горьким в бывшей усадьбе Ясная Поляна в 1900, это была не просто встреча двух великих писателей. Он представлял собой сближение двух разных Русей и двух разных столетий.
Толстому было за семьдесят, Горькому — всего 32, и их отношения в то время лучше всего можно было бы описать как непростые. Говоря о Горьком с их общим другом и коллегой по писателю Антоном Чеховым, Толстой сказал: «У него нос, как утиный клюв, — а такие бывают только у несчастных и дурных людей». ревность. Благодаря популярности рассказов, таких как
Однако в отношениях этого дуэта было нечто большее, чем думал Чехов, о чем свидетельствует письмо, пришедшее в «Изгнанники и идеалисты», онлайн-продажу русских рукописей на Christie’s. Она была написана Горьким после его упомянутой встречи с Толстым в 1900 году и до этого аукциона была неизвестна исследователям.
Родившийся в Нижнем Новгороде в 1868 году, Алексей Максимович Пешков взял литературный псевдоним Горький (что означает «горький»), чтобы отразить свое недовольство бедственным положением российской бедноты.
«Ему 73 года, а он через канавы прыгает, как козленок, дерется, как черт, кулачками и все думает и думает» — Горький о Толстом
Он работал тряпичником, мальчиком в столовой и сторожем на стройке, и это только три работы, а также занимался мелким воровством, когда представлялась возможность.
Если в его неустанном труде и была польза, так это то, что он часто отсутствовал в доме своих бабушки и дедушки. Они стали его опекунами, и дед Алексея жестоко избивал его.
В возрасте 19 лет Алексей попытался покончить с собой, выжив только потому, что пуля каким-то образом не попала ему в сердце. После этого чтение книг стало определенной терапией, и вскоре его собственные литературные труды были опубликованы в провинциальных газетах.
По словам его биографа Анри Труайа, главной целью Горького как писателя было «разоблачение пороков общества». Он считал царскую Россию постыдным местом, пронизанным лишениями и упадком, и он был первым русским писателем, который описал жизнь низших классов с чем-то вроде подлинности из первых рук.
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936), Ранняя фотография с надписью Леониду. Андреев, 1898 г. Продано за 3500 фунтов стерлингов 1 декабря 2021 г. в Интернете.На рубеже веков он также подружился с Лениным и регулярно жертвовал средства Российской социал-демократической рабочей партии — революционному марксистскому коллективу, из которого позднее вышли большевики.
Контраст с прошлым Толстого как нельзя более заметен. Он родился в 1828 году в аристократической семье, уходящей корнями в глубь веков, в семье принцессы и графа.
До того, как он женился в середине тридцати пяти, его ранняя взрослость была периодом растворения, наполненным пьянством, азартными играми и распутством. Герои романов Толстого, таких как его шедевры « Война и мир » и « Анна Каренина », в основном происходили из тех же высших слоев общества, что и он сам.
Все это делает контекст встречи Горького и Толстого в Ясной Поляне. Это знаменует захватывающую линию разлома в истории их страны: Толстой, аристократический летописец империалистической России 19-го века, сталкивается лицом к лицу с потенциальным революционером Горьким, писателем скромного происхождения и низкого происхождения, который с коммунистической Россией 20 века.
Год тоже был знаменательным: как раз на стыке двух рассматриваемых эпох.
До этого пара виделась дважды — в январе и мае 1900 года, оба раза в Москве. Встреча, описанная в письме Горького (написанном его другу художнику Виктору Васнецову), произошла в октябре и стала для них третьей.
«Я недавно был у Льва Николаевича [Толстого]», — пишет он. «Я провел с ним весь день. Великий человек! Ему 73 года, а он прыгает через канавы, как козленок, дерется, как черт, на кулаках и все думает и думает» 9.0003
«Вообще говоря, на Льва Николаевича гораздо приятнее смотреть, чем его слушать» — Максим Горький
Неясно, с кем — если с кем конкретно — воевал Толстой, но в целом суть в том, что, несмотря на свои преклонные годы, он все еще был очень активен физически и умственно.
Горький продолжает, что Толстой ‘обращается с Богом небрежно и легко и дает ему довольно широкое определение. «Бог, — говорит он, — есть… то, чего я желаю».
К концу XIX века Толстой считал взгляд православной церкви на христианство ложным. В начале 1890-х годов он даже написал собственную версию Евангелий, согласно которой Иисус был не сыном Божьим, а мудрецом, пришедшим к верному объяснению жизни.
В это время Толстой все чаще отказывался от художественной литературы, чтобы писать полемические произведения о религии, такие как Исповедь , Во что я верю и Царство Божье внутри вас . (В 1901 году церковь отлучит его от церкви.)
Горький пишет потом, что «вообще говоря, гораздо приятнее смотреть на Льва Николаевича, чем слушать его». Но он признает, что «его неугасимое формирование идей — хотя временами совершенно ошибочное — все же очень живое и смелое: манящее, как родник».
Горький добавляет, что «когда [Толстой] начинает говорить о своем ремесле и литературе, я могу слушать бесконечно! Он сообщил мне краткое изложение романа, который собирается написать — Отец Сергий — титул. Он не просто рассказывает об этом, а буквально лепит, рисует для вас! Это все так прекрасно!»
«Можно любить [Толстого] до безумия и в то же время очень и очень его не любить» — Максим Горький
Это любопытный отрывок, так как Отец Сергий на самом деле был рассказом, который Толстой закончил (хотя и не опубликовал) в 189 г. 8. Выдавал ли он это за незавершенную работу, чтобы притвориться перед своим молодым соперником, что он способен сочинить рассказ практически на месте?
Горький подписывает свое письмо словами: «Знаете, можно любить [Толстого] до безумия и в то же время очень и очень его не любить». И все же любовь, а не неприязнь, проявляется в этой переписке прежде всего.
Оказывается, у этих двух часовых разных Русей было больше общего, чем предполагалось. Они еще не раз встречались до смерти Толстого в 1910.
В своем письме к Васнецову Горький не говорит об этом прямо, но кажется, что он восхищался оригинальностью мысли Толстого, хотя и не соглашался с большей частью ее содержания. Как упоминалось выше, в 1880-х и 1890-х годах старший писатель разработал идиосинкразическую форму христианства, и это повлияло на все его взгляды на жизнь.
Его книга 1897 года, Что такое искусство? , предлагает прекрасный пример. Здесь Толстой отбросил огромную часть западного культурного канона — от Шекспира до Вагнера, а также почти все свое собственное творчество. Он утверждал, что об искусстве следует судить не по эстетике, а по тому, насколько прямо и достоверно оно передает эмоции.
Двухстраничный фрагмент рукописи Толстого к этой книге (слева вверху) будет представлен на предстоящей распродаже. Он составляет примерно половину девятой главы, в которой он выдвигает теорию о том, что искусство все больше обеднело, поскольку оно перестало быть религиозным, а диапазон его эмоций должным образом сузился.
В продажу будет включен также фрагмент чернового варианта рукописи Толстого к повести Хаджи-Мурат (вверху справа), его последнее художественное произведение, опубликованное посмертно в 1912. В нем рассказывается история одноименного чеченского вождя, который из соображений личной мести заключает непростой союз со своими русскими врагами против собственного народа. (Фрагмент запечатлел напряженный финал рассказа.)
Зарегистрируйтесь сегодня
Онлайн-журнал Christie’s еженедельно доставляет вам наши лучшие статьи, видео и новости аукционов на ваш почтовый ящик
Подписаться
По иронии судьбы, книга не соответствовала строгим стандартам автора Что такое искусство? .